Приложение 09
к ОПОП по специальности
18.02.05Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных
материалов и изделий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ОУП.09 Физика
Сухой Лог, 2023
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности18.02.05Производство тугоплавких
неметаллических и силикатных материалов и изделий;
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования;
Федеральной образовательной программы среднего общего образования
и с учетом
Рабочей программы воспитания по специальности18.02.05Производство
тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий;
Рекомендаций по реализации среднего общего образования в пределах освоения
образовательной программы среднего профессионального образования;
Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Физика»
для профессиональных образовательных организаций.
Разработчик: Усольцева Т.М., преподаватель ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум»
2
Содержание
Пояснительная записка .................................................................................................................4
Объем учебного предмета.............................................................................................................6
Содержание учебного предмета ...................................................................................................7
Планируемые результаты освоения учебного предмета .........................................................10
Тематическое планирование учебного предмета .....................................................................24
Условия реализации программы учебного предмета...............................................................35
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета ................................................38
3
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» является частью основной
профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности18.02.05Производство тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий.
Учебный предмет «Физика» входит в обязательную часть общеобразовательного
цикла и изучается на базовом уровне.
Физика является фундаментальным
общеобразовательным предметом со
сложившимся устойчивым содержанием и общими требованиями к подготовке
обучающихся.
В основе учебного предмета «Физика» лежит установка на формирование у
обучающихся системы базовых понятий физики и представлений о современной
физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания, как в
профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и
использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из
наиболее значимых достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов
окружающего мира (в естественнонаучных областях, социологии, экономике, языке,
литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют
метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и
процессов, применение основных методов познания, системно – информационный анализ,
формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация,
выявление причинно – следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и
процессами. Физика позволяет познакомить обучающихся с научными методами
познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных
связей, причем на уровне, как понятийного аппарата, так и инструментария. Физика
представляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественнонаучных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии,
географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика,
электротехника, электроника). Учебный предмет «Физика» создает универсальную базу
для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент
для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты,
учебная дисциплина «Физика» формирует у обучающихся подлинно научное
мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает
проблемы этого мира.
В
программе
теоретические
сведения
дополняются
демонстрациями,
лабораторными и практическими работами.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится по завершении 3 семестра в
форме дифференцированного зачета
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
-формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного специалиста при
осуществлении его профессиональной деятельности;
-осуществление специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
-освоение основных физических теорий, законов и закономерностей;
4
- овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение
эксперимента);
- принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее
важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие
техники и технологии; методах научного познания природы;
-формирование умений решать физические задачи разных уровней сложности;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; умение формулировать и
обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации,
полученной из разных источников;
-воспитание чувства гордости за российскую науку;
В рабочей программе представлено профессионально-ориентированное
содержание учебного предмета, предполагающее ситуативное использование учебного
материала с профессиональным содержанием практического характера, способствующее
формированию устойчивой мотивации и ценностного отношения к получаемой
специальности, профессионально значимых качеств личности, общих компетенций.
5
Объем учебного предмета
Объем учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
в том числе
Во взаимодействии с преподавателем
в том числе
лекции, уроки
практические занятия
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация (дифференцированный
зачет)
Всего академических часов
78
78
60
18
0
2
6
Содержание учебного предмета
Введение. Физика и методы научного познания
Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод
познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе
познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента
и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Физические законы.
Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Понятие о
физической картине мира.Погрешности измерений физических величин.
Раздел 1. Механика
Тема 1.1 Основы кинематики
Механическое движение и его виды. Материальная точка. Скалярные и векторные
физические величины. Относительность механического движения. Система отсчета.
Принцип относительности Галилея. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное
прямолинейное движение. Скорость. Уравнение движения. Мгновенная и средняя
скорости. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Движение с
постоянным ускорением свободного падения. Равномерное движение точки по
окружности, угловая скорость. Центростремительное ускорение. Кинематика абсолютно
твердого тела.
Тема 1.2 Основы динамики Содержание учебного материала: 4 Основная задача
динамики. Сила. Масса. Законы механики Ньютона. Силы в природе. Сила тяжести и сила
всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость.
Движение планет и малых тел Солнечной системы. Вес. Невесомость. Силы упругости.
Силы трения.
Тема 1.3 Законы сохранения в механике
Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение
законов сохранения. Использование законов механики для объяснения движения 16
небесных тел и для развития космических исследований, границы применимости
классической механики.
Раздел 2. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 2.1 Основы молекулярно-кинетической теории
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул
и атомов. Броуновское движение. Строение газообразных, жидких и твердых тел.
Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
газов. Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая
шкала температуры. Температура звезд. Скорости движения молекул и их измерение.
Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики. Газовые законы.
Лабораторные работы: 1. Изучение одного из изопроцессов.
Тема 2.2 Основы термодинамики
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение
теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало
термодинамики. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы.
Тема 2.3 Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Относительная
влажность воздуха. Приборы для определения влажности воздуха. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Характеристика жидкого состояния вещества.
Ближний порядок. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярные явления.
Характеристика твердого состояния вещества. Кристаллические и аморфные тела.
Лабораторные работы: 2. Определение влажности воздуха.
Контрольная работа №1 «Молекулярная физика и термодинамика».
