12 ОУП.П.12 Информатика

Приложение 12
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание
и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОУП.П.12 Информатика

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
 Федерального государственного образовательного стандарта
среднего
профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;
 Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
 Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
 Рабочей программы воспитания по специальности 23.02.07 Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей;
 Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
 Примерной
рабочей
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Информатика» для профессиональных образовательных организаций.
Разработчик: Селиванова
многопрофильный техникум»

В.Б.,

преподаватель

ГАПОУ

СО

«Сухоложский

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика примерной рабочей программы .............................. 4
общеобразовательной дисциплины «Информатика» ........................................ 4
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины..................... 14
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ....... 39
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной ............. 40
дисциплины ......................................................................................................... 40

3

1. Общая характеристика примерной рабочей программы
общеобразовательной дисциплины «Информатика»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «ИНФОРМАТИКА» является
обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по
________________________________________________________________.
(профессии/специальности)

1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины
Содержание
программы
общеобразовательной
дисциплины
«Информатика» направлено на достижение следующих целей: освоение
системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в
современном обществе, биологических и технических системах; овладение
умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом цифровые
технологии, в том числе при изучении других дисциплин; развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
путем освоения и использования методов информатики и цифровых
технологий при изучении различных учебных предметов; воспитание
ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности; приобретение опыта использования
цифровых технологий в индивидуальной и коллективной учебной и
познавательной, в том числе проектной деятельности.

4

1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе
ФГОС СОО
Код и
наименование
формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие 1

В части трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности
ОК 01. Выбирать
технологической и социальной направленности,
способы решения
способность инициировать, планировать и
задач
самостоятельно выполнять такую деятельность;
профессиональной
интерес
к
различным сферам
деятельности
профессиональной деятельности,
применительно к
Овладение универсальными учебными
различным
познавательными действиями:
контекстам
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;

Дисциплинарные2
понимать угрозу информационной безопасности,
использовать методы и средства противодействия этим угрозам,
соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное
распространение персональных данных; соблюдение требований
техники безопасности и гигиены при работе с компьютерами и
другими компонентами цифрового окружения; понимание
правовых основ использования компьютерных программ, баз
данных и работы в сети Интернет;
уметь организовывать личное информационное
пространство с использованием различных средств цифровых
технологий; понимание возможностей цифровых сервисов
государственных услуг, цифровых образовательных сервисов;
понимание возможностей и ограничений технологий
искусственного интеллекта в различных областях; наличие
представлений об использовании информационных технологий в
различных профессиональных сферах

1

Указываются личностные и метапредметные результаты из ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022) в отглагольной форме, формируемые
общеобразовательной дисциплиной
2
Дисциплинарные (предметные) результаты указываются в соответствии с их полным перечнем во ФГОС СОО (в последней редакции от 12.08.2022)

5

устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия: владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;

- уметь реализовать этапы решения задач на компьютере; умение
реализовывать на выбранном для изучения языке
программирования высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++,
С#) типовые алгоритмы обработки чисел, числовых
последовательностей и массивов: представление числа в виде
набора простых сомножителей; нахождение максимальной
(минимальной) цифры натурального числа, записанного в
системе счисления с основанием, не превышающим 10;
вычисление обобщенных характеристик элементов массива или
числовой последовательности (суммы, произведения среднего
арифметического, минимального и максимального элементов,
количества элементов, удовлетворяющих заданному условию);
сортировку элементов массива;

6

уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения; способность их использования в
познавательной и социальной
практике

7

ОК 02.
Использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

В области ценности научного познания:
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и общественной
практики, основанного
на
диалоге
культур, способствующего осознанию
своего места в поликультурном мире;
совершенствование
языковой
и
читательской
культуры
как
средства
взаимодействия между людьми и познания
мира;
осознание
ценности
научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями: в) работа с
информацией:

владеть представлениями о роли информации и связанных
с ней процессов в природе, технике и обществе; понятиями
«информация», «информационный процесс», «система»,
«компоненты системы» «системный эффект», «информационная
система», «система управления»; владеть методами поиска
информации в сети Интернет; уметь критически оценивать
информацию, полученную из сети Интернет; характеризовать
большие данные, приводить примеры источников их получения и
направления использования;
понимать основные принципы устройства и
функционирования современных стационарных и мобильных
компьютеров; тенденций развития компьютерных технологий;
владеть навыками работы с операционными системами и
основными видами программного обеспечения для решения
учебных задач по выбранной специализации;
иметь представления о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; об общих принципах разработки и
функционирования интернет-приложений;

8

владеть
навыками
получения
информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
использовать средства информационных
и коммуникационных
технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с
соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть навыками распознавания и
защиты
информации,
информационной
безопасности личности

