9_ОУД.09 Родной язык

Приложение 09

09.02.07

к программе по специальности СПО
Информационные системы
и программирование

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД.09 РОДНОЙ ЯЗЫК»

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального
образования
09.02.07
«Информационные
системы
и
программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря
2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России
26.12.2016 N 44946.
Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»»

учреждение

Разработчик: Московских Антонина Ивановна, первая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины ……………………………………

4

2.Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………….
3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ………………..

9
23
24

3

1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1.

Область применения программы

Программа
учебной
дисциплины
является
частью
профессиональной
образовательной программы профессиональной подготовки по профессии 09.02.07
«Информационные системы и Программирование».
Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать
следующими общими компетенциями (далее - ОК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.";
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих
компетенций.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями
ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР),
предметные для базового уровня изучения (ПРб).

4

Синхронизации личностных, метапредметных и предметных результатов с
ОК в рамках учебной дисциплины

Наименование ОК

Наименование личностных и
метапредметных результатов согласно
ФГОС СОО

ЛР4. Сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных
форм
общественного
ОК
01.
Выбирать
сознания, осознание своего места в
способы решения задач
поликультурном мире;
профессиональной
ЛР13. Осознанный выбор будущей
деятельности,
профессии и возможностей реализации
применительно
к
собственных
жизненных
планов;
различным контекстам.
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

МР4 Готовность и способность к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;

Наименование
предметных
результатов
согласно ФГОС
СОО
ПРб
01.
Сформированность
представлений о
современной
исторической
науке,
ее
специфике,
методах
исторического
познания и роли в
решении
задач
прогрессивного
развития России в
глобальном мире

ПРб 02. Владение
комплексом
знаний об истории
России и
человечества в
целом,
представлениями
об общем и
особенном в
мировом
историческом
процессе;

ПРб 03.
Сформированность
умений применять
исторические
знания в
профессиональной
и общественной
деятельности,
поликультурном
МР9 Владение навыками познавательной
общении;
рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
ЛР9. Готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности;

5

ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения;
ЛР6. Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям;
ЛР7.
Навыки
сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других
видах деятельности;
МР2 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста.

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять

МР8 Владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные языковые средства;
ЛР6. Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям;
ЛР7.
Навыки
сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других
видах деятельности;

ПРб 04. Владение
навыками
проектной
деятельности и
исторической
реконструкции с
привлечением
различных
источников
ПРб.04. Владение
навыками
проектной
деятельности и
исторической
реконструкции с
привлечением
различных
источников

ПРб 05.
Сформированность
умений вести
диалог,
обосновывать
свою точку зрения
в дискуссии по
исторической
тематике.
ПРб 01.
Сформированность
представлений о
современной
исторической
науке, ее
специфике,
методах
6

стандарты
антикоррупционного
поведения.

МР2 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
МР8 Владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные языковые средства;
ЛР1
Российскую
гражданскую
идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России,
уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);

ОК07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях;
ОК8. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.

ЛР 14. Сформированность экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
МР 07. Умение самостоятельно оценивать
и принимать решения, определяющие
стратегию
поведения,
с
учетом
гражданских и нравственных ценностей

ЛР 03. Готовность к служению Отечеству,
его защите;
ЛР 11. Принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;

исторического
познания и роли в
решении задач
прогрессивного
развития России в
глобальном мире
ПРб 02. Владение
комплексом
знаний об истории
России и
человечества в
целом,
представлениями
об общем и
особенном в
мировом
историческом
процессе;

ПРб 03.
Сформированность
умений применять
исторические
знания в
профессиональной
и общественной
деятельности,
поликультурном
общении

ПРб.05.
Сформированность
умений вести
диалог,
обосновывать
свою точку зрения
в дискуссии по
исторической
тематике

ЛР 12. Бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей,
7

умение оказывать первую помощь;
МР 07. Умение самостоятельно оценивать
и принимать решения, определяющие
стратегию
поведения,
с
учетом
гражданских и нравственных ценностей.

