Приложение 22 к ОПОП по профессии 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ Сухой лог 2024 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Рабочей программы воспитания по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.. Разработчик: Потапенко многопрофильный техникум» С.А. преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 01 Экономика организации 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Экономика организации» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 5. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ПК 1.3 ПК 1.8 Умения Знания производить расчеты по основным и оборотным средствам предприятия; - составлять простейший бизнес-план задаваемого предприятия; - осуществлять простейшие расчеты по кадрам и заработной плате; - рассчитывать издержки производства и себестоимости продукции (услуг) по заданным параметрам; - рассчитывать цену на продукцию; - оценивать эффективность деятельности организации базовые понятия дисциплины; общую характеристику трудовых ресурсов; - понятие, сущность и роль научно-технического прогресса в развитии организации; - основные экономические показатели организации; - основные организационноправовые формы предприятий; - основные направления инновационной политики 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины В т.ч. в форме практической подготовки В т.ч; Теоретическое обучение Практические занятия Самостоятельная работа Промежуточная аттестация (экзамен) Объем в часах 69 29 30 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем Коды ак/ч в компетен том ций,, числе в формиро форме ванию практиче которых ской способст подготов вует ки элемент 3 4 ОК 012 ОК 06 ПК 2-2 1.3, ПК 1.5, 1.8 2/4 1 2 ОП 01 Экономика организации Введение Содержание 1 1 Содержание и задачи дисциплины. Связь с другими дисциплинами, ПМ, с теорией и практикой рыночной экономики, с деятельностью предприятия Раздел 1. Расчет основных показателей производства 1 Основные фонды: понятие, состав, структура. Виды оценки основных фондов, 1.1 Расчет воспроизводство и показатели использования основных средств. показателей 2-4 Амортизация основных фондов. Оценка наличия, состояния, движения и эффективность использования использования основных фондов основных средств предприятия Практические занятия: 2-6 1 №1 Расчет годовой суммы амортизационных отчислений. 2-8 2 №2 Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Расчет показателей эффективности использования основных фондов. 2/2 Тема 1.2 Содержание Расчет 1 Понятие, состав, структура оборотных средств. Источники пополнения и формирования 2-10 показателей оборотных средств организации: собственные, приравненные к собственным , заемные. использования Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути ускорения оборотных оборачиваемости оборотных средств.. средств Практические занятия: предприятия. 2-12 1 №3 Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств. Тема 1.3 Расчеты по персоналу и оплате труда Тема 1.4 Расчеты себестоимости и цены продукции Тема 1.5 Содержание 1 Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов: списочная, явочная, среднесписочная численность персонала. Структура кадров (персонала). Планирование численности персонала. Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма численности. Производительность труда: основные показатели, измерители, резервы роста Понятие и элементы тарифной системы. Понятие тарифной ставки. Повременная и сдельная формы оплаты труда. Понятие сдельной расценки. Практические занятия: 1 № 4 Планирование численности персонала. Расчет показателей движения персонала. 2 № 5 Расчеты заработной платы по повременной и сдельной формам оплаты труда. Ограничения удержания из ЗП. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. 3 № 6 Планирование годового фонда заработной платы на основе баланса рабочего времени работников Содержание 1 Понятие себестоимости продукции. Классификация расходов организации по различным признакам. Группировка расходов по экономическим элементам, статьям калькуляции. Себестоимость продукции, ее виды. Понятие сметы затрат на производство продукции и основные методы, используемые при ее составлении: сметный, сводный, калькуляционный. Затраты на рубль товарной продукции. Пути снижения себестоимости продукции. Экономическая сущность и виды рыночных цен. Ценовая политика. Методы и стратегии ценообразования . Структура рыночной цены. Практические занятия: 1. № 7 Методика расчета различных видов себестоимости. Расчёт калькуляции цеховой себестоимости. Расчёт полной себестоимости 2. № 8 Расчет затрат на рубль товарной продукции. 3. № 9 Составление сметы затрат на производство 4. № 10 Методика расчета цены продукции Содержание 2/6 2-14 ОК 01ОК 06 ПК 1.3, ПК 1.5, 1.8 2-16 2-18 2-20 2/8 2-22 2-24 2-26 2-28 2-30 2-32 2/2 ОК 01ОК 06 ПК 1.3, ПК 1.5, 1.8 Понятие доходов организации. Доходы от обычных видов деятельности, доходы от прочих операций. Прибыль, как важнейший показатель деятельности организации. Показатели прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, чистая прибыль и др. Распределение прибыли. Прибыль до налогообложения Налог на прибыль, расчеты с бюджетом. Распределение чистой прибыли. Понятие рентабельности. Общая рентабельность, рентабельность продаж, рентабельность производственных фондов и др. Практические занятия: 1 № 11 Планирование прибыли организации.Расчет отдельных видов показателей рентабельности. Тема 1.6 Содержание Методика расчета 1. Показатели по производству продукции: натуральные и стоимостные. основных Производственная мощность предприятия, порядок её расчёта в организации. технико2 Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчёта. экономических Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. показателей Технико-экономические показатели использования оборудования. Показатели, производства характеризующие эффективность организации основного и вспомогательного оборудования. Практические занятия: 1 № 12 Расчет показателей производственной программы и производственной мощности, расчет нормативов по отдельным элементам оборотных средств. Определение совокупного норматива собственных оборотных средств. Расчет показателей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Расчет основных показателей производства 1. Определение основных направлений рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на предприятиях отрасли (ресурсо- и энергосберегающие технологии). 2. Описание форм обеспечения ресурсами: через товарные биржи, прямые связи, аукционы, конкурсы, спонсорство, собственное производство. Раздел 2. Анализ производственной деятельности подразделения Тема 2.1 Анализ Содержание Расчет финансовых результатов деятельности организации. 