38.1 УП.04 Учебная практика по ПМ.04

Приложение 38/1
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УП.04 УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Сухой Лог
2023
1

Рабочая программа
разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
4 КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3

4
11
23
27

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ПРАКТИКИ
«ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ
РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
(18511 слесарь по ремонту автомобилей)

1.1. Цель и планируемые результаты освоения учебной практики
В результате прохожденияучебной практики студент должен освоить
основной вид деятельности «Организация процессов по техническому обслуживанию
и ремонту автомобиля» и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции:
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код

Наименование общих компетенций

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности

ОК 03.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере,
использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных
ситуациях;

ОК 04.

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07.

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого
производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08.

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

4

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Выполнение работ по
ремонту автомобилей»

профессии

рабочего

18511 «Слесарь

ПК 7.1

Осуществлять приѐмку автомобиля

ПК 7.2

Проводить оценку технического состояния узлов и агрегатов

ПК 7.3

Осуществлять выдачу и получение задач на проведение ремонта и
обслуживание автомобиля
Проводить ремонт автомобиля

ПК 7.4

по

1.1.3. В результате освоения учебной практики студент должен:
Код и
наименование
компетенции
ПК 7.1.
Осуществлять приѐмку
автомобиля

ПК 7.2.
Проводить оценку
технического
состояния узлов и
агрегатов

Показатели освоения компетенции
Практический опыт:
- Проведение операций по приѐму автомобиля. Выполнение
мойки и чистки автомобиля
-Проведение диагностики автомобиля, его агрегатов и систем.
Составление отчетной документации с использованием
информационно коммуникационных технологий. Оформление
приемо-сдаточной документации в соответствие с
установленным порядком
Умения:
-Работать с моечным оборудованием (механическим,
автоматическим)
-Выполнять мойку автомобилей и мотоциклов в соответствии с
технологическими требованиями.
-Использовать информационно – коммуникационные технологии
при составление отчетной документации по приемке автомобиля
-Определять техническое состояние автомобиля, его агрегатов и
систем на основе результатов его диагностики
Знания:
-Технология мойки автомобилей и мотоциклов
-Виды моечного оборудования и порядок его использования.
Химические средства, используемые при мойке (чистке)
автомобиля
-Порядок оформления приема - сдаточной документации
-Информационно – коммуникационные технологии
-Устройство автомобиля, его агрегатов и систем
-Устройство стендов и аппаратуры для проведения диагностики
автомобиля, его агрегатов и систем
Практический опыт:
Установка и присоединение агрегатов и узлов на стенд для
диагностики, отсоединение и снятие со стенда после ее
окончания. Выявление неисправностей узлов механизмов,
агрегатов и оборудование. Проверка комплектности узлов и
механизмов. Чтение кодов неисправностей.
Умения: Устанавливать и присоединять агрегаты и узлы на
5

ПК 7.3
Осуществлять
выдачу и получение
задач на проведение
ремонта
и
обслуживание
автомобиля

стенд для диагностики. Отсоединять и снимать их со стенда
после ее окончания. Выявлять неисправные узлы и механизмы,
агрегаты и оборудование. Проверять комплектность узлов и
механизмов. Читать коды неисправностей.
Знания: Назначение и конструктивное устройство узлов и
механизмов автомобиля. Методы выявления и способы
устранения дефектов в работе узлов и механизмов. Инструкция и
требование охраны труда, в том числе на рабочем месте.
Основные сведения об устройстве автомобилей. Назначение и
правила применения наиболее распространенных универсальных
и специальных приспособлений и контрольно-измерительных
инструментов. Правила применения пневматического и
электроинструмента при проведение технологических работ.
Практический опыт:
-Выбор
соответствующего
инструмента,
оборудования,
приспособлений для выполнения предстоящих технологических
операций
-Получение необходимых запасных частей, расходных
материалов, специального инструмента в соответствии с заявкой
(дефектовочной ведомостью)
Умения:
Организовывать рабочую зону с целью минимизации потерь
времени на поиск необходимых инструментов и приспособлений
Знания:
-Применяемые электронные программы по ремонту
-Существующие (используемые) электронные каталоги и
оборудование для выполнения соответствующих технологических
операций
-Виды и назначение инструмента, оборудования,
приспособлений для выполнения предстоящих технологических
операций

6

ПК 7.4 Проводить
ремонт автомобиля

ОК 01
Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности,
применительно к

