37 ОП.13 Основы термодинамики и теплотехники

Приложение 37
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 13 Основы термодинамики и теплотехники

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435 от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Фоменко Ирина Владимировна, преподаватель
квалификационная категория.

2

спецдисциплин,

высшая

СОДЕРЖАНИЕ
1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 Основы термодинамики и теплотехники
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы
среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и
изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии базовой подготовки.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании и профессиональной подготовке специалистов химического
профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Дисциплина ОП.13 Основы термодинамики и теплотехники, является вариативной
общепрофессиональной дисциплиной, профессионального общепрофессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- производить расчеты теплопередачи, процессов горения топлива;
- пользоваться диаграммами или графическими методами при расчетах;
- определять расходы топлива и тепла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные законы термодинамики;
- теплотехнические процессы производства тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий (ТНиСМиИ);
- устройство и правила технической эксплуатации основного теплотехнического
оборудования, используемого в производстве ТНиСМиИ.
Освоение дисциплины способствует формированию общих компетенций, включающих в
себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
4

Освоение дисциплины направлено на подготовку к формированию профессиональных
компетенций включающих в себя способность
ПК 1.2. Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК 1.3. Осуществлять контроль качества сырья производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 2.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.4. Обеспечивать безопасное проведение работ.
1.4

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 246 часов, в том числе:
аудиторной учебной нагрузки обучающегося (обязательных учебных занятий) 164 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 82 часа

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
в форме практической подготовки в том числе:
лабораторные занятия (в том числе в форме практической подготовки)
практические занятия(в том числе в форме практической подготовки)
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Работа с конспектом, рабочей тетрадью, учебной и специальной технической
литературой по вопросам и заданиям разных уровней
Выполнение расчетных заданий к практическим работам, подготовка к их
защите
Промежуточная аттестация в форме

6

Объем часов
246
164
2
58
82

экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы термодинамики и теплотехники
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Содержание учебного материала
Введение
1 Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами специальности 18.02.05
Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий. Краткие
исторические сведения о развитии науки, перспективы развития в области термодинамики и
теплотехники
Раздел 1 Теоретические основы термодинамики и теплотехники
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Основные законы
1 Газы как рабочие тела. Идеальный и реальные газы. Основные параметры состояния газа и единицы
их измерения. Законы идеальных газов. Закон Авогадро
газов
Практическое занятие 1
1 Вычисление параметров газов.
Содержание
учебного материала
Тема 1.2
Основные законы
1 Газовая постоянная смеси. Способы задания газовых смесей. Парциальное давление и объем. Закон
Дальтона. Термодинамические характеристики газовых смесей.
газовых смесей
Практическое занятие 2
1 Вычисление параметров смесей.
Содержание учебного материала
Тема 1.3
Теплоёмкость
1 Понятие удельной теплоёмкости. Виды теплоёмкостей. Зависимость теплоемкости от способа
подвода теплоты и температуры. Теплоёмкость газовых смесей .Определение количества теплоты
газовых смесей
Практическое занятие 3
1 Определение количества теплоты на нагрев и охлаждение газов и их смесей
Содержание
учебного материала
Тема 1.4
Первый и второй
1 Понятие термодинамического процесса. Равновесные и неравновесные процессы. Обратимые и
законы
необратимые РV-диаграммы. Работа расширения и сжатия. Внутренняя энергия газа. Первый закон
термодинамики. Энтальпия газов.
термодинамики
Самостоятельная работа №1
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Содержание учебного материала
Тема 1.5
Основные
2 Изохорный, изобарный, изотермический, адиабатный. Политропный процесс. Второй закон
7

Объем
часов
3

2

Уровень
освоения
4

2

42
2

2-3

2
2

2-3

2
4

2-3

2

4

2-3

6
2

2-3

термодинамические
процессы
Тема 1.6
Водяной пар
Тема 1.7
is –диаграмма
водяного пара

