28 ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация

Приложение 28
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ

Сухой Лог
2023.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 05. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ»
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП 05. Метрология, стандартизация, сертификация» является
обязательной частью профессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

1.1.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01 – ОК 04
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 3.3
ПК 4.1
ПК 5.3-ПК 5.4
ПК 6.2-ПК 6.4

выполнять
технические
измерения, необходимые при
проведении
работ
по
техническому обслуживанию и
ремонту
автомобиля
и
двигателя;
- осознанно выбирать средства
и
методы
измерения
в
соответствии с технологической
задачей,
обеспечивать
поддержание качества работ;
- указывать в технической
документации требования к
точности размеров, форме и
взаимному
расположению
поверхностей,
к
качеству
поверхности;
- пользоваться
таблицами
стандартов и справочниками, в
том числе в электронной форме,
для поиска нужной технической
информации;
- рассчитывать
соединения
деталей
для
определения
допустимости
износа
и
работоспособности,
для
возможности конструкторской
доработки (тюнинга).
-

4

- основные

понятия,
термины и определения;
- средства
метрологии,
стандартизации
и
сертификации;
- профессиональные
элементы международной и
региональной
стандартизации;
- показатели качества и
методы их оценки;
- системы
и
схемы
сертификации

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

62

в том числе в форме практической подготовки:
теоретическое обучение

34

практические занятия (если предусмотрено)

20

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

6

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Раздел 1.Основы стандартизации
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Государственная
Задачи стандартизации. Основные понятия и определения. Органы и службы по
система
стандартизации. Виды стандартов. Государственный контроль за соблюдением
стандартизации
требований государственных стандартов. Нормализованный контроль технической
документации.
Содержание учебного материала)
Тема 1.2
Межотраслевые
Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Единая система
комплексы
технологической документации (ЕСТД). Комплексы стандартов по безопасности
стандартов
жизнедеятельности (ССБТ). Система разработки и постановки продукции на
производство
(СРПП).
В том числе практических занятий
Изучение комплексов стандартов ЕСКД, ЕСТД
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.3
Международная,
Межгосударственная система по стандартизации (МГСС). Международная
региональная и
организация по стандартизации (ИСО).Международная электротехническая
комиссия (МЭК).
национальная
Экономическая эффективность стандартизации.
стандартизация
Раздел 2.Основы взаимозаменяемости
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Взаимозаменяемост Основные понятия и определения. Общие положения ЕСДП. Обозначение полей
допусков, предельных отклонений и посадок на чертежах. Неуказанные предельные
ь гладких
отцилиндрических
клонения размеров. Расчет и выбор посадок.
деталей
В том числе практических занятий
6

Объем в
часах

Коды
компетенций
и личностных
результатов

9
2
ПК 5.3

5
ПК 5.4

2
2
2
ПК 5.4

34
4
ПК 6.3

2

Тема 2.2 Точность
формы и
расположения

Тема 2.3
Шероховатость и
волнистость
поверхности
Тема 2.4 Система
допусков и посадок
для подшипников
качения. Допуски на
угловые размеры.
Тема 2.5
Взаимозаменяемост
ь различных
соединений

1. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений
2. Определение годности деталей в цилиндрических соединениях.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общие термины и определения. Отклонение и допуски формы, расположения. Суммарные отклонения и допуски формы и расположения поверхностей. Обозначение на
чертежах допусков формы и расположения.
В том числе лабораторных работ
Допуски формы и расположения поверхностей деталей.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Основные понятия и определения. Обозначение шероховатости поверхности.
В том числе практических занятий
Измерение параметров шероховатости поверхности
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Система допусков и посадок для подшипников качения. Допуски угловых размеров.
Система допусков и посадок для конических соединений.
В том числе практических занятий
Допуски и посадки подшипников качения.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общие принципы взаимозаменяемости цилиндрической резьбы. Основные
параметры метрической резьбы.
Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Допуски зубчатых
конических и гипоидных передач. Допуски червячных передач.
Взаимозаменяемость шпоночных соединений. Взаимозаменяемость шлицевых соединений.
В том числе практических занятий
Контроль резьбовых, зубчатых, шпоночных и шлицевых соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
7

