Приложение 12 09.02.07 к программе по специальности СПО Информационные системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОУД.12 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/ СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»» Разработчики: Калугина Светлана Анатольевна, Чебоненко Оксана Вадимовна, преподаватель, высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………………... 4 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины………………………………… 6 3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины….………………………. 15 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………… 16 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы профессиональной подготовки по профессии 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках». Программа в части изучения учебной дисциплины может быть использована в рамках общеобразовательной подготовки. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Интегрированная учебная дисциплина является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов: Раздел 1. Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика, финансовая грамотность, право) 4 личностных: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; метапредметных: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания; предметных: сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений, процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические основы природопользования) Содержание раздела направлено на достижение следующих целей: получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, её роли в формировании картины мира; о методах научного познания; овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем; использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе. В программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед экологией, решение которых направлено на рациональное природопользование, на охрану окружающей среды и создание здоровьесберегающей среды обитания человека. Личностными результатами изучения курса «Экологические основы природопользования» являются: - Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально экономических процессов на состоянии природной и социальной среды. - приобретение опыта эколого-направленной деятельности. - сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. Метапредметными результатами изучения курса «Экологические основы природопользования» являются: - умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы. - умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности. - Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности - готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности. - умения работать с разными источниками информации, использовать средства информационных и коммуникационных технологий. 6 Предметными результатами изучения являются: - сформированность представлений об «экологической» культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»; - умение экологически мыслить и способность учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; - умение применять эколгические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей. - владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; - сформировать личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: объем максимальной учебной нагрузки 304 часов, в том числе: обязательной - 302 часов самостоятельной работы – 0 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка 304 Обязательная учебная нагрузка 302 в том числе: Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика, финансовая грамотность, право) Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические основы природопользования) Основы учебно-исследовательской деятельности 230 36 36 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета и индивидуального проекта 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Раздел 1. Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика, финансовая грамотность, право) Наименование разделов и тем Тема 1 Введение. Что такое обществознание? Тема 2 Общество как сложная динамическая система Тема 3 Взаимосвязь основных сфер общества Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся Содержание учебного материала 1. Обществознание как наука 2. Система общественных наук Практические задания 1 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Что такое общество? Признаки общества 2. Мыслители прошлого об обществе. Древняя Индия, Китай и Греция. Социальная мысль Средневековья, Возрождения и Нового Времени. Социальная мысль в немецкой классической философии. Общественная мысль XIX-XX вв. Практические задания 2 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 3 Заполнение таблиц Содержание учебного материала 1. Основные сферы общества 2. Основные институты общества Практические задания 4 Тема 4 Культура и цивилизация Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Понятие культуры и цивилизации 2. Типология общества. Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию Практические задания Количество часов 2 Уровень освоения 2 1 2 2 4 1 Освоение компетенций ОК 1,2,3,5,6,7,8 3 1 3 1 2 2 2 2 3 3 2 1 ОК 1,2,3,5,6,7,8 ОК 1,2,3,5,6,7,8 2 2 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 2 2 1 2 8 Тема 5 Объективные и субъективные факторы развития общества Тема 6 Противоречия современного общественного развития Тема 7 Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции Тема 8 Бытие человека Тема 9 Основные социальные феномены жизни человека 5 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Деятельность как способ существования общества 2. Формы общественного развития Практические задания 6 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Проблема смысла и направленности истории 2. Противоречия общественного прогресса Практические задания 2 2 3 2 1 2 2 2 3 2 1 7 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Понятия «человек» и «личность». Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке 2. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное Практические задания 8 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека 2. Ценности жизни человека Практические задания 9 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Труд и трудовая деятельность 2 2 3 2 1 2 2 2 3 2 1 2 2 2 3 Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения Практические задания 2 1 10 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 2. ОК 1,2,3,5,6,7,8 ОК 1,2,3,5,6,7,8 2 ОК 1,2,3,5,6,7,8 ОК 1,2,3,5,6,7,8 ОК 1,2,3,5,6,7,8 2 3 9 Тема 10 Личность как субъект общественных отношений Тема 11 Духовный мир человека Тема 12 Гносеология Тема 13 Проблемы истины Содержание учебного материала 1. Социализация и воспитание личности. Влияние общества на развитие личности 2. Самореализация личности и саморегуляция Практические задания 11 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1 2 ОК 1,2,3,5,6,7 2 1 2 2 4 3 ОК 1,2,3,5,6,7 Мировоззрение человека 2. Убеждение и вера 3. Менталитет человека Практические задания 12 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Гносеология – теория познания 2. Чувственное и рациональное познание Практические задания 13 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Что такое истина? Критерии истинности 2. Истина абсолютная и относительная Практические задания 14 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 4 2 2 2 2 2 2 2 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7 2 1 2 2 3 10 Тема 14 Научное познание. многообразие путей познания Тема 15 Культура и духовная жизнь общества Тема 16 Формы и разновидности культуры Тема 17 Диалог культур Тема18 Мораль Содержание учебного материала 1. Научное познание 2. Формы и методы научного познания Практические задания 15 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Понятие культуры. Культура и цивилизация 2. Историко-философские традиции в анализе культур Практические задания 16 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Основные формы культуры 2. Разновидности культуры 3. Функции культуры Практические задания 17 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала 1. Западная и Восточная культура 2. Россия в диалоге культур Практические задания 18 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала: 1. Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения 2. Нравственный идеал 2 ОК 1,2,3,5,6,7 2 1 2 2 2 2 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 4 4 3 ОК 1,2,3,5,6,7 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7 1 11 3. Возникновение морали Практические задания 19 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Тема 19 Религия как феномен культуры Тема 20 Искусство как вид духовного производства Тема 21 Экономика Тема 22 Государство и Содержание учебного материала: 1. 2. 3. Что такое религия? Виды религий. Мировые религии Религия в современном мире 2 2 2 2 3 ОК 1,2,3,5,6,7 1 Практические задания 2 20 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 Содержание учебного материала: 4 ОК 1,2,3,5,6,7 4 1 1. 2. Сущность искусства Функции искусства 3. Современное искусство Практические задания 2 21 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 4 ОК 1,2,3,5,6,7 4 1 Содержание учебного материала: 1. Экономика: сущность, основные понятия 2. Экономические отношения. Типы экономических систем 3. Структура экономики Практические задания 2 22 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 Содержание учебного материала: 4 ОК 1,2,3,5,6,7 12 экономика Тема 23 Рынок Тема 24 Экономика потребителя 1. Экономические функции и задачи государства 2. Экономическая политика 3. Деньги. Бюджет. Налоги 1 Практические задания 2 23 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 4 ОК 1,2,3,5,6,7 4 1 Содержание учебного материала: 1. Рынок как особый институт. Многообразие рынков 2. Инфляция 3. Формы и отношения собственности Практические задания 2 24 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 2 ОК 1,2,3,5,6,7 2 1 Содержание учебного материала: 1. Уровень жизни, прожиточный минимум 2. Рынок труда. Занятость и безработица Практические задания 2 25 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 2 ОК 1,2,3,5,6,7,8 2 1 Тема 25 Содержание учебного материала: Человек в системе рыночных отношений 1. Семейный бюджет: доходы и расходы Тема 26 Мировая экономика 4 Практические задания 2 26 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 4 ОК 1,2,3,5,6,7 4 1 Содержание учебного материала: 1. Международное разделение труда и международная торговля 13 Экономическое сотрудничество и интеграция Степень индустриального развития государства. Россия в системе международных экономических отношений Практические задания 2 27 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 2 ОК 1,2,3,5,6,7 Культура производства и потребления. Нравственно-правовые основы экономических отношений Практические задания 2 1 28 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 3 2 ОК 2,3,5,6,7 2 1 2. 