32 ОП.09 Безопасность жизнедеятельности

Приложение 32
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сухой Лог
2023.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Дружинина Марина Владимировна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Безопасность жизнедеятельности» является
обязательной частью профессионального учебного примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.1.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК
ОК 0108,
ОК10,
ПК 5.3

Умения

Знания

- организовывать и проводить
мероприятия
по
защите
работающих и населения от
негативных
воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий
в профессиональной деятельности
и быту;
- использовать
средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения; ориентироваться
в перечне военно-учетных
специальностей и самостоятельно
определять среди них;
родственные полученной
специальности;
- применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
- владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных

- принципы
обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях
противодействия
терроризму
как
серьезной
угрозе
национальной
безопасности России;
- основные
виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения вероятности
их реализации; основы военной службы
и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
- способы защиты населения от
оружия массового поражения;
-меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
- организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном
порядке;
- основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении, (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются
военно-учетные
специальности,
родственные

4

условиях военной службы;
- оказывать первую помощь
пострадавшим.

специальностям СПО;
- порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в часах

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

70

в том числе в форме практической подготовки:
теоретическое обучение

18

практические занятия

48

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация ДЗ

2

i

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
разделов и тем

Объем в
часах

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях

17

Тема 1.1.
Нормативнопра
вовая база
безопасности
жизнедеятельно
сти

1

Содержание учебного материала
1. Правовые основы организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного
времени. Федеральные законы: “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера”, “О пожарной безопасности”, “О радиационной
безопасности населения”, “О гражданской обороне”; нормативноправовые акты: Постановление
Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций”, “О государственном надзоре
и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны
труда”, “О Федеральной инспекции труда”. Государственные органы по надзору и контролю, их
функции по защите населения и работающих граждан РФ.
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала

Тема 1.2.
Основные виды
потенциальных 1. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Термины и определения основных понятий
опасностей и их чрезвычайных ситуаций. Общая характеристика ЧС природного происхождения. Классификация
последствия
ЧС природного происхождения. Общая характеристика ЧС техногенного происхождения.
Классификация техногенных ЧС. Последствия ЧС для человека, производственной и бытовой
среды.
2. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Оружие массового поражения:
ядерное, биологическое, химическое. Меры безопасности населения, оказавшегося на
территории военных действий.
В том числе, практических занятий
7

Коды
компетенций
и
личностных
результатов

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

3
ОК 01-08, 10
ПК 5.3

2

Тема 1.3.
Принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики

Тема 1.4.
Мониторинг
и
прогнозировани
е развития
событий и
оценка
последствий
при ЧС и
стихийных
явлениях
Тема 1.5. Гражданская
оборона. Единая
государственная
система
предупреждени
я
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
(РСЧС).

1.Практическая работа №1 Основные способы пожаротушения и различные виды огнегасящих
веществ.
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1. Понятие устойчивости объекта экономики. Факторы, определяющие условия
функционирования технических систем и бытовых объектов. Принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики в условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1. Назначение мониторинга и прогнозирования. Задачи прогнозирования ЧС. Выявление
обстановки и сбор информации. Прогнозная оценка обстановки, этапы и методы.
Использование данных мониторинга для защиты населения и предотвращения ЧС.

2
1

1

В том числе, практических занятий

-

В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная

-

Содержание учебного материала

1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

1.Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной. План гражданской обороны на
предприятии. Мероприятия гражданской обороны. Организация гражданской обороны в
образовательном учреждении, ее предназначение. РСЧС, история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые по защите
населения от чрезвычайных ситуаций.
В том числе, практических занятий

-

В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная

-

8

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

Тема 1.6.
Оповещение
и
информировани
е
населения в
условиях ЧС
Тема 1.7.
Инженерная
и
индивидуальная
защита. Виды
защитных
сооружений и
правила
поведения в них

Содержание учебного материала
1 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №2 Отработка действий работающих и населения при эвакуации.

5

В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1. Мероприятия по защите населения. Организация инженерной защиты
населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений
гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №3 Действия населения при ЧС военного характера.

