Приложение 01 09.02.07 к программе по специальности СПО Информационные системы и программирование Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАССМОТРЕНО Руководитель ЦК ___________________ «_____»____________________20____г. УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УМР _____________________И.А. Григорян «_____»____________________20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК» Сухой Лог 2023 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1547 (ред. от 17.12.2020, 01.09.2022)). Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2016 N 44946. Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Московских А. И., высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины …………………………………………… 2.Структура и содержание учебной дисциплины………………………………………. 3. Условия реализации программы учебной дисциплины……………………………… 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ……………………. 4 9 25 26 3 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы 1.2 Планируемые результаты освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках."; В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб). 4 Синхронизации личностных, метапредметных и предметных результатов с ОК в рамках учебной дисциплины Наименование ОК Наименование личностных и метапредметных результатов согласно ФГОС СОО ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного ОК 01. Выбирать способы сознания, осознание своего места в решения задач поликультурном мире; профессиональной ЛР13. Осознанный выбор будущей деятельности, профессии и возможностей реализации применительно к различным собственных жизненных планов; контекстам. отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Наименование предметных результатов согласно ФГОС СОО ПРб 01. Сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. МР4 Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; ПРб 02. Владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ЛР9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной ПРб 03. Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной 5 деятельности; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. деятельности, поликультурном МР9 Владение навыками познавательной общении; рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; ЛР6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и ПРб 04. Владение сотрудничать для их достижения, навыками способность противостоять идеологии проектной экстремизма, национализма, ксенофобии, деятельности и дискриминации по социальным, исторической религиозным, расовым, национальным реконструкции с признакам и другим негативным привлечением социальным явлениям; различных источников ЛР7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, ПРб.04. Владение взрослыми в образовательной, навыками общественно полезной, проектной учебно-исследовательской, проектной и деятельности и других видах деятельности; исторической МР2 Умение продуктивно общаться и реконструкции с взаимодействовать в процессе совместной привлечением деятельности, учитывать позиции других различных участников деятельности, эффективно источников разрешать конфликты; МР8 Владение языковыми средствами умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; ЛР6. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, ПРб 05. Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической 6 религиозным, расовым, национальным тематике. ОК 06. Проявлять признакам и другим негативным ПРб 01. гражданско-патриотическую социальным явлениям; Сформированность позицию, демонстрировать осознанное поведение на ЛР7. Навыки сотрудничества со представлений о основе традиционных сверстниками, детьми младшего возраста, современной общечеловеческих взрослыми в образовательной, исторической ценностей, применять общественно полезной, науке, ее стандарты учебно-исследовательской, проектной и специфике, антикоррупционного других видах деятельности; методах поведения. исторического МР2 Умение продуктивно общаться и познания и роли в взаимодействовать в процессе совместной решении задач деятельности, учитывать позиции других прогрессивного участников деятельности, эффективно развития России в разрешать конфликты; глобальном мире МР8 Владение языковыми средствами - ПРб 02. Владение умение ясно, логично и точно излагать комплексом свою точку зрения, использовать знаний об истории адекватные языковые средства; ЛР1 Российскую гражданскую России и идентичность, патриотизм, уважение к человечества в своему народу, чувства ответственности