Приложение 12
09.02.07
к программе по специальности СПО
Информационные системы
и программирование
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД.12 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Сухой Лог
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.07
«Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в
Минюсте России 26.12.2016 N 44946.
Организация разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской
области «Сухоложский многопрофильный техникум»»
Разработчики:
Калугина Светлана Анатольевна, Чебоненко Оксана Вадимовна, преподаватель, высшая
квалификационная категория
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………………...
4
2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины…………………………………
6
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины….……………………….
15
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………
16
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной
программы профессиональной подготовки по профессии 09.02.07 «Информационные системы и
программирование»
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими
общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие,
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации
межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об
изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном
языках».
Программа в части изучения учебной дисциплины может быть использована в рамках
общеобразовательной подготовки.
1.2.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: Интегрированная учебная дисциплина является учебным предметом обязательной
предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих
результатов:
Раздел 1. Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика,
финансовая грамотность, право)
4
личностных:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
метапредметных:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в
сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов
познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической
информации, критически оценивать
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых
институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и
взаимодействии его основных сфер и институтов;
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и
другие связи социальных объектов и процессов;
сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире;
5
сформированность представлений о методах познания социальных явлений, процессов;
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска
информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические
основы природопользования)
Содержание раздела направлено на достижение следующих целей:
получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их
функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки;
истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной
дисциплины, её роли в формировании картины мира;
о методах научного познания; овладение умениями логически мыслить, обосновывать
место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных
технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и
сельских поселений;
проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе изучения экологии;
путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными
источниками информации;
воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования,
бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;
уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к
окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью;
соблюдению правил поведения в природе.
В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых
направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание
здоровьесберегающей среды обитания человека.
Личностными
результатами
изучения
курса
«Экологические
основы
природопользования» являются:
- Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально
экономических процессов на состоянии природной и социальной среды.
- приобретение опыта эколого-направленной деятельности. - сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
«Экологические
основы
природопользования» являются:
- умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения
собственной позиции, формулировать выводы.
- умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
- Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности
- готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.
- умения работать с разными источниками информации, использовать средства
информационных и коммуникационных технологий.
6
Предметными результатами изучения являются:
- сформированность представлений об «экологической» культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в
системе «человек-общество-природа»;
- умение экологически мыслить и способность учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности; - умение применять эколгические знания в жизненных
ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей.
- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в
области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни;
- сформировать личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды,
здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:
объем максимальной учебной нагрузки 304 часов, в том числе:
обязательной - 302 часов
самостоятельной работы – 0 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
304
Обязательная учебная нагрузка
302
в том числе:
Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика,
финансовая грамотность, право)
Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические
основы природопользования)
Основы учебно-исследовательской деятельности
230
36
36
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и индивидуального
проекта
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика, финансовая грамотность, право)
Наименование
разделов и тем
Тема 1
Введение. Что
такое
обществознание?
Тема 2
Общество как
сложная
динамическая
система
Тема 3
Взаимосвязь
основных сфер
общества
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
обучающихся
Содержание учебного материала
1. Обществознание как наука
2. Система общественных наук
Практические задания
1 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Что такое общество? Признаки общества
2. Мыслители прошлого об обществе. Древняя Индия, Китай и Греция.
Социальная мысль Средневековья, Возрождения и Нового Времени.
Социальная мысль в немецкой классической философии. Общественная
мысль XIX-XX вв.