Практический опыт:
-Проведение подбора (выбора) необходимого оборудования,
инструмента, запасных частей для выполнения ТО и ремонта
автомобилей, автобусов и мотоциклов в соответствии с
технологическими картами
-Проведение ремонта узлов, механизмов и оборудования
-Комплектация узлов и механизмов автомобиля
-Проведение слесарных работ по восстановлению деталей и
оборудования автомобиля
-Разборка, сборка и регулирование сложных агрегатов
автомобиля, агрегатов гидромеханической трансмиссии
Умения:
-Работать на компьютере с электронными каталогами
-Осуществлять подбор инструментов и ремонтных
приспособлений для проведения назначенных технологических
операций
-Осуществлять выбор оборудования, оснастки для восстановления
деталей и агрегатов
-Использовать оснастку и пневматическое, электрическое,
слесарно- механическое оборудование при восстановлении
деталей и узлов
-Производить ремонтные операции по устранению дефектов
деталей при восстановлении агрегатов и оборудования
-Производить техническое обслуживание (проверка, регулировка
и испытание агрегатов, узлов и приборов) повышенной сложности
-Регулировать системы и агрегаты грузовых и легковых
автомобилей и автобусов, обеспечивающих безопасность
движения
-Выявлять и устранять сложные дефекты и неисправности в
процессе ремонта, сборки и испытания агрегатов, узлов
автомобилей
-Производить сложную слесарную обработку и доводку деталей
Знания:
-Электронные каталоги запасных частей
-Виды оборудования для ремонта
-Назначение и соответствие инструментов для заданных
ремонтных операций
-Конструктивное устройство обслуживаемых автомобилей,
автобусов, мотоциклов
-Технические условия на ремонт, сборку, испытание и
регулировку сложных агрегатов и электрооборудования
-Электрические и монтажные схемы любой сложности и
взаимодействие приборов и агрегатов в них
-Причины износа сопряженных деталей и способы их выявления и
устранения
-Устройство испытательных стендов
Умения:
распознавать
задачу
и/или
проблему
в
профессиональном и/или социальном контексте; анализировать
задачу и/или проблему и выделять еѐ составные части; определять
этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной
7

различным
контекстам.
различным контекстам

ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03
Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях;
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде;.

ОК 05
Осуществлять устную
и письменную

и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать
результат и последствия своих действий (самостоятельно
или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для решения задач
и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях;
методы работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач;
порядок
оценки
результатов
решения
задач
профессиональной деятельности.
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации; планировать
процесс поиска; структурировать получаемую информацию;
выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать
практическую значимость результатов поиска; оформлять
результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников,
применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы
структурирования информации; формат
оформления результатов поиска информации
Умения: определять
актуальность
нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять
современную научную профессиональную терминологию;
определять и выстраивать траектории профессионального
развития и самообразования.
Знания: содержание современной актуальной нормативноправовой документации, научной терминологии, возможной
траектории профессионального развития и самообразования

Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в
ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива,
психологические
особенности
личности;
основы
проектной деятельности
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы
по
профессиональной тематике на государственном языке,
проявлять толерантность в рабочем коллективе

8

коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста;
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе
с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения;
ОК 07
Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях;
ОК 08 Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности;

Знания: особенности социального и культурного контекста;
правила оформления документов и построения устных
сообщений.

Умения: описывать значимость своей профессии (специальности)
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной
деятельности по специальности

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения
в рамках
профессиональной деятельности по специальности
Знания:правила
экологической безопасности
при
ведении
профессиональной деятельности; основные ресурсы,
задействованные в профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей; применять рациональные приемы
двигательных функций в профессиональной деятельности;
пользоваться
средствами
профилактики
перенапряжения
характерными для данной специальности
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы
здорового
образа
жизни;
условия
профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья для
специальности; средства профилактики перенапряжения

9

ОК 09
Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.

Умения: применять средства информационных
технологий для решения профессиональных задач;
использовать современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства
информатизации;
порядок
их
применения
и
программное
обеспечение в профессиональной
деятельности

1.2. Количество часов, отводимое на освоение учебной практики
максимальной учебной нагрузки обучающегося –216 часов, в том числе:
учебной практики – 216 часов.