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 1.8.
Содержание учебного материала
Обеспечение
1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека
здорового
и общества. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
образа жизни
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха.
Рациональное
питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровья человека.
Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровья человека.
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Раздел 2. Основы военной службы и обороны государства
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Национальная
1. Национальные интересы РФ. Принципы обеспечение военной безопасности. Основы обобезопасность
роны государства. Организация обороны государства.
РФ
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
9

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

4
4
3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

2
ОК 01-08, 10

21
1

1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10

Боевые
традиции ВС.
Символы
воинской чести
Тема
2.3.Функции и
основные
задачи,
структура
современных
ВС РФ
Тема
2.4.Порядок
прохождения
военной службы

1. Понятия патриотизм, Родина, честь, совесть, мораль, воинский долг. Боевое товарищество.
Боевое знамя, Знамя воинской части, Знамя Победы.
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1. ВС РФ. Комплектование и руководство ВС. Основные задачи ВС. Приоритетные направления военно-технического обеспечения безопасности России. Структура ВС.
В том числе, практических занятий
В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Порядок призыва и прохождения военных
сборов. Назначение на воинские должности. Устав внутренней службы. Устав гарнизонной и
караульной служб.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа № 4 Изучение Устава внутренней службы.

В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 2.5.
Содержание учебного материала
Прохождение
1. Требования к контрактнику. Правила заключения контракта. Медицинское
военной службы освидетельствование. Воинские должности, предусматривающие службу по контракту.
по контракту
Причины введения альтернативной гражданской службы. ФЗ "Об альтернативной гражданской
Альтернативная службе". Порядок
гражданская
прохождения службы.
служба
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 2.6.Права
Содержание учебного материала
и обязанности
военнослужащи 1. Социально-экономические, политические, личные права и свободы. Статус
военнослужащего. Воинская дисциплина и ответственность.
х
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
10

ПК 5.3
1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

4

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

3
3
1

1

-

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

Тема
2.7.Строевая
подготовка

Тема 2.8.
Огневая
подготовка

Содержание учебного материала
1. Строй и управление им. Виды строя. Строевые приемы и движение без оружия. Воинское
приветствие.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №5 Отработка строевых приемов и движения без оружия.

6

В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Содержание учебного материала
1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Неполная сборка-разборка автомата.
Полная сборка-разборка. Уход за автоматом. Правила стрельбы из автомата.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическая работа №6 Отработка положений для стрельбы.

6

В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1. Общие Содержание учебного материала
правила
1. Сущность оказания первой помощи пострадавшим. Принципы оказания ПП.
оказания первой Последовательность действий при оказании ПП. Мероприятия ПП. Определение признаков
доврачебной
жизни. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. Организация транспортировки
помощи
пострадавших в лечебные учреждения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическая работа №7 Приемы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа
сердца.
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Первая
1. Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения
медицинская
ран. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы
помощь при
временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий. Переохлаждение и
ранениях,
обморожение. Первая медицинская помощь при остановке сердца. Понятия клинической
несчастных
смерти
случаях и
и реанимация
заболеваниях
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическая работа №8 Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние
конечности.
11

21
5

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

2
16
ОК 01-08, 10
ПК 5.3

15
2

2.Практическая работа №9 Правила наложения кровоостанавливающего жгута.
3. Практическая работа №10 Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной
вентиляции легких.
4. Практическая работа №11 Разработка ситуационных задач и составление алгоритма
действий при оказании первой медицинской помощи при травмах на производственном
участке.
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Раздел 4. Производственная безопасность
Тема
Содержание учебного материала
4.1.Психология 1.Психология безопасности. Чрезмерные формы психического напряжения. Психологические
в проблеме
причины создания опасных ситуаций и производственных травм. Поведение человека в
безопасности
аварийных ситуациях. Понятие о надежности работы человека при взаимодействии с
техническими системами.
В том числе, практических занятий
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Формирование
1. Микроклимат производственных помещений. Влияние на организм человека химических
опасностей в
веществ, магнитных полей, электромагнитных излучений, инфракрасного и лазерного
производственн излучения.
ой среде
2. Электроопасность на производстве. Опасности автоматизированных процессов.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №12 Взрывоопасность как травмирующий фактор производственной
среды.
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
Тема
Содержание учебного материала
4.3.Технические
1.Производственная вентиляция. Требования к искусственному производственному
методы и
освещению. Средства и методы защиты от шума и вибрации. Защита от опасности поражения
средства
током.
защиты
В том числе, практических занятий
человека на
В том числе самостоятельная работа обучающихся примерная
производстве
Промежуточная аттестация
12

