2_ОУД.02 Литература

Приложение 02

09.02.07

к программе по специальности СПО
Информационные системы
и программирование

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
РАССМОТРЕНО
Руководитель ЦК
___________________
«_____»____________________20____г.

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_____________________И.А. Григорян
«_____»____________________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОУД.02 ЛИТЕРАТУРА»

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального образования по специальности 09.02.07 «Информационные системы и
программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря
2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России
26.12.2016 N 44946.

Организация-разработчик:
Государственное
автономное
профессиональное
образовательное
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

учреждение

Разработчик: Московских А. И., преподаватель, высшая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины………………………………………..

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………….

9

3. Условия реализации программы учебной дисциплины ……………………………...

40

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………..

42

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является обязательной частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 09.02.07 «Информационные системы и Программирование»
(утв. приказом Минобрнауки России от от 09.12.2016 N 1581). Зарегистрировано в
Минюсте России 20.12.2016 N 44800.
1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих
компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физической подготовленности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.";
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями
ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР),
предметные
для
базового
уровня
изучения
(ПРб).

4

Синхронизации личностных, метапредметных и предметных результатов с ОК в
рамках учебной дисциплины

Наименование ОК

Наименование личностных и
метапредметных результатов согласно
ФГОС СОО

ЛР4. Сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также
различных
форм
общественного
ОК
01.
Выбирать
сознания, осознание своего места в
способы решения задач
поликультурном мире;
профессиональной
ЛР13. Осознанный выбор будущей
деятельности,
профессии и возможностей реализации
применительно
к
собственных
жизненных
планов;
различным контекстам.
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных
проблем;

ОК 02. Осуществлять
поиск, анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие.

МР4 Готовность и способность к
самостоятельной
информационнопознавательной деятельности, владение
навыками
получения
необходимой
информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных
источников;

Наименование
предметных
результатов
согласно ФГОС
СОО
ПРб
01.
Сформированность
представлений о
современной
исторической
науке,
ее
специфике,
методах
исторического
познания и роли в
решении
задач
прогрессивного
развития России в
глобальном мире

ПРб 02. Владение
комплексом
знаний об истории
России и
человечества в
целом,
представлениями
об общем и
особенном в
мировом
историческом
процессе;

ПРб 03.
Сформированность
умений применять
исторические
знания в
профессиональной
и общественной
деятельности,
поликультурном
МР9 Владение навыками познавательной
общении;
рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их
ЛР9. Готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию успешной
профессиональной
и
общественной
деятельности;

5

ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами.

результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения;
ЛР6. Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям;
ЛР7.
Навыки
сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других
видах деятельности;
МР2 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке с
учетом особенностей
социального и
культурного контекста.

ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять

МР8 Владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные языковые средства;
ЛР6. Толерантное сознание и поведение в
поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми,
достигать
в
нем
взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать
для
их
достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным
признакам
и
другим
негативным
социальным явлениям;
ЛР7.
Навыки
сотрудничества
со
сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других
видах деятельности;

ПРб 04. Владение
навыками
проектной
деятельности и
исторической
реконструкции с
привлечением
различных
источников
ПРб.04. Владение
навыками
проектной
деятельности и
исторической
реконструкции с
привлечением
различных
источников

ПРб 05.
Сформированность
умений вести
диалог,
обосновывать
свою точку зрения
в дискуссии по
исторической
тематике.
ПРб 01.
Сформированность
представлений о
современной
исторической
науке, ее
специфике,
методах
6

стандарты
антикоррупционного
поведения.

МР2 Умение продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других
участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
МР8 Владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать
свою
точку
зрения,
использовать
адекватные языковые средства;
ЛР1
Российскую
гражданскую
идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России,
уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);

ОК07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях;
ОК8. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности.

ЛР 14. Сформированность экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
МР 07. Умение самостоятельно оценивать
и принимать решения, определяющие
стратегию
поведения,
с
учетом
гражданских и нравственных ценностей

ЛР 03. Готовность к служению Отечеству,
его защите;
ЛР 11. Принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;

исторического
познания и роли в
решении задач
прогрессивного
развития России в
глобальном мире
ПРб 02. Владение
комплексом
знаний об истории
России и
человечества в
целом,
представлениями
об общем и
особенном в
мировом
историческом
процессе;

ПРб 03.
Сформированность
умений применять
исторические
знания в
профессиональной
и общественной
деятельности,
поликультурном
общении

ПРб.05.
Сформированность
умений вести
диалог,
обосновывать
свою точку зрения
в дискуссии по
исторической
тематике

ЛР 12. Бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей,
7

умение оказывать первую помощь;
МР 07. Умение самостоятельно оценивать
и принимать решения, определяющие
стратегию
поведения,
с
учетом
гражданских и нравственных ценностей.

ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

ПР 04. Владение
навыками
проектной
МР8 Владение языковыми средствами - деятельности и
умение ясно, логично и точно излагать исторической
свою
точку
зрения,
использовать реконструкции с
привлечением
адекватные языковые средства;
различных
источников;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

76

Основное содержание
в том числе:
теоретическое обучение

20

практические занятия (если предусмотрено)

56

Профессионально ориентированное содержание

12

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные занятия (если предусмотрено)
практические занятия (если предусмотрено)
Промежуточная аттестация проводится в форме (Дифференцированный зачёт)
2.2. Сводный тематический план дисциплины

№ разделов

Раздел 1.
Тема 1.1.
Тема 1.3.
Тема 1.4.
Тема 1.5.
Раздел 2.
Тема 2.1.
Тема 2.2.
Тема 2.3.
Тема 2.4.
Тема 2.5.

Наименование
разделов и тем
Литература первой
половины XIX века
Введение
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
И.В.Гоголь
Литература первой
половины XIX века
Обзор русской
литературы второй
половины XIX века
А.Н.Островский
Ф.И.Тютчев
А.А.Фет
И.А.гончаров

Обязательная
Макс
аудиторная нагрузка
учебн.
нагрузка Всего ТО ЛПЗ КР

3
2
1

1

1

2
2

1
1

1

3
1

3
1

1

1
9

Тема 2.6.
Тема 2.9.
Тема 2.10.
Тема 2.12.
Тема 2.13.
Тема 2.14.
Тема 2.15.
Раздел 3
Тема 3.1.
Тема 3.2.
Тема 3.3.
Тема 3.4.
Тема 3.5.
Тема 3.6.
Тема 3.7.
Тема 3.10.
Тема 3.11.
Тема 3.12.
Тема 3.13.
Тема 3.14.
Тема 3.15.
Тема 3.16.
Тема 3.17.
Раздел 4.
Тема 4.2.
Тема 4.3.
Тема 4.5.
Тема 4.7.
Тема 4.8.

И.С.Тургенев
М.Е.Салтыков-Щедрин
Н.А.Некрасов
Ф.М.Достоевский
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
Ги.Де.Мопосан
Литература первой
половины XX века
Введение
Обзор русской
литературы первой
половины XX века
И.А.Бунин
А.И.Куприн
М.Горький
Обзор зарубежной
литературы первой
половины XX века
Г. Аполлинер
Обзор русской поэзии
конца XIX – начала XX
в.
Символизм
А.А. Блок
В.В.Маяковский
С.А.Есенин
А.А.Ахматова
М.А.Булгаков
М.А.Шолохов
Литература второй
половины XX века
Обзор русской
литературы второй
половины XX века
А.Т. Твардовский
А.И.Солженицын
В. В. Быков
Дифференцированный
зачёт
Обзор литературы
последнего десятилетия
Итого по дисциплине

5
1
4
5
8
3

1

1

1

1
1
1
1

1

4
1
3
4
7
2

1

3

1

2

5

1

4

2

1

1

1
4
3
2
2
3
4

2
2
2

1
1
1
1

1
3
2
2
1
2
4

1
1
1

1
1
1

20

56

2
76

10

2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и
тем

1

Тема 1.1
Введение

Объем
часов

Коды общих
компетенций и
личностных,
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2
Раздел 1.Литература первой половины XIX века
Содержание учебного материала:
Теоретическое обучение
Русская литература XIX в. в контексте мировой
1.
1-2,3
культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.
2.
(свобода, духовно-нравственные искания человека,
обращение к народу в поисках нравственного идеала,
«праведничество», борьба с социальной
несправедливостью и угнетением человека).
Художественные открытия русских писателей3.
классиков.
Профессионально ориентированное содержание
Значение литературы при освоении профессий и специальностей СПО
технологического профиля
Практическое занятие:

3

5

1

ПРб 05ПРб 06,
ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК2

Работа с учебником: определение основных проблем русской литературы XIX в.

2

№
урока

Содержание учебного материала лабораторные и практические работы обучающихся

Домашняя работа:

Тема 1.3
А. С. Пушкин

Знакомство с художественными открытиями русских писателей-классиков. Учебник.
Сообщение
Содержание учебного материала:
4,5
Жизнь и творчество (обзор).
1
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы
сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И
путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия»
2
(«Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я
посетил...» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя
сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор
3
трех других стихотворений).
Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые"
в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская
глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина
(природа, любовь, дружба, творчество, общество и
4
человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого
бытия). Особенности пушкинского лирического героя,
отражение в стихотворениях поэта духовного мира
человека.
Поэма «Медный всадник».
5
Конфликт личности и государства в поэме. Образ
стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального
6
бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции
произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.
7
Профессионально ориентированное содержание
Работа с источниками информации (дополнительная литература, словари,
энциклопедии, тексты художественной литературы, электронные источники)
Практическое занятие:

1

ПРб 05ПРб 06,
ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

2

12

Анализ стихотворения «Элегия»
Домашняя работа:
Знакомство со статьями учебника о художественном своеобразии и мастерстве
творчества Пушкина.
Наизусть стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». Анализ (на
выбор) одного из лирических произведений Пушкина.
Доклад
Содержание учебного материала:
6

1
2

3
Тема 1.4
М. Ю. Лермонтов

4

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с
молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик»,
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Вы хожу один
я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными
для изучения).
Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред
тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его
творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии,
любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в
творчестве Лермонтова.

