4 ООД.04 Обществознание

Приложение 4
к ОПОП по специальности
46.02.01 Документационное обеспечение
управления и архивоведение

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ООД.04 Обществознание

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по специальности 46.02.01 Документационное
обеспечение управления и архивоведение;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Поджидаев А.М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

Содержание
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание» ................................................................................................................ 4
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ........................................... 17
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
.............................................................................................................................................. 35
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины ................ 36

3

Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной
области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего
профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском
обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах
взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами,
содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в
повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с
основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях
жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать
ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе
и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной
направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин,
развитие мотивации к предстоящему самоопределению.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС
СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01.
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие

Дисциплинарные

В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и

сформировать знания об (о):
- обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики; глобальных проблемах и
вызовах современности; перспективах развития
современного общества, в том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности; особенностях социализации
личности в современных условиях, сознании, познании и
самосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в области науки,
культуры, экономической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
экономике, в том числе государственной политики
поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства Российской
Федерации;
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
5

проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
6

суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
ОК 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания:
сформировать знания об (о):
реализовывать
-- сформированность нравственного сознания,
- особенностях социализации личности в современных
собственное
этического поведения;
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
профессиональное и
- способность оценивать ситуацию и принимать
особенностях профессиональной деятельности в области
личностное развитие, осознанные решения, ориентируясь на моральнонауки, культуры, экономической и финансовой сферах;
предпринимательску
нравственные нормы и ценности;
- отношениях, направлениях социальной политики в
ю деятельность в
- осознание личного вклада в построение устойчивого
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
профессиональной
будущего;
государственной политики в сфере межнациональных
сфере, использовать
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
отношений; структуре и функциях политической
знания по финансовой другим членам семьи, созданию семьи на основе
системы общества, направлениях государственной
грамотности в
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
политики Российской Федерации;
различных
соответствии с традициями народов России;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
жизненных ситуациях Овладение универсальными регулятивными действиями: знания учебно-исследовательскую и проектную
а) самоорганизация:
деятельность, представлять ее результаты в виде
- самостоятельно осуществлять познавательную
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
социальной и междисциплинарной направленности;
формулировать собственные задачи в образовательной
готовить устные выступления и письменные работы
7

деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;

(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
гражданской ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства

- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
8

- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
коммуникацию на
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
государственном
и общественных отношений;
языке Российской
- способность воспринимать различные виды искусства,
Федерации с учетом
традиции и творчество своего и других народов,
особенностей
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
социального и
- убежденность в значимости для личности и общества
культурного
отечественного и мирового искусства, этнических
контекста
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:

здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач

- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
9

а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
- осознание обучающимися российской гражданской
1) сформировать знания об (о):
идентичности;
обществе как целостной развивающейся системе в
- целенаправленное развитие внутренней позиции
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
личности на основе духовно-нравственных ценностей
основах социальной динамики;
народов Российской Федерации, исторических и
особенностях процесса цифровизации и влиянии
национально-культурных традиций, формирование
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
системы значимых ценностно-смысловых установок,
глобальных проблемах и вызовах современности;
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
перспективах развития современного общества, в том
экологической культуры, способности ставить цели и
числе тенденций развития Российской Федерации;
строить жизненные планы;
человеке как субъекте общественных отношений и
В части гражданского воспитания:
сознательной деятельности;
- осознание своих конституционных прав и
особенностях социализации личности в современных
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
- принятие традиционных национальных,
особенностях профессиональной деятельности в области
общечеловеческих гуманистических и демократических науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
ценностей;
значении духовной культуры общества и разнообразии
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
национализма, ксенофобии, дискриминации по
государства в экономике, в том числе государственной
социальным, религиозным, расовым, национальным
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
признакам;
особенностях рыночных отношений в современной
- готовность вести совместную деятельность в интересах экономике;
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в роли государственного бюджета в реализации
общеобразовательной организации и детско-юношеских полномочий органов государственной власти, этапах
организациях;
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
- умение взаимодействовать с социальными
решений;
10

институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности

социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
11

науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
12

суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
13

действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан

14

ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках

В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:

- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ

- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;

15

б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду

16

Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Объем учебной дисциплины
Общая трудоёмкость учебной дисциплины

Всего академических часов
154

в том числе
Во взаимодействии с преподавателем

154

в том числе
лекции, уроки

43

практические занятия

105

Самостоятельная работа обучающихся

0

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

17

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Номер
урока

Наименование
раздела, темы

Раздел 1. Человек в обществе
1-2
Тема 1.1. Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

3-4

Практическое занятие
№1: «Многообразие
путей и форм
общественного
развития»

5-6

Практическое занятие
№2: «Социальные и
гуманитарные
аспекты глобальных
проблем»

7-8

Тема 1.2.
Биосоциальная

Содержание учебного материала

Общество как система. Общественные
отношения. Связи между подсистемами и
элементами
общества.
Общественные
потребности и социальные институты.
Признаки и функции социальных институтов.
Типы обществ. Постиндустриальное
(информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в
современном обществе.
Многообразие путей и форм общественного
развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек
перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии.
Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые
последствия.
Профессионально ориентированное
содержание.
Воздействие глобальных проблем на
профессиональную деятельность по
специальности. Направления цифровизации в
профессиональной деятельности
специальности.
Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции. Влияние

Количество
академических
часов во
взаимодействии
с
преподавателем
2

В том числе
Л, УР

ПЗ

СР

Формируемые
компетенции

2

2

2
ОК 01
ОК 05

2

2

2

2

ОК 02
18

природа человека и
его деятельность

9-10

11-12

13-14

15-16

Практическое занятие
№3: «Биосоциальная
природа человека и
его деятельность»
Практическое занятие
№4: «Мировоззрение,
его структура и типы
мировоззрения»
Практическое занятие
№5: «Выбор
профессии.
Профессиональное
самоопределение»

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание

социокультурных факторов на формирование
личности. Личность в современном обществе.
Коммуникативные качества личности.
Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация
личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и
социальное поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация
деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и
необходимость в деятельности человека.
Мировоззрение, его структура и типы
мировоззрения.
Профессионально ориентированное
содержание.
Учет особенностей характера в
профессиональной деятельности по
специальности. Межличностное общение и
взаимодействие в профессиональном
сообществе, его особенности в сфере
документационного обеспечения управления
и архивоведения.
Познание мира. Чувственное и рациональное
познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной
деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная
истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки.
Особенности, уровни и методы научного
познания. Особенности научного познания в

ОК 04
ОК 05

2

2

2

2

2

2

2

2
ОК 02
ОК 04
ОК 05

19

17-18

Практическое занятие
№6: «Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание»

Раздел 2. Духовная культура
19-20 Тема 2.1. Духовная
культура личности и
общества

21-22

23-24

25-26

Практическое занятие
№7: «Культура
общения, труда,
учебы, поведения в
обществе»
Практическое занятие
№8: «Культура
общения, труда,
учебы, поведения в
обществе»
Тема 2.2. Наука и

социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и
вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное
содержание.
Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности по
профессии.
Духовная деятельность человека. Духовные
ценности российского общества.
Материальная и духовная культура. Формы
культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры.
Культурное многообразие современного
общества. Диалог культур. Вклад российской
культуры в формирование ценностей
современного общества. Мораль как
общечеловеческая ценность и социальный
регулятор. Категории морали.
Гражданственность. Патриотизм.
Профессионально ориентированное
содержание.
Культура общения, труда, учебы, поведения в
обществе. Этикет в профессиональной
деятельности по специальности.
Профессионально ориентированное
содержание.
Культура общения, труда, учебы, поведения в
обществе. Этикет в профессиональной
деятельности по специальности.
Наука. Функции науки. Возрастание роли

2

2

2

2

ОК 03
ОК 05
ОК 06
2

2

2

2

2

2

ОК 02
20

образование в
современном мире

27-28

Практическое занятие
№9: «Наука и
образование в
современном мире»

29-30

Тема 2.3.
Практическое занятие
№10: «Религия»

31-32

Тема 2.4.
Практическое занятие
№11: «Искусство»

науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные
достижения Российской Федерации.
Образование в современном обществе.
Российская система образования. Основные
направления развития образования в
Российской Федерации.
Непрерывность образования в
информационном обществе. Значение
самообразования. Цифровые образовательные
ресурсы.
Профессионально ориентированное
содержание.
Особенности профессиональной деятельности
в сфере науки, образования.
Профессиональное образование в сфере
документационного обеспечения управления
и архивоведения. Роль и значение
непрерывности образования.
Религия, её роль в жизни общества и
человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания
межконфессионального мира в Российской
Федерации. Свобода совести.
Искусство, его основные функции.
Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного
российского искусства.
Профессионально ориентированное
содержание.
Образ специальности в искусстве.