3
3
6

7
1

5

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

4
4
1

2

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

Всего:

70

13

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные
помещения: Кабинет № 21 «Охрана труда, безопасность жизнедеятельности»
ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
1.Стол учительский -1 шт. 2. Стул Учительский – 1 шт. 3. Стол ученический -15 шт. 4. Стул
ученический -30 шт. 5. Классная доска -1 шт. 6. Мультимедийный проектор -1 шт. 7. Экран – 1
шт. 8. Телевизор LG – 1 шт. 9. DVD – 1 шт.
10.Компьютер-1 шт. 11. Принтер – 1 шт. 12.Макеты АК-74(ММГ)-2 шт. 13. Макет противогаза
ГП-5 шт. 14. Пневматическое оружие-2 шт.15.Оружейная комната. 16. Наглядные пособия. 17.
Респиратор-3шт. 18. Средства индивидуальной защиты – 3шт. 19.Общевойсковой защитный
комплект- 1шт. 20. Дозиметр. 21.Люксметр.22. Комплект учебно-наглядных пособий . 23.
Раздаточный материал. 24.Мультимедийные пособия. 25.Робот-тренажёр для отработки
навыков
первой
доврачебной
помощи.-1шт.
26.Огнетушители
порошковые-3шт.
.27.Оогнетушители пенные-3шт. 28.Огнетушители углекислотные-2шт. 29.Медицинская
аптечка-1шт.
30.Приборы: радиационной разведки; химической разведки; компас; визирная линейка; пакеты
противохимические индивидуальные ИПП-11; сумки и комплекты медицинского имущества
для оказания первой медицинской, доврачебной помощи; УМК «Защита в чрезвычайных
ситуациях», содержание практической части комплекса: Виртуальные
31.Тренажеры
Практические
задания
Учебное
видео;
Тренажерный
комплекс
«Индивидуальные средства защиты. Правила использования», содержание практической части
комплекса:
Практические флеш-задания
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании

14

библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания
из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве
основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие
/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2017. – 214 c.
2. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / Бондаренко В.А.,
Евтушенко С.И., Лепихова В.А. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 150 с.
3. Безопасность
жизнедеятельности:
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / С.В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В.П. Соломина. –
Москва: Юрайт, 2017. – 399 с.
4. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования
/ С.В. Белов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 350 с.
5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования /
С.В. Белов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 362 с.
6. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – 3-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2021. – 313 с.
7. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум (СПО): учебное
пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – Москва: КноРус, 2021. – 156 с.
8. Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / И. П. Левчук, А. А.
Бурлаков. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 144 с.
9. Мельников, В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.П. Мельников, А.И.
Куприянов, А.В. Назаров; под ред. проф. В.П. Мельникова. – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. –
368 с.
10. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. –
Москва: КноРус, 2021. – 282 с.
11. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Н. Мисюк. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.
15
– 499 с.
12. Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание
первой помощи при неотложных состояниях) : учебное пособие ; под ред. И. В. Гайворонского / И.
В. Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский, С. В. Виноградов — 3е изд., испр. и доп.
— СанктПетербург : СпецЛит, 2021. — 311 с.

3.2.2. Основные электронные издания
1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие
/ Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2017. – 214 c. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS:
[сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65284.html (дата обращения: 02.07.2021).
2. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / Бондаренко В.А.,
Евтушенко С.И., Лепихова В.А. - Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 150 с. (СПО) – Текст:
электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/995045 (дата обращения: 02.07.2021)
3. Безопасность
жизнедеятельности:
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / С.В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В.П. Соломина. –

Москва: Юрайт, 2017. – 399 с. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/401544 (дата обращения: 02.07.2021).
4. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования
/ С.В. Белов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 350 с. – Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453161 (дата обращения: 02.07.2021).
5. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования /
С.В. Белов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 362 с. – Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453164 (дата обращения: 02.07.2021).
6. Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – 3-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2021. – 313 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/469496 (дата обращения: 02.07.2021).
7. Мельников, В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.П. Мельников, А.И.
Куприянов, А.В. Назаров; под ред. проф. В.П. Мельникова. – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. –
368 с. – (Среднее профессиональное образование). – Текст: электронный. – URL:
https://znanium.com/catalog/product/1069174 (дата обращения: 02.07.2021).
8. Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Н. Мисюк. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.
– 499 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469609 (дата
обращения: 01.07.2021).
9. Михаилиди, А.М. Безопасность жизнедеятельности на производстве: учебное пособие /
Михаилиди А.М. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 135 c. – Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/100493.html (дата
обращения: 01.07.2021).

