24 ОП.01 Инженерная графика

Приложение 24
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП 01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

Сухой Лог
2023.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по
специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Конева Ирина Валерьевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
«ОП 01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
1.1. Место
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.01 Инженерная графика» является обязательной частью
профессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей.
1.2.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
ОК.01, ОК.02,
ОК.05,ОК.07
ПК 1.3
ПК 3.3
ПК 6.1
ПК 6.2
ПК 6.3

Умения

Знания

Оформлять проектноконструкторскую,
технологическую и другую
техническую документацию в
соответствии с действующей
нормативной базой, выполнять
изображения, разрезы и сечения
на чертежах, выполнять
деталирование сборочного
чертежа, решать графические
задачи

Основных правил построения
чертежей и схем, способов
графического представления
пространственных образов,
возможностей пакетов
прикладных программ
компьютерной графики в
профессиональной
деятельности, основных
положений конструкторской,
технологической и другой
нормативной документации,
основ строительной графики

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

92

в том числе ( в форме практической подготовки):
теоретическое обучение
практические занятия

6
82

Самостоятельная работаi

2

Промежуточная аттестация

2

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем часов

Раздел 1. Геометрическое и проекционное черчение
Тема 1.1. Основные сведения по
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и 5
оформлениючертежей.
термины. Структура дисциплины. Форматы. Типы линий. Шрифт
стандартный. Оформление чертежей в соответствии с ГОСТ

Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует элемент
программы
ОК 01, ПК 1.3

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

Практическое занятие №1 Выполнение титульного листа альбома
графических работ обучающегося

2

ПК 1.3

Практическое занятие №2 Выполнение титульного листа альбома
графических работ обучающегося

2

ПК 1.3

4

ОК01

Тема
1.2.
Геометрические Деление окружности на равные части.
построения и приемы вычерчивания Сопряжения.
контуров технических деталей.
Нанесение размеров.
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №3 Вычерчивание контуров технических
деталей

5

ОК02, ПК 1.3
4
2

ПК 1.3

Тема 1.3. Аксонометрические
проекции фигур и тел

Тема 1.4. Проецирование
геометрических телсекущей
плоскостью

Тема 1.5. Взаимное пересечение
поверхностей тел.

Практическое занятие №4 Вычерчивание контуров технических
деталей

2

ПК 1.3

Аксонометрические проекции.

4

ПК 6.3

Проецирование точки.

ОК 01

Проецирование геометрических тел.

ОК 02

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

Практическое занятие № 5.Выполнение комплексных чертежей и
аксонометрических изображений геометрических тел с
нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тел.

2

ОК 02, ПК 6.3

Практическое занятие №6 Выполнение комплексных чертежей и
аксонометрических изображений геометрических тел с
нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тел.
Сечение геометрических тел плоскостями.

2

ОК 02, ПК 6.3

4

ОК 01, ПК 6.3.

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

Практическое занятие №7 Выполнение комплексного чертежа
усеченного многогранника, развертки поверхности тела и
аксонометрическое изображение тела.

2

ПК 6.3

Практическое занятие №8 Выполнение комплексного чертежа
усеченного многогранника, развертки поверхности тела и
аксонометрическое изображение тела.
Пересечение поверхностей геометрических тел

2

ПК 6.3

4

В том числе практических занятий и лабораторных работ

4

ОК 01, ПК6.3
ПК 6.3
ПК 6.3

6

2
Практическое занятие № 9 Выполнить комплексный чертеж и
аксонометрическое изображение пересекающихся геометрических
тел между собой.
Практическое занятие № 10 Выполнить комплексный чертеж и
2
аксонометрическое изображение пересекающихся геометрических
тел между собой.
Раздел 2. Машиностроительное черчение.
Тема 2.1. Изображения, виды,
разрезы, сечения

Основные, дополнительные и местные виды
Простые, наклонные, сложные и местные разрезы
Вынесенные и наложенные сечения

