Приложение 21 к ПОПОП по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГЦ.06 Основы финансовой грамотности Сухой лог 2024 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.06 Основы финансовой грамотности» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина СГ.06 Основы финансовой грамотности является обязательной частью социально-гуманитарного цикла в соответствии с ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 04. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания. Код ПК, Код Умения Код Знания ОК умений знаний ОК 01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; ОК 04 выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовывать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) организовывать работу актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана решения задач; для психологические основы коллектива и команды взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИМЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Объем учебного предмета Общая трудоёмкость учебного предмета в том числе Во взаимодействии с преподавателем в том числе лекции, уроки практические занятия Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Всего академических часов 41 3 24 13 2 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Ном ер урок а Наименование раздела и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся В том числе Количе ство академи ческих часов во взаимод ействии с препода вателем Л, УР ПЗ СР Формируе мые компетенц ии Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических решений в условиях ограниченности ресурсов Сущность финансовой грамотности населения, ее цели и задачи. Содержание Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи формирования финансовой грамотности. Содержание основных понятий финансовой грамотности: человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы, деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы, пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды, дефицит, профицит 6 2 2 Ресурсы и проблема их выбора. Законодательные акты в сфере финансовой грамотности Ограниченность ресурсов и проблема их выбора. Понятие планирования и его виды: краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное. SWOT – анализ Основные законодательные акты, регламентирующие вопросы финансовой грамотности в Российской Федерации. Международный опыт повышения уровня финансовой грамотности населения. 2 2 Мировой опыт стран в решении проблем по повышению уровня финансовой Практическое грамотности населения занятие: «Мировой опыт повышения финансовой грамотности» Раздел 2. Место России в международной банковской системе 2 1-2 3-4 5-6 14 ОК 01 2 История возникновения банковской системы. Содержание История возникновения банков. Роль банков в создании и функционировании рынка капитала. 2 Структура современных банков: функции и виды Структура современной банковской системы и ее функции. Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые основы банковской деятельности 2 Практическое занятие: «Банки: чем они могу быть полезны» Депозит Решение практических задач , кейсов. 2 Депозит и его виды. Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта, вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность. 2 2 1516 Кредиты 2 2 1718 Расчетно-кассовые операции и их значение Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения платежей по кредиту. Содержание основных понятий банковских операций: заемщик, кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые организации, кредитные риски. Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные переводы, овердрафт. Риски при использовании интернет-банкинга. Финансовое мошенничество и правила личной финансовой безопасности. 7-8 9-10 банковских услуг. 1112 1314 Решение практических задач , кейсов. Практическое занятие: «Кредиты: когда их брать и как оценить. Условия и способы получения кредитов» Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации. 21Система Содержание 22 налогообложения Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет физических лиц. налогообложения. Принципы построения налоговой системы, ее 1920 2 ОК 01 ОК 04 ОК 07 2 2 2 2 2 2 4 2 2 ОК 01 ОК 04 ОК 07 2324 Практическое занятие: «Налоги» структура и функции. Классификация налогов по уровню управления. Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые льготы и налоговые вычеты для физических лиц. Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее реализации. 25Содержание Формирование 26 стратегии Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты инвестирования. 2728 2930 Как работает фондовая биржа и кто может на ней торговать . Раздел 5. Страхование 3132 Тема 5.1. Структура страхового рынка в Российской Федерации и виды страховых услуг. 3334 Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения 3536 Практическое занятие: 2 6 2 2 2 2 ОК 01 ОК 04 ОК 07 инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их классификация. Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта Виды ценных бумаг Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные финансовые инструменты: фьючерс, опцион. Понятие доходности ценных бумаг. и производных финансовых инструментов Практическое занятие: «Фондовая биржа» 2 Содержание Экономическая сущность страхования. Функции и принципы страхования. Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай, страховой взнос, страховая премия, страховые продукты. Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Страховые риски. Государственная пенсионная система в России. Обязательное пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный пенсионный фонд и их функции. Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и инструменты по увеличению пенсионных накоплений Решение практических задач , кейсов. 2 7 2 2 ОК 04 ОК 07 2 2 2 2 1 3738 «Обязательное пенсионное страхование .» Дифференцированный зачет ОК 01 ОК 04 ОК 07 2 Самостоятельная работа 41 24 13 2 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и /или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и /или электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1.Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О. Жданова, Е.В. Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). - ISBN 978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный. 2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. – 154 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст: непосредственный. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. – Москва : Юрайт, 2021. – 319 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01097-8. – URL: https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). – Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. – Текст : электронный. 2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / П. Д. Шимко. – Москва : Юрайт, 2019. – 380 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01368-9. – URL: https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения: 27.07.2021). – Режим доступа : Электроннобиблиотечная система Юрайт. – Текст : электронный. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 2. Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. – Москва, 2021 – URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 3. Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www. raexpert.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 4. СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. – Москва,2021 - URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 5. Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 -URL: http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 6. Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 7. Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 8. Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL: https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный. 9. Азбука предпринимателя: учебное пособие для потенциальных и начинающих предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация «МСП», 2016. – 140 с. - Текст: электронный. 10. Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата обращения: 27.07.2021). - Текст : электронный. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки демонстрирует знания Оценка результатов знать: основные понятия финансовой основных понятий устного и грамотности и основные финансовой грамотности; письменного опроса. законодательные акты, ориентируется в нормативно- Оценка результатов регламентирующие ее вопросы; правовой базе, тестирования. виды принятия решений в регламентирующей вопросы Оценка результатов условиях ограниченности финансовой грамотности; выполнения ресурсов; способен планировать личный домашних заданий. основные виды планирования; и семейный бюджеты; Оценка результатов устройство банковской системы, владеет знаниями для дифференцированного основные виды банков и их обоснования и реализации зачета. операций; бизнес-идеи; дает сущность понятий «депозит» и характеристику различным «кредит», их виды и принципы; видам банковских операций, схемы кредитования физических кредитов, схем кредитования, лиц; устройство налоговой основным видам ценных системы, виды налогообложения бумаг и налогообложения физических лиц; физических лиц; владеет признаки финансового знаниями формирования мошенничества; инвестиционного портфеля основные виды ценных бумаг и физических лиц; их доходность; умеет определять признаки формирование инвестиционного финансового мошенничества; портфеля; классификацию применяет знания при инвестиций, основные разделы участии на страховом рынке; бизнес-плана; виды страхования; демонстрирует знания о видах виды пенсий, способы пенсий и способах увеличения увеличения пенсий пенсионных накоплений уметь: применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; взаимодействовать в коллективе и работать в команде; рационально планировать свои доходы и расходы; грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами; анализирует состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; определять назначение видов налогов и применять полученные знания для расчёта НДФЛ, налоговых вычетов, заполнения налоговой декларации; применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг и выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; планировать и анализировать семейный бюджет и личный финансовый план; составлять обоснование бизнесидеи; применять полученные знания для увеличения пенсионных накоплений применяет теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; планирует свои доходы и расходы и грамотно применяет полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, страхователя, налогоплательщика, члена семьи и гражданина; выполняет практические задания, основанные на ситуациях, связанных с банковскими операциями, рынком ценных бумаг, страховым рынком, фондовой и валютной биржами; проводит анализ состояния финансовых рынков, используя различные источники информации; определяет назначение видов налогов и рассчитывает НДФЛ, налоговый вычет; ориентируется в правовых нормах по защите прав потребителей финансовых услуг и выявляет признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц; планирует и анализирует семейный бюджет и личный финансовый план; составляет обоснование бизнес-идеи; применяет полученные знания для увеличения пенсионных накоплений Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов дифференцированного зачета.