ДУП.02 Основы проектной деятельности

Приложение 15
к ОПОП по профессии
23.01.17. Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ДУП.02 Основы проектной деятельности

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебного предмета «Основы проектной деятельности»
предназначена для профессии начального профессионального образования 23.01.17 Мастер
по ремонту и обслуживанию автомобилей. Программа разработана на основе требований
ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и
результатам освоения учебного предмета «Основы проектной деятельности» и в
соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ начального профессионального образования
на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального
образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и уточнениями к
Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах
освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учётом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального
образования, одобренными научно-методическим советом Центра профессионального
образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 25 мая 2017 года).
Разработчик: Жигунова Т.П., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»

2

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................................................... 4
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ................................ 7
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..................................................................................... 9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ..................................... 15

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет в цикл дополнительных учебных предметов в соответствии с
техническим профилем профессионального образования. Учебный предмет относится к
предметной области ФГОС среднего общего образования общественные науки общей из
обязательных предметных областей. Уровень освоения учебного предмета в соответствии с
ФГОС среднего общего образования базовый.
Содержание программы направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы представлений о логике процесса исследовательской
деятельности, его сущности и методологических основах;
- получение знаний об основных понятиях исследовательской деятельности,
структуры научного документа (реферат, научно-исследовательская работа (проект),
курсовая работа, выпускная квалификационная работа) и требований к его структурным
элементам;
- формирование умений выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи
предстоящей исследовательской деятельности, подбирать способы достижения
поставленных целей, предвидения результата, возможных отклонений и нежелательных
явлений, определять этапы исследовательской деятельности, распределять время,
планировать и составлять алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и
методик исследования, оформлять результаты исследования в различных формах;
- формирование умений самостоятельной работы студентов с учебной, методической,
справочной и научной информацией, информационными средствами и компьютерными
технологиями (осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной
информации)
Реализация содержания учебного предмета предполагает соблюдение принципа
строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Основы проектной
деятельности» на ступени основного общего образования. В то же время учебного предмета
Основы проектной деятельности для профессиональных образовательных организаций
обладает самостоятельностью и цельностью.
Изучение учебного предмета «Основы проектной деятельности» завершается
промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения
ППССЗ на базе основного общего образования.
В рамках изучения учебного предмета предусматривается выполнение обучающимися
индивидуальных проектов на социально значимые темы из общеобразовательных
предметных областей (филология, общественные науки, математика и информатика,
естественные науки, экология и основы безопасности жизнедеятельности).
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты
антикоррупционного поведения.
(в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747)
4

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня
физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
(в редакции Приказа Минпросвещения России от 17.12.2020 № 747)
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

5

ОБЪЁМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Объём учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
В том числе
Взаимодействие с преподавателем
В том числе
Лекции, уроки
Практические занятия
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)
Всего часов

Количество
академических
часов
32
32
32
0
2
32

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
•
Личностные результаты:
формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой
деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для повышения
собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности,
самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя
для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по
решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых
коммуникаций;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку
уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием
современных электронных образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств
информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так
и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной
профессиональной деятельности на основе развития личных информационнокоммуникационных компетенций;
•
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
использовать различные источники информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение публично представлять результаты собственного исследования.
•
Предметные результаты:
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебной
дисциплины: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностносмысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных
7

способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному
самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления
целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми
компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и
интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению)
проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий,
самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать
избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

