ООД.09 Физическая культура

Приложение 09
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ООД.09 Физическая культура

Сухой Лог
2024

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Рабочей программы воспитания по специальности23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физическая
культура» для профессиональных образовательных организаций.

Разработчик: Колчеданцева М.В, преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»

2

Содержание
Пояснительная записка ................................................................................................................. 4
Объем учебной дисциплины ........................................................................................................ 7
Содержание учебной дисциплины ............................................................................................... 8
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины .....................................................11
Тематическое планирование учебной дисциплины .................................................................16
Условия реализации программы учебной дисциплины ..........................................................20
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины............................................21

3

Пояснительная записка
Учебнаядисциплина«Физическаякультура»являетсяобязательнойчастьюобщеобраз
овательного цикла (базовые) основной образовательной программы в соответствии
сФГОСпоспециальностисреднегопрофессиональногообразования.
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения СПО на
базе основного общего образования, учебная дисциплины23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
«Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
В учебных планах СПО дисциплины «Физическая культура» входит в состав
общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО.
Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение
следующихцелей:
формирование физической культуры личности будущего профессионала,
востребованного на современном рынкетруда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивости мотивов и потребностей в бережном
отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно- оздоровительной и
спортивно-оздоровительнойдеятельностью;
овладение
технологиями
современных
оздоровительных
систем
физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специальноприкладными физическими упражнениями и базовыми видамиспорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических
умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психическогоздоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и
значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и
спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в
коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на
укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности
обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных
мотиваций.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций и личностных результатов:
ОК.1Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК.04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физическойподготовленности.
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в
преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует
воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся, посредством личностно
и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа
жизни.

4

Методологической основой организации занятий по физической культуре является
системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного
процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной
дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
физкультурно-оздоровительная, спортивно- оздоровительная деятельность с прикладноориентированной подготовкой, введение в профессиональную деятельность специалиста.
Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на
укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое
предметное содержание она нацеливает на формирование интересов и потребностей
студентов в регулярных занятиях физической культурой и спортом, на творческое
использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного
отдыха и досуга, в самостоятельной физической подготовке к предстоящей
жизнедеятельности.
Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях
спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и
достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие
интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение
физической
культуры
для
дальнейшего
профессионального
роста
самосовершенствования, конкурентоспособности на современном рынке труда.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у
студентов установки на психическое и физическое здоровье; ведение здорового образа
жизни; саморазвитие.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической
культуре кроме обязательных видов спорта (легкая атлетика, кроссовая подготовка,
гимнастика, спортивные игры) дополнительно предлагаются нетрадиционные виды
спорта (атлетическая гимнастика, армрестлинг, пауэрлифтинг идр.).
Специфической особенностью реализации содержания
учебнойдисциплины«Физическаякультура»являетсяориентацияобразователь
ногопроцесса
на
получение
преподавателем
физическоговоспитанияоперативнойинформации о состоянии здоровья,
физического развития, двигательнойподготовленностистудента. Анализ
физического развития, физической
подготовленности,
состояния
основных
функциональныхсистемпозволяет определить медицинскую группу,
в
какой
целесообразно
заниматься
обучающимся:
в
основной,
подготовительной,
специальнойиосвобожденные.
К основной медицинской группе относятся студенты, не имеющие отклонений в
состоянии здоровья, с хорошим физическим развитием и достаточной физической
подготовленностью.
К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным
физическим развитием, слабой физической подготовленностью, без отклонений или
незначительными временными отклонениями в состоянииздоровья.
К специальной медицинской группе относятся студенты, имеющие патологические
отклонения в состоянии здоровья.
Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся
может снижаться или прекращаться. Студенты, временно освобожденные по состоянию
здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический
материал, готовят рефераты, выполняют индивидуальные проекты.
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение
учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной
5

подготовленности, в том числе и для оценки их готовности квыполнению нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках
промежуточной аттестации студентов в процессе освоения СПО с получением среднего
общего образования.
В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное
содержаниеучебной дисциплины, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой
специальности, профессионально значимых качеств личности, общих компетенций.

