ОП.01 Электротехника

Приложение

16

к ОПОП по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Электротехника

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального
образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................... 4
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» 5
3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» ............................. 10
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
............................................................................................................................................................ 11
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………..14

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
1. Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей от 9 декабря 2016 года №1581.
В программу ОП.01 «Электротехника» включено содержание, направленное на
формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения
«Электротехники» в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующих
образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей

4

2
ОБЩАЯ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

ХАРАКТЕРИСТИКА

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

Программа учебной дисциплины «Электротехника» является частью основной
профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих,
служащих по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
2.1 Место учебной дисциплины «Электротехника» в учебном плане
Учебная
дисциплина
«Электротехника»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по профессии СПОФГОС профессионального образования по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Содержание учебной дисциплины с компонентами практической подготовки
предусматривает формирование у обучающихся, умений, навыков и знаний по учебной
дисциплине, и их интеграцию в профессиональную деятельность.
Практическая подготовка направлена на формирование познавательного интереса,
учебной мотивации, основ практического применения получениях знаний и навыков по
учебной дисциплине (название) Основы электротехнике
для использования в
профессиональной деятельности получаемой профессии или специальности.
2.2 Результаты освоения учебной дисциплины «Электротехника»
В результате освоения ОП.01 «Электротехника» обучающийся должен
уметь:
-измерять параметры электрических цепей автомобилей;
-пользоваться измерительными приборами.
знать:
-устройство и принцип действия электрических машин и электрооборудования
автомобилей;
-устройство и конструктивные особенности узлов и элементов электрических и
электронных систем;
-меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными
инструментами.
Обладать общими компетенциями:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
5

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Учебная дисциплина ОП.01.Электротехника способствует формированию
профессиональных компетенций
ПК 1.2. Определять техническое состояние электрических и электронных систем
автомобилей
ПК 2.2. Осуществлять техническое обслуживание электрических и электронных систем
автомобилей
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических и электронных систем
автомобилей.

2.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
-максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
-обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36часов;
-в том числе практическая подготовка 10 часов.

6

2.4 Содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка
Аудиторная (обязательная) учебная нагрузка
в том числе: лекции
Лабораторные и практические работы
Итоговая аттестация в форме Дифференцированного зачета
Самостоятельная работа

7

36
36
24
10
2
2

2.5 Тематический план учебной дисциплины ОП.01 «Электротехника»
№
занятия

Обяз.
Аудит.

Темы занятий

.Введение

В т.ч.
пр. и
лр.

СР

Уровень
освоени
я

2

История развития электротехники. Роль электротехники в жизни современного общества, в
профессии.
Раздел 1.Электрические цепи.
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока
Элементы, величины и законы электрической цепи постоянного тока. Соединения элементов в
3-4
электрических цепях.
Практическое занятие № 1
5-6
Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи.
Тема 1.2.Электрические цепи переменного тока.
Параметры переменного тока и напряжения. Формы представления электрических величин
7-8
цепи.
1-2

9-10
Основные характеристики, свойства и элементы магнитного поля.
Практическое занятие №2
11-12
Изучение последовательного соединения элементов цепи переменного тока.
13-14
Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением.
Раздел 2.Электротехнические устройства
Тема 2.1.Электрические машины.
Электрические двигатели. Устройство и принцип действия, пуск в ход и регулирование
15-16
частоты вращения.
Практическое занятие №3.
17-18
Изучение принципа действия электродвигателя.
Тема 2.2. Электроизмерительные приборы.
19-20
Виды и методы электрических измерений.
21-22
Классификация электроизмерительных приборов.
Практическое занятие №4.
23-24
Работа амперметра ,вольтметра, ваттметра.
8

1-2

2
2

2
1-2

2

2-3
4

2
4
1-2

2
2
2
2
2

2
1-2

2

4
2
2

2-3
2-3

2
2

2-3
1-2

2

2-3

Раздел 3 Производство, распределение и потребление электрической энергии.
Тема 3 1. Электрические машины
25-26
Электростанции : виды, устройство предназначение.
27-28
Генераторы постоянного и переменного тока. Электрические двигатели. Трансформаторы.
Практическое занятие № 5.
Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление электрической
29-30
энергии.
Раздел 4.Электрооборудование
Тема 4.1. Электрооборудование станков
31-32
Величины напряжения и силы тока для нормальной работы оборудования станков.
Практическое занятие №6.
33-34
Измерение тока, напряжения и мощности в цепях однофазного, трехфазного переменного тока.
Дифференцированный зачет
итого

9

4
2
2

2

2
4
2

2
1-2
2

2
24

2-3

10

2-3

3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
3.1.Имеющееся оборудование учебного кабинета «Электротехника»:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– доска классная;
– рабочее место преподавателя;
– комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине
– универсальный стол-стенд для проведения лабораторных работ по электротехнике;
– комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника»;
– электроизмерительные приборы всех типов;
– стенд для изучения правил ТБ
Технические средства обучения:
–
–
–
–

компьютер с лицензионным программным обеспечением
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
видеоматериалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
–

Фуфаева Л.И. Электротехника: учебник для студентов среднего профессионального
образования. М.: Издательский центр. «Академия», 2021. -384 с.

