Приложение 15 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности (заочная форма обучения) Сухой Лог 2023 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 6 10 12 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина Правовые основы профессиональной деятельности является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Учебная дисциплина ОП.08 “Правовые основы профессиональной деятельности” обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1 – ОК11, ПК1.4. 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК1ОК11, ПК1.4 Умения Знания анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность. виды административных правонарушений и административной ответственности; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; организационно-правовые формы юридических лиц; основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности; нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника; 4 понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения. 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часа, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 6 часов, в том числе в форме практической подготовки: 4 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 40 часа; 5 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 50 в том числе: теоретическое обучение 6 лабораторные работы - практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 4 контрольная работа - Самостоятельная работа 1 Промежуточная аттестация в форме 40 Дифференцированный зачет Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 1 6 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1 Основы права Содержание учебного материала Понятие и признаки нормы права. Функции норм права. Структура правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Нормативное и ненормативное Тема 1.1 Нормы регулирование профессиональной деятельности. права. Право в профессиональной Самостоятельная работа 1 деятельности. Проработка рекомендуемых учебных изданий. Выполнения индивидуальных заданий (презентаций, рефератов). Поиск, анализ и оценка информации по содержанию учебного материала, работа с нормативно-правовыми актами. Содержание учебного материала Тема 1.2 Конституция РФ. Общая характеристика структуры и содержания Конституции РФ. Понятие и Правовое принципы правового государства. Правовое государство и конституционный государство. статус личности в РФ. Раздел 2 Трудовое право Содержание учебного материала Понятие, предмет и метод трудового права. Источники трудового права Нормативно-правовая база профессиональной деятельности. Основные Тема 2.1 Трудовое принципы правового регулирования трудовых отношений. право в системе Самостоятельная работа 2 российского права Выполнение индивидуальных заданий (рефератов), подготовка к практическому занятию. Субъекты трудового права. Подготовка к тестированию по теме: Общие положения трудового права. Объем в часах Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 3 6 2/2 ОК.1-ОК.11 1 ОК.1-ОК.11 2/4 ОК.1-ОК.11 24 2/6 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 1 ОК.1-ОК.11 7 Тема 2.2 Трудовые правоотношения Тема 2.3 Трудовой договор Тема 2.4 Дисциплина труда. Содержание учебного материала Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Понятие и формы занятости. Социальные гарантии при потере работы. Роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения. Практическое занятие 1 “Нормативные акты” Практическое занятие 2 «Правоотношения – основа функционирования отрасли» Содержание учебного материала Трудовой договор: понятие и содержание. Виды трудового договора. Порядок заключения и изменения трудового договора. Основания прекращения трудового договора Содержание учебного материала Дисциплина труда и методы ее обеспечения. Дисциплинарная ответственность. Виды материальной ответственности. Практическое занятие 3(в том числе в форме практической подготовки) «Трудовой договор – основа трудовых правоотношений» Практическое занятие 4 «Коллективный договор как основа защиты прав трудового коллектива» Тема 2.5 Правовое регулирование рабочего времени Тема 2.6 Правовое регулирование времени отдыха Содержание учебного материала Понятие и виды рабочего времени. Особенности режима работы и отдыха, нормы рабочего времени. Совмещенное рабочее время. Гарантийные и компенсационные выплаты за работу в особых условиях Содержание учебного материала Понятие и виды времени отдыха. Ежегодные отпуска. Практическое занятие 5(в том числе в форме практической подготовки) «Рабочее время и время отдыха – основа продуктивной деятельности предприятия» 2/8 2/10 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 4/14 2/16 2/18 4/22 4/26 2/28 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 2/30 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 4/34 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 8 Тема 2.7 Трудовые споры. Содержание учебного материала Законодательство о трудовых спорах. Понятие и виды трудовых споров. Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Коллективные трудовые споры и порядок их рассмотрения. Подведомственность трудовых споров суду. Сроки обращения за разрешением трудовых споров. Возложение ответственности на должностное лицо, виновное в увольнении работника. Практическое занятие 6 «Трудовой спор как побуждающий фактор улучшения условий труда» Раздел 3 Административное право ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 2/36 4/40 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 6 Содержание учебного материала Тема 3.1. Общая характеристика административного права Сущность, предмет и метод административного права. Понятие и признаки административной ответственности. Административное правонарушение: субъекты и объекты. Виды административных наказаний и порядок их наложения. Практическое занятие 7 Решение ситуационных задач по теме: «Административное право». Дифференцированный зачет Всего 2/42 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 4/46 ОК.1-ОК.11; ПК.1.4 2/48 50 9 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования обеспечению к минимальному материально-техническому Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Правовых основ профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебнонаглядных пособий и плакатов, раздаточный материал, нормативно-правовые акты по количеству обучающихся; техническими средствами обучения: компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедиа проектор. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. 3.2.1 Нормативные правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32., Ст.3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст.410. 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197- ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3. 5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1. 6. 3.2.2 Электронные издания 1. Данилова А.С., Основы профессиональной компетенции: Учебное пособие /. - Красноярск.:СФУ, 2016. - 136 с 2. Меньшов В.Л.. Основы права : учеб. Пособие/— М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 158 с. — (Среднее профессиональное образование). 3. Меньшов В.Л Основы права : учеб. пособие /.. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 158 с. — (Профессиональное образование). 4. Смоленский М.Б., Маркина Е.В.Основы права: Учебник / - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 308 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01441 10 5. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО (средних учебных заведений) [Электронный ресурс] / Под ред. И.А. Умновой, И.А. Алешковой. - М.: РАП, 2013. - 382 с. - ISBN 978-5-93916-400-9. 3.2.3 Дополнительные источники 1. Малышева Е.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: в 2ч. Ч 1: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208 с. 2. Малышева Е.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: в 2ч. Ч 2: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с. 3. Харитонова С.В. Трудовое право: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 320 с. 4. Шумилов В.М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для СПО. - 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство Юрайт, 2016. – 423 с. 3.2.4 Электронные ресурсы 1. Правовая система «Гарант». Форма доступа: www.garant.ru. 2. Правовая система «Кодекс». Форма доступа: www.kodeks.ru. 3. Правовая система «Консультант». Форма доступа: www.consultant.ru. 4. Правовая система «Российское законодательство». Форма доступа: www.zakonrf.info. 5. Электронные словари. Форма доступа: slovari.yandex.ru 6. http://znanium.com/catalog/product/967636 11 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: виды административных правонарушений и административной ответственности; классификацию, основные виды и правила составления нормативных документов; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров; организационно-правовые формы юридических лиц; основные положения Конституции Российской Федерации, действующие законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной (трудовой) деятельности; нормы дисциплинарной и материальной ответственности работника; понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; Умения: анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; Критерии оценки Методы оценки правильность выбора нормы права для решения типовых задач; скорость и техничность выполнения всех видов работ по оформлению документации; результативность информационного поиска; рациональность распределения времени на выполнение задания тестовые задания фронтальный опрос; подготовка и защита сообщений, докладов рефератов, защита практических работ; индивидуальные задания правильность выбора нормы права для решения типовых задач; скорость и техничность выполнения всех видов работ по оформлению тестовые задания устный опрос; подготовка и защита сообщений, докладов рефератов, защита практических Методы оценки результатов обучения: балльно- рейтинговая система; рефлексивная контрольно – оценочная деятельность 12 защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданским процессуальным и трудовым законодательством; использовать нормативные правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность документации; результативность информационного поиска; рациональность распределения времени на выполнение задания. работ; задания индивидуальные Методы оценки результатов обучения: балльно- рейтинговая система; рефлексивная контрольно – оценочная деятельность 13