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

ПР 04. Владение
навыками
проектной
МР8 Владение языковыми средствами - деятельности и
умение ясно, логично и точно излагать исторической
свою
точку
зрения,
использовать реконструкции с
привлечением
адекватные языковые средства;
различных
источников;

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

Основное содержание

36

в том числе:
теоретическое обучение

10

лабораторные занятия
практические занятия

26

Профессионально ориентированное содержание
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные занятия
практические занятия
Промежуточная аттестация проводится в форме (Дифференциальный зачёт) 2
2.2. Сводный тематический план дисциплины

№ разделов
Раздел 1.
Тема 1.1
Тема 1.2
Тема 1.3
Тема 1.4
Тема 1.5

Наименование разделов
и тем
Язык и культура
Русский язык –
национальный язык
русского народа
Язык как зеркало
национальной культуры
Крылатые слова и
выражения
Особенности русской
интонации
История и этимология
некоторых слов

Обязательная
Макс
аудиторная нагрузка
учебн.
нагрузка Всего ТО ЛПЗ КР

2

1

1

1

1

1

1

2
1

1

1
1
9

Тема 1.6
Тема 1.7
Раздел 2
Тема 2.1

Тема 2.2

Тема 2.3

Тема 2.4
Тема 2.5
Раздел 3
Тема 3.1
Тема 3.2
Тема 3.3
Тема 3.4
Тема 3.5
Тема 3.6
Тема 3.7
Тема 3.8
Тема 3.9
Тема 3.10
Тема 3.11
Тема 3.12
Тема 3.13
Тема 3.14

Русские имена
Контрольная работа по
разделу 1
Культура речи
Основные орфоэпические
нормы современного
русского литературного
языка (СРЛЯ)
Основные лексические
нормы современного
русского литературного
языка (СРЛЯ)
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка
(СРЛЯ).
Речевой этикет
Контрольная работа по
разделу 2
Речь. Речевая
деятельность. Текст
Виды речевой
деятельности. Говорение.
Виды речевой
деятельности. Слушание
Виды речевой
деятельности. Чтение
Виды речевой
деятельности. Письмо
Текст как единица языка
и речи
Повествование как тип
речи.
Описание как тип речи
Рассуждение как тип речи
Функциональные
разновидности языка
Разговорная речь.
Учебно-научный стиль.
Публицистический стиль.
Язык художественной
литературы
Официально-деловой
стиль
Итого по дисциплине

2

1

1

1
1

2

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1
1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1
2

1
1

1

1

1

1
1
2

1
1
1

1

1

1

1

1

36

10

26

10

2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

№
урока

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

2

3

1

Коды общих компетенций
и личностных,
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4

Раздел 1. Язык и культура
Содержание учебного материала

Тема 1.1
Русский язык –
национальный
язык русского
народа

Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни
общества и государства. Бережное отношение к родному языку как
одно из необходимых качеств современного культурного человека.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Краткая
история русского литературного языка. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии русского языка. Русский язык
как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с
историей общества

1

1

Рб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,
ОК4

Практическая работа

Презентация на тему: «История русской письменности. Создание
славянского алфавита»

2

Тема 1.2
Язык как
зеркало
национальной
культуры

1

Практическая работа

3

1

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского
быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.),
слова с национально-культурным компонентом значения (символика
числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народнопоэтические эпитеты, прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса

1

ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, Р 02,
МР 04, МР 08, МР 09, ОК9
ПРб 02, ЛР 01, ЛР 13,

11

2

Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских
народных и литературных сказках, народных песнях, былинах,
художественной литературе.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Лексические
заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и
стилистической окраске.
Анализ русских народных и литературных сказок
Профессионально ориентированное содержание
Значение русского языка при освоении профессий и специальностей
СПО технологического профиля.

МР 02, МР 04, ОК1

Практическая работа

Тема 1.3
Крылатые
слова и
выражения

4

1

2

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных
сказок. Источники, значение и употребление в современных
ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и
особенностей
национальной
культуры
народа.
Загадки.
Метафоричность русской загадки.
Национально-культурная
специфика
русской
фразеологии.
Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии
обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п.
Анализ русских народных и литературных сказок

1

ЛР 01, ЛР 07, МР 01, МР
02, ПРб.01, ПРб.02, ОК 02,
ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК
10,
ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 4.2

12

Содержание учебного материала

Тема 1.4
Особенности
русской
интонации

Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими
языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в
устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать
шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других
народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения
задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

5

1

ОК 4, ОК 6, ОК 9,
ПК 3.3, ПК 5.1,
ПК 5.2, ПРб.01,
ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7

Практическая работа

Интонационный анализ речи. Морфемный анализ слов.

