ОП 07 Экономика отрасли

Приложение 27

09.02.07

к программе по специальности СПО
Информационные системы
и программирование

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020,
01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Потапенко Светлана Александровна , преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

10
11

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
1.1.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Экономика отрасли» принадлежит к общепрофессиональному циклу.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ОК, ПК
ОК 1, ОК 2, ОК
4, ОК 5, ОК 9,
ПК 3.4, ПК 5.1,
ПК 5.7, ПК 6.4,
6.5, ПК 7.3, 7.5,
ПК 9.7, 9.9, ПК
11.1

Умения
Находить
и
использовать
необходимую
экономическую
информацию. Рассчитывать по
принятой методологии основные
техникоэкономические
показатели
деятельности
организации. Дополнительно для
квалификации «Специалист по
информационным системам»: определять
экономическую
эффективность информационных
технологий и информационных
систем с помощью различных
методик

Знания
Общие положения экономической теории.
Организацию
производственного
и
технологического процессов. Механизмы
ценообразования на продукцию (услуги),
формы оплаты труда в современных условиях.
Материально-технические,
трудовые
и
финансовые ресурсы отрасли и организации,
показатели их эффективного использования.
Методику
разработки
бизнес-плана.
Дополнительно
для
квалификации
«Специалист по информационным системам»:
- основные понятия и термины, отражающие
специфику деятельности в сфере создания,
коммерческого распространения и применения
современных средств вычислительной техники
и
ИТ;
сущность
экономики
информационного бизнеса; методы оценки
эффективности информационных технологий;
способы
формирования
цены
информационных технологий, продуктов,
услуг;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
работа с нормативно-правовой базой и справочной литературой
Курсовая работа
Промежуточная аттестация

Объем часов
73
32
22
17
17
8
12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 07 ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Экономические основы функционирования организации в условиях рынка
Тема 1. Общие
1 Отрасль в системе национальной экономики. Перспективы развития отрасли.
основы
Понятие «предприятие». Основные признаки предприятия. Классификация
функционирования
предприятий
субъектов
хозяйствования
Тема 2. Ресурсы
Содержание учебного материала
хозяйствующих
1 Общее понятие об основном капитале и его роль в производстве. Классификация
субъектов и
элементов основного капитала и его структура. Учет и оценка основного капитала
эффективность их
Показатели эффективного использования и воспроизводства основного капитала
использования
(основных фондов). Общее понятие оборотного капитала. Роль оборотного капитала
в процессе производства. Состав и структура оборотного капитала. Оборотные
средства: состав и структура.
2 Персонал хозяйствующего субъекта и его классификация. Списочный и явочный
состав работающих. Планирование кадров и их подбор. Рабочее время и его
использование. Бюджет рабочего времени. Характеристика производительности
труда персонала. Мотивация труда. Тарифная система оплаты труда.
Практические занятия:
1 ПЗ№1. -определение состава и структуры основного капитала предприятия, отрасли;
2 ПЗ№2. -расчет амортизации основного капитала,
3 ПЗ №3 определение показателей эффективности использования основного капитала;
4 ПЗ №4 определение показателей эффективности использования оборотного
капитала;
Самостоятельная работа обучающихся: вср№1
Тематика домашних заданий:
Составление опорного конспекта по теме
«Производственный и технологический процесс предприятия»
«Понятие производственного цикла»
«Лизинг и факторинг – способы финансирования предприятия»
«Кредиты в деятельности организации»

Кол-во
часов
3
14
2

Коды ОК, ПК
4
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ПК 3.4,
ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5,
ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1

12
ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ПК 3.4,
ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5,
ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ПК 3.4,
ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5,
ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1
7

Тема 3. Результаты
коммерческой
деятельности.

Тема 4.

Подготовка реферата по предложенной тематике
1. Построение экономической системы организации и её управление
2. Планирование, финансирование и кредитование организации.
3.Финансовые ресурсы организации
4. Маркетинговая деятельность организации в рыночных условиях
5. Понятие производственной и организационной структуры
6. Структуры управления конкретных предприятий и задачи совершенствования
структуры организации в условиях рынка.
7. Менеджмент организации
8. Характеристика современного состояния и перспектив развития отрасли
электроэнергетики
9. Характеристика современного состояния и перспектив развития ПСМ
Содержание учебного материала
1 Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по
признакам. Калькуляция себестоимости и ее значение. Методика составления смет
косвенных расходов и их включение в себестоимость. Ценовая политика субъекта
хозяйствования. Цены и порядок ценообразования. Ценовая стратегия предприятия.
Понятие качества продукции. Сертификация продукции. Понятие
конкурентоспособности. Понятие «продукт» и «услуга», методы и единицы
измерения продукции
2 Доход предприятия, его сущность и значение. Общий финансовый результат –
балансовая прибыль. Состав балансовой прибыли и особенности формирования в
современных условиях. Рентабельность – показатель эффективности работы
субъекта хозяйствования. Виды рентабельности. Финансовое обеспечение
хозяйствующих субъектов. Собственность и заемные средства
Практические занятия:
1 ПЗ №5 планирование численности рабочих;
2 ПЗ №6 -расчет экономии труда от воздействия факторов роста производительности
труда;
ПЗ №7- расчет себестоимости и процента снижения себестоимости единицы
доходов
ПЗ №8 -калькуляция себестоимости единицы продукции;
ПЗ №9 -составление калькуляции и сметы затрат
Содержание учебного материала

