22 ОП.01 Экономика организации

Приложение 22
к ОПОП по профессии
46.02.01 Документационное
обеспечение управления и
архивоведение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Сухой лог
2024

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение. Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования;
 Рабочей программы воспитания по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение.
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной образовательной программы среднего профессионального
образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и
архивоведение..

Разработчик: Потапенко
многопрофильный техникум»

С.А.

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 Экономика организации
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика организации» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и
архивоведение. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК,
ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ПК 1.3
ПК 1.8

Умения

Знания

производить расчеты по основным и
оборотным средствам предприятия;
- составлять простейший бизнес-план
задаваемого предприятия;
- осуществлять простейшие расчеты
по кадрам и заработной плате;
- рассчитывать издержки
производства и себестоимости
продукции (услуг) по заданным
параметрам;
- рассчитывать цену на продукцию;
- оценивать эффективность
деятельности организации

базовые понятия дисциплины; общую характеристику трудовых
ресурсов;
- понятие, сущность и роль
научно-технического прогресса в
развитии организации;
- основные экономические
показатели организации;
- основные
организационноправовые формы
предприятий;
- основные направления
инновационной политики

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
В т.ч. в форме практической подготовки
В т.ч;
Теоретическое обучение
Практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (экзамен)

Объем в часах
69

29
30
2
6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем
Коды
ак/ч в
компетен
том
ций,,
числе в
формиро
форме
ванию
практиче которых
ской
способст
подготов
вует
ки
элемент
3
4
ОК 012
ОК 06 ПК
2-2
1.3, ПК
1.5, 1.8
2/4

1
2
ОП 01 Экономика организации
Введение
Содержание
1
1 Содержание и задачи дисциплины. Связь с другими дисциплинами, ПМ, с теорией и
практикой рыночной экономики, с деятельностью предприятия
Раздел 1. Расчет основных показателей производства
1 Основные фонды: понятие, состав, структура. Виды оценки основных фондов,
1.1 Расчет
воспроизводство и показатели использования основных средств.
показателей
2-4
Амортизация основных фондов. Оценка наличия, состояния, движения и эффективность
использования
использования основных фондов
основных средств
предприятия
Практические занятия:
2-6
1 №1 Расчет годовой суммы амортизационных отчислений.
2-8
2 №2 Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Расчет
показателей эффективности использования основных фондов.
2/2
Тема 1.2
Содержание
Расчет
1 Понятие, состав, структура оборотных средств. Источники пополнения и формирования
2-10
показателей
оборотных средств организации: собственные, приравненные к собственным , заемные.
использования
Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения
оборотных
оборачиваемости оборотных средств..
средств
Практические занятия:
предприятия.
2-12
1 №3 Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.

Тема 1.3
Расчеты по
персоналу и
оплате труда

Тема 1.4
Расчеты
себестоимости и
цены продукции

Тема 1.5

Содержание
1 Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов: списочная, явочная,
среднесписочная численность персонала. Структура кадров (персонала). Планирование
численности персонала.
Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма численности.
Производительность труда: основные показатели, измерители, резервы роста
Понятие и элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная и
сдельная формы оплаты труда. Понятие сдельной расценки.
Практические занятия:
1 № 4 Планирование численности персонала. Расчет показателей движения персонала.
2 № 5 Расчеты заработной платы по повременной и сдельной формам оплаты труда.
Ограничения удержания из ЗП. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
3 № 6 Планирование годового фонда заработной платы на основе баланса рабочего времени
работников
Содержание
1 Понятие себестоимости продукции. Классификация расходов организации по различным
признакам. Группировка расходов по экономическим элементам, статьям калькуляции.
Себестоимость продукции, ее виды. Понятие сметы затрат на производство продукции и
основные методы, используемые при ее составлении: сметный, сводный,
калькуляционный.
Затраты на рубль товарной продукции. Пути снижения себестоимости продукции.
Экономическая сущность и виды рыночных цен. Ценовая политика. Методы и стратегии
ценообразования . Структура рыночной цены.
Практические занятия:
1. № 7 Методика расчета различных видов себестоимости. Расчёт калькуляции цеховой
себестоимости. Расчёт полной себестоимости
2. № 8 Расчет затрат на рубль товарной продукции.
3. № 9 Составление сметы затрат на производство
4. № 10 Методика расчета цены продукции
Содержание