6

1

Практическая работа

Тема 1.5
История и
этимология
некоторых слов

1
7

2
3

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника,
голубика,
земляника,
рыжик).
Метафоры
общеязыковые
и
художественные, их национально-культурная специфика. Метафора,
олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы, обладающие традиционной метафорической образностью, в
поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых
наименований
с
некоторыми
качествами,
эмоциональными состояниями и т.п. человека
Работа с этимологическими словарями. Поэтический анализ текстов.
Доклад на тему: «Общеизвестные старинные русские города.
Происхождение их названий».

1

ОК 4, ОК 6, ОК 9,
ПК 3.3, ПК 5.1,
ПК 5.2, ПРб.01,
ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7

1

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09,
ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР

Содержание учебного материала

Тема 1.6
Русские имена

8

Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии.
Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как
таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и

13

устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие
в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую
стилистическую окраску.

09,
ОК5

Практическая работа
9

Тема 1.7
Контрольная
работа по разделу
1

Работа с этимологическими словарями, со справочниками имен.

10

1
1

Раздел 2 Культура речи
Содержание учебного материала

Тема 2.1
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
литературного
языка (СРЛЯ)

11

1.Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты
произношения.
Нерекомендуемые
и
неправильные
варианты
произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚ устарелые и профессиональные).
2.Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
3.Омографы: ударение как маркёр смысла слова.
4.Произносительные варианты орфоэпической нормы.
5.Роль звукописи в художественном тексте.

1

ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 02, МР 04,
ОК5

Практическая работа
12

Тема 2.2
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного

Работа с орфоэпическими словарями.

1

Содержание учебного материала

13

1. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора
слова, максимально соответствующего обозначаемому им
предмету или явлению реальной действительности. Лексическая
сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и
точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК9

14

речевой избыточностью. Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической нормы в современных
словарях. Словарные пометы.
2. Лексические нормы употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в современном русском литературном
языке.
Стилистические
варианты
нормы
(книжный,
общеупотребительный‚
разговорный
и
просторечный)
употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в
речи
3. Синонимы, антонимы, омонимы. Лексические омонимы и
точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚
связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических
омонимов в речи.
4. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер
лексической сочетаемости, способы управления, функциональностилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные
речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
5. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в
научном стиле речи. Особенности употребления терминов в
публицистике, художественной литературе, разговорной речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.

языка (СРЛЯ)

Практическая работа

Анализ текстов. Работа со словарями.

14

Тема 2.3
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного

1

Практическая работа

15

1

1. Категория рода.
2. Категория склонения.
3. Категория лица, времени глаголов.
4. Нормы построения словосочетаний по типу согласования.
Согласование сказуемого с подлежащим.
5. Правильное построение словосочетаний по типу
управления. Правильное употребление предлогами.

1

ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК
3.3., ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПРб.01., ЛР 01, 04, 06, МР
2, 8, 6. 7

15

6. Нагромождение одних и тех же падежных форм, в
частности родительного и творительного падежа. Нормы
употребления
причастных
и
деепричастных
оборотов‚
предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении
сложных предложений:
7. Варианты грамматической нормы: литературные и
разговорные. Отражение вариантов грамматической нормы в
словарях и справочниках.
8. Типичные грамматические ошибки в речи
Грамматический анализ слов. Работа со словарями.

языка (СРЛЯ).

2
Содержание учебного материала

Тема 2.4
Речевой этикет

16

1. Правила речевого этикета: нормы и традиции.
Национальные особенности речевого этикета. Принципы
этикетного общения, лежащие в основе национального речевого
этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных
речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное
отношение к собеседнику.
2. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета.
Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом
этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах.
Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому
Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских
и других народов.
3. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика –
этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные
формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении.
4. Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение
обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая
агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚
помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия
речевых формул.
5. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ПРб 04, ОК5

16

6.

