Приложение 24
к ОПОП по профессии
46.02.01 Документационное
обеспечение управления и
архивоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОП.03 Профессиональная этика и
основы делового общения
Сухой Лог
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение, приказ Минпросвещения России № 778 от 26 августа 2022 г.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Гутшмидт С.А., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»
2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................................................................................... 4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ....................................6
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................. 9
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................................... 11
3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Профессиональная этика и основы делового общения
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.3 Профессиональная этика и основы делового общения
является
обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
основной
профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение».
Учебная дисциплина ОП.03 Профессиональная этика и основы делового общения
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение
управления и архивоведение».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 1.1, ПК 1.2,ПК 1.3,ПК 1.4, ПК 1.6
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
Умения
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 04,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 09,
ПК 1.1,
ПК 1.2,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.6
- устанавливать и поддерживать
коммуникации в процессе
делового общения с помощью
средств информационных и
коммуникационных технологий;
- правила проведения деловых
переговоров;
- сглаживать конфликтные и
сложные ситуации
межличностного
взаимодействия;
- правила поддержания и развития
межличностных отношений;
- соблюдать служебный этикет;
- правила сервировки чайного
(кофейного) стола актуальный
- встречать посетителей, получать
первичную информацию о
посетителях, сервировать
чайные (кофейные) столы в
офисе;
- согласовывать встречи и
мероприятия и вносить
информацию в планировщик
(органайзер);
Знания
- этика делового общения;
- правила речевого этикета;
- этикет и основы международного
протокола;
- профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится
работать и жить;
- основные источники информации
и ресурсы для решения задач
- и проблем в профессиональном
и/или
- социальном контексте;
- выбирать оптимальные способы
внешнего и внутреннего
- содержание актуальной
информирования о планируемых
нормативно-правовой
мероприятиях;
документации;
4
- согласовывать с принимающей
стороной протокол
планируемых мероприятий и
формировать программу
деловой поездки;
- организовывать процесс
подготовки и проведение
конферентного мероприятия
индивидуально и в составе
рабочей группы;
- психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности;
- особенности социального и
культурного контекста;
- сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей;
- соблюдать этикет и основы
международного протокола;
- значимость профессиональной
деятельности по профессии
(специальности);
- владеть актуальными методами
работы в профессиональной и
смежных сферах;
- стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения.
- определять необходимые
источники
- информации;
- определять актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности;
- определять и выстраивать
траектории профессионального
развития и самообразования
организовывать работу
коллектива и команды;
- взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной
деятельности;
- грамотно излагать свои мысли;
- проявлять толерантность в
рабочем коллективе;
- описывать значимость своей
профессии (специальности);
- применять стандарты
антикоррупционного поведения.
1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 академических часа, в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 28 часа, в том числе в форме практической
подготовки: 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 2 часов.
5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем часов
70
в том числе:
теоретическое обучение
28
лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
-
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
32 (32)
контрольная работа
-
Самостоятельная работа 1
2
Промежуточная аттестация в форме
Экзамен
6
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией
с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1
6
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Профессиональная этика и основы делового общения
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1 Профессиональная этика и деловой этикет
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Профессиональная
1 Функции, роль и место этики в системе наук, в культуре человечества.
этика: сущность,
Гуманистическое содержание морали и нравственности. Профессиональная этика
основные
как выражение нравственного прогресса человечества, как осознание культурнокатегории, генезис и
гуманистического назначения профессии. Условия возникновения, историческое
классификация
развитие и специфика профессиональной морали. Категории профессиональной
видов
морали и этики. Этика государственного служащего.
Тема 1.2.
Этикет и имидж в
профессиональной
культуре личности
Тема 1.3.
Деловой протокол
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Правовая и этическая регламентация служебного поведения государственных
служащих.
Содержание учебного материала
1 Понятие о культуре поведения и этикете. Принципы, функции, виды этикета.
Конкретные формы проявления этикета: этикет приветствия, представления,
обращения; поведение в официальных учреждениях и общественных местах.
Эстетика внешнего облика. Имидж специалиста, его элементы, составляющие
каждого элемента. Основные виды дресс-кода.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Визитная карточка. Правила оформления и использования
Содержание учебного материала
1 Основы международного протокола и этикета. Государственное, служебное и
протокольное старшинство.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Правила организации и проведения деловых переговоров и других протокольных
Объем часов
3
6
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01,ОК 02,
ОК 03,ОК 04,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09,ПК 1.1,
ПК 1.2,ПК 1.3,
ПК 1.4,ПК 1.6
6
6
ОК 01,ОК 02,
ОК 03,ОК 04,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09,ПК 1.1,
ПК 1.2,ПК 1.3,
ПК 1.4,ПК 1.6
4
4
6
ОК 01,ОК 02,
ОК 03,ОК 04,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09,ПК 1.1,
ПК 1.2,ПК 1.3,
7
мероприятий. Официальные приёмы. Виды приёмов. Столовый этикет.
Самостоятельная работа 1
1 Изучение конспектов занятий.
Раздел 2 Основы делового общения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Этические нормы
1 Общение в системе межличностных и общественных отношений. Социальная роль.
деловой
Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения.
коммуникации
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Понятие
социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.
