10 ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация

Приложение 10
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и
электромеханического
оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 Метрология, стандартизация и сертификация
(заочная форма обучения)

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Быкова Надежда Александровна, преподаватель спецдисциплин,
высшая квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
11
13

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.03 Метрология, стандартизация и
сертификация является обязательной частью общепрофессионального цикла
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)»
Учебная дисциплина ОП.03 Метрология, стандартизация и
сертификация обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11
«Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования (по отраслям)». Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ОК1-ОК11, ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3, ПК4.1-ПК4.4.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы
осваиваются умения и знания

учебной

Код
ПК, ОК

Умения

ОК1-ОК11,
ПК1.1ПК1.4,
ПК2.1ПК2.3,
ПК4.1ПК4.4.

- использовать в профессиональной
деятельности документацию
систем качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в
соответствии с действующей
нормативной базой;
- приводить несистемные величины
измерений в соответствие с
действующими стандартами и
международной системой единиц
СИ;
- применять требования
нормативных документов к
основным видам продукции
(услуг) и процессов.

дисциплины

обучающимися

Знания

- задачи стандартизации, ее
-

-

-

-

экономическую эффективность;
основные положения систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов;
основные понятия и определения
метрологии, стандартизации,
сертификации и документации
систем качества;
терминологию и единицы
измерения величин в соответствии
с действующими стандартами и
международной системой единиц
СИ;
формы подтверждения качества.

4

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 академических часа,
в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 48 часа, в том числе в форме
практической подготовки: 24 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 4 часов.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
52

в том числе:
теоретическое обучение

6

лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)

4

практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

4

контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1

42

Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией
с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Метрология, стандартизация и сертификация

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

1
2
Раздел 1 Основы стандартизации
Тема 1.1. Система
Содержание учебного материала
стандартизации
1 Предмет, задачи и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация
и сертификация». Значение и основная цель дисциплины. Структура учебной
дисциплины, ее связь с другими дисциплинами, роль и место в формировании
научно- технических основ специальности. Новейшие достижения и перспективы
развития метрологии, стандартизации и сертификации в России. Сущность
стандартизации. Нормативные документы по стандартизации и виды стандартов.
Экономическая эффективность стандартизации. Стандартизация систем
управления качеством. Стандартизация и метрологическое обеспечение народного
хозяйства. Метрологическая экспертиза и метрологический контроль
конструкторской и технологической документации. Система технических
измерений и средства измерения. Стандартизация и экология.
Практическое занятие 1 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Анализ стандартов безопасности труда в энергетике. Сравнительный анализ и
классификация стандартов по содержанию и назначению, видам нормативных
документов.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Международная
Международная организация по стандартизации (ИСО).
Международная
стандартизация
электротехническая комиссия (МЭК). Международные организации, участвующие в
работе ИСО.

Объем часов

3

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

1

2

1

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

7

Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Организация работ
1 Правовые основы стандартизации и ее задачи. Органы и службы по стандартизации.
по стандартизации в
Порядок разработки стандартов. Государственный контроль и надзор за
Российской
соблюдением обязательных требований стандартов. Маркировка продукции знаком
Федерации
соответствия
государственным стандартам. Нормоконтроль технической
документации.
Практическое занятие 2 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Работа со стандартами Государственной системы стандартов Российской
Федерации
Раздел 2 Объекты стандартизации в отрасли и управление качеством продукции
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Стандартизация
1 Классификация промышленной продукции. Изделия отрасли. Нормативная
промышленной
документация на техническое состояние изделия. Стандартизация технических
продукции
условий.
Квалиметрическая оценка качества продукции на жизненном цикле. Свойства
качества функционирования изделий. Взаимозаменяемость. Точность и надежность.
Эффективность
использования
промышленной
продукции.
Обеспечение
взаимозаменяемости при конструировании.
Научно-методический подход стандартизации в моделировании функциональных
структур. Моделирование размерных цепей. Моделирование электрических цепей.
Тема 2.2. Сущность Содержание учебного материала
управления
1 Объекты и проблема управления. Методологический подход. Требования
качеством
управления. Принципы теории управления. Интеграция управления качеством.
продукции
Сквозной механизм управления качеством. Факторы качества продукции.
Планирование потребностей. Проектирование и разработка продукции и процессов.
Эксплуатация и утилизация. Ответственность руководства. Менеджмент ресурсов.
Измерение, анализ и улучшение (семейство стандартов ИСО 9000 версия.
Сопровождение и поддержка электронным исполнением 2000г.)
Менеджмент качества. Предпосылки развития менеджмента качества. Генезис и
проблематика менеджмента качества. Системы менеджмента качества.
Раздел 3 Система стандартизации в отрасли
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Государственная
Задача стандартизации в управлении качеством. Фактор стандартизации в функции
система
управляющих процессов. Интеграция управления качеством на базе стандартизации.
стандартизации и

