ОГСЭ.01 Основы философии

Приложение 13

09.02.07

к программе по специальности СПО
Информационные системы
и программирование

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016
г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N
44946.
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна – преподаватель, высшая
квалификационная категория

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБ- НОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл (ОГСЭ).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

Умения

Знания

ориентироваться в истории развития
философского знания; вырабатывать
свою точку зрения и
аргументированно дискутировать по
важнейшим проблемам философии.
применять полученные в курсе изучения философии знания в практической, в том числе и профессиональной, деятельности.

основных философских учений;
главных философских терминов и
понятий
проблематики и предметного поля
важнейших философских дисциплин
традиционные общечеловеческие
ценности.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы

50

в том числе:
теоретическое обучение

12

практические занятия

22

Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация

2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Раздел 1. Введение в философию.
Тема 1.1. ПоняСодержание учебного материала
тие «философия» Происхождение слова «философия». Отличие философии от других видов мировоззрения. Сциентизм и
антисциентизм в подходе к философии: соотношение философии и науки. Философия и искусство.
и его значение
Философия и религия. Философия – «ничья земля» (Б. Рассел). Функции философии: мировоззренческая,
познавательная, ценностная, практическая и пр. Проблематика и специфика философии и её метода.
Главные разделы философского знания.
Основной вопрос философии, его онтологическая и гносеологическая стороны. Выделение главных
направлений в философии в соответствии с решением основного вопроса философии. Материализм и
идеализм как главные направления философии, идеализм объективный и субъективный. Монизм,
дуализм и плюрализм. Гностицизм, скептицизм и агностицизм.
В том числе практических занятий
№ 1 Философия как мировоззрение.
№ 2 Написание эссе на выбранные темы.
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка эссе «Почему философия актуальна во все
времена?». Составление глоссария.
Раздел 2. Историческое развитие философии
Тема 2.1. ВоСодержание учебного материала
сточная фило1. Проблема происхождения философии. Роль мифологии и обыденного сознания в возникновении
философии. «От мифа к логосу» как путь формирования философии.
софия и сред2. Философия древней Индии. Деление общества на варны, обязанности каждой варны. Миф о Пуневековая фируше. Веды как памятник предфилософии. Учение Упанишад о тождестве Атмана и брахмана
лософия
(субъективного и объективного духа).
3. Культура Китая, её своеобразие. Представления китайцев о мире, их китаецентризм. Лао-Цзы
и учение даосизма. Диалектическое учение о взаимопереходе противоположностей. Даосский идеал
личности, его отношения с обществом и природой. Конфуций и его учение.
4.
Основные черты средневековой философии, её отличие от античной философии.
Теоцентризм, креационизм, эсхатологизм и фидеизм средневековой философии. Патристика и
схоластика – основные этапы развития средневековой философии. Философия Аврелия Августина
В том числе практических занятий
№3 Философия Древнего Китая и Древней Индии: сравнительный аспект
№4 Анализ высказываний философов Древнего Китая
№5 Анализ высказываний философов Древней Индии
Самостоятельная работа обучающихся Работа с текстами: Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и

Объем в
часах

Осваиваемые
элементы
компетенций
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

2

2
2
4

2

2
2
2
4

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

изречениях знаменитых философов»; творческое задание «Философские школы и учение о
первоначалах».
Тема 2.2 .. Фило- Содержание учебного материала
софия эпохи
1.
Основные черты философии эпохи Возрождения, её переходный характер. Основные направления философии эпохи Возрождения и их представители: Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Н. Кузанский
Возрождения и
Нового времени (учение о совпадении противоположностей), Л да Винчи, Н. Коперник (гелиоцентрическая система мира), Д. Бруно (учение о бесконечности вселенной и множестве миров), Г. Галилей.
2.
Сущность ренессансного гуманизма. Понимание человека как мастера и художника. Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения.
3.
Эмпиризм и рационализм Нового времени. Механицизм как господствующая парадигма познания
мира. Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального метода и метода
индукции. Эмпиризм Бэкона. Материалистические воззрения Т. Гоббса. Эмпиризм и сенсуализм Локка,
учение о душе как «чистой доске». Философия Р. Декарта.
В том числе практических занятий
№6 Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени
№7 Анализ высказываний философов Возрождения
№8 Анализ высказываний философов Нового времени
Самостоятельная работа обучающихся Составить сравнительную таблицу основных философских
систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
Содержание учебного материала
Тема 2.3. Русская филосо1. Русская философия: генезис и особенности развития. Характерные черты русской философии.
Философская
мысль средневековой Руси. М.В. Ломоносов и его философские взгляды. Философия русфия.
ского Просвещения. Философия А.Н. Радищева и декабристов. Западники и славянофилы (И.В. Киреевский, Л.С. Хомяков). Концепция культурно- исторических типов Н.Я. Данилевского. Философия революционного демократизма: А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский. Философские взгляды либеральных и революционных народников. Религиозно – этические искания Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия В.С. Соловьёва: положительное всеединство, София. Философия Н.А. Бердяева: темы свободы, творчества, ничто и Бога. Философия С.Н. Булгакова. Диалектическая феноменология и символизм А.Ф. Лосева. Философия в СССР и современной России.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
№9Анализ текстов русских философов
№10 Русский космизм
Самостоятельная работа обучающихся Заполнение структурной схемы: Философские идеи Нового
времени. Сравнение теорий славянофилов и западников в виде концептуальной таблицы
Раздел 3. Проблематика основных отраслей философского знания.
Тема
Содержание учебного материала

