Приложение 24 09.02.07 Информационные к программе по специальности СПО системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04 ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель, высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 3 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Основы алгоритмизации и программирования» принадлежит к общепрофессиональному циклу (ОП.00). Часть данной программы может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий. 1.2. Цель и результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК Умения Знания работать в среде этапы решения задачи на компьютере; ОК1-9; программирования; типы данных; ПК1.1реализовывать построенные базовые конструкции изучаемых ПК1.5; алгоритмы в виде программ на языков программирования; ПК3.1 конкретном языке принципы структурного и модульного программирования; программирования; принципы объектно-ориентированного программирования 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы 278 в том числе: теоретическое обучение 72 практические занятия 160 Самостоятельная работа 40 Консультация Промежуточная аттестация в форме экзамена 6 4 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ Тема 1.1. Содержание учебного материала 1. Основные понятия Понятие алгоритма 2. алгоритмизации Свойства алгоритмов 3. Формы записей алгоритмов 4. Общие принципы построения алгоритмов 5. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические Практические занятия 1. Составление блок-схем алгоритмов Контрольные работы Тема 1.2. Содержание учебного материала 1. Языки и методы Классификация языков программирования 2. программирования Системы программирования 3. Исходный, объектный и загрузочный модули 4. Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный 5. Жизненный цикл программного обеспечения 6. Типы приложений Раздел 2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ C/C++ Тема 2.1. Содержание учебного материала 1. Основные История развития и области применения языка программирования С/С++ 2. элементы языка Стандарты ANSI и ISO языка С/С++ С/С++ 3. Структурное программирование на языке С/С++ 4. Идентификаторы и правила их составления 5. Переменные и константы 6. Типы данных 7. Выражения и операции 8. Указатели и их использование Количество часов Уровень освоения 2 2 2 3 3 3 6 4 2 2 2 2 2 2 10 3 3 3 3 3 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Тема 2.2. Операторы языка С/С++ Тема 2.3. Массивы Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Содержание учебного материала Синтаксис операторов присваивания Ввода и вывод данных в языках С и С++ Синтаксис операторов безусловного и условного переходов Вложенные условные операторы Составные операторы Основные циклические конструкции и их синтаксис Циклы с предусловием и постусловием Циклы с параметром Вложенные циклы Практические занятия 1. Составление программ линейной структуры 2. Составление программ разветвляющейся структуры 3. Составление программ разветвляющейся усложненной структуры 4. Составление программ циклической структуры Содержание учебного материала 1. Массивы как структурированный тип данных 2. Ввод и вывод одномерных массивов 3. Ввод и вывод двухмерных массивов 4. Поиск минимального и максимального элементов в массивах 5. Сортировка массивов 6. Динамические массивы Практические занятия 1. Обработка одномерных массивов 2. Обработка двухмерных массивов 3. Обработка динамических массивов Практические занятия 1. Работа со строковыми переменными Количество часов Уровень освоения 12 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 3 3 3 3 3 3 3 36 8 3 3 3 3 3 32 10 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Использование стандартных функций для работы со строками Разработка программ со структурированными типами данных Разработка усложненных программ со структурированными типами данных Содержание учебного материала 1. Понятие функции 2. Функции, их сущность, назначение, различие 3. Организация функций, стандартные процедуры 4. Функции, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов 5. Формальные и фактические параметры 6. Вызов функций 7. Программирование не рекурсивных и рекурсивных алгоритмов 8. Библиотечные функции Практические занятия 1. Организация функций 2. Использование функций 3. Применение не рекурсивных функций 4. Применение рекурсивных функций Содержание учебного материала 1. Структурированные типы данных: строки 2. Операции со строками 3. Стандартные функции для работы со строками Практические занятия Операции со строками 1. Содержание учебного материала Определение структуры. Синтаксис определения структуры 1. Определение структурной переменной 2. Доступ к полям структуры 3. Инициализация полей структуры 4. Количество часов Уровень освоения 2. 3. 