Профессионально ориентированное содержание
Анализ историко- и теоретико-литературного контекста художественного
произведения и применение его результатов для решения профессиональных задач
профессий и специальностей технологического профиля
Практическое занятие:

Тема 1.5

Домашняя работа:
Чтение статьи учебника о теме Родины, мотивах одиночества в лирике поэта.
Письменная работа о романтизме и реализме в творчестве Лермонтова и Пушкина.
Доклад
Содержание учебного материала:

1
ПРб 05ПРб 06,
ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

-

ПРб 05ПРб 06,

13

Н. В. Гоголь

1

ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект".
Образ города в повести. Соотношение мечты и
действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя,
3
своеобразие его творческой манеры.
Профессионально ориентированное содержание
Выявление в художественных текстах изобразительно-выразительных средств языка и
применение понимания образной системы для решения профессиональных задач
специальностей технологического профиля
Практическое обучение:
2

-

Домашняя работа:
Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.
Доклад
Раздел 2 Литература второй половины XIX века
Содержание учебного материала:
7

Тема 2.1
Обзор русской
литературы второй
половины XIX века

1

Россия во второй половине XIX века.

2

Общественно- политическая ситуация в стране.

3

8

Достижения в области науки и культуры.
Основные тенденции в развитии реалистической
литературы.
Журналистика и литературная критика.
Аналитический характер русской прозы, её социальная
острота и философская глубина.
Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и
тайны смерти, нравственного выбора.
Идея нравственного самосовершенствования.

9

Универсальность художественных образов.

4
5
6
7

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК4

14

10

Традиции и новаторство в русской поэзии.

11

Формирование национального театра.
Классическая русская литература и
признание.

12

ее

мировое

Профессионально ориентированное содержание
Реализация представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох,
литературныхнаправлениях, индивидуальном авторском стиле в
решениипрофессиональных задачах специальностей технологического профиля
Практическое занятие:

-

Домашняя работа:
Чтение статьи учебника Лебедева Ю.В. стр. 3-13.
Сообщение
Содержание учебного материала:
8

1

Жизнь и творчество (обзор).

2

Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие
конфликта и основные стадии развития действия.
Изображение “жестоких нравов” “темного царства”.
Образ города Калинова. Катерина в системе образов.
Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое
и религиозное в образе Катерины. Нравственная
проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
Смысл названия и символика пьесы. Жанровое
своеобразие. Сплав драматического, лирического и
трагического в пьесе. Драматургическое мастерство
Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве.

Тема 2.2
А. Н. Островский
9.10

3

4
Практическое занятие:

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

3

15

Контрольная работа «Жестокие нравы города Калинова». Анализ сцены прощания
Катерины и Бориса. Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Домашняя работа:
Чтение произведения «Гроза», статьи учеб. стр. 50-55, 58-61
Анализ сцены
Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы,
природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как
убийственно
мы
любим...»,
«Нам
не
дано
2
предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все
былое...»)
(указанные
стихотворения
являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «День и ночь», «Последняя любовь»,
«Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других
3
стихотворений).
Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский
характер и символический подтекст стихотворений
Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской
лирики. Тема родины. Человек, природа и история в
4
лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и
“поединок роковой”. Художественное своеобразие
поэзии Тютчева.
Профессионально ориентированное содержание
Навыки анализа текста художественного произведения и их применение в профессии
технологического профиля
Практическое занятие:
11

Тема 2.3
Ф. И. Тютчев

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3
ОК4

1

Домашняя работа:
Чтение статьи учебника стр. 195-196.
Анализ стихотворения

16

Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад.
2
Лежали…»,
«Еще
майская
ночь»
(указанные
стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Одним толчком согнать ладью
живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно
3
забывчивое слово…» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория
“чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета
(природа, поэзия, любовь, смерть). Философская
4
проблематика лирики. Художественное своеобразие,
особенности поэтического языка, психологизм лирики
Фета.
Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета
5
Профессионально-ориентированное содержание
Закрепление знаний содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры и их применение в профессии
Практическое занятие:
1

Тема 2.4
А. А. Фет

Домашняя работа:
Чтение статьи учебника стр. 204-206.
Анализ стихотворения
Содержание учебного материала:
Тема 2.5
И. А. Гончаров

12

1

Жизнь и творчество (обзор).

