Приложение 24
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ»
Сухой Лог
2024
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Вехова Елена Анатольевна, преподаватель
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.03 ЭКОЛОГИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.03 Экология» является обязательной частью математического
и общего естественно-научногоцикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
1.1.
Код ПК,
ОК
Умения
Знания
ОК 0111,
ПК 1.16.4
Анализировать и прогнозировать
экологические последствия
различных видов деятельности;
Осуществлять в общем виде
оценку антропогенного
воздействия на окружающую
среду с учетом специфики
природно-климатических
условий;
Грамотно реализовывать
нормативно-правовые акты при
работе с экологической
документацией
Принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания;
Условия устойчивого состояния
экосистем;
Принципы и методы рационального
природопользования;
Методы снижения хозяйственного
воздействия на биосферу;
Методы экологического регулирования;
Организационные и правовые средства
охраны окружающей среды.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в том числе в форме практической подготовки:
теоретическое обучение
34
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2
Всего
38
4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименовани
е разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Раздел 1. Теоретическая экология
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Общая
1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального
экология
природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за
сохранения жизни на Земле и экокультуры. Значение экологического образования для будущего
специалиста по производству изделий из полимерных композитов.
2.Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё для изготовления
изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и
готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. Альтернативные источники
энергии. Альтернативные источники сырья для изготовления изделий из полимерных композитов.
3.Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия
устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с
деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения.
В том числе, самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Промышленная экология
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Техногенное воздействие на окружающую среду на предприятиях химической промышленности.
Техногенное
Типы загрязняющих веществ. Особые и экстремальные виды загрязнений, возникающих при
воздействие
производстве изделий из полимерных композитов. Контроль экологических параметров, в том
на
окружающую числе с помощью программно-аппаратных комплексов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
среду
В том числе, самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.2
Охрана
Способы предотвращения и улавливания выбросов. Основные технологии утилизации газовых
воздушной
выбросов, возникающих при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для
среды
обезвреживания и очистки газовых выбросов.
5
Объем в
часах
Коды
компетенци
йи
личностных
результатов
6
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
6
16
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
4
2
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
Тема 2.3
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из
полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема
2.4 Содержание учебного материала
Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их
Твердые
полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов.
отходы
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.5
Экологическ Принципы размещения производств химической промышленности. Экологически-безопасные
ий
производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса
менеджмент
(выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья
промышленно производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности.
Ресурсопотребление при производстве изделий из полимерных композитов. Требования,
предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной
документацией.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Юридические Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии.
и
Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. Экологические права и
экономическ обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование.
ие аспекты
Лицензия. Договоры. Лимиты.
экологически Штрафы. Финансирование.
х основ
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
природополь- В том числе, самостоятельная работа обучающихся
зования
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
2 ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
Принципы
охраны
водной среды
6
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
2
-
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
6
10
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
4
6
ОК 01-11,
Экологическа Система экологического контроля при производстве изделий из полимерных композитов.
Мониторинг окружающей среды на предприятиях химической промышленности. Система
я
стандартизац стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический паспорт
ия и
предприятия.
паспортизаци В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе, самостоятельная работа обучающихся
я
Раздел 4. Международное сотрудничество
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Государствен
ные и
Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по
общественны предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции.
е
Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных
организации
ресурсов, использующихся на предприятиях химической промышленности.
по
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
предотвраще В том числе, самостоятельная работа обучающихся
нию
разрушающи
х
воздействий
на природу
Промежуточная аттестация
Всего:
7
ПК 1.1-6.4
4
2
2
ОК 01-11,
ПК 1.1-6.4
2
-
2
38
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмот рены следующие специальные
помещения: Кабинет № 34 «Экология»
ЕН.03 Экология
1.Доска меловая -1 шт. 2.Стол учительский – 1 шт. 3.Стул учительский – 1 шт.
4.Столы ученические – 15 шт. 5.Стулья ученические - 31 шт. 6.Компьютер-1 шт.7.Мультимедийный
проектор-1 шт. 8.Принтер-1 шт. 9..Стол для компьютера-1 шт. 10.. Интерактивная доска – 1 шт.
11.Учебно-наглядные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных
изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования / В.М. Константинов, Ю.Б.
Челидзе. – Москва: Академия, 2020. – 325 c.
2. Экологические основы природопользования / Н.Ю. Поломошнова, Э.Г. Имескенова, В.Ю.
Татарникова. – Санкт-Петербург: Лань, 2021. – 100 с.
3.2.2. Электронные издания
1. Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования : учебник для среднего
профессионального образования / О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 354 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10302-1.
— Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475572 (дата обращения: 31.10.2021).
2. Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования : учебное пособие для
среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 377 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-14131-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/475571 (дата обращения: 31.10.2021).
3. Кузнецов, Л. М. Экологические основы природопользования : учебник для среднего
профессионального образования / Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков ; под редакцией В. Е. Курочкина. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 304 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-05803-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/473270 (дата обращения: 31.10.2021).
4. Хван, Т. А. Экологические основы природопользования : учебник для среднего
профессионального образования / Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05092-9. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469436 (дата
обращения: 31.10.2021).
8
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
Принципы взаимодействия живых организмов и среды
обитания;
Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и
методы рационального природопользования;
Методы снижения хозяйственного воздействия на
биосферу;
Методы экологического регулирования;
Организационные и правовые средства охраны
окружающей среды.
Анализировать
и
прогнозировать
экологические
последствия различных видов деятельности;
Осуществлять в общем виде оценку антропогенного
воздействия на окружающую среду с учетом специфики
природно-климатических условий;
Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при
работе с экологической документацией
Умения
Анализировать и прогнозировать экологические
последствия различных видов деятельности;
Осуществлять в общем виде оценку антропогенного
воздействия на окружающую среду с учетом специфики
природно-климатических условий;
Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при
работе с экологической документацией
9
Критерии
оценки
Демонстрирует
полноту знаний
по освоенному
материалу
Методы
оценки
Результаты
выполнения
тестового
задания
Полнота
ответа, умение
применять
знания на
практике,
логичность
изложения
материла
Фронтальный
опрос