понимать основные принципы дискретизации различных
видов информации; уметь определять информационный объем
текстовых, графических и звуковых данных при заданных
параметрах дискретизации;
уметь строить неравномерные коды, допускающие
однозначное декодирование сообщений (префиксные коды);
использовать простейшие коды, которые позволяют
обнаруживать и исправлять ошибки при передаче данных;
владеть теоретическим аппаратом, позволяющим
осуществлять представление заданного натурального числа в
различных системах счисления; выполнять преобразования
логических выражений, используя законы алгебры логики;
определять кратчайший путь во взвешенном графе и количество
путей между вершинами ориентированного ациклического графа;
уметь читать и понимать программы, реализующие
несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных (в
том числе массивов и символьных строк) на выбранном для
изучения универсальном языке программирования высокого
уровня
(Паскаль, Python, Java, С++, С#); анализировать алгоритмы с
использованием таблиц трассировки; определять без
использования компьютера результаты выполнения несложных
программ, включающих циклы, ветвления и подпрограммы, при
заданных исходных данных; модифицировать готовые
программы для решения новых задач, использовать их в своих
программах в качестве подпрограмм (процедур, функций);

9

уметь создавать структурированные текстовые документы
и демонстрационные материалы с использованием
возможностей современных программных средств и облачных
сервисов; умение использовать табличные (реляционные) базы
данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том
числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск
записей в базе данных; наполнять разработанную базу данных;
умение использовать электронные таблицы для анализа,
представления и обработки данных (включая вычисление суммы,
среднего арифметического, наибольшего и наименьшего
значений, решение уравнений);
уметь использовать компьютерно-математические модели
для анализа объектов и процессов: формулировать цель
моделирования, выполнять анализ результатов, полученных в
ходе моделирования; оценивать адекватность модели
моделируемому объекту или процессу; представлять результаты
моделирования в наглядном виде;
уметь классифицировать основные задачи анализа данных
(прогнозирование, классификация, кластеризация, анализ
отклонений); понимать последовательность решения задач
анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка
качества данных, выбор и/или построение модели,
преобразование данных, визуализация данных, интерпретация
результатов;
иметь представления о базовых принципах организации и
функционирования компьютерных сетей;

10

- уметь определять среднюю скорость передачи данных,
оценивать изменение времени передачи при изменении
информационного объема данных и характеристик канала связи;
- уметь строить код, обеспечивающий наименьшую возможную
среднюю длину сообщения при известной частоте символов;
пояснять принципы работы простых алгоритмов сжатия данных; уметь использовать при решении задач свойства позиционной
записи чисел, алгоритмы построения записи числа в
позиционной системе счисления с заданным основанием и
построения числа по строке, содержащей запись этого числа в
позиционной системе счисления с заданным основанием; уметь
выполнять арифметические операции в позиционных системах
счисления; умение строить логическое выражение в
дизъюнктивной и конъюнктивной нормальных формах по
заданной таблице истинности; исследовать область истинности
высказывания, содержащего переменные; решать несложные
логические уравнения; уметь решать алгоритмические задачи,
связанные с анализом графов (задачи построения оптимального
пути между вершинами графа, определения количества
различных путей между вершинами ориентированного
ациклического графа); уметь использовать деревья при анализе и
построении кодов и для представления арифметических
выражений, при решении задач поиска и сортировки; уметь
строить дерево игры по заданному алгоритму; разрабатывать и
обосновывать выигрышную стратегию игры;

11

понимать базовые алгоритмы обработки числовой и
текстовой информации (запись чисел в позиционной системе
счисления, делимость целых чисел; нахождение всех простых
чисел в заданном диапазоне; обработка многоразрядных целых
чисел; анализ символьных строк и других), алгоритмов поиска и
сортировки; умение определять сложность изучаемых в курсе
базовых алгоритмов (суммирование элементов массива,
сортировка массива, переборные алгоритмы, двоичный поиск) и
приводить примеры нескольких алгоритмов разной сложности
для решения одной задачи;
владеть универсальным языком программирования
высокого уровня (Паскаль, Python, Java, С++, С#),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных;
умение использовать основные управляющие конструкции; уметь
осуществлять анализ предложенной программы: определять
результаты работы программы при заданных исходных данных;
определять, при каких исходных данных возможно получение
указанных результатов; выявлять данные, которые могут
привести к ошибке в работе программы; формулировать
предложения по улучшению программного кода;
уметь разрабатывать и реализовывать в виде программ
базовые алгоритмы; использовать в программах данные
различных типов с учетом ограничений на диапазон их
возможных значений, применять при решении задач структуры
данных (списки, словари, стеки, очереди, деревья); применять
стандартные и собственные подпрограммы для обработки
числовых данных и