целом, перед Родиной, гордости за свой край, представлениями свою Родину, прошлое и настоящее об общем и многонационального народа России, особенном в уважение государственных символов мировом (герб, флаг, гимн); историческом процессе; ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния ОК07. Содействовать социально-экономических процессов на сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, состояние природной и социальной среды; приобретение опыта применять знания об эколого-направленной деятельности; изменении климата, МР 07. Умение самостоятельно оценивать принципы бережливого и принимать решения, определяющие производства, эффективно стратегию поведения, с учетом действовать в чрезвычайных гражданских и нравственных ценностей ситуациях; ОК8. Использовать средства физической культуры для ПРб 03. Сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении ПРб.05. 7 сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР 11. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; Сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. ПР 04. Владение навыками проектной МР8 Владение языковыми средствами - деятельности и умение ясно, логично и точно излагать исторической свою точку зрения, использовать реконструкции с привлечением адекватные языковые средства; различных источников; 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Объем образовательной программы учебной дисциплины 78 Основное содержание 70 в том числе: теоретическое обучение практические занятия (если предусмотрено) Профессионально ориентированное содержание в том числе: теоретическое обучение 20 лабораторные занятия (если предусмотрено) практические занятия (если предусмотрено) консультации 50 2 Промежуточная аттестация проводится в форме (экзамен) Экзамены 6 9 2.2. Сводный тематический план дисциплины № раз-делов Раздел 1. Тема 1.1. Тема 1.2. Тема 1.3. Тема 1.4. Тема 1.5. Тема 1.6. Тема 1.7. Тема 1.8. Раздел 2. Тема 2.1. Тема 2.2. Тема 2.3. Тема 2.4. Тема 2.5 Тема 2.6. Тема 2.7. Тема 2.8. Тема 2.9. Тема 2.10. Тема 2.11. Раздел 3 Наименование разделов и тем Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический) Официально-деловой стиль Публицистический стиль Культура публичной речи Основные особенности устной и письменной речи Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Язык художественной литературы Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции Русский язык в современном мире Понятие о системе языка Культура речи. Языковая норма Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Лексические нормы. Грамматические нормы. Орфографические нормы Пунктуационные нормы. Нормативные словари современного русского языка и справочники Лингвистический анализ текстов Объем образовательной Макс нагрузки учебн. нагрузка Всего ТО ЛПЗ КР 3 1 2 3 1 2 3 3 2 1 1 2 2 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 2 3 2 1 2 2 3 1 2 3 3 3 3 1 1 2 2 2 2 3 1 2 3 1 2 2 1 1 Развитие речи 10 Тема 3.1 Тема 3.2 Тема 3.3 Тема 3.4 Тема 3.5 Тема 3.6 Сложное предложение Сложносочинённое предложение Сложноподчинённое предложение Бессоюзное сложное предложение Сложное предложение с различными видами связи Чужая речь Итого по дисциплине 3 1 2 2 2 2 2 3 1 2 3 1 2 3 70 1 20 2 50 11 2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся № урока 1 2 Раздел 1. Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Содержание учебного материала 1 Тема 1.1. Речевое 1 общение 2 3 2 3 Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая ситуация и ее компоненты Практическая работа 1 §2, стр 17 Язык и речь 2 Упражнение 1, страница 26 Профессионально ориентированное содержание Значение русского языка при освоении профессий и специальностей СПО технологического профиля. Тема 1.2. Содержание учебного материала Объем часов 3 Коды общих компетенций и личностных, метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы 4 ПРб 02, ЛР 01, ЛР 13, Р 02, МР 04, ОК1 1 Рб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК4 1 1 ПРб 02, ЛР 01, ЛР 13, МР 02, МР 04, ОК1 ПРб 02, ПРб 03, ЛР Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический) 4 1 Научный стиль, сферы его использования, назначение. 2 Признаки научного стиля. Содержание учебного материала 3 Разновидность научного стиля. 4 5 5 6 7 2 3 Тема 1.3 Официально-деловой стиль Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. 