Тема 1.8
Влажный воздух

Тема 1.9
I-d - диаграмма

Тема 1.10 Основы
теории
теплопередачи

Тема 1.11

термодинамики. Понятие о циклах тепловых двигателей. Цикл Карно. Термический КПД
Практическое занятие 4
1 Определение совершаемой работы при подведении теплоты к рабочему телу в различных
термодинамических процессах
Содержание учебного материала
Водяной пар как рабочее тело и теплоноситель. Процесс парообразования и его изображение РVдиаграмме.
Содержание учебного материала
Состояние воды и водяного пара. Таблицы водяного пара. is –диаграмма водяного пара
Практическое занятие 5
1 Решение задач по is –диаграмма водяного пара в процессе изменения его состояния. Определение
параметров водяного пара по is диаграмме
Содержание учебного материала
1 Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Влагосодержание влажного
воздуха
Практическое занятие 6
1 Определение параметров влажного воздуха в процессах по I-d – диаграмме
Самостоятельная работа №2
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Содержание учебного материала
1 Определение процессов изменения состояния в диаграмме: нагрев, охлаждение, смешение
холодного и горячего воздуха
Практическое занятие 7
1 Решение задач по по I-d - диаграмме в процессе изменения состояния влажного воздуха
Содержание учебного материала
1 Виды теплообмена; теплопроводность, конвективный теплообмен, изменение. Понятие
теплоотдачи и теплопередачи.
Практическое занятие 8
1 Графическое определение средних температур слоев в многослойной стенке и расчет
коэффициента теплопередачи и количества теплоты. Решение задач по определению количества
теплоты.
Содержание учебного материала
8

2

2
2

2-3
2-3

2

4

2-3

2
4

2

2-3

2
2

2

2-3

Теплопроводность
при стационарном
режиме
Тема 1.12
Термическое
сопротивление для
различных
конструкций стенок

1

Закон Фурье. Коэффициент теплопроводности, его физической смеси и размерность. Тепловой
поток, плотность потока

Содержание учебного материала
1 Конвективный теплообмен. Процесс теплоотдачи. Коэффициент теплоотдачи, его физический
смысл и размерность. Теплообмен излучением. Теплопередача через однослойную и
многослойную стенки (плоские). Термическое сопротивление
Практическое занятие 9
1 Ознакомление, с видами теплообмена в процессе производства силикатных материалов на
местном предприятии.
Самостоятельная работа №3
Работа с конспектом , рабочей тетрадью, учебной и специальной технической литературой по
вопросам и заданиям разных уровней
Раздел 2 Топливо и его горение
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Классификация
1 Понятие о топливе. Основные месторождения. Виды топлива: естественные и искусственные:
твердые, жидкие и газообразные
топлива.
Содержание
учебного материала
Тема 2.2
Химический состав
1 Состав топлива на рабочую, сухую и горючую массу. Состав газообразного топлива. Расчет
теплоты сгорания по составу топлива. Понятие условного топлива
и свойства топлива
Практическое занятие 10
1 Ознакомление с основным и резервным топливом, его свойствами, составом, теплотой сгорания
на примере предприятий социальных партнеров
Самостоятельная работа обучающихся 4
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами. Написать сообщение об удельной теплоте
сгорания газообразного топлива
Содержание учебного материала
Тема 2.3
1 Подготовка топлива к горению
Процесс горения
Содержание учебного материала
Тема 2.4
Стадии горения
1 Стадии горения твердого, жидкого и газообразного топлива
топлива
Тема 2.5
Содержание учебного материала
9