12

символьных строк; использовать при разработке программ
библиотеки подпрограмм; знать функциональные возможности
инструментальных средств среды разработки; умение
использовать средства отладки программ в среде
программирования; умение документировать программы; уметь создавать веб-страницы; умение использовать
электронные таблицы для анализа, представления и обработки
данных (включая выбор оптимального решения, подбор линии
тренда, решение задач прогнозирования); владеть основными
сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и
работы с ними; использовать табличные (реляционные) базы
данных и справочные системы

ПК3…

3

ПК указываются в соответствии с ФГОС СПО реализуемой профессии / специальности

13

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в
часах*

Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание

160

в т. ч.:
теоретическое обучение

37

практические занятия

109
15

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Информатика»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и
профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль
(при наличии)
Основное содержание

Объем
часов

Раздел 1.

Информация и информационная деятельность человека

22

Тема 1.1.
Информация и
информационные
процессы

Основное содержание

2

Тема 1.2. Подходы к
измерению
информации

Формируемые
компетенции

ОК 02

Понятие «информация» как фундаментальное понятие современной науки.
Представление об основных информационных процессах, о системах.
Кодирование информации Информация и информационные процессы
Теоретическое обучение

2

Основное содержание

4

ОК 02

Подходы к измерению информации (содержательный, алфавитный,
вероятностный). Единицы измерения информации. Информационные объекты
различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления
информации. Передача и хранение информации. Определение объемов
различных носителей информации. Архив информации
Практические занятия

2

Основное содержание

2

ОК 02

15

Тема 1.3. Компьютер и
цифровое
представление
информации.
Устройство
компьютера
Тема 1.4.
Кодирование
информации.
Системы счисления

Принципы построения компьютеров. Принцип открытой архитектуры.
Магистраль. Аппаратное устройство компьютера. Внешняя память. Устройства
ввода-вывода. Поколения ЭВМ. Архитектура ЭВМ 5 поколения. Основные
характеристики компьютеров. Программное обеспечение: классификация и его
назначение, сетевое программное обеспечение
Теоретическое обучение

2

Основное содержание

4

ОК 02

Представление о различных системах счисления, представление вещественного
числа в системе счисления с любым основанием, перевод числа из недесятичной
позиционной системы счисления в десятичную, перевод вещественного числа из
10 СС в другую СС, арифметические действия в разных СС.
Представление числовых данных: общие принципы представления данных,
форматы представления чисел.
Представление текстовых данных: кодовые таблицы символов, объем текстовых
данных.
Представление графических данных.
Представление звуковых данных.
Представление видеоданных.
Кодирование данных произвольного вида

Практические занятия

4

Основное содержание

2

ОК 02

16

Тема 1.5. Элементы
комбинаторики,
теории множеств и
математической
логики
Тема 1.6.
Компьютерные сети:
локальные сети, сеть
Интернет

Тема 1.7. Службы
Интернета

Тема 1.8. Сетевое
хранение данных и
цифрового контента

Тема 1.9.

Основные понятия алгебры логики: высказывание, логические операции,
построение таблицы истинности логического выражения. Графический метод
алгебры логики. Понятие множества. Мощность множества. Операции над
множествами. Решение логических задач графическим способом
Практические занятия

2

Основное содержание

2

Компьютерные сети их классификация. Работа в локальной сети. Топологии
локальных сетей. Обмен данными. Глобальная сеть Интернет. IP-адресация.
Правовые основы работы в сети Интернет
Теоретическое обучение

2

Основное содержание

2

ОК 01
ОК 02

ОК 02

Службы и сервисы Интернета (электронная почта, видеоконференции, форумы,
мессенджеры, социальные сети). Поиск в Интернете. Электронная коммерция.
Цифровые сервисы государственных услуг. Достоверность информации в
Интернете
Практические занятия

2

Основное содержание

2

Организация личного информационного пространства. Облачные хранилища
данных. Разделение прав доступа в облачных хранилищах. Коллективная работа
над документами. Соблюдение мер безопасности, предотвращающих незаконное
распространение персональных данных
Практические занятия

2

Основное содержание

2

ОК 01
ОК 02

ОК 01
17

Информационная
безопасность

Информационная безопасность. Защита информации. Информационная
безопасность в мире, России. Вредоносные программы. Антивирусные
программы. Безопасность в Интернете (сетевые угрозы, мошенничество). Тренды
в развитии цифровых технологий; риски и прогнозы использования цифровых
технологий при решении профессиональных задачи

ОК 02

Теоретическое обучение

2

Раздел 2.

