1 ОУП.01 Б Русский язык

Приложение 1
к ОПОП по специальности
23.02.07 Техническая
обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов
автомобилей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.01 Б Русский язык

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 23.02.07 Техническая обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Жигунова Т.П, преподаватель

2

Содержание
Пояснительная записка

4

Объём учебного предмета

6

Содержание учебного предмета

7

Планируемые результаты освоения учебного предмета

13

Тематическое планирование учебного предмета

20

Условия реализации программы учебного предмета

29

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

31

3

Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД.01 «Русский язык» предназначена для изучения русского языка
студентами по специальности 23.02.07 Техническая обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей в ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум», реализующем образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе
основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего
образования при подготовке специалистов по специальности 23.02.07
Техническая обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
Программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013г. № 78-ОЗ «Об
образовании Свердловской области».
3.Федерального государственного образовательного стандарта по
профессии среднего профессионального образования по специальности
23.02.07 Техническая обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
4.Федерального государственного образовательного
стандарта
среднего (полного) общего образования, 07.06.2012 г. № 24480
5. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных
образовательных
организаций,
рекомендованной
Федеральным
государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), разработанной для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования.
Протокол №3 от 21 июля 2015 года, регистрационный номер рецензии «381
от 23 июля 2015 года ФГАУ «ФИРО».
6. Рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования
7.Учебного плана ГАПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум».
8. Календарного учебного графика ГАПОУ «Сухоложский
многопрофильный техникум».
4

Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение
следующих целей:
− совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых:
языковых,
речемыслительных,
орфографических,
пунктуационных,
стилистических;
− формирование функциональной грамотности и всех видов
компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной, культуроведческой);
− совершенствование
умений
обучающихся
осмысливать
закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать
языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
− дальнейшее развитие и совершенствование способности и
готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности
к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков
самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования, — программы подготовки специалистов среднего звена
(ППССЗ).

5

Объем учебного предмета
Объём учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
В том числе
Во взаимодействии с преподавателем
В том числе
Лекции, уроки
Практические занятия
Профессионально ориентированное содержание
В том числе
Теоретическое обучение
Практические занятия
Консультации
Промежуточная аттестация (экзамен)

6

Всего
академических
часов
92
78
44
34
12
12
0
8
6

Содержание учебного предмета
Введение
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке
материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском
литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий
СПО и специальностей СПО.
Практические занятия
Освоение общих закономерностей лингвистического анализа.
Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как
науке и анализу методов языкового исследования.
1. Язык и речь. Функциональные стили речи
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность,
уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный
стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический
стиль
речи,
его
назначение.
Основные
жанры
публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи.
Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование
изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений
в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат,
аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
Практические занятия
Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи.
Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу).
Анализ структуры текста.
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста.
Освоение видов переработки текста.
Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов.
Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на
лингвистическую.
2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение
буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в
стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения.
Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование
орфоэпического словаря.
7

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс,
аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление
буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з- / с-.
Правописание и/ы после приставок.
Практические занятия
Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского
языка.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова.
Наблюдение над выразительными средствами фонетики.
3. Лексикология и фразеология
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как
выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов,
паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская,
заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной
речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая
лексика.
Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.
Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления
традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и
поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в
речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический
разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в
употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практические занятия
Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц —
выведение алгоритма лексического анализа.
Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи,
выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных
сфер употребления.
Лексический и фразеологический анализ слова. Подбор текстов с изучаемым
языковым явлением.
Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики.
Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том
числе на лингвистическую тему.
4. Морфемика, словообразование, орфография
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия
и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об
этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных
стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
8

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при/ пре-. Правописание сложных слов.
Практические занятия
Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте.
Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с
морфемами-синонимами.
Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление
словообразовательной цепочки. Выработка навыка составления слов с помощью
различных словообразовательных моделей и способов словообразования.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов,
слов одной структуры.
Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания
внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами.
5. Морфология и орфография
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма
и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в
построении текста.
Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание
окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен
существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен
прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор
имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных.
Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и
других с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды
местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в
тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных
окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного
времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения
образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и
страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий.
Правописание не с причастиями. Правописание -н- и -нн- в причастиях и отглагольных
прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным
оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий
совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Морфологический разбор деепричастия.
9

