14 ДД. 01 Родная литература

Приложение 14
к ОПОП по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ДД.01 Родная литература

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Родная
литература» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Гутшмидт С. А.., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

Содержание
Пояснительная записка .................................................................................................................4
Объем учебной дисциплины ........................................................................................................6
Содержание учебной дисциплины ...............................................................................................7
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины .....................................................11
Тематическое планирование учебной дисциплины .................................................................25
Условия реализации программы учебной дисциплины ..........................................................31
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины............................................32

3

Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» является частью
основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение.
Учебная дисциплина «Родная литература» входит в дополнительную часть
общеобразовательного цикла и изучается на базовом уровне.
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира,
предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной
модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие
образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир студентов, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям
и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой
среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический
потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную
российскую ценность, как средство воспитания студентов в духе уважительного
отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования
культуры межнационального общения.
Являясь частью предметной области «Родной язык и родная литература», учебная
дисциплина «Родная литература» тесно связана с дисциплиной «Родной язык (русский)» и
способствует обогащению речи студентов, развитию их речевой культуры,
коммуникативной и межкультурной компетенций.
Учебная дисциплина «Родная литература» также непосредственно связан с
дисциплиной «Литература» из предметной области «Русский язык и литература», наряду с
которым вносит свой вклад в формирование у обучающихся культуры восприятия и
понимания литературных текстов, освоение ими современных читательских практик.
Вместе с тем учебная дисциплина «Родная литература (русская)» имеет специфические
особенности, отличающие его от учебной дисциплины «Литература» и обусловленные:
 отбором произведений русской литературы, в которых наиболее ярко выражено их
национально-культурное своеобразие и связанная с этим проблематика (человек в
круговороте истории России, загадочная русская душа, духовные основы русской
культуры, человек в поисках счастья);
 построением содержания в соответствии с проблемно-тематическими блоками;
 более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания
изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным
комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература» не повторяет содержание курса
«Литература», а дополняет его, удовлетворяя потребности обучающихся в изучении
родной русской литературы как особого, эстетического средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. В курс родной литературы включены
значительные произведения русской классики и современной литературы, наиболее ярко
воплотившие национальные особенности русской литературы и культуры.
Изучение дисциплины «Родная литература» направлено на достижение следующих
целей:
 формирование представлений о роли и значении родной литературы в жизни
человека и общества, в осознании ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части русской культуры;
 включение старшеклассников в культурно-языковое поле родной литературы и
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской
литературе как носителям культуры своего народа;

4

 формирование представлений о тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным становлением личности;
 расширение представлений о родной русской литературе как художественном
отражении традиционных духовно-нравственных российских и национальнокультурных ценностей.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении следующих
взаимосвязанных учебных задач:
 расширение представлений о художественной литературе как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
 обеспечение культурной самоидентификации, национального самосознания,
чувства патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и
способность к межэтническому диалогу (на основе развития способности понимать
литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные
традиции);
 формирование устойчивой мотивации к систематическому чтению как средству
познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного
диалога, как форме приобщения к литературному наследию и через него к
сокровищам отечественной и мировой культуры, как особому способу познания
жизни, культурной самоидентификации, чувства причастности к истории,
традициям своего народа и осознания исторической преемственности поколений;
 формирование знаний о базовых концептах русского языка, создающих
художественную картину мира, ключевых проблемах произведений русской
литературы;
 развитие умения выявлять идейно-тематическое содержание формирование
представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка русской
литературы и умений самостоятельного смыслового и эстетического анализа
художественных текстов и познавательной учебной проектно-исследовательской
деятельности;
 развитие умений интерпретировать изученные и самостоятельно прочитанные
произведения родной литературы на историко-культурной основе;
 сопоставлять их с произведениями других видов искусств, в том числе с
использованием информационно-коммуникационных технологий и применением
различных форм работы в медиа-пространстве;
 использовать словари и справочную литературу, опираясь на ресурсы
традиционных библиотек и электронных библиотечных систем;
 творчески перерабатывать художественные тексты, создавать собственные
высказывания, содержащие аргументированные суждения и самостоятельную
оценку прочитанного.
В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное
содержание учебной дисциплины, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой
специальности,
профессионально
значимых
качеств
личности,
общих
и
профессиональных компетенций.