Практические задания
2 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
3 Заполнение таблиц
Содержание учебного материала
1. Основные сферы общества
2. Основные институты общества
Практические задания
4
Тема 4
Культура и
цивилизация
Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Понятие культуры и цивилизации
2. Типология общества. Формационный и цивилизационный подходы к
общественному развитию
Практические задания
Количество
часов
2
Уровень
освоения
2
1
2
2
4
1
Освоение
компетенций
ОК
1,2,3,5,6,7,8
3
1
3
1
2
2
2
2
3
3
2
1
ОК
1,2,3,5,6,7,8
ОК
1,2,3,5,6,7,8
2
2
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
2
2
1
2
8
Тема 5
Объективные и
субъективные
факторы развития
общества
Тема 6
Противоречия
современного
общественного
развития
Тема 7
Человек как
продукт
биологической,
социальной и
культурной
эволюции
Тема 8
Бытие человека
Тема 9
Основные
социальные
феномены жизни
человека
5 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Деятельность как способ существования общества
2. Формы общественного развития
Практические задания
6 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Проблема смысла и направленности истории
2. Противоречия общественного прогресса
Практические задания
2
2
3
2
1
2
2
2
3
2
1
7 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Понятия «человек» и «личность». Взаимоотношение духовного,
телесного, социального и биологического начал в человеке
2. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное
Практические задания
8 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа
человека
2. Ценности жизни человека
Практические задания
9 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Труд и трудовая деятельность
2
2
3
2
1
2
2
2
3
2
1
2
2
2
3
Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции
общения
Практические задания
2
1
10 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
2.
ОК
1,2,3,5,6,7,8
ОК
1,2,3,5,6,7,8
2
ОК
1,2,3,5,6,7,8
ОК
1,2,3,5,6,7,8
ОК
1,2,3,5,6,7,8
2
3
9
Тема 10
Личность как
субъект
общественных
отношений
Тема 11
Духовный мир
человека
Тема 12
Гносеология
Тема 13
Проблемы истины
Содержание учебного материала
1. Социализация и воспитание личности. Влияние общества на развитие личности
2. Самореализация личности и саморегуляция
Практические задания
11 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1
2
ОК
1,2,3,5,6,7
2
1
2
2
4
3
ОК
1,2,3,5,6,7
Мировоззрение человека
2. Убеждение и вера
3. Менталитет человека
Практические задания
12 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Гносеология – теория познания
2. Чувственное и рациональное познание
Практические задания
13 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Что такое истина? Критерии истинности
2. Истина абсолютная и относительная
Практические задания
14 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
4
2
2
2
2
2
2
2
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7
2
1
2
2
3
10
Тема 14
Научное познание.
многообразие путей
познания
Тема 15
Культура и духовная
жизнь общества
Тема 16
Формы и
разновидности
культуры
Тема 17
Диалог культур
Тема18
Мораль
Содержание учебного материала
1. Научное познание
2. Формы и методы научного познания
Практические задания
15 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Понятие культуры. Культура и цивилизация
2. Историко-философские традиции в анализе культур
Практические задания
16 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Основные формы культуры
2. Разновидности культуры
3. Функции культуры
Практические задания
17 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала
1. Западная и Восточная культура
2. Россия в диалоге культур
Практические задания
18 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала:
1.
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения
2.
Нравственный идеал
2
ОК
1,2,3,5,6,7
2
1
2
2
2
2
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
4
4
3
ОК
1,2,3,5,6,7
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7
1
11
3.
Возникновение морали
Практические задания
19 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Тема 19
Религия как феномен
культуры
Тема 20
Искусство как вид
духовного
производства
Тема 21
Экономика
Тема 22
Государство и
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
Что такое религия?
Виды религий. Мировые религии
Религия в современном мире
2
2
2
2
3
ОК
1,2,3,5,6,7
1
Практические задания
2
20 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
Содержание учебного материала:
4
ОК
1,2,3,5,6,7
4
1
1.
2.
Сущность искусства
Функции искусства
3.
Современное искусство
Практические задания
2
21 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
4
ОК
1,2,3,5,6,7
4
1
Содержание учебного материала:
1.
Экономика: сущность, основные понятия
2.
Экономические отношения. Типы экономических систем
3.
Структура экономики
Практические задания
2
22 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
Содержание учебного материала:
4
ОК
1,2,3,5,6,7
12
экономика
Тема 23
Рынок
Тема 24
Экономика
потребителя
1.
Экономические функции и задачи государства
2.
Экономическая политика
3.
