Приложение 21
09.02.07
Информационные
к программе по специальности СПО
системы
и программирование
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
Сухой Лог
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016
г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N
44946.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель, высшая квалификационная
категория
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
4
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
7
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
8
1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
1.1. Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина «Операционные системы и среды»
принадлежит к общепрофессиональному циклу.
Часть данной программы может быть реализована с применением дистанционных
образовательных технологий.
1.2. Цель и результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
Умения
Знания
ОК
ОК 1, ОК 2, Управлять параметрами загрузки Основные понятия, функции, состав и
ОК 5, ОК 9, операционной системы.
принципы работы операционных систем.
ПК 4.1, 4.4, Выполнять конфигурирование
Архитектуры современных операционных
ПК 6.4, 6.5, аппаратных устройств.
систем.
ПК 7.2, 7.3, Управлять учетными записями,
Особенности построения и
7.5, ПК 10.1 настраивать параметры рабочей
функционирования семейств
среды пользователей.
операционных систем "Unix" и "Windows".
Управлять дисками и файловыми Принципы управления ресурсами в
системами, настраивать сетевые операционной системе.
параметры, управлять
Основные задачи администрирования и
разделением ресурсов в
способы их выполнения в изучаемых
локальной сети.
операционные системах.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем в часах
184
в том числе:
теоретическое обучение
44
практические занятия
100
Самостоятельная работа
34
Промежуточная аттестация экзамен
6
1.2.
Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01. Операционные системы и среды
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Тема 1. История,
Содержание учебного материала
назначение и функции История, назначение, функции и виды операционных систем
операционных систем В том числе практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2. Архитектура Содержание учебного материала
операционной
Структура операционных систем. Виды ядра операционных систем
системы
Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер)
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. Настройка рабочего стола.
Настройка системы с помощью Панели управления. Работа со встроенными
приложениями.
Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.
Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и
дисками.
Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления
системы. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.
Работа с текстовым редактором. Работа с архиватором. Работа с операционной
оболочкой.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3. Общие
Содержание учебного материала
сведения о процессах и Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса.
потоках
Состояние процесса. Реализация процесса
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с
процессами.
Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой
Объем Осваиваемые элементы
в часах
компетенций
3
4
4
-
4
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
24
2
2
20
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
4
4
4
4
4
12
18
2
2
14
6
8
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
дисковой памяти.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.
Содержание учебного материала
Взаимодействие и
Взаимодействие и планирование процессов
планирование
В том числе практических занятий и лабораторных работ
процессов
Взаимодействие и планирование процессов
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5. Управление
Содержание учебного материала
памятью
Абстракция памяти
Виртуальная память
Разработка, реализация и сегментация страничной реализации памяти
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Управление памятью.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6. Файловая
Содержание учебного материала
система и ввод и вывод 1. Файловая система и ввод и вывод информации
информации
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Работа с командами в операционной системе. Использование команд работы с файлами и
каталогами. Работа с дисками.
Конфигурирование файлов. Управление процессами в операционной системе. Резервное
хранение, командные файлы.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 7. Работа в
Содержание учебного материала
операционных
1. Управление безопасностью
системах и средах
2. Планирование и установка операционной системы.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к
операционной системе.
Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
8
16
2
14
14
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
18
6
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
12
12
18
4
14
6
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
8
4
30
2
2
26
8
16
10
2
ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,
ПК 4.1, 4.4, ПК 6.4, 6.5,
ПК 7.2, 7.3, 7.5, ПК 10.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01.
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Лаборатория «Программного обеспечения и сопровождения компьютерных
систем»:
•
Компьютеры обучающихся – 15 шт.;
•
компьютер преподавателя (аппаратное обеспечение: оперативная память
объемом не менее 4 ГБ) – 1 шт.;
Проектор и экран;
Маркерная доска;
Программное обеспечение общего и профессионального назначения, в том
числе включающее в себя следующее ПО:
EclipseIDEforJavaEEDevelopers, .
NETFrameworkJDK 8,
NetBeans,
AndroidStudio,
IntelliJIDEA.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. https://htmlacademy.ru/ HTML Academy – электронный портал изучения вебверстки (HTML/CSS)
2. http://htmlbook.ru/ – портал-справочник о HTML/CSS
3. https://learn.javascript.ru/ - Курсы javascript от Ильи Кантора
4. http://java-course.ru – изучение языка программирования Java и объектноориентированного программирования
5. Куль, Т.П. Операционные системы : учебное пособие : [16+] / Т.П. Куль. – Минск
: РИПО, 2019. – 312 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. –
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599951 – Библиогр. в кн. –
ISBN 978-985-503-940-3. – Текст : электронный.
6. Мясников, В.И. Операционные системы реального времени: лабораторный
практикум / В.И. Мясников ; Поволжский государственный технологический
университет. – Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический
университет, 2016. – 140 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. –
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459493 – ISBN 978-5-81581773-9. – Текст : электронный.
7. Кобылянский, В.Г. Операционные системы, среды и оболочки : учебное пособие :
[16+] / В.Г. Кобылянский ; Новосибирский государственный технический
университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический
университет, 2018. – 80 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. –
URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=576354 . – Библиогр.: с. 77. –
ISBN 978-5-7782-3517-5. – Текст : электронный.
8. Власенко, А.Ю. Операционные системы : учебное пособие : [16+] / А.Ю. Власенко,
С.Н. Карабцев, Т.С. Рейн ; Кемеровский государственный университет. – Кемерово :
Кемеровский государственный университет, 2019. – 161 с. : ил., табл. – Режим
доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=574269 –
Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-8353-2424-8. – Текст : электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Основные понятия,
функции, состав и принципы
работы операционных систем.
Архитектуры современных
операционных систем.
Особенности построения и
функционирования семейств
операционных систем "Unix" и
"Windows".
Принципы управления
ресурсами в операционной
системе.
Основные задачи
администрирования и способы их
выполнения в изучаемых
операционные системах.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
Управлять параметрами
загрузки операционной системы.
Выполнять
конфигурирование аппаратных
устройств.
Управлять учетными
записями, настраивать параметры
рабочей среды пользователей.
Управлять дисками и
файловыми системами,
настраивать сетевые параметры,
управлять разделением ресурсов в
локальной сети.
Формы и методы
оценки
«Отлично» - теоретическое Примеры форм и
содержание
курса
освоено методов контроля и
полностью,
без
пробелов, оценки
умения сформированы, все • Компьютерное
предусмотренные программой тестирование на знание
учебные задания выполнены, терминологии по теме;
качество
их
выполнения • Тестирование….
оценено высоко.
• Контрольная работа
«Хорошо» - теоретическое ….
содержание
курса
освоено • Самостоятельная
полностью,
без
пробелов, работа.
некоторые
умения • Защита реферата….
сформированы недостаточно, • Семинар
все
предусмотренные • Защита курсовой
программой учебные задания работы (проекта)
выполнены, некоторые виды • Выполнение проекта;
заданий
выполнены
с • Наблюдение за
ошибками.
выполнением
«Удовлетворительно»
- практического задания.
теоретическое
содержание (деятельностью
курса освоено частично, но студента)
пробелы
не
носят • Оценка выполнения
существенного
характера, практического
необходимые умения работы с задания(работы)
освоенным
материалом
в • Подготовка и
основном
сформированы, выступление с докладом,
большинство предусмотренных сообщением,
программой обучения учебных презентацией…
заданий выполнено, некоторые • Решение
из
выполненных
заданий ситуационной задачи….
содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» теоретическое содержание
курса не освоено, необходимые
умения не сформированы,
выполненные учебные задания
содержат грубые ошибки.
Критерии оценки