Приложение 07 09.02.07 к программе по специальности СПО Информационные системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОУД.07 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Разработчик: Дружинина Марина Владимировна, преподаватель. 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………... 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………… 8 3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………….. 16 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………… 20 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): 4 ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; ОК 09. Пользоваться иностранном языках». профессиональной документацией на государственном и 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы Безопасности жизнедеятельности» входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно 5 определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим 1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины: В соответствии с ФГОС для специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование отводится: Объём образовательной нагрузки обучающегося - 72 часов, в том числе: Дифференциальный зачет – 2 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) Во взаимодействии с преподавателем Дифференциальный зачет Объем часов 72 72 2 часа 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Содержание учебного материала 1 Актуальность изучения дисциплины ОБЖ, цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины. 2 Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий и специальностей СПО. Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья Объем часов Уровень освоения 2 2 2 2 Введение Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни Тема 1.2 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Содержание учебного материала 1 Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества 2 Факторы, способствующие укреплению здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Правила личной гигиены и здоровье человека. 3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. 4 Основные источники загрязнения окружающей среды. Техно сфера как источник негативных факторов. Содержание учебного материала 1 Правила и безопасность дорожного движения. 2 Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. 3 Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника 4 Изучение моделей поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника Тема практических занятий Освоение компетен ций ОК 1-4, 6,7,9 ОК 1-4, 6,7,9 8 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 7 Изучение моделей поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения. Изучение моделей поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения Тема 2.1. Единая государственная система РСЧС Тема 2.2. Гражданская оборона Содержание учебного материала 1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 2 Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. 3 Изучение и отработка правил поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Тематика практических заданий Изучение и отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.). Содержание учебного материала 1 Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 2 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Инженерная защита, виды защитных сооружений. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях 3 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения 4 Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих 2 3 ОК 1-4, 6,7,9 8 2 3 2 2 1 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 факторов в ЧС мирного и военного времени. Тематика практических заданий Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени. Подготовка сообщения «Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны» Контрольная работа по разделу 2 Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации Тема 3.3. Воинская обязанность Содержание учебного материала 1 Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. 2 Основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Содержание учебного материала 1 Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-воздушные силы: история создания, предназначение, структура. Военно-морской флот, история создания, предназначение, структура. 2 Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: Пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС Росси. Их состав и предназначение Содержание учебного материала 1 Основные понятия о воинской обязанности. 2 Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. 1 3 1 25 3 2 2 ОК 1-4, 6,7,9 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 9 Тема 3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе Тема 3.5. Призыв на военную службу Тема 3.6. Прохождение военной службы по контракту Тема 3.7. Альтернативная гражданская служба Тема 3.8. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества Содержание учебного материала 1 Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. 2 Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 3 Изучение и освоение методик проведения строевой подготовки Тематика практических заданий Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки Содержание учебного материала 1 Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. 2 Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. 3 Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции Тематика практических заданий Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции Содержание учебного материала 1 Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. 2 Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Содержание учебного материала 1 Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. 2 Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы. Содержание учебного материала 1 Любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива 2 2 2 2 1 3 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий — подчиненный, строго соблюдающий Конституцию РФ и законодательство Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. 2 Военнослужащий — специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуальнопсихологическим и профессиональным качествам гражданина. Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Тема 3.9. Как стать Содержание учебного материала офицером 1 Военнослужащий — специалист. Основные виды военных образовательных Российской армии. учреждений профессионального образования. 2 Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Тема 3.10. Боевые Содержание учебного материала традиции 1 Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Вооруженных Сил Отечества. России. Воинский долг — обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России — дни славных побед. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. 2 Дружба, войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота. Тема 3.11. Содержание учебного материала Ритуалы 1 Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения боевого знамени воинской Вооруженных Сил части. Российской Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы Федерации военнослужащих, уволенных в запас или отставку. 2 Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Контрольная работа по разделу 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 3 11 ОК 1-4, 6,7,9 Раздел 4. Основы медицинских знаний Тема 4.1. Понятие Содержание учебного материала первой помощи 1 Понятие первой помощи. 2 Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. 3 Признаки жизни. 4 Общие правила оказания первой помощи. 