10

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
2.1 Объем учебной практики и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной практики

Объем часов
216

в том числе:
Учебная практика (в том числе в форме практической
подготовки)
Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачет

216
6
6

11

2.2 Структура учебной практики и виды учебной работы

Код и наименование ПК

Формат практики
(рассредоточено/
концентрированно) с указанием
базы практики
Практика рассредоточенная

Виды работ

Показатели освоения ПК

ПК 7.1.
Осуществлять приѐмку
автомобиля

- Проведение операций по приѐму
автомобиля. Выполнение мойки и
чистки автомобиля
-Проведение диагностики
автомобиля, его агрегатов и
систем. Составление отчетной
документации с использованием
информационно
коммуникационных технологий.
Оформление приемо-сдаточной
документации в соответствие с
установленным порядком

-Работать с моечным
оборудованием (механическим,
автоматическим)
-Выполнять мойку автомобилей и
мотоциклов в соответствии с
технологическими требованиями.
-Использовать информационно –
коммуникационные технологии
при составление отчетной
документации по приемке
автомобиля
-Определять техническое
состояние автомобиля, его
агрегатов и систем на основе
результатов его диагностики

ПК 7.2.
Проводить оценку технического
состояния узлов и агрегатов

Установка и присоединение
агрегатов и узлов на стенд для
диагностики, отсоединение и
снятие со стенда после ее
окончания. Выявление
неисправностей узлов
механизмов, агрегатов и
оборудование. Проверка
комплектности узлов и
механизмов. Чтение кодов
неисправностей.
-Выбор
соответствующего

Устанавливать и присоединять
агрегаты и узлы на стенд для
диагностики. Отсоединять и
снимать их со стенда после ее
окончания. Выявлять
неисправные узлы и механизмы,
агрегаты и оборудование.
Проверять комплектность узлов и
механизмов. Читать коды
неисправностей.

Практика рассредоточенная

ПК 7.3

Практика рассредоточенная

ПК 7.3

12

База практики в учебном
заведении

База практики в учебном
заведении

Осуществлять
выдачу и получение задач на
проведение ремонта и
обслуживание автомобиля

инструмента,
оборудования,
приспособлений для выполнения
предстоящих технологических
операций
-Получение
необходимых
запасных частей, расходных
материалов,
специального
инструмента в соответствии с
заявкой
(дефектовочной
ведомостью)

Осуществлять
выдачу и получение задач на
проведение ремонта и
обслуживание автомобиля;

ПК 7.4 Проводить
ремонт автомобиля

-Проведение подбора (выбора)
необходимого оборудования,
инструмента, запасных частей для
выполнения ТО и ремонта
автомобилей, автобусов и
мотоциклов в соответствии с
технологическими картами
-Проведение ремонта узлов,
механизмов и оборудования
-Комплектация узлов и
механизмов автомобиля
-Проведение слесарных работ по
восстановлению деталей и
оборудования автомобиля
-Разборка, сборка и
регулирование сложных агрегатов
автомобиля, агрегатов
гидромеханической трансмиссии

-Работать на компьютере с
электронными каталогами
-Осуществлять подбор
инструментов и ремонтных
приспособлений для проведения
назначенных технологических
операций
-Осуществлять выбор
оборудования, оснастки для
восстановления деталей и
агрегатов
-Использовать оснастку и
пневматическое, электрическое,
слесарно- механическое
оборудование при
восстановлении деталей и узлов
-Производить ремонтные
операции по устранению
дефектов деталей при
восстановлении агрегатов и
оборудования
-Производить техническое

База практики в учебном
заведении

Практика рассредоточенная
База практики в учебном
заведении

13

обслуживание (проверка,
регулировка и испытание
агрегатов, узлов и приборов)
повышенной сложности
-Регулировать системы и агрегаты
грузовых и легковых автомобилей
и автобусов, обеспечивающих
безопасность движения
-Выявлять и устранять сложные
дефекты и неисправности в
процессе ремонта, сборки и
испытания агрегатов, узлов
автомобилей
-Производить сложную слесарную
обработку и доводку деталей

14

2.2 Тематический план и содержание учебной практики ПМ.04 Освоение одной или нескольких профессий
рабочих или должностей служащих
Содержание практики
Название выполняемых работ
Тема 1. Вводное занятие.

Объем выполняемых работ

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций

Ознакомление с порядком учебной практики. Изучение правил личной
гигиены. Пожарная безопасность. Рабочее место слесаря. Углубление
знаний в работе четырехтактного двигателя. Оценка качества выполненной
работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
кривошипно-шатунного механизма: блок цилиндров, гильзы, головка
цилиндров, коленчатый вал, маховик, шатуннопоршневая группа, подвеска
силового агрегата. Нахождение меток КШМ. Оценка качества выполненной
работы.