2

Роман «Обломов».
История создания и особенности композиции романа.
Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и

3

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

-

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
17

ее роль в произведении. Система образов. Прием
антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга
Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе.
Социальная и нравственная проблематика романа. Роль
пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в
романе. Обломов в ряду образов мировой литературы
(Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее
выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.
Профессионально ориентированное содержание
Выявление тем, проблем художественного произведения и составление
аргументированных развернутых устных и письменных высказываний, в том числе и
профессиональной направленности
Практическое занятие:

ОК4

1-

Домашняя работа:
Сочинение-миниатюра по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Чтение глав роман И.А.
Гончарова «Обломов»
Анализ главы 7
Содержание учебного материала:
13

1

Жизнь и творчество.

2

Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе
общественно-политической ситуации в России. Сюжет,
композиция, система
образов романа. Роль образа Базарова в развитии
основного конфликта. Черты личности, мировоззрение
Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители
Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе.
Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в
романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала
романа. Авторская позиция и способы ее выражения.
Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный

Тема 2.6
И. С. Тургенев
14,15

3

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК4

18

психологизм”: художественная функция портрета,
интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду
других образов русской литературы.

16,17

4

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров»
(фрагменты).

Практическое занятие:
Составление таблицы «Сравнительная характеристика Павла Кирсанова и Евгения
Базарова». Анализ главы 27.
Домашняя работа:
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Чтение статьи учеб. стр. 99-102,
106-109.
Анализ 10-й главы эпилога
Содержание учебного материала:
18

1

Тема 2.9
М. Е. СалтыковЩедрин

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).
Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и
покорности народа. Сатирическая летопись истории
Российского государства. Собирательные образы
градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и
3
Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала
“Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина.
Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония,
гипербола, гротеск, алогизм.
Профессионально ориентированное содержание
2

4

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

19

Навык интерпретации художественного произведения, осмысление поднятых в нем
нравственных проблем и его применение в профессии. Написание сочинений, эссе, в
том числе и на профессиональную тематику с аргументацией примерами из
художественной литературы
Практическое занятие:
Анализ главы «Органчик».

1

Домашняя работа:
Чтение статьи учеб. стр. 223-225.
Сообщение
Содержание учебного материала:

Тема 2.10
Н. А. Некрасов

19-20

1

21-22

2

3

4

5

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в
шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и
гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая
мода...»), «О Муза! я у двери гроба…» (указанные
стихотворения являются обязательными для изучения).
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый
поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор
трех других сти хотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные
темы, идеи и образы. Особенности некрасовского
лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и
поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэтагражданина. Тема народа. Утверждение красоты
простого русского человека. Сатирические образы.
Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа,
любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики
Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК3

20

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие
поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в
изображении Некрасова. Система образов поэмы.
Образы правдоискателей и “народного заступника”
Гриши
Добросклонова.
Сатирические
образы
помещиков. Смысл названия поэмы. Народное
6
представление о счастье. Тема женской доли в поэме.
Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”.
Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря
святорусского”.
Фольклорная
основа
поэмы.
Особенности стиля Некрасова.
Профессионально ориентированное содержание
Аналитическая работа с текстами поэтических произведений и применение ее
результатов в профессиональной деятельности специалиста технологического профиля
Практическое занятие:
Анализ стихотворения «В дороге». Анализ глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
«Пьяная ночь», «Крестьянка». Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Домашняя работа:

3

Чтение статьи учебника стр. 170-180, 183-186. Создание системы персонажей по поэме
«Кому на Руси жить хорошо».
Содержание учебного материала:

Тема 2.12
Ф. М. Достоевский

23-24

1

Жизнь и творчество.

25-26

2

Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета
и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика,
система образов романа. Теория Раскольникова и ее
развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы
“униженных
и
оскорбленных”.
Второстепенные

27

3

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК2,
ОК4

21

персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ
Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного
идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе.
Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов
и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их
художественная функция. Роль эпилога. “Преступление
и наказание” как философский роман. Полифонизм
романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема
нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм
прозы Достоевского. Художественные открытия
Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Практическое занятие:
Практическая работа «В Петербурге» Достоевского. Анализ глав 5, 7.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Домашняя работа:
Чтение глав романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», статьи
учебника стр. 250-257, 261-265.

4

Содержание учебного материала:
28-29

1

Жизнь и творчество.

30-31

2

Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа.
Особенности композиции, антитеза как центральный
композиционный прием. Система образов в романе и
нравственная концепция Толстого, его критерии оценки
личности. Путь идейно-нравственных исканий князя
Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона
Каратаева и авторская концепция “общей жизни”.
Изображение светского общества. “Мысль народная” и
“мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни

Тема 2.13
Л. Н. Толстой
32-33

3

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК2,
ОК4

22

34-35

Тема 2.14
А. П. Чехов

Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна
Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога.
Тема войны в романе. Толстовская философия истории.
Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и
Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной
войны 1812 г. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Картины партизанской
войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский
солдат
в
изображении
Толстого.
Проблема
национального характера. Образы Тушина и Тимохина.
Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и
Наполеон как два нравственных полюса. Москва и
Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого.
Приемы изображения душевного мира героев
(“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов
и внутренних монологов в романе. Смысл названия и
поэтика романа эпопеи. Художественные открытия
Толстого и мировое значение творчества писателя.
Практическое занятие:
Сочинение-миниатюра «Истинные герои войны», сочинение «Война 1812
года в романе Л. Толстого «Война и мир».
Домашняя работа:
Чтение глав романа «Война и мир», учеб. стр. 306-312,306-312, 327-330.
Содержание учебного материала:

36-37

1

38

2
3
4

Жизнь и творчество.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре»,
«Дама с собачкой» (указанные рассказы являются
обязательными для изучения).
Рассказы: «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен
выбор двух других рассказов).
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов.