7
Раздел 3. Электродинамика
Тема 3.1 Электрическое поле
Электрические заряды. Элементарный электрический заряд. Закон сохранения
заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом
поле. Поляризация диэлектриков. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные
поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического
поля. Электроемкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора. Применение
конденсаторов.
Тема 3.2 Законы постоянного тока
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока.
Сила тока. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Параллельное и
последовательное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока.
Тепловое действие тока Закон Джоуля—Ленца. Электродвижущая сила источника тока.
Закон Ома для полной цепи.
Лабораторные работы:
3. Изучение законов последовательного и параллельного соединений проводников.
4. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Тема 3.3 Электрический ток в различных средах
Электрический ток в металлах, в электролитах, газах, в вакууме. Электролиз. Закон
электролиза Фарадея. Виды газовых разрядов. Термоэлектронная эмиссия. Плазма.
Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости. Р-n
переход. Полупроводниковые приборы. Применение полупроводников.
Тема 3.4 Магнитное поле
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Сила Ампера.
Применение силы Ампера. Магнитный поток. Действие магнитного поля на движущийся
заряд. Сила Лоренца. Применение силы Лоренца. Магнитные свойства вещества.
Солнечная активность и её влияние на Землю. Магнитные бури.
Тема 3.5 Электромагнитная индукция
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило
Ленца. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках.
Явление
самоиндукции.
Индуктивность.
Энергия
магнитного
поля
тока.
Электромагнитное поле.
Лабораторные работы:
5. Изучение явления электромагнитной индукции
Контрольная работа №2 «Электрическое поле. Законы постоянного тока.
Магнитное поле. Электромагнитная индукция»
Раздел 4. Колебания и волны
Тема 4.1 Механические колебания и волны
Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение
энергии при колебательном движении. Математический маятник. Пружинный маятник.
Вынужденные механические колебания. Резонанс. Поперечные и продольные волны.
Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук его применение.
Тема 4.2 Электромагнитные колебания и волны
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном
контуре. Период свободных электрических колебаний. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток.
Резонанс в электрической цепи. Генератор переменного тока. Трансформаторы.
Получение, передача и распределение электроэнергии. Электромагнитные волны.
Свойства электромагнитных волн. Открытый колебательный контур. Опыты Г.Герца.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Принцип радиосвязи.
Применение электромагнитных волн.
8
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1 Природа света
Точечный источник света. Скорость распространения света. Законы отражения и
преломления света. Принцип Гюйгенса. Солнечные и лунные затмения. Полное
отражение. Линзы. Построение изображения в линзах. Формула тонкой линзы.
Увеличение линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Телескопы.
Лабораторные работы:
6. Определение показателя преломления стекла
Тема 5.2 Волновые свойства света
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких
пленках. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция
света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды излучений.
Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Спектральный анализ.
Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение. Инфракрасное излучение.
Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных излучений.
Лабораторные работы:
7. Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки.
Контрольная работа № 3 «Колебания и волны. Оптика»
Тема 5.3 Специальная теория относительности Движение со скоростью света.
Постулаты теории относительности и следствия из них. Инвариантность модуля скорости
света в вакууме. Энергия покоя. Связь массы и энергии свободной частицы. Элементы
релятивистской динамики.
Раздел 6. Квантовая физика
Тема 6.1 Квантовая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое излучение. Корпускулярно-волновой
дуализм. Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Давление света.
Химическое действие света. Опыты П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Применение фотоэффекта
Тема 6.2 Физика атома и атомного ядра
Развитие взглядов на строение вещества. Модели строения атомного ядра. Ядерная
модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые
постулаты Бора. Лазеры. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Радиоактивные
превращения. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Строение
атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные
реакции. Ядерная энергетика. Энергетический выход ядерных реакций. Искусственная
радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная
реакция. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Энергия звезд. Получение
радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных
излучений. Элементарные частицы.
Контрольная работа № 4 «Квантовая физика»
Раздел 7. Строение Вселенной
Тема 7.1 Строение Солнечной системы
Солнечная система: планеты и малые тела, система Земля—Луна.
Тема 7.2 Эволюция Вселенной
Строение и эволюция Солнца и звёзд. Классификация звёзд. Звёзды и источники их
энергии. Галактика. Современные представления о строении и эволюции Вселенной.
Лабораторные работы:
8. Изучение карты звездного неба.
9
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Код и наименование
формируемых компетенций1
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
ОК
01.