8

ОК 01
ПК 3.3
ПК 6.3
ОК 02

Практическое занятие № 11 По двум заданным видам построить
третий вид, выполнить необходимые разрезы и выполнить
аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти
детали
Практическое занятие № 12 По двум заданным видам построить
третий вид, выполнить необходимые разрезы и выполнить
аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти
детали
Практическое занятие № 13 Выполнить чертежи деталей,
содержащих необходимые сложные разрезы
Практическое занятие № 14 выполнить чертежи деталей,
содержащих необходимые сложные разрезы

2

ПК 3.3, ПК 6.3

2

ПК 3.3

2

ПК.3.3

2

ПК 3.3

Изображение резьбы и резьбовых соединений.
Рабочие эскизы деталей

7

Построение видов, сечений и разрезов
В том числе практических занятий и лабораторных работ

Тема 2.2. Резьба, резьбовые
соединения и эскизы деталей

Обозначение материалов на чертежах

7

ПК 1.3
ПК 6.1
ПК 6.2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

6

Практическое занятие № 15 Выполнить эскиз детали с
применением необходимых разрезов и сечений и построить
аксонометрическую проекцию детали с вырезом передней
четверти
Практическое занятие № 16 Выполнить эскиз детали с
применением необходимых разрезов и сечений и построить
аксонометрическую проекцию детали с вырезом передней
четверти
Практическое занятие № 17 Выполнить рабочий чертеж по рабо
чему эскизу детали
Разъемные и неразъемные соединения
Зубчатые передачи

2

ПК 6.1

2

ПК 6.1

2

ПК 6.1

40

ПК 3.3
ПК 6.2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

40

Практическое занятие № 18 Выполнение сборочного чертежа
соединения деталей болтом

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 19 Выполнение сборочного чертежа
соединения деталей болтом

2

ПК 3.3
ПК 3.3

Практическое занятие № 20 Выполнение сборочного чертежа
соединения деталей шпилькой

2

Практическое занятие № 21 Выполнение сборочного чертежа
соединения деталей шпилькой

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 22 Выполнение сборочного чертежа
соединения деталей сваркой

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 23 Выполнение сборочного чертежа
соединения деталей сваркой

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 24 Выполнение сборочного чертежа
зубчатой передачи

2

ПК 3.3

8

Практическое занятие № 25 Выполнение сборочного чертежа
зубчатой передачи

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 26 Выполнение эскизов деталей
сборочной единицы, состоящей из 4-10 деталей

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 27 Выполнение эскизов деталей
сборочной единицы, состоящей из 4-10 деталей

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 28 Выполнение эскизов деталей
сборочной единицы, состоящей из 4-10 деталей

2

ПК 3.3

2
Практическое занятие № 29 Выполнение эскизов деталей сбороч
ной единицы, состоящей из 4-10 деталей с брошюровкой эскизов в
альбом с титульным листом
2
Практическое занятие № 30 Выполнение чертежа по эскизам
предыдущей работы

ПК 3.3

Практическое занятие № 31 Выполнение чертежа по эскизам
предыдущей работы

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 32 Выполнение чертежа по эскизам
предыдущей работы

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 33 Выполнение чертежа по эскизам
предыдущей работы

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 34 Выполнение чертежей деталей
(деталирование) по сборочному чертежу изделия, состоящего из
4-8 деталей, с выполнением аксонометрического изображения
одной из них
Практическое занятие № 35 Выполнение чертежей деталей по
сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей

2

ПК 3.3

2

ПК 3.3

Практическое занятие № 36 Выполнение чертежей деталей по
сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей

2

ПК 3.3

9

ПК 3.3

2

ПК 3.3

Чтение и выполнение чертежей схем
В том числе практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 38 Выполнение чертежа кинематической
схемы

4
4
2

ПК 6.2

Практическое занятие № 39 Выполнение чертежа кинематической
схемы

2

ПК 6.2

4

ПК 6.2, ОК 07

Практическое занятие № 37 Выполнение чертежей деталей по
сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей
Раздел 3. Схемы кинематические принципиальные
Тема 3.1
Общие сведения о кинематических
схемах и их элементах