7

1

ОК1,
ОК3

23

5

6
7

Традиция русской классической литературы в решении
темы "маленького человека" и ее отражение в прозе
Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни.
Проблема ответственности человека за свою судьбу.
Утверждение
красоты
человеческих
чувств
и
отношений, творческого труда как основы подлинной
жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм
прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм
повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм,
подтекст.
Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и
конфликта пьесы. Система образов. Символический
смысл образа вишневого сада. Тема прошлого,
настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев
как представители уходящего в прошлое усадебного
быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип
героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс).
Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала.
Особенности чеховского диалога. Символический
подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство
Чехова-драматурга. Значение творческого наследия
Чехова для мировой литературы и театра.
Обзор зарубежной литературы второй половины
XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй
половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как
доминанта литературного процесса. Символизм.

Практическое занятие:
Анализ рассказа «Ионыч». Сочинение по творчеству А. П. Чехова. Анализ первого
действия и финала пьесы «Вишневый сад».
Домашняя работа:

2

24

Чтение рассказов «Крыжовник», «О любви», «Дом с мезонином», учеб. стр. 376-380,
387-388.
Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество (обзор).
Новелла «Ожерелье» (возможен выбор другого
2
произведения).
Сюжет и композиция новеллы. Система образов.
Грустные раздумья автора о человеческом уделе и
несправедливости мира. Мечты героев о высоких
3
чувствах
и
прекрасной
жизни.
Мастерство
психологического анализа.
Практическое занятие:
Раздел 3 Литература первой половины XX века
1
Тема 2.15
Ги. де Мопассан

Тема 3.1
Введение

Тема 3.2

Содержание учебного материала:
Русская литература ХХ в. в контексте мировой
1
культуры.
Основные темы и проблемы (ответственность человека
за свои поступки, человек на войне, тема исторической
2
памяти, человек и окружающая его живая природа).
Обращение к народному сознанию в поисках
3
нравственного идеала.
Взаимодействие зарубежной, русской литературы и
литературы других народов России, отражение в них
4
“вечных” проблем бытия.
Практическое занятие:
Домашняя работа:
Содержание учебного материала:

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,
ОК2
-

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4
ПРб 05 ПРб

25

Обзор русской
литературы первой
половины
XX века

40

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX−ХХ
вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой
половины XX в. и их отражение в русской литературе и
1
литературах других народов России. Конфликт человека
и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы
и ге рои. Советская литература и литература русской
эмиграции.
“Социалистический
реализм”.
2
Художественная объективность и тенденциозность в
освещении исторических событий. Проблема “художник
и власть”.
Практическое занятие:
Анализ статей А. Блока «Об интеллигенции…», В. Ленина «Партийная
организация…».
Домашняя работа:

06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4

1

Чтение статьи учеб. стр. 21-25. Письменная работа «Наука и культура рубежа
веков».
Содержание учебного материала:
41-42

1

43

2

Тема 3.3
И. А. Бунин
3

4

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас,
звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений
Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и
лаконизм
бунинского
поэтического
слова.
Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
(указанные
рассказы
являются

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК3

26

обязательным для изучения).
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»
(возможен выбор двух других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в
прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в
рассказе
“Антоновские
яблоки”.
Исследование
национального характера. “Вечные” темы в рассказах
Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с
6
миром природы, вера и память о прошлом).
Психологизм бунинской прозы. Принципы создания
характера. Роль художественной детали. Символика
бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры
Бунина.
Практическое занятие:
5

Анализ рассказа «Темная аллея». Сочинение по творчеству И. А. Бунина

2

Домашняя работа:
Чтение рассказов «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Грамматика
любви», учеб. стр. 169-180.
Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор
2
другого произведения).
Своеобразие сюжета повести. Споры героев об
истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как
высшей ценности. Трагизм решения любовной1 темы в
повести. Символический смысл художественных
3
деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство
психологического анализа. Роль эпиграфа в повести,
смысл финала.
Практическое занятие:
1

Тема 3.4
А. И. Куприн

ОК3

-

27

Домашняя работа:
Чтение повести «Поединок».
Содержание учебного материала:
44-45
46-47