6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

Тема 3. Изучение
газораспределительног о
механизма.

Содержание

6

Тема 4. Изучение системы
охлаждения

Содержание

6

Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
системы охлаждения: радиатор, расширительный бачок, насос, термостат,
предпусковой подогрев. Порядок работы с предпусковым подогревателем.
Изучение показателей и качества эксплуатационных материалов для
системы охлаждения автомобиля: тосол, антифриз. Оценка качества
выполненной работы.
Содержание

ПК 7.1 –
ПК7.4
ОК.01-ОК.09

6

ПК 7.1 – ПК

Тема 2. Изучение
кривошипношатунного
механизма.

Тема 5. Изучение смазочной

Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
газораспределительного механизма: распределительный вал, толкатели,
клапана, штанги коромысло. Нахождение ВМТ у двигателей автомобилей.
Оценка качества выполненной работы.

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09
ОК.01-ОК.09
ПК 7.1 – ПК
7.4

15

системы

Тема 6. Изучение системы
питания

Тема 7. Изучение сцепления.

Тема 8. Изучение коробки
передач, карданной передачи и
ведущих мостов

Тема 9. Изучение рамы и
подвески автомобиля.
Тема 10. Изучение колес и
кузова автомобиля.

Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
смазочной системы: масляной насос, масляные фильтры, масляной радиатор
и система вентиляции картера. Изучение показателей и качества
эксплуатационных материалов для системы смазки автомобиля. Оценка
качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
системы питания: карбюраторных и инжекторных двигателей. Изучение
показателей и качества эксплуатационных материалов для системы питания
автомобиля: бензин, дизельное топливо, газ. Оценка качества выполненной
работы. Изучение необходимой
документации
по
экологической безопасности.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
сцепления: муфта сцепления, корзина, рычаг, гидравлический привод,
механический привод, пневматический привод. Изучение показателей и
качества эксплуатационных материалов для сцепления автомобиля.
Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей:
коробки передач, карданной передачи, раздаточной коробки, ведущих
мостов (задние и передние). Изучение показателей и качества
эксплуатационных материалов для мостов и коробки передач автомобиля.
Изучение порядка работы спидометра и порядок его замены. Оценка
качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
рамы и подвески автомобилей. Изучение способов крепления узлов
автомобиля на раму. Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
кузова: органы управления, порядок регулирования органов управления,
вентиляция и отопление кабины, порядок включения и выключения
вентиляции и отопления кабины, стеклоочистители. Изучение порядка
перекидки колес. Определение качества колес. Оценка качества

7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

16

Тема 11. Изучение рулевого
управления.

Тема 12. Изучение тормозной
системы.

Тема 13. Изучение
электрооборудования
автомобиля.
Тема 14. Изучение системы
зажигания.

Тема 15. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт кузова и кабины.

Тема 16. Определение
технического состояния
автомобиля.

выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
рулевого управления: рулевой механизм, рулевая колонка, рулевой привод,
усилитель руля, насос усилителя руля. Изучение показателей и качества
эксплуатационных материалов для усилителя рулевого управления. Оценка
качества выполненной работы. Изучение нормативной документации для
рулевого управления.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
тормозной системы: стояночный тормоз, тормозные механизмы,
пневматическая тормозная система, гидравлическая тормозная система.
Изучение показателей и качества эксплуатационных материалов для
гидравлической тормозной системы. Оценка качества выполненной
работы. Изучение нормативной документации для тормозной системы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
электрооборудования: стартер, звуковой сигнал, приборы освещения,
световая сигнализация, контрольно-измерительные приборы,
предохранители. Изучение схемы включения
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Изучение деталей
системы зажигания: аккумулятор, коммутатор, катушка зажигания,
распределитель - прерыватель, провода, свечи. Изучение схемы включения
системы зажигания. Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей кузова и кабины. Приготовление инструментов и рабочего
места для выполнения задания. Правка деформированных поверхностей.
Замена опор. Окрасочные работы. Защита от коррозии. Оценка качества
выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
состояния эксплуатации автомобиля Изучение показателей и качества
эксплуатационных материалов. Изучение нормативной документации для

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09
17

Тема 17. Определение
периодичность ТО и Р.

Тема 18. Получение
информации при управлении
работоспособности автомобиля.