8

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.
Цели и задачи изучения основ проектной деятельности в учреждениях среднего
профессионального образования. Проектирование в профессиональной деятельности.
Творческая и исследовательская деятельность и творческий проект. Проект как один из
видов самостоятельной деятельности обучающихся.
2.
Понятие проекта, проектной деятельности, проектной культуры. Типы
проектов по сферам деятельности (технический, организационный, экономический,
социальный, смешанный). Классы проектов (монопроекты, мультипроекты, мегапроекты).
Проект и его виды. Долгосрочные и краткосрочные проекты. Групповой и индивидуальный
проект. Исследовательский проект. Прикладной проект. Информационный проект.
Творческий проект.
3.
Практическая работа: Составление словаря по теме: «Проект и его виды».
4.
Выбор темы. Определение степени значимости темы проекта. Требования к
выбору и формулировке темы. Актуальность и практическая значимость исследования.
Определение цели и задач. Типичные способы определения цели. Эффективность
целеполагания. Понятие «Гипотеза». Процесс построения гипотезы.
5.
Практическая работа: Формулирование гипотезы. Доказательство и
опровержение гипотезы.
6.
Знакомство с Положением об индивидуальном проекте, критериями оценки
проекта, выбор направления проектирования. Этапы
работы
над
проектом.
Подготовительный этап: выбор темы, постановка целей и задач будущего проекта.
7.
Планирование этапов выполнения проекта. Подбор необходимых материалов,
определение способов сбора и анализа информации. Работа над степенью изученности темы
на современном этапе.
8.
Практическая работа: Работа с сайтом Киберленинка, поиск научных статей
по выбранной теме, их аннотация.
9.
Виды источников информации: учебная,
справочно-информационная,
научная. Информационные ресурсы (интернет-технологии). Правила и особенности
информационного поиска в Интернете. Виды чтения. Виды фиксирования информации.
Виды обобщения информации.
10.
Отработка методов поиска информации в Интернете. Составление плана
текста. Сбор информации. Выписки из текста, цитирование текста. Пометки в тексте.
11.
Практическая работа: Подготовка
сообщения «Методы
работы
с
текстовыми источниками информации».
12.
Общие требования к оформлению текста (ГОСТы по оформлению
машинописных работ: выбор формата бумаги, оформление полей, знаков препинания,
нумерация страниц, рубрикации текста, способы выделения отдельных частей текста).
Правила
оформления
титульного
листа,
содержания
проекта.
Оформление
библиографического списка. Правила оформления таблиц, графиков, диаграмм, схем.
13.
Практическая работа: Оформление титульного листа.
Введения.
Оформление списка использованных источников, таблиц, рисунков.
14.
Презентация проекта. Особенности работы в программе Power Point.
Требования к содержанию слайдов. Требования к оформлению формы презентаций.
Алгоритм написания доклада. Сильные и слабые стороны работы.
15.
Редактирование введения, тезисов и демонстрационных материалов. Критерии
оценки проектной деятельности.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
урок
а

Наименование
раздела, темы

1-2

Проектная
деятельность

3-4

Понятие и
особенности
индивидуальных
проектов

Содержание
учебного
материала

Количество
академически
х часов во
взаимодейств
ии с
преподавател
ем
Введение
Цели и задачи
2
изучения основы
проектной
деятельности
в
учреждениях
среднего
профессионально
го образования.
Проектирование
в
профессионально
й деятельности.
2.Творческая
и
исследовательска
я деятельность и
творческий
проект.
Проект
как один из видов
самостоятельной
деятельности
обучающегося.
Раздел 1. Типы и виды проектов
Понятие проекта,
2
проектной
деятельности,
проектной
культуры. Типы
проектов
по
сферам
деятельности
(технический,
организационный
, экономический,
социальный,
смешанный).
Классы проектов
(монопроекты,
мультипроекты,
мегапроекты).
Проект и его
виды.
Долгосрочные и

В том
числе
Л, П
У З
Р

С
Р

Формируем
ые
компетенци
и

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09

10

5-6

7-8

Выбор и
формулирование
темы.

9-10

1112

Подготовительная
работа

краткосрочные
проекты.
Групповой
и
индивидуальный
проект.
Виды
проектов.
Составление
словаря по теме:
«Проект и его
виды».
Выбор
темы.
Определение
степени
значимости темы
проекта.
Требования
к
выбору
и
формулировке
темы.
Актуальность и
практическая
значимость
исследования.
Определение
цели и задач.
Типичные
способы
определения
цели.
Эффективность
целеполагания.
Понятие
«Гипотеза».
Процесс
построения
гипотезы.
Формулирование
гипотезы.
Доказательство и
опровержение
гипотезы.
Знакомство
с
Положением об
индивидуальном
проекте,
критериями
оценки проекта,
выбор
направления
проектирования.
Этапы
работы
над
проектом.