2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2
ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.
1

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.
1

1

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.
8

научнотехнический
прогресс
Тема 3.2. Методы
стандартизации как
процесс управления

Содержание учебного материала
1 Системный анализ в решении проблем стандартизации. Ряды предпочтительных
чисел. Унификация и агрегатирование. Комплексная и опережающая. Комплексные
системы общетехнических стандартов.
Практическое занятие 3 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Обзор документации систем качества, используемой в профессиональной
деятельности
Раздел 4 Стандартизация основных норм взаимозаменяемости
Тема 4.1. Общие
Содержание учебного материала
понятия основных
1 Основные положения, термины, определения. Графическая модель формализации
норм
точности соединений. Расчет точностных параметров стандартных соединений.
взаимозаменяемости
Понятие системы. Структура системы. Систематизация допусков. Систематизация
посадок. Функционирование системы.
Практическое занятие 4 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет точностных параметров стандартных соединений.
Определение по чертежу допусков формы, допусков расположения поверхностей.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Стандартизация
1 Система допусков и посадок. Предельные отклонения. Автоматизированный поиск
точности гладких
нормированной точности. Калибры для гладких цилиндрических деталей.
цилиндрических
Практическое занятие 5 (в том числе в форме практической подготовки)
соединений
1 Определение характера сопряжения по обозначению посадки на чертеже.
Подсчет значений предельных размеров и допуска размера на изготовление по
данным чертежа детали.
Самостоятельная работа 1
1 Решение задач по системе допусков и посадок

1

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2

2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2

2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2

2

9

Раздел 5 Основы метрологии
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Основы метрологии 1 Основные термины и определения метрологии. Задачи и приоритетные направления
метрологии. Нормативно-правовые и организационные основы метрологического
обеспечения точности. Международная система единиц СИ. Метрологические
службы Российской Федерации. Международные организации по метрологии
Практическое занятие 6 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Приведение несистемных величин измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ.
Тема 5.2. Средства,
Содержание учебного материала
методы и
1 Методы и погрешность измерений. Средства измерения. Выбор средств измерения
погрешность
и контроля. Автоматизация процессов измерения и контроля. Сертификация
измерений
средств измерений. Государственный метрологический контроль и надзор за
средствами измерений..
Практическое занятие 7 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Оценка случайной и систематической погрешностей измерений
Лабораторная работа 1 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Оценка погрешности показаний аналоговых электроизмерительных приборов.
Лабораторная работа 2 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Измерение линейных размеров.
Лабораторная работа 3 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Измерение угловых размеров.
Лабораторная работа 4 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Измерение размеров и отклонений формы цилиндрической поверхности
Раздел 6 Основы сертификации
Тема 6.1. Сущность Содержание учебного материала
и
проведение 1 Сущность сертификации. Проведение сертификации. Правовые основы
сертификации
сертификации. Организационно- методологические принципы сертификации.
Сертификация систем обеспечения качества. Экологическая сертификация
Тема 6.2.
Содержание учебного материала
Международная
1 Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области
сертификация
сертификации. Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации
Практическое занятие 8 (в том числе в форме практической подготовки)

2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2

2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2
2
2
2
2

2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

2
2

10

1 Работа с нормативной документацией по анализу показателей качества продукции
отрасли. Определение показателей качества продукции с помощью экспертного
метода.
Самостоятельная работа 2
1 Подготовка сообщения по теме «Экологическая сертификация».
Работа с нормативной документацией по анализу законов «О защите прав
потребителей» и «О сертификации продукции и услуг».
Раздел 7 Экономическое обоснование качества продукции
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Экономическое
1 Общие принципы определения экономической эффективности стандартизации.
обоснование
Показатели экономической эффективности стандартизации. Методы определения
стандартизации
экономического эффекта в сфере опытно- конструкторских работ. Методы расчета
экономической эффективности на этапе ТПП. Экономический эффект от
стандартизации в сфере производства и эксплуатации. Стандартизация и экономия
материальных ресурсов.
Тема 7.2. Экономика Содержание учебного материала
качества продукции 1 Экономическое обоснование качества продукции. Экономическая эффективность
новой продукции.
Дифференцированный зачет
Всего:

2

1

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.4,
ПК2.1-ПК2.3,
ПК4.1-ПК4.4.