6

Объем учебной дисциплины

Объем учебной дисциплины
Общая трудоёмкость учебной дисциплины
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Дифференцированный зачет

Всего академических часов
72
72
26
44
0
2

7

Содержание учебной дисциплины
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке
студентов СПО
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и
личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в
формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия,
предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания
учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике
безопасности при занятиях физическими упражнениями.
1.
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении
здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь
общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья
молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа
жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике
курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в
формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в
трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная
гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью:
закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье.
Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического
воспитания.
2.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и
содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности.
Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы
построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные
признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной
индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных
качеств.
3.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм,
функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития,
те¬лосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности.
Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по
результатам показателей контроля.
4.
Психофизиологические основы учебного и производственного труда.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и
учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика
работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины
изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии
нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Методы
повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной
релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
8

5.
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
Личная и социально-экономическая необходимость специальной адаптивной и
психофизической подготовки к труду. Оздоровительные и профилированные методы
физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.
Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического
воспитания.
Тестирование
состояния
здоровья,
двигательных
качеств,
психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет
повышенные требования.
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет
оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья
студентов, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий тем или
иным видом спорта.
1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка.
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья, способствует развитию
выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания,
восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка:
высокий и низкий старт, стартовый разгон,
финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4 100 м, 4 400 м; бег по прямой с различной
скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши), прыжки
в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжки в высоту способами: «прогнувшись»,
перешагивания, «ножницы», перекидной; метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г
(юноши).
2. Лыжная подготовка.
Решает оздоровительные задачи, задачи активного отдыха. Увеличивает резервные
возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышает защитные функции
организма. Совершенствует силовую выносливость, координацию движений.
Воспитывает смелость, выдержку, упорство в достижении цели.
Переход с одновременных лыжных ходов на попеременные. Преодоление
подъемов и препятствий. Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и
состояния лыжни. Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, лидирование,
обгон, финиширование и др. Прохождение дистанции до 3 км (девушки) и 5 км (юноши).
Основные элементы тактики в лыжных гонках. Правила соревнований. Техника
безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и
обморожениях.
3. Гимнастика.
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу,
выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память,
внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с
гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для
профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с
расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание,
висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения.
Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.
4. Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар,
прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и
перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и
последующим скольжением на груди—животе, блокирование, тактика нападения, тактика
защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам
волейбола. Игра по правилам.

9

5. Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении,
прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защита —
перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика
защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам
баскетбола. Игра по правилам.
6.
Физкультурный комплекс ГТО.
Виды спорта по выбору. Армрестлинг. Атлетическая гимнастика, работа на
тренажерах. Физкультурный комплекс ГТО.
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик
движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и
относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп
гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
7. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Профессионально-прикладная физическая подготовка (далее — ППФП) — это
специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и
спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на
оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым
предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а
также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности
и формирование прикладных двигательных умений и навыков.

10

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Личностные результаты
В рамках программы учебной дисциплины Физическая культура обучающимися
осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные
(МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб):
Готовность к служению Отечеству, его защите
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместнойдеятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации
из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения
Готовность к служению Отечеству, его защите

Владение
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с
целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Освоение учебной дисциплины способствует формированию общих компетенций:
ОК.1Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК.04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого
уровня физическойподготовленности.

12

Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы
в разрезе учебной дисциплины
Общие
Личностные результаты
Метапредметн
компетенции
ые результаты
ОК.01.Выбирать
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на Умение
способы решения протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как самостоятельн
задач
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
о определять
профессиональной
цели
деятельности
деятельности
применительно к
и составлять
различным
планы
контекстам
деятельности;
самостоятельн
о
осуществлять,
контролироват
ь
и
корректироват
ь
деятельность;
использовать
все
возможные
ресурсы для
достижения
поставленных
целей
и
реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в

Предметные
результаты
Владение
физическими
упражнения
ми
разной
функциональ
ной
направленно
сти,
использован
ие
их
в
режиме
учебной
и
производств
енной
деятельности
с
целью
профилактик
и
переутомлен
ия
и
сохранения
высокой
работоспосо
бности

различных
ситуациях
ОК.04. Эффективно Сотрудничатьсосверстниками,продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
взаимодействоватьвпроцессефизкультурнои
работать
в оздоровительнойиспортивнойдеятельности,учитыватьпозициидругихучастниковдеят
коллективе
и ельности,эффективноразрешатьконфликты;
команде.
использоватьсистемызначимыхсоциальных и межличностных отношений,ценностносмысловых установок,отражающих личностные и гражданскиепозиции, в спортивной,
оздоровительной ифизкультурнойдеятельности;