Тема 19. Работа с
технологическим
оборудованием.

Тема 20. Работа с
диагностическим
оборудованием

Тема 21. Проведение ЕО
автомобиля.

определения технического состояния автомобиля. Оценка качества
выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
периодичность технического обслуживания и ремонта автомобиля,
учитывая природно-климатические условия эксплуатации. Изучение
нормативной документации для определения периодичности ТО и Р
автомобиля. Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Способы
получения информации: путевой лист, учетная карточка автомобиля, листок
учета ТО и ремонта. План-отчет ТО, Требование на запасные части, данные
диагностирования Изучение показателей и качества эксплуатационных
материалов. Изучение нормативной документации для получения
информации: работа с путевыми листами и листками учета ТО и ремонта.
Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Комплектование
инструмента и рабочего места. Ознакомление и работа с технологическим
оборудованием: моечные установки и машины, осмотровые ямы,
вертикальный подъемник, таль, ключи различного назначения, домкрат, и
слесарные инструменты необходимые во время ТО и ремонта.
Ознакомление с инструкциями по охране труда для различных видов
технологического оборудования.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Ознакомление и
работа с технологическим оборудованием: стенд диагностирования
тормозов, топливных насосов, компрессометр, и др. инструменты
диагностирования. Ознакомление с инструкциями по охране труда для
различных видов диагностического оборудования. Оценка качества
выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Проведение ЕО
автомобиля. Изучение показателей и качества эксплуатационных
материалов. Оценка качества выполненной работы.

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09
18

Тема 22. Мойка,
разборочносборочные и
сортировочные работы.

Тема 23. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт кривошипношатунного
механизма.

Тема 24. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт газораспределительно
го механизма.

Тема 25. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт системы охлаждения.

Тема 26. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт системы смазки.

Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Проведение
мойки автомобиля обращая внимание на опасные и вредные факторы.
Изучение моечной машины и режимов работы с ним. Изучение порядка
проведения разборочных и сборочных работ. Изучение порядка
сортирования узлов и деталей автомобиля. Изучение нормативной
документации для при сортировании узлов и деталей автомобилей. Оценка
качества выполненной работы
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей кривошипношатунного механизма. Приготовление
инструментов и рабочего места для выполнения задания. Работа со
стетоскопом. Определение герметичности поршневой группы. Порядок
затяжки болтов головки двигателя, различных видов автомобилей. Снятие и
установка поршневой группы на гильзы. Оценка качества выполненной
работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей газораспределительного механизма. Приготовление
инструментов и рабочего места для выполнения задания. Нахождение ВМТ
первого цилиндра. Нахождение меток ГРМ. Замена цепной и ременной
передачи ГРМ. Регулировка клапанов автомобилей.
Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей системы охлаждения. Приготовление инструментов и
рабочего места для выполнения задания. Определение работоспособности
термостата и его замена. Замена охлаждающей жидкости автомобилей.
Определение оттеков в системе охлаждения. Порядок замены
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей системы смазки. Приготовление инструментов и рабочего
места для выполнения задания. Определение давления системы смазки.
Замена масла в картере двигателя автомобилей Замена и ремонт масляного
насоса. Устранение утечек масла в двигателе. Оценка качества выполненной

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

19

Тема 27. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт системы питания
бензиновых двигателей

Тема 28. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт системы питания
дизелей.

Тема 29. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт электрооборудования.

Тема 30. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт приборов освещения.

работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей системы питания бензиновых двигателей. Приготовление
инструментов и рабочего места для выполнения задания. Замена
фильтрующих элементов системы питания. Определение герметичности
системы питания. Проверка и ремонт бензонасоса. Регулировка холостого
хода карбюратора и пропускной способности жиклеров. Проверка качества
эксплуатационных материалов на примере. Оценка качества выполненной
работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей системы питания дизелей. Приготовление инструментов и
рабочего места для выполнения задания. Замена фильтрующих элементов.
Определение герметичности системы питания дизеля. Изучение порядка
регулировки топливного насоса высокого давления. Регулировка форсунок.
Замена плунжерной пары. Проверка качества эксплуатационных материалов
на примере. Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей электрооборудования. Приготовление инструментов и
рабочего места для выполнения задания. Замена предохранителей.
Проверка работоспособности аккумулятора, проверка зарядки и
перезарядка. Определение работоспособности генератора, замена
подшипников и щеток. Определение работоспособности стартера, замена
щеток и муфты свободного хода. Замена приборов сигнализации,
контрольно-измерительных и проводов. Оценка качества выполненной
работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей приборов освещения. Приготовление инструментов и
рабочего места для выполнения задания. Замена лампочек и приборов
освещения. Регулировка фар на дальний и ближний свет. Оценка качества
выполненной работы.