Выбирать
В части трудового воспитания:
способы
решения
задач
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
профессиональной
трудолюбие;
деятельности применительно к
- готовность к активной деятельности технологической
различным контекста
и социальной направленности, способность инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие
результатов
целям,
оценивать
риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
Дисциплинарные
- сформировать представления о
роли и месте физики и астрономии в
современной научной картине мира, о
системообразующей
роли
физики
в
развитии естественных наук, техники и
современных
технологий,
о
вкладе
российских и зарубежных ученых-физиков
в развитие науки; понимание физической
сущности
наблюдаемых
явлений
микромира,
макромира
и
мегамира;
понимание роли астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем
научно-техническом развитии, роли физики
в
формировании
кругозора
и
функциональной грамотности человека для
решения практических задач;
- сформировать умения решать
расчетные задачи с явно заданной
физической моделью, используя физические
законы и принципы; на основе анализа
условия задачи выбирать физическую
модель, выделять физические величины и
формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность
полученного
значения
физической
величины; решать качественные задачи,
выстраивая логически непротиворечивую
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- - способность их использования в познавательной и
социальной практике
цепочку рассуждений с опорой на
изученные законы, закономерности и
физические явления;
владеть
основополагающими
физическими понятиями и величинами,
характеризующими физические процессы
(связанными с механическим движением,
взаимодействием
тел,
механическими
колебаниями
и
волнами;
атомномолекулярным
строением
вещества,
тепловыми процессами; электрическим и
магнитным полями, электрическим током,
электромагнитными
колебаниями
и
волнами;
оптическими
явлениями;
квантовыми явлениями, строением атома и
атомного
ядра,
радиоактивностью);
владение
основополагающими
астрономическими
понятиями,
позволяющими характеризовать процессы,
происходящие на звездах, в звездных
системах, в межгалактической среде;
движение небесных тел, эволюцию звезд и
Вселенной;
владеть
закономерностями,
законами и теориями (закон всемирного
тяготения, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения механической энергии, закон
сохранения
импульса,
принцип
суперпозиции сил, принцип равноправности
инерциальных
систем
отсчета;
молекулярно-кинетическую
теорию
строения вещества, газовые законы, первый
закон термодинамики; закон сохранения
11
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
В областиценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
электрического заряда, закон Кулона, закон
Ома для участка цепи, закон Ома для
полной электрической цепи, закон Джоуля Ленца, закон электромагнитной индукции,
закон
сохранения
энергии,
закон
прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон
сохранения импульса, закон сохранения
электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон
радиоактивного
распада);
уверенное
использование законов и закономерностей
при анализе физических явлений и
процессов
уметь
учитывать
границы
применения
изученных
физических
моделей: материальная точка, инерциальная
система отсчета, идеальный газ; модели
строения газов, жидкостей и твердых тел,
точечный электрический заряд, ядерная
модель атома, нуклонная модель атомного
ядра при решении физических задач;
- уметь формировать собственную
позицию по отношению к физической
информации, получаемой из разных
источников, умений использовать цифровые
технологии для поиска, структурирования,
интерпретации и представления учебной и
научно-популярной информации; развитие
умений критического анализа получаемой
информации
12
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
- владеть основными методами
научного познания, используемыми в
физике: проводить прямые и косвенные
измерения физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей
измерений,
проводить
исследование
зависимостей физических величин с
использованием
прямых
измерений,
объяснять
полученные
результаты,
используя физические теории, законы и
понятия, и делать выводы; соблюдать
правила безопасного труда при проведении
исследований
в
рамках
учебного
эксперимента и учебно-исследовательской
деятельности с использованием цифровых
измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформировать представления
о
методах
получения
научных
астрономических знаний
13
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и работать в самоопределению;
коллективе и команде
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
- овладеть умениями работать в
группе
с
выполнением
различных
социальных ролей, планировать работу
группы,
рационально
распределять
деятельность в нестандартных ситуациях,
адекватно оценивать вклад каждого из
участников
группы
в
решение
рассматриваемой проблемы
14
ОК 05. Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В областиэстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного
и
мирового
искусства,
этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
- сформировать умения распознавать
физические явления (процессы) и объяснять
их на
основе
изученных законов:
равномерное
и
равноускоренное
прямолинейное
движение,
свободное
падение тел, движение по окружности,
инерция,
взаимодействие
тел,
колебательное
движение,
резонанс,
волновое движение; диффузия, броуновское
движение, строение жидкостей и твердых
тел, изменение объема тел при нагревании
(охлаждении),
тепловое
равновесие,
испарение,
конденсация,
плавление,
кристаллизация,
кипение,
влажность
15
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
воздуха, связь средней кинетической
энергии теплового движения молекул с
абсолютной температурой, повышение
давления газа при его нагревании в
закрытом сосуде, связь между параметрами
состояния
газа
в
изопроцессах;
электризация тел, взаимодействие зарядов,
нагревание
проводника
с
током,
взаимодействие
магнитов,
электромагнитная
индукция,
действие
магнитного поля на проводник с током и
движущийся
заряд,
электромагнитные
колебания
и
волны,
прямолинейное
распространение
света,
отражение,
преломление, интерференция, дифракция и
поляризация света, дисперсия света;
фотоэлектрический
эффект,
световое
давление,
возникновение
линейчатого
спектра атома водорода, естественная и
искусственная радиоактивность
16
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях
В областиэкологического воспитания:
сформированность
экологической
культуры,
понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение
прогнозировать
неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- сформировать умения применять
полученные знания для объяснения условий
протекания физических явлений в природе
и для принятия практических решений в
повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми
приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей
среде;
понимание
необходимости
применения
достижений
физики
и
технологий
для
рационального
природопользования
.Освоение учебного предмета способствует формированию общих компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в
профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений,
применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
17
Интеграция требований ФГОС СПО и ФГОС СОО к результатам освоения образовательной программы
в разрезе учебного предмета
Общие и
профессиональные
компетенции
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным
контекстам.