Сотрудничать
с
преподавателя
ми
и
сверстниками
с
использование
м
специальных
средств
и
методов
двигательной
активности;

Владеть
техническим
и приемами
и
двигательны
ми
действиями
базовых
видов
спорта,
активно
применять
их
в
совместной
Правила
по игровой
и
игровым
соревновател
видам спорта ьной
(волейбол,
деятельности
баскетбол,
.
футбол,
настольный
Базовые
теннис и др.), виды спорта
основные
и
их
физические
технические
качества,
приемы
основы
используемы
межличностн е
в
ых
командных
отношений.
соревновани
ях;

14

ОК
08.
Использовать
средства
физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого
уровня
физическойподгото
вленности

-применятьсвоиспособностиксаморазвитиюиличностномусамоопреде-лению;
- самостоятельно
использовать
элементыфизической
культуры
как
составляющуюдоминантыздоровья;
- самостоятельно
использовать
в
трудовых
ижизненных
ситуациях
навыкипрофессиональной адаптивной физическойкультуры;
- Владетьосновнымиспособамисамоконтроляиндивидуальныхпоказателейздоровья,умственнойифизическойработоспособно
сти, физического развития ифизическихкачеств;
- теорию
и
методику
самостоятельныхзанятийпофизическойкультуре,индивидуальные особенности
своегоорганизма;
- средства и методы развития основныхфизическихкачеств;
особенности самостоятельногоиспользования навыков
профессиональнойадаптивнойфизическойкультурывтрудовых и жизненных
ситуациях;

использоват
ь
межпредметн
ые понятия и
универсальны
е
учебные
действия
(регулятивные
,
познавательн
ые,
коммуникатив
ные)
в
познавательно
й, спортивной,
физкультурой,
оздоровительной
и
социальной
практике;
- успешно
переносить
теоретические
знания
по
выполнению
упражнений
на практику.

владеть
физическими
упражнения
ми
разной
функциональ
ной
направленно
сти,
использовать
их в режиме
учебной
и
производств
енной
деятельности
с целью
профилактик
и
переутомлен
ия
и
сохранения
высокой
работоспосо
бности;

- роль
физической
культуры в
общекультур
ном,
- методы
профессиона
здоровьесбере льном
и
гающих
и социальном
информацион развитии

15

ных
технологий;
основы
базовой
культуры
личности.
- составлять
целостные
двигательные
действия
из
отдельных
элементов;
осно
вные способы
контроля
и
оценки
индивидуальн
ого
физического
развития
и
физической
подготовленн
ости;

человека
основны
е аспекты о
Всероссийск
ом
физкультурн
о
спортивном
комплексе
«Готов
к
труду
и
обороне»
(ГТО)
методик
и активного
отдыха,
массажа
и
самомассажа
при
физическом
и
умственном
утомлении,
средства
профилактик
и
перенапряже
ния.

16

Тематическое планирование учебной дисциплины

Номер
урока

Наименование раздела, темы

Тема 1. Здоровый образ жизни

1-2

3-4

Тема 2.1.Совершенствование техники бега
на короткие дистанции.
Практическое занятие №1:
«Тема 2.3 Совершенствование
техники длительного бега»
Практическое занятие №2:
«2.4 Совершенствование техники прыжка
в длину с места, с разбега»

Содержание учебного материала (в том числе
профессионально-ориентированное)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ
Здоровье населения России. Факторы риска и их влияние на
здоровье. Современная концепция здоровья и здорового образа
жизни. Мотивация ЗОЖ.
Средства физической культуры в регуляции работоспособности.
Особенности
организации
физического
воспитания
в
образовательном учреждении. Цели и задачи физической
культуры
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА
8
Биомеханические основы техники бега; техники низкого старта и
стартового ускорения; бег по дистанции; финиширование,
специальные упражнения

Количеств
о
академичес
ких часов
во
взаимодейс
твии с
преподават
елем

В том числе

Л, УР

ПЗ

ОК.01,
ОК04,
ОК08
2

2

2

2

Практическое занятие. Совершенствование техники длительного
бега во время кросса до 15-20 минут

2

2

Практическое занятие. Специальные упражнения прыгуна
(многоскоки, ускорения, маховые упражнения для рук и ног),
ОФП
ГИМНАСТИКА

2

2

9-10

Тема. 3.1.Правила техники безопасности
назанятиях
гимнастикой;
страховка
партнера на снарядах

Правила техники безопасности по гимнастике; страховка партнера
на снарядах

2

11-12

Практическое занятие №3:
«Тема 3.2 Строевые приемы»

Практическое занятие. Отработка строевых приемов.