5

Объем учебной дисциплины
Объем учебной дисциплины
Общая трудоёмкость учебной дисциплины
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)

Всего академических часов
32
32
20
10
0
2

6

Содержание учебной дисциплины
РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В
ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России
на рубеже веков.
Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических
ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и
модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в
творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
А. И. КУПРИН
Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие
«музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке
характеров и ситуаций.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса».
Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов
лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе.
Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).
СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М.
Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения,
творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы
символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение
символистов (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и
младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.).
ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА
Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют
символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры.
«Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта.
«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ»
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и
футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»).
Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов.
Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство
русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и
струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф.Анненского как необходимое
звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность
лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина
лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф.Анненского.
Н. С. ГУМИЛЁВ
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай»,
«Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза
дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма.
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилёва. Тема истории и судьбы,
творчества и творца в поздней лирике поэта.
«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи,
Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т.

7

Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину
революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х ГОДОВ
Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве.
Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и
бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н.
Васильева и М. В.Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П.
Корнилова, Д. Б. Кедрина, М.А. Светлова, А. А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В.
Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П.
Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и
полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов
«крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А.
Шолохова «Поднятая целина».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический
реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии
1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б.Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д.
Червинской, Г. В. Адамовича и др.
О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На
розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих
веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема
в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву».
Художественное мастерство поэта.
А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической
личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и
противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории
в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое
своеобразие романа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей.
Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф.
Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского,
Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова.
«Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г.
Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского
«Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига
народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича,
«Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем
человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др.
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный
цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо
Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву
памяти».
8

Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к
«правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема
нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская
проблематика поздней лирики поэта. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэмазавещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков
пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х ГОДОВ
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В.
Друниной, М. А. Дудина, М. К. Луконина, С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В. П. Некрасова.
«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения.
Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В.
Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной,
Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др.
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В.
Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И.
Носова, В. П. Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А.
Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В.
Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская
проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С.
Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М.
Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С.
Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В.
Визбора, А. А. Галича, Б.Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
Н. М. РУБЦОВ
Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей
отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др.
Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы
скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова.
В. П. АСТАФЬЕВ
Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние.
Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке.
«Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая
природа крупных произведений писателя.
В. Г. РАСПУТИН
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие
национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности.
Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г.
Распутина.
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической
ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и
т. п.).

9

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её
лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л.
Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина,
В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки»
современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой,
В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и
школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая
проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой
реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность»
прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю.
Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну»,
«Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта,
соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.

10

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Личностные результаты освоения программы среднего общего образования по
родной литературе достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях
русской литературы, - принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития
внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Личностные результаты освоения обучающимися рабочей программы по родной
литературе для среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей,
уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических,
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
литературных произведениях;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках школьного
литературного образования, в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в техникуме и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России в
контексте изучения произведений родной литературы (русской) и литератур народов
России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, труде, отражённым в художественных произведениях;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из русской
литературы;
3) духовно-нравственного воспитания
осознание духовных ценностей российского народа, отражённых в произведениях
родной литературы и литератур народов России;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
11

способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности, в том числе и при анализе литературного
произведения;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни, в соответствии с традициями народов
России, в том числе отражёнными в литературных произведениях;
4) эстетического воспитания
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
русского и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства, в том числе
художественной литературы;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного искусства,
этнических культурных традиций и народного творчества, в том числе русского
фольклора;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по родной
(русской) литературе;
5) физического воспитания
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью, в том числе при оценке поведения и поступков
литературных героев;
6) трудового воспитания
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том числе
воспитанные на положительных примерах из художественной литературы;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность в процессе литературного образования;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы, в
том числе ориентируясь на профессиональный выбор и поступки литературных героев;
готовность и способность к образованию и самообразованию, к продуктивной
читательской деятельности на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем, в том числе на основе осмысления
идейно-тематического содержания родной литературы (русской) и литератур народов
России;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества, в том числе на основе осмысления идейнотематического содержания произведений родной литературы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе на
основе
интерпретации
литературных
произведений;
умение
прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;