ЛР13. Осознанный выбор
специальности и возможностей
реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия
в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных
проблем
ЛР 4. Сформированность
мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире;
МР 01. Умение самостоятельно
определять цели деятельности и
составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных
ситуациях
ПРб 01сформированность
представлений о роли и месте
физики и астрономии в современной
научной картине мира, о
системообразующей роли физики в
развитии естественных наук,
техники и современных технологий,
о вкладе российских и зарубежных
ученых-физиков в развитие науки;
понимание физической сущности
наблюдаемых явлений микромира,
макромира и мегамира; понимание
роли астрономии в практической
деятельности человека и дальнейшем
научно-техническом развитии, роли
физики в формировании кругозора и
функциональной грамотности
человека для решения практических
задач;
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации и
информационные
ЛР09 Готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное
отношение к непрерывному
образованию как условию успешной
МР4 Готовность и способность к
самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
владение навыками получения
необходимой информации из
словарей разных типов, умение
ПРб 01,
ПРб 04 владение закономерностями,
законами и теориями (закон
всемирного тяготения, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения
механической энергии, закон
18
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности методов
познания;
профессиональной и общественной
деятельности;
ориентироваться в различных
источниках информации,
критически оценивать и
интерпретировать информацию,
получаемую из различных
источников
МР3 Владение навыками
познавательной, учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения практических задач,
применению различных методов
познания;
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
ЛР5.
Сформированность
основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к
самостоятельной,
творческой
и
ответственной деятельности;
МР1
Умение
самостоятельно
определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные ресурсы для достижения
сохранения импульса, принцип
суперпозиции сил, принцип
равноправности инерциальных
систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения
вещества, газовые законы, первый
закон термодинамики; закон
сохранения электрического заряда,
закон Кулона, закон Ома для участка
цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля Ленца, закон электромагнитной
индукции, закон сохранения энергии,
закон прямолинейного
распространения света, закон
отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии,
закон сохранения импульса, закон
сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа,
постулаты Бора, закон
радиоактивного распада); уверенное
использование законов и
закономерностей при анализе
физических явлений и процессов;
ПРб 08 сформированность умения
применять полученные знания для
объяснения условий протекания
физических явлений в природе и для
принятия практических решений в
повседневной жизни для
19
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях.
ОК04.Эффективно
взаимодействовать в
коллективе и команде
ЛР9. Готовность и способность к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию
как
условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
ЛР6. Толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма.национализма,
ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
ЛР7. Налаживание сотрудничества
со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности;
поставленных целей и реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные стратегии в различных
ситуациях;
МР7 Умение самостоятельно
оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей;
обеспечения безопасности при
обращении с бытовыми приборами и
техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание
необходимости применения
достижений физики и технологий
для рационального
природопользования
МР2 Умение продуктивно общаться
и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности,
учитывать позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
ПРб 04,
ПРб 03 владение
основополагающими физическими
понятиями и величинами,
характеризующими физические
процессы (связанными с
механическим движением,
МР8 Владение языковыми
взаимодействием тел,
средствами - умение ясно, логично и механическими колебаниями и
точно излагать свою точку зрения,
волнами; атомно-молекулярным
использовать адекватные языковые
строением вещества, тепловыми
средства
процессами; электрическим и
магнитным полями, электрическим
током, электромагнитными
колебаниями и волнами;
оптическими явлениями;
квантовыми явлениями, строением
атома и атомного ядра,
радиоактивностью); владение
основополагающими
астрономическими понятиями,
позволяющими характеризовать
процессы, происходящие на звездах,
20
в звездных системах, в
межгалактической среде; движение
небесных тел, эволюцию звезд и
Вселенной
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста.
ЛР6. Толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии
экстремизма.национализма,
ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
ЛР7. Налаживание сотрудничества
со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности;
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ЛР1. Российскую гражданскую
идентичность, патриотизм, уважение
к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее
многонационального народа России,
уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
МР2 Умение продуктивно общаться
и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности,
учитывать позиции других
участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
ПРб 01,
ПРб 05умение учитывать границы
применения изученных физических
моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета,
идеальный газ; модели строения
МР8 Владение языковыми
газов, жидкостей и твердых тел,
средствами - умение ясно, логично и точечный электрический заряд,
точно излагать свою точку зрения,
ядерная модель атома, нуклонная
использовать адекватные языковые
модель атомного ядра при решении
средства;
физических задач
МР1 Умение самостоятельно
определять цели деятельности и
составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректировать
деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать
ПРб 01,
ПРб 06 владение основными
методами научного познания,
используемыми в физике: проводить
прямые и косвенные измерения
физических величин, выбирая
оптимальный способ измерения и
используя известные методы оценки
погрешностей измерений, проводить
21
ценностей, в том
числе гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения.
ЛР2. Гражданскую позицию как
успешные стратегии в различных
активного и ответственного члена
ситуациях
российского общества, осознающего
свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего
традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические
и демократические ценности;
ЛР3. Готовность к служению
Отечеству, его защите;
ЛР8. Нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
ЛР10. Эстетическое отношение к
миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
ЛР11. Принятие и реализацию
ценностей здорового и безопасного
образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
ЛР12. Бережное, ответственное и
компетентное отношение к
физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и
исследование зависимостей
физических величин с
использованием прямых измерений,
объяснять полученные результаты,
используя физические теории,
законы и понятия, и делать выводы;
соблюдать правила безопасного
труда при проведении исследований
в рамках учебного эксперимента и
учебно-исследовательской
деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств
и лабораторного оборудования;
сформированность представлений о
методах получения научных
астрономических знаний;
22
других людей, умение оказывать
первую помощь;
ЛР14. Сформированность
экологического мышления,
понимания влияния социальноэкономических процессов на
состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
ЛР15. Ответственное отношение к
созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
23
Тематическое планирование учебного предмета
Номер
урока
Наименование
раздела, темы
1-2
Физика - наука о
природе
3-4
Механическое
движение.