2

2

13-14

Практическое занятие №4:
Тема 3.3.
Упражнения на
(юноши).
Упражнения
на

Брусья (юноши): висы, упоры, махи, подводящие и специальные
упражнения, соскоки. Разучивание и выполнение связок на

2

2

5-6

7-8

брусьях
бревне

СР

Формир
уемые
компете
нции

ОК.01,
ОК04,
ОК08
ОК.01,
ОК04,
ОК08
ОК.01,
ОК04,
ОК08

8
2

ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08

(девушки)

15-16

17-18

19-20

21-22

Тема 3.4 Составление комплекса ОРУ

Практическое занятие №5:
Тема 4.1 Стойка игрока и перемещения.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Практическое занятие №6:
«Тема 4.2 Приемы и передача мяча снизу и
сверху двумя руками. ОФП»
Практическое занятие №7:
«Тема 4.3 Нижняя прямая и боковая
передача. ОФП»

снаряде
Бревно (девушки): наскок, ходьба, полушпагат, уголок,
равновесие, повороты, соскок. Разучивание и выполнение связок
на снаряде, комплексы упражнений
Требования к составлению комплекса ОРУ, терминология;
составление комплексов ОРУ без предметов, с предметами (мячи,
палки, скакалки и др.). Направленность общеразвивающих
упражнений; основные положения рук, ног, терминология
ВОЛЕЙБОЛ

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

6

Выполнение перемещения по зонам площадки, выполнение тестов
по ОФП.

2

2

Практическое занятие. Выполнение комплекса упражнений по
ОФП

2

2

Практическое занятие. Выполнение упражнений на укрепление
мышц кистей, плечевого пояса, брюшного пресса, мышц ног

2

2

БАСКЕТБОЛ

6

23-24

Практическое занятие №8:
Тема 5.1.Стойкаигрока, перемещения,
остановки, повороты. ОФП

Выполнение упражнений для укрепления мышц плечевого пояса,
ног

2

2

25-26

Практическое занятие №9:
«Тема 5.2 Передача мяча. ОФП»

Практическое занятие. Выполнение упражнений для развития
скоростно-силовых
икоординационных
способностей,
упражнений для развития верхнего плечевого пояса

2

2

2

2

2
2

2

27-28

29-30

31-32

Практическое занятие №10:
«Тема 5.3.Ведение мяча и броски мяча в Практическое занятие. Выполнение упражнений для укрепления
корзину с места,вдвижении, прыжком. мышц кистей, плечевого пояса, ног, брюшногопресса
ОФП»
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ППФП)
Практическое занятие.Формированиепрофессиональнозначимых
Практическое занятие №11:
физических качеств.
«Тема 6.1.Сущностьи содержание ППФП»
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА
Тема
7.1.Инструктажпо
технике Инструктаж по технике безопасности на занятиях по лыжной
безопасности.
Техника подготовке
попеременногодвухшажного хода.
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.
Выполнение имитации положения туловища, рук и ног в

ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08

14
2

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

19

33-34

35-36

движении. Совершенствование цикла движений
Практическое
занятие.
Совершенствование
техники
попеременного двухшажного хода. Выполнение имитации
положения туловища, рук и ног в движении. Совершенствование
цикла движений.

Практическое занятие №12:
Тема 7.2.Техника попеременного
двухшажного хода.
Тема 7.4. Техника поворота в движении
«переступанием» и «упором».
Тема 7.5 Техника перехода с хода на ход.

37-38

39-40

41-42

Тема 7.6. Одновременные и
попеременныеходы:
коньковый

классическии

Практическое занятие №13:
«Тема 7.7 Прохождение дистанции 3000
метров–девушки, 5000 метров –юноши»

Совершенствование
техники
«переступанием» и «упором».