48

Тема 3.5
М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого
2
произведения).
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя
в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы
гордости и свободы. Соотношение романтического
идеала и действительности в философской концепции
3
Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и
портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции
рассказа.
Пьеса «На дне».
4
Сотрудничество писателя с Художественным театром.
“На дне” как социально-философская драма. Смысл
названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников.
Проблема духовной разобщенности людей. Образы
хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе
и их драматическое столкновение: правда факта
5
(Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры
в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая
роль авторских ремарок, песен, притч, литературных
цитат.
Новаторство
Горького
драматурга.
Афористичность языка.
Практическое занятие:
Анализ I и III легенд рассказа «Старуха Изергиль», IV действия пьесы «На
дне», составление таблицы «Путь на дно ночлежников». Сочинение по
творчеству М. Горького.
Домашняя работа:
1

1
ОК6

4

28

Чтение учеб. стр. 123-132. Чтение рассказов «Челкаш», «Дед Архип и
Ленька».
Содержание учебного материала:
Гуманистическая
направленность
произведений
1
зарубежной литературы XX в.
Проблемы самопознания, нравственного выбора.
2
Основные направления в литературе первой половины
3
ХХ в.
Реализм и модернизм.
4

Тема 3.6
Обзор зарубежной
литературы первой
половины XX века

Практическое занятие:
Домашняя работа:
Составление таблицы

-

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4

Содержание учебного материала:
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор
2
другого произведения).
Непосредственность чувств, характер лирического
переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность
стиха.
Особенности
ритмики
и
строфики.
3
Экспериментальная направленность аполлинеровской
поэзии.
Практическое занятие:

-

Домашняя работа:

-

1

Тема 3.7
Г. Аполлинер

Тема 3.10
Обзор русской поэзии
конца XIX – начала
XX в.

49-50

Содержание учебного материала:
И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я.
Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И.
1
Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф.
Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК1

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,

29

выбору).
Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс".
Литературные течения поэзии русского модернизма:
3
символизм, акмеизм, футуризм.
Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф.
4
Анненский, М. И. Цветаева.
Практическое занятие:
Анализ стихотворения В. Брюсова «Шедевр».

МР 04, МР 09
ОК4

2

1

Домашняя работа:
Чтение статьи учеб. стр. 51-61. Выучить наизусть (на выбор) стихотворения
«серебряного века».
Содержание учебного материала:
51-52

1
2
3

Тема 3.11
Символизм

4
5
6
7

Истоки русского символизма.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на
творчество русских символистов.
Связь с романтизмом.
Понимание символа символистами (задача предельного
расширения значения слова, открытие тайн как цель
нового искусства).
Конструирование мира в процессе творчества, идея
“творимой легенды”.
Музыкальность стиха.
"Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А.
Блок).

Практическое занятие:
Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние»..
Тема 3.12

Содержание учебного материала:

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4

1
ПРб 05 ПРб

30

А. А. Блок

2.

55-56

3.

4.

5.

06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК3

Жизнь и творчество.

1.

53-54

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась.
Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле
Куликовом»), «На железной дороге» (указанные
стихотворения являются обязательными для изучения).
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я
хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех
других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы
Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир
раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема
города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”.
Соотношение идеала и действительности в лирике
Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических
стихотворений. Тема исторического пути России в
цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”.
Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы,
авторский опыт осмысления событий революции.
Соотношение конкретно-исторического и условно
символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее
герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации,
ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и
многозначность финала поэмы. Авторская позиция и
способы ее выражения в поэме.

Практическое занятие:
Анализ стих. «Россия». «Незнакомка», глав поэмы «Двенадцать». Сочинение по
творчеству А. А. Блока
Домашняя работа:
Выучить наизусть стих. Блока (на выбор), чтение статьи учеб. стр. 97-100.

1

3

31

Содержание учебного материала:
57-58

1

59

2
3
4

Тема 3.13
В. В. Маяковский

5

Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка
и
немножко
нервно»,
«Лиличка!»,
«Юбилейное»,
«Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о
поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор
трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней
лирике. Поэт и революция, пафос революционного
переустройства мира. Новаторство Маяковского
(ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность,
пластика образов, неожиданные метафоры, необычность
строфики и графики стиха). Особенности любовной
лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы
художника и времени. Сатирические образы в
творчестве Маяковского.

Практическое занятие:
Анализ художественных средств вступления к поэме «Во весь голос».
Содержание учебного материала:
1
Тема 3.14
С. А. Есенин
60-61

2

Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не
бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь
уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не
жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская»
(указанные стихотворения являются обязательными для
изучения).