1
1
4
ПК 6.2

2
2
4
2
2
4

ПК 6.2
ПК 4.1

ПК 6.2ПК 6.3

2
2
9
ПК 6.2
ПК 4.1

4
4
5

Основные термины и определения, классификация размерных цепей. Метод расчета
размерных цепей на полную взаимозаменяемость. Теоретиковероятностный метод
расчета размерных цепей.
В том числе практических занятий
Практическая работа Расчет размерных цепей
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3.Основы метрологии и технические измерения
Тема 3.1 Основные Содержание учебного материала
понятия
Измеряемые величины. Виды и методы измерений. Методика выполнения
метрологии
измерений. Метрологические показатели средств измерений. Классы точности
средств измерений. Международная система единиц (система СИ). Критерии
качества измерений.
В том числе практических занятий
Приведение несистемной величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2 Линейные и Содержание учебного материала)
угловые измерения
Плоскопараллельные меры длины. Меры длины штриховые. Микрометрические
приборы. Пружинные измерительные приборы. Оптико-механические приборы.
Пневматические приборы.
Жесткие угловые меры. Угольники. Механические угломеры. Средства измерений
основанные на тригонометрическом методе.
В том числе лабораторных работ
Измерение деталей с использованием различных измерительных инструментов
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4.Основы сертификации
Тема 4.1 Основные Содержание учебного материала
положения
Основные понятия, цели и объекты сертификации. Правовое обеспечение
сертификации
сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции. Общие
сведения о конкурентоспособности. Обязательная и добровольная сертификация.
Самостоятельная работа обучающихся

ПК 6.2

Тема 2.6 Расчет
размерных цепей

8

2
2
9
5
ПК1.1-ПК1.3

2
2
4
ПК 1.1-ПК1.3
ПК 3.3

2
2
6
2

2

ПК6.4

Содержание учебного материала
Основные понятия и определения в области качества продукции. Управление
качеством продукции. Сертификация систем качества. Качество продукции и защита
потребителей.
Промежуточная аттестация
Всего:
Тема 4.2 Качество
продукции

9

4

6
62

ПК 6.4

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения
Кабинет №41 «Электротехника и электроника, метрология, стандартизация и сертификация»
Лаборатория «Электротехника и электроника»
ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация

1. Стол ученический — 15 шт. 2. Стол учительский - 1 шт.
3. Стул преподавателя регулируемый офисный — 1 шт.
4. Стул нерегулируемый деревянный ученический — 30 шт. 5. Тумба для учебников – 2 шт. 6.
Компьютер ученический — 3 шт.
7. Компьютер преподавателя —(системный блок - 1 шт., монитор – 1 шт.) 8. Видеопроектор —
1 шт.9. Колонки — 1 шт.10. Компьютерная сеть -1 шт.
11. Принтер лазерный — 1шт.12. Интерактивная доска – 1 шт.
13. Магнитная доска – 1 шт.14. Устройство лабораторное по э/т К-4826 -3 шт..
15. Лабораторный стенд «Электротехника и электроника» -1шт.16. Осциллограф С1-72 - 1шт.,
17. Осциллограф ОДШ -2 - 1шт. 18. Прибор Д552 - 3шт.
19. Мегаомметр МС-05 – 1шт.20. Трехфазный трансформатор ТСЗ -1,5/1 -1 шт.
21. Милливольтметр ВК7-9 – 1шт.22. Звуковой генератор ГЗ-53 – 1шт.
23. Мультиметр, амперметр Э514 - по 1шт.24. Амперметр - 3шт.25. Блок питания 220/2 - 3шт.26.
Щит лабораторный – 1шт.27. Счетчик однофазный – 1шт.
28. Измерительный щит – 1 шт.29. Реостаты - 45 шт.31. Амперметры - 20шт.
32. Вольтметры - 25 шт.33. Демонстрационные модели - двигатель постоянного тока, двигатель
переменного тока, трансформаторы (однофазный, трехфазный, автотрансформатор,
измерительный).34. Магазин сопротивления МСР 63 - 2шт.
35. Электроизмерительный прибор цифровой -3 шт.36. Фолии по 11 темам - 106 шт.37. Оверхед
-1шт.38. Раздаточный материал39. Комплект учебно-наглядных пособий и плакатов;40.
Техническая документация, методическое обеспечение.
Лаборатория «Электротехника и электроника»
1.Рабочее место преподавателя-1шт.2.Рабочие места обучающихся-15шт. 3.Комплект деталей
электрооборудования автомобилей и световой сигнализации-1шт.4.Демонстрационные
комплексы «Электрооборудование автомобилей» 5.Плакаты по темам.6.Стены «Диагностика
электрических систем автомобиля»;
«Диагностика электронных систем автомобиля». 6. Осциллограф ОДШ -2 - 1шт. 7. .Мультиметр,
амперметр Э514 - по 1шт8.Расходные приборы, инструменты и приспособления;.

