33 ОП.09 Основам автоматизации технологических процессов

Приложение 33
к ОПОП по специальности
18.02.05 Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Основам автоматизации технологических процессов

Сухой Лог
2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 18.02.05 «Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий», приказ Минобрнауки России № 435
от 07 мая 2014 г
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Сысоев Антон Сергеевич, преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

11

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
12

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 09 Основы автоматизации технологических процессов
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной
программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности 18.02.05 Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий, укрупнённая группа 18.00.00 Химические технологии
базовой подготовки.
Рабочая
программа учебной
дисциплины может
быть
использована
в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке специалистов химического профиля.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена
Основы автоматизации технологических процессов является общепрофессиональной
дисциплиной в составе профессионального циклапрограммы
подготовки специалистов
среднего звена.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать тип контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации под
задачи производства и аргументировать свой выбор;
- регулировать параметры технологического процесса по показаниям контрольноизмерительных приборов и автоматики (КИПиА) вручную и дистанционно с использованием
средств автоматизации;
- снимать показания КИПиА и оценивать достоверность информации; В результате
освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию, виды, назначение и основные характеристики типовых контрольноизмерительных приборов, автоматических и сигнальных устройств по месту их установки,
устройству и принципу действия (электрические, электронные, пневматические, гидравлические
и комбинированные датчики и исполнительные механизмы, интерфейсные, микропроцессорные
и компьютерные устройства);
- общие сведения об автоматизированных системах управления (АСУ) и системах
автоматического управления (САУ);
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- основы измерения, регулирования, контроля и автоматического управления
параметрами технологического процесса;
- принципы построения автоматизированных систем управления технологическими
процессами, типовые системы автоматического регулирования технологических процессов; -

4

систему автоматической противоаварийной защиты, применяемой на производстве; - состояние
и
перспективы
развития
автоматизации
технологических
процессов.
Освоение
дисциплиныспособствуетформированию общих компетенций, включающих в себя
способность:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии

в профессиональной деятельности.

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности
Освоение дисциплины направлено на
подготовку
к
формированию
профессиональных компетенций включающих в себя способность:
ПК 1.1 Соблюдать условия хранения сырья.
ПК
1.2 Подготавливать, дозировать и загружать сырье согласно рецептуре
технологического процесса.
ПК

1.3

Осуществлять

контроль

качества

сырья производства

тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий.
ПК 1.4 Выполнять технологические расчеты, связанные с приготовлением шихты.
ПК 2.1 Проверять исправность оборудования, технологических линий и средств
автоматизации.
ПК 2.2 Контролировать работу основного и вспомогательного оборудования.
ПК 3.1 Осуществлять контроль параметров технологического процесса и их
регулирование.
ПК 3.2 Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции.
ПК 3.3 Рассчитывать технико-экономические показатели технологического процесса для
выявления резервов экономии.
ПК 4.1 Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные
отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2 Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и
качеству продукции.

5

ПК 4.3 Повышать производительность труда, снижать трудоемкость продукции на
основе оптимального использования трудовых ресурсов и технических возможностей
оборудования.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: аудиторной учебной нагрузки
обучающегося (обязательных учебных занятий) 48 часов; внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы обучающегося 24 часа.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем общепрофессиональной дисциплиныи виды учебной
работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Аудиторная учебная работа (обязательных учебных занятий)(всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия(в том числе в форме практической подготовки)
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Внеаудиторная(самостоятельная)учебная работа обучающегося
(всего)
в том числе:
Проработка конспектов, решение тематических задач
Ведение словаря специальных терминов
Подготовка к дифференцированному зачету
Промежуточная аттестация в формедифференцированного зачета.

6

Объем часов
72
48
0
24
0
0
24

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.09 Основы автоматизации технологических
процессов
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

1
2
Раздел 1. Основы автоматизации технологических процессов
Тема 1.1Технологические Содержание учебного материала
объекты
управления 1 Общие сведения об управлении технологическими процессами. Классы и типы
(ТОУ)
процессов технологии.
Тема 1.2 Системы
Содержание учебного материала
автоматического
1 Понятие о системе управления, общие определения. Показатель эффективности
управления
оптимизирующих систем управления.
(САУ)
Тема 1.3 Классификация
Содержание учебного материала
САУ
1 Классификация элементов управления: по их типам сигналов и характеристикам
преобразования; по видам энергии преобразований; по способу управления и по
степени участия человека в управлении.
Самостоятельная работа обучающихся1
Тематика заданий:
Ведение конспектов, поиск необходимой информации на заданные темы
Раздел 2 Технические средства автоматизации
Тема 2.1 Основы
Содержание учебного материала
метрологии.
1 Методы, качество, средства измерений, их элементы и параметры. Погрешности
измерительных систем.
Тема 2.2 Классификация
Содержание учебного материала
технических
средств
1 Государственная система промышленных приборов и средств автоматизации.
измерения
Система стандартов.
Тема 2.3 Системы
Содержание учебного материала
автоматического
1 Структура и виды систем. Основные технические средства автоматического контроля.
контроля
7