12

расширение опыта деятельности экологической направленности, представленной в
произведениях родной литературы (русской);
8) ценности научного познания
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и литератур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность, в том числе на литературные темы,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
программы среднего общего образования, включая программу по родной литературе, у
обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты, учитывая собственный
читательский опыт.
Познавательные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему в произведениях
художественной литературы, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения литературных
героев, художественных произведений и их фрагментов, классификации и обобщения
литературных фактов;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по родной
литературе;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в том числе с
опорой на собственный читательский опыт.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия:

13

владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе
материала по родной литературе, навыками разрешения проблем;
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
владеть видами деятельности по получению нового знания по родной литературе,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
владеть принципами научного типа мышления, научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами современного литературоведения;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при изучении
литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретённый опыт, в том числе
читательский;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
уметь переносить знания, в том числе полученные в результате изучения
произведений родной литературы, в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения общения:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.

14

Регулятивные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебной дисциплины на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, принятия себя и
других:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии
для оценки ситуации, выбора верного решения;
оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Предметные результаты освоения программы по родной литературе к
концу 1 курса должны отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении родной литературы в
жизни человека и общества; включение в культурно-языковое поле родной литературы и
культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
носителям культуры своего народа;
2) осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным становлением личности; понимание родной литературы (русской)
как художественного отражения традиционных духовно-нравственных российских и
национально-культурных ценностей;
3) сформированность устойчивой мотивации к систематическому чтению как
средству познания культуры своего народа и других культур на основе многоаспектного

15

диалога, уважительного отношения к ним; как форме приобщения к литературному
наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры;
4) понимание родной литературы (русской) как особого способа познания
жизни, культурной самоидентификации; сформированность чувства причастности к
истории, традициям своего народа; осознание исторической преемственности поколений;
5) понимание ключевых проблем произведений родной литературы (русской),
сопоставление их с текстами литератур народов России и зарубежной литературы,
затрагивающими общие темы или проблемы;
6) владение умениями филологического анализа художественного текста;
выявление базовых концептов национального языка, создающих художественную картину
мира: любовь, счастье, жизнь, детство, дом, семья, очаг и др.; сформированность
представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка родной
литературы (русской); свободное использование понятийного аппарата теории литературы
и др.;
7) сформированность умения интерпретировать.
Освоение учебной дисциплины способствует формированию общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

16

Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы
в разрезе учебной дисциплины
Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным
контекстам

Личностные результаты
Сформированность:
- готовности к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовности к активной
деятельности технологической и
социальной направленности;
- способности инициировать,
планировать и самостоятельно
выполнять деятельность
технологической и социальной
направленности;
- интереса к различным сферам
профессиональной деятельности

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Сформированность базовых
логических умений:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для
сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление
при решении жизненных проблем.

- Осознавать причастность к
отечественным традициям и
исторической преемственности
поколений; включение в культурноязыковое пространство русской и
мировой культуры;
сформированность ценностного
отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры.
- Осознавать взаимосвязь между
языковым, литературным,
интеллектуальным, духовнонравственном развитием личности.
- Знать содержание, понимание
ключевых проблем и осознание
историко-культурного и
нравственно- ценностного
взаимовлияния произведений
русской, зарубежной, классической и
современной литературы, в том
числе литературы народов России.
- Сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества
писателя в процессе анализа
художественных произведений,
выявлять их связь с современностью;

Сформированность базовых
исследовательских умений:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения

17

ОК 02. Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач

Сформированность:
- мировоззрения, соответствующего
уровню развития науки и
общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между

проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике
Сформированность универсальных
учебных познавательных умений:
- получения информации из
источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск,
анализ, систематизацию и
интерпретацию информации
различных видов и форм
представления;

- Уметь сопоставлять произведения
русской и зарубежной литературы и
сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах
искусств (графика, живопись, театр,
кино, музыка и другие)

- Владеть умениями анализа и
интерпретации художественных
произведений в единстве формы и
содержания (с учетом
неоднозначности заложенных в
нем смыслов и наличия в нем
подтекста) с использованием
теоретико-литературных терминов и
понятий (в дополнение к изученным