2/6
2-14

ОК 01ОК 06 ПК
1.3, ПК
1.5, 1.8

2-16
2-18
2-20
2/8

2-22

2-24
2-26
2-28
2-30
2-32
2/2

ОК 01ОК 06 ПК
1.3, ПК
1.5, 1.8

Понятие доходов организации. Доходы от обычных видов деятельности, доходы от прочих
операций. Прибыль, как важнейший показатель деятельности организации. Показатели
прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль и др.
Распределение прибыли. Прибыль до налогообложения Налог на прибыль, расчеты с
бюджетом. Распределение чистой прибыли.
Понятие рентабельности. Общая рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность
производственных фондов и др.
Практические занятия:
1 № 11 Планирование прибыли организации.Расчет отдельных видов показателей
рентабельности.
Тема 1.6
Содержание
Методика расчета 1. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные.
основных
Производственная мощность предприятия, порядок её расчёта в организации.
технико2 Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчёта.
экономических
Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
показателей
Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели,
производства
характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного
оборудования.
Практические занятия:
1 № 12 Расчет показателей производственной программы и производственной мощности,
расчет нормативов по отдельным элементам оборотных средств. Определение совокупного
норматива собственных оборотных средств. Расчет показателей использования
материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Расчет основных показателей производства
1. Определение основных направлений рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов
на предприятиях отрасли (ресурсо- и энергосберегающие технологии).
2. Описание форм обеспечения ресурсами: через товарные биржи, прямые связи, аукционы, конкурсы, спонсорство,
собственное производство.
Раздел 2. Анализ производственной деятельности подразделения
Тема 2.1 Анализ
Содержание
Расчет
финансовых
результатов
деятельности
организации.

1

2-34

2-36
4/2
2-38
2-40

2-42

2

2/2

ОК
01-ОК 06
ПК 1.3,
ПК 1.5,
1.8

организации
производства на
предприятиях
отрасли

1.

Производственная структура и инфраструктура предприятия
Научные принципы организации производства
Понятие производственного цикла, его продолжительность
Производственное оборудование, его производительность, производственная
мощность предприятия

Практические занятия
1.
№ 13 Разработка производственной структуры конкретного предприятия
Расчет длительности производственного цикла
Расчет мощности предприятии по разным методикам, коэффициент использования
мощности.
Тема 2.2 Организация Содержание
и нормирование труда
1
Организация рабочего места. Основные требования организации труда: характер,
на предприятии
содержание, продукция. Классификация затрат рабочего времени. Понятие
нормирования труда, виды норм. Методы нормирования труда: хронометраж, ФРВ
и др.
Тема 2.3 Анализ
Содержание
эффективности
1.
Производительность труда, показатели трудоемкости и выработки продукции
использования
Снижение трудоемкости продукции. Организационно-технические мероприятия по
трудовых ресурсов на
повышению производительности труда.
предприятии
Тема 2.4 Анализ
Содержание
эффективности
1.
Принципы, формы и методы организации производственного и технологического
использования
процессов. Нормирование и планирование потребности организации в оборотных
материальных
средствах. Снижение себестоимости продукции
ресурсов на
предприятии
Тема 2.5
Содержание

2-44

2- 46

2
2-48

2-50

2-52

2-54

Экономическая
эффективность
реальных инвестиций

1

Инвестиционная политика организации, источники финансирования долгосрочных
финансовых вложений : собственные, заемные, привлеченные, ассигнования из
бюджета, иностранные инвестиции. Техническое перевооружение. Показатели
технического уровня и эффективности новой техники и технологии.
Инновационная деятельность организации, её содержание. Показатели потенциала
организации.
Качество и эффективность производства. Показатели качества. Показатели
технического развития предприятия и их расчёт. Капитальное вложение: структура,
источники
финансирования
и
показатели
эффективности.Показатели
экономической эффективности капитальных вложений в новую технику:
приведённые затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.