3. Тема 27 Экономическая культура Содержание учебного материала: 1. Экономическая свобода и социальная ответственность 2. Тема 28 Содержание учебного материала: Семья как социальная 1. Семья как основа общества группа 2. Тенденции развития семьи в современном обществе Практические задания 29 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Тема 29 Содержание учебного материала: Социальная стратификация 1. Понятие социальной стратификации 2. Исторические типы стратификации 3. Современное общество и его социальные слои 4. Социальная мобильность Практические задания 30 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Тема 30 Содержание учебного материала: Власть и политика 1. Наука о политике 2. Власть, ее происхождение и виды власти 2 2 2 4 4 2 2 4 4 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 14 Политические режимы: тоталитаризм, авторитаризм, демократия. Политический режим РФ Практические задания 31 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала: 3. Тема 31 Политическая система общества Тема 32 Гражданское общество Тема 33 Право Тема 34 Права человека 1. Понятие политической системы 2. Государство и его признаки 3. Политическая жизнь современной России Практические задания 32 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала: 1. Гражданское общество, его основные черты 2. Правовое государство и его соотношение с гражданским обществом Практические задания 33 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала: 1. Место и роль права в жизни общества 2. Правосознание 3. Правонарушение 4. Правовые нормы, правоотношение Практические задания 34 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала: 1. 2. 3. Права человека Международные документы по правам человека Система судебной защиты прав человека 2 2 4 4 2 2 2 2 2 2 4 4 1 2 4 4 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 15 Тема 35 Основные отрасли российского права Практические задания 35 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме Содержание учебного материала: 2 2 1. Отрасли права Российской Федерации Практические задания 36 Ответы на вопросы и выполнение заданий по теме 2 2 2 2 3 ОК 1,2,3,5,6,7,8 1 3 Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические основы природопользования) Наименование разделов и тем Введение Раздел 1. Тема 1.1. Среда как экологическое понятие. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся 1-1 Цели и задачи изучения экологии, этапы становления, место среди других наук. Современная экологическая ситуация в мире и в стране. Основы экологии Содержание учебного материала 2 ЛПЗ: Экологическая среда и адаптация к ней организмов. Факторы среды, среды жизни 3-4 Классификация экологических факторов, закономерности их действия на организмы. ЛПЗ Минимум, оптимум факторов – их взаимодействие. 5. Адаптация организмов к основным факторам и средам жизни. 6. Тема 1.2. Популяции, их структура и экологические характеристики Биосфера, популяции и экосистемы как основные звенья биосферы. Количество часов 1 21 5 1 2 Уровень освоения 1 ОК 7 1 2 1 1 3 Содержание учебного материала 7-8 Понятие о популяции, ее основные характеристики: размеры, структура, темпы роста, биологический потенциал, динамика и др. 9-10 ЛПЗ: Популяционный гомеостаз, возможности управления популяциями. 11 Пределы устойчивости популяций. 12 Контрольная работа № 1 6 2 2 2 1 1 1 2 3 Содержание учебного материала 10 Тема 1.3. 16 ЛПЗ: Понятие об экосистеме, биоценозы и биотоп, их единство, связи в экосистемах. 15 Экологические ниши, закономерности их функционирования и пределы (факторы) устойчивости. 16-17 Цепи питания, круговороты веществ и энергии. ЛПЗ Продуктивность и биомасса, пути повышения продуктивности и ее значение для среды. 18. Потоки энергии, энергетическая цена растительной и животной пищи. 19. Динамика экосистем, сукцессии и их закономерности. Специфика антропогенных сукцессий. 20-21 ЛПЗ: Агроценозы, возможности управления экосистемами и их ресурсами. 22. Понятие о биосфере, работы В. И. Вернадского. Устойчивость биосферы, ее механизмы и факторы. Раздел 2. Социальная и прикладная экология (экология природно-антропогенных систем) Тема 2.1. Содержание учебного материала Особенности 23 Понятие о социальной и прикладной экологии, связь с общей экологией. городских экосистем, 24 Значение социальной и прикладной экологии для оптимизации взаимоотношения экологические человека с природой, решение экологических проблем. проблемы 25 ЛПЗ: Объекты изучения социальной и прикладной экологии – экосистемы, современного города измененные человеком или искусственно созданные. 26 Контрольная работа № 2 Раздел 3 Рациональное природопользование Тема 3.1. Содержание учебного материала Основы 27 Демографический взрыв, его сущность, причины и экологические последствия. экологических 28 Важнейшие экологические проблемы, их масштабы, причины и следствия проблем современного ЛПЗ всеобщего загрязнения среды, изменение климата, разрушение озонового слоя, мира. кислотные осадки, истощение природных ресурсов, недостатки продовольствия, истощение и загрязнение земельных и водных ресурсов, сокращение биологического разнообразия. 