18

профессиональной
деятельности

людьми и познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовности
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе

- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации,
информационной безопасности
личности

на уровне начального общего и
основного общего образования);
- Владеть современными
читательскими практиками,
культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями
самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной
форме, информационной
переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также
написания отзывов и сочинений
различных жанров (объем сочинения
– не менее 250 слов).
- Владеть умением редактировать и
совершенствовать собственные
письменные высказывания с учетом
норм русского литературного языка;
- Уметь работать с различными
информационными источниками, в
том числе в медиа-пространстве,
использовать ресурсы традиционных
библиотек и электронных
библиотечных систем
ОК 03. Планировать Сформированность:
Сформированность умений
- Сформировать устойчивый интерес
и реализовывать
- нравственного сознания, этического самоорганизации:
к чтению как средству познания
собственное
поведения;
- самостоятельно осуществлять
отечественной и других культур;
профессиональное и - способности оценивать ситуацию
познавательную деятельность,
приобщение к отечественному
личностное развитие осознанные решения, ориентируясь
выявлять проблемы, ставить и
литературному наследию и через
на морально-нравственные нормы и
формулировать собственные задачи в него - к традиционным ценностям и
ценности;
образовательной деятельности и
сокровищам мировой культуры.
- осознание личного вклада в
жизненных ситуациях;
- Выявлять в произведениях

19

ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в
коллективе и
команде

построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим
родителям и (или) членам семьи,
созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России

- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности

Сформированность:
- эмпатии, включающей способность
сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние
других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
- социальных навыков, включающих
способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них,
проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта

Сформированность умений
общения:
- осуществлять коммуникацию во
всех сферах жизни;
- пользоваться невербальными
средствами общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- владеть различными способами
общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;

художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и
письменных высказываниях,
участвовать в дискуссии на
литературные темы.
- Осознавать художественную
картины жизни, созданная автором в
литературном произведении, в
единстве эмоционального
личностного восприятия и
интеллектуального понимания.
- Сформировать умения
выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений
и
(или) фрагментов
- Осознавать взаимосвязь между
языковым, литературным,
интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности;
- Сформировать умения
выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей
обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений
и (или) фрагментов

20

- развёрнуто, логично и корректно с
точки зрения культуры речи излагать
своё мнение, строить высказывание.

ОК 05.
Осуществлять

Сформированность:
- этического отношения к миру,

Сформированность умений
совместной деятельности:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы
совместных действий с учётом
общих интересов и возможностей
каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по их
достижению: составлять план
действий, распределять роли с
учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной
работы;
- оценивать качество своего вклада и
вклада каждого участника команды в
общий результат по разработанным
критериям;
- предлагать новые проекты,
оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической
значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть
инициативным
Сформированность универсальных
коммуникативных умений:

- Уметь выразительно (с учетом
индивидуальных особенностей

21

устную и
письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста

включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и общественных отношений;
- способность воспринимать
различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других
народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой
личности

- осуществлять коммуникации во
всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать
значение социальных знаков,
распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения использованием
языковых средств

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
российских духовнонравственных

Сформированность:
- осознания обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально - культурных традиций,

Сформированность универсальных
умений:
- способность использования
учебных действий (регулятивных,
познавательных, коммуникативных)
в познавательной и социальной
практике, готовность к
самостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности, организации учебного

обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 10 произведений
и (или) фрагментов.
- Владеть умениями анализа и
интерпретации художественных
произведений в единстве формы и
содержания (с учетом
неоднозначности заложенных в нем
смыслов и наличия в нем подтекста)
с использованием теоретиколитературных терминов и понятий (в
дополнение к изученным на уровне
начального общего и основного
общего образования).
- Иметь представления о
литературном произведении как
явлении словесного искусства, о
языке художественной литературы в
его эстетической функции, об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка в
художественной литературе и уметь
применять их в речевой практике
- Сформировать устойчивый интерес
к чтению как средству познания
отечественной и других культур;
приобщение к отечественному
литературному наследию и через
него - к традиционным ценностям и
сокровищам мировой культуры.
- Сформировать умения определять и
учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества

22

ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосознания, экологической
культуры, способности ставить цели
и строить жизненные планы;
- осознания своих конституционных
прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
- принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания
Сформированность:
- мотивации к обучению и
личностному развитию;
- мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между

сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной образовательной
траектории;
- учебно-исследовательской,
проектной и социальной
деятельности;
- противостоять идеологии
экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их
функциями и назначением

писателя в процессе анализа
художественных произведений,
выявлять их связь с современностью

Сформированность базовых
исследовательских умений:
- учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками
разрешения проблем;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания;
- овладение видами деятельности по

- Владеть современными
читательскими практиками,
культурой восприятия и понимания
литературных текстов, умениями
самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной
форме, информационной
переработки текстов в виде
аннотаций, докладов, тезисов,
конспектов, рефератов, а также
написания отзывов и сочинений

23

людьми и познания мира;
- осознания ценности научной
деятельности, готовности
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе

получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- овладение навыками научного типа
мышления, владение научной
терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
- осуществлять целенаправленный
поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду

различных жанров (объем сочинения
- не менее 250 слов).
- Владеть умением редактировать и
совершенствовать собственные
письменные высказывания с учетом
норм русского литературного языка

24

Тематическое планирование учебной дисциплины

Номер
урока

Наименование раздела,
темы

Содержание учебного материала (в том
числе профессионально-ориентированное)

1-2

Реалистические
традиции и
модернистские искания
в литературе начала XX
века

3-4

Серебряный век русской
поэзии

5-6

Практическое занятие
№1:
«Символизм и русские
поэты-символисты»

«Ностальгия по неизвестному» как
отражение общего духовного климата в
России на рубеже веков.
Разноречивость тенденций в культуре
«нового времени»: от апокалиптических
ожиданий и пророчеств до радостного
приятия грядущего. Реалистические
традиции и модернистские искания в
литературе и искусстве.
Истоки, сущность и хронологические
границы «русского культурного
ренессанса». Художественные
открытия поэтов «нового времени»: поиски
новых форм, способов лирического
самовыражения, утверждение особого
статуса художника в обществе. Основные
течения в русской поэзии начала ХХ века
(символизм, акмеизм, футуризм).
Образный мир символизма, принципы
символизации, приёмы художественной
выразительности. Старшее поколение
символистов (Д. С. Мережковский, З. Н.
Гиппиус, В. Я.Брюсов, К. Д. Бальмонт и
др.) и младосимволисты (А. А. Блок,
А.Белый, Вяч.И. Иванов и др.).

Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем
2
2

2

2

СР

Формируемые
компетенции
ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.

25

7-8

Литературный процесс
1930-начала 1940-х
годов. Обзор

9-10

Литературный процесс
1930-начала 1940-х
годов. Знакомство с
романом Н.А.
Островского «Как
закалялась сталь».
Практическое занятие
№2:
«Литература Великой
Отечественной войны»

11-12

Предсимволистские тенденции в русской
поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М.
Фофанова, К. К.Случевского и др.).
Манифесты, поэтические самоопределения,
творческие дебюты поэтов-символистов.
Духовная атмосфера десятилетия и её
отражение в литературе и искусстве.
Сложное единство птимизма и горечи,
идеализма и страха, возвышения человека
труда и бюрократизации власти. Рождение
новой песенно-лирической ситуации.
Героини стихотворений П. Н. Васильева и
М. В.Исаковского (символический образ
России — Родины). Лирика Б. П.
Корнилова, Д. Б. Кедрина, М.А. Светлова,
А. А. Жарова и др. Литература на стройке:
произведения 1930-х годов о людях труда
(«Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М.
Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян,
«Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из
захолустья» А. Г. Малышкина и др.).
Человеческий и творческий подвиг Н. А.
Островского. Уникальность и
полемическая заострённость образ а Павла
Корчагина в романе «Как закалялась
сталь».
Отражение летописи военных лет в
произведениях русских писателей.
Публицистика времён войны (А.Н.Толстой,
И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов,
О.Ф.Берггольц, В. С. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

26

13-14

15-16

Литературный процесс
1950–1980-х годов.
Осмысление Великой
Победы 1945 года в
сороковые-пятидесятые
годы XX века в поэзии и
прозе.
Литературный процесс
1950–1980-х годов.
«Оттепель» 1953–
1964 годов – рождение
нового типа
литературного
движения. Поэтическая
«оттепель»

17-18

Литературный процесс
1950–1980-х годов.
«Окопный реализм
писателей-фронтовиков
1960-1970-х годов»

19-20

Литературный процесс
1950–1980-х годов.

Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И.
Ошанина, Е.А. Долматовского,
А.А.Суркова, А. И. Фатьянова,
К.М.Симонова. «Моабитская тетрадь»
Мусы Джалиля.
Осмысление Великой Победы 1945 года в
40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В.
Друниной, М. А.Дудина, М. К. Луконина,
С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В
окопах Сталинграда» В. П.Некрасова.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

«Оттепель» 1953–1964 годов — рождение
нового типа литературного движения.
Новый характер взаимосвязей писателя и
общества в произведениях В. Д. Дудинцева,
В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова,
В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая»
(эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие
поэзии Е. А.Евтушенко,
Р.И.Рождественского, А. А. Вознесенского,
Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова,
Ю.П.Кузнецова и др.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

«Окопный реализм» писателейфронтовиков 1960–1970-х годов. Проза
Ю.В. Бондарева, К. Д.Воробьёва,
А.А.Ананьева, В. Л. Кондратьева,
Б.Л.Васильева, Е. И. Носова,
В.П.Астафьева.
«Деревенская проза» 1950–1980-х годов.
Произведения С. П. Залыгина, Б. А.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.

27

«Деревенская» и
«городская» проза 1950–
1980-х годов

21-22

Литературный процесс
1950–1980-х годов.
Историческая
романистика 1960 –
1980-х годов. Авторская
песня как песенный
монотеатр 1970–1980-х
годов

23-24

Практическое занятие
№3:
«Новейшая русская
реалистическая проза
1980–1990-х годов и
начала XXI века»
Новейшая русская
реалистическая проза
1980–1990-х годов и
начала XXI века:

25-26

Можаева, В. А.Солоухина, Ю. П. Казакова,
Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести
В. Г. Распутина «Последний срок»,
«Прощание с Матёрой» и др. Нравственнофилософская проблематика пьес А. В.
Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В.
Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О.
Домбровского, В. Н. Крупина.
Нравственно-философская проблематика
пьес А. В. Вампилова, прозы
В.П.Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С.
Маканина, Ю. О. Домбровского,
В.Н.Крупина.
Историческая романистика 1960–1980-х
годов. Романы В. С. Пикуля,
Д.М.Балашова, В. А.Чивилихина.
«Лагерная» тема в произведениях
В.Т.Шаламова, Е. С. Гинзбург,
О.В.Волкова, А. В. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр
1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора,
А. А. Галича, Б.Ш. Окуджавы,
В.С.Высоцкого, А. Н. Башлачёва.
Внутренняя противоречивость и драматизм
современной культурно-исторической
ситуации (экспансия массовой и элитарной
литературы, смена нравственных критериев
и т. п.).
Реалистическая проза. Глубокий
психологизм, интерес к человеческой душе
в её лучших проявлениях в прозе Б. П.
Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П.

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.
ОК 06.

2

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

ОК 01.
ОК 02.
ОК 04.

28

эволюция
модернистской и
постмодернистской
прозы. Ироническая
проза

27-28

Практическое занятие
№4:
«Поэзия И.А.
Бродского»