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК3,
ОК7

2
ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4,
ОК5

32

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке
Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная
3
жидкая лунность…» (возможен выбор трех других
стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской
лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в
лирике особой связи природы и человека. Цветопись,
сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое
4
в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого
бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа,
музыкальность лирики Есенина.
Практическое занятие:
Анализ стих. «Не ходить, не мять в кустах багряных…». Сочинение по
творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.
Домашняя работа:
Выучить наизусть (на выбор), чтение статьи учеб. стр. 243-246.
Наизусть стихотворение

2

Содержание учебного материала:
1

62-63

2

Тема 3.15
А. А. Ахматова
3

4

Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала
руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические
рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная
земля»
(указанные
стихотворения
являются
обязательными для изучения).
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…»,
«Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух
других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих
переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и
гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность
интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК3

33

литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
5

6

Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия
поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного
горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа
исторической памяти над забвением как основной пафос
“Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы,
роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Практическое занятие:
Анализ стихотворений «песня последней встречи», «Сжала руки под темной
вуалью…».
Домашняя работа:
Чтение статьи учеб. стр. 292-306. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.
Содержание учебного материала:

Тема 3.16
М. А. Булгаков

64-65

1

66

2

3

4

5

Жизнь и творчество.
Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из
романов – по выбору).
История создания романа. Своеобразие жанра и
композиции. Развитие традиций русской классической
литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образовперсонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта,
сатирическое начало и лирические раздумья повествователя
в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема
нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.
Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается
один из романов – по выбору).
История создания и публикации романа. Своеобразие
жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая
широта и сатирическое начало в романе. Сочетание
реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы

1

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК6

34

Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в
романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа.
Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема
нравственного выбора в романе. Изображение любви как
высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы
художника. Смысл финальной главы романа.
Практическое занятие:
Выбор «крылатых фраз» из романа «Мастер и Маргарита». Сочинение по творчеству
М. А. Булгакова.
Домашняя работа:
Чтение глав романа «Мастер и Маргарита», статьи учеб. стр. 428-430.
Содержание учебного материала:
67-68

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического
повествования. Сложность авторской позиции. Система
образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы
донского казачества. Глубина постижения исторических
процессов в романе. Изображение гражданской войны
как общенародной трагедии. Тема разрушения
семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория
3
Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные"
темы в романе: человек и история, война и мир,
личность и масса. Утверждение высоких человеческих
ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе.
Смысл финала. Художественное своеобразие романа.
Язык прозы Шолохова.
Профессионально ориентированное содержание
Сравнительный анализ тематики и проблематики эпических и драматических
произведений как элемент аналитической деятельности в профессии технологического
профиля
69-70

Тема 3.17
М. А. Шолохов

1

2

2

ОК4

35

Практическое занятие:
Анализ рассказа «Родинка», глав кн.2 ч. 3 романа «Тихий Дон».

4

Домашняя работа:
Чтение глав романа «Тихий Дон», статьи учеб. стр. 65-79. Сочинение по роману М. А.
Шолохова “Тихий Дон”. Составление «карты памяти».
Раздел 4 ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX века

Тема 4.2
Обзор русской
литературы второй
половины XX века

Содержание учебного материала:
Великая Отечественная война и ее художественное
осмысление в русской литературе и литературах других
народов России. Новое понимание русской истории.
Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы.
Литературно-художественные журналы, их место в
общественном
сознании.
«Лагерная»
тема.
1
«Деревенская» проза. Постановка острых нравственных
и социальных проблем (человек и природа, проблема
исторической памяти, ответственность человека за свои
поступки, человек на войне). Обращение к народному
сознанию в поисках нравственного идеала в русской
литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем
русской лирики (темы любви, гражданского служения,
2
единства человека и природы).
Практическое занятие:

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4

-

Домашняя работа
Чтение статьи учеб. стр. 123-132.
Содержание учебного материала:
Тема 4.3
А. Т. Твардовский

1
71-72

2

Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном
завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб

36

3

4

вины…»
(указанные
стихотворения
являются
обязательными для изучения).
Стихотворения:
«Дробится
рваный
цоколь
монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других
стихотворений).
Исповедальный
характер
лирики
Твардовского.
Служение народу как ведущий мотив творчества поэта.
Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской
традиции в творчестве поэта.

Практическое занятие:
Анализ главы поэмы «По праву памяти» («Сын за отца не отвечает»).

10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК7

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09

Содержание учебного материала:

73-74

1

Жизнь и творчество (обзор).
1

Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести.
3
Проблема русского национального характера в
контексте трагической эпохи.
Профессионально ориентированное содержание
«Читая - размышляем…»: аналитическая беседа по произведениям художественной
литературы конца 1980 - 2000-х. Определение роли художественной литературы для
специалиста технологического профиля
Практическое занятие:
2

Тема 4.5
А. И. Солженицын

Анализ главы из книги «Колымские рассказы». В.Шаламова

ОК7
1

Домашняя работа:
Чтение статьи учеб. стр. 161-163

37

Содержание учебного материала:
1

2

Тема 4.7
В. В. Быков

Повесть «Сотников».
Нравственная проблематика произведения. Образы
Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести.
Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская
позиция и способы ее выражения в произведении.
Мастерство психологического анализа.

Практическое занятие:
Анализ эпизодов «Поведение героев при аресте», «Казнь Сотникова».