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения
предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий.
Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.
Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи.
Синонимия наречий при характеристике признака действия.
Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов
категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в
речи.
Служебные части речи
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление
предлогов
в
составе
словосочетаний.
Употребление
существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы,
зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство
связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с
разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление
частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и
звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление
междометий в речи.
Практические занятия
Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии:
грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма
морфологического разбора.
Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в
тексте.
Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и
синтаксических признаков слов разных частей речи.
Сопоставление лексического и грамматического значения слов.
Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи
обучающихся.
Образование слов и форм слов разных частей речи с помощью различных
словообразовательных моделей и способов словообразования и словоизменения;
использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям
речи.
Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с
использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи.
Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах
письменных текстов.
Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами.
6. Синтаксис и пунктуация
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное
синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании.
Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение
словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

10

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания;
восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции
и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия
составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство
связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства
времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и
двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях
речи. Использование неполных предложений в речи.
Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и
знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика
ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление
определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление
приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного
оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения.
Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами
предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных
слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между
ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях
речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с
различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном
предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях
речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика
простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные
союзные и бессоюзные предложения).
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой
речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия
Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических
понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной
системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития.
11

Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности
употребления словосочетаний.
Синонимия словосочетаний.
Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения;
использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного
предложения.
Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании.
Сопоставление устной и письменной речи.
Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных
текстов.
Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное
предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами /
сложноподчиненное
предложение
с
придаточными
определительными
и
обстоятельственными и др.
Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения.
Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по
схемам.
Составление связного высказывания с использованием предложений определенной
структуры, в том числе на лингвистическую тему.
Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения.

12

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Код и наименование
формируемых компетенций1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
ОК
01.
Выбирать
В части трудового воспитания:
способы
решения
задач
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
профессиональной
трудолюбие;
деятельности применительно к
- готовность к активной деятельности технологической
различным контекстам
и социальной направленности, способность инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие
результатов
целям,
оценивать
риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:

13

Дисциплинарные
- сформировать представления о
роли и месте русского языка в современной
научной
картине
мира,
о
системообразующей роли языка в развитии
гуманитарных наук, о вкладе российских
учёных-лингвистов в развитие науки;
понимание сущности языковых явлений;
понимание роли русского языка в
дальнейшем развитии лингвистики, роли
языка в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
- сформировать умения грамотной
речи;
выстраивать
логически
непротиворечивую цепочку рассуждений с
опорой на знание типов речи;
овладеть
основополагающими
языковыми понятиями , характеризующими
лингвистические процессы;
овладеть
закономерностями
создания текстов разных типов речи и
стилей; и закономерностей при анализе
социальных процессов.

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- - способность их использования в познавательной и
социальной практике
В областиценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
14

- уметь применять изученные
правила русского языка: разбираться в
морфологических
признаках
самостоятельных и служебных частей речи;
правильно определять виды простых
осложнённых
предложений
и
виды
сложных
предложений,
правильно
рассталять в них знаки препинания
- уметь формировать собственную
позицию по отношению к языковой
информации, получаемой из разных
источников, умений использовать цифровые
технологии для поиска, структурирования,
интерпретации и представления учебной и
научно-популярной информации; развитие

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
15

умений критического анализа получаемой
информации;

- владеть основными методами
научного познания, используемыми в
лингвистике: проводить исследование с
применением способов языкового анализа,
объяснять
полученные
результаты,
используя
правильное
построение
предложений и стилей языка, делать
выводы;; сформировать представления о
методах
получения
научных
лингвистических знаний;
- наблюдать над значением морфем и
их функциями в тексте;
- анализировать одноструктурные
слоав
с
морфемами-омонимами;
сопоставлять
слова
с
морфемамисинонимами.

деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и работать в самоопределению;
коллективе и команде
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
16

распределять
слова
по
словообразовательным
гнездам,
восстановление
словообразовательной
цепочки. Выработка навыка составления
слов
с
помощью
различных
словообразовательных моделей и способов
словообразования;
- наблюдать над функционированием
правил орфографии и пунктуации в
образцах
письменных
текстов;
самостоятельно
проверять
созданные
тексты.

- овладеть умениями работать в
группе
с
выполнением
различных
социальных ролей, планировать работу
группы,
рационально
распределять
деятельность в нестандартных ситуациях,

ОК 05. Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
17

адекватно оценивать вклад каждого из
участников
группы
в
решение
рассматриваемой проблемы

- сформировать умения распознавать
языковые процессы и объяснять их на
основе изученных правил, с точки зрения
орфографии, морфемики, морфологии,
фонетики,
синтаксиса,
пунктуации,
графики, орфоэпии, лексики, фразеологии;
- овладеть умением создавать тексты
в соответствии с заданием, уметь применять

отечественного
и
мирового
искусства,
этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

18

разные стили речи и типы речи в
соответствии с речевой ситуацией;
- отрабатывать умение строить
диалог и полилог на основе правил
риторики;
- учить использовать в речи
вербальные и невербальные средства языка,
разные виды интонации и её компонентов:
темпа, тембра, тона и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Номер
урока

1-2

3-4

5-6

Наименование
раздела, темы

Содержание учебного материала (в том числе
профессионально-ориентированное2)

Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем

Введение
Тема 1.1. Основные
Основные функции языка в современном
2
Л
функции языка в
обществе. Происхождение языка (различные
современном
гипотезы). Язык как естественная и
обществе
небиологическая система знаков. Язык и
мышление. Языковая и речевая компетенция.
Социальная
природа
языка.
Этапы
культурного развития языка.
Основные
принципы
русской
орфографии:
морфологический,
фонетический,
исторический. Реформы русской орфографии
Практическое занятие 1. Основные функции
2
ПЗ
языка и формы их реализации в современном
обществе
Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Тема 1.2
Происхождение
русского
языка.
2
УР
Происхождение
Индоевропейская языковая семья. Этапы
русского языка.
формирования русской лексики.
Индоевропейская
Заимствования из различных языков как
языковая семья.
показатель межкультурных связей. Признаки
Этапы
заимствованного слова. Этапы освоения
формирования
заимствованных слов.
русской лексики
Правописание
и
произношение

19

СР

Формируемые
компетенции

ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 05

электрического и эл

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

заимствованных слов. Заимствованные слова
в профессиональной лексике.
7-8

9-10

Тема 1.3 Язык как
система знаков

11-12

13-14

15-16

Тема 2.1 Фонетика и
орфоэпия

Практическое
занятие
2.
Признаки
заимствованного слова. Этапы освоения
заимствованных слов

2

Язык как система знаков. Структура
языкового знака. Слово и его значение.
Лексическое и грамматическое значение
слова. Звук и буква. Уровни языковой
системы и единицы этих уровней. Принципы
выделения частей речи в русском языке

2

Практическое занятие 3. Принципы
русской орфографии. Правила орфографии

2

Раздел 2. Фонетика, морфология и орфография
Соотношение звука и фонемы, звука и
буквы. Чередования звуков: позиционные и
исторические. Основные виды языковых
норм: орфоэпические (произносительные и
акцентологические). Основные правила
произношения гласных, согласных звуков.
Характеристика
русского
ударения
(разноместное, подвижное). Орфоэпия и
орфоэпические нормы
Практическое занятие 4. Орфография.
Безударные гласные в корне слова:
проверяемые,
непроверяемые,
чередующиеся.

20

2

2

ПЗ
УР

ОК 05;ОК 06
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

ПЗ

УР

ОК 01
ОК 02
ОК 02; ОК
03;ОК 04; ОК
05

ПЗ

ОК 05;ОК 06

17-18

Тема 2.2 Морфемика
и словообразование

19-20

21-22

Тема 2.3 Имя
существительное
как часть речи.