поворота

в

движении

Совершенствование техники одновременных ходов, подъёмов и
спусков
на
учебно-тренировочном
круге
и
склоне.
Совершенствование
основной
стойки
лыжника.
Совершенствование
скользящего
шага
по
разметкам.Совершенствование техники перехода с хода на ход.
Практическое занятие. Выполнение комплекса ОРУ по типу
утренней гимнастики. Совершенствование одновременных и
попеременных классических и коньковых ходов. Общая
физическая подготовка.

2

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

Практическое занятие. Прохождение дистанции 3000 метров –
девушки, 5000 метров - юноши.

2

ВОЛЕЙБОЛ

10

Тема 8.2.Приемы и передачи
мяча снизу и сверху двумя руками. ОФП

Практическое занятие. Выполнение комплекса упражнений по
ОФП

2

2

45-46

Тема 8.3.Нижняя
подача.ОФП

Практическое занятие. Выполнение упражнений на укрепление
мышц кистей, плечевого
пояса, брюшного пресса, мышц ног

2

2

47-48

Практическое занятие №14:
«Тема 8.4.Верхняяпрямая подача.ОФП»

Практическое занятие. Выполнение упражнений на укрепление
мышц кистей, плечевогопояса, брюшного пресса, мышц ног.

2

2

Практическое занятие. Выполнение комплекса ОФП

2

2

и

боковая

Практическое занятие №15:
«Тема 8.4 Общаяфизическая подготовка
(ОФП)»
БАСКЕТБОЛ
49-50

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

43-44

прямая

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08

8

51-52

Тема 9.1.Стойка игрока,перемещения,
остановки,повороты.ОФП.

Выполнение упражнений для укрепления мышц плечевого
пояса,ног

2

2

53-54

Тема 9.2.Передачи мяча. ОФП

Практическое занятие. Выполнение упражнений для развития
скоростно-силовых
и
координационных
способностей,
упражнений для развития верхнего плечевого пояса

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08

20

55-56

57-58

59-60

61-62

62-64

65-66

67-68

69-70
71-72

Тема 9.3.Ведение мяча и броски мяча в
Практическое занятие. Выполнение упражнений для укрепления
корзину с места, в движении,прыжком.
мышц кистей, плечевого пояса, ног, брюшного пресса
ОФП
Практическое занятие №:16
Практическое занятие. Выполнение упражнений для укрепления
«Тема 9.4.Техникаштрафных бросков.
мышц кистей,плечевого пояса, ног
ОФП»
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Практическое занятие №17:
Биомеханические основы техники бега; техники низкого старта и
«Тема 10.1.Совершенствование техники стартового ускорения; бег по дистанции; финиширование,
бега на короткиедистанции»
специальные упражнения
Практическое занятие №18:
«Тема 10.2. Техника спортивной ходьбы»

Техника ходьбы. Специальные упражнения.

Практическое занятие №19:
Практическое занятие. Совершенствование техники длительного
«Тема 10.3.Совершенствование техники
бега во время кросса до 15-20минут
длительного бега»
Практическое занятие №20:
«Тема 10.4. Прыжки в длину с разбега Совершенствование техники прыжков. Специальные упражнения.
способами
«согнув
ноги», Комплекс ОФП.
«прогнувшись»»
Практическое занятие №21:
«Тема 10.5 Метание мяча, гранаты
Практическое занятие. Совершенствование техники метания.
весом 500 г (девушки) и 700 г
(юноши)»
ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО
Практическое занятие №22:
Специальные упражнения для развития быстроты и силы
«Тема11.1.Упражнения
(бег на 100 м, прыжки в длину, подтягивание или рывок
обязательного
выполнения
гири, подъем туловища). Комплекс ОФП.
испытаний»
Дифференцированный зачет

