Приложение 21 09.02.07 Информационные к программе по специальности СПО системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель, высшая квалификационная категория СОДЕРЖАНИЕ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 7 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 8 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» принадлежит к общепрофессиональному циклу. Часть данной программы может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий. 1.2. Цель и результаты освоения дисциплины: Код ПК, Умения Знания ОК ОК 1, ОК 2, Управлять параметрами загрузки Основные понятия, функции, состав и ОК 5, ОК 9, операционной системы. принципы работы операционных систем. ПК 4.1, 4.4, Выполнять конфигурирование Архитектуры современных операционных ПК 6.4, 6.5, аппаратных устройств. систем. ПК 7.2, 7.3, Управлять учетными записями, Особенности построения и 7.5, ПК 10.1 настраивать параметры рабочей функционирования семейств среды пользователей. операционных систем "Unix" и "Windows". Управлять дисками и файловыми Принципы управления ресурсами в системами, настраивать сетевые операционной системе. параметры, управлять Основные задачи администрирования и разделением ресурсов в способы их выполнения в изучаемых локальной сети. операционные системах. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы Объем в часах 184 в том числе: теоретическое обучение 44 практические занятия 100 Самостоятельная работа 34 Промежуточная аттестация экзамен 6 1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Операционные системы и среды Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Тема 1. История, Содержание учебного материала назначение и функции История, назначение, функции и виды операционных систем операционных систем В том числе практических занятий и лабораторных работ Самостоятельная работа обучающихся Тема 2. Архитектура Содержание учебного материала операционной Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем системы Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер) В том числе практических занятий и лабораторных работ Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Работа со встроенными приложениями. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования. Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками. Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами. Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной оболочкой. Самостоятельная работа обучающихся Тема 3. Общие Содержание учебного материала сведения о процессах и Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. потоках Состояние процесса. Реализация процесса Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков В том числе практических занятий и лабораторных работ Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами. Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой Объем Осваиваемые элементы в часах компетенций 3 4 4 - 4 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 24 2 2 20 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 4 4 4 4 4 12 18 2 2 14 6 8 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 дисковой памяти. Самостоятельная работа обучающихся Тема 4. Содержание учебного материала Взаимодействие и Взаимодействие и планирование процессов планирование В том числе практических занятий и лабораторных работ процессов Взаимодействие и планирование процессов Самостоятельная работа обучающихся Тема 5. Управление Содержание учебного материала памятью Абстракция памяти Виртуальная память Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти В том числе практических занятий и лабораторных работ Управление памятью. Самостоятельная работа обучающихся Тема 6. Файловая Содержание учебного материала система и ввод и вывод 1. Файловая система и ввод и вывод информации информации В том числе практических занятий и лабораторных работ Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и каталогами. Работа с дисками. Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное хранение, командные файлы. Самостоятельная работа обучающихся Тема 7. Работа в Содержание учебного материала операционных 1. Управление безопасностью системах и средах 2. Планирование и установка операционной системы. В том числе практических занятий и лабораторных работ Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы. Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация Всего: 8 16 2 14 14 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 18 6 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 12 12 18 4 14 6 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 8 4 30 2 2 26 8 16 10 2 ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5, ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем»: • Компьютеры обучающихся – 15 шт.; • компьютер преподавателя (аппаратное обеспечение: оперативная память объемом не менее 4 ГБ) – 1 шт.; Проектор и экран; Маркерная доска; Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том числе включающее в себя следующее ПО: EclipseIDEforJavaEEDevelopers, . NETFrameworkJDK 8, NetBeans, AndroidStudio, IntelliJIDEA. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы) 1. https://htmlacademy.ru/ HTML Academy – электронный портал изучения вебверстки (HTML/CSS) 2. http://htmlbook.ru/ – портал-справочник о HTML/CSS 3. https://learn.javascript.ru/ - Курсы javascript от Ильи Кантора 4. http://java-course.ru – изучение языка программирования Java и объектноориентированного программирования 5. Куль, Т.П. Операционные системы : учебное пособие : [16+] / Т.П. Куль. – Минск : РИПО, 2019. – 312 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599951 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-985-503-940-3. – Текст : электронный. 6. Мясников, В.И. Операционные системы реального времени: лабораторный практикум / В.И. Мясников ; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2016. – 140 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459493 – ISBN 978-5-81581773-9. – Текст : электронный. 7. Кобылянский, В.Г. Операционные системы, среды и оболочки : учебное пособие : [16+] / В.Г. Кобылянский ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2018. – 80 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576354 . – Библиогр.: с. 77. – ISBN 978-5-7782-3517-5. – Текст : электронный. 8. Власенко, А.Ю. Операционные системы : учебное пособие : [16+] / А.Ю. Власенко, С.Н. Карабцев, Т.С. Рейн ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2019. – 161 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574269 – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8353-2424-8. – Текст : электронный. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем. Архитектуры современных операционных систем. Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows". Принципы управления ресурсами в операционной системе. Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах. Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Управлять параметрами загрузки операционной системы. Выполнять конфигурирование аппаратных устройств. Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей. Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети. Формы и методы оценки «Отлично» - теоретическое Примеры форм и содержание курса освоено методов контроля и полностью, без пробелов, оценки умения сформированы, все • Компьютерное предусмотренные программой тестирование на знание учебные задания выполнены, терминологии по теме; качество их выполнения • Тестирование…. оценено высоко. • Контрольная работа «Хорошо» - теоретическое …. содержание курса освоено • Самостоятельная полностью, без пробелов, работа. некоторые умения • Защита реферата…. сформированы недостаточно, • Семинар все предусмотренные • Защита курсовой программой учебные задания работы (проекта) выполнены, некоторые виды • Выполнение проекта; заданий выполнены с • Наблюдение за ошибками. выполнением «Удовлетворительно» - практического задания. теоретическое содержание (деятельностью курса освоено частично, но студента) пробелы не носят • Оценка выполнения существенного характера, практического необходимые умения работы с задания(работы) освоенным материалом в • Подготовка и основном сформированы, выступление с докладом, большинство предусмотренных сообщением, программой обучения учебных презентацией… заданий выполнено, некоторые • Решение из выполненных заданий ситуационной задачи…. содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. Критерии оценки