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

20

Тема 31. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт системы зажигания.

Тема 32. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт сцепления

Тема 33. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт коробки передач.

Тема 34. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт карданной передачи и
мостов.

Тема 35. Техническое
обслуживание и текущий
ремонт тормозной системы

Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей системы зажигания. Приготовление инструментов и
рабочего места для выполнения задания. Проверка работоспособности
коммутатора. Регулировка зажигания автомобиля. Регулировка свечей
зажигания. Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей сцепления. Приготовление инструментов и рабочего места
для выполнения задания. Снятие и установка муфты и подшипника
сцепления. Регулировочные работы сцепления до закрытия картером.
Регулировка свободного хода педали сцепления. Регулировка привода
сцепления. Оценка качества выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей коробки передач. Приготовление инструментов и рабочего
места для выполнения задания. Снятие первичного и вторичного вала.
Снятие и установка шестерен. Замена масла в коробки передач. Оценка
качества выполненной работы.

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей карданной передачи автомобилей и ведущих мостов.
Приготовление инструментов и рабочего места для выполнения задания.
Снятие и установка гранаты. Замена масла и пыльника граната. Замена
крестовины карданной передачи. Снятие и установка карданной передачи на
автомобилях. Снятие и установка дифференциала. Регулировка
подшипников ступицы. Замена масла в ведущих мостах. Оценка качества
выполненной работы.
Содержание
Инструктаж по охране труда перед выполнением задания. Определение
неисправностей тормозной системы. Приготовление инструментов и
рабочего места для выполнения задания. Удаление воздуха из
гидравлической тормозной системы автомобиля. Замена колодок тормозной
системы. Регулировка свободного хода педали. Замена тормозной

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

6
6

ПК 7.1 – ПК
7.4
ОК.01-ОК.09

21

жидкости. Проверка герметичности пневматической тормозной системы и
устранение неисправностей. Оценка качества выполненной работы.
Дифференцированный зачет

6

44

22

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы учебной практики реализуется на базе ГАПОУ
СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
Рабочие места для обучающихся-15шт.
Рабочее место преподавателя/мастера производственного обучения 1шт
Комплект учебно-методической документации по подготовке машин,
механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектованию
сборочных единиц-1шт.
Верстак слесарный-9шт.
Параллельные поворотные тиски-1шт.
Комплект рабочих инструментов, измерительный и разметочный
инструмент - (штангенциркуль,15шт.,,микромет-2шт,,нутромер-1шт.,набор
щупов-1шт.)
Наборы инструментов
(наборы ключей накидные-торцовых5комплектов ,наборы головок-3комплекта, съемник универсальный-2шт.,
съемник масляных фильтров-1шт.)
Монтажный автомобиль (УАЗ-1шт. ,ВАЗ 2105-1шт., Камаз 5320-1шт.)
Монтажные двигатели (ГАЗ-3307-1шт., КАМАЗ 5320-1шт.,ЯМЗ 2361шт., ВАЗ 21124-1шт.,ВАЗ 2106 -1шт.)
Задние мосты (ЗИЛ-130-1шт ,КАМАЗ-5320-1шт.)
Трансмиссия (КАМАЗ 5320-1шт, ЯМЗ236-1шт.)
Передняя балка (КАМАЗ 5320-1шт., ГАЗ3307-1шт.)
Пневмоинструмент (пневмогайковерт-1шт.)
Измерительный и разметочный инструмент: штангенциркуль15шт.,микромет-2шт.
Станок балансировочный -1шт.
Станок шиномонтажный-1шт.
Прямошлифовальная машина -1шт.
Компрессор -1шт.
Установка вулканизаторная-1шт.
Расходные материалы (груза шиномонтажные, заплатки, вентили,
клей).
Набор шпателей,рихтовочные молотки, краскопульт -2шт., сварочный
аппарат-1шт (МИГ-МАГ),УШМ 125, 230- 2 шт.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
23