Психологические механизмы восприятия. Общение как взаимодействие
(интерактивная сторона). Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Взаимодействие как
организация совместной деятельности. Общение как обмен информацией
(коммуникативная сторона). Основные элементы коммуникации. Вербальная
коммуникация. Коммуникативные барьеры. Невербальная коммуникация. Виды,
правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения
эффективного общения. Групповое принятие решений.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Анализ практических ситуаций управленческой этики.
Тема 2.2.
Конфликты и
способы их
предупреждения и
разрешения
2 Формы делового общения и их характеристики. Деловая беседа. Правила ведения
беседы. Формы постановки вопросов. Психологические особенности ведения
деловых дискуссий и публичных выступлений.
Содержание учебного материала
1 Конфликт, его сущность и основные характеристики. Особенности эмоционального
реагирования в конфликтах. Правила поведения в конфликтах. Влияние
толерантности на разрешение конфликтной ситуации.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из
конфликтной ситуации.
2 Подготовка презентаций на тему: «Конфликты и способы их предупреждения и
разрешения».
Экзамен
Всего:
ПК 1.4,ПК 1.6
4
ОК 01,ОК 02,
ОК 03,ОК 04,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09,ПК 1.1,
ПК 1.2,ПК 1.3,
ПК 1.4,ПК 1.6
8
8
8
ОК 01,ОК 02,
ОК 03,ОК 04,
ОК 05,ОК 06,
ОК 09,ПК 1.1,
ПК 1.2,ПК 1.3,
ПК 1.4,ПК 1.6
8
6
70
8
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Профессиональная этика и основы делового общения»
Оборудование учебного кабинета:
посадочных мест по количеству обучающихся;
доска классная;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа
проектор;
экран проекционный;
видеоматериалы.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1 Основные печатные и электронные издания
1. Собольников, В. В.Этика и психология делового общения: учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. В. Собольников, Н. А. Костенко; под
редакцией В. В. Собольникова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство
Юрайт, 2022. 202 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/474165.
2. Жернакова, М. Б.Деловое общение: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. Москва:
Издательство Юрайт, 2022. 370 с. (Профессиональное образование). Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
URL:
https://urait.ru/bcode/474773.
3. Родыгина, Н. Ю.Этика деловых отношений: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. Ю. Родыгина. Москва: Издательство Юрайт,
2022. 431 с. (Профессиональное образование). Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/477850.
3.2.2 Электронные образовательные ресурсы
1. Электронно-библиотечная система ZNANIUM. [Электронный ресурс]. URL:
https://znanium.com/
2. Электронная библиотечная система «Юрайт». [Электронный ресурс]. URL:
https://urait.ru/
9
3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Официальный сайт СПС
«Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/
4. Справочно-правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. URL:garant.ru
3.2.3 Дополнительные источники
1. Руденко, А.М. Профессиональная этика и психология делового общения: учебник /
Руденко А.М., под ред., Самыгин С.И. Москва: КноРус, 2022. 232 с.
2. Собольников, В. В.Этика и психология делового общения : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. В. Собольников, Н. А. Костенко; под
редакцией В. В. Собольникова. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство
Юрайт, 2022. 202 с.
3. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное
пособие / И.П. Кошевая, А.А. Канке. Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. 304 с.
4. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального
образованияБороздина Г.В., Кормнова Н.А.; под общей редакцией Бороздиной Г.В.
М.: Издательство Юрайт, 2022. 463 с. Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
URL: https://urait.ru/bcode/469702.
5. Шеламова, Г.М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности:
ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс) /Уровень образования:
Профессии среднего профессионального образования/, Москва: Издательство
Академия, 2022.
6. Чернышова, Л. И.Психология общения: этика, культура и этикет делового
общения: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И.
Чернышова. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 161 с. (Профессиональное
образование
Текст:
электронный
//
ЭБС
Юрайт
[сайт].
URL:
https://urait.ru/bcode/475816
10
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- основы деловой этики,
этикета и культуры делового
общения;
- особенности
профессиональной этики
служащих государственных и
- иных организационноправовых форм учреждений и
организаций;
- взаимосвязь общения и
деятельности;
- цели, функции, виды и уровни
общения;
- техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
- этические принципы
общения;
- источники, причины, виды и
способы разрешения
конфликтов;
- приемы саморегуляции в
процессе общения.
Умения:
- соблюдать требования
профессиональной этики и
современного этикета;
- соблюдать протокол деловых
встреч и этикет с учетом
национальных и
- корпоративных особенностей;
- организовывать деловые
беседы, совещания и
Критерии оценки
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов, умения
сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
некоторые умения
сформированы
недостаточно, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
некоторые виды заданий
выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно» теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы не
носят существенного характера,
необходимые умения работы с
освоенным материалом в
основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые умения
не сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.
«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов, умения
сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.
«Хорошо» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов,
некоторые умения
Методы оценки
Тестирование
Письменные
задания
Дифференцированн
ый зачет
Педагогическое
наблюдение (работа
на практических
занятиях)
Оценка результатов
выполнения
практических
занятий
Выполнение
самостоятельной
работы
Подготовка и
11
переговоры;
- реализовывать принципы
эффективного делового
общения;
- применять технику и приемы
эффективного общения в
профессиональной
деятельности;
- использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения.
сформированы
недостаточно, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
некоторые виды заданий
выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно» теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы не
носят существенного характера,
необходимые умения работы с
освоенным материалом в
основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые
из выполненных заданий
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые умения
не сформированы, выполненные
учебные задания содержат
грубые ошибки.
защита групповых
заданий проектного
характера
12