Приложение 21
к ПОПОП по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06 Основы финансовой грамотности
Сухой лог
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.06 Основы финансовой грамотности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы финансовой грамотности является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания.
Код ПК,
Код
Умения
Код
Знания
ОК
умений
знаний
ОК 01
распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части;
определять этапы
решения задачи;
ОК 04
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
составлять план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
организовывать работу
актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
основные
источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы
выполнения
работ в профессиональной
и смежных областях;
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных сферах;
структуру
плана
решения задач;
для
психологические основы
коллектива и команды
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
деятельности коллектива,
психологические
особенности личности;
основы
проектной
деятельности
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Всего академических
часов
41
3
24
13
2
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Ном
ер
урок
а
Наименование
раздела и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
В том числе
Количе
ство
академи
ческих
часов
во
взаимод
ействии
с
препода
вателем
Л,
УР
ПЗ
СР
Формируе
мые
компетенц
ии
Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях
ограниченности ресурсов
Сущность
финансовой
грамотности
населения,
ее цели и задачи.
Содержание
Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования
финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой
грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы,
деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы,
доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит,
профицит
6
2
2
Ресурсы и проблема
их выбора.
Законодательные
акты в сфере
финансовой
грамотности
Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и
его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ
Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой
грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения
уровня финансовой грамотности населения.
2
2
Мировой опыт стран в решении проблем по повышению уровня финансовой
Практическое
грамотности населения
занятие: «Мировой
опыт повышения
финансовой
грамотности»
Раздел 2. Место России в международной банковской системе
2
1-2
3-4
5-6
14
ОК 01
2
История
возникновения
банковской системы.
Содержание
История возникновения банков. Роль банков в создании и
функционировании рынка капитала.
2
Структура
современных банков:
функции и виды
Структура современной банковской системы и ее функции. Виды
банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы
банковской деятельности
2
Практическое
занятие: «Банки: чем
они могу быть
полезны»
Депозит
Решение практических задач , кейсов.
2
Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения,
депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция,
номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.
2
2
1516
Кредиты
2
2
1718
Расчетно-кассовые
операции и их
значение
Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения
платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций:
заемщик,
кредитор,
кредитная
история,
кредитный
договор,
микрофинансовые организации, кредитные риски.
Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки,
электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт.
Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и
правила личной финансовой безопасности.
7-8
9-10
банковских услуг.
1112
1314
Решение практических задач , кейсов.
Практическое
занятие:
«Кредиты: когда их
брать и как оценить.
Условия и способы
получения кредитов»
Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации.
21Система
Содержание
22
налогообложения
Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет
физических лиц.
налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее
1920
2
ОК 01
ОК 04
ОК 07
2
2
2
2
2
2
4
2
2
ОК 01
ОК 04
ОК 07
2324
Практическое
занятие: «Налоги»
структура и функции. Классификация налогов по уровню управления.
Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые
льготы и налоговые вычеты для физических лиц.
Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации.
25Содержание
Формирование
26
стратегии
Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты
инвестирования.
2728
2930
Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать .
Раздел 5. Страхование
3132
Тема 5.1.
Структура
страхового рынка в
Российской
Федерации и виды
страховых услуг.
3334
Пенсионное
страхование как
форма социальной
защиты населения
3536
Практическое
занятие:
2
6
2
2
2
2
ОК 01
ОК 04
ОК 07
инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их
классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный
портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ
инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые
пирамиды. Криптовалюта
Виды ценных бумаг Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые
инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг.
и производных
финансовых
инструментов
Практическое
занятие: «Фондовая
биржа»
2
Содержание
Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования.
Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой
брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой
взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования:
страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское
страхование,
страхование
имущества,
страхование
гражданской
ответственности. Страховые риски.
Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное
страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд
Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их
функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и
инструменты по увеличению пенсионных накоплений
Решение практических задач , кейсов.
2
7
2
2
ОК 04
ОК 07
2
2
2
2
1
3738
«Обязательное
пенсионное
страхование .»
Дифференцированный зачет
ОК 01
ОК 04
ОК 07
2
Самостоятельная работа
41
24
13
2
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О.
Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному
финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.
2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. –
154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст:
непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. – Москва :
Юрайт, 2021. – 319 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01097-8. –
URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). – Режим доступа :
Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.
2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / П. Д. Шимко. – Москва : Юрайт, 2019. – 380 с. –
(Профессиональное
образование).
–
ISBN
978-5-534-01368-9.
–
URL:
https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). – Режим доступа : Электроннобиблиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. – Москва,
2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
2. Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт.
– Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст :
электронный.
3. Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www.
raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
4. СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. –
Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст :
электронный.
5. Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 -URL:
http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
6. Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата
обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
7. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. –
Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). –
Текст : электронный.
8. Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL:
https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
9. Азбука предпринимателя: учебное пособие для потенциальных и начинающих
предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация «МСП», 2016. –
140 с. - Текст: электронный.
10. Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
демонстрирует
знания Оценка результатов
знать:
основные понятия финансовой
основных
понятий устного
и
грамотности и основные
финансовой грамотности;
письменного опроса.
законодательные акты,
ориентируется в нормативно- Оценка результатов
регламентирующие ее вопросы;
правовой
базе, тестирования.
виды принятия решений в
регламентирующей вопросы Оценка результатов
условиях ограниченности
финансовой грамотности;
выполнения
ресурсов;
способен планировать личный домашних заданий.
основные виды планирования;
и семейный бюджеты;
Оценка результатов
устройство банковской системы, владеет
знаниями
для дифференцированного
основные виды банков и их
обоснования и реализации зачета.
операций;
бизнес-идеи;
дает
сущность понятий «депозит» и
характеристику
различным
«кредит», их виды и принципы;
видам банковских операций,
схемы кредитования физических кредитов, схем кредитования,
лиц; устройство налоговой
основным
видам
ценных
системы, виды налогообложения бумаг и налогообложения
физических лиц;
физических
лиц;
владеет
признаки финансового
знаниями
формирования
мошенничества;
инвестиционного
портфеля
основные виды ценных бумаг и
физических лиц;
их доходность;
умеет определять признаки
формирование инвестиционного финансового мошенничества;
портфеля; классификацию
применяет
знания
при
инвестиций, основные разделы
участии на страховом рынке;
бизнес-плана; виды страхования; демонстрирует знания о видах
виды
пенсий,
способы пенсий и способах увеличения
увеличения пенсий
пенсионных накоплений
уметь:
применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической деятельности и
повседневной жизни;
взаимодействовать в коллективе
и работать в команде;
рационально планировать свои
доходы и расходы;
грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в
качестве потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
использовать приобретенные
знания для выполнения
практических заданий,
основанных на ситуациях,
связанных с банковскими
операциями, рынком ценных
бумаг, страховым рынком,
фондовой и валютной биржами;
анализирует состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
определять назначение видов
налогов и применять полученные
знания для расчёта НДФЛ,
налоговых вычетов, заполнения
налоговой декларации;
применять правовые нормы по
защите прав потребителей
финансовых услуг и выявлять
признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении
физических лиц;
планировать и анализировать
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составлять обоснование бизнесидеи; применять полученные
знания
для
увеличения
пенсионных накоплений
применяет
теоретические
знания
по
финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
планирует свои доходы и
расходы
и
грамотно
применяет полученные знания
для
оценки
собственных
экономических действий в
качестве
потребителя,
страхователя,
налогоплательщика,
члена
семьи и гражданина;
выполняет
практические
задания,
основанные
на
ситуациях,
связанных
с
банковскими
операциями,
рынком
ценных
бумаг,
страховым рынком, фондовой
и валютной биржами;
проводит анализ состояния
финансовых
рынков,
используя
различные
источники информации;
определяет назначение видов
налогов
и
рассчитывает
НДФЛ, налоговый вычет;
ориентируется в правовых
нормах по защите прав
потребителей
финансовых
услуг и выявляет признаки
мошенничества
на
финансовом
рынке
в
отношении физических лиц;
планирует
и
анализирует
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составляет
обоснование
бизнес-идеи;
применяет полученные знания
для увеличения пенсионных
накоплений
Оценка результатов
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
дифференцированного
зачета.