Приложение 14 к ОПОП по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ДУП.01. Родной язык / Родная литература Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Федеральной образовательной программы среднего общего образования и с учетом Рабочей программы воспитания по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций. Разработчик: Московских многопрофильный техникум» А. И., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»Ошибка! Закладк 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................... 19 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ... 25 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..................................................................................................................................... 27 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК / РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общеобразовательная дисциплина «Родной язык / Родная литература» входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей. 1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины: 1.2.1. Цели дисциплины Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Родной язык / Родная литература» направлено на достижение следующих целей: • воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России; • осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры; • формирование познавательного интереса к родной литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта народов Российской Федерации, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию; развитие представлений о специфике родной литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного мышления, художественного вкуса; • формирование общего представления об историко-литературном процессе; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; • развитие у обучающихся критического мышления, интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве; • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы. 1.2.2. Планируемые образовательные результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО 4 В рамках освоения программы дисциплины, обучающиеся достигают дисциплинарных результатов базового уровня в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии следующих ОК и ПК (в соответствии с описательной частью ООП СПО по специальности/профессии). (таблица 1) 5 Объем учебного предмета Объем учебного предмета Общая трудоёмкость учебного предмета в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт) Всего академических часов 32 32 20 12 0 2 6 Таблица1. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО Код и наименование формируемых компетенций ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Планируемые результаты освоения дисциплины Общие В области ценности научного познания: Дисциплинарные (нумерация сохранена)1 сформировать устойчивую мотивацию к систематическому чтению на родном языке как средству сформированность мировоззрения, соответствующего познания культуры своего народа и других культур на современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним как форме приобщения к литературному осознанию своего места в поликультурном мире; наследию и через него к сокровищам отечественной и совершенствование языковой и читательской культуры мировой культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; владеть основными фактами жизненного и осознание ценности научной деятельности, готовность творческого пути национальных писателей и поэтов; осуществлять проектную и исследовательскую деятельность знание и понимание основных этапов развития индивидуально и в группе; национальной литературы, ключевых проблем Овладение универсальными учебными познавательными произведений родной литературы, сопоставление их с действиями: текстами русской и зарубежной литературы, затрагивающими общие темы или проблемы в) работа с информацией: выявлять идейно-тематическое содержание владеть навыками получения информации из произведений родной литературы разных жанров с источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации использованием различных приемов анализа и понятийного аппарата теории литературы; владение различных видов и форм представления; умениями познавательной, учебной проектносоздавать тексты в различных форматах с учетом исследовательской деятельности назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; оценивать достоверность, легитимность информации, интерпретировать изученные и самостоятельно ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе, сопоставлять их с использовать средства информационных и произведениями других видов искусств, в том числе с коммуникационных технологий в решении когнитивных, информационно-коммуникационных коммуникативных и организационных задач с соблюдением использованием технологий; использовать словари и справочную требований эргономики, техники безопасности, гигиены, литературу, опираясь на ресурсы традиционных ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм библиотек и электронных библиотечных систем информационной безопасности; владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности иметь представление об изобразительновыразительных возможностях языка родной литературы и самостоятельно проводить смысловой и эстетический анализ художественных текстов 8 ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: иметь представление о роли и значении родной литературы в жизни человека и общества; включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как носителям культуры своего народа осознавать тесную связь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным становлением личности; понимание родной литературы как художественного