2

2

2-3

2-3

2

6
28
2

2

2-3
2-3

2

4

2

2-3

2

2-3

2

2-3

Скорость горения
Тема 2.6
Уравнение
химических реакций
горения

1 Факторы определения скорости горения.
1 Уравнение химических реакций горения твердого, жидкого и газообразного топлива
2 Материальный баланс процесса сгорания топлива
Практическое занятие 11,12,13
1 Расчет теоретического и действительного объема воздуха и теплоты сгорания твердого топлива.
Расчет процессов горения топлива твердого состава по исходным данным. Определение теплоты
сгорания топлива
2 Расчет процессов горения газообразного топлива элементарного состава. Расчет процессов
горения газообразного топлива элементарного состава по исходным данным. Расчет
коэффициента избытка воздуха
3 Расчет процессов горения газообразного топлива сложного состава
Самостоятельная работа обучающихся 5
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
Тема 2.7
Температура
1 Калориметрическая, теоретическая и действительная температура горения топлива, их
физический смысл. Пирометрический коэффициент горения, его значение. Расчет теоретической
горения топлива
температуры горения
2 Начальная энтальпия продуктов горения. Влияние коэффициента избытка воздуха и подогрева
воздуха на температуру горения.
1 Расчет теоретической температуры горения. Графическое определение теоретической
Тема 2.8
температуры горения.
Расчет температуры
Практическое занятие 14
горения
1 Расчет температуры горения по заданному составу топлива и коэффициент избытка воздуха
Самостоятельная работа обучающихся 6
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Раздел 3 Топочные устройства
Содержание учебного материала
Тема 3.1 Топочные
1 Способы сжигания топлива. Классификация топок. Слоевые, камерные, вихревые топки. Расчет
устройства
топок
2 Горелки для газообразного топлива. Характеристика и классификация горелок. Типы горелок
10

2

2-3

6

4

4

2

2-3

2-3

2

6
6
4

2

Содержание учебного материала
1 Характеристика и классификация форсунок. Способы распыления мазута. Типы форсунок.
Самостоятельная работа обучающихся 7
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Раздел 4 Котельные установки
Содержание учебного материала
Тема 4.1 Котельные
установки
1 Назначение, классификация и основные типы котельных агрегатов. Устройство котла и принцип
действия.
Содержание учебного материала
Тема 4.2 Котельновспомогательное
1 Подготовка воды для питания котлов. Мероприятия по охране окружающей среды
оборудование.
Практическое занятие 15
1 Ознакомление с котельной установкой на производстве. Принцип работы котельной установки
Самостоятельная работа обучающихся 8
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Раздел 5 Основы аэродинамики и тягодутьевые устройства
Содержание учебного материала
Тема 5.1
1
Движение газов и воздуха в каналах. Вынужденное и свободное движение. Режимы движения
Основные
положения
2 Уравнение Бернулли для идеальной жидкости и его физический смысл
аэродинамики
Содержание учебного материала
Тема 5.2
1 Расчет потерь давления
Виды
аэродинамических
Самостоятельная работа обучающихся 9
сопротивлений
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
Тема 5.3
Тягодутьевые
1 Назначение тяги и дутья. Естественная и искусственная тяга. Дымовые трубы. Определение
устройства
диаметра и высоты трубы.
Содержание учебного материала
Тема 5.4
Вентиляторы
1 Центробежные и осевые вентиляторы. Параметры работы вентиляторов подача, давление,
мощность, к.п.д., частота вращения. Характеристика и подбор вентиляторов:
Практическое занятие 16,17
1 Расчет потерь давления. Расчет потерь давления на трение и местные сопротивления
Тема 3.2
Форсунки для
сжигания жидкого
топлива

11

2

2-3

4
6
2

2-3

2

2-3

2
6
14
4

2

2

2

6

2

2-3

2

2-3

4

2

Подбор вентиляторов по номограмме. Расчет мощности и напора вентиляторов

Раздел 6 Огнеупоры
Тема 6.1 Огнеупоры

4

Содержание учебного материала
1 Виды огнеупоров, применяемых в силикатной промышленности, требования, предъявляемые к
ним. Характеристика огнеупоров, их состав и применение
2 Выбор огнеупоров для кладки печей обжига, теплообменных устройств. Теплоизоляционные
материалы
Самостоятельная работа обучающихся 10
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Раздел 7 Процессы сушки и сушильные установки
Содержание учебного материала
Тема 7.1
1 Сущность и назначение процесса сушки. Естественная и искусственная сушка
Процесс сушки.
Классификация
2 Классификация сушильных установок. Принципиальная схема сушильных установок
сушильных
установок. Виды
теплоносителей
Содержание учебного материала
Тема 7.2 Основы
теории сушки
1 Понятие о коллоидных, капиллярных и капиллярно-пористых материалах. Понятие: влажное,
гигроскопическое и абсолютно сухое состояние материала
2 Кривые сорбции и их значение в процессе сушки изделий. Физическая сущность внутренней и
внешней диффузии влаги в материале.
Содержание учебного материала
Тема 7.3 Кривые
1
Кривые сушки и кривые скорости сушки. Периоды сушки
скорости сушки
2 Брак, возникающий в изделиях при сушке, причины его образования
Самостоятельная работа обучающихся 11
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
Тема 7.4
Аналитические и
1 Теоретический и практический процессы сушки и их графическое изображение на i - d
диаграмме
графические методы
расчета расхода
Практическое занятие 18,19
воздуха и теплоты на 1 Теплотехнические расчеты при сушке материалов воздухом. Расчет уд. расходов теплоты и
сушку с
теплоносителя на сушку материалов воздухом с использованием i - d диаграммы
12

4

2

4
38

4

2

4

2

2

2
2

6

2

4

2-3

использованием i - d
- диаграммы

Тема 7.5
Классификация
сушильных
установок
Тема 7.6
Установка для
одновременной
сушки и помола
Тема 7.7
Сушильные
установки
силикатной
промышленности

Тема 7.8
Конструктивный и
тепловой расчеты
сушилок
Тема 7.9
Расчеты сушилок
Тема 7.10
Построение процесса
сушки на диаграмме

Теплотехнические расчеты при сушке материалов дымовыми газами. Расчет удельных расходов
теплоты и теплоносителя на сушку материалов дымовым газом с использованием i - d
диаграммы
Самостоятельная работа обучающихся 12
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
1 . Барабанные сушилки и их применение. Составные элементы установки, принцип действия,
типы внутренних насадок. Применение прямотока и противотока
2

Содержание учебного материала
1 Аэробильные мельницы, их устройство, принцип действия.
Содержание учебного материала
1 Сушилки кипящего слоя. Физические основы процесса. Пылеосадительные устройства
2 Распылительные сушилки
3 Сушилки для сушки формованных изделий
Самостоятельная работа обучающихся 13
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
1 Конструктивный расчет сушилки
Содержание учебного материала
1 Материальный и тепловой расчет сушилки
Содержание учебного материала
1 Построение процесса сушки на i - d диаграмме. Подбор дополнительного оборудования
Практическое занятие 20
1 Составление теплового баланса сушильной установки. Подбор дополнительного оборудования

13

4

2

2

2

2

2
4

2
2

6

2

2-3

4

2-3

2

2-3

8

Самостоятельная работа обучающихся 14
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Раздел 8 Теплоиспользующие устройства
Содержание учебного материала
Тема 8.1
Классификация
1 Назначение и классификация теплообменных аппаратов, применяемых в силикатной
теплообменных
промышленности
устройств
Содержание учебного материала
Тема 8.2
1 Рекуператоры, их назначение
Рекуператоры
Содержание учебного материала
Тема 8.3
1 Устройство и работа металлических рекуператоров
Металлические
рекуператоры
Практическое занятие 21,22
1 Тепловой расчет рекуператора (теплопередача в рекуперативном теплообменном аппарате)
2 Составление теплового баланса рекуператоров
Самостоятельная работа обучающихся 15
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Выполнение расчетных заданий к практической работе,
подготовка к их защите. Работа с опорными конспектами
Содержание учебного материала
Тема 8.4
Регенераторы
1 Регенераторы, принцип их действия
Содержание учебного материала
1 Теплообмен в регенераторах
Тема 8.5
Практическое занятие 23,24
Теплообмен в
1 Расчет теплопередачи в регенеративном теплообменном аппарате
регенераторах
2 Составление теплового баланса регенераторов, определение размеров насадки регенераторов
Содержание учебного материала
Тема 8.6
Теплообменные
1 Назначение и классификация теплообменных аппаратов по принципу действия и схемами
движения теплоносителей
аппараты
Самостоятельная работа обучающихся 16
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Ведение словаря специальных терминов. Работа с опорными конспектами
Всего:
14

6
20
2

2

2

2-3

2
4

4

2

2-3

2

2-3

4

2

6
246

2

Экзамен
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

15

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории технологии производства
тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
Оборудование лаборатории и рабочих мест кабинета:
- рабочие места преподавателя и обучающихся;
- наглядные пособия в электроном виде (схемы, диаграммы, таблицы и т.п.);
- образцы огнеупорных изделий;
- измерительные инструменты
- модели печей и сушил.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением.
- мультимедийный проектор;
-экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1 Брюханов О.Н., Коробко В.И., Мелик А.Т.. Основы гидравлики, теплотехники и
аэродинамики: учебник - Аракелян. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 254 с.
2 Ляшков В. И. Теоретические основы теплотехники - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
- 328 с.:
Дополнительные источники:
1 Прибытков И.А. Теоретические основы теплотехники: учебник для средних
профессионально – технических учебных заведений– М.: Издательский центр «Академия», 2004464с.
2 Сулименко Л.М. Общая технология силикатов– М.: ИНФА, 2004. – 336 с.
3 Ю.Л. Бобров [и др.]. Теплоизоляционные материалы и конструкции: учебник для
средних профессионально – технических учебных заведений.– М.: ИНФА, 2003. – 286 с.
4 Роговой М.И. Расчеты и задачи по теплотехническому оборудованию предприятий
промышленности строительных материалов: учеб. пособие для - М.: Высшая школа, 1975.-320 с.
5 Левченко П.В. Расчеты печей и сушил силикатной промышленности. Издательство
«Высшая школа», 1968.-367с.
6 Никифорова Н.М Основы проектирования тепловых установок при производстве
строительных материалов: учебник для техникумов - М.: Высшая школа, 1974. - 144 с.
7 Мамыкин П.С. Печи и сушила огнеупорных заводов: учебник для - Свердловск: ГНТИ,
1963. -472 с
8 Перегудов В.В. Тепловые процессы и установки в технологии строительных изделий
и деталей: учебник для вузов. - М.: Стройиздат, 1983.-416
9 A.M. Баренбойм, [и др]; под ред. Д.Б. Гишбурга, В.Н. Зимина. Тепловые расчеты
сушилок и печей силикатной промышленности: - М.: Издательство литературы по строительству,
1964. - 496 с.
Интернет-ресурсы

1 http://znanium.com/catalog
16

4 КОНТРОЛЬ
ДИСЦИПЛИНЫ

И

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ

ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для
промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

17

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Раздел (тема)
учебной
дисциплины
Раздел 1
Теоретические
основы
термодинамики
и теплотехники

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
знать:
- Основные законы газов и газовых смесей;
- Теплоёмкость газовых смесей;
- Первый и второй законы термодинамики;
- Водяной пар;
- Влажный воздух;
- Основы теории теплопередачи
уметь:
- Вычислять параметры газовых смесей ;
- Определять количества теплоты на нагрев и охлаждение газов и их смесей;
- определять работу при подведении теплоты к рабочему телу в различных
термодинамических процессах;
- Определять параметры водяного пара по is диаграмме.
- Определять процессы изменения состояния в диаграмме: нагрев,
охлаждение, смешение холодного и горячего воздуха;
- Определять средние температуры слоев в многослойной стенке и
рассчитывать коэффициента теплопередачи и количества теплоты.