Практическое занятие
№12: «Образ
специальности в
искусстве»
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
35-36 Тема 3.1.
Роль экономики
33-34

в

жизни

общества.

ОК 03

2

2

2

2
ОК 05
ОК 06

2

2

2

2

ОК 01
ОК 05

2

2

ОК 02
21

Практическое занятие
№13: «Экономика основа
жизнедеятельности
общества»

37-38

Практическое занятие
№14: «Особенности
разделения труда и
специализации»

39-40

Тема 3.2. Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты

41-42

Практическое занятие
№15: «Рыночные
отношения в
экономике.
Финансовые
институты»
Практическое занятие
№16: «Рыночный
спрос»
Практическое занятие
№17: «Цифровые
финансовые услуги»

43-44

45-46

Макроэкономические показатели и качество
жизни. Предмет и методы экономической
науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
производственных
возможностей.
Типы
экономических систем. Экономический рост
и
пути
его
достижения.
Факторы
долгосрочного
экономического
роста.
Понятие экономического цикла. Фазы
экономического
цикла.
Причины
экономических циклов.
Профессионально ориентированное
содержание.
Особенности разделения труда и
специализации в сфере документационного
обеспечения управления и архивоведения.
Функционирование рынков. Рынки труда,
капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков.
Конкуренция и монополия. Государственная
политика по развитию конкуренции.
Антимонопольное регулирование в
Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты.
Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации: задачи и
функции. Монетарная политика Банка
России. Инфляция: причины, виды,
последствия.
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность
спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые
технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты.

ОК 07

2

2

2

2

2

2

ОК 01
ОК 03
ОК 09

2

2

2

2

22

47-48

Тема 3.3. Рынок труда
и безработица.
Рациональное
поведение
потребителя

49-50

Практическое занятие
№18: «Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя»

51

Контрольная работа
№1
Практическое занятие
№19: «Спрос на труд
и его факторы»

52-53

54-55

Тема 3.4.
Предприятие в

Рынок
труда.
Заработная
плата
и
стимулирование
труда.
Занятость
и
безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная
политика
Российской
Федерации в области занятости. Особенности
труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение.
Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая
деятельность и проблемы устойчивого
развития общества.
Рынок
труда.
Заработная
плата
и
стимулирование
труда.
Занятость
и
безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная
политика
Российской
Федерации в области занятости. Особенности
труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение.
Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая
деятельность и проблемы устойчивого
развития общества.

2

2

1
Профессионально ориентированное
содержание.
Спрос на труд и его факторы в сфере
документационного обеспечения управления
и архивоведения. Стратегия поведения при
поиске работы. Возможности
профессиональной переподготовки.
Предприятие в экономике. Цели предприятия.
Факторы производства. Альтернативная

2

2

2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

1
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03

2

2

ОК 01
ОК 03
23

экономике

56-57

58-59

60-61

62-63

стоимость, способы и источники
финансирования предприятий. Издержки, их
виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого
и среднего предпринимательства в
Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской
Федерации
Практическое занятие Предприятие в экономике. Цели предприятия.
№20: «Предприятие в Факторы производства. Альтернативная
экономике»
стоимость, способы и источники
финансирования предприятий. Издержки, их
виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого
и среднего предпринимательства в
Российской Федерации. Государственная
политика импортозамещения в Российской
Федерации
Практическое занятие Профессионально ориентированное
№21:
содержание.
«Предпринимательска Предпринимательская деятельность в сфере
я деятельность»
документационного обеспечения управления
и архивоведения
Практическое занятие Профессионально ориентированное
№22: «Основы
содержание.
менеджмента и
Основы менеджмента и маркетинга в сфере
маркетинга»
документационного обеспечения управления
и архивоведения
Тема 3.5. Экономика и Экономика и государство. Экономические
функции государства. Общественные блага.
государство
Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности
государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской
Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации.