Равномерное
прямолинейное
Содержание учебного материала (в том числе
профессионально-ориентированное2)
Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем
Введение
Физика—фундаментальная наука о природе.
Естественно-научный метод познания, его
возможности и границы
применимости.
Эксперимент и теория в процессе познания
природы.Моделированиефизическихявленийи
процессов.Рольэкспериментаитеории
впроцессепознанияприроды.Физическаявелич
ина.Физическиезаконы.Границы
применимости физических законов и теорий.
Принцип
соответствия.
Понятие
о
физической картине мира. Погрешности
измерений физических величин. Значение
физики
при
освоении
специальности18.02.05
Производство
тугоплавких
неметаллических
и
силикатных материалов и изделий
Раздел1.Механика
Тема1.1Основыкинематики
Скалярныеивекторные
физическиевеличины.Механическоедвижение
иеговиды.Материальнаяточка.Относительнос
тьмеханическогодвижения.Системаотсчета.
2
2
СР
Формируемые
компетенции
УР
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03
ОК 05
УР
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
24
движение.
5-6
Равнопеременное
прямолинейное
движение.
Равномерное
движение по
окружности.
7-8
Масса. Сила.
Законы Ньютона.
Закон всемирного
тяготения. Силы в
механике.
.
9-10
Закон сохранения
импульса. Работа
силы. Мощность.
Энергия. Закон
сохранения
механической
энергии.
ПринципотносительностиГалилея.Способыоп
исаниядвижения.Траектория.Путь.
Перемещение.
Равномерноепрямолинейноедвижение
.Скорость.Мгновеннаяисредняя скорости.
Ускорение.Прямолинейное движение
спостояннымускорением.Движениеспостоянн
ымускорениемсвободногопадения.Равномерн
2
оедвижениеточкипо окружности,
угловаяскорость.
Центростремительноеускорение.
Кинематикаабсолютно твердоготела
Тема 1.2.Законы механики Ньютона*
Основная задача динамики. Сила. Масса.
2
Законы механики Ньютона
Силы упругости. Сила всемирного тяготения.
Закон
всемирного
тяготения.
Первая
космическая скорость. Движение планет и
малых тел Солнечной системы. Силы в
природе. Сила тяжести НевесомостьСилы
трения.
Тема 1.3.Законы сохранения в механике
Импульс тела. Импульс силы. Закон
2
сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность Работа
силы
тяжести
и
силы
упругости.
Консервативные силы. Применение законов
сохранения.
Кинетическая
энергия.
Потенциальная энергия. Закон сохранения
механической энергии. Значение законов
сохранения в механике при освоении
специальности18.02.05Производство
тугоплавких неметаллических и силикатных
ОК 06
ОК 07
УР
УР
УР
25
материалов и изделий ;
Раздел 2.ОСНОВЫ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ И ТЕРМОДИНАМИКИ
Тема 2.1.Основы молекулярно-кинетической теории
11-12
Основные положения
МКТ. Основное
уравнение МКТ газов.
13-14
Температура.Газовые
законы.Скоростидвиж
ениямолекулиихизмер
ение
15-16
ЛР 1
Лабораторная
работа №1
17-18
Внутренняя энергия.
Работа и теплота.
Первое и второе
начала
термодинамики.
19-20
Испарение и
Основные
положения
молекулярнокинетической теории.Размеры и масса
молекул
и
атомов.
Броуновское
движение.Строение газообразных, жидких и
твердых тел Идеальный газ. Давление газа.
Основное
уравнение
молекулярнокинетической теории газов.
Температура
и
ее
измерение.
Термодинамическая шкала температуры.
Абсолютный нуль температуры. Температура
звезд.Уравнение состояния идеального газа
Молярная газовая постоянная. Скорости
движения молекул и их измерение. Газовые
законы. Изопроцессы и их применение.
Изучение изобарного процесса»
2
Л
2
УР
ПЗ
2
Тема 2.2.Основы термодинамики
Внутренняя энергия системы. Внутренняя
2
энергия идеального газа. Работа и теплота как
формы передачи энергии. Теплоемкость.
Удельная теплоемкость.Количество теплоты.
Уравнение теплового баланса. Первое начало
термодинамики. Адиабатный процесс. Второе
начало термодинамики. Охрана природы
Тема 2.3. Свойства паров, жидкостей и твердых тел
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л
ПЗ
26
конденсация.
Влажность воздуха.
ЛР 2
Лабораторная работа
№ 2 «Измерение
влажности воздуха»
21-22
Контрольная работа
№1
по разделу «Основы
молекулярной
физика и
термодинамики»
23-24
Закон сохранения
заряда. Закон Кулона
Электрическое поле.
Напряженность
электрического поля.
25-26
Электроемкость.
Конденсаторы.
27-28
Электрический ток.
Сила тока. Закон Ома
для участка цепи.
ПЗ
2
Раздел 3 Электродинамика
Тема 3.1.Электрическое поле
Электрические
заряды.
Элементарный
2
электрический заряд. Закон сохранения
заряда.
Закон
Кулона.
Электрическая
постоянная.
Электрическое
поле.
Напряженность
электрического
поля.
Принцип суперпозиции полей
Электроемкость. Единицы электроемкости.
2
Конденсаторы. Соединение конденсаторов в
батарею. Энергия заряженного конденсатора.
