ОП.03 Материаловедение

Приложение

к ОПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 Материаловедение

Сухой Лог
2024

18

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Сысоев Антон Сергеевич , преподаватель ГАПОУ
многопрофильный техникум»

2

СО «Сухоложский

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
С
КОМПОНЕНТАМИ
ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ…………………………………….……………………4
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………..……………………………….. 6
3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………...................................................................9
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ………………………….………………………………….11

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОМПАНЕНТАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1.
Область применения программы
Программа
учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной
программы начального профессионального образования по рабочей профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
Содержание учебной дисциплины с компонентами практической подготовки предусматривает
формирование у обучающихся, умений, навыков и знаний по учебной дисциплине, и их интеграцию
в профессиональную деятельность.
Практическая подготовка направлена на формирование познавательного интереса, учебной
мотивации, основ практического применения получениях знаний и навыков по учебной дисциплине
(название) Материаловедение в профессиональной деятельности получаемой профессии или
специальности.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
обучающийся должен знать:
Перечень знаний из ФГОС
- основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной
деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
- области применения материалов;
- характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
- требования к состоянию лакокрасочных покрытий. обучающийся должен уметь:
Перечень умений из ФГОС
- использовать материалы в профессиональ-ной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения.
Коды профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем
автомобилей
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей.
ПК 3.5. Произ-водить ремонт и окраску ав-томобильных кузовов.
1.2.

Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой
грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
4

гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе: обязательной аудиторной
учебной нагрузки обучающегося 36 час; практическая подготовка 10 часов.

5

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего)
в том числе:
практические занятия
лекционные занятия
Самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

Количество
часов
36
34
10
24
2
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование
разделов и тем
1

Содержание учебного материала по темам

2
Содержание учебного материала:
1 История развития науки
Тема 1. Основные
2 Строение металлов и сплавов.
сведения о
металлах и сплавах Практические занятия
1 Сравнительная характеристика металлов и сплавов
Содержание учебного материала:
1 Производство чугуна
2 Производство стали
Тема 2. Черные
металлы и сплавы Практическое занятие
1 Расшифровка марок сталей
2 Расшифровка марок сталей
Содержание учебного материала:
1 Химико-термическая обработка
Тема 3.
Термическая
Практическое занятие
обработка
1 Определение сплава по диаграмме железо-углерод.
2 Определение сплава по диаграмме железо-углерод
Содержание учебного материала:
1 Переработка нефти
Тема 4. Горюче2 Смазочные материалы
смазочные
Практическое занятие
материалы
1 Расшифровка марок топлива
2 Расшифровка марок смазочных материалов
Содержание учебного материала:
1 Алюминий и его сплавы.
Тема 5. Цветные
2 Медь и ее сплавы.
металлы и сплавы. Практическое занятие
Неметаллические
1 Маркировка цветных металлов и сплавов
материалы
Дифзачет
Общий максимальный объем аудиторной нагрузки
6

Количество Самостоятельная
часов
работа
3
4
4
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
2
34

Уровень
освоения
5
1
2

1
2

1-2

1-2

1
2-3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет №5:
1.Стол учительский-2шт. 2.Стул учительский – 2 шт. 3. Настенные плакаты-4 шт. 4. Доска
меловая-1 шт. 5.Жалюзи-5 шт. 6.Столы ученические -15 шт.
7.Стулья ученические -30 шт. 8.Мультимедийный проектор -1 шт. 9. Компьютер – 1 шт.
10.Аптечка-1 шт. 11. Инструкции по охране труда-комплект
12. Комплект макетов по устройству автомобиля. 13. Плакаты-комплект.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1. Солнцев, Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов/ Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин. – СПб.:
ХИМИЗДАТ, 2021. – 288 с.
2. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов: учебник/ Г.П. Фетисов. – М.:
Инфра - М, 2020. – 624с.
3.Стуканов, В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное
пособие.
Лабораторный практикум/ В.А. Стуканов – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
Дополнительные источники:
1.
Кириченко, Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие/ Н. Б.
Кириченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 208 с.
2.
Черепахин, А.А. Материаловедение: учебное пособие/ А.А. Черепахин, И.И. Колтунов,
В.А. Кузнецов. – М.: Издательство Кнорус, 2022г. – 240 с.
3.
Электронные учебники: For-students/ru.
Электронные ресурсы:
1. http://www.materialscience.ru/
2. http://supermetalloved.narod.ru
3. http://www.knigka.info/2009/04/20/smazochno-okhlazhdajushhie.html
4. http://www.kodges.ru/42609-smazochno-oxlazhdayushhie-texnologicheskie.html
5. http://www.sprinter.ru/books/1665853.html
6 . http://books.iqbuy.ru/categories_catalog/biblion/tehnika-meditsina/tehnicheskie-naukivtselom/obshchetehnicheskie-distsipliny/materialovedenie

9

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает
организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых
обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе
выполнения практических работ, самостоятельных заданий. Формы и методы текущего контроля по
учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводится
до сведения обучающихся в начале обучения.
Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий.
Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный
зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных
средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных достижений.
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
область применения,
основные свойства и
классификацию материалов,
использующихся в
профессиональной
деятельности;
область применения,
основные свойства,
классификацию,
наименование, маркировки,
металлов и сплавов; основные сведения и
классификацию
неметаллических материалов:
конструкционных и
специальных; материалов
неорганического и
органического
происхождения
«_» по практической
подготовке в виде
самостоятельной работы
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
выполнять
механические испытания
образцов материалов;
использовать
физикохимические методы
исследования металлов;

выбирает,
обосновывает и использует
необходимое лабораторное
оборудование при испытании
свойств материалов;
выбирает и применяет
физико-химические методы
исследования металлов на
наличие/отсутствие примесей;
- использует справочные
материалы, таблицы,
спецификации для
определения
различных/необходимых
свойств материалов; определяет материалы по
физическим, химическим,
технологическим,
экологическим свойствам в
соответствии с требованиями
производственного/ учебного
задания;
использует в
профессиональной
деятельности основные
свойства и классификацию
материалов в соответствии с
требованиями
производственного/ учебного
задания;
объясняет применение
охлаждающих и смазочных
материалов в
профессиональной
10

Оценка результатов выполнения:
практической работы лабораторной
работы контрольной работы
самостоятельной работы тестирования
- контроль самостоятельной работы
устно (формы и методы соответствуют
форме практической подготовки)
- устный опрос
- защита докладов
(формы и методы соответствуют форме
практической подготовки)

пользоваться
справочными таблицами для
определения свойств
материалов;
выбирать материалы
для осуществления
профессиональной
деятельности
«темы» практической
подготовки в виде
самостоятельной и
практической работы

деятельности (при
изготовлении, сборке,
регулировке, ремонте узлов и
механизмов машин,
оборудования, агрегатов
механической,
гидравлической,
пневматической частей
изделий машиностроения)

Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной
аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой.
Процент результативности
Качественная оценка индивидуальных образовательных
(правильных ответов)
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
90-100 %
5
Отлично
80-89 %
4
Хорошо
70-79 %
3
Удовлетворительно
Менее 70 %
2
Не удовлетворительно

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».