Раздел 4. Элементы строительного черчения
Тема 4.1. Общие сведения о
Элементы строительного черчения
строительномчерчении
В том числе практических занятий и лабораторных работ

ПК 6.2

4

Практическое занятие №40 Выполнение чертежа планировки участка или зоны с расстановкой оборудования

2

ПК 6.2

Практическое занятие №41 Выполнение чертежа планировки
участка или зоны с расстановкой оборудования

2

ПК 6.2

6

ПК 6.3, ОК 05

Раздел 5 Общие сведения о машинной графике
Тема 5.1. Системы
автоматизированного
проектирования на персональных
компьютерах
Промежуточная аттестация

Системы автоматизированного проектирования Компас или Авто
Кад

2

Всего

90

10

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет № 45 «Информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности,
инженерная графика, компьютерная графика»

ОП.01 Инженерная графика
1. Компьютерный стол ученический — 12 шт. 2. Стол ученический — 5 шт.
3. Стол учительский - 1 шт. 4. Стул регулируемый мягкий ученический — 12 шт. 5. Стул
преподавателя регулируемый офисный — 1 шт. 6. Стул нерегулируемый деревянный
ученический — 10 шт. 7. Тумба для учебников - 2шт. 8. Компьютер ученический — 12 шт. 9.
Компьютер преподавателя - (системный блок - 1 шт., монитор – 2 шт.) 10. Видеопроектор — 1
шт. 11. Колонки — 2 шт. 12. Компьютерная сеть Свитч D-Link -1 шт. 13. Маршрутизатор Zixel
— 1 шт. 14. Принтер лазерный — 1шт. 15. Интерактивная доска – 1 шт. 16. Магнитная доска –
2 шт. 17.Наглядные пособия.18.Комплекты учебно-методической и нормативной
документации.
- операционная система MS Windows XP Professional;
- графический редактор «Компас 3Д;
- графический редактор Инскейп;
- графический редактор Гимп – для работы в трехмерном пространстве, составления
перспектив.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список,
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бродский, А.М. Инженерная графика/ А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халги
нов. – М.: Академия, 2020. – 400 с.
2. Инженерная графика / С.Н. Муравьев, Ф.И. Пуйческу, Н.А. Чванова. – Москва :
Академия, 2021. – 320 с.
3. Чекмарев А.А. Инженерная графика, машиностроительное черчение: учебник / А.А.
Чекмарев. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 396 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Чекмарев, А. А. Инженерная графика : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Чекмарев. — 13-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2021. — 389 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07112-2. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469544
(дата обращения: 30.10.2021).
2. Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия и черчение : учебник для среднего
профессионального образования / А. А. Чекмарев. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 423 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53408937-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469993 (дата обращения: 30.10.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
11

1. Боголюбов С.К. Чтение и деталирование сборочных чертежей [Электронный ресурс]
// Конструкторское бюро онлайн. URL: http://www.cb-online.ru/tex-discipliny/nachertatelnayageometriya-i-inzhenernaya-grafika/bogolyubov-s-k-chtenie-i-detalirovanie-sborochnyx-chertezhej/
(дата обращения 30.10.2021).
2. Левицкий, В. С. Машиностроительное черчение : учебник для прикладного
бакалавриата / В. С. Левицкий. — 9-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019.
— 395 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-09496-1. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428028 (дата
обращения: 30.10.2021).
3. Справочник по машиностроительному черчению / А.А. Чек марев, В.К. Осипов. –
Москва: Инфра-М, 2021. – 496 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основных правил
построения чертежей и
схем, способов
графического
представления
пространственных
образов, возможностей
пакетов прикладных
программ компьютерной
графики в
профессиональной
деятельности, основных
положений
конструкторской,
технологической и
другой нормативной
документации, основ
строительной графики

Критерии оценки

Методы
оценки

Оценка «5» ставится, если 90 – 100
%тестовых заданий выполнено верно.
Оценка «4» ставится, если верно
выполнено 70 -80 % заданий.
Оценка «3» ставится, если 50-60 %
заданий выполнено верно.
Если верно выполнено менее 50 %
заданий, то ставится оценка «2».
Оценка
«пять» ставится,
если
обучающийся верно выполнил и
правильно оформил практическую
работу.
Оценка «четыре» ставится, если
обучающийся
допускает
незначительные неточности
при
выполнении
и
оформлении
практической работы.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности и
ошибки
при
выполнении
и
оформлении практической работы.
Оценка
«два»
ставится,
если
обучающийся
не
отвечает
на
поставленные вопросы.

