Приложение 18 к ОПОП по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.02 История Сухой Лог, 2024 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г. Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, высшая квалификационная категория 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 3 6 15 18 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ 1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09. Освоение учебной дисциплины компетенций (по ФГОС СПО): способствует формированию общих ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины Целью учебной дисциплины является формирование представлений об истории России как истории Отечества, ее основных вехах, а также воспитание базовых национальных ценностей уважения к истории, культуре, традициям. Дисциплина имеет также историко-просвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов. Актуальность учебной дисциплины ОГСЭ.02 История заключается в её практической направленности на реализацию единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Дисциплина 4 способствует формированию патриотизма и гражданственности как важнейших направлений воспитания обучающихся. В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие умения и знания: Коды Умения Знания ОК, ПК ОК 01, Должен уметь: Должен знать: ОК 02, выделять факторы, ключевые события, ОК 03, определившие уникальность основные даты и исторические ОК 04, становления духовно- этапы развития России до ОК 05, нравственных ценностей в настоящего времени; ОК 06, России; выдающихся деятелей ОК 09 анализировать, отечественной истории, характеризовать, выделять внесших значительный вклад в причинно-следственные связи социально-экономическое, и пространственно-временные политическое и культурное характеристики исторических развитие России; событий, явлений, процессов с традиционные времен образования российские духовноДревнерусского государства до нравственные ценности; настоящего времени; роль и значение России в анализировать современном мире историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научно обоснованного понимания прошлого и настоящего России; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига российского народа по защите Отечества; демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории; демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Российского государства 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы курса Объем в часах 46 в т.ч. в форме практической подготовки - самостоятельной работа 2 в т. ч.: теоретическое обучение 46 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 2 6 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 1 2 3 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 1. «Россия – священная наша держава» Содержание учебного материала История гимна и флага России. Становление духовных основ России. Место и роль России в мировом сообществе. Содружество народов России и единство российской цивилизации. Пространство России и его геополитическое, экономическое и культурное значение. Российские инновации и устремленность в будущее Тема 2. От Руси до Содержание учебного материала России: выбор Экспансия католичества против православия. Русь и Орда. Агрессия пути, обретение Запада: Невская битва и Ледовое побоище. Александр Невский – выбор независимости и пути. Собирание русских земель вокруг Москвы. Обретение становление независимости Руси от Орды. Иван IV – Россия становится царством единого государства Тема 3. Смута и её Содержание учебного материала преодоление Земские соборы – народное представительство и волеизъявление. Причины, ход и последствия Смутного времени. 4 ноября – смысл Дня народного единства, как объединения народов России против внутреннего раскола и иностранной интервенции. Зарождение гражданского и патриотического самосознания в ходе народного ополчения Содержание учебного материала 7 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 4. Восстановление единства русского народа: объединение Великой и Малой Руси Тема 5. Пётр Великий. Строитель великой империи Тема 6. Екатерина II: продолжатель великих дел Петра I Тема 7. От победы над Наполеоном до Крымской войны Тема 8. империи Гибель Угнетение православных русских людей в составе Литвы, Польши, Речи Посполитой. Борьба запорожских казаков под руководством Богдана Хмельницкого за православную веру и единство с Россией. Спасение Малороссии Великой Россией: Земский собор 1653 г., Переяславская Рада 1654 г., Русско-польская война 1654-1667 гг. Содержание учебного материала Консолидация Петром I внутренних сил России с целью ее выхода на широкую мировую арену. Внутренние реформы для развития производительных сил страны и укрепления военной безопасности. Строительство великой империи: цена и результаты. Продолжение освоения Сибири и Дальнего Востока: история русских открытий в сравнении с колониальными захватами западных стран Содержание учебного материала Просвещённый абсолютизм в России. Решение национальных