ОГСЭ.02 История

Приложение 14

09.02.07

к программе по специальности СПО
Информационные системы
и программирование

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ»

Сухой Лог
2023

Рабочая программа
учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от
17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946.

Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, высшая
квалификационная категория

2

Содержание
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История ........... 4
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ....................................................................................................................................... 4
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины ..................................................... 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................................................... 8
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ........................................................... 8
3.Условия реализации программы учебной дисциплины ............................................................ 16

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
1.1Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07
Информационные системы и программирование.
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.
В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 02 История
обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным аспекта;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережного производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

4

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

1.2Цельи планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК,
ОК
ОК 01

Умения

Знания

Выбирать способы решения Знать основы самостоятельной
задач
профессиональной информационно-познавательной
деятельности применительно деятельности,
критической
к различным аспекта.
оценки
и
интерпретации
информации.

ОК 02

Использовать
современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации, и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности.

Знать,
систематизировать
материалы печати и телевидения
об актуальных проблемах и
событиях в жизни современного
российского общества.

ОК 03

Планировать и реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях.

Знать назначение ООН, НАТО,
ЕС и др. организаций и их
деятельности; о роли науки,
культуры
и
религии
в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций.

5

ОК 04

Эффективно
Знать основы продуктивного
взаимодействовать и работать общения и взаимодействия в
в коллективе и команд.
процессе
совместной
деятельности.

ОК 05

Осуществлять
устную
и
письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской
Федерации с
учётом
особенностей
социального и культурного
контекста.

Знать содержание и назначение
важнейших
правовых
и
законодательных
актов
мирового
и
регионального
значения.

ОК 06

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное
поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей,
в том числе с учётом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных отношений,
применять
стандарты
антикоррупционного
поведения.

Знать
современную историю
России, о роли России в
мировом
историческом
процессе, в современном мире.

ОК 07

Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания
об
изменении
климата,
принципы
бережного
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях.
Использовать
средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной

Основные направления развития
ключевых регионов мира на
рубеже XX-XXI веков;
глобальные
проблемы
человечества.Знать
нормы
информационной безопасности.

ОК 08

6

деятельности и поддержания
необходимого
уровня
физическойподготовленности.
ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках.

Знать сущность и причины
локальных,
региональных,
на межгосударственных
и
конфликтов в конце XX - начале
XXI веков.

7

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе:
Теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация

Объем
часов
48
38
12
26
10
зачёт

8

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и
формы организации деятельности
обучающихся

2

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1. Основные
тенденции
развития СССР к
1980-м гг.

в
часах

3

Практическое занятие № 2. Внешняя
политика СССР. Отношения с США, со
странами «третьего мира

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

15

Содержание учебного материала
1/4
Внутренняя политика государственной
власти в СССР в начале 1980-х годов.
Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической
политики.
Внешняя политика СССР. Отношения с
США, со странами «третьего мира».
В том числе, практических занятий
4
Практическое занятие № 1. Внутренняя
политика государственной власти в СССР
к началу 1980-х гг. Особенности
идеологии, национальной и социальноэкономической политики.

Тема 1.2.
Общественнополитическая
жизнь страны в 80е годы XX века.
Перестройка

Объем

ОК 01-ОК 07
ОК 09

2

2

Содержание учебного материала
1/4
Курс на демократизацию общества.
Стратегия «ускорения». Экономическая
реформа 1987 года и причины её
незавершённости. Программа «500 дней».
Антиалкогольная кампания. Жилищная и
продовольственная
программы.
Концепция
нового
политического
мышления.
4
В том числе, практических занятий

ОК 01-ОК 07
ОК 09

Практическое
занятие
№
3. 2
Формирование нового политического
2
курса СССР.
Практическое занятие № 4.Концепция
нового политического мышления.
9

Тема 1.3.
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 80-х гг.

Содержание учебного материала
1/4
Отражение событий в Восточной Европе
на дезинтеграционных процессахв СССР.
Советско - американские отношения.
Вывод войск из Афганистана. Советско –
китайские
отношения.
Ликвидация
социалистического
содружества.
Объединение Германии. Договор об
обычных
вооружениях.
Парижская
Хартия для новой Европы. Ликвидация
Организации Варшавского договора и
СЭВ. Договор об обычном вооружении.
СНВ-1.
4
В том числе, практических занятий

Практическое занятие № 5. Отражение
событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессахв СССР.
Практическое занятие № 6. Распад СССР
и образование СНГ.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Тема 2.1. Основные
направления
социально-экономического и политического развития
России в 90-е годы
XX века

Тема 2.2.
Государственнополитическое
развитие
Российской
Федерации в 90-е
годы XX века

