Приложение 21 к ОПОП по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ Сухой Лог 2024 1 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г Организация техникум» – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель 2 многопрофильный СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 4 5 9 11 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы: Учебная дисциплина «ОГСЭ 05 Психология общения» является обязательной частью общего гуманитарного и социальноэкономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Умения Знания ОК 01-06 применять техники и приемы психологические основы эффективного общения в деятельности коллектива, профессиональной деятельности психологические особенности личности; основы проектной деятельности организовывать работу коллектива и роли и ролевые ожидания в общении команды; техники и приемы общения, правила взаимодействовать с коллегами, слушания, ведения беседы,убеждения руководством, клиентами в ходе механизмы взаимопонимания в профессиональной деятельности общении источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов этические принципы общения 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 44 академических часов, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 42 часов, в том числе в форме практической подготовки: 16 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 2 часа; 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 44 в том числе: теоретическое обучение 26 лабораторные работы - практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 16 контрольная работа - Самостоятельная работа 1 2 Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 1 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1. Проблема общения в психологии и профессиональной деятельности Тема 1.2. Психологические особенности процесса общения Тема 1.3. Интерактивная сторона общения Тема 1.4. Перцептивная сторона общения Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Понятие и сущность общения. Общение как основа человеческого бытия. Взаимосвязь общения и деятельности. Психологические, этические и социокультурные особенности процесса общения. Общение и социальные отношения. Роли и ролевые ожидания в общении. Личность и общение. Содержание учебного материала 1 Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Структура, цели и функции общения. Классификация видов общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Техники и приёмы общения. Содержание учебного материала 1 Понятие интеракции в процессе общения. Место взаимодействия в структуре общения. Виды социальных взаимодействий. Трансактный анализ Э. Берна. Трансакция – единица общения. Виды трансакций. Механизмы процесса взаимодействия. Стратегия «контролёра» и стратегия «понимателя». Открытость и закрытость общения. 2 Этапы общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта. Эффект контраста и эффект ассимиляции. Формы управления: приказ, убеждение, внушение, заражение. Манипулирование сознанием. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическое занятие 1 «Упражнения по построению схем трансакций» Содержание учебного материала 1 Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. Социальный 6 Объем часов Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 2 ОК 01-11 2 2 ОК 01-11 2 6 ОК 01-11 2 2 2 2 2 2 ОК 01-11 Тема 1.5. Общение как коммуникация Тема 1.6. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении Тема 1.7. Этика в деловом общении стереотип и предубеждение. Факторы превосходства. Привлекательности и отношения к нам. Исследование эффектов восприятия человеком человека: «эффект ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны». Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Теория каузальной атрибуции. Содержание учебного материала 1 Средства, используемые в процессе передачи информации. Языки общения: вербальный, невербальный. Коммуникативная тактика и стратегия. Коммуникативные барьеры. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Понятие коммуникативной и языковой грамотности. Культура и техника речи в сфере сервиса. 2 Психология речевой коммуникации. Управление впечатлением партнёра по общению. Роль комплимента в общении. Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Невербальное общение. Основные группы невербальных средств общения: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Позы, жесты, мимика. Классификация жестов. Практические занятия 1 Практическое занятие 2 Публичное выступление Содержание учебного материала 8 ОК 01-11 2 2 2 4 6 1 Общие сведения о психологии личности. Виды психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы психологии личности: психологическая структура личности, темперамент, характер. Типология темперамента. 2 Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая культура специалиста. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами. Практические занятия 1 Практическое занятие 3 Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность» Содержание учебного материала 7 ОК 01-11 2 2 2 2 4 Тема 1.8. Конфликты в деловом общении 1 Понятие этики общения. Общение и культура поведения. Понимание как ближайшая цель общения. Моральные ценности общения. «Золотое правило» этики как универсальная формула общения. Нравственные ценности общения в сферах строительства, продаж и сервиса. олерантность как принцип культурного общения. Вежливость и формы её проявления Практические занятия 2 1 Практическое занятие 4 Самодиагностика «Ваш стиль делового общения» Содержание учебного материала 2 1 Понятие конфликта. Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Предпосылка возникновения конфликта в процессе общения 2 Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностноэмоциональной сфере 3 Правила поведения в условиях конфликта. Предупреждение конфликтов в сфере строительства, продаж и сервиса. Практические занятия 1 Практическое занятие 5 Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность» 2 Практическое занятие 6 Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах. Самостоятельные работы 1 Самостоятельная работа № 1 Реферат: «Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации», эссе: "Как я преодолеваю конфликты" Дифференцированный зачет Всего: 8 2 12 ОК 01-11 2 2 2 4 2 2 2 2 2 44 ОК1-ОК11 3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационного обеспечения управления» Оборудование учебного кабинета: посадочных мест по количеству обучающихся; доска классная; рабочее место преподавателя; комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине; нормативно-законодательная документация; Технические средства обучения: компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор; экран проекционный; видеоматериалы. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Электронные издания Основные источники: 1. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения : учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 240 с. 2. Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. 3. Шеламова Г.М. Психология общения: учебник / Г.М. Шеламова. – Москва: Академия, 2020. – 128 с. Дополнительные источники: 1 Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с. 2 Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с. 9 3.2.2 Электронные ресурсы 1. Популярный сайт по различным вопросам психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyhology.ru / 15 2. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.i.com.ua/~ irenna.ru3. 3. Психология общения: конфликты и гармония [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.progressman.ru 4. Психология общения: социальные коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nauchenie.narod.ru 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Критерии оценки Формы оценки и методы Оперирует основными понятиями психологии общения, правильно и точно описывает методики и техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций Оценка решений творческих задач Тестирование Анализ ролевых ситуаций Демонстрирует владение техниками и приемам эффективного общения, Разрешает смоделированные конфликтные ситуации Демонстрирует владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Анализ ролевых ситуаций Оценка решений творческих задач Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности роли и ролевые ожидания в общении техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения механизмы взаимопонимания в общении источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов этические принципы общения Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности 11