Приложение 16 к ОПОП по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Электротехника Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................... 4 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 5 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» ............................. 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................................................................................................................................ 11 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..14 3 1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе 1. Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей от 9 декабря 2016 года №1581. В программу ОП.01 «Электротехника» включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения «Электротехники» в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 4 2 ОБЩАЯ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Программа учебной дисциплины «Электротехника» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей 2.1 Место учебной дисциплины «Электротехника» в учебном плане Учебная дисциплина «Электротехника» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПОФГОС профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Содержание учебной дисциплины с компонентами практической подготовки предусматривает формирование у обучающихся, умений, навыков и знаний по учебной дисциплине, и их интеграцию в профессиональную деятельность. Практическая подготовка направлена на формирование познавательного интереса, учебной мотивации, основ практического применения получениях знаний и навыков по учебной дисциплине (название) Основы электротехнике для использования в профессиональной деятельности получаемой профессии или специальности. 2.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Электротехника» В результате освоения ОП.01 «Электротехника» обучающийся должен уметь: -измерять параметры электрических цепей автомобилей; -пользоваться измерительными приборами. знать: -устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования автомобилей; -устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и электронных систем; -меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами. Обладать общими компетенциями: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; 5 ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. Учебная дисциплина ОП.01.Электротехника способствует формированию профессиональных компетенций ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем автомобилей ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем автомобилей ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем автомобилей. 2.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: -максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: -обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов; -в том числе практическая подготовка 10 часов. 6 2.4 Содержание учебной дисциплины «Основы электротехники» Вид учебной работы Количество часов Максимальная учебная нагрузка Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка в том числе: лекции Лабораторные и практические работы Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета Самостоятельная работа 7 36 36 24 10 2 2 2.5 Тематический план учебной дисциплины ОП.01 «Электротехника» № занятия Обяз. Аудит. Темы занятий .Введение В т.ч. пр. и лр. СР Уровень освоени я 2 История развития электротехники. Роль электротехники в жизни современного общества, в профессии. Раздел 1.Электрические цепи. Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока. Соединения элементов в 3-4 электрических цепях. Практическое занятие № 1 5-6 Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи. Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока. Параметры переменного тока и напряжения. Формы представления электрических величин 7-8 цепи. 1-2 9-10 Основные характеристики, свойства и элементы магнитного поля. Практическое занятие №2 11-12 Изучение последовательного соединения элементов цепи переменного тока. 13-14 Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением. Раздел 2.Электротехнические устройства Тема 2.1.Электрические машины. Электрические двигатели. Устройство и принцип действия, пуск в ход и регулирование 15-16 частоты вращения. Практическое занятие №3. 17-18 Изучение принципа действия электродвигателя. Тема 2.2. Электроизмерительные приборы. 19-20 Виды и методы электрических измерений. 21-22 Классификация электроизмерительных приборов. Практическое занятие №4. 23-24 Работа амперметра ,вольтметра, ваттметра. 8 1-2 2 2 2 1-2 2 2-3 4 2 4 1-2 2 2 2 2 2 2 1-2 2 4 2 2 2-3 2-3 2 2 2-3 1-2 2 2-3 Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии. Тема 3 1. Электрические машины 25-26 Электростанции : виды, устройство предназначение. 27-28 Генераторы постоянного и переменного тока. Электрические двигатели. Трансформаторы. Практическое занятие № 5. Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической 29-30 энергии. Раздел 4.Электрооборудование Тема 4.1. Электрооборудование станков 31-32 Величины напряжения и силы тока для нормальной работы оборудования станков. Практическое занятие №6. 33-34 Измерение тока, напряжения и мощности в цепях однофазного, трехфазного переменного тока. Дифференцированный зачет итого 9 4 2 2 2 2 4 2 2 1-2 2 2 24 2-3 10 2-3 3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета «Электротехника»: – посадочные места по количеству обучающихся; – доска классная; – рабочее место преподавателя; – комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине – универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике; – комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»; – электроизмерительные приборы всех типов; – стенд для изучения правил ТБ Технические средства обучения: – – – – компьютер с лицензионным программным обеспечением мультимедийный проектор; интерактивная доска; видеоматериалы. 3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники – Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2021. -384 с. Дополнительные источники: – Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр «Академия», 2021. – 288 с Интернет-ресурсы: 1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик». 2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока». 3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника». 4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». 5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.htm l сайт для электриков. Электротехника для начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике, практические работы по электротехнике и электронике 10 4.КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Образовательное учреждение ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по ОП.01 «Электротехника», обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, который проводится в конце 1 семестра, позволяющий оценить знания, умения и освоенные компетенции. Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется отметка и уровень освоения учебной дисциплины. Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Раздел (тема) дисциплины учебной Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Тема 1.1.Электрические знать: - единицы измерения силы цепи постоянного тока. тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников; - методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, цепей; - свойства постоянного электрического тока; -принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока; 11 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Практическое занятие №1 Решение задач. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ, лабораторных работ - контроль самостоятельной работы устно (формы и методы соответствуют форме практической подготовки) уметь: -рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, цепей. «_» по практической подготовке в виде самостоятельной работы Тема 1.2.Электрические Уметь: -рассчитывать параметры цепи переменного тока. цепей переменного тока Знать: -параметры переменного тока; -свойства переменного тока; -формы представления электрических величин. Знать:устройство и принцип Раздел действия крановых 2.Электротехнические электродвигателей; устройства. Уметь: применять Тема 2.1.Электрические полученные знания при машины. пуске электродвигателей. Тема Знать: 2.2.Электроизмерительные - конструктивные и технические характеристики приборы. электроизмерительных приборов; - условные графические и буквенно-цифровые обозначения электроизмерительных приборов; -принципы действия, устройство, область применения и классификацию электроизмерительных приборов. Уметь: - рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин электрических машин и механизмов. «темы» практической подготовки в виде самостоятельной и практической работы Тема 2.3. Аппараты Знать: 12 Практическое занятие №2 - Решение задач. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ. - контроль самостоятельной работы устно (формы и методы соответствуют форме практической подготовки) Практическое занятие №3 Решение задач. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ. Практическое занятие №4 Работа с источниками. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ - оформление отчета по сделанным вычеслениям - защита докладов (формы и методы соответствуют форме практической подготовки) Критерии оценивания Устройство и принцип действия аппаратуры управления Раздел3.Производство, Знать: распределение и -схемы электроснабжения, потребление электрической -способы экономии электроэнергии. энергии Раздел Знать: -Требования допуска к 4.Электрооборудование работе с Тема 4.1. электрооборудованием. Электрооборудование -Техника безопасности при станков работе с электрооборудованием станка Уметь: -проверять и эксплуатировать электрооборудование станков управления крановым оборудованием. 13 самостоятельных работ. Практическое занятие №5 Конференция. Критерии оценивания практических работ Самостоятельная работа №6(устно) Практическое занятие №6 Семинар. Критерии оценивания самостоятельных, практических работ ПРИЛОЖЕНИЯ Практические работы 1.1 Последовательное и параллельное соединение в схеме из двух резисторов. 1.2. Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи с параллельным, последовательным, смешанным соединением элементов. 2.1Изучение последовательного соединения элементов цепи переменного тока. Расчет параметров. 2.2. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением. Расчет силы тока. 3. Изучение принципа действия электродвигателя . 4. Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра. 5. Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической энергии. 6.Измерениетока, напряженияимощностивцепяходнофазного и трехфазного Переменноготока. 14