Экспертная
оценка
результатов
деятельности
обучающегося
при
выполнении и
защите
практических
работ
тестирования,
контрольных
работ и других
видов текущего
контроля

Оценка
«пять» ставится,
если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет
аккуратность, самостоятель ность,
творчество.
Оценка «четыре» ставится, если
12

обучающийся
выполняет

своевременно

практическую работу, но допускает
незначительные неточности.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности
или ошибки
при
выполнении
практической работы
Оценка
«два»
ставится,
если
обучающийся
не
выполняет
практическую работу, либо выполняет
работу с грубыми ошибками.
Оценка «пять» ставится, если
обучающийся
умеет
выделять
главное, проявляет аккуратность,
самостоятельность,творчество.
Оценка «четыре» ставится, если
обучающийся умеет конспектировать
и выделять главное, но допускает
незначительные неточности.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся не умеет выделять
главное, в конспекте отсутствует
последовательность. Оценка «два»
ставится, если обучающийся не имеет
конспекта лекций.

Экспертная
оценка в
форме:
защиты
отчёта по
практическом
у занятию.

Оценка
«пять» ставится,
если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет
аккуратность, самостоятель ность,
творчество.
Оценка «четыре» ставится, если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, но
допускает
незначительные
неточности.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности
или ошибки
при
выполнении
практической работы
Оценка
«два»
ставится,
если
обучающийся
не
выполняет
практическую работу, либо выполняет
работу с грубыми ошибками.

Экспертная
оценка в
форме:защиты
отчёта по
практическом
у занятию.

13

Проверка
конспекта
лекций

Оценка
«пять» ставится,
если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет
аккуратность, самостоятель ность,
творчество.
Оценка «четыре» ставится, если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, но
допускает
незначительные
неточности.

14

Экспертная
оценка в
форме:
защиты по
практической
работе.

Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности
или ошибки
при
выполнении
практической работы
Оценка «два» ставится, если
обучающийся не выполняет
практическую работу, либо
выполняет работу с грубыми
ошибками.
Умения:
Оформлять
проектноконструкторскую,
технологическую
и
другую
техническую
документацию
в
соответствии
с
действующей
нормативной
базой,
выполнять изображения,
разрезы и сечения на
чертежах,
выполнять
деталирование
сборочного
чертежа,
решать
графические
задачи

Оценка
«пять» ставится,
если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет
аккуратность, самостоятель ность,
творчество.
Оценка «четыре» ставится, если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, но
допускает
незначительные
неточности.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности
или ошибки
при
выполнении
практической работы
Оценка «два» ставится, если
обучающийся не выполняет
практическую работу, либо
выполняет работу с грубыми
ошибками.

15

Практические
занятия

Оценка «пять» ставится, если верно
отвечает на
все поставленные
вопросы.
Оценка «четыре» ставится, если
допускает незначительные неточности
при ответах на вопросы.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности
илиошибки при ответах на вопросы
Оценка
«два»
ставится,
если
обучающийся
не
отвечает
на
поставленные вопросы.
Оценка
«пять» ставится,
если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет
аккуратность,
самостоятельность,
творчество.
Оценка «четыре» ставится, если
обучающийся
своевременно
выполняет практическую работу, но
допускает
незначительные
неточности.
Оценка
«три»
ставится,
если
обучающийся допускает неточности
или

16

Индивидуальн
ыйопрос

Практическ
иеработы

ошибки при выполнении
практической работы
Оценка «два» ставится, если
обучающийся не выполняет
практическую работу, либо
выполняет работу с грубыми
ошибками.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».