Приложение 19 09.02.07 к программе по специальности СПО Информационные системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.02 ДИСКРЕТНАЯ МАТЕМАТИКА» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Соколова Ольга Борисовна, преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины………………………………………………... 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины…………………………………………… 6 3. Условия реализации учебной программы…………………………………………………. 12 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………… 13 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках." 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа принадлежит к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - применять логические операции, формулы логики, законы алгебры логики; формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов; - формулы алгебры высказываний; - методы минимизации алгебраических преобразований; - основы языка и алгебры предикатов. В результате освоения вариативной части учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -определять типы графов и давать их характеристики. В результате освоения вариативной части учебной дисциплины обучающийся должен знать: - методы упрощения булевых функций; - бинарные отношения и их свойства; 4 -элементы теории отображений и алгебры подстановок. 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студента 69 часов, в том числе: учебных занятий во взаимодействии с преподавателем 58 часов самостоятельной работы – 11 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки Всего учебных занятий во взаимодействии с преподавателем в том числе: практические занятия (семинары) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 69 48 48 21 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала, практические занятия, разделов и тем самостоятельная работа обучающегося Раздел 1. Основы математической логики Тема 1.1. Алгебра Содержание учебного материала 1. Понятие высказывания. Основные логические операции. высказываний 2. Формулы логики. Таблица истинности и методика её построения. 3. Законы логики. Равносильные преобразования. Практические занятия 1. Практическая работа № 1.Формулы логики. 2. Практическая работа № 2.Упрощение формул логики с помощью равносильных преобразований. Тема 2.1. Булевы Содержание учебного материала 1. Понятие булевой функции. Способы задания ДНФ, КНФ. функции 2. Операция двоичного сложения и её свойства. Многочлен Жегалкина. 3. Основные классы функций. Полнота множества. Теорема Поста. Практические занятия 1. Практическая работа № 3.Приведение формул логики к ДНФ, КНФ с помощью равносильных преобразований. 2. Практическая работа № 4.Представление булевой функции в виде СДНФ и СКНФ, минимальной ДНФ и КНФ. 3. Практическая работа № 5. Проверка булевой функции на принадлежность к классам Т0, Т1, S, L, M. Полнота множеств. Объем часов Самостоятель Уровень ная работа освоения 16 6 6 2 2 2 2 3 3 6 2 2 2 2 3 3 3 7 6 Раздел 2. Элементы теории множеств Тема 2.1. Основы Содержание учебного материала 1. Общие понятия теории множеств. Способы задания. Основные теории множеств операции над множествами и их свойства. 2. Мощность множеств. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна. Декартово произведение множеств. 3. Отношения. Бинарные отношения и их свойства. 4. Теория отображений. 5. Алгебра подстановок. Практические занятия 1. Практическая работа № 6. Множества и основные операции над ними. 2. Практическая работа № 7. Графическое изображение множеств на диаграммах Эйлера-Венна. 3. Практическая работа № 8. Исследование свойств бинарных отношений. 4. Практическая работа № 9. Теория отображений и алгебра подстановок. Раздел 3. Логика предикатов Тема 3.1. Предикаты Содержание учебного материала 1. Понятие предиката. Логические операции над предикатами. 2. Кванторы существования и общности. Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. Практические занятия 1. Практическая работа № 10. Нахождение области определения и истинности предиката. 2. Практическая работа № 11.Построение отрицаний к предикатам, содержащим кванторные операции. 8 6 4 2 2 2 2 2 2 3 3 3 6 4 3 2 2 2 3 3 8 7 Раздел 4. Элементы теории графов Тема 4.1. Содержание учебного материала 1. Основные понятия теории графов. Основы теории Виды графов: ориентированные и неориентированные графы. графов 2. Способы задания графов. Матрицы смежности и инциденций для графа. 3. Эйлеровы и гамильтоновы графы. Деревья. Практические занятия 1. Практическая работа № 12. Исследование отображений и свойств бинарных отношений с помощью графов. 2. Практическая работа № 13. Графы-1. 3. Практическая работа № 14. Графы-2. Самостоятельная работа обучающихся Работа с конспектом. Решение индивидуальных заданий Раздел 5. Элементы теории алгоритмов Тема 5.1.Элементы Содержание учебного материала 1. Основные определения. Машина Тьюринга. теории алгоритмов. Практические занятия 1. Практическая работа № 15. Работа машины Тьюринга. Дифференцированный зачёт Всего 12 6 6 2 2 2 6 3 3 3 3 4 2 2 2 2 3 2 48 21 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Математические дисциплины». Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Математические дисциплины»: 1.Стол учительский-1 шт. 2. Стул учительский - 1 шт. 3.Стол ученический-15 шт. 4.Стул ученический-29 шт. 5. Классная доска. 6.Доска магнитная-1 шт. 7. Доска интерактивная-1 шт. 8.Мультимедиа проектор-1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер -1 шт. 11.Комплект чертежных инструментов для черчения на доске-1шт.; 12.Модели пространственных тел и конструкторы геометрических фигур. 13. Калькуляторы – 25 шт. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: Спирина М.С СпиринП.А. Дискретная математика. - М.: ОИЦ "Академия", 2014 Дополнительные источники: 1. Игошин В.И. Математическая логика: Учебное пособие/ В.И. Игошин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 399 с. 2. Игошин В.И. Сборник задач по математической логике и теории алгоритмов: учеб. пособие/ В.И. Игошин. — М.: КУРС: ИНФРА-М, 2016. — 392 с. — (Бакалавриат). 3. Канцедал С.А. Дискретная математика: учеб.пособие / С.А. Канцедал. — М: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2016. — 224 с. — (Профессиональное образование). 4. Игошин В.И. Теория алгоритмов: Учебное пособие/ В.И. Игошин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 318 с. 5. Спирина М.С Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ М.С. Спирина, П.А. Спирин.- 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.-368 с. 6. Барон Л. А. Дискретная математика. Учебное пособие. Составитель Барон Л. А. Издательство Казанского государственного университета, Казань, 2007. Интернет ресурсы: 5. www.alleg.ru/edu/philos1.htm 6. rn.wikipedia.org/wiki/Философия 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий аудиторного и внеаудиторного характера. Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов. Формулы алгебры высказываний. Методы минимизации алгебраических преобразований. Основы языка и алгебры предикатов. Основные принципы теории множеств. Критерии оценки Формы и методы оценки Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой. Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 76 ÷ 89 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 10 60 ÷ 75 менее 60 3 2 удовлетворительно не удовлетворительно 11