Приложение 20 к ОПОП по профессии 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» Сухой лог 2024 2 Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования; Рабочей программы воспитания по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Примерной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение.. Разработчик: Вехов многопрофильный техникум» А.Ю. преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 «Основы бережливого производства» 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» 1.2. Место дисциплины в структуре ППССЗ Учебная дисциплина «Основы социальногуманитарному циклу ППССЗ. бережливого производства» относится к 1.3. Ц Цели и планируемые результаты освоения дисциплины Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01, планировать, организовать и содержание и формы проводить мероприятия по реализации бережливого производства; ОК 02, принципов бережливого производства; - принципы, методы и ОК 03, пользоваться инструментами инструменты бережливого бережливого производства в производства; ОК 04, профессиональной деятельности алгоритм внедрения ОК 07, инструментов бережливого производства в деятельность ПК 1.2, офиса ПК 1.3 Специалист издательского дела должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ПК 1.2. Координировать работу приемной руководителя, зон приема различных категорий посетителей организации; ПК 1.3. Владеть навыками планирования рабочего времени руководителя и секретаря. 4 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 46 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 42 в том числе: лекционные занятия в форме практической подготовки Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 34 8 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бережливого производства» Коды компетенций, формированию в форме которых спопрактические всего практической собствует элезанятия подготовки мент программы Объем часов Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Тема 1. Содержание учебного материала Современные методы 1. Современные методы повышения организации эффективности организации производства. производства. Принципы бережливого Принципы бережливого производства производства 2. Современные технологии повышения эффективности: «20 ключей», ERP система в управлении ресурсами предприятия Тема 2. Содержание учебного материала Инструменты 1 Кайдзен – подход к постоянным бережливого улучшениям. Принципы кайдзен производства 5S как основа для кайдзен, система 2 рационализации рабочего места и способ повышения эффективности. Шесть сигм (6 σ) 3 Структурный анализ (дерево решений). Диаграмма Исикава. Диаграмма Парето. Пять «Почему?» 3 4 4 2 5 1 - - 1 2 14 2 6 8 - 2 - 2 - ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 8 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 6 Практические занятия 1 Организация рабочего места по системе 5S 2 2 4 Статистические методы анализа проблем: диаграмма Парето, диаграммы Исикавы 2 Содержание учебного материала 1 3 4 2 2 2 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 2 8 2 Виды потерь, их источники. Система 3М: Муда, Мури, Мура. 2 2 2 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 Практическое занятие №2 Разработка кайдзен-предложений 2 Тема 3. Методы диагностики скрытых потерь 2 Практическое занятие № 1 Методика пять вопросов «Почему?» 2 3 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 Картирование потока создания ценности. VSM (ValueStreamMapping); построение производственного потока на рабочем участке Основные характеристики бережливого производственного потока. Хронометраж - - ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 2 2 1 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 1 Вытягивающее (pull), выталкивающее (push) производство 2 - ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 7 Тема 4. Содержание учебного материала Реализация принципов бережливого офи1 Особенности взаимоотношений в са коллективе на бережливом предприятии 2 3 Концепция Lean, принципы и инструменты бережливого офиса. Аудит рабочего места 8 2 3 2 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 2 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 1 Визуализация офисного пространства и рабочих процессов 2 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 2 ОК 01 - ОК 04, ОК 07, ПК1.2, ПК1.3 Практические занятия 1 Практическое занятие № 5. Деловая игра «Мячи» Дифференцированный зачет 2 2 34 3 2 Всего: 46 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Социально-экономических и управленческих дисциплин». Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением. 3.2. Информационное обеспечение обучения 3.2.1. Печатные издания 1. Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, ДэниелДжонс; пер. с англ. 12-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2018. - 472 с. 2. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира: Точка,2018. – 400 с. 3. Тэппинг, Д. Бережливый офис: Устранение потерь времени и денег: Научнопопулярное / Тэппинг Д., Данн Э., - 5-е изд. - М.:АльпинаПаблишер, 2019. 322 с. 4. Экономика труда: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Симонова [и др.] ; под общей редакцией М. В. Симоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13411-7. 3.2.2. Электронные издания 1. Экономика труда: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Симонова [и др.] ; под общей редакцией М. В. Симоновой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13411-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477044 2. Управление запасами: многофакторная оптимизация процесса поставок: учебник для среднего профессионального образования / Г. Л. Бродецкий, В. Д. Герами, А. В. Колик, И. Г. Шидловский. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 322 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10776-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475248 3. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Колышкин [и др.] ; под редакцией А. В. Колышкина, С. А. Смирнова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06278-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474223. 3.2.3. Дополнительные источники: 1. Браун, М.Г. За рамками сбалансированной системы показателей. Как аналитические показатели повышают эффективность управления компанией. – М.: ОлимпБизнес, 2012. 2. Имаи Масааки. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. Пер. с англ. / М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. 3. Кандалинцев, В.Г. Инновационный бизнес. Применение сбалансированной системы показателей. – М.: РАНХ и ГС, 2015. 4. Синго С. Быстрая переналадка: Революционная технология оптимизации производства. – М.: – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.- 344с. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения опросов, практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания: содержание и формы бережливого производства; принципы, методы и инструменты бережливого производства; алгоритм внедрения инструментов бережливого производства в деятельность офиса Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Текущий контроль при проведении: - устных зачётов, понятийных диктантов Умения: - планировать, организовать и проводить мероприятия по реализации принципов бережливого производства; пользоваться инструментами бережливого производства в профессиональной деятельности Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов. Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки, самооценки выполнения. Рациональность действий Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Текущий контроль при проведении: практических работ Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета