Приложение 5 к ОПОП по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Психология общения (заочная форма обучения) Сухой Лог 2023 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Организация техникум» – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель 2 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 5 9 11 3 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Психология общения 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина Психология общения является обязательной частью Общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Учебная дисциплина «Психология общения» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1-11. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ОК1-11 Умения Знания применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения. · взаимосвязь общения и деятельности; · цели, функции, виды и уровни общения; · роли и ролевые ожидания в общении; · виды социальных взаимодействий; · механизмы взаимопонимания в общении; · техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; · этические принципы общения; · источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов. 1.3 Количество часов на освоение дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часов, в том числе: - контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме практической подготовки: 24 часа; - самостоятельной работы обучающегося: 2 часа; 4 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной программы учебной дисциплины Объем часов 50 в том числе: теоретическое обучение 8 лабораторные работы - практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 2 контрольная работа - Самостоятельная работа 1 40 Промежуточная аттестация в форме Дифференцированный зачет Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины. 1 5 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 2 Раздел 1 Общение – основа человеческого бытия Тема 1.1 Содержание учебного материала Общение как 1 Классификация общения. Виды, функции общения. Понятие социальной восприятие перцепции. людьми друг друга 2 Психологические механизмы восприятия. Факторы, оказывающие (перцептивная сторона влияние на восприятие общения) Практические занятия 1 Практическое занятие 1 Самодиагностика «Ваши эмпатические способности». 2 Практическое занятие 2 Самодиагностика «Ваш стиль делового общения» Самостоятельные работы 1 Самостоятельная работа 1 Выявление взаимосвязи деятельности и общения Тема 1.2 Содержание учебного материала Общение как обмен 1 Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. информацией Невербальная коммуникация. (коммуникативная 2 Коммуникативные барьеры. Методы развития коммуникативных сторона общения) способностей. Практические занятия 1 Практическое занятие 3 Самодиагностика «Коммуникативные и организаторские способности». 2 Практическое занятие 4 Самодиагностика «Уровень владения невербальными компонентами в Объем часов 3 34 9 2 Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы ОК 01 ОК 02 ОК 03 2 4 1 1 9 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 4 2 2 6 процессе делового общения» Тема 1.3 Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения) Самостоятельные работы 1 Самостоятельная работа 2 Толерантность – основа диалогического общения Содержание учебного материала Взаимодействие как организация совместной деятельности. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическое занятие 5 «Упражнения по построению схем трансакций» Тема 1.4 Содержание учебного материала Формы делового 1 Деловая беседа. Формы постановки вопросов. общения и их 2 Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных характеристики выступлений. Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки) 1 Практическое занятие 6 Анализ конкретных ситуаций при проведении переговоров 2 Практическое занятие 7 Деловая игра «Основы делового общения в профессиональной деятельности Раздел 2Конфликты и способы их предупреждения и разрешения Тема 2.1 Содержание учебного материала Конфликт: его 1 Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление сущность и основные конфликта. характеристики 2 Стратегия разрешения конфликтов 1 5 1 Практические занятия Практическое занятие 7 Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность» 2 Практическое занятие 8 Анализ своего поведения на основании результатов диагностики Содержание учебного материала 1 Тема2.2 1 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 2 11 2 2 ОК 01 ОК 02 ОК 03 4 2 4 20 10 2 ОК 01 ОК 02 ОК 04 2 4 2 2 10 ОК 01 7 Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция 1 Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. 2 2 Разрядка эмоций. Правила поведения в конфликтах. Практические занятия 1 Практическое занятие 9 «Стратегии поведения в конфликтах К.Томаса» 2 Практическое занятие 10 Роль негативных эмоций в общении человека Дифференцированный зачет ОК 03 ОК 04 2 4 2 2 Всего: 2 50 ОК1-ОК11 8 3УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Документационного обеспечения управления» Оборудование учебного кабинета: посадочных мест по количеству обучающихся; доска классная; рабочее место преподавателя; комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине; нормативно-законодательная документация; Технические средства обучения: компьютер с лицензионно-программным обеспечением и мультимедиа проектор; экран проекционный; видеоматериалы. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе 3.2.1 Электронные издания Основные источники: 1. Чернова, Г.Р., Слотина, Т.В. Психология общения : учебное пособие / Г.Р. Чернова, Т. В. Слотина. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 240 с. 2. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с. 3. Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие / Н.С. Ефимова. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 192 с. Дополнительные источники: 1 Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 192 с. 2 Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 295 с. 3.2.2 Электронные ресурсы 1. Популярный сайт по различным вопросам психологии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyhology.ru / 15 9 2. Библиотека психологической литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.i.com.ua/~ irenna.ru3. 3. Психология общения: конфликты и гармония [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.progressman.ru 4. Психология общения: социальные коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nauchenie.narod.ru 10 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: - взаимосвязь общения и деятельности; - цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - виды социальных взаимодействий; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплин: - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения РЕЗУЛЬТАТОВ Критерии оценки оценка правильности и точности знания основных понятий; ОСВОЕНИЯ Методы оценки Тестирование Письменные задания Дифференцированн ый зачет оценка результатов выполнения индивидуальных самостоятельных заданий; Педагогическое наблюдение (работа на практических занятиях) Оценка результатов выполнения практических занятий Выполнение самостоятельной работы Подготовка и защита групповых заданий проектного характера 11