3.2.3. Дополнительные источники
1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни:
методические указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. – Набережные
Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 80 c.
– Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL:
https://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021).
16
2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 212 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021).
3. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и
информационный журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru.
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:

Критерии оценки

Методы
оценки

Принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе
в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;

Демонстрирует знания
нормативных документов в своей
профессиональной деятельности,
демонстрирует готовность к
соблюдению действующего
законодательства и требований
нормативных документов, в том
числеусловиях противодействия
терроризму;
Владеет информацией об
государственных системах защиты
национальной безопасности
России.
Основные виды потенциальных
Дает характеристику различным
опасностей и их последствия в
видам потенциальных опасностей
профессиональной деятельности и и перечислять их последствия
быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
Основы военной службы и
Демонстрирует знания основ
обороны государства;
военной службы т оборон
государства
Задачи и основные мероприятия
Формулирует задачи и основные
гражданской обороны;
мероприятия ГО, перечислять
способы защиты населения от
ОМП.
Способы защиты населения от
Формулирует задачи и основные
оружия массового поражения;
мероприятия ГО, перечисляет
способы защиты населения от
ОМП.
Меры пожарной безопасности и Демонстрирует знания
правила безопасного поведения эффективных превентивных мер
при пожарах;
для предотвращения
пожароопасных ситуаций; Умеет
определять пожарои
17
взрывоопасность различных
материалов.
Организацию и порядок призыва
Владеет знаниями об организации
граждан на военную службу и
и порядке призыва граждан на
поступления на нее в
военную службу
добровольном порядке;
Основные виды вооружения,
Ориентируется в видах
военной техники и специального
вооружения, военной техники и
снаряжения, состоящих на
специального снаряжения,
вооружении(оснащении)
состоящих на вооружении
воинских подразделений, в
(оснащении) воинских
которых имеются военно-учетные подразделений, в которых
специальности, родственные
имеются военно-учетные
специальностям СПО;
специальности, родственные
специальностям СПО

Оценка
решений
ситуационных
задач
Тестирование
Устный опрос
Практические
занятия
Ролевые игры
Зачет

Порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим.

Демонстрирует знания в области
анатомо-физиологических
последствий воздействия на
человека травмирующих, вредных
и поражающих факторов;
Демонстрирует знания порядка и
правил оказания первой помощи
пострадавшим, в том числе при
транспортировке

Умения:
Организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;

Способен разработать алгоритм
действий организовать и провести
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий ЧС

Предпринимать
профилактические
меры
для
снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий
в профессиональной деятельности
и быту.
Использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения

Владеть мерами по снижению
опасностей различного вида

Демонстрирует умения
использовать средства
индивидуальной защиты и
оценивает правильность их
применения
Применять первичные средства
Демонстрирует умения
пожаротушения
пользоваться первичными
средствами пожаротушения и
оценивает правильность их
применения
Ориентироваться в перечне
Отличает виды вооруженных сил,
военно-учетных специальностей и ориентируется в перечне военно18
самостоятельно определять среди учетных специальностей.
них родственные полученной
специальности
Владеть
способами Демонстрирует
владение
бесконфликтного
общения
и особенностями бесконфликтного
саморегуляции в повседневной поведения
в
повседневной
деятельности и экстремальных деятельности, в условиях ЧС
условиях военной службы
мирного и военного времен
Оказывать первую помощь
Демонстрирует умения оказывать
пострадавшим.
первую помощь пострадавшим;
В правильной последовательности
осуществляет манипуляции по
оказанию первой помощи.

Наблюдение в
процессе
практических
занятий Оценка
решений
ситуационных
задач
Экспертная
оценка
аудиторной и
внеаудиторной
работы,
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».