1
2
54

11

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Метрология, стандартизация и сертификация»
Оборудование учебного кабинета:
 посадочных мест по количеству обучающихся;
 доска классная;
 рабочее место преподавателя;
 комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;
 нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:
 компьютер с лицензионно-программным обеспечением и
мультимедиа проектор;
 экран проекционный;
 видеоматериалы.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1. О стандартизации в Российской Федерации: федер. закон от
29.06.2015 № 162-ФЗ: в ред. от 03.07.2016.
2. О техническом регулировании: федер. закон от 27.12.2002 № 184ФЗ: в ред. от 05.04.2016.
3. Об обеспечении единства измерений: федер. закон от 26.06.2008
№ 102-ФЗ: в ред. от 13.07.2015.
4. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1: в
ред. от 03.07.2016.
5. Метрология, стандартизация, сертификация : учебник / И.П.
Кошевая, А.А. Канке. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. — 415 с.

12

6. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебное пособие /
Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., - 2-е изд. - М.:Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2015. - 224 с.:
Дополнительные источники:
1 Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике / Зайцев
С.А., Толстов А.Н., Грибанов Д.Д., Меркулов Р.В. – М. Академия, 2011.
2 Никифоров А.Д., Бакиев Т.А. Метрология, стандартизация и
сертификация.- М., Высшая школа, 2011.
3 Ганевский Г.М., Гольдин И.И. Допуски, посадки и технические
измерения в машиностроении- М., Академия, 1999г.
4 Зайцев С.А., Куранов А.Д., Толстов А.Н. Допуски, посадки и
технические измерения в машиностроении- М., Академия, 2004г.
5 Законы РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации
продукции и услуг».
6 Никифоров А.Д., Ковшов А.Н., Назаров Ю.Ф. Процессы
управления объектами машиностроения – М., Высшая школа, 2001.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Правовой сайт КонсультантПлюс: оф. сайт компании. – Форма
доступа: www.consultant.ru
2. Федеральное агентство по техническому регулированию и
метрологии: РОССТАНДАРТ. Форма доступа: www.gost.ru
3. Сайт Международной организации по стандартизации ISO.
Форма доступа: www.iso.org

13

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
- задачи стандартизации, ее
экономическую эффективность;
- основные положения систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов;
- основные понятия и
определения метрологии,
стандартизации, сертификации и
документации систем качества;
- терминологию и единицы
измерения величин в
соответствии с действующими
стандартами и международной
системой единиц СИ;
- формы подтверждения
качества.

Умения:
- использовать в
профессиональной деятельности
документацию систем качества;
- оформлять технологическую и
техническую документацию в
соответствии с действующей
нормативной базой;
- приводить несистемные
величины измерений в
соответствие с действующими
стандартами и международной
системой единиц СИ;
- применять требования
нормативных документов к
основным видам продукции
(услуг) и процессов.

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Критерии оценки
Методы оценки
В соответствии с универсальной Тестирование
шкалой оценивания не ниже 70%
Письменные
правильных ответов
задания
Успешность освоения знаний
соответствует выполнению
Дифференцированн
следующих требований:
ый зачет
 понимание
задач
стандартизации,
ее
экономической эффективности;
 описание положений систем
(комплексов) общетехнических и
организационно-методических
стандартов;
 воспроизведение
основных
понятий
и
содержания
метрологии, стандартизации и
сертификации и документации
систем качества;
 знание
терминологии
и
единиц измерения величин в
соответствии с действующими с
марками
и
международной
системой единиц СИ;
 знание форм подтверждения
качества;
 понимание основных способов
и
методов
измерений,
измерительного инструмента
В соответствии с универсальной Педагогическое
шкалой оценивания не ниже 70% наблюдение (работа
правильных ответов
на
практических
занятиях)
Успешность освоения умений и
Оценка результатов
умений соответствует
выполнения
выполнению следующих
практических
требований:
занятий
 оформление технологической Выполнение
и технической документации в самостоятельной
соответствии с действующей работы
нормативной базой;
Подготовка
и
 грамотное
приведение защита групповых
несистемных величин измерений заданий проектного
в соответствие с действующими характера
стандартами и международной
системой единиц СИ;
 применение
требований
14

нормативных
документов
к
основным видам продукции
(услуг) и процессов;
грамотное
практическое
применение средств измерения и
контроля

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».