информационные ресурсы,
образовательном процессе

рекомендуемые

для

использования

в

3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1. Виноградов, В.М. Технологические процессы ремонта
автомобилей: учебное пособие/ В.М. Виноградов. - М.: Академия, 2013 г. –
384 с.
2. Власов В.М. Т.О. и ремонт автомобилей Издательство
«Академия» 2016 г.
3. Графкина, М.В. Охрана труда и основы экологической
безопасности: Автомобильный транспорт: учебное пособие/ - М.: Академия,
2016 г.
4. П.И. Епифанов Т.О. и ремонт автомобилей Издательство Форум Инфо, 2016 г.
5. Коробейник А. В. Ремонт автомобилей Издательство
Феникс
2016 г.
6. Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей Издательство
центр «Академия», 2016 г.
7. Слон Ю.М. Автомеханик
Издательство Феникс, 2016 г
8. Стуканов, В.А. Сервисное обслуживание автомобильного
транспорта: учебное пособие/ М.: Форум, 2016. – 208 с.
Дополнительные источники:
1 Боднев А.Г. Лабораторный практикум по ремонту автомобилей:-М:
Транспорт, 2014. - 117с. 2 Вахламов В. К. Автомобили ВАЗ. — М.:
Транспорт, 2014. — 192 с.
3 Доронкин В.Г. Ремонт автомобильных кузовов: окраска: учеб пос./
В.Г. Доронкин - М: Издательский центр «Академия», 2012. – 64 с.;
4 Завьялов С . Н. Мойка автомобилей: Технология и оборудование.3-е изд., перераб. и доп.- Минск: Транспорт, 2014.- 176с.
5 Селифонов В.В. Устройство, техническое обслуживание грузовых
автомобилей/ В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. - М: Издательский центр
«Академия», 2013. – 400 с.
6 Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Устройство, техническое
обслуживание и ремонт автомобильных двигателей/ А.Н. Шишлов,
С.В. Лебедев. — М.: КАТ № 9, 2011.
7 Яковлев В.Ф. Диагностика электронных систем автомобиля/ В.Ф.
Яковлев. - Издательство: Со- лон-Пресс, 2015 - 273.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
(доступ к ЭБС Знаниум» договор №65 ЭБС от 01.02.2022 г.)
1. http://www.lovemybooks.info/
avtomobilya.html.Учебные
пособия по устройству обслуживанию и ремонту автомобилей
2. http://www.nashyavto.ru.
автомобилей. Автосервис.

Техническое

обслуживание
24

3.

http://www.niva-faq.msk.ru. Устройство автомобилей.

4.

http://www.vaz-autos.ru. Ремонт автомобилей.

5. http://avto-barmashova.ru/organizazia_STO.ru.
Фирменный
автосервис.
6. http://auto.mail.ru. Технические характеристики автомобилей.
7.http://www.bibliotekar.ru/slesar/21.htm.ru. Слесарное дело и технические
измерения. 8.http://www.avto1001.info.ru. Устройство, обслуживание и ремонт
автомобилей. 9.http://www.zr.ru. Ежемесячный журнал «За рулем»
3.3 Общие требования к организации учебной практики
Учебная практика предназначена для обучения первоначальным
навыкам выполнения , ремонтных, слесарных, механических работ и
проводится перед производственной практикой. Практика проходит под
руководством преподавателя/мастера в форме практических занятий.
Практика состоит из теоретической и практической частей.
Практические работы выполняются на специально предназначенных для этих
работ лабораторных стендах. Количество рабочих мест соответствует
количеству обучающихся.
Основные обязанности руководителя практики:
– обучение первоначальным навыкам организации производственного
процесса технического обслуживания и ремонта автомобиля
– контроль за соблюдением техники безопасности при выполнении
практических работ.
Студенты при прохождении практики обязаны:
– выполнять все требования по технике безопасности;
– качественно и в полном объеме выполнять все задания
преподавателя/мастера;
– работать в спецодежде;
– оформить и сдать отчет;
– в конце практики сдать дифференцированный зачет.

25

3.4 Требования к квалификации
осуществляющих руководство практикой

педагогических

кадров,

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты –
преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных
дисциплин ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум».
Мастера: наличие 3-4 квалификационного разряда с обязательной
стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.