задач: присоединение Крыма, освоение Новороссии, воссоединение Правобережья Днепра и Белоруссии с Россией. Противоречия развития науки и культуры с существующим крепостным правом Содержание учебного материала Роль России в спасении Европы от экспансии наполеоновской Франции. Истоки патриотизма народов страны. Расширение границ и статуса великой державы России в первой половине XIX в. «Восточный вопрос». Крымская война, как попытка Запада нанести «стратегическое поражение» России. Память о героях обороны Севастополя. Итоги Крымской войны: Великие реформы Александра II, модернизация страны при Александре III Содержание учебного материала Русская революция 1905-1907 гг. – начало либерального эксперимента над исторической Россией. Первая мировая война и её уроки: герои сражений и мобилизация страны. От Февраля к Октябрю 1917 года: как свергали царя, но сломали государство. Гражданская война: крах идеи 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 9. От великих потрясений к Великой Победе Тема 10. «Вставай, страна огромная» Тема 11. В буднях великих строек Тема 12. перестройки кризису, От к от мировой революции, но возрождение инстинкта национального самосохранения Содержание учебного материала Выбор пути развития: восстановления цивилизационного пространства России в виде СССР. Перекосы «коренизации» в союзных республиках и территориальные «подарки» большевиков Украинской ССР. Антирелигиозная кампания. Историческое значение индустриализации. Коллективизация и ее последствия. Поворот в сторону преемственности от дореволюционной России, подъем патриотизма и его выражение в Великой Отечественной войне Содержание учебного материала Причины и предпосылки Великой Отечественной войны как составной части Второй мировой войны. Против кого мы сражались: Европа объединенная под нацистской свастикой. Основные этапы и события Великой Отечественной войны. Патриотический подъем народа. Актуальные уроки: понятие единства фронта и тыла. Защитники Родины и предатели-отщепенцы. Великая Отечественная война в исторической памяти нашего народа. Истоки подвига народов СССР и достижения ими Великой Победы Содержание учебного материала Геополитические результаты победы в Великой Отечественной войне. Возрождение разрушенной экономики, культура и общество СССР после войны. Ликвидация СССР ядерной монополии США и жизнь в условиях навязанной Западом холодной войны. НАТО и Варшавский договор. СССР - лидер борьбы за освобождение стран Азии, Африки и Латинской Америки от колониальной и неоколониальной зависимости. Этапы экономического развития в 1950-1970-х гг.: значение достижений в науке, промышленности и сельском хозяйстве для современной Российской Федерации Содержание учебного материала Причины «перестройки»: роль объективных и субъективных факторов в ее ходе и итогах. Поддержка Западом сепаратизма и радикального 9 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 к национализма: распад СССР – величайшая геополитическая катастрофа. Россия в 1990-е гг.: кризис экономики, обнищание населения и криминализация общества – цена реформ 1990-х гг. Попытка диктата олигархов. Конфликты на Северном Кавказе и других регионах России: опасность распада страны. Россия в условиях установления США однополярного миропорядка: зависимость от экономик западного мира, снижение роли СНГ, разрыв связей с бывшими странами социалистического лагеря. Кризис духовных ценностей у населения России Тема 13. Россия. Содержание учебного материала ХХI век Запрос на национальное возрождение в обществе. Укрепление патриотических настроений. Владимир Путин. Устранение олигархата от власти и укрепление ее вертикали. Успешная борьба с национальным сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом. Курс на суверенную внешнюю политику: от Мюнхенской речи до специальной военной операции. Экономическое возрождение: энергетика, сельское хозяйство, национальные проекты, наукоемкое производство. Возвращение уважения к традиционным ценностям народов России. Национальные проекты. Поправки в конституцию. Поступательное развитие в условиях западных санкций и агрессии НАТО против России руками Украины. Специальная военная операция. Становление Россией и дружественными ей странами многополярного мира в условиях кризиса доминирования США и их союзников Тема 14. История Содержание учебного материала антироссийской Истоки русофобии – «сказания иностранцев о России». Ливонская война пропаганды – становление русофобской мифологии. «Завещание Петра Великого» – антироссийская фальшивка. Пропаганда Наполеона Бонапарта. Либеральная и революционная антироссийская пропаганда в Европе в XIX столетии и роль в ней российской революционной эмиграции. Формирования образа агрессивной и тоталитарной России в США во 2-й пол. XIX в. Образ большевистской угрозы в подготовке гитлеровской агрессии. Антисоветская пропаганда эпохи Холодной войны. Расистские и неонацистские корни пропаганды против СССР и Российской кризиса возрождению 10 