23-24

25-26

Тема 2.4 Имя
прилагательное как
часть речи

Морфемная структура слова. Морфема как
единица языка. Классификация морфем:
корневые и служебные. Словообразование.
Морфологические способы
словообразования. Неморфологические
способы словообразования.
Словообразование и формообразование.
Практическое занятие 5. Правописание
звонких и глухих согласных, непроизносимых
согласных. Правописание гласных после
шипящих. Правописание Ъ и Ь.
Правописание приставок на –З(-С), ПРЕ/ПРИ-, гласных после приставок
Лексико-грамматические разряды
существительных: конкретные, абстрактные,
вещественные, собирательные, единичные.
Грамматические категории имени
существительного: род, число, падеж.
Склонение имен существительн
Практическое занятие 6. Правописание
суффиксов и окончаний имен
существительных. Правописание сложных
имен существительных.
Лексико-грамматические
разряды
прилагательных. Разряды прилагательных:
качественные,
относительные,
притяжательные. Степени сравнения имен
прилагательных. Полная и краткая форма
имен
прилагательных.
Семантикостилистические различия между краткими и
полными формами.
21

УР

ОК 06
ОК 07
ПК 2.1

2

ПЗ
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

УР
2

ПЗ
2
УР

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07

27-28

29-30

Тема 2.5 Имя
числительное как
часть речи.

31-32

33-34

Тема 2.6
Местоимение как
часть речи

35-36

37-38

Тема 2.7 Глагол как
часть речи

39-40
41-42

Тема 2.8 Причастие
и деепричастие как
формы глагола

Практическое занятие 7. Правописание
суффиксов
и
окончаний
имен
прилагательных. Правописание сложных
имен прилагательных
Лексико-грамматические
разряды
имен
числительных: количественные, порядковые,
собирательные. Типы склонения имен
числительных. Лексическая сочетаемость
собирательных числительных
Практическое занятие 8. Правописание
числительных. Возможности использования
цифр. Числительные и единицы измерения в
профессиональной деятельности.
Разряды местоимений по семантике: личные,
возвратное,
притяжательные,
вопросительные,
относительные,
неопределенные,
отрицательные,
указательные, определительные. Дефисное
написание местоимений
Практическое занятие 9. Правописание
числительных. Правописание местоимений с
частицами НЕ и НИ
Система грамматических категорий глагола
(вид, переходность, залог, наклонение, время,
лицо, число, род). Основа настоящего
(будущего) времени глагола и основа
инфинитива (прошедшего времени); их
формообразующие функции
Практическое занятие 10. Правописание
окончаний и суффиксов глаголов
Действительные и страдательные причастия и
способы их образования. Краткие и полные
формы причастий
22

ПЗ

2

2

УР

2

УР

УР

2

УР

ОК 04; ОК 0
ОК 01 ОК 02;
ОК 05

ПЗ

2

ОК 02; ОК 03

ОК 04; ОК 05

ПЗ

2

2

ОК 04; ОК 05

ПЗ

2

ОК 04; ОК 05

ОК 05; ОК 06
ОК 04; ОК 06

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52

Практическое занятие 11. Правописание
суффиксов и окончаний глаголов и
причастий. Правописание Н и НН в
прилагательных и причастиях. Образование
деепричастий
совершенного
и
несовершенного
вида.
Правописание
суффиксов деепричастий.
Тема 2.9 Наречие Семантика наречия, его морфологические
как
часть
речи. признаки и синтаксические функции. Разряды
Служебные
части наречий
по
семантике
и
способам
речи
образования, местоименные наречия. Степени
сравнении качественных наречий. Разряды
предлогов по семантике, структуре и
способам образования. Разряды союзов по
семантике,
структуре
и
способам
образования.
Сочинительные
и
подчинительные союзы
Практическое занятие 12. Знаки препинания
при однородных членах с обобщающими
словами. Знаки препинания при оборотах с
союзом КАК.
Раздел 3. Синтаксис и пунктуация
Тема 3.1 Основные
Словосочетание.
Сочинительная
и
единицы синтаксиса подчинительная связь. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Простое предложение. Односоставное и
двусоставное предложения. Грамматическая
основа простого двусоставного предложения.
Согласование сказуемого с подлежащим.
Односоставные предложения. Неполные
предложения.
Распространенные
и
нераспространенные предложения
23

ПЗ

2

2

УР

ОК 03; ОК 05

ПЗ

2

ОК 04; ОК 06

ОК 03; ОК 05

2

УР

ОК 04; ОК
05; ОК 07

2

УР

ОК 04; ОК 05

53-54
55-56

Тема 3.2
Второстепенные
члены предложения.

