21 СГЦ.06 Основы финансовой грамотности

Приложение 21
к ПОПОП по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГЦ.06 Основы финансовой грамотности

Сухой лог
2024

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.06 Основы финансовой грамотности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы финансовой грамотности является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания.
Код ПК,
Код
Умения
Код
Знания
ОК
умений
знаний
ОК 01

распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части;
определять этапы
решения задачи;

ОК 04

выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
составлять план
действия;
определять
необходимые ресурсы;
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
реализовывать
составленный план;
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
организовывать работу

актуальный
профессиональный
и
социальный контекст, в
котором
приходится
работать и жить;
основные
источники
информации и ресурсы
для решения задач и
проблем
в
профессиональном и/или
социальном контексте;
алгоритмы
выполнения
работ в профессиональной
и смежных областях;
методы
работы
в
профессиональной
и
смежных сферах;
структуру
плана
решения задач;

для

психологические основы

коллектива и команды
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности

деятельности коллектива,
психологические
особенности личности;
основы
проектной
деятельности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

Всего академических
часов
41
3
24
13
2
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Ном
ер
урок
а

Наименование
раздела и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

В том числе

Количе
ство
академи
ческих
часов
во
взаимод
ействии
с
препода
вателем

Л,
УР

ПЗ

СР

Формируе
мые
компетенц
ии

Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях
ограниченности ресурсов
Сущность
финансовой
грамотности
населения,
ее цели и задачи.

Содержание
Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования
финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой
грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы,
деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы,
доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит,
профицит

6
2

2

Ресурсы и проблема
их выбора.
Законодательные
акты в сфере
финансовой
грамотности

Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и
его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ
Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой
грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения
уровня финансовой грамотности населения.

2

2

Мировой опыт стран в решении проблем по повышению уровня финансовой
Практическое
грамотности населения
занятие: «Мировой
опыт повышения
финансовой
грамотности»
Раздел 2. Место России в международной банковской системе

2

1-2

3-4

5-6

14

ОК 01

2

История
возникновения
банковской системы.

Содержание
История возникновения банков. Роль банков в создании и
функционировании рынка капитала.

2

Структура
современных банков:
функции и виды

Структура современной банковской системы и ее функции. Виды
банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы
банковской деятельности

2

Практическое
занятие: «Банки: чем
они могу быть
полезны»
Депозит

Решение практических задач , кейсов.

2

Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения,
депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция,
номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность.

2

2

1516

Кредиты

2

2

1718

Расчетно-кассовые
операции и их
значение

Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения
платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций:
заемщик,
кредитор,
кредитная
история,
кредитный
договор,
микрофинансовые организации, кредитные риски.
Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки,
электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт.
Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и
правила личной финансовой безопасности.

7-8

9-10

банковских услуг.
1112

1314

Решение практических задач , кейсов.
Практическое
занятие:
«Кредиты: когда их
брать и как оценить.
Условия и способы
получения кредитов»
Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации.
21Система
Содержание
22
налогообложения
Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет
физических лиц.
налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее
1920

2
ОК 01
ОК 04
ОК 07

2

2

2

2

2

2

4
2

2

ОК 01
ОК 04
ОК 07

2324

Практическое
занятие: «Налоги»

структура и функции. Классификация налогов по уровню управления.
Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые
льготы и налоговые вычеты для физических лиц.

Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации.
25Содержание
Формирование
26
стратегии
Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты

инвестирования.

2728

2930

Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать .

Раздел 5. Страхование
3132

Тема 5.1.
Структура
страхового рынка в
Российской
Федерации и виды
страховых услуг.

3334

Пенсионное
страхование как
форма социальной
защиты населения

3536

Практическое
занятие:

2

6
2

2

2

2

ОК 01
ОК 04
ОК 07

инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их
классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный
портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ
инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые
пирамиды. Криптовалюта

Виды ценных бумаг Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые
инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг.
и производных
финансовых
инструментов
Практическое
занятие: «Фондовая
биржа»

2

Содержание
Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования.
Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой
брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой
взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования:
страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское
страхование,
страхование
имущества,
страхование
гражданской
ответственности. Страховые риски.
Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное
страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд
Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их
функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и
инструменты по увеличению пенсионных накоплений
Решение практических задач , кейсов.

