Приложение 23 к ОПОП по профессии 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 МЕНЕДЖМЕНТ Сухой лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Рабочей программы воспитания по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.. Разработчик: Потапенко многопрофильный техникум» С.А. преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ. ОП.02 МЕНЕДЖМЕНТ 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы Учебная дисциплина «Менеджмент» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций: ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 1.3, ПК 1.8 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 09 ПК 1.3 ПК 1.8 Умения - следовать принципам управления; - управлять конфликтами и стрессами в процессе профессиональной деятельности; - устанавливать жизненные планы; -обоснованность выбора необходимой информации для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; - работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством; - брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания Знания - характерные черты современного менеджмента; - функции менеджмента; сущность и основные элементы планирования; - способы мотивации к труду; - организационные структуры управления; - основные принципы и подходы к управлению; - процесс принятия и реализации управленческих решений 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины В т.ч. в форме практической подготовки В т.ч; Теоретическое обучение Практические занятия Самостоятельная работа Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Объем в часах 55 21 30 2 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование тем и разделов Введение 1 Тема 1.1. Сущность и характерные черты современного менеджмента Тема 1.2. Организация как объект менеджмента Тема 1.3 Планирование в организации. Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем ак/ч в том числе в форме практической подготовки Содержание 1 Содержание дисциплины . Связь с другими дисциплинами, ПМ, с теорией и практикой рыночной экономики, с деятельностью предприятия и руководителя структурного подразделения Содержание 1 Введение в менеджмент: значение понятия «менеджмент», сущность, цели и задачи управленческой деятельности. Функция и принципы управления 2-2 2-4 Содержание 1 Основные категории менеджмента: субъекты и объекты управления, прямые и обратные связи, система управления, внутренняя и внешняя среда организации. Содержание 2-6 2-8 1 Роль планирования в организации. Виды планов: долгосрочные, стратегические, среднесрочные, краткосрочные, тактические, оперативные. Основные стадии планирования. Практические занятия 1 № 1 Решение ситуационных задач по планированию деятельности организации. 2 № 2 Составление миссии организации. 2-10 2-12 2-14 Коды компетенций формированию которых способствует элемент ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09, ПК 1.3, ПК 1.8 11 Тема 1.4 Организация как функция управления. Тема 1.5. Мотивация как функция управления. Тема 1.6. Контроль как функция управления. Тема 1.7. Система методов управления. Содержание 1 Организационные структуры управления: понятие, типы, требования, предъявляемые к ним. Распределение труда в системе управления. Взаимосвязь основных категорий работников. Сущность делегирования. Полномочия и ответственность, пределы полномочий. Практические занятия 1 № 3 Анализ распределения полномочий и ответственности на примере конкретной организации (должностные инструкции) 2 № 4 Составление организационной структуры управления предприятием. Содержание 1 Основные понятия: мотивация, мотив. Критерии мотивации: потребности, стимулы вознаграждение. Теории мотивации: содержательные и процессуальные. Содержание 1 Сущность и значение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Внутренний и внешний контроль. Этапы контроля. Правила контроля. Организация и проведение контроля. Содержание 1 Методы управления: сущность и значение, их классификация. Экономические методы управления: планирование, государственное регулирование, материальное стимулирование, их сущность, назначение, область применения. Социально-психологические методы управления: управление коллективной деятельностью работников, управление индивидуальным поведением работников, формирование трудового коллектива, психологическое побуждение к деятельности. Административные методы управления: организационное нормирование, регламентирование, инструктирование, распорядительное воздействие, правовые нормы, их сущность и значение. Практические занятия 1 № 5 Решение ситуационных задач по выбору метода управленческого воздействия с учетом конкретных ситуаций в организации. 2 № 6 Проведение и оформление производственного инструктажа 2-16 2-18 2-20 2-22 2-24 2-26 2-28 2-30 Тема 1.8. Принятие управленческих решений. Тема 1.9. Коммуникации в организации. Тема 1.10. Стили управления. Тема 1.12 Стимулирование персонала и оплата труда на промышленном предприятии Содержание 1 Управленческие решения: понятие, сущность, классификация, типы, условия принятия, требования предъявляемые к ним, этапы принятия решений. 2 Методы принятия эффективных управленческих решений. 3 Организация и контроль исполнения управленческих решений. Практические занятия: 1 № 7 Решение ситуационных задач по выбору метода управленческого воздействия 2 № 8 Составление процедур программы принятия любого управленческого решения. Содержание 1 Коммуникации: понятие, виды. Процесс коммуникации как средство передачи информации. Особенности процесса коммуникации в организациях. Взаимодействия различных служб организации. Содержание 1 Стили управления: авторитарный, демократический, либеральный. Решетка менеджмента. Содержание 1 Баланс рабочего времени работника, невыходы на работу Понятие морального и материального стимулирования персонала на предприятии. Порядок и условия выплаты ЗП. Оплата труда по тарифу в различных системах, учет рабочего времени, наряды. Бестарифные формы оплаты труда Практические занятия 1 № 9 Ведение табеля учета рабочего времени, оформление нарядов 2 № 10 Решение практических ситуаций по стимулированию персонала 3 № 11 Расчет зарплаты при отклонениях от нормальных условий труда. 4 № 12 Расчеты заработной платы в различных системах, выявление стимулирующих элементов 5 №13 . Мотивация персонала к трудовой деятельности Дифференцированный зачет 2-32 2-34 2-36 2-38 2-39 2-40 2-40 2-42 2-44 2-46 2-47 2-48 2-49 2-50 2-51 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен : Кабинет «Социально-экономических и управленческих дисциплин», оснащенный: - оборудованием: рабочие стол и стул по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя; - техническими средствами обучения: персональный компьютер, принтер, проектор, 3.2. Информационное обеспечение реализации программы. 3.2.1. Основные электронные издания Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 154 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13794-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/46689 7 Финансовое право. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. М. Ашмарина [и др.]; под редакцией Е. М. Ашмариной, Е. В. Тереховой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 300 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08817-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470974 Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 319 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-01097-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469486 Куликов, Л. М. Основы экономической теории: учебник для среднего профессионального образования / Л. М. Куликов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 371 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 174 534-03163-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468411 3.2.2. Дополнительные источники: 1. Богдашевский, А. Основы финансовой грамотности: Краткий курс / Богдашевский А. М.:Альпина Паблишер, 2020. - 304 с.: 2. Финансовое право. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. М. Ашмарина [и др.]; под редакцией Е. М. Ашмариной, Е.В. Тереховой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 300 с. 3. Галанов, В. А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.А. Галанов. - 2-е изд. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2022. - 416 с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучениия Критерии лценки Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - основные принципы экономической жизни общества: роль денег в семье и обществе, причины и последствия изменение доходов и расходов семьи; роль государства в экономике семьи; - основы взаимодействия с кредитными организациями; - принципы функционирования финансовой системы современного государства; - основы управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины Оценка устных ответов, учащихся: Отметка "5" ставится, если студент: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 12 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующей темы изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Критерии оценки тестов: Более 84%- оценка 5 от 71-83 %- оценка 4 от 61-70% - оценка 3 Индивидуальны и фронтальные опросы; Проверка выполнения обучающимися домашних заданий; Проведение текущего, рубежного и промежуточного контроля. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами; - планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета; - ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей; - понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - находить источники информации для принятия эффективных финансовых решений - Оценка деятельности обучающихся во время проведения занятия Проверка выполнения обучающимися домашних заданий Тестовые опросы Зачетная работ