Деньги. Бюджет. Налоги
1
Практические задания
2
23 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
4
ОК
1,2,3,5,6,7
4
1
Содержание учебного материала:
1.
Рынок как особый институт. Многообразие рынков
2.
Инфляция
3.
Формы и отношения собственности
Практические задания
2
24 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
2
ОК
1,2,3,5,6,7
2
1
Содержание учебного материала:
1.
Уровень жизни, прожиточный минимум
2.
Рынок труда. Занятость и безработица
Практические задания
2
25 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
2
ОК
1,2,3,5,6,7,8
2
1
Тема 25
Содержание учебного материала:
Человек в системе
рыночных отношений 1. Семейный бюджет: доходы и расходы
Тема 26
Мировая экономика
4
Практические задания
2
26 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
4
ОК
1,2,3,5,6,7
4
1
Содержание учебного материала:
1.
Международное разделение труда и международная торговля
13
Экономическое сотрудничество и интеграция
Степень индустриального развития государства. Россия в системе международных
экономических отношений
Практические задания
2
27 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
2
ОК
1,2,3,5,6,7
Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических
отношений
Практические задания
2
1
28 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
3
2
ОК 2,3,5,6,7
2
1
2.
3.
Тема 27
Экономическая
культура
Содержание учебного материала:
1.
Экономическая свобода и социальная ответственность
2.
Тема 28
Содержание учебного материала:
Семья как социальная 1. Семья как основа общества
группа
2. Тенденции развития семьи в современном обществе
Практические задания
29 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Тема 29
Содержание учебного материала:
Социальная
стратификация
1. Понятие социальной стратификации
2. Исторические типы стратификации
3. Современное общество и его социальные слои
4. Социальная мобильность
Практические задания
30 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Тема 30
Содержание учебного материала:
Власть и политика
1. Наука о политике
2. Власть, ее происхождение и виды власти
2
2
2
4
4
2
2
4
4
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
14
Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический
режим РФ
Практические задания
31 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала:
3.
Тема 31
Политическая
система общества
Тема 32
Гражданское
общество
Тема 33
Право
Тема 34
Права человека
1. Понятие политической системы
2. Государство и его признаки
3. Политическая жизнь современной России
Практические задания
32 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала:
1. Гражданское общество, его основные черты
2. Правовое государство и его соотношение с гражданским обществом
Практические задания
33 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала:
1. Место и роль права в жизни общества
2. Правосознание
3. Правонарушение
4. Правовые нормы, правоотношение
Практические задания
34 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала:
1.
2.
3.
Права человека
Международные документы по правам человека
Система судебной защиты прав человека
2
2
4
4
2
2
2
2
2
2
4
4
1
2
4
4
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
15
Тема 35
Основные отрасли
российского права
Практические задания
35 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
Содержание учебного материала:
2
2
1. Отрасли права Российской Федерации
Практические задания
36 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме
2
2
2
2
3
ОК
1,2,3,5,6,7,8
1
3
Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические основы природопользования)
Наименование
разделов и тем
Введение
Раздел 1.
Тема 1.1.
Среда как
экологическое
понятие.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы
обучающихся
1-1 Цели и задачи изучения экологии, этапы становления, место среди других наук.
Современная экологическая ситуация в мире и в стране.
Основы экологии
Содержание учебного материала
2
ЛПЗ: Экологическая среда и адаптация к ней организмов. Факторы среды, среды
жизни
3-4
Классификация экологических факторов, закономерности их действия на организмы.
ЛПЗ
Минимум, оптимум факторов – их взаимодействие.
5.
Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни.
6.
Тема 1.2.
Популяции, их
структура и
экологические
характеристики
Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы.
Количество
часов
1
21
5
1
2
Уровень
освоения
1
ОК 7
1
2
1
1
3
Содержание учебного материала
7-8
Понятие о популяции, ее основные характеристики: размеры, структура, темпы
роста, биологический потенциал, динамика и др.
9-10
ЛПЗ: Популяционный гомеостаз, возможности управления популяциями.