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08

2

2

10
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08
ОК.01
ОК04,
ОК08

2

2

2

2

2

2

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

4

2

2

2

ОК.01
ОК04,
ОК08

2

21

Условия реализации программы учебной дисциплины
Оборудование учебного кабинета:
Спортивный
зал,
оснащенный
инвентарем
и
оборудованием:стенка
гимнастическая;перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической;
гимнастические скамейки;гимнастические снаряды (перекладина, брусья и др.),
тренажеры для занятий атлетическойгимнастикой, маты гимнастические, стойки
волейбольные, защита для волейбольных стоек,сетка волейбольная, антенны
волейбольные с карманами, волейбольные мячи, ворота длямини-футбола, сетки для
ворот мини-футбольных, мячи для мини-футбола, баскетбольные щиты с корзинами,
баскетбольные
мячи,
столы
длянастольноготенниса,канатдляперетягивания,скакалки,палкигимнастические,мячинабив
ные, мячи для метания, гантели (разные), гири 16, 24, 32 кг, ракетки для
настольноготенниса,гимнастическиековрики,фитболы,секундомеры,весынапольные,росто
мер,динамометры,приборыдляизмерениядавленияидр.
Тренажерныйзал, оснащенный инвентарем и оборудованием: силовые
тренажеры,беговаядорожка,велотренажеры,гантельныйряд,скамьядляфизическихупражне
ний,силоваярамасгрифамииблинами,пояса,лямки,цепи.
Лыжнаябаза,оснащеннаяинвентаремиоборудованием:лыжи,палки,ботинки,лыжная
мазь,подставкадлялыж,лыжныйстанок.
Стадион,оснащенныйоборудованиемиинвентарем:турникуличный,рукоходуличный
,
полоса
препятствий,
ворота
футбольные,
сетки
для
футбольных
ворот,палочкиэстафетные,
гранаты
учебные
Ф1,рулеткаметаллическая,мерныйшнур,секундомеры.
Всепомещения,объектыфизическойкультурыиспорта,местадлязанятийфизическойп
одготовкой,которыенеобходимыдляреализацииучебнойдисциплины
«Физическаякультура»,оснащенысоответствующимоборудованиемиинвентаремвзависимо
стиотизучаемыхразделовпрограммыивидовспорта.Всеобъекты,которыеиспользуются при
проведении
занятий
по
физической
культуре,
отвечаютдействующимсанитарнымипротивопожарнымнормам.
Информационное обеспечение
Дополнительная литература
1.Барчуков, И.С. Физическая культура / И.С. Барчуков. - М.: Academia, 2017. - 304 c.
2.Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. 224 c
Электронные образовательные ресурсы
1. http://www.bibliofond.ru/download_list.aspx?id=14632
2. http://pedsovet.su/load/436
3. http://festival.1september.ru
Электронные информационные ресурсы
1. http://fizkultura-na5.ru/

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины проводится в рамках текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоенияобучающимисязапланированных результатов освоения учебной
дисциплины.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется оценочными средствами.

Наимен
ование
раздела

Личностные результаты

Метапредметные
результаты

Предметные
результаты

Общие
компетенции

Методы контроля и оценки
результата

РАЗДЕЛ 1.

готовность
и
способность
обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению;
- сформированность устойчивой
мотивации к здоровому образу
жизни
и
обучению,
целенаправленному
личностному
совершенствованию
двигательнойактивности
с
валеологической
и
профессиональной
направленностью,
неприятиювредныхпривычек:курен
ия,употребленияалкоголя,наркотико
в;

способность
использовать
межпредметные понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
в
познавательной,спортив
ной,физкультурной,оздо
ровительнойисоциально
йпрактике;

умениеиспользоватьразноо
бразныеформыивидыфизку
льтурнойдеятельностидляо
рганизацииздоровогообра
зажизни,активногоотдыха
идосуга;

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

Раздел 2

потребность к самостоятельному
использованию
физической
культуры
каксоставляющейдоминантыздоровь
я;
- приобретение личного опыта
творческого
использования
профессиональнооздоровительныхсредствиметодовдв

готовность
учебного
сотрудничества
с
преподавателями
и
сверстниками
с
использованиемспециаль
ныхсредствиметодовдвиг
ательнойактивности;

владение
современными
технологиями укрепления
и
сохранения
здоровья,поддержания
работоспособности,
профилактики
предупреждения
заболеваний,связанныхсуче
бнойипроизводственнойдея

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурно-

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

24

игательнойактивности;

тельностью;

оздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Раздел 3

формирование
личностных
ценностно-смысловых ориентиров и
установок,системы
значимых
социальных
и
межличностных
отношений,
личностных,регулятивных,
познавательных, коммуникативных
действий
в
процессе
целенаправленной
двигательной
активности,
способности
их
использования
всоциальной,втомчислепрофессиона
льной,практике;

освоениезнаний,полученн
ых
источниках
информациивпроцессетео
ретических,учебнометодических
и
практических занятий, в
области
анатомии,
физиологии, психологии
(возрастной
и
спортивной),
экологии,
ОБЖ;