отражения традиционных духовнонравственных российских и национальных ценностей сформировать устойчивую мотивацию к систематическому чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного диалога, уважительного отношения к ним как форме приобщения к литературному 9 наследию и через него к сокровищам отечественной и самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать мировой культуры собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; 10 - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты 11 выявлять идейно-тематическое содержание ОК 04. Эффективно готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; произведений родной литературы разных жанров с взаимодействовать и работать в коллективе и -овладение навыками учебно-исследовательской, проектной использованием различных приемов анализа и понятийного аппарата теории литературы; владение команде и социальной деятельности; умениями познавательной, учебной проектноОвладение универсальными коммуникативными исследовательской деятельности действиями: б) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; 12 признавать свое право и право других людей на ошибки; ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста развивать способность понимать мир с позиции другого человека В области эстетического воспитания: интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на эстетическое отношение к миру, включая эстетику историко-культурной основе, сопоставлять их с быта, научного и технического творчества, спорта, труда и произведениями других видов искусств, в том числе с общественных отношений; использованием информационно-коммуникационных способность воспринимать различные виды технологий; владение умением использовать словари и искусства, традиции и творчество своего и других народов, справочную литературу, опираясь на ресурсы ощущать эмоциональное воздействие искусства; традиционных библиотек и электронных библиотечных убежденность в значимости для личности и общества систем отечественного и мирового искусства, этнических создавать самостоятельные письменные работы культурных традиций и народного творчества; разных жанров (развернутые ответы на вопросы, рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, готовность к самовыражению в разных видах сочинения, эссе, доклады, рефераты и другие работы) искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств 13 ОК 06. Проявлять гражданско патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения осознавать тесную связь между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным становлением личности; понимание целенаправленное развитие внутренней позиции родной литературы как художественного отражения личности на основе духовно-нравственных ценностей традиционных духовнонравственных российских и народов Российской Федерации, исторических и национальных ценностей национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, понимать родную литературу как особый способ антикоррупционного мировоззрения, правосознания, познания жизни, культурной самоидентификации экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание обучающимися гражданской идентичности; российской осознание своих конституционных обязанностей, уважение закона и правопорядка; прав и принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской 14 деятельности; патриотического воспитания: 15 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности 16 ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности - наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной - интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения родной литературы на историко-культурной основе, сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; использовать словари и справочную 17 практики, основанного на способствующего осознанию поликультурном мире; диалоге культур, литературу, опираясь на ресурсы традиционных своего места в библиотек и электронных библиотечных систем совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду 18 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Тематический план и содержание дисциплины Наименование Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), разделов и тем лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии) 1 2 Основное содержание Модуль 1 Традиции русской классики в творчестве писателей второй половины XX в. (обязательный) Традиция древнерусской литературы и литературы XVIII в. в современном литературном Тема 1.1. процессе Теоретическое обучение Серьезное и ироническое переосмысление традиций древнерусской литературы и литературы XVIII в. в современном литературном процессе. Рецепция образов и мотивов древнерусской литературы в прозе Е. Водолазкина. Влияние творчества Г.Р. Державина на поэзию постмодернизма (Т. Кибиров) и новой искренности (М. Амелин) Тема 1.2. Пушкинская традиция в русской литературе второй половины XX в. Практическое занятие Образ Пушкина и пушкинский интертекст в литературе конца XX – начала XXI вв. Пушкинские аллюзии в песнях Б. Окуджавы и В. Высоцкого. Пародийное и пародическое в диалоге писателей-постмодернистов с А.С. Пушкиным. «Прогулки с Пушкиным» А. Терца, поэзия Вс. Некрасова, Т. Кибирова Тема 1.3. Влияние Н.В. Гоголя на русскую литературу последних десятилетий Практическое занятие Влияние творчества Н.