5 Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Тема практических занятий 6 Приемы оказания первой медицинской помощи Тема 4.2. Содержание учебного материала Понятие травм и их 1 Правила первой помощи при ранениях. виды. 2 Правила наложения повязок различных типов. 3 Первая помощь при травмах различных областей тела. 4 Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. 5 Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. 6 Первая помощь при переломах. 7 Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией. Содержание учебного материала Тема 4.3. Понятие и 1 Первая помощь при наружных кровотечениях. виды кровотечений 2 Первая помощь при капиллярном кровотечении. 3 Первая помощь при артериальном кровотечении. 4 Правила наложения жгута и закрутки. 5 Первая помощь при венозном кровотечении. 6 Смешанное кровотечение. 7 Основные признаки внутреннего кровотечения. Тема практических занятий 7 Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях Тема 4.4. Первая Содержание учебного материала помощь при ожогах 1 Понятие, основные виды и степени ожогов. 2 Первая помощь при термических ожогах. 3 Первая помощь при химических ожогах. 4 Первая помощь при воздействии высоких температур. 2 2 2 2 2 2 1 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 12 5 Последствия воздействия высоких температур на организм человека. 6 Основные признаки теплового удара. Тема 4.5. Содержание учебного материала Первая помощь 1 Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные при воздействии степени отморожений низких температур Тема 4.6. Первая Содержание учебного материала помощь при 1 Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. попадании инородных тел в верхние дыхательные пути Тема 4.7. Первая Содержание учебного материала помощь при 1 Острое и хроническое отравление. отравлениях Тема 4.8. первая Содержание учебного материала помощь при 1 Признаки обморока. отсутствии 2 Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). сознания 3 Основные причины остановки сердца. 4 Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. 5 Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания Тема практических занятий 8 Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания Тема 4.9.Основные Содержание учебного материала инфекционные 1 Пути передачи возбудителей инфекционных болезней. болезни, их 2 Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. классификация и 3 Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. профилактика 4 Ранние половые связи и их последствия для здоровья. Тема 4.10. Здоровье Содержание учебного материала родителей и 1 Основные средства планирования семьи. здоровье будущего 2 Факторы, влияющие на здоровье ребенка. ребенка 3 Беременность и гигиена беременности. 4 Признаки и сроки беременности. 5 Понятие патронажа, виды патронажей. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 13 6 Особенности питания и образа жизни беременной женщины. Тема 4.11.Основы Содержание учебного материала ухода за младенцем 1 Физиологические особенности развития новорожденных детей. 2 Основные мероприятия по уходу за младенцами. 3 Формирование основ здорового образа жизни. 4 Духовность и здоровье семьи. Контрольная работа по разделу 4 Дифференцированный зачет Всего: 2 2 2 2 72 2 2 2 2 3 3 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда Оборудование учебного кабинета: стенды 1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул Учительский – 1 шт. 3. Стол ученический -15 шт. 4. Стул ученический -30 шт. 5. Классная доска -1 шт. 6. Мультимедийный проектор -1 шт. 7. Экран – 1 шт. 8. Телевизор LG – 1 шт. 9. DVD – 1 шт. 10.Компьютер-1 шт. 11. Принтер – 1 шт. 12.Макеты АК-74(ММГ)-2 шт. 13. Макет противогаза ГП-5 шт. 14. Пневматическое оружие-2 шт. 15.Оружейная комната. 16. Наглядные пособия. 17. Респиратор-3шт. 18. Средства индивидуальной защиты – 3шт. 19.Общевойсковой защитный комплект- 1шт. 20. Дозиметр. 21.Люксметр. 22. Комплект учебно-наглядных пособий . 23. Раздаточный материал. 24.Мультимедийные пособия. 25.Робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи.-1шт. 26.Огнетушители порошковые-3шт. 27.Оогнетушители пенные-3шт. 28.Огнетушители углекислотные-2шт. 29.Медицинская аптечка-1шт. 30.Приборы: радиационной разведки; химической разведки; компас; визирная линейка; пакеты противохимические индивидуальные ИПП-11; сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи; УМК «Защита в чрезвычайных ситуациях», содержание практической части комплекса: Виртуальные 31.Тренажеры Практические задания Учебное видео; Тренажерный комплекс «Индивидуальные средства защиты. Правила использования», содержание практической части комплекса: Практические флеш-задания 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Сопронов "Академия"2012 Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности - М.: ОИЦ 15 2. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. 3. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. 4. Константинов, Ю. С. Безопасность жизнедеятельности. Ориентирование: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. С. Константинов, О. Л. Глаголева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. 5. Курдюмов, В. И. Безопасность жизнедеятельности: проектирование и расчет средств обеспечения безопасности: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Курдюмов, Б. И. Зотов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. Дополнительная литература: 1. Казаков В.И. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях [Текст]: пособие для учителя/ В.И. Казаков. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 120 с. 2. Подюков В.А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебнометодическое пособие для учреждений нач. проф. образования/ В.А. Подюков, В.В. Токмаков, Н.В. Шевченко. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2002. – 284 с. 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки результатов обучения • личностных: - сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития ОБЖ, как науки; - устойчивый интерес к истории и достижениям в области ОБЖ; - умение анализировать последствия освоения знаний и навыков безопасности для жизни и деятельности человека; Собеседование, тестирование Работа с различными источниками информации Фронтальный, индивидуальное опрос • метапредметных: - умение использовать при выполнении практических заданий по ОБЖ такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по ОБЖ; - умение использовать различные источники по ОБЖ для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам ОБЖ, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий; Практические, самостоятельные работы, анализ Работа с различными источниками информации практические работы Работа с различными источниками информации, анализ информации Подготовка презентаций, докладов, рефератов, их защита • предметных: - сформированность представлений о характере опасностей в жизни человека; - понимание сущности наблюдаемых ЧС - владение основополагающими понятиями, теориями, Собеседование, фронтальный опрос Собеседование 17 законами и закономерностями, уверенное пользование терминологией и символикой; Дифференцированный опрос - сформированность представлений о значении ОБЖ в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии; - осознание роли отечественной науки в освоении и Собеседование использовании знаний в области безопасности и развитии международного сотрудничества в этой области Фронтальный опрос Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Процент результативности (правильных ответов) балл (отметка) вербальный аналог 90 ÷ 100 5 отлично 76 ÷ 89 4 хорошо 60 ÷ 75 3 удовлетворительно менее 60 2 не удовлетворительно 18