Количество
часов

Уровень
освоения

3
6

4

2

2

2
2

2
2

8
34
2

2

2

2

2

2

Тема 2.4 Системы
автоматического
регулирования

Содержание учебного материала
1Основные понятия и определения. Классификация систем автоматического
регулирования.

Тема 2.5 Приборы и Содержание учебного материала
средства автоматизации
1 Измерение температуры. Средства измерения, регистрации, сигнализации и
регулирования температуры.
для
управления
тепловыми процессами
Практическое занятие 1
1 Изучение принципа действия серийных средств измерения и регулирования
температуры.
Тема 2.6 Приборы и
Содержание учебного материала
средства автоматизации
1 Характеристика массообменных процессов и их основных параметров (расход,
для
управления
давление, концентрация, влажность). Датчики, преобразователи, вторичные приборы
массообменными
и регуляторы в массообменных процессах.
процессами
Практическое занятие 2
Выбор продуктов измерения качества продукции
Тема 2.7Приборы и
Содержание учебного материала
средства автоматизации
1 Характеристика гидромеханических процессов и их основных параметров (давление,
для
управления
вязкость, плотность, уровень). Датчики, преобразователи, вторичные приборы и
гидромеханическими
регуляторы в гидромеханических процессах.
процессами
Практическое занятие 3
1 Изучение принципа действия серийных уровнемеров. Выбор прибора по конкретному
заданию.
Тема 2.8 Приборы и
Содержание учебного материала
средства автоматизации
1 Характеристика механических процессов и их основных параметров (скорость,
для
управления
частота, мощность, сила тока, масса). Датчики, преобразователи, вторичные приборы
механическими
и регуляторы в механических процессах.
процессами
Содержание учебного материала

8

2

4

2

2-3

2

4
2-3
2
4
2-3

2

2

2

Тема 2.9 Приборы и
средства автоматизации
для
управления
химическими процессами

Тема 2.10 Системы
сигнализации,
блокировки и защиты в
общей системе

Характеристика химических процессов и их основных параметров (давление,
температура, расход, состав, концентрация, плотность). Датчики, преобразователи,
вторичные приборы и регуляторы в химических процессах.
Практическое занятие 4
1 Изучение принципа действия приборов для измерения состава и качества вещества по
заданным свойствам и составу среды.
Содержание учебного материала
1 Системы автоматической сигнализации. Системы и схемы автоматической
блокировки. Системы и схемы автоматической защиты.
Самостоятельная работа обучающихся2
1

Тематика домашних заданий:
Составление схем автоматической сигнализации, блокировки, защиты
Раздел 3 Автоматизация технологических процессов
Тема 3.1 Принципы
Содержание учебного материала
составления схем
1 Изображение на функциональных схемах технологических аппаратов, машин,
автоматизации.
трубопроводов; изображение на функциональных схемах автоматических устройств и
линий связи между ними. Щиты и пульты.
Практическое занятие
1 Вычерчивание условных графических и буквенных обозначений по ГОСТ 21.404-85.
Самостоятельная работа обучающихся3
Тематика заданий:
Составление схем автоматизации.
Дифференцированный зачет
Всего:

2
2-3

2

2

2

8

управления.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

9

6
4
2-3
2
8

2
72

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории автоматизация
технологических процессов
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- рабочие места преподавателя и обучающихся;
- наглядные пособия в электроном виде (схемы, диаграммы, таблицы и т.п.);
- образцы огнеупорных изделий; - измерительные инструменты - модели печей
и сушил.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор; экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
ресурсов, дополнительной литературы

