27 ОП.04 Материаловедение

Приложение 27
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

Сухой Лог
2023.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Насонов Сергей Дмитриевич, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП 04 Материаловедение» является обязательной частью
профессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов ав-томобилей.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК
ОК 01 – ОК 04
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 3.2-ПК 3.3
ПК 4.1-ПК 4.3
ПК 6.2-ПК 6.3

Умения

Знания

выбирать материалы на
основе анализа их свойств для
конкретного применения при
производстве,
ремонте
и
модернизации автомобилей;
выбирать способы соедине
ния материалов и деталей;
назначать способы и
режимы упрочения деталей и
способы их восстановления, при
ремонте автомобиля, ис ходя из
их
эксплуатационного
назначения;
обрабатывать детали из
основных материалов;
проводить
расчеты
режимоврезания.

- строение и свойства
машиностроительных материалов;
- методы оценки свойств
машиностроительных материалов;
- области применения материалов;
-классификацию и маркировку
основных
материалов,
применяемых для изготовления
деталей автомобиля и ремонта;
- методы защиты от коррозии
автомобиля и его деталей;
- способы обработки материалов;
- инструменты и станки для
обработки
металлов
резанием,
методику расчета режимов резания;
- инструменты для слесарных
работ.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

60

в том числе в форме практической подготовки:
теоретическое обучение
практические занятия (если предусмотрено)

40
20

Самостоятельная работа

Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

4

2
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1. Металловедение
Тема 1.1. Строение и
свойства
машиностроительных
материалов

Коды

компетенций и
личностных
результатов
3
4

27
Содержание учебного материала

10

ПК1.1 ПК1.2

Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и ее
значение в технике. Аллотропические превращения в металлах.
Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические, химические,
технологические свойства металлов.
Понятие о сплаве, компоненте. Типы сплавов: механические смеси, твердые растворы,
химические соединения. Зависимость свойств сплавов от их состава и строения. Диаграммы
IIIIIIIV
типа.

В том числе лабораторных работ
Методы оценки свойств машиностроительных материалов: определение твердости металлов:
по Бринеллю, по Роквеллу, по Виккерсу.
Тема 1.2. Сплавы
железа с углеродом

Объем
часов

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов.

4
4

6

Виды чугунов, их классификация, маркировка и область применения.
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и область применения
углеродистых сталей.
Легированные стали. Классификация, маркировка и область применения легированных сталей

В том числе практических занятий

2

5

ПК1.1 ПК1.2

Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии.
Расшифровка различных марок сталей и чугунов.
Выбор марок сталей на основе анализа из свойств для изготовления деталей машин.
Тема 1.3 Обработка
деталей из основных
материалов

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

8

Способы обработки материалов. Основы термической обработки металлов. Классификация
видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали.
Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование.

В том числе лабораторных работ
Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали.
Химико-термическая обработка легированной стали.
Тема 1.4 Цветные
металлы и сплавы

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

ПК1.2 ПК1.3

4
4

4

Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе алюминия и титана.
Маркировка, свойства и применение.

В том числе практических занятий
Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.

Самостоятельная работа обучающихся
Контрольная работа по теме Металловедение

ПК1.3
2
2

1
20
6

Раздел 2. Неметаллические материалы
Тема 2.1.
Пластмассы,
антифрикционные,
композитные
материалы.

2

Содержание учебного материала

ПК1.2
ПК4.1-ПК4.3

Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки
пластмасс и их области применения в автомобилестроении и ремонтном производстве
Характеристика и область применения антифрикционных материалов.
Композитные материалы. Применение, область применения

В том числе практических занятий
Определение видов пластмасс и их ремонтопригодности.
Определение строения и свойств композитных материалов
6

2
2

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Автомобильные
эксплуатационные
материалы

6

В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическая работа Определение марки бензинов.
Практическая работа Определение марки автомобильных масел.

Тема 2.3 Обивочные,
прокладочные,
уплотнительные и
электроизоляционные
материалы

Тема 2.4. Резиновые
материалы

4
2

Лабораторная работа Определение качества бензина, дизельного топлива.
Определение качества пластичной смазки.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

1
ПК1.3 ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3

Назначение и область применения обивочных материалов. Классификация обивочных
материалов.
Назначение и область применения прокладочных и уплотнительных материалов.
Классификация прокладочных и уплотнительных материалов
Назначение и область применения электроизоляционных материалов. Классификация электроизоляционных материалов

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

3

Каучук строение, свойства, область применения.
Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины.
Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями.
Организация экономного использования автомобильных шин. Увеличение срока службы шин
за счет своевременного и качественного ремонта

В том числе практических занятий

ПК3.2
ПК6.2-ПК6.3

2
2

Устройство автомобильных шин.
Тема 2.5.

ПК 1.1
ПК 1.2

Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и классификация
автомобильных топлив.
Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел. Автомобильные
специальные жидкости.
Классификация и применение специальных жидкостей.

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

3
7

Лакокрасочные
материалы

ПК4.1-ПК4.3

Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов.
Требования к лакокрасочным материалам.
Маркировка, способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.