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ОК10

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ОК 10

11

1314

Этапы выполнения
проекта

1516

1718

1920

Методы работы с
источниками
информации

Подготовительны
й этап: выбор
темы, постановка
целей и задач
будущего
проекта.
Планирование
этапов
выполнения
проекта. Подбор
необходимых
материалов,
определение
способов сбора и
анализа
информации.
Работа
над
степенью
изученности
темы
на
современном
этапе.
Работа с сайтом
Киберленинка,
поиск научных
статей по
выбранной теме,
их аннотация.
Виды источников
информац
ии:
учебная,сп
равочноинформационная,
научная.
Информационные
ресурсы
(интернеттехнологии).
Правила
и
особенности
информационног
о
поиска
в
Интернете. Виды
чтения.
Виды
фиксирования
информации.
Виды обобщения
информации.
Отработка
методов поиска
информации
в

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ОК 10

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
12

2122

2324

2526

Правила
оформления
проекта

Интернете.
Составление
плана
текста.
Сбор
информации.
Выписки
из
текста,
цитирование
текста. Пометки в
тексте.
Подготовка
сообщения
«Методы работы
с
текстовыми
источниками
информации».
Общие
требования
к
оформлению
текста (ГОСТы
по оформлению
машинописных
работ:
выбор
формата бумаги,
оформление
полей,
знаков
препинания,
нумерация
страниц,
рубрикации
текста, способы
выделения
отдельных частей
текста). Правила
оформления
титульного листа,
содержания
проекта.
Оформление
библиографическ
ого
списка.
Правила
оформления
таблиц, графиков,
диаграмм, схем.
Оформление
титульного листа.
Введения.
Оформление
списка
использованных

ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК10

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ОК 10
ОК 11

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

13

2728

2930

3132

источников,
таблиц, рисунков.
Общие требования Презентация
к созданию проекта проекта.
Особенности
работы в
программе Power
Point. Требования
к содержанию
слайдов.
Требования к
оформлению
формы
презентаций.
Алгоритм
написания
доклада. Сильные
и слабые стороны
работы.
Редактирование
введения, тезисов
и
демонстрационны
х
материалов.
Критерии оценки
проектной
деятельности.
Дифференцирован
Правила
ный зачёт
оформления и
требования к
созданию проекта
ИТОГ

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
Ок 09
ОК 10
ОК 11

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04

2

32

14

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация и освоение программы учебного предмета «Основы проектной
деятельности» требует наличия учебного кабинета с возможным доступом к сети Интернет
во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение
кабинета
должно
удовлетворять требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к
уровню подготовки обучающихся.
В кабинете необходимо наличие мультимедийного оборудования, при помощи
которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию по «Основам проектной деятельности», создавать презентации,
видеоматериалы, иные документы.

15

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для преподавателей:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013
№ 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ,
от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ,
от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными
Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
2.
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
3.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
4.
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
5.
И.А.Алексеева.
Проектная
деятельность
как
способ
организации
семиотического образовательного пространства, Москва: Проспект, 2016
6.
Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
учеб. для студ. средн. пед. учеб. заведений/Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.:
издательский центр «Академия», 2017.
7.
Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской
деятельности студентов. Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования/Тарасова Н.В., Пастухова И.П. – 4-е изд., стер. - М.:
Издательский центр «Академия», 2015.
8.
Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы учебно-исследовательской
деятельности студентов. Учебное пособие для студентов учреждений среднего
профессионального образования/Тарасова Н.В., Пастухова И.П. – М.: Издательский центр
«Академия», 2016.
9.
Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии:
организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. М.:
Педагогический университет «Первое сентября», 2017.
10.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:
АРКТИ, 2016
11.
Гурман С.М. Оформление учебных текстовых документов: Методические
указания/С.М. Гурман, В.И. Семенов. – Богданович, 2018
Для студентов:
1.
Боронина, Л. Н. Основы управления проектами: [учеб. пособие] / М-во
образования и науки рос.Федерации, Екатеринбург:изд-во Уральский университет 2019
2.
Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в
профессиональной деятельности: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф.
образования – М.: Академия, 2018
3.
Жукова Т. Н., Организация проектной деятельности и формирование команды
проекта: учебное пособие / Т. Н. Жукова, Е. К. Чугунова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. –
158 с.
16

Интернет – ресурсы:
1.
http://psystudy.ru – электронный научный журнал
2.
http://studentam.net/ - электронная библиотека учебников
3.
Российская государственная библиотека http:// www.rsl.ru
4.
http: // www.potal.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование».
http: //school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».