владение
основными
способами
самоконтроля
индивидуальных
показателейздоровья,умств
еннойифизическойработосп
особности,физическогоразв
итияифизическихкачеств;

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

Раздел 4

готовность
самостоятельно
использовать
в
трудовых
и
жизненных
ситуацияхнавыкипрофессионально
йадаптивнойфизическойкультуры;

готовностьиспособностьк
самостоятельнойинформа
ционнопознавательнойдеятельно
сти,включаяумениеориен
тироватьсявразличныхис
точникахинформации,кри
тическиоцениватьиинтер
претироватьинформацию
пофизическойкультуре,п
олучаемуюизразличныхи
сточников;

владениефизическимиупра
жнениямиразнойфункцион
альнойнаправленности,
использование их в режиме
учебной
и
производственной
деятельностис
целью
профилактики
переутомления
и
сохранения
высокой
работоспособности;

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

25

специальности

Раздел 5

способность
к
построению
индивидуальной
образовательной
траектории
самостоятельного
использования
в
трудовых
и
жизненных
ситуациях
навыковпрофессиональнойадаптивн
ойфизическойкультуры;

формирование
навыков
участия
в
различных
видах соревновательной
деятельности,моделирую
щихпрофессиональнуюпо
дготовку;

владениефизическимиупра
жнениямиразнойфункцион
альнойнаправленности,
использование их в режиме
учебной
и
производственной
деятельностис
целью
профилактики
переутомления
и
сохранения
высокой
работоспособности;

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

Раздел 6

способность
использования
системы значимых социальных и
межличностных
отношений,
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностныеи
гражданские позиции, в спортивной,
оздоровительной
и
физкультурнойдеятельности;

умениеиспользоватьсред
стваинформационныхик
оммуникационныхтехно
логий (далее — ИКТ) в
решении когнитивных,
коммуникативных
иорганизационных задач
с
соблюдением
требований эргономики,
техники
безопасности,гигиены,
норм информационной
безопасности;

владениефизическимиупра
жнениямиразнойфункцион
альнойнаправленности,
использование их в режиме
учебной
и
производственной
деятельностис
целью
профилактики
переутомления
и
сохранения
высокой
работоспособности;

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

Раздел 7

формированиенавыковсотрудничест
васосверстниками,умениепродуктив
нообщаться и взаимодействовать в
процессе
физкультурнооздоровительной
испортивной
деятельности, учитывать позиции

формирование
навыков
участия
в
различных
видах соревновательной
деятельности,моделирую
щихпрофессиональнуюпо
дготовку;

владениефизическимиупра
жнениямиразнойфункцион
альнойнаправленности,
использование их в режиме
учебной
и
производственной
деятельностис
целью

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов

26

других
участников
деятельности,эффективноразрешать
конфликты;

Раздел 8

принятие и реализация ценностей
здорового и безопасного образа
жизни,потребностивфизическомсам
осовершенствовании,занятияхспорт
ивнооздоровительнойдеятельностью;
- умение оказывать первую помощь
при
занятиях
спортивнооздоровительнойдеятельностью;
патриотизм,уважениексвоемународу
,чувствоответственностипередРодин
ой;
готовностькслужениюОтечеству,ег
озащите;

формирование
навыков
участия
в
различных
видах соревновательной
деятельности,моделирую
щихпрофессиональнуюпо
дготовку;

профилактики
переутомления
и
сохранения
высокой
работоспособности;

использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

по
физической
тестирования

подготовленности

и

владениетехническимиприе
мамиидвигательнымидейст
виямибазовыхвидовспорта,
активноеприменениеихвиг
ровойисоревновательнойде
ятельности, готовность к
выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурноспортивногокомплекса«Гот
овктрудуиобороне»(ГТО).

- Организовывать работу
коллектива и команды
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
использовать
физкультурнооздоовительную
деятельность для укрепления
здоровья, достижения
жизненных
и
профессиональных целей
- Пользоваться средствами
профилактик
перенапряжения,
характерными для данной
специальности

Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий,
тестирования, а также выполнения студентами
индивидуальных заданий, проектов. Зачеты,
дифференцированный
зачет проводятся в
форме сдачи контрольныхнормативных тестов
по
физической
подготовленности
и
тестирования

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».