2

7
2

2

ОК 04
ОК 07

2

2

2

2

1

3738

«Обязательное
пенсионное
страхование .»
Дифференцированный зачет

ОК 01
ОК 04
ОК 07

2

Самостоятельная работа
41

24

13

2
2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О.
Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному
финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.
2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. –
154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст:
непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. – Москва :
Юрайт, 2021. – 319 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01097-8. –
URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). – Режим доступа :
Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.
2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / П. Д. Шимко. – Москва : Юрайт, 2019. – 380 с. –
(Профессиональное
образование).
–
ISBN
978-5-534-01368-9.
–
URL:
https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). – Режим доступа : Электроннобиблиотечная система Юрайт. – Текст : электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. – Москва,
2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
2. Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт.
– Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст :
электронный.
3. Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www.
raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
4. СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. –
Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст :
электронный.
5. Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 -URL:
http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

6. Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата
обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
7. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. –
Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). –
Текст : электронный.
8. Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL:
https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
9. Азбука предпринимателя: учебное пособие для потенциальных и начинающих
предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация «МСП», 2016. –
140 с. - Текст: электронный.
10. Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата
обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
демонстрирует
знания Оценка результатов
знать:
основные понятия финансовой
основных
понятий устного
и
грамотности и основные
финансовой грамотности;
письменного опроса.
законодательные акты,
ориентируется в нормативно- Оценка результатов
регламентирующие ее вопросы;
правовой
базе, тестирования.
виды принятия решений в
регламентирующей вопросы Оценка результатов
условиях ограниченности
финансовой грамотности;
выполнения
ресурсов;
способен планировать личный домашних заданий.
основные виды планирования;
и семейный бюджеты;
Оценка результатов
устройство банковской системы, владеет
знаниями
для дифференцированного
основные виды банков и их
обоснования и реализации зачета.
операций;
бизнес-идеи;
дает
сущность понятий «депозит» и
характеристику
различным
«кредит», их виды и принципы;
видам банковских операций,
схемы кредитования физических кредитов, схем кредитования,
лиц; устройство налоговой
основным
видам
ценных
системы, виды налогообложения бумаг и налогообложения
физических лиц;
физических
лиц;
владеет
признаки финансового
знаниями
формирования
мошенничества;
инвестиционного
портфеля
основные виды ценных бумаг и
физических лиц;
их доходность;
умеет определять признаки
формирование инвестиционного финансового мошенничества;
портфеля; классификацию
применяет
знания
при
инвестиций, основные разделы
участии на страховом рынке;
бизнес-плана; виды страхования; демонстрирует знания о видах
виды
пенсий,
способы пенсий и способах увеличения
увеличения пенсий
пенсионных накоплений

уметь:
применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической деятельности и
повседневной жизни;
взаимодействовать в коллективе
и работать в команде;
рационально планировать свои
доходы и расходы;
грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в
качестве потребителя,
налогоплательщика,
страхователя, члена семьи и
гражданина;
использовать приобретенные
знания для выполнения
практических заданий,
основанных на ситуациях,
связанных с банковскими
операциями, рынком ценных
бумаг, страховым рынком,
фондовой и валютной биржами;
анализирует состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
определять назначение видов
налогов и применять полученные
знания для расчёта НДФЛ,
налоговых вычетов, заполнения
налоговой декларации;
применять правовые нормы по
защите прав потребителей
финансовых услуг и выявлять
признаки мошенничества на
финансовом рынке в отношении
физических лиц;
планировать и анализировать
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составлять обоснование бизнесидеи; применять полученные
знания
для
увеличения
пенсионных накоплений

применяет
теоретические
знания
по
финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
планирует свои доходы и
расходы
и
грамотно
применяет полученные знания
для
оценки
собственных
экономических действий в
качестве
потребителя,
страхователя,
налогоплательщика,
члена
семьи и гражданина;
выполняет
практические
задания,
основанные
на
ситуациях,
связанных
с
банковскими
операциями,
рынком
ценных
бумаг,
страховым рынком, фондовой
и валютной биржами;
проводит анализ состояния
финансовых
рынков,
используя
различные
источники информации;
определяет назначение видов
налогов
и
рассчитывает
НДФЛ, налоговый вычет;
ориентируется в правовых
нормах по защите прав
потребителей
финансовых
услуг и выявляет признаки
мошенничества
на
финансовом
рынке
в
отношении физических лиц;
планирует
и
анализирует
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составляет
обоснование
бизнес-идеи;
применяет полученные знания
для увеличения пенсионных
накоплений

Оценка результатов
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
дифференцированного
зачета.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».