5 ОГСЭ.05 Психология общения

Приложение 5
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по
отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
(заочная форма обучения)

Сухой Лог
2023
1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация
техникум»

–

разработчик:

ГАПОУ СО

«Сухоложский многопрофильный

Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
5
9
11

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью Общего
гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 1-11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и

знания
Код
ПК, ОК
ОК1-11

Умения

Знания

применять техники и
приемы
эффективного
общения в профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного общения.

· взаимосвязь общения и деятельности;
· цели, функции, виды и уровни общения;
· роли и ролевые ожидания в общении;
· виды социальных взаимодействий;
· механизмы взаимопонимания в общении;
· техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы,
убеждения;
· этические принципы общения;
· источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часов, в
том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме
практической подготовки: 24 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 2 часа;

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
50

в том числе:
теоретическое обучение

8

лабораторные работы

-

практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

2

контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1

40

Промежуточная аттестация в форме

Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.
1

5

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения

Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся

1
2
Раздел 1 Общение – основа человеческого бытия
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Общение как
1 Классификация общения. Виды, функции общения. Понятие социальной
восприятие
перцепции.
людьми друг друга
2 Психологические механизмы восприятия. Факторы, оказывающие
(перцептивная сторона
влияние на восприятие
общения)
Практические занятия
1 Практическое занятие 1
Самодиагностика «Ваши эмпатические способности».
2 Практическое занятие 2
Самодиагностика «Ваш стиль делового общения»
Самостоятельные работы
1 Самостоятельная работа 1
Выявление взаимосвязи деятельности и общения
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Общение как обмен
1 Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация.
информацией
Невербальная коммуникация.
(коммуникативная
2 Коммуникативные барьеры. Методы развития коммуникативных
сторона общения)
способностей.
Практические занятия
1 Практическое занятие 3
Самодиагностика «Коммуникативные и организаторские способности».
2 Практическое занятие 4
Самодиагностика «Уровень владения невербальными компонентами в

Объем часов

3
34
9
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 01
ОК 02
ОК 03

2
4

1
1
9
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
4
2
2
6

процессе делового общения»

Тема 1.3
Общение как
взаимодействие
(интерактивная
сторона общения)

Самостоятельные работы
1 Самостоятельная работа 2
Толерантность – основа диалогического общения
Содержание учебного материала

Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическое занятие 5
«Упражнения по построению схем трансакций»
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Формы делового
1 Деловая беседа. Формы постановки вопросов.
общения и их
2 Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных
характеристики
выступлений.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическое занятие 6
Анализ конкретных ситуаций при проведении переговоров
2 Практическое занятие 7
Деловая игра «Основы делового общения в профессиональной
деятельности
Раздел 2Конфликты и способы их предупреждения и разрешения
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Конфликт: его
1 Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление
сущность и основные
конфликта.
характеристики
2 Стратегия разрешения конфликтов

1
5

1

Практические занятия
Практическое занятие 7
Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность»
2 Практическое занятие 8
Анализ своего поведения на основании результатов диагностики
Содержание учебного материала
1

Тема2.2

1

2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
2
11
2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 03

4
2
4
20
10
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2
4
2
2
10

ОК 01
7

Эмоциональное
реагирование в
конфликтах и
саморегуляция

1

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и
агрессия.

2

2 Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах.
Практические занятия
1 Практическое занятие 9
«Стратегии поведения в конфликтах К.Томаса»
2 Практическое занятие 10
Роль негативных эмоций в общении человека
Дифференцированный зачет

ОК 03
ОК 04

2
4
2
2
Всего:

2
50

ОК1-ОК11

8

3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Документационного обеспечения управления»
Оборудование учебного кабинета:

посадочных мест по количеству обучающихся;

доска классная;

рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине;

нормативно-законодательная документация;
Технические средства обучения:

компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа
проектор;

экран проекционный;

видеоматериалы.

3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Электронные издания
Основные источники:
1.
Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения : учебное пособие / Г.Р.
Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 240 с.
2.
Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С.
Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
3.
Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С.
Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с.
Дополнительные источники:
1 Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С.
Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с.
2 Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - 2-e изд. - М.:
ИНФРА-М, 2007. - 295 с.
3.2.2 Электронные ресурсы
1. Популярный сайт по различным вопросам психологии. [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.psyhology.ru / 15
9

2. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.i.com.ua/~ irenna.ru3.
3. Психология общения: конфликты и гармония [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.progressman.ru
4. Психология общения: социальные коммуникации [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: www.nauchenie.narod.ru

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
- взаимосвязь общения и
деятельности;
- цели, функции, виды и уровни
общения;
- роли и ролевые ожидания в
общении;
- виды социальных
взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в
общении;
- техники и приемы общения,
правила
слушания, ведения беседы,
убеждения;
- этические принципы общения;
источники, причины, виды и
способы
разрешения конфликтов
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплин:
- применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной
деятельности;
- использовать приемы
саморегуляции поведения
в процессе межличностного
общения

РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки
оценка правильности и
точности знания основных
понятий;

ОСВОЕНИЯ

Методы оценки
Тестирование
Письменные
задания
Дифференцированн
ый зачет

оценка результатов
выполнения индивидуальных
самостоятельных заданий;

Педагогическое
наблюдение (работа
на
практических
занятиях)
Оценка результатов
выполнения
практических
занятий
Выполнение
самостоятельной
работы
Подготовка
и
защита групповых
заданий проектного
характера

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».