Тема 4.8
Обзор литературы
последнего
десятилетия
Дифференцированный
зачёт

Домашняя работа:
Чтение повести В. Быкова «Дожить до рассвета».
Самостоятельная работа
Анализ эпизода
Содержание учебного материала:
Основные тенденции современного литературного
1
процесса.
Постмодернизм. Последние публикации в журналах,
отмеченные премиями, получившие общественный
резонанс, положительные отклики в печати.
76
2
Самостоятельная работа
Творческие работы
Профессионально ориентированное содержание
«Практикум: начинающие литературоведы»: аналитическая работа с текстами в минигруппах (по заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно извлечь из
произведений современной литературы специалистам технологического профиля,
живущим в XXI в»
Дифференцированный зачёт:
Объём образовательной нагрузки, ч.

1

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК7

1

ПРб 05 ПРб
06, ПРб 07,
ПРб 08, ПРб
10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09
ОК4

2

76

38

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует кабинета теоретического обучения по
русскому языку и литературе.
Оборудование учебного кабинета:
1. Стол учительский - 1 шт.
2.Стул учительский - 1 шт.
3.Парты ученические – 15 шт.
4.Стул ученический – 30 шт.
5. Классная доска.
6.Мультимедийный проектор – 1 шт.
7. Экран – 1 шт.
8. Компьютер -1 шт.
9. Принтер-1шт.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1.
Рус
ская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л.
В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017
2.
Рус
ская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.] ; под редакцией
Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017
Интернет ресурсы:
1. https://mx3.urait.ru/uploads/pdf_review/177FDEAB-9A55-4B17-87D3B8D4E3A71CB5.pdf

2.

https://multiurok.ru/files/semionov-a-n-russkaia-literatura-v-voprosakh-i-otv.html

3.
https://infourok.ru/rabochaya-programma-kursa-po-vyboru-russkaya-literatura-vvoprosah-i-otvetah-fgos-soo-5221107.html
4.
https://knigid.ru/16085-galina-romanova-russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-ttom-1-xix-vek.html

5.
https://kpfu.ru/staff_files/F127876106/Lekciya_1_Pedagogicheskaya_kompetentnost_i_p
edagogicheskoe_masterstvo.pdf
6.

http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/5947/1/mon00069.pdf

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Формы и методы оценки

ОК.01
ОК.02

Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
76 ÷ 89
60 ÷ 75
менее 60

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине,
обеспечивает организацию и проведение завершающей аттестации и текущего контроля
демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль
проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Формы и методы текущего
контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным
учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.
Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблица).
Раздел
Основные
Результаты
(тема)
показатели
Формы и методы
(освоенные умения,
учебной
результатов
контроля
усвоенные знания)
дисциплины
подготовки

40

Раздел 1.
Литература
первой
половины
XIX века

- Умеет:
пользоваться справочной и
учебной литературой
- Знает: принцип
сопоставления
художественной манеры
писателей одного
литературного направления
Обладает навыками анализа
лирического стихотворения

Раздел 2
Литература
второй
половины
XIX века

Умеет: писать сочинение на
заданную тему
Обладает навыками анализа
эпизода эпического
произведения
Умеет составить тезисы и
конспект критической статьи

Раздел 3.
Литература
первой
половины
XX века

Умеет выделить основные
черты литературного
направления
Обладает навыками
сопоставления литературных
течений
Знает отражение взаимосвязи
человека и эпохи в
литературе

Раздел 4.
Литература
второй
половины
XX века

Умеет соотносить
художественную литературу
с общественной жизнью и
культурой; раскрыть
конкретно-историческое и
общечеловеческое
содержание
изученных литературных
произведений.
Обладает навыками
выявления «сквозных» тем и
ключевых проблем русской
литературы, соотношений
произведения с
литературным направлением
эпохи.

Нахождение
необходимой
информации в
учебной и
справочной
литературе.
Выполнение
задания
по заданному
алгоритму.
Логически
последовательное
изложение
материала на
предложенную
тему
Нахождение и
выделение главной
мысли текста и
подбор аргументов
для ее
доказательств
Работа с
критическими
статьями по
заданному плану
Индивидуальные
творческие
работы по анализу
особенностей
художественного
мастерства одного
из представителей
литературы
первой половины
XX века
Выразительное
чтение
фрагментов
изучаемого
произведение в
соответствии с
орфоэпическими
нормами
Написание
рецензий на
прочитанные
произведения и
сочинений разных
жанров на
литературные
темы.

Контрольная работа в
форме тестирования.
Анализ лирического
стихотворения
Чтение наизусть

Сочинение на
литературную тему
Конспектирование
литературоведческой
статьи
Зачет по литературе
второй половины
XIX века

Контрольная работа
по определению
выразительных
средств
художественного
произведения
Чтение наизусть
стихотворений
поэтов «серебряного
века»

Рецензия на
прочитанное
произведение
Итоговое сочинение
по литературе XX
века

41

Аргументировано
формулировать свое
отношение к прочитанному
произведению;

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».