3.1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания

3.2.1. Основные печатные издания
10

Атрошенко, Ю. К. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных
и практических работ : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с.
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 2.
Стандартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 481 с.
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 1.
Метрология : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с.
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Атрошенко, Ю. К. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных
и практических работ : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07981-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474756 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 2.
Стандартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 481 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10238-3. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475552 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 1.
Метрология : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10236-9. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475551 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10239-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475555 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10239-0. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475555 (дата
обращения: 30.10.2021).
3.2.2. Дополнительные источники
11

1. Зайцев С.А. Допуски и технические измерения /С.А. Зайцев, А.Д. Курганов, А.Н.
Толстов. – Москва: Академия, 2015. – 383 с.
2. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификации / В.Ю. Шишмарев. –
Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 450 с.
3. Палий М.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении / М.А. Палий, В.А.
Брагинский. – Москва: Машиностроение, 2013. – 199 с.
4. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация /А.Д. Никифоров,Т.А.
Бакиев. – Москва: Высшая школа, 2013. – 424 с.
5. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения:
учебное пособие / А.Д. Никифоров. – Москва: Высшая школа, 2014. – 509 с.

12

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
основные понятия, термины
и определения;

Критерии оценки

Полно и точно перечислены
Определяющие черты
каждого указанного понятия
и
термина
средства метрологии,
Средства метрологии
стандартизации и
стандартизации и
сертификации
сертификации перечислены
в полном объеме
профессиональные элементы Знание
нормативных
международной
и документов международной
и
региональной
региональной
стандартизации;
стандартизации;
показатели качества и
Показатели
качества
и
методы
их
оценки
выбраны
в
методы их оценки;
соответствии с заданными
условиями и требованиями
ИСО
системы и схемы
Выбранные системы и схема
сертификации
соответствуют заданным
условиям
Умения
выполнять
технические Измерения выполнены в
измерения, необходимые при соответствии с технической
проведении
работ
по характеристикой
техническому обслуживанию используемого инструмента
и ремонту автомобиля и
двигателя;
осознанно выбирать средства Средства
и
методы
и методы измерения в измерения
выбраны
в
соответствии
с соответствии с заданными
технологической
задачей, условиями; использование
обеспечивать поддержание измерительного инструмента
качества работ;
соответствует
основным
правилам их использования
указывать в технической Заполнение технической
документации требования к документации соответствует
точности размеров, форме и требованиям ГОСТ
взаимному
расположению
поверхностей, к качеству
поверхности;
пользоваться
таблицами Использование для поиска
стандартов и справочниками, технической информации
в том числе в электронной комплексных систем
форме, для поиска нужной стандартов
технической информации;

Методы оценки
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы

индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы

индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы

индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы

рассчитывать
соединения Выбранные значения при
деталей для определения расчете соответствуют
допустимости
износа
и нормативным документам
работоспособности,
для
возможности
конструкторской доработки
(тюнинга).

индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».