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Федерации во второй половине XX в. - начале XXI в. Мифологемы и центры распространения современной русофобии Тема 15. Слава Содержание учебного материала русского оружия Ранние этапы истории российского оружейного дела: государев пушечный двор, тульские оружейники. Значение военно-промышленного комплекса в истории экономической модернизации Российской Империи: Путиловский, Александровский, Обуховский и др. заводы, развитие авиации. Сталинская индустриализация. Пятилетки. ВПК в эпоху Великой Отечественной войны – всё для фронта, всё для победы. Космическая отрасль, авиация, ракетостроение, кораблестроения. Современный российский ВПК и его новейшие разработки Тема 16. Россия Содержание учебного материала сегодня Высокие технологии. Достижения в области искусственного интеллекта. Энергетика. Сельское хозяйство. Освоение Арктики. Развитие сообщений – дороги и мосты. Транспорт. Космос. Перспективы импортозамещения и технологических рывков. Развитие цифровых технологий. Роль гражданственности и патриотической позиции молодежи в достижении Россией полного суверенитета в экономике, культуре, науке. Значение истории для современного гражданина Российской Федерации Тема 17. Содержание учебного материала ОбщественноКурс на демократизацию общества. Стратегия «ускорения». политическая Экономическая реформа 1987 года и причины её незавершённости. жизнь страны в Программа «500 дней». Антиалкогольная кампания. Жилищная и 80-е годы XX века. продовольственная программы. Концепция нового политического Перестройка мышления. Тема 18. Содержание учебного материала Дезинтеграционн Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных ые процессы в процессах в СССР. Советско - американские отношения. Вывод войск из России и Европе Афганистана. Советско – китайские отношения. Ликвидация во второй социалистического содружества. Объединение Германии. Договор об половине 80-х гг. обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. 11 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Тема 19. Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века Тема 20. Государственнополитическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1. Содержание учебного материала Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 1990-х годов: реформы и их последствия. Структурная перестройка экономики, изменение отношения собственности. Общественно-политическое развитие в 19911993 гг. Результаты социально-экономических и политических реформ 1990-х Содержание учебного материала Основные процессы политического развития России. Политический кризис 1993 г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Тема 21. Содержание учебного материала Геополитическое Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве положение и бывшего СССР в 90-е годы. Знать сущность и причины локальных, внешняя региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале политика РФ в 90- XXI вв. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской е гг. XX в. Постсо- кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на ветское простран- территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в ство в 90-е гг. XX Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск века (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». Тема 22. Содержание учебного материала Российская Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и культура в 90-е формирование «массовой культуры». Роль элитарной и массовой годы XX века культуры в информационном обществе. Идеи «поликультурности» и экстремистские молодежные движения. Причины возрождения 12 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 2 2 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 религиозного фундаментализма и националистического экстремизма в начале XXI века. Изучение наглядного и текстового материала, отражающего традиции национальных культур народов России, и влияния на них идей «массовой культуры». Тема 23. Содержание учебного материала Перспективы Внутренняя политика России в начале XXI в. Новая стратегия развития развития РФ в страны. Реформа управления. Национальные проекты и структурные современном мире преобразования в экономике. Выявление взаимосвязи отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; необходимость структурной перестройки экономики, социальной политической, военной и других сфер жизни. Восстановление позиций России во внешней политике. Российско – американские отношения. Сотрудничество России с ООН, блоком НАТО. Взаимодействие с ЕС как направление внешней политики РФ. Восточное направление внешней политики. Отношения России со странами ближнего зарубежья Нормализация ситуации на Северном Кавказе. Исламский сепаратизм. Террористические акты и меры по борьбе с терроризмом. Место России на международной арене. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов - главное условие политического и социально – экономического развития. Рассмотрение и анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры, и обоснование на основе этих документов важнейших перспективных направлений и проблем в развитии РФ. Анализ документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др. международных организаций в сфере глобализации различных сторон жизни общества с позиции гражданина России. Теоретические занятия Самостоятельная работа обучающихся Дифференцированный зачёт Всего 13 2 2 46 2 2 50 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09 Номе р урока Количество академическ их часов во взаимодейст вии с преподавате лем 2 Наименование темы В том числе Л, УР 1-2 Тема №1 «Россия - священная наша держава» 3-4 Тема №2 От Руси до России: выбор пути, обретение независимости и становление единого государства Тема №3 Смута и её преодоление 2 2 2 2 Тема №4 Восстановление единства русского объединение Великой и Малой Руси Тема №5 Пётр Великий. Строитель великой империи 2 2 2 2 11-12 Тема №6 Екатерина II: продолжатель великих дел Петра I 2 2 Тема №7 От победы над Наполеоном до Крымской войны 2 2 15-16 Тема №8 Гибель империи 2 2 17-18 Тема №9 От великих потрясений к Великой Победе 2 2 19-20 Тема №10 «Вставай, страна огромная» 2 2 21-22 Тема №11 В буднях великих строек 2 2 23-24 Тема №12 От перестройки к кризису, от кризиса к возрождению 2 2 2 2 27-28 Тема №14 История антироссийской пропоганды 2 2 29-30 Тема №15Слава русского оружия 2 2 31-32 Тема №16 Россия сегодня 2 2 33-34 Тема №17 Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века. Перестройка 35-36 Тема №18 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. 37-38 Тема №19 Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века 39-40 Тема №20 Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века 2 2 2 2 2 2 2 2 41-42 Тема№21 Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века 2 2 43-44 Тема №22 Российская культура в 90-е годы XX века 2 2 45-46 Тема№23 Перспективы развития РФ в современном мире 2 2 5-6 7-8 9-10 13-14 25-26 народа: Тема №13 Россия. XXI век Дифференцированный зачёт 2 Теоретические занятия Самостоятельная работа Всего: 46 2 50 ПЗ 2 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Социально-гуманитарных дисциплин», оснащенный оборудованием: учебная доска; рабочие места по количеству обучающихся; наглядные пособия; рабочее место преподавателя; техническими средствами обучения: персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением; мультимедийный проектор; мультимедийный экран; лазерная указка; средства аудиовизуализации. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Мединский, В. Р. История. История России. 1914—1945 годы. Учебник. Минпросвещения России. Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 2024. — 496 с. — ISBN 978-5-0054-2948-3 — Текст: непосредственный. 2. Мединский, В. Р. История. История России. 1945 год — начало XXI века. Учебник. Минпросвещения России. Образовательно-издательский центр «Академия», 2024. 2024. — 448 с. — ISBN 978-50054-2948-3 — Текст: непосредственный. 3. Соловьев, К. А. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / К. А. Соловьев [и др.]; под редакцией К. А. Соловьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 241 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15877-9. — Текст: непосредственный. 15 3.2.2. Основные электронные издания . Мединский В.С., Торкунов А.В. История. История России.1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. - 497 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-5-09-112829-1. Артикул 831873.02.99 2. Мединский В.С., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история.1914-1945 годы. 10 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. - 240 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-5-09-112829-1. Артикул 831877.02.99 3. Мединский В.С., Торкунов А.В. История. История России.1945год -начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. - 448 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-5-09-112830-7. Артикул 831876.02.99 4. Мединский В.С., Чубарьян А.О. История. Всеобщая история.1945-начало XXI века. 11 класс. Базовый уровень. Учебник. Среднее общее образование Москва.: Просвещение, 2024. - 272 с. Электронно - библиотечная система Знаниум. Режим доступа. ISBN 978-5-09-112831-4. Артикул 831882.02.99 5.Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В. Соколов. — 3-е изд. — Саратов: Профобразование, 2024. — 125 c. — ISBN 978-5-4488-1105-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/139542. 6. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Прядеин; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 107 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-054408. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540370. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Артемов В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студентов, обучающихся по профессиям и специальностям сред. проф. образования: учебное издание /Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. - Москва: Академия, 2024. - 256 c. (Специальности среднего профессионального образования) – ISBN 978-5-0054-2323-8. 