Приложение 14 09.02.07 к программе по специальности СПО Информационные системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория 2 Содержание 1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История ........... 4 1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы ....................................................................................................................................... 4 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины ..................................................... 5 2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................................................... 8 2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ........................................................... 8 3.Условия реализации программы учебной дисциплины ............................................................ 16 3 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ 1.1Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование. В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ. 02 История обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным аспекта; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05.Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; 4 ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.2Цельи планируемые результаты освоения дисциплины В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК 01 Умения Знания Выбирать способы решения Знать основы самостоятельной задач профессиональной информационно-познавательной деятельности применительно деятельности, критической к различным аспекта. оценки и интерпретации информации. ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Знать, систематизировать материалы печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества. ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. Знать назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. 5 ОК 04 Эффективно Знать основы продуктивного взаимодействовать и работать общения и взаимодействия в в коллективе и команд. процессе совместной деятельности. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста. Знать содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учётом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. Знать современную историю России, о роли России в мировом историческом процессе, в современном мире. ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI веков; глобальные проблемы человечества.Знать нормы информационной безопасности. ОК 08 6 деятельности и поддержания необходимого уровня физическойподготовленности. ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией государственном иностранном языках. Знать сущность и причины локальных, региональных, на межгосударственных и конфликтов в конце XX - начале XXI веков. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Теоретическое обучение практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация Объем часов 48 38 12 26 10 зачёт 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 2 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. в часах 3 Практическое занятие № 2. Внешняя политика СССР. Отношения с США, со странами «третьего мира Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 15 Содержание учебного материала 1/4 Внутренняя политика государственной власти в СССР в начале 1980-х годов. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Внешняя политика СССР. Отношения с США, со странами «третьего мира». В том числе, практических занятий 4 Практическое занятие № 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социальноэкономической политики. Тема 1.2. Общественнополитическая жизнь страны в 80е годы XX века. Перестройка Объем ОК 01-ОК 07 ОК 09 2 2 Содержание учебного материала 1/4 Курс на демократизацию общества. Стратегия «ускорения». Экономическая реформа 1987 года и причины её незавершённости. Программа «500 дней». Антиалкогольная кампания. Жилищная и продовольственная программы. Концепция нового политического мышления. 4 В том числе, практических занятий ОК 01-ОК 07 ОК 09 Практическое занятие № 3. 2 Формирование нового политического 2 курса СССР. Практическое занятие № 4.Концепция нового политического мышления. 9 Тема 1.3. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Содержание учебного материала 1/4 Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессахв СССР. Советско - американские отношения. Вывод войск из Афганистана. Советско – китайские отношения. Ликвидация социалистического содружества. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1. 4 В том числе, практических занятий Практическое занятие № 5. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессахв СССР. Практическое занятие № 6. Распад СССР и образование СНГ. Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века Тема 2.1. Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века Тема 2.2. Государственнополитическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века ОК 01-ОК 07 ОК 09 2 2 23 Содержание учебного материала 1/2 Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х годов: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношения собственности. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг. Результаты социальноэкономических и политических реформ 1990-х. 2 В том числе, практических занятий Практическое занятие № 7 Основные 1 направления социально- экономического развития России в 90-е годы XX века. Практическое занятие № 8. 1 Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг. Содержание учебного материала 1/4 Основные процессы политического развития России. Политический кризис 1993 г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного ОК 01-ОК 07 ОК 09 ОК 01-ОК 07 ОК 09 10 устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. В том числе, практических занятий Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века Тема 2.4. Российская культура в 90-е годы XX века 4 Практическое занятие № 9. 2 Государственно-политическое развитие 2 РФ в 90-е гг. Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг. Содержание учебного материала 1/4 Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. Знать сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI вв. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». 4 В том числе, практических занятий Практическое занятие № 11. Локальные 2 национальные и религиозные конфликты 2 на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. Практическое занятие № 12. Международное положение России в конце XX в. Содержание учебного материала 1/2 Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе. Идеи «поликультурности» и экстремистские молодежные движения. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных ОК 01-ОК 07 ОК 09 ОК 01-ОК 07 ОК 09 11 культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». В том числе, практических занятий Тема 2.5. Перспективы развития РФ в современном мире 2 Практическое занятие № 13. «Круглый 1 стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Практическое занятие № 14. Идеи «поликультурности» и экстремистские 1 молодежные движения. Содержание учебного материала 2/2 Внутренняя политика России в начале XXI в. Новая стратегия развития страны. Реформа управления. Национальные проекты и структурные преобразования в экономике. Выявление взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; необходимость структурной перестройки экономики, социальной политической, военной и других сфер жизни. Восстановление позиций России во внешней политике. Российско – американские отношения. Сотрудничество России с ООН, блоком НАТО. Взаимодействие с ЕС как направление внешней политики РФ. Восточное направление внешней политики. Отношения России со странами ближнего зарубежья Нормализация ситуации на Северном Кавказе. Исламский сепаратизм. Террористические акты и меры по борьбе с терроризмом. Место России на международной арене. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического и социально – экономического развития. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. Анализ документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни ОК 01-ОК 07 ОК 09 12 общества с позиции гражданина России. В том числе, практических занятий 2 Практическое занятие № 15. 2 Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 3 Дифференцированный зачёт Самостоятельная работа обучающихся 10 Всего: 38 13 Тематический план по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История № занятия 1 2-3 4-5 6 7-8 9-10 11 12-13 14-15 16 17 18 19 20-21 22-23 24 Темы занятий Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. Практическое занятие № 1Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики. Объём часов 15 1 2 Практическое занятие № 2 Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами Евросоюза, США, странами третьего мира. Самостоятельная работа обучающихся Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века. Перестройка Практическое занятие № 3Формирование нового политическогокурса 2 1 1 2 СССР. Практическое занятие № 4Концепция нового политического мышления. 2 Самостоятельная работа обучающихся Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. Практическое занятие № 5 Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Практическое занятие № 6 Распад СССР и образование СНГ. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века Практическое занятие №7Основные направления социальноэкономического развития России в 90-е годы XX века. Практическое занятие №8Общественно-политическое развитие в 19911993 гг. Самостоятельная работа обучающихся Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90е годы XX века Практическое занятие №9Государственно-политическое развитие РФ в 90-е гг. 1 1 2 2 1 23 1 2 2 1 1 2 Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг. Самостоятельная работа обучающихся Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в. 2 1 1 14 25-26 27-28 29 30 31 32-33 34-35 36,3738 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века Практическое занятие №11Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. Практическое занятие №12Международное положение России в конце XX в. Самостоятельная работа обучающихся Российская культура в 90-е годы XX века Практическое занятие № 13«Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира. Практическое занятие № 14Идеи «поликультурности» и экстремистские молодежные движения. Самостоятельная работа обучающихся Перспективы развития РФ в современном мире Практическое занятие № 15. Перспективные направления и основные проблемы развития РФ на современном этапе. 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Дифференцированный зачёт 3 Всего: 48ч. 15 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Истории», оснащенный оборудованием: 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Столы ученические -15 шт. 4.Стулья ученические - 30 шт. 5.Шкаф тумбовый -1шт. 6. Классная доска. 7.Интерактивная доска – 1 шт. 8. Мультимедийный проектор – 1 шт. 9. Компьютер -1 шт. 10. Принтер - 1 шт. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. 3.2.1. Печатные издания Основная литература: 1. Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 16-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2021. 448 с. 16 Дополнительная литература: 1. Зуев М.Н. История России: учебник и практикум для СПО / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 545 с. – Серия: Профессиональное образование. 2 Артёмов, В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с. 2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Учебник 11 класс. История России, XX - начало XXI века. М.: Просвещение, 2013. 3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы): 1.История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с. - (Среднее профессиональное образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007623 2.История.ру. Сайт о Всемирной Истории в деталях. – Режим доступа: http://www.istoriia.ru. – Загл. с экрана. 3.Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Загл. с экрана. 4. Intellect-video.com: История России и СССР. онлайн-видео. – Режим доступа: http://intellect-video.com/russian-history/. – Загл. с экрана. 5.Всемирная история. – Режим доступа: http://www.world-history.ru. – Загл. с экрана. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Знать - современную историю России, мировой исторический процесс; основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже XX-XXI веков; -сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XXначале XXI веков; -основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; -назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности; -о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; -содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Уметь -ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; -выявлять взаимосвязь При составлении каждого контрольного вопроса к программе по разделу «знать» учитываются: - знания, усваиваемые на память; - знания, реализуемые с помощью учебно-наглядных пособий (плакатов и т.п.); - знания, реализуемые с помощью конспекта лекций, учебной литературы, справочников. Методы оценки Формы контроля обучения - домашнее задание проблемного характера; - практическое задание по работе с информацией, документами, литературой; - подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера; Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой «Отлично», если выставляется итоговая обучающийся показал отметка; глубокие и твердые знания - традиционная система программного материала. отметок в баллах за каждую выполненную работу, на «Хорошо», если основе которых обучающийся твердо знает выставляется итоговая программный материал, отметка. грамотно и без ошибок его Методы контроля излагает, правильно направлены на проверку применяет полученные умения обучающихся: знания к решению - отбирать и оценивать практических задач; исторические факты, процессы, явления; «Удовлетворительно», если - выполнять условия здания обучающийся имеет знания на творческом уровне с только основного материала, представлением требует в отдельных случаях собственной позиции; дополнительных - делать осознанный выбор (наводящих) вопросов для способов действий из ранее полного ответа, допускает известных; неточности, отвечает осуществлять неуверенно; коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом «Неудовлетворительно», уровне предлагаемых если обучающийся заданий; допускает грубые ошибки - работать в группе и 18 отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; -выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; при ответе на поставленные вопросы, не может применить полученные знания на практике, имеет низкие навыки работы. представлять как свою, так и позицию группы; - проектировать собственную гражданскую позицию через проектирование исторических событий. Методы оценки результатов обучения: -мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; -формирование результата промежуточной аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля и дифференцированного зачёта. 19