10

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ПК 3.4,
ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5,
ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1

4

Планирование и
развитие
деятельности
хозяйствующего
субъекта.
Тема 5. Экономика
ИТ - отрасли

Показатели технического развития и организации производства. Показатели
экономической эффективности капитальных вложений в новую технику:
приведенные затраты, коэффициент эффективности и срок окупаемости.
Практические задания:
1 ПЗ№10. Расчет показателей оборачиваемости оборотных средств.
Содержание учебного материала
1
Тенденции и перспективы развития IT-индустрии. SWOT-анализ. Формирование
стоимости и цены информационных технологий, продуктов, услуг. Основные
показатели деятельности фирмы в IT-отрасли: издержки, цена, прибыль,
рентабельность. Критерии оценки эффективности применения информационных
технологий
Практические занятия:
1
ПЗ№11 -расчет прибыли и рентабельности;
Курсовая работа
Самостоятельная работа обучающихся: вср№2
Тематика домашних заданий:
Составление опорного конспекта по темам
«Производственная мощность и пути улучшения использования основных фондов».
«Источники финансирования долгосрочных финансовых вложений: собственные,
заемные, привлеченные, ассигнования из бюджета, иностранные инвестиции»
«Способы экономии оборотных средств. Энерго- и материало-сберегающие
технологии».
«Современные система оплаты труда. Бестарифная форма оплаты труда»,
«Зарубежный опыт материального стимулирования труда персонала организации».
Выявление резервов роста производительности труда на конкретном примере.
Составление годового баланса рабочего времени работников
Работа с нормативными документами: Определение роли государства в
регулировании вопросов, связанных с организацией и оплатой труда работающих
Тематика домашних заданий:
Подбор примеров различных стратегий ценообразования по материалам периодической
печати.
Подготовка реферата по методам управления, вопросам эффективного использования
и способам экономии финансовых ресурсов организации и вопросам ценообразования
продукции.
Составление опорного конспекта по теме: «План по производству продукции».
«Производственная мощность предприятия, методика расчета, показатели

ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 9, ПК 3.4,
ПК 5.1, ПК 5.7, ПК
6.4, 6.5, ПК 7.3, 7.5,
ПК 9.7, 9.9, ПК 11.1

1

4

2
8
10

использования».
Подготовка презентации и защита рефератов
Промежуточная аттестиация
Всего:

12
73

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07.
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием и техническими
средствами обучения:
1. Стол учительский -3 шт.
2. Стул учительский -1 шт.
3. Шкаф угловой-1 шт.
4. Классная доска-1шт.
5. Столы ученические -15шт.
6. Стулья -30 шт.
7. Мультимедийный проектор-1 шт.
8.. Экран – 1 шт.
9. Компьютер-1 шт.
10 Принтер – 1 шт.
11.Наглядные пособия.
12.Комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания 1. Гомола А.И., Жанин П.А., Кириллов В.Е. Экономика для профессии и
специальностей социально-экономического профиля. Практикум -М.: ОИЦ «Академия», 2015. 2.
Гомола А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А. Экономика для профессий и специальностей социальноэкономического профиля-М.: ОИЦ «Академия», 2014.
Основные источники:
1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с поправками. Источникоправовой комментарий. 3-е изд. перераб. / [авт. историко-правового комментария Б.А.Стракун].М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.- 144с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : части первая, вторая, третья, четвертая. По
состоянию на 1 июня 2010г. Комментарий последних изменений – М.: Юрайт, 2010.- 572с.
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Профессиональные комментарии и разъяснения
к сложным ситуациям: 2-е изд., перераб. и доп./ под общ. рез. Л.В. Щур- Труханович.- М.: Дело и
сервис, 2010 - 784с.
4. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): Учебное
пособие./под. ред.проф. В.К. Скляренко, В.М. Прездникова. М.: ИНФРА, 2007. – 234с.
5. Экономика предприятия: Учебник для вузов.2-е изд.., переработанное и дополненное. /
Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгалтер. - Спб.: Питер, 2010.- 464с.
6. Экономика предприятия: Учебник для вузов.5-е изд. / под ред. акад. В.М Семенова.- С.Пб.: Питер, 2010.- 416с.
Дополнительные источники:
1. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ под ред. В.Е. Есипова- Спб.:
Питер, 2008.- 480с.
2. Бухалков М.И Планирование на предприятии: 4-е изд. , испр. и доп./ М.И. Бухалков.- М.:
ИНФРА, 2010.- 411с.
3. Висюлин Ф.П., Михневич Л.М. Обеспечение материальными ресурсами и коммерческая
деятельность предприятий./ Ф.П.Висилютин – Минск: Высшая школа, 2006.- 324с.
4. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие./ Н.Л. Зайцев М.: Инфра-М, 2007, 284 с.