29 Экологические оценки современных способов получения и использования ЛПЗ энергии, производственных процессов, влияние техногенной и социальной среды на здоровье населения. Тема 3.2. Содержание учебного материала Структуры и типы экосистем 13-14 2 1 1 2 2 2 1 1 2 2 2 1 2 2 4 4 1 1 ОК 7 1 2 1 10 3 1 1 3 ОК 7 1 2 2 1 1 2 7 17 Пути решения экологических проблем, правовые и социальные аспекты. 30 Неистощительное природопользование, особо охраняемые территории. Экологически обоснованные технологии, отказ от потребительского образа жизни. 31 ЛПЗ 32 1 Замкнутые производственные циклы. Биотехнологии. 1 Освоение нетрадиционных источников получения энергии, их виды. 1 Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне экосистем. 33 Экологически обоснованное управление природными процессами на уровне 1 экосистем. Роль экологического образования, экологизация науки. Значение международного сотрудничества и мирового сообщества для охраны среды и биосферы. 34 Экологический мониторинг, его разновидности. Характеристика параметров 1 ЛПЗ качества природной окружающей среды. характеристика загрязнения окружающей среды в процессе производственной деятельности, природоохранная деятельность. Дифференцированный зачет 2 Максимальная учебная нагрузка (всего) 304 Обязательная учебная нагрузка (всего) 302 1 2 3 2 2 2 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Материально-техническое обеспечение Реализация раздела требует кабинета социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: 1. Стол учительский -3 шт. 2. Стул учительский -1 шт. 3. Шкаф угловой-1 шт. 4. Классная доска-1шт. 5. Столы ученические -15шт. 6. Стулья -30 шт. 7. Мультимедийный проектор-1 шт. 8.. Экран – 1 шт. 9. Компьютер-1 шт. 10 Принтер – 1 шт. 11.Наглядные пособия. 12.Комплект учебно-методической документации. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Волков, А. М.Основы права для колледжей : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Волков, Е. А. Лютягина ; под общей редакцией А. М. Волкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2017 2. Федоров, Б. И. Обществознание : учебник для СПО / Б. И. Федоров ; под ред. Б. И. Федорова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. Дополнительная литература: 1. Важенин, А.Г. Обществознание [Текст]: учебник / А. Г. Важенин. – М., 2013, - 368 с. 2. Боровик, В.С. Боровик, С.С. Обществознание [Текст]: учебник / В.С.Боровик, С.С.Боровик. – М., 2004. – 380 с. 3. Боголюбов, Л.Н. Лазебникова, А.Ю. Обществознание [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебников. – М.: Просвещение, 2012. 4. Кравченко, А.И. Обществознание 10 класс [Текст]: учебник / А.И.Кравченко. – М.: 2005. – 234 с. 5. Кравченко, А.И. Задачник по обществознанию [Текст]: учебное пособие / А.И. Кравченко.– М.: Русское слово, 2003. - 190 с. 6. Кравченко, А.И. Обществознание 11 класс [Текст]: учебник / А.И.Кравченко. – М., 2005. – 234 с. 7. Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание [Текст]: учебник / И.П. Смирнов. - М.: Просвещение, 2005. - 184 с. Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности (экологические основы природопользования) Материально-техническое обеспечение Реализация раздела требует кабинета теоретического обучения по истории (социальноэкономический цикл). Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером; - шкафы для хранения дидактического материала; - комплекты учебно-методических материалов по дисциплине; - плакаты по изучаемым темам; 19 Технические средства обучения: - компьютер с лицензированным программным обеспечением; - проектор мультимедийный; - экран настенный. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1.Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. «Экология»: учебник 10-11 классы, базовый уровень, ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», АО Издательство «Просвещение», 2020. Дополнительная литература: 1.Гальперин, М.В. «Экологические основы природопользования: учебник / М.В. Гальперин – М.: Форум, 2016. 2.Колесников С.И. «Экологические основы природопользования»: учебник / С.И. Колесников. – М.: Дашков и К, 2016. 3.Константинов В.М. «Экологические основы природопользования»: учебник / В.М. Константинов. – М.: «Академия», 2019. 4.Косолапова, Н.В. «Экологические основы природопользования» (СПО): учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – М.: КноРус, 2017. 5.Манько, О.М. «Экологические основы природопользования»: учебник / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. – М.: «Академия», 2017. 6.Саенко, О.Е. «Экологические основы природопользования» (СПО): учебник / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина. – М.: КноРус, 2017. 7.Сухачев, А.А. «Экологические основы природопользования» (СПО): учебник / А.А. Сухачев. – М.: КноРус, 2018. 