В том числе практических занятий
Подбор лакокрасочных материалов в зависимости. Способы нанесение лакокрасочных
материалов на металлические поверхности

Самостоятельная работа обучающихся
Контрольная работа по теме Неметаллические материалы
Раздел 3. Обработка деталей на метало-режущих станках
Тема 3.1Способы
Содержание учебного материала
обработки
материалов.

1
1
1
13
12

Виды и способы обработки материалов. Инструменты для выполнения слесарных работ.
Оборудование и инструменты для механической обработки металлов.
Выбор режимов резания.

В том числе практических занятий
Расчет режимов резания при механической обработке металлов на различных станках.

Самостоятельная работа обучающихся
Контрольная работа по теме Обработка деталей на металлорежущих станках
Промежуточная аттестация
Всего:
.

8

ПК1.2 ПК3.3

2
2
2

1
2

62

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения: Кабинет № 6 «Основы материаловедения»,Лаборатория
«Материаловедение»

ОП.04 Материаловедение
Стол учительский - 1 шт. 2.Стул учительский - 1 шт. 3.Парты ученические – 15 шт. 4.Стул
ученический – 30 шт. 5. Классная доска. 6.Мультимедийный проектор – 1 шт. 7. Экран – 1
шт. 8. Компьютер -1 шт. 9. Принтер-1шт. 10.Комплект учебно-наглядных пособий.
11.Модели металлической кристаллической решетки. 12.Стенды. 13.Образцы металлов
(стали, чугуна, цветных металлов и сплавов); 14.Образцы неметаллических материалов;
15.Твердомеры-3шт.; 16.Микроскопы металлографические-2шт. 17.Образцы смазочных
материалов.
Лаборатория «Материаловедение»
1. 1.Рабочее место преподавателя-1шт.2.Рабочие места обучающихся-15шт. 3.
Лабораторные стенды по темам; 4.Образцы материалов (стали, чугуна, цветных металлов).
5.Образцы неметаллических и электротехнических материалов. 5.Приборы для измерения
свойств материалов. 6.Микроскопы для изучения образцов металлов-2шт. 7 Печь
муфельная-1шт. 8.Твердомер-1шт. 9.Ообразцы для испытаний.
1.1. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбрано не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 1 :
учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов,
А. К. Онегина, В. Н. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва
9 : Издательство Юрайт,
2021. — 258 с.
2.
Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2 :
учебник для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов,
А. К. Онегина, В. Н. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 291 с.
3.
Черепахин, А.А. Материаловедение: учебник / А.А. Черепахин. – Москва:
Академия, 2020. – 384 с.
4.
Чумаченко, Ю.Т. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие/ Ю.Т.
Чумаченко, Г.В. Чумаченко, А.И. Герасименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 408 с.
3.2.2. Электронные издания
1. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 1 : учебник
для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина,
В. Н. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08154-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474751 (дата
обращения: 30.10.2021).

2. Материаловедение машиностроительного производства. В 2 ч. Часть 2 : учебник
для среднего профессионального образования / А. М. Адаскин, Ю. Е. Седов, А. К. Онегина,
В. Н. Климов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 291 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08156-5. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474753 (дата
обращения: 30.10.2021).
Основы материаловедения (металлообработка) / В.Н. Заплатин, Ю.И. Сапожников,
А.В. Дубов и др. – Москва: Академия, 2019. – 272 с.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка): учебное пособие
для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – Москва: Академия, 2014. – 224 с.
2. Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и
металлообработке/ под ред. В. Н. Заплатина. – Москва: Академия, 2019. – 240 с.
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знания

Критерии оценки

Методы оценки

строение и свойства
машиностроительных
материалов

Перечислены все свойства

контрольная работа,
тестовый контроль

методы оценки свойств
машиностроительных
материалов
области применения
материалов

машиостроительных материалов и
указано правильное их строение
Метод оценки свойств
машиностроительных материалов
выбран в соответствии с
поставленной задачей
Область применения материалов
соответствует техническим
условиям материалов

устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа
устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа

классификацию и маркировку
основных материалов

Классификация и маркировка
соответствуют ГОСТу на
использование материалов

методы защиты от коррозии

Перечислены все основные
методы защиты от коррозии и
дана их краткая характеристика

способы обработки
материалов

Соответствие способа обработки практические
лабораторные
назначению материала

10

устный опрос, тестовый
контроль, контрольная
работа, самостоятельная
работа

устный опрос,
контроль

умения

и
работы,
тестовый

выбирать материалы на
основе анализа их свойств
для конкретного
применения
выбирать способы
соединения материалов
обрабатывать детали из
основных материалов

практические работы,
самостоятельная работа,
тестовый контроль

Выбор материала проведен в
соответствии со свойствами
материалов и поставленными
задачами
Выбор способов соединений
проведен в соответствии с
заданием.

лабораторные и
практические работы,
самостоятельная работа

Выбор метода обработки детали лабораторные работы,
соответствует типу и свойствам самостоятельная работа
материала

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».