5. Киперман Г.Я., Сурганов В.С. Популярный экономический словарь./ Г.Я.Киперман – М.:
Экономика, 2008. - 256 с.
6. Намазалиев Г.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности в МТО. / Г. И.
Намазалиев – М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
7. Рыночная экономика. Словарь / Под общей ред. Г.Я. Кипермана. – М.: Республика, 2008.528 с.
8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс / Под ред. проф. О.В. Мамедова.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.- 608 с.
9. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес. Практическое пособие./ Е.Н. Чекмарева – М:
Экономика, 2006. - 127 с.
10. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.
Е.М. Купрякова. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.- 127 с.
11. Примеры задач среднего и высокого уровня сложности. Форма доступа:
http://www.iloveeconomics.ru
12. Рекомендации по экономике для студентов колледжей. Форма доступа:
http://college.odoportal.ru/list/recomendations-ok/links/link-ok-economica.htm
13. Справочно-поисковые
системы
(http://www.rusarchives.ru/,
http://www.vniidad.ru,
http://www.consultant.ru, http://www.garant.ru/, http://kodeks.ru/).
14. Учебные
материалы
по
экономике
для
студентов.
Форма
доступа:
http://www.alleng.ru/edu/econom2.htm
15. Электронный путеводитель по экономике. Форма доступа: http://clck.yandex.ru/redir/Aiut

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.07.
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины: Общие положения
экономической теории. Организацию
производственного и технологического
процессов. Механизмы ценообразования
на продукцию (услуги), формы оплаты
труда в современных условиях.
Материально-технические, трудовые и
финансовые ресурсы отрасли и
организации, показатели их эффективного
использования. Методику разработки
бизнесплана.
основные понятия и термины, отражающие
специфику деятельности в сфере создания,
коммерческого распространения и
применения современных средств
вычислительной техники и ИТ; - сущность
экономики информационного бизнеса;
методы оценки эффективности
информационных технологий; способы
формирования цены информационных
технологий, продуктов, услуг
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины: Находить и использовать
необходимую экономическую
информацию. Рассчитывать по принятой
методологии основные
техникоэкономические показатели
деятельности организации. Дополнительно
для квалификации «Специалист по
информационным системам»: - определять
экономическую эффективность
информационных технологий и
информационных систем с помощью
различных методик

«Отлично» - теоретическое
содержание курса освоено
полностью, без пробелов, умения
сформированы, все
предусмотренные программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко. «Хорошо» теоретическое содержание курса
освоено полностью, без пробелов,
некоторые умения сформированы
недостаточно, все предусмотрены
программой учебные задания
выполнены, некоторые виды
заданий выполнены с ошибками.
«Удовлетворительно» теоретическое содержание курса
освоено частично, но пробелы не
носят существенного характера,
необходимые умения работы с
освоенным материалом в
основном сформированы,
большинство предусмотренных
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий содержат
ошибки. «Неудовлетворительно»
- теоретическое содержание курса
не освоено, необходимые умения
не сформированы, выполненные
учебные задания содержат грубые
ошибки

Формы и методы
оценки
Примеры форм и
методов контроля и
оценки • Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме; •
Тестирование…. •
Контрольная работа •
Самостоятельная
работа. • Защита
реферата…. • Семинар •
Защита курсовой
работы (проекта) •
Выполнение проекта; •
Наблюдение за
выполнением
практического задания.
(деятельностью
студента) • Оценка
выполнения
практического
задания(работы) •
Подготовка и
выступление с
докладом, сообщением,
презентацией… •
Решение ситуационной
задачи

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы экономики»
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля
индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых студентами знаний, умений и
навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе опроса, проведения практических
занятий, тестирования.
Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена.
Формы и методы промежуточной аттестации доводятся до сведения студентов не позднее
начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями
создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля
производится в соответствии с универсальной шкалой:
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная
оценка
индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».