20 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение завершающей аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Фамилии студентов Показатели Тема Содержание работы соответствует заявленной теме исследования. Введение Выявлено научное противоречие Сформулирована проблема исследования Обоснована актуальность данной проблемы Объект и предмет исследования определены в соответствии с заявленной темой исследования Сформулирована цель исследования Поставлены задачи, направленные на поэтапное достижение указанной цели Основная часть Основная часть содержит 2 раздела: теоретический и практический Содержит информацию, необходимую (достаточную) для раскрытия темы. Информация структурирована, изложение материала логично В практической части представлен материал, полученный самостоятельно опытно-экспериментальным путем Заключение Наличие выводов в соответствии с поставленными целью и задачами. Защита индивидуального проекта Обучающий владеет коммуникативными навыками Maксимальное количество баллов Оценочный лист для оценки индивидуального проекта Дата_________________ Преподаватель__________________________________________________ 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 21 речи Излагает материал точно, логично Ответы на вопросы точны и подкреплены аргументами. Оформление Индивидуальный проект оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями Сумма баллов Итоговая оценка Сумма в баллах Итоговая оценка 2 2 2 25 -Схема перевода баллов в отметку менее 8 от 8 до 18 от 19 до 23 неудовлетвор. удовлетворит. хорошо от 23 до 25 отлично Раздел 1. Основы социально-экономических знаний (обществознание, экономика, финансовая грамотность, право) Раздел Формы и методы Результаты обучения контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения Текущий контроль в Темы 1-10 Освоенные умения: Умеет характеризовать человека как форме: индивида и личность. - опроса; - тестирования; Усвоенные знания: Знает принципы социализации личности. - подготовки сообщения; Определяет цель и смысл человеческой - работы с правовыми, жизни. научно-популярными, публицистическими Темы 11-20 Освоенные умения: Умеет раскрыть значение духовной культуры источниками информации; личности и общества. - практической работы, Формирует собственные ценностные - индивидуальных установки идеала и нравственных карточек. ориентиров. Определяет для себя ценность профессионального образования. Усвоенные знания: Знает тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов Темы 21-29 Освоенные умения: Раскрывает на примерах изученные теоретические положения. Осуществляет поиск социальной информации Промежуточный контроль в форме (глобальные экономические проблемы). зачета и защиты Оценивает действия субъектов социальной индивидуального проекта жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности Усвоенные знания: Знает типы экономических систем: традиционная, командная, рыночная Темы 30-32 Освоенные умения: Использует приобретенные знания и умения 22 Темы 33-35 в практической деятельности и повседневной жизни; Разбирается в политической системе, ее внутренней структуре. Объясняет особенности демократии в современных обществах. Владеет принципами законодательного регулирования деятельности партий в РФ. Усвоенные знания: Знает о необходимости регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Освоенные умения: Умеет пользоваться знаниями об отраслях российского права (физических и юридических лиц). Определяет для себя понятия: честь, достоинство, имя Усвоенные знания: Знает основы правовой системы РФ. Раздел 2. Экологические основы в профессиональной деятельности природопользования) Раздел (тема) Результаты Основные (освоенные умения, усвоенные учебной показатели знания) дисциплины результатов подготовки Умеет: работать с текстом Нахождение Раздел 1. учебной литературы, составлять необходимой схемы, заполнять таблицы, информации в формулировать выводы; учебной и сравнивать и обобщать справочной изучаемый материал, а также литературе. работать с учебно-тематической Выполнение задания картой и осуществлять по заданному самостоятельный поиск знаний. алгоритму, Знает: среда как экологическое выполнение понятие. Популяции, их практических структура и экологические (экспериментальных характеристики. ) работ. Структуры и типы экосистем Нахождение Раздел 2. - Умеет: пользоваться сравнительным необходимой анализом изучаемого материала, информации в заполнять таблицы, составлять учебной литературе, блок-схемы, работать с учебно – выполнение заданий тематической картой. по заданному алгоритму, Знает: особенности городских выполнение экосистем, экологические упражнений по проблемы современного города. специальной рабочей (экологические основы Формы и методы контроля В процессе обучениятекущий контроль (тестирова-ние, контрольная работа). В процессе обучения текущий контроль-тестирование, индивидуальная работа по учебнотематичес-ким картам, письменный опрос в виде контрольной работы. 23 Раздел 3 Умеет: работать с текстом учебной литературы, составлять схемы, заполнять таблицы, формулировать выводы; сравнивать и обобщать изучаемый материал, а также работать с учебно-тематической картой и осуществлять самостоятельный поиск знаний, а также решать экологические задачи. Знает: основы экологических проблем современного мира. Пути решения экологических проблем, правовые и социальные аспекты. биологической тетради. Нахождение необходимой информации в учебной и справочной литературе. Выполнение задания по заданному алгоритму, решение задач по данной теме. В процессе обучения (текущий контроль) тестирова-ние, индивидуальная работа по карточкам (задачи), итоговый зачет. Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 24