Энергия электрического поля. Применение
конденсаторов
Тема 3.2. Законы постоянного тока*
Условия, необходимые для возникновения и
поддержания электрического тока. Сила
токаи плотность тока. Закон Ома для участка
цепи.
Зависимость
электрического
сопротивления от материала, длины и
2
Л
Л
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
УР
27
29-30
Электродвижущаяси
лаисточникатока.За
конОмадляполнойце
пи.
31-32
Параллельное и
последовательное
соединение
проводников.
Работаимощностьп
остоянноготока.Зако
н Джоуля-Ленца
33-34
ЛР 3
Лабораторная работа
№3 «Определение
ЭДС и внутреннего
сопротивления
источника тока».
35-36
Электрический ток в
металлах,
электролитах, газах и
вакууме.
37-38
Электрический ток в
полупроводниках.
площади поперечного сечения проводника.
Зависимость электрического сопротивления
проводников от температуры. Температурный
коэффициент сопротивления.
Сверхпроводимость
Электродвижущая сила источника тока. Закон
Ома
для
полной
цепи.
Соединение
источников электрической энергии в батарею
Электрические
цепи.
Параллельное
и
последовательное соединение проводников.
Работа и мощность постоянного тока.
Тепловое действие тока. Закон Джоуля—
Ленца.
2
УР
2
УР
ПЗ
2
Тема 3.3. Электрический ток в
различных средах
Электрический
ток
в
металлах,
в
электролитах.
Электролиз.
Закон
электролиза Фарадея. Электрохимический
эквивалент.
Виды
газовых
разрядов.
Термоэлектронная эмиссия. Плазма
Электрический ток в полупроводниках.
Собственная и примесная проводимости. Р-n
2
Л
2
УР
28
Полупроводниковые
приборы.
39-40
Магнитное поле.
Закон Ампера. Сила
Лоренца. Магнитные
свойства вещества
41-42
Явление
электромагнитной
индукции.
Самоиндукция
Энергия магнитного
поля
43-44
Контрольная работа
№2
по разделу
«Электродинамика»
45-46
Колебательное
движение.
Гармонические
переход.
Применение
полупроводников.
Полупроводниковые приборы
Тема 3.4. Магнитное поле *
Вектор
индукции
магнитного
поля.
2
Напряженность магнитного поля. Действие
магнитного
поля
на
прямолинейный
проводник с током. Взаимодействие токов.
Сила Ампера. Применение силы Ампера.
Магнитный поток. Работа по перемещению
проводника с током в магнитном поле.
Действие магнитного поля на движущийся
заряд. Сила Лоренца. Применение силы
Лоренца. Определение удельного заряда.
Магнитные свойства вещества. Магнитная
проницаемость. Солнечная активность и её
влияние на Землю. Магнитные бури
Тема 3.5 Электромагнитная индукция
Явление
электромагнитной
индукции.
2
Правило Ленца. Закон электромагнитной
индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС
индукции в движущихся проводниках.
Явление
самоиндукции.
Индуктивность.
Энергия магнитного поля тока.
УР
УР
ПЗ
2
Раздел 4 КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ
Тема 4.1. Механические колебания и волны*
Колебательное движение. Гармонические
2
колебания.
Свободные
механические
колебания. Превращение энергии при
Л
ОК 01
ОК 02
ОК 04
29
колебания.
Поперечные и
продольные волны.
Звуковые волны
47-48
Свободные
электромагнитные
колебания
Переменный ток.
Генератор
переменного тока.
49-50
Трансформаторы.
Получение, передача
и распределение
электроэнергии
Электромагнитные
волны. Радиосвязь.
Применение
электромагнитных
волн
51-52
колебательном
движении.
Свободные
затухающие
механические
колебания.
Математический
маятник.
Пружинный
маятник.
Вынужденные
механические
колебания.
Резонанс.Поперечные
и
продольные волны. Характеристики волны.
Звуковые
волны.
Ультразвук
и
его
применение
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПК 1.1
ПК 1.2
ПК 1.3
ПК 2.2
ПК 2.2
Тема 4.2. Электромагнитные колебания и волны
Свободные электромагнитные колебания.
2
Превращение энергии в колебательном
контуре. Формула Томсона. Затухающие
электромагнитные колебания. Генератор
незатухающих электромагнитных колебаний.
Вынужденные электрические колебания.
Переменный ток. Генератор переменного
тока.
Емкостное
и
индуктивное
сопротивления переменного тока. Активное
сопротивление. Закон Ома для электрической
цепи переменного тока. Работа и мощность
переменного тока. Резонанс в электрической
цепи.
Трансформаторы. Токи высокой частоты.
2
Получение, передача и распределение
электроэнергии
Электромагнитное поле как особый вид
материи. Электромагнитные волны. Свойства
электромагнитных волн. Вибратор Герца.
Открытый
колебательный
контур.
Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о
радиосвязи.
Принцип
радиосвязи.
2
Л
Л
Л
30
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
Применение электромагнитных волн
Раздел 5 ОПТИКА
Тема 5.1 Природа света
Скорость
Точечный
источник
света.
Скорость
распространения
распространения света.Законы отражения и
света. Законы
преломления света. Солнечные и лунные
отражения и
затмения. Принцип Гюйгенса. Полное
преломления света.
отражение.Освещённость.
Законы
освещенности. Сила света.
Линзы. Построение
Линзы. Построение изображения в линзах.
изображения в линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.
Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Оптические
приборы. Телескопы.
ЛР 4
Лабораторная работа
№4 «Определение
показателя
преломления стекла»
Тема 5.2 Волновые свойства света
Интерференция,
Интерференция
света.
Когерентность
дифракция,
световых лучей. Интерференция в тонких
дисперсия,
пленках. Кольца Ньютона. Использование
поляризация света.
интерференции в науке и технике. Дифракция
Виды спектров.
света. Дифракция на щели в параллельных
лучах. Дифракционная решетка. Поляризация
поперечных волн. Поляризация света.
Двойное
лучепреломление.
Поляроиды.
Дисперсия света. Виды излучений. Виды
спектров. Спектры испускания. Спектры
поглощения.
Спектральный
анализ.
Спектральные классы звезд.
ЛР 5
Лабораторная
2
Л
2
УР
ПЗ
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Л
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПЗ
31
работа №5
Определение длины
световой волны с
помощью
дифракционной
решетки
63-64
Контрольная работа
№3
по разделу «Оптика»
65-66
Фотоны. Давление
света. Внешний и
внутренний
фотоэффект.
67-68
Ядерная модель
атома.
Модель атома
водорода по Н.Бору.
Квантовые
генераторы. Строение
атомного ядра
Радиоактивность.
Способы наблюдения
и регистрации
69-70
ПЗ
2
Раздел 6 КВАНТОВАЯ ФИЗИКА
Тема 6.1. Квантовая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Тепловое
2
излучение. Корпускулярно-волновой дуализм.
Фотоны. Гипотеза де Бройля о волновых
свойствах
частиц.
Давление
света.
Химическое
действие
света.
Опыты
П.Н. Лебедева и Н.И. Вавилова. Фотоэффект.
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
Внешний
фотоэлектрический
эффект.
Внутренний
фотоэффект.
Типы
фотоэлементов. Применение фотоэффекта
Тема 6.2. Физика атома и атомного ядра
Развитие взглядов на строение вещества.
2
Модели
строения
атомного
ядра.
Закономерности
в
атомных
спектрах
водорода. Ядерная модель атома. Опыты
Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н.
Бору. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
Радиоактивность.
Закон
радиоактивного
распада.
Радиоактивные
превращения.
Способы
наблюдения
и
регистрации
2
УР
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Л
УР
32
заряженных частиц.
Ядерные реакции.
Термоядерный синтез
Ядерная энергетика.
Получение
радиоактивных
изотопов и их
применение
71-72
73-74
75-76
заряженных частиц. Строение атомного ядра.
Дефект массы, энергия связи и устойчивость
атомных
ядер.
Ядерные
реакции.
Управляемая цепная реакция. Термоядерный
синтез. Ядерная энергетика.Энергетический
выход ядерных реакций. Искусственная
радиоактивность. Деление тяжелых ядер.
Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор..
Энергия звезд. Получение радиоактивных
изотопов и их применение. Биологическое
действие
радиоактивных
излучений.
Элементарные частицы
Раздел 7 ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Тема 7.1. Строение Солнечной системы
Солнечная система:
Солнечная система. Планеты, их видимое
планеты и малые тела, движение. Малые тела солнечной системы.
система Земля—Луна Система Земля—Луна. Солнце. Солнечная
активность. Источник энергии Солнца и звёзд
2
Л
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Тема 7.2. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы
Строение и эволюция Звёзды,
их
основные
характеристики.
2
Л
Солнца и звёзд.
Современные
представления
о
Звёзды и источники
происхождении и эволюции Солнца и звёзд.
их энергии.
Этапы жизни звёзд. Млечный Путь — наша
Галактика.
Галактика. Типы галактик. Радиогалактики и
квазары. Вселенная. Расширение Вселенной.
Закон Хаббла. Теория Большого взрыва.
Масштабная
структура
Вселенной.
Метагалактика
2
ПЗ
ЛР 6
33
77-78
Лабораторная
работа №6. Изучение
карты звездного неба
Дифференцированн
ый зачет
ПЗ
Всего во
взаимодействии
с
преподавателем
78
Л – лекция
Ур – урок
ПЗ – практическое занятие
СР – самостоятельная работа
34
Условия реализации программы учебного предмета
Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета физики
Оборудование учебного кабинета:
рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся - 15 парт (30 мест);
шкаф с учебной литературой
1.Приборы общего назначения
аппарат проекционный демонстрационный – 2 шт.
выпрямитель ВУП-2 – 1 шт.
выпрямитель ВУП-2 М-1 шт.
гальванометр чувствительный-1 шт.
источник питания ИПДД – 1 шт.
комплект электроснабжения КЭФ-10 – 1 шт.
осциллограф электронный учебный –2 шт.
осветитель для теневого проецирования – 1 шт.
авометр – 1 шт.
установка ультразвуковая – 1 шт.
вольтметр на 250 В – 1 шт.
усилитель УНЧ-3 – 2 шт.
2.Демонстрационное оборудование
барометр – анероид – 1 шт.
конденсатор демонстрационный- 2 шт.
манометр открытый демонстрационный- 6 шт.
набор тел равного объёма -14 шт.
волновая машина-1 шт.
психрометр – 1 шт.
динамометр проекционный ДПН – 3 шт.
амперметр с гальванометром – 1 шт.
батарея конденсаторов -2 шт.
вольтметр с гальванометром -2 шт.
конденсатор переменной ёмкости- 2 шт.