11
Пределы устойчивости популяций.
12
Контрольная работа № 1
6
2
2
2
1
1
1
2
3
Содержание учебного материала
10
Тема 1.3.
16
ЛПЗ: Понятие об экосистеме, биоценозы и биотоп, их единство, связи в
экосистемах.
15
Экологические ниши, закономерности их функционирования и пределы (факторы)
устойчивости.
16-17 Цепи питания, круговороты веществ и энергии.
ЛПЗ
Продуктивность и биомасса, пути повышения продуктивности и ее значение для
среды.
18.
Потоки энергии, энергетическая цена растительной и животной пищи.
19.
Динамика экосистем, сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных
сукцессий.
20-21 ЛПЗ: Агроценозы, возможности управления экосистемами и их ресурсами.
22. Понятие о биосфере, работы В. И. Вернадского. Устойчивость биосферы, ее
механизмы и факторы.
Раздел 2.
Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем)
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Особенности
23
Понятие о социальной и прикладной экологии, связь с общей экологией.
городских экосистем, 24
Значение социальной и прикладной экологии для оптимизации взаимоотношения
экологические
человека с природой, решение экологических проблем.
проблемы
25
ЛПЗ: Объекты изучения социальной и прикладной экологии – экосистемы,
современного города
измененные человеком или искусственно созданные.
26
Контрольная работа № 2
Раздел 3
Рациональное природопользование
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Основы
27
Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия.
экологических
28
Важнейшие экологические проблемы, их масштабы, причины и следствия
проблем современного ЛПЗ
всеобщего загрязнения среды, изменение климата, разрушение озонового слоя,
мира.
кислотные осадки, истощение природных ресурсов, недостатки продовольствия,
истощение и загрязнение земельных и водных ресурсов, сокращение
биологического разнообразия.
29
Экологические оценки современных способов получения и использования
ЛПЗ
энергии, производственных процессов, влияние техногенной и социальной среды
на здоровье населения.
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Структуры и типы
экосистем
13-14
2
1
1
2
2
2
1
1
2
2
2
1
2
2
4
4
1
1
ОК 7
1
2
1
10
3
1
1
3
ОК 7
1
2
2
1
1
2
7
17
Пути решения
экологических
проблем, правовые и
социальные аспекты.
30
Неистощительное природопользование, особо охраняемые территории.
Экологически обоснованные технологии, отказ от потребительского образа жизни.
31
ЛПЗ
32
1
Замкнутые производственные циклы. Биотехнологии.
1
Освоение нетрадиционных источников получения энергии, их виды.
1
Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне
экосистем.
33
Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне
1
экосистем.
Роль экологического образования, экологизация науки. Значение международного
сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы.
34
Экологический мониторинг, его разновидности. Характеристика параметров
1
ЛПЗ
качества природной окружающей среды. характеристика загрязнения окружающей
среды в процессе производственной деятельности, природоохранная деятельность.
Дифференцированный зачет
2
Максимальная учебная нагрузка (всего)
304
Обязательная учебная нагрузка (всего)
302
1
2
3
2
2
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Материально-техническое обеспечение
Реализация раздела требует кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Стол учительский -3 шт.
2. Стул учительский -1 шт.
3. Шкаф угловой-1 шт.
4. Классная доска-1шт.
5. Столы ученические -15шт.
6. Стулья -30 шт.
7. Мультимедийный проектор-1 шт.
8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт.
10 Принтер – 1 шт.
11.Наглядные пособия.
12.Комплект учебно-методической документации.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Волков, А. М.Основы права для колледжей : учебник для среднего профессионального
образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2017
2. Федоров, Б. И. Обществознание : учебник для СПО / Б. И. Федоров ; под ред. Б. И.
Федорова. — М. : Издательство Юрайт, 2017.
Дополнительная литература:
1. Важенин, А.Г. Обществознание [Текст]: учебник / А. Г. Важенин. – М., 2013, - 368 с.
2. Боровик, В.С. Боровик, С.С. Обществознание [Текст]: учебник / В.С.Боровик,
С.С.Боровик. – М., 2004. – 380 с.