1 2-34 2-36 4/2 2-38 2-40 2-42 2 2/2 ОК 01-ОК 06 ПК 1.3, ПК 1.5, 1.8 организации производства на предприятиях отрасли 1. Производственная структура и инфраструктура предприятия Научные принципы организации производства Понятие производственного цикла, его продолжительность Производственное оборудование, его производительность, производственная мощность предприятия Практические занятия 1. № 13 Разработка производственной структуры конкретного предприятия Расчет длительности производственного цикла Расчет мощности предприятии по разным методикам, коэффициент использования мощности. Тема 2.2 Организация Содержание и нормирование труда 1 Организация рабочего места. Основные требования организации труда: характер, на предприятии содержание, продукция. Классификация затрат рабочего времени. Понятие нормирования труда, виды норм. Методы нормирования труда: хронометраж, ФРВ и др. Тема 2.3 Анализ Содержание эффективности 1. Производительность труда, показатели трудоемкости и выработки продукции использования Снижение трудоемкости продукции. Организационно-технические мероприятия по трудовых ресурсов на повышению производительности труда. предприятии Тема 2.4 Анализ Содержание эффективности 1. Принципы, формы и методы организации производственного и технологического использования процессов. Нормирование и планирование потребности организации в оборотных материальных средствах. Снижение себестоимости продукции ресурсов на предприятии Тема 2.5 Содержание 2-44 2- 46 2 2-48 2-50 2-52 2-54 Экономическая эффективность реальных инвестиций 1 Инвестиционная политика организации, источники финансирования долгосрочных финансовых вложений : собственные, заемные, привлеченные, ассигнования из бюджета, иностранные инвестиции. Техническое перевооружение. Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии. Инновационная деятельность организации, её содержание. Показатели потенциала организации. Качество и эффективность производства. Показатели качества. Показатели технического развития предприятия и их расчёт. Капитальное вложение: структура, источники финансирования и показатели эффективности.Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведённые затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости. Практические занятия № 14 Расчёт эффективности новой техники и технологии. Расчёт эффективности капитальных вложений и срока окупаемости. Самостоятельная работа при изучении раздела 2. 1. Определение путей ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия 2. Определение путей повышения эффективности реальных инвестиций 3. Определение факторов и резервов роста производительности труда. 4. Определение путей повышения рентабельности. 1 3-57 2 ОК 01ОК 06 ПК 1.3, ПК 1.5, 1.8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрен: Кабинет «Экономика организации», оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочее место студента, комплект учебно-методической документации, техническими средствами обучения: ноутбук. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1 Основные электронные издания Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06278-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474223. Мокий, М. С. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский ; под редакцией М. С. Мокия. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 297 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13970-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469434. 185 Основы экономики организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 344 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14874-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/484242. Основы экономики организации. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой, А. В. Шарковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9279-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471048. Экономика организации: учебник для среднего профессионального образования / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда ; под редакцией Е. Н. Клочковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 382 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13799-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469692. 3.2.3. 3.2.2 Дополнительные источники 1. Кондратьева И.В. Экономика предприятия. Учебное пособие – Лань, 2022. – 232с. 2. Маслевич, Т. П. Экономика организации: учебник для бакалавров / Т.П. Маслевич ; под ред. Е. Н. Косаревой. - Москва: Дашков и К, 2019. - 330 с. 3. Фридман, А. М. Экономика организации: учебник / А. М. Фридман. — Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2022. — 239 с. — (Среднее профессиональное образование). 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - базовые понятия дисциплины; - общую характеристику трудовых ресурсов; - понятие, сущность и роль научнотехнического прогресса в развитии организации; - основные экономические показатели организации; - основные организационноправовые формы предприятий; - основные направления инновационной политики Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: - производить расчеты по основным и оборотным средствам предприятия; - составлять простейший бизнес -план задаваемого предприятия; - осуществлять простейшие расчеты по кадрам и заработной плате; - рассчитывать издержки производства и себестоимости продукции (услуг) по заданным параметрам; - рассчитывать цену на продукцию; Критерии оценки Оценка устных ответов, учащихся: Отметка "5" ставится, если студент: 1) полно излагает изученный материал; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по лекции, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1- 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующей Методы оценки Проведение устных и письменных опросов; Проверка выполнения обучающимися домашних заданий; Проведение текущего, рубежного и промежуточного контроля Оценка результатов выполнения практических работ Оценка правильности и аргументированности применения ценовой политики Оценка результата экзамена - оценивать эффективность деятельности организации темы изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике. Оценка письменных ответов, учащихся: Отметка "5" ставится, если студент: 1) студен соблюдает установленный алгоритм решения заданий; 2) обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике; 3) все расчеты выполнены арифметически верно. Отметка "4" ставится, если студент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 недочёта в последовательности решения заданий. Отметка "3" ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но: 1) решение не полное (менее 60%); 2) в решении заданий допущено большое количество арифметических ошибок; 3) решение задания непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка "2" ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, Оценка 2 «неудовлетворительно» ставится за работу, которая не носит исследовательского характера, не имеет анализа, не отвечает требованиям, изложенным в методических указаниях. Работа, которую руководитель признал неудовлетворительной, возвращается для переработки с учетом высказанных в рецензии замечаний или выполняется заново. Критерии оценки экзамена Оценка 5(отлично): 100-90% правильных ответов Оценка 4(хорошо): 8980%% правильных ответов Оценка 3 (удовлетворительно): 79-70 %% правильных ответов Оценка 2 (неудовлетворительно): менее 69 % правильных ответов