Использование программных систем и сервисов

22

Тема 2.1. Обработка
информации в
текстовых
процессорах

Основное содержание

4

ОК 02

Текстовые документы. Виды программного обеспечения для обработки текстовой
информации. Создание текстовых документов на компьютере (операции ввода,
редактирования, форматирования)
Практические занятия

4

Тема 2.2. Технологии
Основное содержание
создания
Многостраничные документы. Структура документа. Гипертекстовые документы.
структурированных
Совместная работа над документом. Шаблоны.
текстовых документов
Практические занятия

4

Тема 2.3.
Компьютерная
графика и
мультимедиа

4

Основное содержание

ОК 02

4
ОК 02

Компьютерная графика и её виды. Форматы мультимедийных файлов.
Графические редакторы (ПО Gimp, Inkscape). Программы по записи и
редактирования звука (ПО АудиоМастер). Программы редактирования видео (ПО
Movavi)
Практические занятия

4

Основное содержание

4

ОК 02
18

Тема 2.4. Технологии
обработки
графических объектов

Технологии обработки различных объектов компьютерной графики (растровые и
векторные изображения, обработка звука, монтаж видео)
Практические занятия

4

Тема 2.5.
Представление
профессиональной
информации в виде
презентаций

Основное содержание

2

Практические занятия

2

Тема 2.6.
Интерактивные и
мультимедийные
объекты на слайде

Основное содержание

2

Практические занятия

2

Тема 2.7.
Гипертекстовое

Основное содержание

2

представление
информации

Практические занятия

2

Раздел 3.

Информационное моделирование

30

Тема 3.1. Модели
и
моделирование.
Этапы
моделирования

Основное содержание

2

ОК 02

Виды компьютерных презентаций. Основные этапы разработки презентации.
Анимация в презентации. Шаблоны. Композиция объектов презентации

ОК 02

Принципы мультимедия. Интерактивное представление информации

ОК 02

Язык разметки гипертекста HTML. Оформление гипертекстовой страницы.
Вебсайты и веб-страницы

ОК 02

Представление о компьютерных моделях. Виды моделей. Адекватность модели.
Основные этапы компьютерного моделирования
Теоретическое обучение

2
19

Тема 3.2. Списки,
графы, деревья

Тема 3.3.
Математические
модели в
профессиональной
области
Тема 3.4. Понятие
алгоритма и основные
алгоритмические
структуры

Основное содержание

2

ОК 02

Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева
решений
Теоретическое обучение

2

Основное содержание

2

ОК 02

Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами (Алгоритм
Дейкстры, Метод динамического программирования). Элементы теории игр
(выигрышная стратегия)
Практические занятия

2

Основное содержание

4

ОК 01

Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма. Основные
алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования
(Pascal, Python, Java, С++, С#). Анализ алгоритмов с помощью трассировочных
таблиц
Практические занятия

4

Тема 3.5.

Основное содержание

4

Анализ алгоритмов в
профессиональной
области

Структурированные типы данных. Массивы. Вспомогательные алгоритмы. Задачи
поиска элемента с заданными свойствами. Анализ типовых алгоритмов обработки
чисел, числовых последовательностей и массивов
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Основное содержание

6

ОК 02

ОК 02
20

Тема 3.6. Базы данных Базы данных как модель предметной области. Таблицы и реляционные базы
как модель
данных
предметной области
Теоретическое обучение
Тема 3.7. Технологии
обработки
информации в
электронных таблицах

Практические занятия

4

Основное содержание

2

Тема 3.8. Формулы и
Основное содержание
функции в
Формулы и функции в электронных таблицах. Встроенные функции и их
электронных таблицах использование. Математические и статистические функции. Логические функции.
Финансовые функции. Текстовые функции. Реализация математических моделей в
электронных таблицах

Тема 3.10.

ОК 02

Табличный процессор. Приемы ввода, редактирования, форматирования в
табличном процессоре. Адресация. Сортировка, фильтрация, условное
форматирование
Практические занятия

Тема 3.9.
Визуализация данных
в электронных
таблицах

2

2
2

Практические занятия

2

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 02

Визуализация данных в электронных таблицах
Практические занятия

2

Основное содержание

3

ОК 02

Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной
области)
21

Моделирование в
Практические занятия
электронных таблицах
(на примерах задач из
профессиональной
области)
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)4

3

Прикладной модуль 1

Основы аналитики и визуализации данных

36

Тема 1.1. Модели
данных

Содержание

8

Тема 1.2.
Визуализация данных

Тема 1.3. Потоки
данных

Надстройка Excel Power Pivot, табличное представление данных, экспорт данных,
модели данных, большие данные
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