3. Боголюбов, Л.Н. Лазебникова, А.Ю. Обществознание [Текст]: учебник для 10-11
классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебников. –
М.: Просвещение, 2012.
4. Кравченко, А.И. Обществознание 10 класс [Текст]: учебник / А.И.Кравченко. – М.:
2005. – 234 с.
5. Кравченко, А.И. Задачник по обществознанию [Текст]: учебное пособие / А.И.
Кравченко.– М.: Русское слово, 2003. - 190 с.
6. Кравченко, А.И. Обществознание 11 класс [Текст]: учебник / А.И.Кравченко. – М.,
2005. – 234 с.
7. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание [Текст]: учебник / И.П.
Смирнов. - М.: Просвещение, 2005. - 184 с.
Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические
основы природопользования)
Материально-техническое обеспечение
Реализация раздела требует кабинета теоретического обучения по истории (социальноэкономический цикл).
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером;
- шкафы для хранения дидактического материала;
- комплекты учебно-методических материалов по дисциплине;
- плакаты по изучаемым темам;
19
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензированным программным обеспечением;
- проектор мультимедийный;
- экран настенный.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. «Экология»: учебник 10-11 классы,
базовый уровень, ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», АО Издательство
«Просвещение», 2020.
Дополнительная литература:
1.Гальперин, М.В. «Экологические основы природопользования: учебник / М.В.
Гальперин – М.: Форум, 2016.
2.Колесников С.И. «Экологические основы природопользования»: учебник / С.И.
Колесников. – М.: Дашков и К, 2016.
3.Константинов В.М. «Экологические основы природопользования»: учебник / В.М.
Константинов. – М.: «Академия», 2019.
4.Косолапова, Н.В. «Экологические основы природопользования» (СПО): учебник / Н.В.
Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: КноРус, 2017.
5.Манько, О.М. «Экологические основы природопользования»: учебник / О.М. Манько,
А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – М.: «Академия», 2017.
6.Саенко, О.Е. «Экологические основы природопользования» (СПО): учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. – М.: КноРус, 2017.
7.Сухачев, А.А. «Экологические основы природопользования» (СПО): учебник / А.А.
Сухачев. – М.: КноРус, 2018.
20
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает
организацию и проведение завершающей аттестации и текущего контроля демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе
проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются
образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Фамилии студентов
Показатели
Тема
Содержание
работы
соответствует заявленной теме
исследования.
Введение
Выявлено научное противоречие
Сформулирована
проблема
исследования
Обоснована актуальность данной
проблемы
Объект и предмет исследования
определены в соответствии с
заявленной темой исследования
Сформулирована
цель
исследования
Поставлены
задачи,
направленные
на
поэтапное
достижение указанной цели
Основная часть
Основная часть содержит 2
раздела:
теоретический
и
практический
Содержит
информацию,
необходимую (достаточную) для
раскрытия темы.
Информация
структурирована,
изложение материала логично
В
практической
части
представлен
материал,
полученный
самостоятельно
опытно-экспериментальным
путем
Заключение
Наличие выводов в соответствии
с
поставленными
целью
и
задачами.
Защита
индивидуального
проекта
Обучающий
владеет
коммуникативными
навыками
Maксимальное
количество баллов
Оценочный лист для оценки индивидуального проекта
Дата_________________
Преподаватель__________________________________________________
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
21
речи
Излагает
материал
точно,
логично
Ответы на вопросы точны и
подкреплены аргументами.
Оформление
Индивидуальный
проект
оформлен в соответствии с
предъявляемыми требованиями
Сумма баллов
Итоговая оценка
Сумма в
баллах
Итоговая
оценка
2
2
2
25
-Схема перевода баллов в отметку
менее 8
от 8 до 18
от 19 до 23
неудовлетвор.
удовлетворит.
хорошо
от 23 до 25
отлично
Раздел 1. Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика, финансовая
грамотность, право)
Раздел
Формы и методы
Результаты обучения
контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения
Текущий контроль в
Темы 1-10
Освоенные умения:
Умеет характеризовать человека как
форме:
индивида и личность.
