Приложение 27 к ОПОП по профессии 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности Сухой Лог 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, приказ Минпросвещения России № 778 от 26 августа 2022 г. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Гутшмидт С.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................................................................................... 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................6 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................... 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................................... 13 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности является обязательной частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Учебная дисциплина ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение». Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 Умения - владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики; - письменный текст с соблюдением требований официальноделового стиля; - использовать особенности языка документов: стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д. - профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учетом современной практики письма; - пользоваться справочной литературой; - владеть культурой речи при приеме посетителей. Знания - основные жанры официальноделового стиля, содержание и структуру функциональностилистического пространства делового языка, композицию документного текста; - традиции письменного речевого поведения в деловом коммуникативном пространстве; - свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка; - современные нормы устной и письменной речи; - правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма; - правила речевого этикета; - специфику редакторской работы с текстами деловой документации. 4 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 академических часа, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 25 часа, в том числе в форме практической подготовки: 43 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 2 часа. 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 72 в том числе: теоретическое обучение 25 лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки) - практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 43 контрольная работа - Самостоятельная работа 1 2 Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет 2 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 1 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Русский язык в профессиональной деятельности Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 Раздел 1 Стили речи Тема 1.1. Стили речи. Официальноделовой стиль речи. 2 3 Содержание учебного материала 1 Современный русский литературный язык и его стили. Общая характеристика официально-делового стиля речи, его подстилей и жанров. История формирования официально-делового стиля. Стилистические особенности языка деловых бумаг. Раздел 2 Нормы литературного языка в деловой документации Тема 2.1. Содержание учебного материала Лексические нормы 1 Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность. Плеоназм. в деловой Тавтология. Речевая недостаточность. Паронимы в составе деловой лексики. документации. Употребление заимствований в деловой речи. Использование фразеологических средств в текстах документов. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Редактирование документов: выявление лексических ошибок. 2 4 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 4 2 Проверочная работа по пройденному материалу. Тема 2.2. Морфологические нормы в деловой документации. Содержание учебного материала 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 7 Тема 2.3. Синтаксические нормы в деловой документации. Тема 2.4. Нормы правописания в деловой документации. 1 Особенности употребления имен существительных в документах. Трудности в употреблении имен существительных, связанные с категорией рода, числа. Склонение имен существительных собственных. Особенности употребления местоимений в документах. Особенности употребления числительных и сочетаний имен числительных с именами существительными. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен существительных. 2 Редактирование документов: выявление ошибок, связанных с употреблением имен числительных и местоимений. Содержание учебного материала Предложное и беспредложное управление. Выбор предлога и падежной формы. Производные предлоги. Падеж дополнения при глаголах с отрицанием. Нанизывание падежей. Управление при однородных членах предложения. Согласование сказуемого с подлежащим, в том числе и с однородными подлежащими. Согласование определений с существительными. Употребление причастных и деепричастных оборотов в документах. Трудные случаи обособления определений и обстоятельств. Параллельные синтаксические конструкции. Согласование приложений. Трудные случаи обособления приложений. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Глагольное и именное управление в текстах документов. 2 Согласование сказуемого с подлежащим: стилистические ошибки в текстах документов. 3 Употребление параллельных синтаксических конструкций в текстах документов. 4 Согласование приложений и определений: стилистические ошибки в текстах документов. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Типичные орфографические ошибки в текстах служебных документов. 2 Типичные пунктуационные ошибки в текстах служебных документов. 3 Проверочная работа по пройденному материалу. Самостоятельная работа 1 1 Подготовить презентационные работы: Культурная ценность нормы. Соблюдение норм как признак речевой культуры 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 6 8 6 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 4 8 личности и общества. Лингвистические словари современного русского языка. Правила орфографии и пунктуации. Правильность как качество грамотной речи. Нарушения орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических норм, пути их преодоления. Правка и анализ текстов. Раздел 3 Правила оформления наименований в текстах документов Тема 3.1. Содержание учебного материала Правила 1 Правила оформления номенклатурных наименований. Правила оформления оформления адресата. Правила оформления наименований вида документа и заголовка. наименований в Правила оформления дат, календарных сроков, времени. Правила оформления текстах документов. чисел. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Употребление прописной буквы в деловой документации. 2 Редактирование служебных документов. 3 . Проверочная работа по пройденному материалу. Раздел 4 . Создание текста документа Тема 4.1. Содержание учебного материала Композиционные 1 Композиция документов: логическая, формальная, реквизитная, информационная. особенности Соотнесенность композиции с типом документа. Способы изложения материала в документов. документе. Соразмерность частей документа. Рубрикация. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Редактирование служебных документов. 2 Проверочная работа по пройденному материалу. Тема 4.2. Содержание учебного материала Составление 1 Служебные документы: типология, образцы, языковое оформление. Особенности текстов составления текстов распорядительных, организационно-правовых, документов. информационно-справочных документов. Особенности составления текстов личных Деловая переписка. деловых бумаг. Деловые письма: разновидности, правила составления, устойчивые языковые конструкции. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Составление и стилистическая правка документов. 2 Составление и стилистическая правка деловых писем. 3 Проверочная работа по пройденному материалу. 2,5 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 6 2 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.7, ПК 1.8 5 9 4 Презентационные работы: Функциональные разновидности литературного языка (научный, публицистический) разговорная речь - язык художественной литературы. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности. Письменные высказывания профессионального характера. Анализ нарушений разных типов нормы официально-деловых текстов (творческая работа). Дифференцированный зачет Всего: 2 72 10 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык в профессиональной деятельности» Оборудование учебного кабинета: посадочных мест по количеству обучающихся; доска классная; рабочее место преподавателя; комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине; нормативно-законодательная документация; Технические средства обучения: компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор; экран проекционный; видеоматериалы. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Основные печатные и электронные издания 1. Голубева, А. В. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Голубева; под редакцией А. В. Голубевой. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 386 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/449718. 2. Иванова, А. Ю. Русский язык в деловой документации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Ю. Иванова. 2-е изд., перераб. И доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 187 с. (Профессиональное образование Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/475543. 3.2.2 Электронные образовательные ресурсы 1. Электронно-библиотечная система ZNANIUM. [Электронный ресурс]. URL: https://znanium.com/ 2. Электронная библиотечная система «Юрайт». [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/ 3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Официальный сайт СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ 4. Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL:garant.ru 11 3.2.3 Дополнительные источники 1. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь: учебно-практическое пособие для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк [и др.]; под общей редакцией В. Д. Черняк. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 525 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/469605. 2. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева; под общей редакцией В. Д. Черняк. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. 389 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/452346. 12 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: - основные жанры официальноделового стиля, содержание и структуру функциональностилистического пространства делового языка, композицию документного текста; - традиции письменного речевого поведения в деловом коммуникативном пространстве; - свод правил русской орфографии и пунктуации, отвечающих современному состоянию русского языка; - современные нормы устной и письменной речи; - правила, отражающие стилистическое многообразие и динамичность современной речи и делового письма; - правила речевого этикета; - специфику редакторской работы с текстами деловой документации. Умения: -владеть правилами русской орфографии, пунктуации, стилистики; -продуцировать письменный текст с соблюдением требований официальноделового стиля; -использовать особенности языка документов: Критерии оценки «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. «Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко. «Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения Методы оценки Тестирование Письменные задания Дифференцированн ый зачет Педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях) Оценка результатов выполнения практических занятий Выполнение самостоятельной работы Подготовка и 13 -стилистически маркированную лексику и терминологию, речевые клише и штампы, устойчивые обороты, глагольное управление, правила употребления прописных и строчных букв и т.д. -профессионально составлять, оформлять и редактировать деловые бумаги с учетом современной практики письма; -пользоваться справочной литературой; -владеть культурой речи при приеме посетителей. сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. «Удовлетворительно» теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. защита групповых заданий проектного характера 14