2. Карпачев, С. П. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. П. Карпачев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 248 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08753-6. — Текст: непосредственный. 16 3. Касьянов, В.В. История: учебное пособие / В.В. Касьянов, П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 550 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI 10.12737/1086532. - ISBN 978-5-16-016200-3. - Текст: электронный. 4. Кириллов, В. В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 596 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-19455-5. — Текст непосредственный. 5. Кислицын, С.А., История (с учетом новой Концепции преподавания истории России): учебник / С. А. Кислицын, С. И. Самыгин, П. С. Самыгин. — Москва: КноРус, 2024. — 335 с. — ISBN 978-5-406-12188-7. — Текст: непосредственный. 6. Крамаренко, Р. А. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. А. Крамаренко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 197 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09199-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539174. 7. Мокроусова, Л. Г. История России: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Мокроусова, А. Н. Павлова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 122 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17068-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532336. 8. Некрасова, М. Б. История России: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Б. Некрасова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 436 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15987-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536636. 9. Тропов, И. А. История / И. А. Тропов. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2024. — 472 с. — ISBN 978-5-507-47383-0. — Текст: непосредственный. 10. Фирсов, С. Л. История России: учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Фирсов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 380 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08721-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540360. 17 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методы оценки Перечень знаний, осваиваемых в рамках учебной дисциплины Знать: показывает знания Экспертное ключевые события, ключевых событий, основных наблюдение и основные даты и дат и этапов истории России с оценивание на исторические этапы древних времен до настоящего знаний теоретических развития России с древних времени; времен до настоящего демонстрирует знания о занятиях. времени; выдающихся деятелях Оценивание выдающихся отечественной истории, выполнения деятелей отечественной внесших значительный вклад в индивидуальн ых и истории, внесших социально-экономическое, значительный вклад в политическое и культурное групповых заданий. социально-экономическое, развитие России; политическое и показывает знание Результаты культурное развитие традиционных российских промежуточно России; духовно нравственных й аттестации. традиционные ценностей; российские духовно - демонстрирует нравственные ценности; сформированность знаний о роль и значение роли и значении России в России в современном современном мире. мире. Результаты обучения Критерии оценки Перечень умений, осваиваемых в рамках учебной дисциплины Уметь: выделяет факторы, Подготовка выделять факторы, определившие уникальность выступлений с определившие становления духовно - проблемнотематическими уникальность становления нравственных основ России; сообщениями духовно - нравственных анализирует, основ России; характеризует, выделяет (докладами, анализировать, причинно-следственные связи презентациями характеризовать, выделять и пространственно– ). причинно-следственные временные характеристики связи и пространственно - исторических событий, временные характеристики явлений, процессов с древних исторических событий, времен до настоящего 18 явлений, процессов с времен образования Древнерусского государства до настоящего времени; анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научно обоснованного понимания прошлого и настоящего России; защищать историческую правду, не допускать умаления подвига российского народа по защите Отечества, демонстрировать готовность противостоять фальсификациям российской истории; демонстрировать уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. времени; демонстрирует умения анализировать историческую информацию, руководствуясь принципами научной объективности и достоверности, с целью формирования научного понимания прошлого и настоящего России; демонстрирует умения защищать историческую правду, не допускает умаления подвига народа при защите Отечества, проявляет готовность противостоять фальсификациям Российской истории; демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям российского государства. 19