29-30

Практическое занятие
№5:
«Современные
литературные ситуации:
реальность и

Л. Проскурина, Ю. М.Полякова и др.
Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е.
Каледина, В. П. Аксёнова, А. А.Проханова,
В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые
точки» современной жизни в прозе В. С.
Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т.
Н. Толстой, В. С. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и
постмодернистской прозы. Многообразие
течений и школ «новейшей» словесности
(«другая литература», «андеграунд»,
«артистическая проза», «соцарт», «новая
волна» и т. п.).
Поэма в прозе «Москва — Петушки»
Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой
реальности»,
выпадение из исторического времени.
«Виртуальность» и «фантазийность» прозы
В. О. Пелевина, её «игровой» характер.
Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И.
М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров
и др.
Поэзия и судьба И. А. Бродского.
Стихотворения: «Большая элегия Джону
Донну», «Ни страны, ни погоста…».
Воссоздание «громадного мира зрения» в
творчестве поэта, соотношение опыта
реальной жизни с культурой разных эпох.
«Современная литературная ситуация:
реальность и перспективы. Обзор
творчества Е.Максимова, В. Смирнова,
С.Вязанкова, А.Мишина, Ю.Пашкова,
Е.Аникеева».

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

2

2

ОК 01.
ОК 02.
ОК 05.

29

перспективы»
31-32 Дифференцированный зачет
Л – лекция
Ур – урок
ПЗ – практическое занятие
СР – самостоятельная работа

2

2

30

Условия реализации программы учебной дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского
языка.
Оборудование учебного кабинета: учебная доска, рабочее место преподавателя,
столы, стулья (по числу обучающихся), технические средства (компьютер, средства
аудиовизуализации, наглядные пособия).
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Русские писатели XIX – начала XX века: Библиографический словарь / Под ред.
Н.Н.Скатова. М.: Просвещение, 2012.
2. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь. В 2 ч. / Под ред.
П.А.Николаева. М.: Просвещение, 2011.
3. Русские писатели XVIII века: Библиографический словарь / Под ред. С.А.Джанумова.
М.: Просвещение, 2013.
4. Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В. 2 ч. / Под ред. Н.Н.Скатова.
М.: Просвещение, 2010.
Дидактические пособия и справочные издания
1. Пугачева Е.Н. Русская литература XIX-XX веков. М.: Академия, 2018. 250 с.
2. Лобан М.Г. Русская литература. 10 класс. Дидактические и диагностические материалы
(базовый и повышенный уровни). М.: Выснова, 2021. 368 с.
Периодические издания
1. «Литература»- приложение к газете «Первое сентября». Учебно-методическая газета
для учителей словесности. Учредитель ООО «Чистые пруды».
2. Журнал «Русская словесность». Научно-теоретический и методический журнал,
Учредитель ООО «Школьная пресса»
3. «Русский язык и литература». Периодика. 2023 г.
Электронные образовательные ресурсы
1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».- www.school-collection.edu.ru
Электронные информационные ресурсы
1. http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы.
5. http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися запланированных результатов освоения учебной
дисциплины.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами.
Результаты освоения учебной дисциплины
Наименование
раздела
Реалистические
традиции и
модернистские
искания в
литературе начала
XX века.
Символизм и
русские поэтысимволисты
Поэзия К.Д.
Бальмонта и В.Я
Брюсова
Поэзия
И.Ф.Анненского.
Особенности
художественного
мира
«Преодолевшие
символизм» (новые
течения в русской

Личностные
результаты
Сформированность:
- гражданского
воспитания,
- патриотического
воспитания,
- духовнонравственного
воспитания,
- эстетического
воспитания,
Физического
воспитания,
формирования
культуры здоровья
и эмоционального
благополучия,
- трудового
воспитания,
- ценности научного
познания

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

Сформированность
умений:
- понимать проблему,
выдвигать гипотезу,
структурировать
материал, подбирать
аргументы для
подтверждения
собственной
позиции, выделять
причинноследственные связи в
устных и
письменных
высказываниях,
формулировать
выводы;
- самостоятельно
организовывать
собственную

- сформированность
устойчивого
интереса к чтению
как средству
познания других
культур,
уважительного
отношения к ним;
- сформированность
навыков различных
видов анализа
литературных
произведений;
- владение навыками
самоанализа и
самооценки на
основе наблюдений
за собственной
речью;
- владение умением

Общие и
профессиональные
компетенции
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.
ОК 10.