В. Гоголя на драматургию А. Вампилова («Провинциальные анекдоты»). Гоголевские истоки сатирической литературы конца XX – XXI вв. (Вен. Ерофеев, В. Пелевин, В. Сорокин) Тема 1.4. Рецепция чеховской традиции в прозе второй половины XX в. Практическое занятие Изображение интеллигенции в произведениях Ю. Трифонова. Роль художественной детали в малой прозе второй половины XX в. Чеховская традиция в прозе С. Довлатова (жанр, образный строй, способы создания комического) Объем часов 3 Формируемые компетенции 4 16 2 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 6 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 4 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 4 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 20 Модуль 2 (обязательный) Тема 2.1. Тема 2.2. Модуль 3 (вариативный) Тема 3.1 Литература о Великой Отечественной войне 4 Классификация и периодизация литературы о Великой отечественной войне Теоретическое обучение Три поколения советской литературы о войне. Жанровое многообразие военной лирики. Классификация военной прозы по идейно-тематическому принципу. Основные темы и мотивы военной лирики. Песенная поэзия о войне. Поэтизированный образ человека в условиях войны Роль литературы non-fiction в изображении Великой Отечественной войны. Образ войны в советской художественно-документальной прозе и его внелитературные источники. «Брестская крепость» С. Смирнова, «Блокадная книга» Д. Гранина и А. Адамовича, «У войны не женское лицо» С. Алексиевич. Влияние героического эпоса на военную прозу. Традиции романа-эпопеи «Война и мир» в произведениях К. Симонова, В. Гроссмана Лейтенантская проза Практическое занятие Образ лейтенанта в советской военной повести. Биография писателей-фронтовиков и ее переосмысление в художественном повествовании. Язык лейтенантской прозы Окопная правда произведений В. Некрасова и В. Богомолова. Роль детали в военной прозе. Трансформация проблематики и поэтики литературного произведения в его киновоплощении (художественный фильмы А. Иванова «Солдаты» и А. Тарковского «Иваново детство») Содержание вариативных прикладных модулей (профессионально ориентированное)* Специфика литературы как вида искусства и современный литературный процесс 2 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 2 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 Основные принципы классической эстетики Теоретическое обучение Признаки эстетически значимого объекта. Целостность и завершенность литературного произведения. Уникальность произведения искусства. Специфика эстетических эмоций 14 4 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 21 Тема 3.2 Художественный образ в литературе и других видах искусства Практическое занятие Категория образа в искусстве и за его пределами. Литературоведческие концепции художественного образа (Аристотель, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня) 6 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 Тема 3.3 Рецепция современной литературы в других видах искусства 4 ОК 02 Модуль 4 (вариативный) Тема 4.1 Тема 4.2 Тема 4.3 Модуль 5 (вариативный) Практическое занятие Трансформация художественного образа при переводе литературы на язык других видов искусства (экранизации литературных произведений второй половины XX в., песни на стихи советских поэтов) Литература эпохи оттепели ОК 03 ОК 06 ОК 09 14 Литературная ситуация 1950-х – 60-х гг. Теоретическое обучение Влияние развенчания культа личности Сталина на литературу и искусство 1950-х – 1960-х гг. Расширение тематического и художественного диапазона литературы оттепели. Литературные направления и течения середины XX в. «Поэтический бум» эпохи оттепели Практическое занятие Поэзия шестидесятников. «Громкая» и «тихая» лирика. Авторская песня. Зарождение рокпоэзии. Гражданские темы и лиризм «оттепельной» поэзии 4 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 6 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 Ироническая проза Практическое занятие Переосмысление традиций А.П. Чехова в прозе В. Аксенова и Ф. Искандера. Генезис и типология героя иронической прозы. Способы создания комического 4 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 Деревенская и городская проза в литературном процессе 1960–90-х гг. 14 22 Тема 5.1 Истоки деревенской прозы Теоретическое обучение, Практическое занятие Творчество Е. Дороша и В. Овечкина как предтечей деревенской прозы. Влияние на деревенскую прозу рассказа А. Солженицына «Матренин двор» 4 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 Тема 5.2 Образ русской деревни в литературном творчестве представителей разных регионов России Практическое занятие Региональная специфика деревенской прозы. Образ русской деревни в творчестве сибирских писателей (В. Распутин, В. Астафьев) 6 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 Тема 5.3 Городская проза и «жестокая» проза Практическое занятие 4 ОК 02 ОК 03 Образ города в творчестве советских писателей второй половины XX в. Ю. Трифонов как основоположник городской прозы. Влияние городской прозы на «другую» («жестокую») прозу (Т. Толстая, Л. Петрушевская, Н. Садур и др.) Модуль 6 (вариативный) Тема 6.1 Тема 6.2 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК- 09 Постмодернизм и новая искренность в современной литературе 14 Истоки постмодернизма в отечественной литературе Теоретическое обучение Первые постмодернистские художественные опыты в условиях неофициальной советской литературы. Формы пародии в творчестве писателей-постмодернистов. Вен. Ерофеев, А. Битов как основоположники постмодернизма в русской литературе Постмодернистские поэтические течения Практическое занятие История и поэтика московского концептуализма. Метафора и метабола в поэзии метариалистов. Переосмысление классических традиций в творчестве куртуазных маньеристов 4 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 6 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 23 Тема 6.3 Новый реализм и постреализм в современной литературе Практическое занятие Неоклассическая проза в диалоге с постмодернизмом. Соотношение понятий «неореализм» и «постреализм». Осмысление общечеловеческих проблем в прозе В. Маканина, З. Прилепина, Р. Сенчина Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 4 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 2 24 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Для реализации программы дисциплины должен быть предусмотрен «русского языка и литературы», оснащенный оборудованием: наименование кабинета из указанных в п.6.1 ПООП партами и стульями, техническими средствами интерактивная доска, мультимедиа-проектор, звуковая система. обучения: Кабинет компьютер, 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания. Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией список может быть дополнен новыми изданиями. - проектор; - экран настенный Информационное обеспечение Основная литература 1.» Литература»( в 2 частях) Лебедев Ю. В.. Издательство «Просвещение»,2021г 2. «Литература» (в 2 частях) Михайлов О. Н. Шайтанов И. О., Чамаев В.А. и др. под редакцией Журавлева В. П., Издательство «Просвещение», 2019. 3. »Литература» ( в 2 частях), 10 класс, Коровин В. И., Вершинина Н. А., Капитанова Л. А. и др. под редакцией Коровина В. И., Издательство « Просвещение», 2020г. 4.» Литература» (в 2 частях),11 класс, Коковин В. И., Вершинина Н. А., Гальцова Е. Д. и др. под редакцией Коровина В. И., Издательство «Просвещение», 2022г. Дополнительная литература 1.Обернихина Г. А. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М.: Академия, 2018. 400 с. 2.Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М.: 2012. 3.Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М.: 2018 Дидактические пособия и справочные издания 1. Презентации по литературе 19,20 века. 2. Презентации по разделам русского языка. 3. Художественные, документальные фильмы по литературе 19 и 20 веков. II. Бумажные (печатные) издания: 1. Рабочая программа учебных дисциплин 2. Методические рекомендации по организации самостоятельной обучающихся. работы 25 3. 4. 5. 6. Методические указания по подготовке к семинарским, практическим занятиям. Методические рекомендации по написанию контрольных работ. Тесты (входные, промежуточные, итоговые) Раздаточный материал по разделам литературы, русского языка. Периодические издания 1.» Литература»- приложение к газете «Первое сентября». Учебно-методическая газета для учителей словесности. Учредитель ООО «Чистые пруды». 2. Журнал «Русская словесность». Научно- теоретический и методический журнал, Учредитель ООО «Школьная пресса» 3.» Русский язык и литература». Периодика.2023г Электронные образовательные ресурсы 1.«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».- www. school-collection. edu. ru Электронные информационные ресурсы 1. «Культура письменной речи» (сайт, созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).- www. gramma. ru 2.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет».www. krugosvet. ru 2. … 26 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА Контроль и оценка результатов освоения дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Общая/професс Раздел/Тема Тип оценочных мероприятий иональная компетенции Модуль 1. Традиции русской классики в творчестве писателей второй половины XX в. ОК 02 1.1. Традиция древнерусской Вопросы по теме лекции ОК 03 литературы и литературы XVIII в. в современном литературном ОК 06 процессе ОК 09 4. ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 1.2. Пушкинская традиция в русской литературе второй половины XX в. ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 1.3. Влияние Н.В. Гоголя на русскую литературу последних десятилетий Контрольная беседаанализ художественного текста ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 1.4. Рецепция чеховской традиции в прозе второй половины XX в. Тест ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 ОК 02 ОК 03 ОК 06 Модуль 2. Литература о Великой Отечественной войне 2.1 Классификация и периодизация литературы о Великой отечественной войне 2.2. Лейтенантская проза Модуль 3. Специфика литературы как вида искусства и современный литературный процесс 3.1. Основные принципы классической эстетики Тест Доклад Тест 27 ОК 09 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 3.2. Художественный образ в литературе и других видах искусства ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 3.3. Рецепция современной литературы в других видах искусства Доклад-презентация Модуль 4. Литература эпохи оттепели ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 4.1. Литературная ситуация 1950-х – 60-х гг. ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 4.2. «Поэтический бум» эпохи оттепели ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 4.3. Ироническая проза ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 Модуль 5. Деревенская и городская проза в литературном процессе 1960– 90-х гг. 5.1. Истоки деревенской прозы 5.2. Образ русской деревни в литературном творчестве представителей разных регионов России Вопросы по теме лекции Контрольная беседаанализ художественного текста Тест Контрольная беседаанализ художественного текста 28 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 5.3. Городская проза и «жестокая» проза Модуль 6. Постмодернизм и новая искренность в современной литературе ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 6.1. Истоки постмодернизма в отечественной литературе ОК 02 ОК 03 ОК 06 ОК 09 6.2. Постмодернистские поэтические течения Выразительное чтение ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 6.3. Новый реализм и постреализм в современной литературе Тест ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 Тест Выполнение заданий дифференцированного зачета 29