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК 01
ОК 09

24

64-65

Практическое занятие
№23: «Экономика и
государство»

66-67

Тема 3.6. Основные
тенденции развития
экономики России и
международная
экономика

68-69

Практическое занятие
№24: «Региональная
экономика и её
особенности»

Раздел 4. Социальная сфера
70-71 Тема 4.1. Социальная
структура общества.
Положение личности
в обществе

Налоговые льготы и вычеты. Фискальная
политика государства. Цифровизация
экономики в Российской Федерации.
Экономика и государство. Экономические
функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет.
Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности
государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской
Федерации. Функции налогов. Система
налогов и сборов в Российской Федерации.
Налоговые льготы и вычеты. Фискальная
политика государства. Цифровизация
экономики в Российской Федерации.
Мировая экономика. Международная
экономика. Международное разделение
труда. Экспорт и импорт товаров и услуг.
Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное
регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное
содержание.
Региональная экономика и её особенности в
сфере документационного обеспечения
управления и архивоведения. Основные
направления развития региональной
экономики Свердловской области.
Социальные общности, группы, их типы.
Социальная стратификация, ее критерии.
Социальное неравенство. Социальная
структура российского общества.
Государственная поддержка социально
незащищенных слоев общества в Российской

2

2

2

2

2

2

2

ОК 06
ОК 09

2
ОК 01
ОК 05

25

72-73

74-75

76-77

Практическое занятие
№25: «Социальная
структура общества.
Положение личности
в обществе»
Практическое занятие
№26: «Престиж
профессиональной
деятельности»
Тема 4.2. Семья в
современном мире

78-79

Практическое занятие
№27: «Семья в
современном мире»

80-81

Тема 4.3. Этнические
общности и нации

82-83

Практическое занятие
№28: «Этнические
общности и нации»

Федерации.
Положение индивида в обществе.
Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в
современном российском обществе.
Профессионально ориентированное
содержание.
Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального
роста.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья
как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном
мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья
как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном
мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства
многодетным семьям.
Миграционные процессы в современном
мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения.
Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Миграционные процессы в современном
мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты, способы их

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК 05
ОК 06

2

ОК 05
ОК 06
2

2

26

предотвращения и пути разрешения.
Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
84-85 Практическое занятие Миграционные процессы в современном
№29: «Этнические
мире. Этнические общности. Нации и
общности и нации»
межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения.
Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
86-87 Тема 4.4. Социальные Социальные нормы
и отклоняющееся
нормы и социальный
(девиантное) поведение. Формы социальных
контроль.
девиаций.
Конформизм.
Социальный
Социальный
контроль и самоконтроль.
конфликт и способы
Социальный конфликт. Виды социальных
конфликтов, их причины. Способы
его разрешения
разрешения социальных конфликтов.
Особенности профессиональной деятельности
социолога, социального психолога.
88-89 Практическое занятие Профессионально ориентированное
№30: «Конфликты в
содержание.
трудовых коллективах Конфликты в трудовых коллективах и пути
и пути их
их преодоления. Стратегии поведения в
преодоления»
конфликтной ситуации.
Раздел 5. Политическая сфера
90-91 Тема 5.1. Политика и Политическая власть и субъекты политики в
власть. Политическая современном
обществе.
Политические
система
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура
и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт
политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма

2

2

2

2

ОК 04
ОК 05
2

2

2

2

ОК 05
ОК 06

27

92-93

Практическое занятие
№31: «Политика и
власть. Политическая
система»

94-95

Практическое занятие
№32: «Политика и
власть. Политическая
система»

96-97

Практическое занятие
№33: «Федеративное
устройство
Российской
Федерации»

98-99

Практическое занятие
№34: «Федеративное
устройство
Российской
Федерации»

государства: форма правления, форма
государственного (территориального)
устройства, политический режим Типология
форм государства.
Политическая власть и субъекты политики в
современном
обществе.
Политические
институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура
и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе.
Государство как основной институт
политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма
государства: форма правления, форма
государственного (территориального)
устройства, политический режим Типология
форм государства.
Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность
коррупции, антикоррупционная политика
государства, механизмы противодействия
коррупции. Обеспечение национальной
безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской
Федерации по противодействию экстремизму
Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное
управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус
государственного служащего. Опасность
коррупции, антикоррупционная политика

2

2

2

2

2

2

2

2

28

100101

Тема 5.2.
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники

102103

Практическое занятие
№35: «Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники»

104105

106107

Практическое занятие
№36: «Роль средств
массовой информации
в политической жизни
общества»
Практическое занятие
№37: «Роль средств
массовой информации
в политической жизни
общества»

государства, механизмы противодействия
коррупции. Обеспечение национальной
безопасности в Российской Федерации.
Государственная политика Российской
Федерации по противодействию экстремизму
Политическая культура общества и личности.
Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма.
Политическая идеология, ее роль в обществе.
Основные идейно-политические течения
современности.
Политический процесс и участие в нем
субъектов политики. Формы участия граждан
в политике.
Политические партии как субъекты политики,
их функции, виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных
систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная.
Избирательная
кампания.
Избирательная
система
в
Российской
Федерации.
Политическая элита и политическое
лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации.
Роль средств массовой информации в
политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации.