ОК 01-ОК 07
ОК 09

2
2

23

Содержание учебного материала
1/2
Переход
к
рыночной
экономике.
«Шоковая
терапия».
Трудности
и
противоречия экономического развития
1990-х годов: реформы и их последствия.
Структурная перестройка экономики,
изменение отношения собственности.
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг. Результаты социальноэкономических и политических реформ
1990-х.
2
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 7 Основные
1
направления социально- экономического
развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие № 8.
1
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг.
Содержание учебного материала
1/4
Основные
процессы
политического
развития России. Политический кризис
1993 г. Сепаратизм и угроза распада
России. Двоевластие: борьба за власть
между президентом РФ и Верховным
Советом. Выборы в Государственную
Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции
РФ 1993 г. Принципы федеративного

ОК 01-ОК 07
ОК 09

ОК 01-ОК 07
ОК 09

10

устройства
России.
Проблемы
и
тенденции
во
взаимоотношениях
федерального центра и субъектов РФ.
Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские
выборы 1996 г. Внутриполитический
кризис 1999 г. Особенности и этапы
развития многопартийности в России.
Политические партии России.
В том числе, практических занятий

Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя
политика РФ в 90-е
гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX
века

Тема 2.4.
Российская
культура в 90-е
годы XX века

4

Практическое занятие № 9.
2
Государственно-политическое развитие
2
РФ в 90-е гг.
Практическое занятие № 10. Власть и
общество в 90-е гг.
Содержание учебного материала
1/4
Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего
СССР в 90-е годы. Знать сущность и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов в конце
XX-начале XXI вв. «Чеченский кризис».
Завершение
«первой
чеченской
кампании». Подписание соглашения о
прекращении
боевых
действий
на
территории Чечни в селении Хасавюрт
(1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан
и начало антитеррористической операции
федеральных войск (1999 г.). «Вторая
чеченская кампания».
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 11. Локальные
2
национальные и религиозные конфликты
2
на пространстве бывшего СССР в 90-е
годы. Практическое занятие № 12.
Международное положение России в
конце XX в.
Содержание учебного материала
1/2
Проблема экспансии в Россию западной
системы ценностей и формирование
«массовой культуры». Роль элитарной и
массовой культуры в информационном
обществе. Идеи «поликультурности» и
экстремистские молодежные движения.
Причины возрождения религиозного
фундаментализма и националистического
экстремизма в начале XXI века. Изучение
наглядного и текстового материала,
отражающего традиции национальных

ОК 01-ОК 07
ОК 09

ОК 01-ОК 07
ОК 09

11

культур народов России, и влияния на них
идей «массовой культуры».
В том числе, практических занятий

Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире

2

Практическое занятие № 13. «Круглый 1
стол» по проблеме: место традиционных
религий, многовековых культур народов
России в условиях «массовой культуры»
глобального мира.
Практическое занятие № 14. Идеи
«поликультурности» и экстремистские 1
молодежные движения.
Содержание учебного материала
2/2
Внутренняя политика России в начале
XXI в. Новая стратегия развития страны.
Реформа
управления.
Национальные
проекты и структурные преобразования в
экономике.
Выявление взаимосвязи отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических
и
культурных проблем; необходимость
структурной перестройки экономики,
социальной политической, военной и
других сфер жизни.
Восстановление позиций России во
внешней
политике.
Российско
–
американские
отношения.
Сотрудничество России с ООН, блоком
НАТО.
Взаимодействие с ЕС как
направление внешней политики РФ.
Восточное
направление
внешней
политики. Отношения России со странами
ближнего
зарубежья
Нормализация
ситуации
на
Северном
Кавказе.
Исламский сепаратизм. Террористические
акты и меры по борьбе с терроризмом.
Место России на международной арене.
Территориальная целостность России,
уважение прав ее населения и соседних
народов - главное условие политического
и социально – экономического развития.
Рассмотрение и анализ современных
общегосударственных
документов
в
области
политики,
экономики,
социальной сферы и культуры, и
обоснование на основе этих документов
важнейших перспективных направлений и
проблем в развитии РФ. Анализ
документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др.
международных организаций в сфере
глобализации различных сторон жизни

ОК 01-ОК 07
ОК 09

12

общества с позиции гражданина России.
В том числе, практических занятий

2

Практическое
занятие
№
15. 2
Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном
этапе.
3
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа обучающихся

10

Всего:
38

13

Тематический план по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
№
занятия
1
2-3

4-5

6
7-8
9-10

11
12-13
14-15

16
17
18

19
20-21
22-23
24

Темы занятий
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Практическое занятие № 1Внутренняя политика государственной власти
в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической политики.

Объём
часов
15
1
2

Практическое занятие № 2 Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами Евросоюза, США, странами третьего
мира.
Самостоятельная работа обучающихся
Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века.
Перестройка
Практическое занятие № 3Формирование нового политическогокурса

2
1
1
2

СССР.

Практическое занятие № 4Концепция нового политического мышления.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине
80-х гг.
Практическое занятие № 5 Отражение событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6 Распад СССР и образование СНГ.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Основные направления социально-экономического и политического
развития России в 90-е годы XX века
Практическое занятие №7Основные направления социальноэкономического развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие №8Общественно-политическое развитие в 19911993 гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90е годы XX века
Практическое занятие №9Государственно-политическое развитие РФ в
90-е гг.