6

Содержание

6

Аналитический сервис Yandex DataLens: Общий обзор, возможности. Регистрация,
интерфейс. Маркетплейс, подключение. Создание чартов и дашбордов
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Содержание

6

ОК 02
ПК5…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

4

Образовательная организация осуществляет выбор двух модулей
Отражается ПК, элемент которой формируется прикладным модулем (профессионально-ориентированным содержанием) в соответствии с ФГОС
реализуемой профессии/специальности СПО
5

22

Аналитический сервис Yandex DataLens: Потоки данных. Подключение к счетчику
Yandex метрики

Тема 1.4 Принятие
решений на основе
данных

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Содержание

6

Аналитический сервис Yandex DataLens: Принятие решений на основе данных.
Геоданные. Тепловые карты
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 1.5 Проектная
работа. Кейс анализа
данных

Содержание

10

Практические занятия

10

Прикладной модуль 2

Аналитика и визуализация данных на Python

36

Тема 2.1. Введение в
язык
программирования
Python

Содержание

2

Аналитический сервис Yandex DataLens: Работа с датасетами. Кейс анализа данных

Интерактивная среда программирование на Python. Ввод и вывод данных.
Функции print(), input(). Типы данных. Математические операции с целыми и
вещественными числами
Практические занятия

2

Содержание

4

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

23

Тема 2.2. Основные
алгоритмические
конструкции на
Python

Тема 2.3.
Работа со списками и
словарями

Тема 2.4.
Аналитика данных на
Python

Тема 2.5.
Анализ данных на
практических
примерах

Понятие логических выражений и операций. Дизъюнкция, конъюнкция,
отрицание. Таблица истинности. Проверка условия в Python. Синтаксис
инструкций if, if-else, if-elif-else. Реализация циклических алгоритмов в Python.
Функция range(). Синтаксис цикла for, цикла while

ОК 02
ПК…

Практические занятия

4

Содержание

6

Понятие списка в Python. Создание и считывание списков. Функции и методы
списков. Понятие словаря. Отличия словарей от списков. Создание словаря.
Методы словарей. Применение списков и словарей в реальных задачах.
Практические занятия

4

Контрольные работы

2

Содержание

8

Понятие данных, больших данных. Наборы данных. Платформа Kaggle.
Библиотека Pandas. Объекты Series и DataFrame. Получение общей информации о
данных. Индексация по условиям и изменение данных в таблицах.
Практические занятия

8

Содержание

6

Понятие статистики, описательной статистики. Описательный анализ данных.
Основные описательные статистические величины (частота, среднее
арифметическое, медиана, мода, размах, стандартное отклонение). Функции
описательной статистики в Python Pandas. Практика вычисления описательных
статистических величин в Python Pandas
Практические занятия

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

6
24

Тема 2.6.
Основы визуализации
данных

Содержание

6

Необходимость визуализации данных для анализа. Понятие научной графики.
Библиотека Matplotlib. Понятие рисунка в Matplotlib. Основные виды графиков
(гистограммы, диаграммы рассеяния, диаграмма размаха, линейный график,
круговая диаграмма, тепловые карты). Основные графические команды в
Matplotlib
Практические занятия

6

Тема 2.7.
Проектная работа
«Анализ больших
данных в

Содержание

4

профессиональной
сфере»

Практические занятия

4

Прикладной модуль 3

Основы искусственного интеллекта

36

Тема 3.1.
Искусственный
интеллект: понятие,
сферы применения

Содержание

2

Характеристика основных этапов процесса анализа данных. Подготовка данных.
Исследование и визуализация данных. Построение предсказательной модели.
Интерпретация результатов анализа. Реализация основных этапов процесса
анализа данных на примере набора данных из профессиональной сферы

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

Сущность понятия “искусственный интеллект”, история развития искусственного
интеллекта, «слабый» искусственный интеллект, «сильный» искусственный
интеллект, сферы применения и перспективы развития искусственного интеллекта
Теоретическое обучение

1

Практические занятия

1
25

Тема 3.2. Машинное
обучение: понятие,
виды

Тема 3.3. Этапы
разработки модели
машинного обучения.
Библиотеки
машинного обучения

Тема 3.4 Линейная
регрессия

Тема 3.5

Содержание

2

Понятие и виды машинного обучения; обучение с учителем, обучение без учителя,
задача регрессии, задача классификации, задача кластеризации, отбор данных
для модели машинного обучения
Теоретическое обучение

1

Практические занятия

1

Содержание

4

Этапы разработки модели машинного обучения: определение цели и задач (цель
как модель результата, отличия цели от задач, метрики для оценки результата),
сбор и подготовка данных, разработка модели, тестирование модели (валидация
модели). Проблемы переобучения. Библиотеки машинного обучения
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

6

Понятие линейной регрессии, целевая функция, линейное уравнение,
гомоскедастичность данных; подбор коэффициентов линейного уравнения.
Создание, обучение и оценка модели линейной регрессии; нелинейные функции

ОК 02
ПК

ОК 02
ПК

ОК 02
ПК

Теоретическое обучения

2

Практические занятия

2

Содержание

6

ОК 02

26

Классификация.
Логистическая
регрессия

Тема 3.6 Деревья
решений. Случайный
лес

Тема 3.7
Кластеризация

Цели и задачи классификации. Примеры решения задач классификации с
помощью искусственного интеллекта. Линейный классификатор, гиперплоскость,
бинарная классификация, мультиклассовая классификация; создание, обучение и
оценка модели логистической регрессии.
Матрица ошибок, метрики качества логистической регрессии

ПК

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Дерево решений, атрибуты, эффективность разбиения, глубина дерева, идея
алгоритма случайного леса, принцип мудрости толпы, случайный лес для
решения задачи классификации и регрессии
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Кластеризация, алгоритм k-средних, центроид, расстояние между точками,
решение задачи кластеризации
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Тема 3.8 Обобщение и Выполнение проектной работы «Создание синквейнов и визуальной карты знаний
систематизация
по машинному обучению»

ОК 02
ПК

ОК 02
ПК

ОК 02
ПК

27

основных понятий по
машинному
обучению

Практическое занятие

4

Тема 3.9 Разработка
модели машинного
обучения для
решения задачи
классификации

Содержание

4

Выполнение проектной работа «Разработка модели машинного обучения для
решения задачи классификации»: изучение, анализ и преобразование данных;
выбор модели, ее обучение; оценка качества работы модели; разработка
презентации; выступление
Практические занятия

4

Прикладной модуль 4

Основы 3D моделирования

36

Тема 4.1 Система
трехмерного
моделирования
КОМПАС-3D LT. Окно
Документа

Содержание

2

Системы автоматизированного проектирования: история, назначение, примеры.
КОМПАС – КОМПлекс Автоматизированных Систем. Запуск системы КОМПАС-3D.
Интерфейс системы
Теоретическое обучение

1

Практические занятия

1

Содержание

10

ОК 02
ПК

ОК 02
ПК…

ОК 02

28

Тема 4.2 Основные
приемы создания
геометрических тел
(многогранники, тела
вращения, эскизы,
группы
геометрических тел)

Тема 4.3
Редактирование 3 D
моделей. Создание 3
D моделей. Отсечение
части детали

Тема 4.4 Создание 3d
моделей простейших
объектов

Построение геометрических примитивов (отрезков, прямоугольников,
окружности). Многогранники и тела вращения: виды многогранников, элементы
многогранника, примеры геометрических тел, ограниченных плоскими
поверхностями, элементы тел вращения (очерковая образующая, ось вращения,
поверхность вращения, основание). Основные приемы построения
многогранников и тел вращения. Построение эскизов. Создание группы
геометрических тел

ПК…

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

8

Содержание
Сущность понятия «редактирование», задачи редактирования эскизов, 3d
моделей, основные способы редактирования 3 D моделей. Создание 3 D моделей
с элементами закругления (скругления) и фасками. Создание 3d моделей по
плоскому чертежу посредством операции «вращения». Рассечение детали
плоскостью

12

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

10

Содержание

12

Выполнение проектной работы «Создание авторских 3d моделей»: выбор
простейших объектов (бытовых, технических и строительных) для создания
модели (самостоятельно или с помощью преподавателя); обоснование выбора,
создание модели объекта, подготовка презентации и представление
выполненной модели
Практические занятия

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

12
29

Прикладной модуль 5

Разработка веб-сайта с использованием конструктора Тильда

36

Тема 5.1. Конструктор
Тильда

Содержание

4

Тема 5.2 Создание
сайта

Тема 5.3. Создание
различных видов
страниц

Общий обзор. Возможности конструктора. Библиотека блоков. Графический
редактор Zero Block. Панель управления сайтами. Выбор тарифа. Экспорта кода
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Основное содержание

4

Создание сайта. Начало работы. Настройки. Шрифт. Цвет. Создание папок.
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

ОК 02
ПК…

Создание страниц. Список страниц. Работа с отдельными страницами (настройка,
предпросмотр, публикация, редактирование, списки)
Практические занятия

Тема 5.4. Стандартные Содержание
блоки
Создание лэндинга из стандартных блоков на выбранную тему
Тема 5.5. Панель
навигации

ОК 02
ПК…

4
4

Практические занятия

4

Содержание

4

Нулевой блок (создание, панели навигации, доступные элементы). Работа с
текстом, изображениями и видео
Практические занятия

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

4
30

Тема 5.6. Настройка Содержание
главной страницы
Сайт: настройка домена, выбор главной страницы, статистика, Яндекс метрика,
настройка HTTPS.

6

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 5.7. Проектная
работа
с
использование
конструктора Тильда

Содержание

10

Практические занятия

10

Прикладной модуль 6

Технологии продвижения веб-сайта в Интернете

36

Содержание

6

Тема 6.1.
Интернетмаркетинг

Проектная работа «Создание интернет-магазина»

Интернет-маркетинг: понятие, инструменты Интернет-маркетинга, исследование
как элемент интернет-маркетинга

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 6.2. Методы Содержание
продвижения в
Баннерная и контекстная рекламы, реклама в рассылках, реклама в блогах,
Интернете
сообществах, социальных сетях; вирусный маркетинг

ОК 02
ПК…

6

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Основное содержание

6

ОК 02
ПК…

ОК 02
31

Тема 6.3. Различные
способы работы с
количеством
посетителей

Способы получения трафика: определение трафика, основные способы получения
трафика, особенности контекстной рекламы, SEO и SMO продвижения
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 6.4. Поисковая
Содержание
оптимизация контента Оптимизация контента для Яндекс, Rambler и Google, индексирование сайта
поисковыми системами

Тема 6.5. Рекламная
кампании в сети
Интернет

ПК…

6

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Содержание

6

Планирование и проведение рекламной кампании - постановка целей, выбор
и/или разработка инструментов, месседж, выбор площадок, бюджет, оценка
эффективности
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Тема 6.6. Проектная
работа
«Проектирование
рекламной кампании в
Интернете»

Содержание

6

Практические занятия

6

Прикладной модуль 7

Введение в веб-разработку на языке JavaScript

36

Содержание

2

Проектная работа «Проектирование рекламной кампании в Интернете для
конкретной продукции/решения/компании/организации»

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
32

Тема 7.1. Синтаксис и
основные понятия
JavaScript

Выражения, операторы, побочные эффекты, инструкции, ввод-вывод. Понятие
объекта и литерала. Эволюция стандарта ECMAScript
Теоретическое обучение

2

Тема 7.2. Управление
пакетами и
зависимостями

Содержание

2

Тема 7.3. Переменные
и области видимости.
Примитивные и
объектные типы
данных
Тема 7.4. TypeScript и
статическая
типизация. Функции
как структурный
элемент сценария и
как тип данных

Тема 7.5.
Управляющие
конструкции

ПК…

Система пакетов npm. Инициализация проекта. Создание файла package.json.
Девелоперские зависимости
Практические занятия

2

Содержание

2

Объявление переменных. Этап компиляции и этап исполнения. Ошибка
ReferenceError и возбуждение исключения. Глобальные переменные. Видимость
на уровне блока. Сравнение примитивных значений
Практические занятия

2

Содержание

4

Типы данных. Объявление с аннотацией типа. Транспиляция и запуск проекта.
Объявление (в том числе с аннотацией) и вызов функций
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Основное содержание

4

Императивный подход к созданию кода программы. Инструкции как
противоположность выражений. Тернарный оператор и инструкция If..else
Циклы со счётчиком, предусловием/постусловием, итерационные
Теоретическое обучение

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

2
33

Тема 7.6. Строки и
бинарные данные.
Регулярные
выражения

Тема 7.7. Массивы и
множества

Тема 7.8.
Литеральные объекты.
Прототипы и
конструкторы.
Свойства и методы

Практические занятия

2

Содержание

4

Строка как примитивный тип данных. Перебор строки с помощью итераций for..of,
использование Юникода в JavaScript. Отличие бинарных данных от строк. Поиск
совпадений с регулярным выражением
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Массивы как наборы значений разных типов, допускающих итерацию. Задание
массива литералом. Методы массивов, в том числе forEach и reduce. Взаимные
преобразования массивов и строк. Множества как наборы не повторяющихся
значений. Получение множества из массива
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

6

Литеральные объекты как коллекции свойств и методов. Отличия литеральных
объектов от блоков и массивов. Доступ к свойствам и методам. Использование
ссылки this. Вызов методов одного объекта относительно другого. Доступ к
прототипу объекта. Создание объекта с помощью конструктора
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

4

Содержание

4

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
34

Тема 7.9. Модули и
транспиляция. DOM

Модули как единицы независимого изолированного кода. Импорт и экспорт из
модулей в стиле ES2015. Использование возможностей планируемых следующих
версий стандарта – преобразование кода с помощью Babel. Введение в Document
Object Model – объектную модель документа веб-страницы