- опроса;
- тестирования;
Усвоенные знания:
Знает принципы социализации личности.
- подготовки сообщения;
Определяет цель и смысл человеческой
- работы с правовыми,
жизни.
научно-популярными,
публицистическими
Темы 11-20
Освоенные умения:
Умеет раскрыть значение духовной культуры источниками
информации;
личности и общества.
- практической работы,
Формирует собственные ценностные
- индивидуальных
установки идеала и нравственных
карточек.
ориентиров.
Определяет для себя ценность
профессионального образования.
Усвоенные знания:
Знает тенденции развития общества в целом
как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов
Темы 21-29
Освоенные умения:
Раскрывает на примерах изученные
теоретические положения.
Осуществляет поиск социальной информации Промежуточный
контроль в форме
(глобальные экономические проблемы).
зачета
и
защиты
Оценивает действия субъектов социальной
индивидуального проекта
жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных
норм, экономической рациональности
Усвоенные знания:
Знает типы экономических систем:
традиционная, командная, рыночная
Темы 30-32
Освоенные умения:
Использует приобретенные знания и умения
22
Темы 33-35
в практической деятельности и повседневной
жизни;
Разбирается в политической системе, ее
внутренней структуре.
Объясняет особенности демократии в
современных обществах.
Владеет принципами законодательного
регулирования деятельности партий в РФ.
Усвоенные знания:
Знает о необходимости регулирования
общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового
регулирования
Освоенные умения:
Умеет пользоваться знаниями об отраслях
российского права (физических и
юридических лиц).
Определяет для себя понятия: честь,
достоинство, имя
Усвоенные знания:
Знает основы правовой системы РФ.
Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности
природопользования)
Раздел (тема)
Результаты
Основные
(освоенные умения, усвоенные
учебной
показатели
знания)
дисциплины
результатов
подготовки
Умеет: работать с текстом
Нахождение
Раздел 1.
учебной литературы, составлять
необходимой
схемы, заполнять таблицы,
информации в
формулировать выводы;
учебной и
сравнивать и обобщать
справочной
изучаемый материал, а также
литературе.
работать с учебно-тематической
Выполнение задания
картой и осуществлять
по заданному
самостоятельный поиск знаний.
алгоритму,
Знает: среда как экологическое
выполнение
понятие. Популяции, их
практических
структура и экологические
(экспериментальных
характеристики.
) работ.
Структуры и типы экосистем
Нахождение
Раздел 2.
- Умеет:
пользоваться сравнительным
необходимой
анализом изучаемого материала, информации в
заполнять таблицы, составлять
учебной литературе,
блок-схемы, работать с учебно – выполнение заданий
тематической картой.
по заданному
алгоритму,
Знает: особенности городских
выполнение
экосистем, экологические
упражнений по
проблемы современного города.
специальной
рабочей
(экологические основы
Формы и методы
контроля
В процессе обучениятекущий контроль
(тестирова-ние,
контрольная работа).
В процессе
обучения текущий
контроль-тестирование, индивидуальная
работа по учебнотематичес-ким
картам, письменный
опрос в виде
контрольной работы.
23
Раздел 3
Умеет: работать с текстом
учебной литературы, составлять
схемы, заполнять таблицы,
формулировать выводы;
сравнивать и обобщать
изучаемый материал, а также
работать с учебно-тематической
картой и осуществлять
самостоятельный поиск знаний, а
также решать экологические
задачи.
Знает: основы экологических
проблем современного мира.
Пути решения экологических
проблем, правовые и социальные
аспекты.
биологической
тетради.
Нахождение
необходимой
информации в
учебной и
справочной
литературе.
Выполнение задания
по заданному
алгоритму, решение
задач по данной
теме.
В процессе обучения
(текущий контроль) тестирова-ние,
индивидуальная
работа по карточкам
(задачи), итоговый
зачет.
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в
соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно
24