нетикета.
Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила
этикета
Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового
общения.

Практическая работа

17

. Тема 2.5
Контрольная
работа по разделу
2

Анализ речевых ситуаций
Самостоятельное изучение тем, подготовка презентаций:
Обращение в русском речевом этикете.
Этикетные формулы начала и конца общения.
Этикетные формулы похвалы и комплимента.
Этикетные формулы благодарности.
Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования
изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

1

1

18
Раздел 3 Речь. Речевая деятельность. Текст.

. Тема 3.1
Виды речевой
деятельности.
Говорение.

19

20

Содержание учебного материала:
Язык и речь. Говорение как вид речевой деятельности. Точность и
логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства
выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки
(скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение,
комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение
инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и
др.
Практические занятия:
Составление короткой речи на заданную тему.

1

ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК
3.3., ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПРб.01.,
ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7

1

17

Тема 3.2
Виды речевой
деятельности.
Слушание

Тема 3.3
Виды речевой
деятельности.
Чтение

Тема 3.4
Виды речевой
деятельности.
Письмо

21

22

23

24

Тема 3.5
Текст как единица
языка и речи

25

Профессионально ориентированное содержание
Значение русского языка при освоении профессий и специальностей
СПО технологического профиля.
Практические занятия:
Слушание как вид речевой деятельности. Слушать и слышать. Приемы
1 эффективного слушания. Основные методы, способы и средства
получения, переработки информации.
2 Применение приемов эффективного слушания в различных ситуациях.
Практические занятия:
Чтение как вид речевой деятельности. Эффективные приёмы чтения.
1 Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные
методы, способы и средства получения, переработки информации.
Применение различных приемов эффективного чтения. Использование
2
графиков, диаграмм, схем для представления информации
3 Составление плана, тезисов и конспекта текста
Содержание учебного материала:
Отличие письменного текста от устного. Русский язык в Интернете.
Правила информационной безопасности при общении в социальных
сетях. Контактное и дистантное общение.
Практические занятия:
Составление планов тезисов и конспектов текста
Практические занятия:
Текст и его основные признаки: смысловая цельность, информативность,
связность. Тематическое единство текста. Как строится текст.
Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.
Средства связи предложений и частей текста. Виды абзацев. Основные
1
типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные
(дедуктивно-индуктивные), стержневые
(индуктивно-дедуктивные)
структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция
заголовков.

ПРб 02, ЛР 01, ЛР 13,
МР 02, МР 04, ОК1

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР13, МР 08, МР
09, ОК9

1

ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК
3.3., ПК 5.1., ПК 5.2.,
ПРб.01.,
ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01,
ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР
08, МР 09, ОК5

1

1

МР 02, МР 08, МР 09,
ОК5

18

Анализ текстов: формы композиционного строения текста. Анализ
заголовков
Практические занятия:
Формы композиционного строения текста повествования. Средства связи
1
предложений и частей текста.
2 Анализ текста
Практические занятия:
Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно
1
описание, пояснение
2 Анализ текста.
Содержание учебного материала:
Тексты аргументативного
типа:
рассуждение, доказательство,
объяснение. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины
неэффективной
аргументации
в
учебно-научном
общении.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов
оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации.
Практические занятия:
Анализ текста.
Профессионально ориентированное содержание
Информационная переработка текстов профессиональной
направленности. Составление связного высказывания на заданную тему,
в том числе на профессиональную по специальностям технологического
профиля
Практические занятия:
Функциональные разновидности языка. Стили речи: разговорный,
1
научный, публицистический, официально-деловой, художественный.
Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и
2 фразеологизмов профессий и специальностей технологического профиля
СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи.
2

Тема 3.6
Повествование
как тип речи.
Тема 3.7
Описание как тип
речи

26

27

28

Тема 3.8
Рассуждение как
тип речи
29

Тема 3.9
Функциональные
разновидности
языка

30

1

1

МР 02, МР 08, МР 09,
ОК5

ЛР 04, ЛР 07, МР 04,
ПРб.02, ОК 05, ОК 9,
ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 4.2

1

МР 08, МР 09, ОК2

1

ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК2,
МР02, МР04, МР08,
МР09

1

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК9

19

Тема 3.10
Разговорная речь.