ПК…

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Тема 7.10. Проектная
работа. «Создание
простейшего
серверного
вебприложения»

Содержание

4

Практические занятия

4

Прикладной модуль 8

Введение в создание графических изображений с помощью GIMP

36

Тема 8.1. Растровая и
векторная графика.
Форматы
изображений,
конвертация и
оптимизация

Содержание

2

Теоретическое обучение

2

Тема 8.2. GIMP как
проект GNU.
Установка GIMP

Содержание

2

Проектная работа «Создание простейшего серверного веб-приложения»

Отличия растровой и векторной графики. Использование растровой графики для
хранения фотографий. Форматы PNG и JPEG. Конвертация с целью снижения
объёма изображения

GIMP как программа для различных операционных систем. Особенности проекта
в качестве представителя класса свободного программного обеспечения.
Установка на различные платформы
Теоретическое обучение

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

2
35

Тема 8.3. Интерфейс
GIMP. Многооконный
режим, стыкуемые

Содержание

диалоги,
однооконный режим.
Слои

Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Тема 8.4. Разрешение
изображения.
Навигация,
масштабирование,
кадрирование,
аффинные
преобразования

Содержание

4

Тема 8.5. Заливка,
фильтры
и
инструменты
рисования
Тема 8.6. Выделение.
Контуры.
Комбинирование
изображений

4

Интерфейс и настройка его частей. Однооконный и многооконный режим.
Управление диалогами. Окно слоёв изображения

Размеры изображения в пикселах и понятие разрешения изображения.
Преобразования: выравнивание, перемещение, кадрирование, вращение, наклон,
перспектива, 3D-преобразование, трансформация, преобразование по точкам,
зеркало, преобразование по рамке, искажения
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Использование заливки. Фильтры: размытие, улучшение, искажения, свет и тень,
шум, выделение краёв, декорация, проекция
Практические занятия

4

Содержание

6

Использование выделений для работы с отдельными объектами в составе
изображения. Выделение контуров. Создание коллажей путём соединения
нескольких изображений
Теоретическое обучение

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

2
36

Практические занятия
Тема 8.7. Быстрая
Содержание
маска и
Графические отображение области выделения. Преобразование цвета в
преобразование цвета изображении с помощью применения маски

Тема 8.8. Создание
градиентов

Тема 8.9. Создание
анимированного
изображения в
формате GIF

Тема 8.10. Проектная
работа «Создание
серии баннеров для
графического
оформления сайта»

4
2

Практические занятия

2

Содержание

4

Понятие градиента. Плавные переходы от одних цветов к другим
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Использование анимации для наглядного представления процессов с
несколькими этапами. Формат GIF. Ограничения GIF. Создание изображения в
формате GIF c помощью GIMP
Теоретическое обучение

2

Практические занятия

2

Содержание

4

Проектная работа «Создание серии баннеров для графического оформления
сайта»
Практические занятия

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

ОК 02
ПК…

4

Консультации

8

Экзамен

6
37

Всего

160ч.

38

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация дисциплины требует наличия учебной компьютерной лаборатории
информатики.
Оборудование компьютерной лаборатории:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• маркерная доска;
• учебно-методическое обеспечение. Технические средства обучения:
• компьютеры по количеству обучающихся;
• локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
• лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
• лицензионное антивирусное программное обеспечение; • лицензионное
специализированное программное обеспечение;
• мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
Рекомендуемые
печатные
издания
по
реализации
общеобразовательной дисциплины представлены в методических
рекомендациях по организации обучения.
36

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Общая/профессион
альная
компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных
мероприятий

ОК 01

Тема 1.6 Тема 1.9 Тема
3.5

Тестирование

ОК 02

Тема 1.1 Тема 1.3 Тема
3.1 Тема 3.2 Тема 1.6
Тема 1.9

ОК 01

Тема 1.7 Тема 1.8 Тема
2.2 Тема 3.4

ОК 02

Тема 1.2 Тема 1.4 Тема
1.5 Тема 2.1 Тема 2.3
Тема 2.4 Тема 2.5 Тема
2.6 Тема 2.7 Тема 3.3
Тема 1.7 Тема 1.8 Тема
2.2 Тема 3.6 Тема 3.7
Тема 3.8 Тема 3.9 Тема
3.10 Тема 3.11 Тема
3.12 Тема 3.13

ОК 02, ПК...

Прикладные модули 12

Контрольная работа

ОК 02, ПК...

Прикладные модули 28

Проектная работа

ОК 01, ОК 02, ПК...

Все модули

Выполнение заданий
дифференцированного
зачета

Выполнение практических
заданий

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».