16 ОГСЭ.01 Основы философии

Приложение 16
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,

систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Сухой Лог
2023

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО)
по специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей», приказ Минобрнауки России № 1568 от 09 декабря 2016 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

4

ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

10

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.01.ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место дисциплины
образовательной программы:

в

структуре

основной

профессиональной

Учебная дисциплина «ОГСЭ.01 Основы философии» является обязательной частью
общего гуманитарного и социальноэкономического цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2.

Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК,
ОК
ОК.01
ОК.02
ОК.03
ОК.04
ОК.06
ПК 5.1
ПК 5.3

Умения

Знания

Ориентироваться в
наиболее общих
философских проблемах
бытия, познания,
ценностей, свободы и
смысла жизни как
основах формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста,
социокультурный
контекст;

Основные категории и понятия философии; роль
философии в жизни человека и общества; Основы
философского учения о бытии; Сущность
процесса познания;

Выстраивать общение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей в различных
контекстах.

Основы научной, философской и религиозной
картин мира;
Условия формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
О социальных и этических проблемах, связанных
с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий по выбранному профилю
профессиональной деятельности;
Традиционные общечеловеческие ценности, как
основа поведения в коллективе, команде.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часов, в том
числе:
- контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме практической
подготовки: 24 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 2 часа;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

50

в том числе:
теоретическое обучение

24

практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

24

Самостоятельная работа

2

Промежуточная аттестация

дифференцированный зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

2

Раздел 1. Предмет философии и ее история
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
Становление философии из мифологии. Характерные черты философии:
Основные
понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.
понятия и
В том числе, практических занятий
предмет
философии
Практическое занятие № 1. Философия как особая форма мировоззрения.
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).Становление
Философия
Древнего мира философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
Философия Древнего Рима
Средневековая философия: патристика и схоластика.
Тема 1.3.
Средневековая В том числе, практических занятий
философия
Практическое занятие № 2. Философии Древнего Китая и Древней Индии:

Объем
в часах

3

Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
4

30
2

ОК 2
ОК 3
ОК 6

2
2
2

ОК 2
ОК 3
ОК 6

2
6

сравнительный аспект.
2
Практическое занятие № 3. Философские школы Древней Греции.
2
Практическое занятие № 4. Основные отличия философии Древнего Рима от 2
Средневековой европейской философии.
Тема 1.4.
Философия
Возрождения
Тема 1.5
Философия
Нового
времени

Содержание учебного материала
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.. Немецкая классическая
философия. Философия позитивизма и эволюционизма
Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории
познания
В том числе,
практических занятий (в том числе в форме практической
подготовки)
Практическое занятие № 5. Особенности философии эпохи Возрождения и
Нового времени.
Практическое занятие № 6. Основные понятия немецкой классической

2
2
4
2
2

ОК 2
ОК 3
ОК 6

философии.
Тема 1.6.
Современная
философия
Тема 1.7.
Русская
философия

Содержание учебного материала
Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и 2
экзистенциализм. Философия бессознательного.
Особенности русской философии. Русская идея.
2
В том числе, практических занятий
4
Практическое занятие № 7. Основные направления философии XX века.
2
Практическое занятие № 8. Философия экзистенциализма и психоанализа.
2

Раздел 2. Структура и основные направления философии
26
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Методы
Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века.
философии и
Основные картины мира – философская (античность), религиозная
2
ее внутреннее
(Средневековье), научная (Новое время, XX век).
строение
Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,
системный и др. Строение философии и ее основные направления.
В том числе, практических занятий
2
Практическое занятие № 9. Этапы развития философии.
2
Практическое занятие № 10. Методы философии.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Учение о
Онтология  учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
бытии и
онтологические представления. Материя, пространство, время, движение.
2
теория
Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной
познания
истины. Соотношение философской религиозной и научной истин. Методология
научного познания.
В том числе, практических занятий
2
Практическое занятие № 11. Отличия философской, научной и религиозной
2
истин.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Этика и
Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий
2
социальная
как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и
философия
активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и

ОК 2
ОК 3
ОК 6

ОК 2
ОК 3
ОК 6

ОК 2
ОК 3
ОК 6

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 6

использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на
общество. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития
общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное
развитие. Философия и глобальные проблемы современности.
В том числе,
практических занятий (в том числе в форме практической
2
подготовки)
Практическое занятие № 12. Общее значение этики. Влияние природы на
общество.
Практическое занятие № 13.Социальная структура общества, его типы и
2
формы развитие.
Практическое занятие № 14. Философия о глобальных проблемах
современности.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Место
Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
философии в
философии от искусства, религии, науки и идеологии.
2
духовной
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
культуре и ее
мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостности
значение
личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
В том числе, практических занятий
2
Практическое занятие № 15. Сравнение философии с другими отраслями
культуры.
2
Практическое занятие № 16. Сопоставление личности философа и его
философской системы (любое время).
Самостоятельная работа обучающихся
2
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
2
Всего:
50

ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы философии», оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Основы философии»;
 методическая документация;
 справочная литература.
Технические средства обучения:
1.Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
2.Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе
3.2.1. Электронные издания
1.
Балашов Л.Е., Философия / - 4-е изд. - М.:Дашков и К, 2017 - 612 с.:
2.
Вечканов В.Э Философия: Учебное пособие /.- 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ
Инфра-М, 2013 - 136 с.:
3.
Нижников С.А Философия /. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012 - 461
4.
Руденко А.М Философия: Учебное пособие /,.; Под ред. А.М.Руденко;
ФГБОУ
ВПО "Южно-Рос. гос. универ. экономики и сервиса". - М.: НИЦ Инфра-М, 2013 –
306 с.
5.
Кузнецов В.Г. Философия: Учебник / - М.: НИЦИНФРА-М, 2014 - 519 с.
6.
Данильян О.Г. Философия: Учебник / . - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014 - 432 с.
3.2.2. Электронные ресурсы

1. ru.wikipedia.org/wiki/Философия
2. www.diplom-inet.ru/resursfilos
3. http://znanium.com/catalog/product/967636
3.2.3. Дополнительные источники

1. Горелов А. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред.проф. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
основных философских
учений;
главных философских
терминов и понятий
проблематики и
предметного поля
важнейших философских
дисциплин,
традиционных
общечеловеческих
ценностей и применение
их в различных
контекстах

Степень знания материала курса,
логика
и
ясность
изложения
материала,
необходимость
дополнений.
Отвечает ли учащийся на все
дополнительные вопросы
преподавателя.

Экспертное
наблюдение за
выступлениями
с рефератами,
Ответы на
вопросы.

На каком уровне выполнены
контрольные работы и рефераты
самостоятельной работы.

Умения:
ориентироваться в
истории развития
философского знания;
вырабатывать свою точку
зрения и
аргументированно
дискутировать по
важнейшим проблемам
философии.применять
полученныев курсе
изучения философии
знания в практической, в
том числе и
профессиональной,
деятельности

Насколько свободно учащийся
ориентируется в истории развития
философии. Может ли верно
охарактеризоватьвзгляды того или
иного философа.
Насколько самостоятельно, логично и
аргументированно учащийся может
выдвигать и защищать свою точку
зрения по важнейшим проблемам
философии в рефератах и дискуссиях.
Насколько успешно студент может
применять свои знания по курсу
«Основы философии» в повседневной
и профессиональной деятельности.
Насколько он способен к
диалектическому и логически
непротиворечивомумышлению в
своей специальности.

Выступления с
рефератами,
ответы на
вопросы, участие
в дискуссии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».