Практические занятия
№ 14 Расчёт эффективности новой техники и технологии. Расчёт эффективности
капитальных вложений и срока окупаемости.
Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
1. Определение путей ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия
2. Определение путей повышения эффективности реальных инвестиций
3. Определение факторов и резервов роста производительности труда.
4. Определение путей повышения рентабельности.
1

3-57
2

ОК 01ОК 06 ПК
1.3, ПК
1.5, 1.8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен:
Кабинет «Экономика организации», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя,
рабочее место студента,
комплект учебно-методической документации,
техническими средствами обучения: ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные электронные издания
Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова.
— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 498 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-06278-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474223.
Мокий, М. С. Экономика организации: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под
редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13970-9. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469434. 185
Основы экономики организации: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. —
3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 344 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14874-9. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/484242.
Основы экономики организации. Практикум: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой,
А. В. Шарковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-9916-9279-3. — Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471048.
Экономика организации: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н.
Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда ; под редакцией Е. Н. Клочковой.
— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 382 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13799-6. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469692. 3.2.3.
3.2.2 Дополнительные источники
1. Кондратьева И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие – Лань, 2022. – 232с.
2. Маслевич, Т. П. Экономика организации: учебник для бакалавров / Т.П. Маслевич ; под
ред. Е. Н. Косаревой. - Москва: Дашков и К, 2019. - 330 с.
3. Фридман, А. М. Экономика организации: учебник / А. М. Фридман. — Москва: РИОР :
ИНФРА-М, 2022. — 239 с. — (Среднее профессиональное образование).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- базовые понятия дисциплины;
- общую характеристику трудовых ресурсов;
- понятие, сущность и роль научнотехнического прогресса в развитии
организации;
- основные экономические показатели
организации;
- основные организационноправовые формы
предприятий;
- основные направления инновационной
политики
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- производить расчеты по основным и
оборотным средствам предприятия;
- составлять простейший бизнес
-план задаваемого предприятия;
- осуществлять простейшие расчеты по
кадрам и заработной плате;
- рассчитывать издержки производства и
себестоимости продукции (услуг) по
заданным параметрам;
- рассчитывать цену на продукцию;

Критерии оценки
Оценка устных ответов, учащихся: Отметка
"5" ставится, если студент: 1) полно излагает
изученный материал; 2) обнаруживает
понимание материала, может обосновать
свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не
только по лекции, но и самостоятельно
составленные; 3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения
норм литературного языка. Отметка "4"
ставится, если студент даёт ответ,
удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки,
которые сам же исправляет, и 1- 2 недочёта в
последовательности и языковом оформлении
излагаемого. Отметка "3" ставится, если
студент обнаруживает знание и понимание
основных положений темы, но: 1) излагает
материал неполно и допускает неточности в
определении понятий или формулировке; 2)
не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновать свои суждения и привести свои
примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого. Отметка
"2" ставится, если студент обнаруживает
незнание большей части соответствующей

Методы оценки
Проведение устных и письменных опросов;
Проверка выполнения обучающимися
домашних заданий; Проведение текущего,
рубежного и промежуточного контроля

Оценка результатов выполнения
практических работ Оценка правильности и
аргументированности применения ценовой
политики
Оценка результата экзамена

- оценивать эффективность деятельности
организации

темы изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает
материал. Отметка ("5", "4", "3") может
ставиться не только за единовременный
ответ (когда на проверку подготовки ученика
отводится определенное время), но и за
рассредоточенный во времени, т.е. за сумму
ответов, данных учеником на протяжении
урока, при условии, если в процессе урока не
только заслушивались ответы учащегося, но
и осуществлялась проверка его умения
применять знания на практике. Оценка
письменных ответов, учащихся: Отметка "5"
ставится, если студент: 1) студен соблюдает
установленный алгоритм решения заданий;
2) обнаруживает понимание материала,
может применить знания на практике; 3) все
расчеты выполнены арифметически верно.
Отметка "4" ставится, если студент даёт
ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для отметки "5", но
допускает 1-2 недочёта в последовательности
решения заданий. Отметка "3" ставится, если
студент обнаруживает знание и понимание
основных положений темы, но: 1) решение
не полное (менее 60%); 2) в решении заданий
допущено большое количество
арифметических ошибок; 3) решение задания
непоследовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении излагаемого. Отметка
"2" ставится, если студент обнаруживает

незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала,
Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится за
работу, которая не носит исследовательского
характера, не имеет анализа, не отвечает
требованиям, изложенным в методических
указаниях. Работа, которую руководитель
признал неудовлетворительной,
возвращается для переработки с учетом
высказанных в рецензии замечаний или
выполняется заново. Критерии оценки
экзамена Оценка 5(отлично): 100-90%
правильных ответов Оценка 4(хорошо): 8980%% правильных ответов Оценка 3
(удовлетворительно): 79-70 %% правильных
ответов Оценка 2 (неудовлетворительно):
менее 69 % правильных ответов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».