1
1
2
2
1
23
1
2
2
1
1
2

Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг.
Самостоятельная работа обучающихся
Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в.

2
1
1
14

25-26
27-28
29
30
31
32-33
34-35

36,3738

Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века
Практическое занятие №11Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы.
Практическое занятие №12Международное положение России в конце
XX в.
Самостоятельная работа обучающихся
Российская культура в 90-е годы XX века
Практическое занятие № 13«Круглый стол» по проблеме: место
традиционных религий, многовековых культур народов России в
условиях «массовой культуры» глобального мира.
Практическое занятие № 14Идеи «поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
Самостоятельная работа обучающихся
Перспективы развития РФ в современном мире
Практическое занятие № 15. Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном этапе.

1
1
1
1
1
1
2
2
2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Дифференцированный зачёт

3

Всего:

48ч.

15

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Истории», оснащенный оборудованием:
1.Стол учительский -1 шт.
2. Стул учительский -1 шт.
3. Столы ученические -15 шт.
4.Стулья ученические - 30 шт.
5.Шкаф тумбовый -1шт.
6. Классная доска.
7.Интерактивная доска – 1 шт.
8. Мультимедийный проектор – 1 шт.
9. Компьютер -1 шт.
10. Принтер - 1 шт.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации
имеет печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемые
для
использования
в
образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания
Основная литература:
1. Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 16-е изд., стер.  М.:
Издательский центр «Академия», 2021.  448 с.

16

Дополнительная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебник и практикум для СПО / М.Н. Зуев,
С.Я. Лавренов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 545 с.
– Серия: Профессиональное образование.
2
Артёмов, В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для
студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н.
Лубченков. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. –
256 с.
2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Учебник 11 класс. История России,
XX - начало XXI века. М.: Просвещение, 2013.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с. - (Среднее профессиональное
образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007623
2.История.ру. Сайт о Всемирной Истории в деталях. – Режим доступа:
http://www.istoriia.ru. – Загл. с экрана.
3.Википедия:
свободная
энциклопедия.
–
Режим
доступа:
https://ru.wikipedia.org. – Загл. с экрана.
4. Intellect-video.com: История России и СССР. онлайн-видео. – Режим
доступа: http://intellect-video.com/russian-history/. – Загл. с экрана.
5.Всемирная история. – Режим доступа: http://www.world-history.ru. – Загл. с
экрана.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Знать
- современную историю
России, мировой исторический
процесс;
основные направления
развития ключевых регионов
мира на рубеже XX-XXI веков;
-сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XXначале XXI веков;
-основные процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического развития
ведущих регионов мира;
-назначение ООН, НАТО, ЕС и
др. организаций и их
деятельности;
-о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
-содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения.
Уметь
-ориентироваться в
современной экономической,
политической, культурной
ситуации в России и мире; ориентироваться в
современной экономической,
политической, культурной
ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь

При составлении каждого
контрольного вопроса к
программе по разделу
«знать» учитываются:
- знания, усваиваемые на
память;
- знания, реализуемые с
помощью учебно-наглядных
пособий (плакатов и т.п.);
- знания, реализуемые с
помощью конспекта лекций,
учебной литературы,
справочников.

Методы оценки

Формы контроля обучения
- домашнее задание
проблемного характера;
- практическое задание по
работе с информацией,
документами, литературой;
- подготовка и защита
индивидуальных и
групповых заданий
проектного характера;
Формы оценки
результативности обучения:
- накопительная система
баллов, на основе которой
«Отлично», если
выставляется итоговая
обучающийся показал
отметка;
глубокие и твердые знания
- традиционная система
программного материала.
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на
«Хорошо», если
основе которых
обучающийся твердо знает
выставляется итоговая
программный материал,
отметка.
грамотно и без ошибок его
Методы контроля
излагает, правильно
направлены на проверку
применяет полученные
умения обучающихся:
знания к решению
- отбирать и оценивать
практических задач;
исторические факты,
процессы, явления;
«Удовлетворительно», если
- выполнять условия здания
обучающийся имеет знания
на творческом уровне с
только основного материала, представлением
требует в отдельных случаях собственной позиции;
дополнительных
- делать осознанный выбор
(наводящих) вопросов для
способов действий из ранее
полного ответа, допускает
известных;
неточности, отвечает
осуществлять
неуверенно;
коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом
«Неудовлетворительно»,
уровне предлагаемых
если обучающийся
заданий;
допускает грубые ошибки
- работать в группе и
18

отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических
и культурных проблем;
-выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических
и культурных проблем;

при ответе на поставленные
вопросы, не может
применить полученные
знания на практике, имеет
низкие навыки работы.

представлять как свою, так
и позицию группы;
- проектировать
собственную гражданскую
позицию через
проектирование
исторических событий.
Методы оценки результатов
обучения:
-мониторинг роста
творческой
самостоятельности и
навыков получения нового
знания каждым
обучающимся;
-формирование результата
промежуточной аттестации
по дисциплине на основе
суммы результатов
текущего контроля и
дифференцированного
зачёта.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».