Приложение 21
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
Сухой Лог
2024
1
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация
техникум»
–
разработчик:
ГАПОУ
СО
«Сухоложский
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель
2
многопрофильный
СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
4
5
9
11
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательнойпрограммы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ 05 Психология общения» является обязательной частью
общего гуманитарного и социальноэкономического цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК Умения
Знания
ОК 01-06
применять техники и приемы
психологические основы
эффективного общения в
деятельности коллектива,
профессиональной деятельности
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности
организовывать работу коллектива и роли и ролевые ожидания в общении
команды;
техники и приемы общения, правила
взаимодействовать
с коллегами, слушания, ведения беседы,убеждения
руководством, клиентами в ходе
механизмы взаимопонимания в
профессиональной деятельности
общении
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов
этические принципы общения
1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 академических часов, в
том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 42 часов, в том числе в форме
практической подготовки: 16 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 2 часа;
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем часов
44
в том числе:
теоретическое обучение
26
лабораторные работы
-
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
16
контрольная работа
-
Самостоятельная работа 1
2
Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.
1
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Наименование разделов
и тем
1
Тема 1.1. Проблема
общения в психологии
и профессиональной
деятельности
Тема 1.2.
Психологические
особенности процесса
общения
Тема 1.3.
Интерактивная сторона
общения
Тема 1.4. Перцептивная
сторона общения
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Понятие и сущность общения. Общение как основа человеческого бытия.
Взаимосвязь общения и деятельности. Психологические, этические и социокультурные особенности процесса общения. Общение и социальные
отношения. Роли и ролевые ожидания в общении. Личность и общение.
Содержание учебного материала
1 Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный,
перцептивный. Структура, цели и функции общения. Классификация видов
общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Техники и
приёмы общения.
Содержание учебного материала
1 Понятие интеракции в процессе общения. Место взаимодействия в
структуре общения. Виды социальных взаимодействий. Трансактный
анализ Э. Берна. Трансакция – единица общения. Виды трансакций.
Механизмы процесса взаимодействия. Стратегия «контролёра» и стратегия
«понимателя». Открытость и закрытость общения.
2 Этапы общения: установление контакта, ориентация в ситуации,
обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта. Эффект
контраста и эффект ассимиляции. Формы управления: приказ, убеждение,
внушение, заражение. Манипулирование сознанием.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическое занятие 1
«Упражнения по построению схем трансакций»
Содержание учебного материала
1 Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. Социальный
6
Объем часов
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
2
ОК 01-11
2
2
ОК 01-11
2
6
ОК 01-11
2
2
2
2
2
2
ОК 01-11
Тема 1.5. Общение как
коммуникация
Тема 1.6.
Проявление
индивидуальных
особенностей личности
в деловом общении
Тема 1.7. Этика в
деловом общении
стереотип и предубеждение. Факторы превосходства. Привлекательности и
отношения к нам. Исследование эффектов восприятия человеком человека:
«эффект ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны».
Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия.
Теория каузальной атрибуции.
Содержание учебного материала
1 Средства, используемые в процессе передачи информации. Языки общения:
вербальный, невербальный. Коммуникативная тактика и стратегия.
Коммуникативные барьеры. Речевая деятельность. Виды речевой
деятельности. Понятие коммуникативной и языковой грамотности.
Культура и техника речи в сфере сервиса.
2 Психология речевой коммуникации. Управление впечатлением партнёра по
общению. Роль комплимента в общении. Техники ведения беседы. Техники
активного слушания. Техники налаживания контакта. Невербальное
общение. Основные группы невербальных средств общения: кинесика,
просодика, такесика и проксемика. Позы, жесты, мимика. Классификация
жестов.
Практические занятия
1 Практическое занятие 2
Публичное выступление
Содержание учебного материала
8
ОК 01-11
2
2
2
4
6
1 Общие сведения о психологии личности. Виды психических явлений:
психические процессы, психические состояния, психические свойства.
Основы психологии личности: психологическая структура личности,
темперамент, характер. Типология темперамента.
2 Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении.
Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая
культура специалиста. Психологические приёмы общения с клиентами,
коллегами и деловыми партнёрами.
Практические занятия
1 Практическое занятие 3
Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»
Содержание учебного материала
7
ОК 01-11
2
2
2
2
4
Тема 1.8. Конфликты в
деловом общении
1 Понятие этики общения. Общение и культура поведения. Понимание как
ближайшая цель общения. Моральные ценности общения. «Золотое
правило» этики как универсальная формула общения. Нравственные
ценности общения в сферах строительства, продаж и сервиса. олерантность
как принцип культурного общения. Вежливость и формы её проявления
Практические занятия
2
1 Практическое занятие 4
Самодиагностика «Ваш стиль делового общения»
Содержание учебного материала
2
1 Понятие конфликта. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
Предпосылка возникновения конфликта в процессе общения
2 Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностноэмоциональной сфере
3 Правила поведения в условиях конфликта. Предупреждение конфликтов в
сфере строительства, продаж и сервиса.
Практические занятия
1 Практическое занятие 5
Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»
2 Практическое занятие 6
Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах.
Самостоятельные работы
1 Самостоятельная работа № 1 Реферат: «Влияние толерантности на
разрешение конфликтной ситуации», эссе: "Как я преодолеваю конфликты"
Дифференцированный зачет
Всего:
8
2
12
ОК 01-11
2
2
2
4
2
2
2
2
2
44
ОК1-ОК11
3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Документационного обеспечения управления»
Оборудование учебного кабинета:
посадочных мест по количеству обучающихся;
доска классная;
рабочее место преподавателя;
комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа
проектор;
экран проекционный;
видеоматериалы.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Электронные издания
Основные источники:
1.
Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения : учебное пособие / Г.Р.
Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 240 с.
2.
Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С.
Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с.
3. Шеламова Г.М. Психология общения: учебник / Г.М. Шеламова. – Москва:
Академия, 2020. – 128 с.
Дополнительные источники:
1 Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С.
Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.
2 Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - 2-e изд. - М.:
ИНФРА-М, 2007. - 295 с.
9
3.2.2 Электронные ресурсы
1. Популярный сайт по различным вопросам психологии. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.psyhology.ru / 15
2. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.i.com.ua/~ irenna.ru3.
3. Психология общения: конфликты и гармония [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.progressman.ru
4. Психология общения: социальные коммуникации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.nauchenie.narod.ru
10
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Критерии оценки
Формы
оценки
и
методы
Оперирует
основными
понятиями
психологии
общения, правильно и
точно описывает методики
и
техники
убеждения,
слушания,
способы
разрешения конфликтных
ситуаций
Оценка
решений
творческих задач
Тестирование
Анализ
ролевых
ситуаций
Демонстрирует владение
техниками
и
приемам
эффективного общения,
Разрешает
смоделированные
конфликтные ситуации
Демонстрирует владение
приемами саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения
Анализ
ролевых
ситуаций
Оценка
решений
творческих задач
Знания:
психологические
основы
деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности
роли и ролевые ожидания в
общении
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения
механизмы взаимопонимания в
общении
источники, причины, виды и
способы
разрешения
конфликтов
этические принципы общения
Умения:
применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной
деятельности
организовывать
работу
коллектива
и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности
11