учебных

изданий,

Интернет-

Основные источники:
1 Иванов А.А.. Автоматизация технологических процессов и производств: учеб.
Пособие - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. - 224 с.
Дополнительные источники:
1 Голубятников В.А., Шувалов В.В. Автоматизация производственных
процессов в химической промышленности. – М.: Химия, 2010. -280с.
2 Клюев А.С.. Минаев П.А. Наладка систем контроля и автоматического
управления. – М.: Стройиздат, 2010.Шишмарев В.Ю. Автоматика: Учебник. М.: Академия,
2011 – 176 с. 3 Келим Ю.М. Вычислительная техника: Учеб. пособие для студ. Сред. Проф.
Образования/ Юрий Михайлович Келим. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. –
384 с.
4 Клюев А.С. и др. Наладка средств автоматизации и автоматических систем
регулирования. Справочное пособие. – М.: Альянс, 2009.
5 Сердобинцев С.П. Автоматика и автоматизация в производственных
процессах.- Москва: «Колос», 2009. -300с.
6 Сердобинцев С.П. Теория автоматического управления.- Калининград:КГТУ,
2010. – 189с.
7 Староверов А.Г. Основы автоматизации производства: Учеб. для сред.учеб.
заведений.- М.: Машиностроение, 2009. – 312 с.: ил.
Интернет-ресурсы

1 http://znanium.com/catalog

10

4КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку
по программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего
контроля знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание
текущего контроля и промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ
СО «Сухоложский многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и
промежуточной аттестации обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится
преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля
выбираются преподавателем исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен,
который проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС),
позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных
средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО
«Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы
4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе
промежуточной аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы
4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент
результативности
(правильных
ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
4
3
2
11

отлично
хорошо
удовлетворительно
не удовлетворительно

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Раздел 1
Автоматический
контроль

Основные показатели
результатов подготовки

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

знать:
классификацию, виды, назначение и основные
характеристики типовых контрольно-измерительных
приборов и сигнальных устройств по месту их
установки,
устройству
и
принципу
действия
(электрические,
электронные,
пневматические,
гидравлические и, комбинированные датчики и
исполнительные
механизмы,
интерфейсные,
микропроцессорные и компьютерные устройства);
уметь:
выбирать
тип
контрольно-измерительных
приборов и средств автоматизации (КИПиА) под задачи
производства и аргументировать свой выбор

Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями
ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления
знаний,
умений, компетенций
ОК1-9

Результаты индивидуальных
образовательных достижений:
-текущий контроль (устный и
письменный
ответ);
контроль по темам, разделам;
самостоятельная работа 1,2
определяются по разработанным критериям
оценок (Сумма баллов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная проверка знаний,
наблюдение за деятельностью обучающихся в
ходе и выполнения лабораторных работ.
Оценка защиты лабораторных.

Раздел 2 Автоматическое знать:
рег-улирование
общие сведения об автоматизированных системах
управления (АСУ) и системах автоматического
управления
основные
понятия
автоматизированной
обработки информации
основы
измерения, регулирования, контроля
и
автоматического
управления
параметрами
технологического процесса
систему автоматической противоаварийной защиты,
применяемой на производстве
состояние и перспективы развития автоматизации
технологических процессов уметь:
регулировать
параметры
технологического
процесса по показаниям КИПиА

Полное освоение знаний и
умений в соответствии с
требованиями
ФГОС,
рабочей программой.
Показатель признака
проявления
знаний,
умений, компетенций
ОК1-9

-текущий контроль (устный и письменный ответ);
контроль по темам, разделам;
самостоятельная работа 3
определяются по разработанным критериям
оценок (Сумма баллов по признакам проявления
знаний, умений и компетенций в соответствии с
универсальной шкалой).
опрос, тестирование, основная
индивидуальная и фронтальная проверка знаний,
наблюдение за деятельностью обучающихся в
ходе и выполнения практических работ.
Оценка защиты практических раторных.
Дифференцированный зачет

Основные показатели результатов подготовки

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
12

Результаты
Основные показатели оценки результата
(освоенные общие компетенции)
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей Демонстрация интереса к будущей профессии.
будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Формы и методы
контроля и оценки

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать Выбор и применение методов и способов решения
типовые методы и способы выполнения профессиональных профессиональных задач в области производства
задач, оценивать их эффективность и качество.
тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
и изделий
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных Обоснование выбора решений в стандартных и
ситуациях и нести за них ответственность.
нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной деятельности.

Демонстрация умения эффективного поиска необходимой
информации;

Использование
электронные.

различных

источников, включая

ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и
общаться с коллегами, руководством.
мастерами в ходе обучения.
ОК 7 Брать ответственность за работу членов команды Осуществление самоанализа и коррекции результатов
(подчиненных), за результат выполнения заданий.
собственной работы.
ОК
8
Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности

Организация самостоятельных занятий при изучении
профессионального модуля. Определение целей и задач для
достижения результата.
Анализ инноваций в области производства тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий
13

Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».