18

Основные
показатели
результатов
подготовки
Полное освоение
знаний и умений
в соответствии с
требованиями
ФГОС, рабочей
программой.
Показатель
признака
проявления
знаний, умений,
компетенций
ОК1-9

Формы и методы
контроля и оценки
результатов обучения
Результаты
индивидуальных
образовательных
достижений:
-текущий
контроль(устный и
письменный ответ);
- - самостоятельная
работа № 1-16
- контроль по темам,
разделам;
- практическая работа 124
Определяются по
разработанным
критериям оценок
(Сумма баллов по

Раздел 2 Топливо знать:
и его горение
- Классификацию топлива, его химический состав и свойства;
- Физико-химические основы процесса горения топлива;
- Температуру горения топлива.
уметь:
- Рассчитывать теоретический и действительный объем воздуха и теплоты
сгорания твердого топлива.
- Рассчитывать процессы горения топлива твердого состава по исходным
данным.
- Определять теплоты сгорания топлива.
- Рассчитывать процессы горения газообразного топлива элементарного
состава.
- Рассчитывать процессы горения газообразного топлива элементарного
состава по исходным данным.
- Рассчитывать коэффициент избытка воздуха.
- Рассчитывать процессы горения газообразного топлива сложного состава.
знать:
Раздел 3
- Топочные устройства;
Топочные
устройства
- Типы горелок;
- Способы распыления мазута;
- Типы форсунок.
уметь:
- Рассчитывать топки;
- Подбирать горелки для сжигания газообразного топлива;
- Подбирать форсунки для сжигания жидкого топлива.
Раздел 4
знать:
Котельные
- Основные типы котельных агрегатов;
- Принцип работы котельной установки.
установки
уметь:
- Определять тип котельной установки.

19

признакам проявления
знаний, умений и
компетенций в
соответствии с
универсальной шкалой).

Раздел 5 Основы
аэродинамики и
тягодутьевые
устройства

Раздел 6
Огнеупоры

Раздел 7
Процессы сушки
и сушильные
установки

Раздел 8
Теплоиспользую
щие устройства.

знать:
- Основные положения аэродинамики;
- Тягодутьевые устройства.
уметь:
- Определять режимы движения;
- Подбирать вентиляторы по номограмме;
- Рассчитывать мощность и напор вентиляторов.
знать:
- Виды огнеупоров, применяемых в силикатной промышленности, требования,
предъявляемые к ним.
уметь:
- Подбирать огнеупоры для кладки печей обжига, теплообменных устройств
знать:
- Процесс сушки;
- Сушильные установки;
- Виды теплоносителей;
- Кривые сушки и кривые скорости сушки. Периоды сушки.
- Теоретический и практический процессы сушки и их графическое
изображение на i - d диаграмме
уметь:
- Определять брак, возникающий в изделиях при сушке, причины его
образования;
- Выполнять теплотехнические расчеты при сушке материалов воздухом;
- Выполнять Теплотехнические расчеты при сушке материалов газами;
- Выполнять конструктивный и тепловой расчеты сушилок.
знать:
- Назначение теплообменных аппаратов, применяемых в силикатной
промышленности;
- Принцип действия рекуператора;
- Принцип действия регенератора
уметь:
- Выполнять тепловой расчет рекуператора;
- Выполнять тепловой расчет регенератора
20

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
(освоенные общие компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Основные показатели оценки результата
Проявление интереса к будущей профессии

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые Выбор и применение методов и способов
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их решения профессиональных задач в области
производства тугоплавких неметаллических и
эффективность и качество
силикатных материалов и изделий
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и Обоснование выбора решений в стандартных и
нести за них ответственность
нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
Проявление умения эффективного поиска
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
необходимой информации
профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в Использование различных источников, включая
профессиональной деятельности.
электронные
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством

Взаимодействие
с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в ходе обучения

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий

Осуществление самоанализа и
результатов собственной работы

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности

Организация самостоятельных занятий при
изучении учебной дисциплины. Определение
целей и задач для достижения результата
Анализ инноваций в области производства
тугоплавких неметаллических и силикатных
материалов и изделий

21

Формы и методы
контроля и оценки

коррекции

Результаты
сформированности
компетенций
определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных
критериев оценки.
Критериальная
система оценки по
признакам
проявления
компетенций


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».