Приложение 15 09.02.07 Информационные к программе по специальности СПО системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна – преподаватель, высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………….. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИ-НЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.03 Психология общения» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК.01 ОК.02 ОК.03 ОК.04 ОК.06 Умения Знания распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно- правовой документации в профессио- нальной деятельности; применять совре- менную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности описывать значимость своей профессии (специальности) 4 актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации содержание актуальной нормативно- правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы в том числе: 48 теоретическое обучение 12 практические занятия 26 Самостоятельная работа1 10 Зачет 2 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 1 5 1.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объе мв часах 3 1 2 Раздел 1. Психологические аспекты общения Тема 1.1. Содержание 6 Общение – основа 1.Общение в системе межличностных и общественных отношений. 2 человеческого бы- Роль общения в профессиональной деятельности. Единство общения и деятель- ности. . тия. Класси- Виды общения. Структура общения. Функции общения. Вербальные средства общения. фикация общения Невербальные средства общения: кинесика, Средства общения экстралингвистика, паралингвистика, такесика, проксемика. В том числе практических занятий: Практическое занятие №1 «Круг общения». 2 Практическое занятие №2 Общение с использованием вербальных и невербальных 2 компонентов общения. Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа № 1 Написание эссе по темам: «Роль общения в жизни 2 человека», «Личностные качества, необходимые руководителю» Тема 1.3. Содержание 10 Общение как об1. Основные элементы коммуникации. Виды коммуникаций. Коммуникативные мен информацией барьеры. Понятие социальной перцепции. Механизмы восприятия. Эффекты 2 Техники активного восприятия Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции слушания взаимодействия в русле трансактного анализа Э. Берна. Ориентация на понимание и ориентация на контроль. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Виды, правила и техники слушания. Методы развития коммуникативных способностей. В том числе практических занятий: Практическое занятие № 3 Самодиагностика «Коммуникативные и организаторские способности». 6 2 Коды компетенции, формированию которых способствует элемент программы 4 ОК.01 ОК.03 ОК.06 ОК.02 ОК.04 Практическое занятие № 4 Самодиагностика по теме «Механизмы восприятия» 2 Практическое занятие № 5 «Упражнения по построению схем трансакций» 2 Практическое занятие № 6 Развитие техники установления контакта и активного 2 слушания Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа №2 Подготовка публичного выступления Раздел 2 Деловое общение Тема 2.1. Содержание Деловое общение 1. Деловое общение. Виды делового общения. Этапы делового общения. ПсиПроявление инди- хологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступле- ний. . видуальных осо- Темперамент. Типы темперамента. Свойства темперамента бенностей в делоВ том числе практических занятий вом общении Практическое занятие № 7 Самодиагностика по теме «Темперамент» Практическое занятие № 8 Деловая игра «Основы делового общения в профессиональной деятельности Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа № 3 Составление диалогов на профессиональные темы Раздел 3. Конфликты в деловом общении Тема 3.1. Конфликт Содержание его сущность 1. Понятие конфликта и его структура. Динамика конфликта. Виды конфликтов. Стратегии поведения Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации. в конфликтной В том числе практических занятий ситуации Практическое занятие № 9 Деловая игра «Переговоры» Практическое занятие № 10 Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность» 2 6 2 Тема 3.3. Конфликты Содержание ОК.01 ОК.03 ОК.06 ОК.02 ОК.04 2 2 6 2 2 2 2 6 7 ОК.02 ОК.04 2 Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа № 4 Изучение профессиональной терминологии (работа со словарями). ОК.01 ОК.03 ОК.06 в деловом общении Стресс и его особенности 1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Правила поведения в конфликтах. Стресс и его характеристика. Профилактика стрессов в деловом общении». В том числе практических занятий Практическое занятие № 11 Самодиагностика по теме «Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации» Практическое занятие № 12 Самодиагностика по теме «Стресс его особенности» «Способность действовать в социально-напряженных ситуациях». 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа № 5 Составление ситуационных задач «Разрешения жалоб клиентов». 2 Зачет 2 Всего: 48 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет Социально-экономических дисциплин, оснащенный следующим оборудованием и техническими средствами обучения: Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: 1. Стол учительский -3 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Шкаф угловой-1 шт. 4. Классная доска-1шт. 5. Столы ученические -15шт. 6. Стулья -30 шт. 7. Мультимедийный проектор-1 шт. 8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт. 10 Принтер – 1 шт. 11.Наглядные пособия. 12.Комплект учебно-методической документации. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе 3.1.1. Электронные издания 1Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode. 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки чень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: «Отлично» - теоретическое актуальный профессиональный и содержание курса освоено • социальный контекст, в котором полностью, без пробелов, приходится работать и жить; основ- ные умения сформированы, все источники информации и ре- сурсы для предусмотренные програмрешения задач и проблем в профессиональном и/или соци- альном мой учебные задания выполнены, качество их выполнеконтексте; • алгоритмы выполнения работ в ния оценено высоко. профессиональной и смежных обла- стях; методы работы в профессио- нальной и «Хорошо» - теоретическое смежных сферах; струк- туру плана для содержание курса освоено • решения задач; по- рядок оценки полностью, без пробелов, результатов решения задач • некоторые умения сформипрофессиональной деятельно- сти • рованы недостаточно, все номенклатура информационных предусмотренные програмисточников, применяемых в профессиональной деятельности; прие- мы мой учебные задания выполструктурирования информации; формат нены, некоторые виды •задаоформления результатов поиска ний выполнены с ошибками. информации содержание актуальной норматив- но- «Удовлетворительно» - теоправовой документации; совреретическое содержание курса менная научная и профессиональосвоено частично, но пробеная терминология; возможные тралы не носят существенного 10 Формы и методы оценки Примеры форм и методов контроля и оценки Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме; • Тестирование…. • Контрольная работа …. Самостоятельная работа. • Защита реферата…. • Семинар Защита курсовой работы (проекта) Выполнение проекта; Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента) Оценка выполнения практического задания(работы) ектории профессионального развития и самообразования психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять эта- пы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составить план действия; определить необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности описывать значимость своей профессии (специальности) • характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном • сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. 11 Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентацией… Решение ситуационной задачи….