1 1 1 ЛР 01, ЛР 07, МР 01, МР 02, ПРб.01, ПРб.02, ОК 02, ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 9, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 4.2 Содержание учебного материала 4 5 Формы и структуры делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме. Практическая работа 8 9 1 2 3 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, Р 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК9 Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Практическая работа ё 1 Упражнение 6, страница 34 2 Упражнение 7, страница 37 Содержание учебного материала 1 1 Редактирование служебных документов. Заявление. Редактирование служебных документов. Резюме. Редактирование служебных документов. Характеристика. Профессионально ориентированное содержание Исследование текстов профессиональной направленности на выявление существенных 1 1 ЛР 01, ЛР 07, МР 01, МР 02, ПРб.01, ПРб.02, ОК 02, 13 признаков синтаксических понятий и синтаксических единиц. ОК 03,ОК 04,ОК 05,ОК 9, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 4.2 Содержание учебного материала 1 Тема 1.4. Публицистический 10 стиль 2 3 Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля 1 Практическая работа 11 12 1 §7, страница 40 2 Упражнение 12 страница.42 Содержание учебного материала 1 Овладение культурой публичной речи. 2 13 Тема 1.5. 3 4 Культура публичной речи Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, 4ситуации и сферы общения. 1 1 1 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК3 ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 3.3, ПК 5.1, ПК 5.2, ПРб.01, ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7 Содержание учебного материала 14 Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи. 1 6 7 Содержание учебного материала 1 Основные особенности устной и письменной речи. Тема 1.6. Основные особенности устной и письменной речи 5 2 15 3 4 Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование). 1 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР 02, МР 04, МР 08, МР 09, ОК5 14 Практическая работа 16 17 1 Упражнение 39, стр.82 2 Упражнение 40, стр.82 Содержание учебного материала 1 Тема 1.7. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). 18 2 3 Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др. Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров. 1 1 1 ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 3.3., ПК 5.1., ПК 5.2., ПРб.01., ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7 Практическая работа 19 20 1 2 Упражнение 4, стр. 52 Упражнение 5, стр. 52 1 1 Содержание учебного материала 1 Тема 1.8. Язык 21 2 художественной литературы Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. 1 ОК 3,ПК 1.2,ПК 2.1,ПК 3.2,ЛР 01, МР 01,ПРб. 01 Практическая работа 22 1 §7, стр 43-48 1 23 2 Упражнение 15, стр.48 1 Раздел 2. Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции Тема 2.1. Содержание учебного материала ОК 5, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.2, ЛР 07, МР 04, МР 08, ПРб. 03 ПРб 02, 15 Русский язык в современном мире 24 1 Русский язык в современном мире. 2 Русский язык в Российской Федерации. Содержание учебного материала 3 Русский язык в кругу языков народов России. 4 1 ЛР 01, ЛР 04, МР 02, МР 04, ОК5 Влияние русского языка на становление и развитие других языков России. Практическая работа 25 26 1 Упражнение 1, стр.11 2 Упражнение 2, стр.11 Содержание учебного материала 1 Тема 2.2 Понятие о системе языка 2 3 1 1 Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Текст и его место в системе языка и речи. Особенности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка. ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК9 Практическая работа 27 28 1 Упражнение 4, стр.12 2 Упражнение 5, стр.12 Содержание учебного материала 1 29 Тема 2.3. Культура речи. 2 Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. 1 1 1 ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 3.3., ПК 5.1., ПК 5.2., ПРб.01., ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7 Практическая работа 30 31 Тема 2.4. Языковая норма 1 §8, стр 50 2 Упражнение 17, стр.56 Содержание учебного материала 1 Языковая норма и ее основные особенности. 2 Основные виды языковых норм: орфоэпические, 1 1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, 16 лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. ПРб 04, ОК5 Практическая работа 32 33 34 Тема 2.5. Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. 1 #11 Упражнение 1, стр.67 2 #11 Упражнение 2, стр.67 Содержание учебного материала 1 Роль орфоэпии в устном общении. 2 Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. 