Приложение к ОПОП по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Материаловедение Сухой Лог 2024 18 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Сысоев Антон Сергеевич , преподаватель ГАПОУ многопрофильный техникум» 2 СО «Сухоложский СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С КОМПОНЕНТАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ…………………………………….……………………4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………..……………………………….. 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………...................................................................9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ………………………….………………………………….11 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОМПАНЕНТАМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы начального профессионального образования по рабочей профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл Содержание учебной дисциплины с компонентами практической подготовки предусматривает формирование у обучающихся, умений, навыков и знаний по учебной дисциплине, и их интеграцию в профессиональную деятельность. Практическая подготовка направлена на формирование познавательного интереса, учебной мотивации, основ практического применения получениях знаний и навыков по учебной дисциплине (название) Материаловедение в профессиональной деятельности получаемой профессии или специальности. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: обучающийся должен знать: Перечень знаний из ФГОС - основные свойства, классификация, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов; - физические и химические свойства горючих и смазочных материалов; - области применения материалов; - характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов; - требования к состоянию лакокрасочных покрытий. обучающийся должен уметь: Перечень умений из ФГОС - использовать материалы в профессиональ-ной деятельности; - определять основные свойства материалов по маркам; - выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения. Коды профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей. ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов управления автомобилей. ПК 3.5. Произ-водить ремонт и окраску ав-томобильных кузовов. 1.2. Коды общих компетенций в соответствии с ФГОС ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом 4 гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 час; практическая подготовка 10 часов. 5 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка(всего) в том числе: практические занятия лекционные занятия Самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 6 Количество часов 36 34 10 24 2 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение» Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала по темам 2 Содержание учебного материала: 1 История развития науки Тема 1. Основные 2 Строение металлов и сплавов. сведения о металлах и сплавах Практические занятия 1 Сравнительная характеристика металлов и сплавов Содержание учебного материала: 1 Производство чугуна 2 Производство стали Тема 2. Черные металлы и сплавы Практическое занятие 1 Расшифровка марок сталей 2 Расшифровка марок сталей Содержание учебного материала: 1 Химико-термическая обработка Тема 3. Термическая Практическое занятие обработка 1 Определение сплава по диаграмме железо-углерод. 2 Определение сплава по диаграмме железо-углерод Содержание учебного материала: 1 Переработка нефти Тема 4. Горюче2 Смазочные материалы смазочные Практическое занятие материалы 1 Расшифровка марок топлива 2 Расшифровка марок смазочных материалов Содержание учебного материала: 1 Алюминий и его сплавы. Тема 5. Цветные 2 Медь и ее сплавы. металлы и сплавы. Практическое занятие Неметаллические 1 Маркировка цветных металлов и сплавов материалы Дифзачет Общий максимальный объем аудиторной нагрузки 6 Количество Самостоятельная часов работа 3 4 4 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 34 Уровень освоения 5 1 2 1 2 1-2 1-2 1 2-3 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет №5: 1.Стол учительский-2шт. 2.Стул учительский – 2 шт. 3. Настенные плакаты-4 шт. 4. Доска меловая-1 шт. 5.Жалюзи-5 шт. 6.Столы ученические -15 шт. 7.Стулья ученические -30 шт. 8.Мультимедийный проектор -1 шт. 9. Компьютер – 1 шт. 10.Аптечка-1 шт. 11. Инструкции по охране труда-комплект 12. Комплект макетов по устройству автомобиля. 13. Плакаты-комплект. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы: Основные источники: 1. Солнцев, Ю.П. Материаловедение: учебник для вузов/ Ю.П. Солнцев, Е.И. Пряхин. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2021. – 288 с. 2. Фетисов, Г.П. Материаловедение и технология металлов: учебник/ Г.П. Фетисов. – М.: Инфра - М, 2020. – 624с. 3.Стуканов, В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие. Лабораторный практикум/ В.А. Стуканов – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2019. – 208 с. Дополнительные источники: 1. Кириченко, Н.Б. Автомобильные эксплуатационные материалы: учебное пособие/ Н. Б. Кириченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2022. – 208 с. 2. Черепахин, А.А. Материаловедение: учебное пособие/ А.А. Черепахин, И.И. Колтунов, В.А. Кузнецов. – М.: Издательство Кнорус, 2022г. – 240 с. 3. Электронные учебники: For-students/ru. Электронные ресурсы: 1. http://www.materialscience.ru/ 2. http://supermetalloved.narod.ru 3. http://www.knigka.info/2009/04/20/smazochno-okhlazhdajushhie.html 4. http://www.kodges.ru/42609-smazochno-oxlazhdayushhie-texnologicheskie.html 5. http://www.sprinter.ru/books/1665853.html 6 . http://books.iqbuy.ru/categories_catalog/biblion/tehnika-meditsina/tehnicheskie-naukivtselom/obshchetehnicheskie-distsipliny/materialovedenie 9 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний и умений. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе выполнения практических работ, самостоятельных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводится до сведения обучающихся в начале обучения. Текущий контроль знаний проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится после обучения по учебной дисциплине. Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств(ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия индивидуальных образовательных достижений. Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной аттестации. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: область применения, основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; область применения, основные свойства, классификацию, наименование, маркировки, металлов и сплавов; основные сведения и классификацию неметаллических материалов: конструкционных и специальных; материалов неорганического и органического происхождения «_» по практической подготовке в виде самостоятельной работы Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: выполнять механические испытания образцов материалов; использовать физикохимические методы исследования металлов; выбирает, обосновывает и использует необходимое лабораторное оборудование при испытании свойств материалов; выбирает и применяет физико-химические методы исследования металлов на наличие/отсутствие примесей; - использует справочные материалы, таблицы, спецификации для определения различных/необходимых свойств материалов; определяет материалы по физическим, химическим, технологическим, экологическим свойствам в соответствии с требованиями производственного/ учебного задания; использует в профессиональной деятельности основные свойства и классификацию материалов в соответствии с требованиями производственного/ учебного задания; объясняет применение охлаждающих и смазочных материалов в профессиональной 10 Оценка результатов выполнения: практической работы лабораторной работы контрольной работы самостоятельной работы тестирования - контроль самостоятельной работы устно (формы и методы соответствуют форме практической подготовки) - устный опрос - защита докладов (формы и методы соответствуют форме практической подготовки) пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности «темы» практической подготовки в виде самостоятельной и практической работы деятельности (при изготовлении, сборке, регулировке, ремонте узлов и механизмов машин, оборудования, агрегатов механической, гидравлической, пневматической частей изделий машиностроения) Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой. Процент результативности Качественная оценка индивидуальных образовательных (правильных ответов) достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 90-100 % 5 Отлично 80-89 % 4 Хорошо 70-79 % 3 Удовлетворительно Менее 70 % 2 Не удовлетворительно 11