2

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

2
2
2
2

2

ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06

2
2
2
ОК.01
ОК.02

3.1.Онтология –
философское
учение о бытии.
Философска я
антропология о
человеке.

1. Предмет и проблематика онтологии. Понятие бытия. Материализм и идеализм о бытии. Дуалистические и плюралистические концепции бытия. Специфика понимания бытия в различных направлениях философии. Бытие объективное и субъективное. Понятие материи. Материя как субстанция и как
субстрат всего существующего. Движение как неотъемлемый атрибут материи, основные виды движения. Основные свойства материи. Структурированность материи. Применение системного подхода относительно материи. Пространство и время как атрибуты существования материи. Обзор основных теорий
пространства и времени. Время физическое, психическое, биологическое и социальное.
В том числе практических занятий
№11Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
(работа с философским словарем).
Самостоятельная работа обучающихся Бытие и основы философского учения о бытии, сущность и
основное содержание процесса познания, философия о смысле жизни и ценностях человека (работа со
словарем, составление кроссворда, эссе)

Зачет
Всего:

ОК.03
ОК.04
ОК.06

2
6

2
50

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета правовых основ
профессиональной деятельности;
Оборудование кабинета:
1. Стол учительский -3 шт.
2. Стул учительский -1 шт.
3. Шкаф угловой-1 шт.
4. Классная доска-1шт.
5. Столы ученические -15шт.
6. Стулья -30 шт.
7. Мультимедийный проектор-1 шт.
8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт.
10 Принтер – 1 шт.
11.Наглядные пособия.
12.Комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Горелов А.А. «Основы философии» -–М.: ОИЦ «Академия», 2018.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Знание:
основных философских
учений;
главных философских
терминов и понятий
проблематики и предметного поля важнейших философских дисциплин

«Зачет»
теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью, без пробелов, умения
сформированы,
все
предусмотренные
программой
учебные задания выполнены,
качество их выполнения оценено
высоко.

Умение: ориентироваться в
истории развития
философского знания;

«Зачет»
теоретическое
содержание
курса
освоено
полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы
недостаточно,
все
преду•
смотренные
программой

Формы и методы оценки
Примеры форм и методов
контроля и оценки

•

Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

•
•

Тестирование….
Контрольная работа

….

•

Самостоятельная ра-

бота.

•
•

Защита реферата….
Семинар
Защита курсовой работы
(проекта)
•
Выполнение проекта;

вырабатывать свою точку
зрения и арг ментированно
дискути ровать по важнейшим
проблемам философии.
применять полученные в курсе
изучения философии знания в
практической, в том числе и
профессиональной, деятельности

учебные задания выполнены,
•
Наблюдение за вынекоторые виды заданий вы- полнением практического
задания. (деятельностью
полнены с ошибками.
студента)
«Зачет»
теоретическое
•
Оценка выполнения
содержание
курса
освоено практического
частично, но пробелы не носят задания(работы)
•
Подготовка и выступление с
существенного
характера,
необходимые умения работы с докладом, сообщением,
освоенным
материалом
в презентацией…
•
основном
сформированы, Решение ситуационной
большинство предусмотренных задачи….
программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые из
выполненных заданий содержат
ошибки.
«Незачет»
теоретическое
содержание курса не освоено,
необходимые
умения
не
сформированы,
выполненные
учебные задания
содержат
грубые
ошибки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».