26

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется мастером
производственного обучения/преподавателем специального цикла в процессе проведения занятий, а также выполнения
обучающимися/студентами учебно-практических заданий, сдачи дифференцированного зачета.
Результаты (освоенные
профессиональные компетенции)
ПК 7.1.
Осуществлять приѐмку автомобиля

ПК 7.2.
Проводить оценку технического состояния
узлов и агрегатов

ПК 7.3
Осуществлять
выдачу и получение задач на проведение
ремонта
и
обслуживание автомобиля

Основные показатели оценки результата
Проведение операций по приѐму автомобиля.
Выполнение мойки и чистки автомобиля
-Проведение диагностики автомобиля, его
агрегатов и систем. Составление отчетной
документации с использованием
информационно коммуникационных
технологий. Оформление приемо-сдаточной
документации в соответствие с
установленным порядком
Установка и присоединение агрегатов и
узлов на стенд для диагностики,
отсоединение и снятие со стенда после ее
окончания. Выявление неисправностей узлов
механизмов, агрегатов и оборудование.
Проверка комплектности узлов и
механизмов. Чтение кодов неисправностей.
Выбор соответствующего инструмента,
оборудования,
приспособлений
для
выполнения предстоящих технологических
операций
-Получение необходимых запасных частей,
расходных
материалов,
специального
инструмента в соответствии с заявкой
(дефектовочной ведомостью)

Формы и методы контроля и оценки
Наблюдение за выполнением работ
Экспертная оценка результата выполнения
практического задания.
Промежуточный контроль
(дифференцированный зачет)

Наблюдение за выполнением работ
Экспертная оценка результата выполнения
практического задания.
Промежуточный контроль
(дифференцированный зачет)
Наблюдение за выполнением работ
Экспертная оценка результата выполнения
практического задания.
Промежуточный контроль
(дифференцированный зачет)

27

ПК 7.4 Проводить
ремонт автомобиля

Проведение подбора (выбора) необходимого
оборудования, инструмента, запасных частей
для выполнения ТО и ремонта автомобилей,
автобусов и мотоциклов в соответствии с
технологическими картами
-Проведение ремонта узлов, механизмов и
оборудования
-Комплектация узлов и механизмов
автомобиля
-Проведение слесарных работ по
восстановлению деталей и оборудования
автомобиля
-Разборка, сборка и регулирование сложных
агрегатов автомобиля, агрегатов
гидромеханической трансмиссии

Наблюдение за выполнением работ
Экспертная оценка результата выполнения
практического задания.
Промежуточный контроль
(дифференцированный зачет)

28

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только
сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК.01 Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности, применительно к
различным контекстам.
ОК.02 Использовать современные
средства поиска, анализа и
интерпретации информации и
информационные технологии для
выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК.03 Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по
финансовой грамотности в
различных жизненных ситуациях;
ОК.04 Эффективно
взаимодействовать и работать в
коллективе и команде;
ОК.05 Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном языке Российской

Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)

Основные показатели оценки результата

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

Организовывает собственную деятельность и
предлагает свои способы решения при выполнении
заданий;
Принимает решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и несет за них ответственность

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

Осуществляет поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и
личностного развития

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

Самостоятельно определяет задачи
профессионального и личностного развития,
занимается самообразованием, осознанно планирует
повышение квалификации

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4
ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3

Формы и методы
контроля и
оценки
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
профессионального
модуля

Демонстрация способность работать в команде
эффективно взаимодействовать с преподавателями
и сокурсниками
Выполняет письменные задания и строит свои
устные ответы на государственном языке
Российской Федерации с учетом особенностей
29

Федерации с учетом особенностей
социального и культурного
контекста;
ОК.06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в том
числе с учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения;
ОК.07 Содействовать сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях;
ОК.08 Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления здоровья
в процессе профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня физической
подготовленности;
ОК.09 Пользоваться
профессиональной документацией
на государственном и иностранном
языках.

ПК 7.4

социального и культурного контекста

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

Относится к преподавателям, к сотрудникам и
учащимся учебного заведения уважительно,
соблюдая общечеловеческие ценности.
В своих высказываниях проявляет гражданскопатриотическую позицию

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

При выполнении практических работ:
сохраняет свое рабочее место в надлежащем порядке,
эффективно использует материалы, утилизирует остатки
материалов в специальные контейнеры.

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

В процессе обучения сохраняет и укрепляет свои
физические возможности и здоровье. Отсутствие
пропусков занятий. Выполняет практические задания с
соблюдением санитарных норм и техники безопасности.

ПК 7.1
ПК 7.2
ПК 7.3
ПК 7.4

Демонстрирует владение обработанной и
структурированной информации о современных методах
выполнения операций при составлении технологических
процессов технического обслуживания и ремонта
автомобиля

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».