31

Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с
лексемами профессиональной сферы употребления. Составление
связного высказывания на профессиональную тему
Практические занятия:
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Беседа. Просьба,
извинение как жанры разговорной речи. Спор, виды споров. Правила
1
поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и
некорректные приёмы ведения спора.
2

Тема 3.11
Учебно-научный
стиль.

Тема 3.12
Публицистический
стиль.

32

33

34

1

Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.

Практические занятия:
Научный стиль речи. План ответа на уроке, план текста. Словарная
статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и
строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного
ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответдобавление,
ответ-группировка.
Языковые
средства,
которые
используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
1 Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и
предъявления презентации слушателям. Специфика оформления текста
как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат.
Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные
обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила
корректной дискуссии. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите
проекта.
2 Анализ текста
Содержание учебного материала:
Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Путевые
записки. Проблемный очерк. Текст рекламного объявления, его
языковые и структурные особенности.
Практические занятия:
Анализ текста
Практические занятия:

Рб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09,
ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР
09,
ОК4

1

ПРб 02, ЛР 01, ЛР 13,
МР 02, МР 04, ОК1

1

ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, Р 02,
МР 04, МР 08, МР 09,
ОК1

1
1

20

Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.
Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного
1
35
стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Текст
и интертекст. Афоризмы.
2 Анализ текста
Практические занятия:
Тема 3.14
Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Деловое
Официально36
письмо, его структурные элементы и языковые особенности. Заявление.
деловой стиль
Объяснительная записка.
Дифференцированный зачет
Всего аудиторной нагрузки, ч:
Тема 3.13
Язык
художественной
литературы

ОК 4, ОК 6, ОК 9,
ПК 3.3, ПК 5.1,
ПК 5.2, ПРб.01,
ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7

1

ОК 5, ПК 1.2, ПК 2.1,
ПК 3.2, ЛР 07, МР 04, МР
08, ПРб. 03

2
36

21



3. Условия реализации программы дисциплины



3.1 Материально-техническое обеспечение



Реализация программы дисциплины требует кабинета теоретического обучения по
русскому языку и литературе.
Оборудование учебного кабинета:
1. Стол учительский - 1 шт.
2.Стул учительский - 1 шт.
3.Парты ученические – 15 шт.
4.Стул ученический – 30 шт.
5. Классная доска.
6.Мультимедийный проектор – 1 шт.
7. Экран – 1 шт.
8. Компьютер -1 шт.
9. Принтер-1шт.













3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Лобачева, Н. А.Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2017
2.
Лобачева, Н. А.Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А.
Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021
3.
Лобачева, Н. А.Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп.
— Москва : Издательство Юрайт, 2021
4.
Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык:
учебник. – 17-е изд., испр. – М.: ACADEMIA, 2021 – 496 с..

Дополнительные источники:
4.
Русский язык и культура речи: учебник для среднего профессионального
образования / Г. Я. Солганик, Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова ; под
редакцией Г. Я. Солганика. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 239 с.
5.
Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для
студентов среднего профессионального образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. –
М.: ACADEMIA, 2012г. – 320 с.
Интернет ресурсы:
1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
2. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные
лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/
3. Газета «Литература» и сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://lit.1september.ru
4. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
22

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты
обучения
ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 09
ОК 10

Формы и методы оценки

Контрольная работа в форме тестирования.
Анализ лирического стихотворения
Чтение наизусть
Сочинение на литературную тему
Конспектирование литературоведческой статьи.
Зачет по литературе второй половины XIX века
Выполнение творческих заданий на патриотическую тему.
Оценка устных и письменных ответов
Анализ творческих работ
СР по написанию заявления, резюме, счетов различного вида и др.
Сообщения-рассуждения, устный ответ, письменный анализ текста
Отзыв, рецензия, сопоставление различных точек зрения
Индивидуальные творческие работы
Контрольная работа
Работа по заданному плану
Индивидуальные творческие работы
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
76 ÷ 89
60 ÷ 75
менее 60

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».