2

2

2

2

ОК 03
ОК 04

2

2

2

2

29

Практическое занятие Профессионально ориентированное
2
№38: «Роль
содержание.
профсоюзов в
Профсоюзная деятельность в области защиты
формировании основ
прав работника.
гражданского
общества»
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
110- Тема 6.1. Право в
Правовое
регулирование
общественных
2
111
отношений в Российской Федерации.
системе социальных
Право в системе социальных норм.
норм
Источники права. Нормативные правовые
акты, их виды. Законы и законодательный
процесс в Российской Федерации. Система
российского права. Правоотношения, их
субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и
юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской
Федерации.
112- Практическое занятие Правовое
регулирование
общественных
2
113
отношений
в
Российской
Федерации.
№39: «Право в
Право в системе социальных норм.
системе социальных
Источники права. Нормативные правовые
норм»
акты, их виды. Законы и законодательный
процесс в Российской Федерации. Система
российского права. Правоотношения, их
субъекты. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и
юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской
Федерации.
114- Практическое занятие Профессионально ориентированное
2
115
№40: «Соблюдение
содержание.
правовых норм в
Соблюдение правовых норм в
профессиональной
профессиональной деятельности.
108109

2

2

2

ОК 01
ОК 05
ОК 09

2

30

116117

118119

120121

деятельности»
Тема 6.2. Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Практическое занятие
№41: «Основы
конституционного
права Российской
Федерации»

Практическое занятие
№42:
«Профессиональные
обязанности
гражданина
Российской
Федерации в
организации
мероприятий ГО и
защиты от ЧС в
условиях мирного и
военного времени

Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Личные (гражданские),
политические, социально-экономические и
культурные права и свободы человека и
гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Международная
защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.
Конституция Российской Федерации. Основы
конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской
Федерации. Личные (гражданские),
политические, социально-экономические и
культурные права и свободы человека и
гражданина Российской Федерации.
Конституционные обязанности гражданина
Российской Федерации. Международная
защита прав человека в условиях мирного и
военного времени.
Профессионально ориентированное
содержание.
Профессиональные обязанности гражданина
Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях
мирного и военного времени.

2

2

2

2

ОК 02
ОК 06
ОК 07

2

2

31

122123

124125

Тема 6.3. Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений
Практическое занятие
№43: «Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений»

126127

Практическое занятие
№44: «Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений»

128129

Практическое занятие
№45: «Коллективный
договор»
Практическое занятие
№46: «Трудовые
споры и порядок их
разрешения»
Практическое занятие
№47: «Особенность

130131

132133

Гражданское право. Гражданские
правоотношения. Субъекты гражданского
права. Организационно-правовые формы
юридических лиц. Гражданская
дееспособность несовершеннолетних.

2

Семейное право. Порядок и условия
заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и
обязанности родителей и детей.
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации
среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Трудовое право. Трудовые правоотношения.
Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и
обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита
трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений
несовершеннолетних работников.
Профессионально ориентированное
содержание.
Коллективный договор.
Профессионально ориентированное
содержание.
Трудовые споры и порядок их разрешения.

2

Профессионально ориентированное
содержание.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК 02
ОК 05
ОК 06

32

регулирования
трудовых отношений»
134135

136137

138139

140141

142143

Тема 6.4. Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Практическое занятие
№48: «Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство»
Практическое занятие
№49:
«Законодательство
Российской
Федерации о налогах
и сборах»
Практическое занятие
№50:
«Законодательство
Российской
Федерации о налогах
и сборах»
Тема 6.5. Основы

Особенность регулирования трудовых
отношений в сфере документационного
обеспечения управления и архивоведения.
Административное право и его субъекты.
Административное
правонарушение
и
административная ответственность
Экологическое законодательство.
Экологические правонарушения. Способы
защиты права на благоприятную
окружающую среду.

2

2

Уголовное право. Основные принципы
уголовного права. Понятие преступления и
виды преступлений. Уголовная
ответственность, ее цели, виды наказаний в
уголовном праве. Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних.

2

Законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и
сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за
налоговые правонарушения.
Законодательство Российской Федерации о
налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и
сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за
налоговые правонарушения.
Конституционное судопроизводство.