1 1 1 ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 3.3., ПК 5.1., ПК 5.2., ПРб.01., ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7 3 Содержание учебного материала 4 5 6 Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения. Практическая работа 35 36 1 §13, страница 78 2 Упражнение 38, страница 79 Содержание учебного материала 1 Тема 2.6. Лексические нормы. 37 2 Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. 1 1 1 Практическая работа 38 1 39 2 §15, страница 89 Упражнение 44, страница 93 Профессионально ориентированное содержание Лексический и фразеологический анализ терминов, профессионализмов и фразеологизмов профессий и ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13, МР 08, МР 09, ОК9 1 1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 17 специальностей технологического профиля СПО. Наблюдение над функционированием лексических единиц в речи. Выработка навыков составления текстов (устных и письменных) с лексемами профессиональной сферы употребления. Составление связного высказывания на профессиональную тему 03, ЛР 07, ЛР13, МР 08, МР 09, ОК9 Содержание учебного материала 1 Нормативное употребление форм слова. 2 40 3 Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. 1 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК5 4 5 Содержание учебного материала Тема 2.7. Грамматические нормы. 6 7 Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. Практическая работа 41 42 Тема 2.8. Орфографические нормы 43 1 §28, страница 136 2 Упражнение 85, страница 139 Содержание учебного материала 1 Разделы русской орфографии и основные принципы написания: - правописание морфем; - слитные, дефисные и раздельные написания; - употребление прописных и строчных букв; - правила переноса слов; - правила графического сокращения слов. 1 1 1 МР 02, МР 08, МР 09, ОК5 Практическая работа 44 1 #28, 29 Упражнение 1, стр. 112 1 18 45 2 1 2 #28, 29 Упражнение 2, стр. 112 Профессионально ориентированное содержание Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО технологического профиля Распределение терминов специальностей технологического профиля СПО по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. Выработка навыка образования слов с помощью словообразовательных моделей и способов словообразования 1 МР 02, МР 08, МР 09, ОК5 Содержание учебного материала 1 Принципы русской пунктуации. Тема 2.9 Пунктуационные нормы. 46 Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри 2 простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный признак, передающий 3 смысловое членение текста. 1 ЛР 04, ЛР 07, МР 04, ПРб.02, ОК 05, ОК 10, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 4.2 Практическая работа 47 48 Тема 2.10. Нормативные словари современного русского языка и справочники 49 1 Упражнение 158, страница 256 2 Упражнение 160 стр. 267 Содержание учебного материала 1 2 Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. Соблюдение норм литературного языка в речевой 1 1 1 МР 08, МР 09, ОК2 19 3 практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Содержание учебного материала 4 5 Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Использование нормативных словарей русского языка. Практическая работа Упражнение 190, страница 304 Упражнение 191, страница 306 50 51 1 1 Содержание учебного материала Тема 2.11. Лингвистический анализ текстов 52 1 Лингвистический анализ текстов функциональных разновидностей языка. различных Практическая работа 53 54 1 2 #10 Упражнение 1, стр. 53 #10 Упражнение 1, стр. 53 Профессионально ориентированное содержание Информационная переработка текстов профессиональной направленности. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на профессиональную по специальностям технологического профиля Раздел 3 Развитие речи Тема 3.1. Развитие речи 1 Содержание учебного материала 1 Сочинение – рассуждение. 2 Анализ стихотворения Н.А Некрасова «Элегия». 1 1 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК2, МР02, МР04, МР08, МР09 ПРб 02, ПРб 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, ОК2, МР02, МР04, МР08, МР09 ОК 5, ПК 1.2, ПК 2.1, ПК 3.2, ЛР 07, МР 04, МР 08, ПРб. 03 ПРб 02, ЛР 01, ЛР 04, МР 02, МР 04, ОК5 20 3 4 Изложение с элементами рассуждения.(Л.Н. Толстой «Война и мир» ) Сочинение. Человек на войне (по произведениям современной литературы) Содержание учебного материала 5 Тема 3.2 Сложное предложение 55 56 57 Рецензия на произведение о Великой Отечественной войне (по выбору обучающегося.). Содержание учебного материала 1 Понятие о сложном предложении. 