Методы контроля и
оценки результата
- Практические задания,
- устный опрос,
- оценка выполнения
проблемного домашнего
задания,
- доклады

32

поэзии)
Биография Н.С.
Гумилёва. Ранняя
лирика поэта. Тема
истории и судьбы,
творчества и
творца в поздней
лирике
Н.С. Гумилёва
Литературный
процесс 1930начала 1940-х
годов. Знакомство с
романом Н.А.
Островского «Как
закалялась сталь» и
лирикой
Мандельштама.
Эмигрантская
«ветвь» русской
литературы.
Обзор. Литература
Великой
Отечественной
войны
А.Т. Твардовский:
очерк жизни и
творчества.
Философская
проблематика
поздней
реалистической
лирики А.Т.

деятельность,
оценивать ее,
определять сферу
своих интересов;
- работать с разными
источниками
информации,
находить ее,
анализировать,
использовать в
самостоятельной
деятельности;
Сформированность
навыков:
-познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- самостоятельного
поиска методов
решения
практических задач,
применению
различных методов
познания

анализировать текст
с точки зрения
наличия в нем явной
и скрытой, основной
и второстепенной
информации;
- владение умением
представлять тексты
в виде тезисов,
конспектов,
аннотаций,
рефератов,
сочинений
различных жанров;
- знание содержания
произведений
русской, родной и
мировой
классической
литературы, их
историкокультурного и
нравственноценностного влияния
на формирование
национальной и
мировой культуры

33

Твардовского
Литературный
процесс 1950–1980х годов.
Осмысление
Великой Победы
1945 года в
сороковыепятидесятые годы
XX века в поэзии и
прозе. «Оттепель»
1953-1964 годов –
рождение нового
типа литературного
движения.
«Окопный реализм
писателейфронтовиков 19601970-х годов»
А.Н. Толстой:
жизнь и
творчество.
Историческая проза
писателя
Литературный
процесс 1950–1980х годов.
«Деревенская» и
«городская» проза
1950–1980-х годов.
Историческая
романистика 1960 –
1980-х годов.

Сформированность:
- основ саморазвития
и самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими
ценностями и
идеалами
гражданского
общества;
- готовности и
способности к
самостоятельной,
творческой и
ответственной

Сформированность
умений:
- самостоятельно
определять цели
деятельности и
составлять план
деятельности;
- осуществлять,
контролировать и
корректировать
деятельность;
- использовать все
возможные ресурсы
для достижения

- Способность
выявлять в
художественных
текстах образы, темы
и проблемы,
выражать свое
отношение к ним в
развернутых
аргументированных
устных и
письменных
высказываниях;
- владение навыками
анализа

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09.
ОК 10.

- Практические задания,
- чтение стихов наизусть,
- оценка проблемного
домашнего задания,
- проведении дискуссий,
- чтение по ролям,
- дифференцированный
зачет

34

Авторская песня
как песенный
монотеатр 1970–
1980-х годов
Поэзия Н.М.
Рубцова
В.П. Астафьев.
Знакомство с
биографией и
творчеством.
Анализ
рассказа «Царьрыба»
Проза В.П.
Астафьева. Анализ
рассказа
«Бабушкин
праздник»
(«Последний
поклон»), повести
«Пастух и
пастушка»
В.Г. Распутин.
Знакомство с
биографией.
Особенности
сюжетов
и проблематика
прозы писателя.
Проза В.Г.
Распутина
Новейшая русская

деятельности;
- готовности и
способности к
образованию и
самообразованию на
протяжении всей
жизни;
- сознательного
отношения к
непрерывному
образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной
деятельности

поставленных целей
и реализации планов
деятельности;
- выбирать успешные
стратегии в
различных
ситуациях.
Сформированность
владения навыками:
- к познавательной,
учебноисследовательской и
проектной
Деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- к самостоятельному
поиску методов
Решения
практических задач,
применению
различных методов
познания

художественных
произведений с
учетом их
жанрово-родовой
специфики;
осознание
художественной
картины жизни,
созданной в
литературном
произведении, в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и
интеллектуального
понимания;
- сформированность
представлений о
системе стилей языка
художественной
литературы

35

реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и
начала XXI века.
Обзор
Новейшая русская
реалистическая
проза 1980–1990-х
годов и начала XXI
века: эволюция
модернистской и
постмодернистской
прозы.
Ироническая проза
Поэзия
И.А.Бродского
Современные
литературные
ситуации:
реальность и
перспективы

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».