Приложение 15 к ОПОП по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДД.02 Основы проектной деятельности Сухой Лог 2024 Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы проектной деятельности», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). Рабочая программа выполнена на основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы проектной деятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 375 от 23 июля 2015 г.). Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Гутшмидт многопрофильный техникум» С.А., преподаватель 2 ГАПОУ СО «Сухоложский СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспорт программы учебной дисциплины ДУП.02 Основы проектной деятельности .......... 4 1.1 Область применения программы ........................................................................................ 4 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ................................................................................................................................. 4 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины ................................................................................... 5 1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины ........................................................ 5 2 Структура и содержание учебной дисциплины ........................................................................ 8 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ........................................................ 8 2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ДУП.02 Основы проектной деятельности ............................................................................................................ 9 3 Условия реализации программы учебной дисциплины ......................................................... 12 3.1 Материально-техническое обеспечение ........................................................................... 12 4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ........................................... 12 3 1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДУП.02 ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение. В дисциплине «Основы проектной деятельности» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые позволяют научить обучающихся анализировать получаемые знания, сделать их более практикоориентированными. Данный курс является пропедевтическим для выполнения ВКР. Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение следующих целей: развитие исследовательской компетентности обучающихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебноисследовательской и проектной деятельности; формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся; развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей; развитие навыков самостоятельной научной работы; совершенствование умения следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу; формирование культуры работы с используемыми материалами; дальнейшее развитие аргументации и культуры рассуждения; умение представлять и защищать свою работу; владение основами методологии исследовательской и проектной деятельности; знание структуры и правила оформления исследовательской и проектной работы; владение формулировки темы проектной работы, доказывать ее актуальность; владение умением составлять индивидуальный план проектной работы; умение выделять объект и предмет проектной работы; умение определять цель и задачи проектной работы; умение работать с различными источниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; определение и применение на практике методов исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования; грамотное оформление теоретических и экспериментальных результатов проектной работы; владение рецензированием чужой проектной работы. 4 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Общеобразовательная учебная дисциплина «Основы проектной деятельности» относится к дополнительным дисциплинам общеобразовательного учебного цикла и принадлежит к дополнительной предметной области ФГОС. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностноориентированного образования и индивидуального подхода к каждому обучающемуся, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Таким образом, актуальность данного курса обусловлена потребностью государства в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном гражданине общества. Отличительная особенность курса состоит в том, что дисциплина «Основы проектной деятельности» представляет собой индивидуальный проект, выполняемый обучающимся в рамках одной или нескольких учебных дисциплин, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, конструкторской, социальной, художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Перед каждым обучающимся стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года под руководством преподавателя по выбранной теме, в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного. В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Обучающиеся должны владеть понятиями: проблема, цель, задачи, анализ, эксперимент, библиография, курсовой проект, дипломный проект, гипотеза исследования, моделирование, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, теория, факт, эксперимент. Все виды работ подразделяются на лекционные занятия и практические работы и самостоятельное изучение. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера. В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится семинар с представлением и защитой исследовательского проекта. Изучение дисциплины завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе 5 освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ) и при подготовке квалифицированных рабочих и служащих (ППКРС). Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: в направлении личностного развития − формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения; − развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования; − воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; − формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; − развитие интереса к творчеству; в метапредметном направлении − развитие целеполагания и планирования; − выделение и формулирование познавательной цели; − поиск и выделение необходимой информации; − применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; − умение структурировать знания; − умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; − выбор наиболее эффективных способов решения задач; − извлечение необходимой информации; − планирование сотрудничества в поиске и сборе информации; − владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. − формирование общих способов интеллектуальной деятельности, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; в предметном направлении − отработка навыков научно-исследовательской, аналитической и проектной работы; − выделение основных этапов создания проекта; − представления о научных методах, используемых при создании проекта; − изучение способов анализа и обобщения полученной информации; − получение представления об обще логических методах и научных подходах; − получение представления о процедуре защиты индивидуального проекта. Задачами курса являются: − овладение познавательными интересами; − развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей; − формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; − способность осознания целей проектной деятельности; − умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств; − интеллектуальное развитие; − формирование качеств мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе 6 Данная рабочая программа способствует формированию общих компетенций: Код Наименование результата обучения Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности ОК 1. применительно к различным контекстам; Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации ОК 2. информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в ОК 3. профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном ОК 5. языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ОК 6. ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, ОК 7. применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; Использовать средства физической культуры для сохранения и ОК 8. укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; Пользоваться профессиональной документацией на государственном и ОК 09. иностранном языках. 1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося «Индивидуальный проект» 32 часа. 7 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия лекций в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы : «Индивидуальный проект» Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 8 Количество часов 36 36 18 16 32 2 2.2 Учебный тематический план и содержание учебной дисциплины ДУП. 02. Основы проектной деятельности Наименова Содержание учебного материала и формы организации Объе ние деятельности обучающихся м разделов и часов тем 1 Тема 1.1 Введение Тема 1.2 Проектирование и проекты: технологии и управление Тема 1.3 Выбор и формулирование темы. Тема 1.4 Проектное обучение, создание учебныхпроектов Тема 1.5 Требования к оформлению проекта 2 Раздел 1. Основы проектной деятельности. Содержание учебного материала Исследование и проектирование. Сходство и различие Содержание учебного материала Понятие исследования в практической деятельности. Типология исследований в практической деятельности. Этапы проекта. Методы и виды проектной деятельности. Классификация проектов по типологическим признакам Практическое занятие № 1 Исследования в практической деятельности человека Содержание учебного материала Выбор темы, формулирование темы проекта. Определение степени значимости темыпроекта. Требования к выбору и формулировке темы. Актуальность и практическая значимость проекта. Проблема Содержание учебного материала Постановка цели, Типичные способы определения цели. Эффективность целеполагания. Структура и содержание проектов. Требование к оформлению задач проекта, объекта и предмета. Планирование работы Практическое занятие № 2 Выбор темы, постановка проблемы, определение структуры работы Содержание учебного материала Общие требования к оформлению проекта. Работа с текстовым редактором. Практическое занятие № 3 Оформление текстового документа в Microsoft Office Word. Практическое занятие № 4 Оформление документации в Microsoft Office Word 9 Уро вень усво ения 3 4 2/2 1 2/4 1 2/6 1 1 2/8 Код личностных результатов реализации программы воспитания 5 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 5 ЛР 7 ЛР 9 ЛР 5, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 5, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 13 1 ЛР 5, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 13 2/12 1 2/14 1 2/16 1 2/18 1 ЛР 5, ЛР 7, ЛР 9 ЛР 5, ЛР 9 ЛР 4, ЛР 13 ЛР 5, ЛР 9 ЛР 4, ЛР 13 ЛР 5, ЛР 9 ЛР 4, ЛР 13 2/10 Тема 1.6 Изучение информационных источников. Тема 1.7 Методы работы систочником информации Тема 1.8 Требования к оформлению проекта Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета всего Содержание учебного материала Источники информации. Ссылки и правила цитирования Практическое занятие № 5 Виды источников информации. Способы сбора и анализа информации. ИнтернетБиблиотеки 2 семестр Содержание учебного материала Составление списка информационных ресурсов для проекта и его материалов Практическое занятие № 6 Работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, периодическими изданиями Практическое занятие №7 Правила конспектирования. Тезисы, виды тезисов. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат, рецензия, отзыв. Содержание учебного материала Общие требования к оформлению проекта. Работа с электронными таблицами Практическое занятие № 8 2/20 4/24 1 1 ЛР 9 ЛР 9 ЛР 4 2/26 1 2/28 1 ЛР 9 ЛР 4 ЛР 9 ЛР 4 2/30 1 ЛР 9 ЛР 4 2/32 1 2/34 1 2 2 ЛР 5, ЛР 9 ЛР 4, ЛР 13 ЛР 5, ЛР 9 ЛР 4, ЛР 13 ЛР 5, ЛР 9 ЛР 4 Работа с электронными таблицами. Диаграммы и графики Всего по курсу часов 36 10 5.1 Перечень самостоятельных работ «Индивидуального проекта» № практических занятий и лабораторных работ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 12 13 14 15 16 Наименование практических занятий и лабораторных работ 1 семестр Письменное заполнение таблицы Письменное выполнение заданий по проблеме проекта Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Объѐм часов Всего 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 20 Всего 2 2 2 2 2 10 2 семестр Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию Письменное оформление отчета по практическому заданию 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Материально-техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета: Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: доска учебная; компьютеризированное рабочее место преподавателя; оборудование для просмотра слайд-презентаций; столы, стулья для обучающихся на 25 человек; шкафы для хранения дидактического материала; Информационное обеспечение обучения Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы: Основные источники: 1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012. 2. Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. 3. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Научно-исследовательская работа студента: Технология написания и оформления доклада, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2021. 4. Пастухова И.П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. Дополнительные источники: 1. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В.Носовой. – Киров: Кировский ИПК и ПРО,2021 2. Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Ярославль: Академия развития, 2008. -торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2021. 3. Научно - методический журнал «Исследовательская работа школьников», Издательский дом «Народное образование» №1 2010 с.54. Михеева С.В. Становление субъектной позиции младшего школьника в проектно-исследовательской деятельности 4. «Школьный психолог», № 14. 2019. с.2 Издательский дом «Первое сентября». Михеева С.В. Поисково-исследовательская экспедиция в школе. Интернет-ресурсы: http://eor.edu.ru, Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.stepanenkova.ru, Язык и стиль научной работы 4 КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля и промежуточной аттестации создан фонд оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки. В контроле за знаниями, умениями и навыками обучающихся применяется промежуточный контроль: − самостоятельные работы на 15 - 20 минут по каждой теме предмета для осуществления текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся, в качестве дополнительных упражнений, а также с целью самоподготовки; − зачеты по теоретической части для проверки теоретических заданий по данной теме; − тематические тесты для проверки усвоения теоретических знаний по теме, путем применения тестовых заданий в различных формах: задания с готовыми ответами, задания со свободным кратким ответом, задания на дополнение высказывания. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Качественная оценка индивидуальных образовательных Процент результативности достижений (правильных ответов) 90 ÷ 100 80÷89 70÷79 менее 70 балл (отметка) 5 4 3 2 13 вербальный аналог отлично хорошо удовлетворительно не удовлетворительно