2 Типы сложных предложений 1 2 Практические занятия: §51, стр. 321 Упражнение 202 стр. 324 1 1 1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК9 Содержание учебного материала 1 Понятие о сложносочинённом предложении. 2 Тема 3.3. Сложносочинённое предложение. 3 ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 3.3., ПК 5.1., ПК 5.2., ПРб.01., ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7 Практическая работа 58 1 Упражнение 203, страница 327 1 59 2 Упражнение 204, страница 329 1 Содержание учебного материала 1 Понятие о сложноподчинённом предложении. 2 Главная и придаточная части. 3 Подчинительные союзы и союзные слова Тема 3.4. Сложноподчинённое предложение Тема 3.5. Бессоюзное Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб 04, ОК5 Практическая работа 60 1 §53, страница 331 1 61 2 Упражнение 208, страница 335 1 Содержание учебного материала ОК 4, ОК 6, ОК 9, ПК 21 сложное предложение 1 62 2 3 Бессоюзное сложное предложение с перечислительными отношениями. Бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления и противопоставления. Бессоюзные сложные предложения с причинно-следствеными отношениями 63 1 Практическая работа §55, страница 351 64 2 Упражнение 213, страница 353 1 1 1 3.3., ПК 5.1., ПК 5.2., ПРб.01., ЛР 01, 04, 06, МР 2, 8, 6. 7 Содержание учебного материала Тема 3.6. Сложное предложение с различными видами связи 65 1 Знаки препинания в предложении с различными видами связи 1 66 1 Практическая работа §56, страница 358 67 2 Упражнение 218, страница 360 68 Содержание учебного материала 1 Способы передачи чужой речи. 2 Знаки препинания при прямой речи. 3 Диалог. 4 Знаки препинания при цитатах. Практическая работа 69 1 §58, страница 367 1 70 2 Упражнение 222, страница 369 1 Тема 3.7. Чужая речь Консультации Промежуточная аттестация (экзамен) Всего: 1 1 1 ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ЛР 07, ЛР13, МР 08, МР 09, ОК9 ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб 02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09, ОК5 2 6 78 22 3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Материально-техническое обеспечение Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русского языка». 1. Стол учительский - 1 шт. 2.Стул учительский - 1 шт. 3.Парты ученические – 15 шт. 4.Стул ученический – 30 шт. 5. Классная доска. 6.Мультимедийный проектор – 1 шт. 7. Экран – 1 шт. 8. Компьютер -1 шт. 9. Принтер-1шт. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Лобачева, Н. А.Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017 2. Лобачева, Н. А.Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021 3. Лобачева, Н. А.Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021 4. Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 17-е изд., испр. – М.: ACADEMIA, 2021 – 496 с.. Дополнительные источники: 4. Русский язык и культура речи: учебник для среднего профессионального образования / Г. Я. Солганик, Т. И. Сурикова, Н. И. Клушина, И. В. Анненкова ; под редакцией Г. Я. Солганика. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 239 с. 5. Антонова, Е.С., Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи [Текст]: учеб. для студентов среднего профессионального образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: ACADEMIA, 2012г. – 320 с. Интернет ресурсы: 1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru 2. Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы http://gramota.ru/book/ritorika/ 3. Газета «Литература» и сайт для учителей «Я иду на урок литературы» http://lit.1september.ru 4. Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения ОК 1. Формы и методы оценки Контрольная работа в форме тестирования. Анализ лирического стихотворения Чтение наизусть ОК 05. Сочинение на литературную тему Конспектирование литературоведческой статьи. Зачет по литературе второй половины XIX века Выполнение творческих заданий на патриотическую тему. Оценка устных и письменных ответов Анализ творческих работ СР по написанию заявления, резюме, счетов различного вида и др. ОК 06. Сообщения-рассуждения, устный ответ, письменный анализ текста ОК 07 Сообщения-рассуждения, устный ответ, письменный анализ текста ОК 2. ОК 4. ОК 08 ОК 09 Индивидуальные творческие работы Отзыв, рецензия, сопоставление различных точек зрения Индивидуальные творческие работы Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 76 ÷ 89 60 ÷ 75 менее 60 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно 24