57-58

59-60

61-62

63-64

65-66

Тема 3.3 Сложные
предложения

Практическое занятие 13. Знаки препинания
в простом предложении
Второстепенные
члены
предложения
(определение, приложение, обстоятельство,
дополнение). Осложненные предложения.
Предложения с однородными членами и
знаки препинания в них. Однородные и
неоднородные определения.
Предложения с обособленными членами.
Общие условия обособления (позиция,
степень распространенности и др.). Условия
обособления
определений,
приложений,
обстоятельств. Поясняющие и уточняющие
члены как особый вид обособленных членов
Практическое занятие 14. Знаки препинания
при однородных членах с обобщающими
словами. Знаки препинания при оборотах с
союзом КАК.
Практическое занятие 15 Разряды вводных
слов и предложений. Знаки препинания при
вводных словах и предложениях, вставных
конструкциях.
Знаки
препинания
при
обращении
Основные типы сложного предложения по
средствам связи и грамматическому значению
(предложения союзные и бессоюзные
Практическое занятие 16. Знаки препинания
в сложносочиненных предложениях. Знаки
препинания
в
сложноподчиненных
предложениях.
Знаки
препинания
в
бессоюзных сложных предложениях. Знаки
препинания в предложения с прямой речью.
Знаки препинания при диалогах. Правила
24

ПЗ

2

ОК 04; ОК 05

2

УР

ОК 04; ОК 05

2

УР

ОК 04; ОК 05

2

ПЗ

ОК 04; ОК 05

2

ПЗ

ОК 04; ОК 05

2

2

УР

ОК 05; ОК 07
ПЗ

67-68

69-70

71-72

73-74

оформления цитат
Прикладной модуль. Раздел 4. Особенности профессиональной коммуникации
Тема 4.1. Язык как
Профессионально-ориентированное
средство
содержание
профессиональной,
социальной
и Основные
аспекты
культуры
речи
2
УР
межкультурной
(нормативный,
коммуникативный,
коммуникации
этический). Языковые и речевые нормы.
Речевые формулы. Речевой этикет
Практическое занятие 17. Терминология и
2
профессиональная
лексика.
Язык
специальности.
Отраслевые
терминологические словари
Тема 4.2.
Профессионально-ориентированное
Коммуникативный
содержание
аспект
культуры
речи
Функциональные
стили
русского
2
УР
литературного
языка
как
типовые
коммуникативные
ситуации.
Язык
художественной литературы и литературный
язык. Индивидуальные стили в рамках языка
художественной литературы. Разговорная
речь и устная речь
Возможности
лексики
в
различных
2
УР
функциональных
стилях.
Проблемы
использования
синонимов,
омонимов,
паронимов. Лексика, ограниченная по сфере
использования
(историзмы,
архаизмы,
неологизмы,
диалектизмы,
профессионализмы, жаргонизмы)
Тема 4.3. Научный
Профессионально-ориентированное
стиль
содержание
25

ОК 04; ОК
05; ОК 07
ПК1.1

ПЗ

ОК 04; ОК
05; ОК 07
ПК1.1

ОК 04; ОК
05; ОК 07
ПК2.1

75-76

Тема 4.4. Деловой
стиль

Научный
стиль
и
его
подстили.
Профессиональная речь и терминология.
Виды терминов (общенаучные, частнонаучные и технологические)
Профессионально-ориентированное
содержание

2

Виды документов. Виды и формы деловой
2
коммуникации. Предмет деловой переписки.
Виды деловых писем. Рекламные тексты в
профессиональной деятельности
Промежуточная аттестация (Экзамен) - 6
Всего:
78
Л – лекция Ур – урок ПЗ – практическое занятие
77-78