катушка для демонстрации магнитного поля тока – 3 шт.
набор « Реостаты» - 1 шт.
набор по электролизу – 1 шт.
преобразователь высоковольтный «Разряд-1» - 1 шт.
прибор для демонстрации правила Ленца – 1 шт.
прибор для демонстрации спектров электрического поля – 1 шт.
трансформатор универсальный – 2 шт.
штатив изолирующий – 6 шт.
электрометр с принадлежностями – 9 шт.
камера для наблюдения следов альфа-частиц – 2 шт.
комплект по фотоэффекту – 7 шт.
набор линз и зеркал – 1 шт.
набор по дифракции и интерференции – 2 шт.
набор по поляризации света – 1 шт.
набор дифракционных решёток – 1 шт.
осветитель ультрафиолетовый – 1 шт.
призма прямого зрения – 2 шт.
прибор для изучения законов оптики – 6 шт.
метроном -1 шт.
ваттметр демонстрационный - 2 шт.
микроманометр учебный – 2 шт.
модель паровой машины – 1 шт.
модель двигателя внутреннего сгорания -2 шт.
наливные линзы – 4 шт.
камертоны с молоточками – 7 шт.
3.Лабораторное оборудование:
амперметр лабораторный « учебный» - 17 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 4В - 15 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 6В - 24 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 7,5В - 2 шт.
вольтметр лабораторный «учебный» на 250В - 2 шт.
динамометр учебный 4 Н – 7 шт.
источник питания на 4,5 В– 9 шт.
источники питания – на 42 В – 15 шт.
калориметр – 7 шт.
катушка индуктивности – 1 шт.
ключ замыкания – 23 шт.
комплект проводов – 7 шт.
набор грузов по механике – 11 шт.
резисторы – 18 шт.
прибор для изучения газовых законов – 4 шт.
термометр лабораторный от 0оС до 50оС – 7 шт.
трансформатор лабораторный – 7 шт.
миллиамперметр учебный – 5 шт.
набор из двух проводов – 6 шт.
магниты дугообразные – 17 шт.
магнит полосовой – 7 шт.
электрические лампы на подставках – 20 шт.
реостаты лабораторные на 6 Ом. – 11 шт.
бруски деревянные – 12 шт.
спектроскопы – 2 шт.
генератор школьный «Спектр-1» - 3 шт.
4.Технические средства обучения:
компьютер- 1 шт.
мультимедийный проектор – 1 шт.
интерактивная доска – 1 шт.
принтер-сканер – 1 шт.
Информационное обеспечение
Основная литература
1. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 10 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 416 с.
2. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 11 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 399 с.
Дополнительная литература
3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2019. - 448 с.
36
Дидактические пособия и справочные издания
1. Бухарова Г.Д. Молекулярная физика и термодинамика. Методика преподавания.
Учебное пособие для СПО. ЭБС Юрайт.
2. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
Контрольные материалы: учеб.пособие для образовательных учреждений нач. сред.
Проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 112 с.
3. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля.
Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений нач. сред.
Проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 256 с.
4.Трофимова Т.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля.
Сборник задач: учебное пособие для образовательных учреждений нач. сред.
Проф.образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 288 с.
5.Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы: учебные пособия для учащихся. – 3-е
изд.- М.: Просвещение, 2005. – 367 с.
1.
2.
3.
4.
5.
Электронные образовательные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата обращения: 29.08.2022);
КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/(дата обращения: 29.08.2022);
Открытая физика. – Режим доступа: http://www.physics.ru/courses/
op25part2/design/index.htm (дата обращения: 29.08.2022);
Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /(дата обращения:
29.08.2022);
Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/ (дата
обращения: 29.08.2022);
Электронные информационные ресурсы
1.Физика.ru. –
Режим доступа:
http://www.fizika.ru (дата обращения:
29.08.2022);
2.ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /(дата обращения: 29.08.2022);
Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/(дата обращения:
29.08.2022
37
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках
текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с
тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная
аттестация
проводится
с
целью
контроля
освоенияобучающимисязапланированных результатов освоения учебного предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется
оценочными средствами.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения
задач
профессиональной деятельности
применительно к различным
контекстам
ОК
02.
Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации и информационные
технологии для выполнения
задач
профессиональной
деятельности
Раздел/Тема
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2,
1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3., 3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2. Раздел 1. Темы 1.1., 1.2,
1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2,
1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.,
3.4., 3.5.
ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой
грамотности
в
различных жизненных
Ситуациях
ОК
04.
Эффективно Раздел 1. Темы 1.1., 1.2,
взаимодействовать и работать в 1.3
коллективе и команде
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.,
3.4., 3.5.
Тип
оценочных
мероприятий
устный опрос;
фронтальный опрос;
оценка
контрольных
работ;
наблюдение за ходом
выполнения лабораторных
работ;
оценка
выполнения
лабораторных работ;
оценка
практических
работ
(решения
качественных, расчетных,
профессионально
ориентированных задач);
оценка тестовых заданий;
наблюдение за ходом
выполнения
индивидуальных проектов
и оценка выполненных
проектов;
выполнение
экзаменационных заданий
38
ОК 05. Осуществлять устную и
письменную коммуникацию на
государственном
языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального и
культурного контекста
ОК
07.
Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2,
1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
Раздел 1. Темы 1.1., 1.2,
1.3
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.,
3.4., 3.5.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.
Раздел 6. Темы 6.1., 6.2.
39