2

2

2

2

2

ОК 02
ОК 06
ОК 09

2

2

ОК 02
33

процессуального
права

144145

Практическое занятие
№51: «Основы
процессуального
права»

146147

Практическое занятие
№52: «Гражданские
споры, порядок их
рассмотрения»

148

Практическое занятие
№53: «Гражданские
споры, порядок их
рассмотрения»

Административный процесс. Судебное
производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его
принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Конституционное судопроизводство.
Административный
процесс.
Судебное
производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его
принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса.
Гражданские споры, порядок их
рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники
гражданского процесса. Арбитражное
судопроизводство.
Гражданские споры, порядок их
рассмотрения. Основные принципы
гражданского процесса. Участники
гражданского процесса. Арбитражное
судопроизводство.

Экзамен
Л – лекция
ПЗ – практическое занятие
Ур – урок
СР – самостоятельная работа

ОК 05
ОК 09

2

2

2

2

1

1

6

34

Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
«Обществознание»
3.1. Оснащение учебного кабинета
Освоение
программы
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить
свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной
деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
 наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
 информационно-коммуникационные средства;
 экранно-звуковые пособия;
 комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
 библиотечный фонд кабинета;
 рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
В библиотечный фонд кабинета входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК) (в т.ч. и мультимедийные), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Обществознание», рекомендованные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах ОПОП СПО на базе основного общего образования, не
старше пяти лет с момента издания.
Рекомендованные печатные издания по реализации общеобразовательной
дисциплины представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями,
справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам
обществоведческого образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание»
обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам и
образовательным ресурсам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, документам, хрестоматиям, практикумам, тестам и другим
подобным ресурсам).

35

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Содержание общеобразовательной дисциплины «Обществознание» направлено на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и
сопряжены с достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС
СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими
содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне
среднего профессионального образования является существенным звеном учебного
процесса. Целесообразно проводить оценивание образовательных результатов в ходе
изучения каждого раздела образовательной программы. Для организации и проведения
оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми средствами
оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные
задания, проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебнопрактических задач, предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания,
ориентированные на проверку целого комплекса умений, компетентностноориентированные задания, позволяющие оценивать сформированность группы различных
умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись
каждым преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки
учебных программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в
целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована
посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам,
содержащими социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам,
инфографике; вопросы проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных
результатов обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и
взаимооценки знаний/умений обучающихся. Предметом оценивания являются не только
итоговые образовательные результаты, но и динамика изменений этих результатов в
процессе всего изучения и освоения содержания учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как
развитие устной, так и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать
соответствующие пропорции в способах предъявления заданий и форматах ожидаемых
ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны
обучающимся заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая
самооценку и взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны
разрабатываться и обсуждаться преподавателем совместно с самими обучающимися.
Каждому параметру оценки должны соответствовать критерии оценки: за что
выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки - то или иное количество
баллов.
36

На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель
выбирает формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе
дисциплины.
Общая/профессиональная
компетенции

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятия

Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05

Тема 1.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества

Познавательные задания
 Вопросы проблемного
характера
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его
деятельность

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 04
ОК 05

Тема 1.3.
Познавательная
деятельность человека.
Научное познание

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Познавательные задания
 Вопросы проблемного
характера
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 03

Тема 2.2.
Наука и образование в

Устный опрос
Познавательные задания
37

современном мире

 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 2.3.
Религия

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 05

Тема 2.4.
Искусство

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07

Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности
общества

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 03
ОК 09

Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 02
ОК 03

Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное поведение
потребителя

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 03

Тема 3.4.
Предприятие в

Устный опрос
Познавательные задания
38

экономике

 Задания - задачи
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01
ОК 09

Тема 3.5.
Устный опрос
Экономика и государство Познавательные задания
 Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 06
ОК 09

Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и международная
экономика

Познавательные задания
 Вопросы проблемного
характера
 Работа с документами,
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05

Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.2.
Семья в современном
мире

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 05
ОК 06

Тема 4.3.
Этнические общности и
нации

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
39

знаний /умений обучающихся
ОК 04
ОК 05

Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
 Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05
ОК 06

Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 03
ОК 04

Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и
его участники

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09

Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 07

Тема 6.2.
Основы
конституционного права
Российской Федерации

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых,

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Тестирование

ОК 02
ОК 05
ОК 06

40

образовательных
правоотношений

Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 06
ОК 09

Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство

Устный опрос
Познавательные задания
 Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 02
ОК 05
ОК 09

Тема 6.5.
Устный опрос
Отрасли процессуального Познавательные задания
права
 Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК
09

Выполнение заданий
промежуточной аттестации

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».