26

УР

ОК 04; ОК
05; ОК 07
ПК2.1
УР

27

Условия реализации программы
Информационное обеспечение программы
Для студентов
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В., Мищерина М. А. Русский язык и литература.
Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013
№ 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ,
от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014
№ 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №
145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»
(зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получе ния среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
Воителева Т. М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Горшков А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11 классы:
учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2010.
Львова С. И. Таблицы по русскому языку. — М., 2010.
Пахнова Т. М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку.
— М., 2011.
Словари
Горбачевич К. С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.
Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность
русской речи.
Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.
Иванова О. Е., Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Русский
орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт
русского языка им. В. В. Виноградова / под ред. В. В. Лопатина. — 2-е изд., испр. и
доп. — М., 2004.
Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.
Лекант П. А., Леденева В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. —
М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
28

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических
выражений. — 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л. И. Скворцова. — М., 2006.
Розенталь Д. Э., Краснянский В. В. Фразеологический словарь русского языка. —
М., 2011.
Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. — М., 2005.
Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. — М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост.
В. В. Бурцева. — М., 2006.
Интернет-ресурсы
www. uchportal. ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы,
тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и
литературе).
www. Ucheba. com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www. uroki. ru)
www. metodiki.ru (Методики).
www. posobie. ru (Пособия).
www. it-n. ru/communities. aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей.
Ин- формационные технологии на уроках русского языка и литературы).
www. prosv. ru/umk/konkurs/info. aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса
«Учитель — учителю» издательства «Просвещение»).
www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка). www.
slovari.
ru/dictsearch
(Словари.
ру). www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник
грамоты). www. gramota. ru (Справочная служба).
www. gramma. ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной
дисциплины «Русский язык»
Для реализации освоение программы учебной дисциплины «Русский язык» в
кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по русскому
языку, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Русский язык» входят:
− многофункциональный комплекс преподавателя;
− наглядные электронные пособия (комплекты учебных таблиц, схем, плакатов и
др.);
− информационно-коммуникативные средства;
− экранно-звуковые пособия;
− комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
− библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебного материала по русскому языку.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Русский язык и литература.
Русский язык» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам
по русскому языку и литературе, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам, практикумам, тестам, и др.).

29

Контроль и оценка результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках
текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с
тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися
запланированных результатов освоения учебного предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется
оценочными средствами.

Код
и
наименование
формируемых
компетенций3
ОК
01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекста

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В
части
трудового
воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной
деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а)
базовые
логические
действия:
самостоятельно
формулировать и актуализировать
проблему,
рассматривать
ее
всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять
цели
деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности;

30

сформировать
представления о роли и
месте русского языка в
современной
научной
картине
мира,
о
системообразующей роли
языка
в
развитии
гуманитарных наук, о
вкладе
отечественных
ученых-лингвистов
в
развитие
науки;;
понимание роли языка в
практической
деятельности человека и
дальнейшем
научномразвитии, роли языка в
формировании кругозора и
функциональной
грамотности человека для
решения
практических
задач;
сформировать
умения решать языковые
задачи, используя правила
и нормы языка; на основе
анализа лингвистического
анализа текста,
- сформированность
выстраивания логической
цепочки рассуждений с
опорой
на
изученные
правила и нормы русского
языка,
владеть
основополагающими

ОК
02.
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

развивать
креативное
мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
выявлять
причинноследственные связи и актуализировать
задачу,
выдвигать
гипотезу ее
решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную
и
практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания
из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и
решения;
- способность
их
использования
в
познавательной и социальной
практике
В области ценности научного
познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой
и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
31

языковыми
понятиями,
характеризующими
языковые
процессы,;);
владение
основополагающими
лингвистическими
понятиями,
позволяющими
характеризовать процессы,
происходящие в обществе,