4. Тема 2.4. Функции языка С/С++ Тема 2.5. Строки Тема 2.6. Структуры 10 3 3 3 3 3 3 3 3 36 4 3 3 3 12 10 3 3 3 3 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Вложенные структуры Доступ к полям вложенных структур Структуры и классы Практические занятия Определение структуры 1. Доступ к полям структуры 2. Вложенные структуры 3. Тема 2.7. Содержание учебного материала Основы объектноОсновные принципы объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, 1. ориентированного наследование, полиморфизм программирования Классы и инкапсуляция. Описание класса. Создание и использование объектов 2. Конструкторы и деструкторы 3. Наследование. Управление доступом производных классов 4. Одиночное наследование. Множественное наследование 5. Полиморфизм. Перегрузка функций. Выбор экземпляра функции 6. Перегрузка стандартных операций 7. Виртуальные функции 8. Практические занятия Разработка классов: использование инкапсуляции 1. Разработка классов: разработка конструкторов и деструкторов 2. Разработка классов: использование полиморфизма 3. Разработка классов: использование наследования 4. Самостоятельная работа обучающихся Консультация Промежуточная аттестация в форме экзамена Всего: Количество часов Уровень освоения 3 3 3 5. 6. 7. 12 8 3 3 3 3 3 3 3 3 16 40 6 278 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение В процессе реализации программы учебной дисциплины используются: Кабинет 1. Компьютерный стол ученический — 15 шт. 2. Стол ученический — 5 шт. 3. Стол учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 15 шт. 5. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 15 шт. 9. Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10. Видеопроектор — 1 шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1 шт. 13. Маршрутизатор Zixel — 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная доска – 1 шт. 16. Магнитная доска – 2 шт. 17. Учебно-методическая документация. - операционная система MS Windows XP Professional; - графический редактор «Компас 3Д; - графический редактор Инскейп; - графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления перспектив. Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»: 1. Компьютеры обучающихся – 15 шт.; 2. компьютер преподавателя (аппаратное обеспечение: оперативная память объемом не менее 4 ГБ) – 1 шт.; 3. Проектор и экран; 4. Маркерная доска; 5. Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе включающее в себя следующее ПО: 6. EclipseIDEforJavaEEDevelopers, . 7. NETFrameworkJDK 8, 8. NetBeans, 9. AndroidStudio, 10. IntelliJIDEA. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 1.Эпштейн М.С. Программирование на языке С : учебник для студ. сред. проф. образования / М.С.Эпштейн. — М. : Издательский центр «Академия», 2011. — 336 с. 2.Комарова, Е.С. Практикум по программированию на языке Паскаль : учебное пособие / Е.С. Комарова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – Ч. 2. – 123 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426943 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-4915-2. – DOI 10.23681/426943. – Текст : электронный. 3.Программирование на языке С++ в среде Qt Creato / Е.Р. Алексеев, Г.Г. Злобин, Д.А. Костюк и др. – 2-е изд., испр. – Москва : Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016. – 716 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428929 – Библиогр. в кн. – Текст : электронный. 4.Буйначев, С.К. Основы программирования на языке Python : учебное пособие / С.К. Буйначев, Н.Ю. Боклаг ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2014. – 92 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275962 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-57996-1198-9. – Текст : электронный. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел (тема) Формы и учебной Критерии оценки методы Результаты обучения дисциплины оценки Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ Тема 1.3. знать: - разработка Языки и методы - этапы решения задачи алгоритмических программирован на компьютере; конструкций; ия - базовые конструкции изучаемого языка программирования; - принципы структурного и модульного программирования; - принципы объектноориентированного программирования; Раздел 2. ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА АЛГОРИТМИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ Тема 2.2. уметь: - разработка программ Операторы - работать в среде различной степени языка программирования; сложности - реализовывать Тема 2.3. построенные алгоритмы Массивы в виде программ на Тема 2.4. конкретном языке Строки и программирования множества знать: Тема 2.5. - этапы решения задач на Процедуры и компьютере; функции - типы данных. - выполнение контрольных заданий в тестовой форме - решение ситуационны х задач; - наблюдение и оценка выполнения практических действий. 10