Дополнительные источники:
–

Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике: учеб. пособие для
студ.учреждений сред. проф. образования. – 2-е изд. – М.:Издательский центр
«Академия», 2021. – 288 с

Интернет-ресурсы:
1. http//electrolibrary.info/electric.ru - сайт содержит журнал «Я - электрик».
2.http//vsya-electrotehnica.ru - сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи
постоянного тока».
3.http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm - сайт содержит электронный учебник по
курсу «Общая Электротехника».
4.http://ftemk.mpei.ac.ru - сайт содержит электронный справочник по направлению
«Электротехника, электромеханика и электротехнологии».
5.http://www.eltray.com- мультимедийный курс «В мир электричества как в первый
раз»6.http://www.electricalsite.ru/contents_all_0.htm l сайт для электриков. Электротехника для
начинающих. Основы электротехники, учебники, задачи, видео по электротехнике,
практические работы по электротехнике и электронике

10

4.КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

Образовательное учреждение ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум», реализующее подготовку по ОП.01 «Электротехника», обеспечивает
организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Формы и
методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются
образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный
зачет, который проводится в конце 1 семестра, позволяющий оценить знания, умения и
освоенные компетенции.
Оценка сформированных умений, компетенций, знаний производится по
разработанным критериям и соотносится с универсальной шкалой оценки, определяется
отметка и уровень освоения учебной дисциплины.
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Для контроля обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), которые
утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел
(тема)
дисциплины

учебной

Результаты обучения
(освоенные
умения,
усвоенные знания)
Тема
1.1.Электрические знать:
- единицы измерения силы
цепи постоянного тока.
тока, напряжения, мощности
электрического тока,
сопротивления проводников;
- методы расчета и измерения
основных параметров
простых электрических,
цепей;
- свойства постоянного
электрического тока;
-принципы
последовательного и
параллельного соединения
проводников и источников
тока;
11

Формы и методы контроля
и
оценки
результатов
обучения
Практическое занятие №1
Решение задач.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических
работ,
лабораторных работ
- контроль самостоятельной
работы устно (формы и
методы соответствуют форме
практической подготовки)

уметь:
-рассчитывать и измерять
основные
параметры
простых
электрических,
цепей.
«_»
по
практической
подготовке
в
виде
самостоятельной работы
Тема
1.2.Электрические Уметь:
-рассчитывать параметры
цепи переменного тока.
цепей переменного тока
Знать:
-параметры переменного
тока;
-свойства переменного тока;
-формы представления
электрических величин.
Знать:устройство и принцип
Раздел
действия крановых
2.Электротехнические
электродвигателей;
устройства.
Уметь: применять
Тема 2.1.Электрические
полученные знания при
машины.
пуске электродвигателей.
Тема
Знать:
2.2.Электроизмерительные - конструктивные и
технические характеристики
приборы.
электроизмерительных
приборов;
- условные графические и
буквенно-цифровые
обозначения
электроизмерительных
приборов;
-принципы действия,
устройство, область
применения и
классификацию
электроизмерительных
приборов.
Уметь:
- рассчитывать параметры,
составлять и собирать схемы
включения приборов при
измерении различных
электрических величин
электрических машин и
механизмов.
«темы» практической
подготовки в виде
самостоятельной и
практической работы
Тема 2.3. Аппараты
Знать:
12

Практическое занятие №2
- Решение задач.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ.
- контроль самостоятельной
работы устно (формы и
методы соответствуют форме
практической подготовки)
Практическое занятие №3
 Решение задач.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ.
Практическое занятие №4
 Работа с источниками.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ
- оформление отчета по
сделанным вычеслениям
- защита докладов
(формы и методы
соответствуют форме
практической подготовки)

Критерии

оценивания

Устройство и принцип
действия аппаратуры
управления
Раздел3.Производство,
Знать:
распределение
и -схемы электроснабжения,
потребление электрической -способы экономии
электроэнергии.
энергии
Раздел
Знать:
-Требования допуска к
4.Электрооборудование
работе с
Тема 4.1.
электрооборудованием.
Электрооборудование
-Техника безопасности при
станков
работе с
электрооборудованием
станка
Уметь:
-проверять и
эксплуатировать
электрооборудование
станков
управления крановым
оборудованием.

13

самостоятельных работ.
Практическое занятие №5
 Конференция.
Критерии
оценивания
практических работ
Самостоятельная
работа
№6(устно)
Практическое занятие №6
 Семинар.
Критерии
оценивания
самостоятельных,
практических работ

ПРИЛОЖЕНИЯ
Практические работы
1.1 Последовательное и параллельное соединение в схеме из
двух резисторов.
1.2. Расчет эквивалентного сопротивления электрической цепи с параллельным,
последовательным, смешанным соединением элементов.
2.1Изучение последовательного соединения элементов цепи переменного тока. Расчет
параметров.
2.2. Изучение участков цепи с активным, индуктивным, емкостным сопротивлением.
Расчет силы тока.
3. Изучение принципа действия электродвигателя .
4. Работа амперметра и вольтметра. Работа ваттметра.
5. Конференция. Электроэнергетические системы. Распределение и потребление
электрической энергии.
6.Измерениетока, напряженияимощностивцепяходнофазного и трехфазного
Переменноготока.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».