уметь
формировать собственную
позицию по отношению к
научной
и
деловой
информации, получаемой
из разных источников,
умений;
использовать
цифровые технологии для
поиска, структурирования,
интерпретации
и
представления учебной и
научно-популярной
информации;
- развивать умения
критического
анализа
получаемой информации
на основе использования
языковых единиц

ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных жизненных
ситуациях

учебными
познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания и защиты информации,
информационной
безопасности
личности
В
области
духовнонравственного воспитания:
-сформированность
нравственного сознания, этического
поведения;
способность
оценивать
ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на
основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной
жизни
в
соответствии с традициями народов
России;
Овладение универсальными
32

владеть
основными
методами
научного
познания,
используемыми
в
лингвистике:
уметь
анализировать языковые
явления,
используя
известные методы оценки,
проводить исследование
текстов разных стилей и
типов речи, объяснять
полученные результаты,
используя знания правил и
норм русского языка, и
делать
выводы;
сформировать
представления о методах
получения
научных
языковых знаний

регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять
план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать
оценку
новым
ситуациям;
способствовать формированию
и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать
приемы
рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по
их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление
к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию
и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать отношения с другими
людьми,
заботиться,
проявлять
интерес и разрешать конфликты
ОК
04.
- готовность к саморазвитию,
Эффективно
самостоятельности
и
взаимодействовать и самоопределению;
работать в коллективе
-овладение навыками учебнои команде
исследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
33

уметь создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных
типов
и
жанров;
употреблять
языковые
средства в соответствии с

коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий, распределять роли с учетом
мнений
участников
обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других
людей:
принимать
мотивы
и
аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
развивать
способность
понимать мир с позиции другого
человека

34

речевой ситуацией (объем
устных
монологических
высказываний – не менее
100
слов,
объем
диалогического
высказывания – не менее 78 реплик); уметь выступать
публично,
представлять
результаты
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности;
использовать
образовательные
информационнокоммуникационные
инструменты и ресурсы для
решения учебных задач;
сформировать
представления об аспектах
культуры
речи:
нормативном,
коммуникативном
и
этическом; сформировать
системы знаний о номах
современного
русского
литературного языка и их
основных
видах
(орфоэпические,
лексические,
грамматические,
стилистические;
уметь
применять знание норм
современного
русского
литературного
языка
в
речевой
практике,
корректировать устные и
письменные высказывания;
обобщать
знания
об
основных
правилах
орфографии и пунктуации,
уметь применять правила
орфографии и пунктуации в
практике письма; уметь
работать со словарями и
справочниками, в том числе
академическими словарями
и
справочниками
в
электронном формате;
- уметь использовать
правила русского речевого
этикета
в
социальнокультурной,
учебнонаучной,
официальноделовой сферах общения, в

ОК
05
Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

В
области
эстетического
воспитания:
- эстетическое отношение к
миру,
включая
эстетику
быта,
научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать
различные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости
для
личности
и
общества
отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению
в разных видах искусства, стремление
проявлять
качества
творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
развернуто
и
логично
излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

повседневном
общении,
интернет-коммуникации.
сформировать
представления о функциях
русского
языка
в
современном
мире
(государственный
язык
Российской
Федерации,
язык
межнационального
общения, один из мировых
языков); о русском языке
как духовно-нравственной и
культурной
ценности
многонационального народа
России;
о
взаимосвязи
языка и культуры, языка и
истории, языка и личности;
об отражении в русском
языке
традиционных
российских
духовнонравственных
ценностей;
сформировать ценностное
отношение
к русскому
языку;
сформировать
знаний о признаках текста,
его
структуре,
видах
информации в тексте; уметь
понимать, анализировать и
комментировать основную
и дополнительную, явную и
скрытую
(подтекстовую)
информацию
текстов,
воспринимаемых зрительно
и (или) на слух; выявлять
логико-смысловые
отношения
между
предложениями в тексте;
создавать тексты разных
функционально-смысловых
типов; тексты научного,
публицистического,
официально-делового
стилей
разных
жанров
(объем сочинения не менее
150 слов);

Освоение учебного предмета способствует формированию общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
35

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК 2.1Структурировать цифровые данные для публикации.

36

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».