13 ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности

Приложение 13
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Информационные технологии в профессиональной деятельности
(заочная форма обучения)

Сухой Лог

2023

2

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС
СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Селиванова В.Б. – преподаватель дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности, высшая квалификационная категория

3

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

9

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

11

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и об-

служивание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание элек-

трического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1 – 09., ПК 1.1 1.4, ПК 2.1 - 2.3, ПК 3.1 - 3.3
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3

Умения

Знания

 выполнять расчеты с использованием
прикладных компьютерных программ;

использовать сеть Интернет и
ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления,
преобразования и передачи данных в
профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать
информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных
сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования
изображений;
применять компьютерные программы для
поиска информации, составления и
оформления документов и презентаций


базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ (текстовые редакторы, электронные таблицы, системы
управления базами данных, графические редакторы, информационнопоисковые системы);

методы и средства сбора,
обработки, хранения, передачи и
накопления информации;

общий состав и структуру
персональных
электронновычислительных машин (ЭВМ) и вычислительных систем;

основные методы и приемы обеспечения информационной
безопасности;
 основные положения и принципы
автоматизированной обработки и передачи информации;

основные принципы, методы и свойства информационных и
телекоммуникационных технологий
в профессиональной деятельности

5

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 54 академических часа, в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 50 часов, в том числе в форме практической подготовки: 28 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 4 часа.

6

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа
 Для овладения знаниями: чтение материала (дополнительной литературы,
ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение
структуры текста; составление блок-схем, написание алгоритмов
 Для закрепления и систематизации знаний: изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; алгоритмов, блок-схем, тематических кроссвордов и др.;
- Для формирования умений: составление электронной презентации; работа
со словарями и справочниками, нормативными документами; представление
индивидуальных проектов
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

7

54
2
10
-

42

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

1

2
Содержание учебного материала
1 Правила техники безопасности и охраны труда. Информация, её виды, свойства и
роль в окружающем мире и производстве. Память как среда хранения информации.
Раздел
Виды памяти. Информационные системы (ИС). Понятие и определение ИС. Про1Информация. Инизводственные и информационные системы. ИС как система управления
формационные сиВ том числе, практических занятий и лабораторных работ
стемы
Практические работы
Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1
Роль автоматизированных систем обработки информации в управлении производством в условиях развития рыночных отношений. Алгоритмы решения производственных задач. Существующие системы автоматизированной обработки
информации. Классификация компьютерных программ, предназначенных для
решения производственных задач. Структура автоматизированной системы обРаздел 2 Электронработки информации. Основные направления использования информационных
ные коммуникации
технологий в производстве
и их роль в управ2
Автоматизированные, автоматические и управляемые человеком системы. Полении предприятинятие, классификация, общая характеристика АРМ. Определение, свойства,
ем
структура, функции и классификация (по направлениям их профессиональной
деятельности).Определение требований и функций АРМ к специалистам. Требования к техническому обеспечению АРМ. Требования к программному обеспечению АРМ
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы
Самостоятельная работа
Раздел 3.1 Методика Содержание учебного материала
работы в текстовом
1
Возможности текстового редактора. Основные элементы окна программы.
8

Объем
часов
3

2

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент
программы
4
ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3
4

2

редакторе

Раздел 3.2Методика
работы с электронными таблицами

Текстовые файлы, создание и сохранение файлов, основные элементы текстового документа, понятия о шаблонах и стилях, основные операции с текстом,
форматирование символов и абзацев, оформление страницы документа, формирование оглавления, работа с таблицами, работа с рисунками, орфография,
печать документов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1
Практическая работа 1 Работа с таблицами
2
Практическая работа 2 Списки, формулы, колонтитулы Слияние документов
3
Практическое занятие 3 Стилевое форматирование
Самостоятельная работа

-

Содержание учебного материала
1
Запуск и завершение работы ЭТ, создание и сохранение таблиц, окно, основные
элементы, основы манипулирования с таблицами, расчетные операции, диаграммы Excel, связанные таблицы
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1
Практическая работа 4 Списки, оформление ячеек
2
Практическая работа 5 Формулы
3
Практическая работа 6 Диаграммы
4
Практическая работа 7 Решение задач оптимизации
5

Раздел 3.3 Методика
работы с базами
данных

6

2

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

10

Практическая работа 8 Макросы

Самостоятельная работа
Содержание учебного материала
1 Общие сведения о базах данных. Окно, основные элементы. Формы и таблицы.
Связь между таблицами и целостность данных. Запросы. Отчеты.
Подготовка презентации по теме: создание запросов в СУБД
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическая работа 9 Формы, сводные таблицы
2 Практическая работа 10: Запросы, отчеты
3 Практическая работа 11 Решение прикладных задач
9

4

8

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

4 Практическая работа 12 Решение прикладных задач
Самостоятельная работа

Раздел 3.4 Методика
работы с презентациями

Раздел 4 Характеристика справочноинформационных
систем

Содержание учебного материала
1 Общие сведения о презентациях, схема работы, создание и редактирование презентаций, общие операции со слайдами, настойка анимации слайдов, демонстрация слайдов
Самостоятельная работа
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическая работа 13 Создание презентации
Содержание учебного материала
Информационно-справочные системы, основные характеристики, тенденции и
перспективы развития систем обработки экономической информации. Виды спра1 вочных систем, основные режимы работы: просмотр, поиск, редактирование и
печать информационных материалов. Работа с локальными и глобальными информационными системами (поиск и обработка информации).
Самостоятельная работа
Обзор справочно-информационных систем
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практические работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическая работа 14 Поиск информации

Содержание учебного материала
Архиваторы и архивация. Необходимость архивирования файлов и папок. АрхиРаздел 5 Архиватоваторы, их назначение, методика создания архивных файлов и работы с ними.
ры и архивация.
1 Программы WinZip и WinRar. Компьютерные вирусы и антивирусные програмКомпьютерные вимы, защита информации. Антивирусы, их назначение, методика лечения, чистки,
русы.
дефрагментации дисков.
Самостоятельная работа
Подготовка каталога программ антивирусов
Завершающая атте- Дифференцированный зачет
стация
Всего
10

2

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

2

2

ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3

2

2
2
ОК 1 – 09.,
ПК 1.1 - 1.4,
ПК 2.1 - 2.3,
ПК 3.1 - 3.3,
ПК 4.1 – 4.3
2
2
52

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально - техническое обеспечение
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информационных
технологий
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оборудованное ПК.
Технические средства обучения:
Аппаратные средства:

компьютер;

проектор мультимедийный;

экран (антибликовый);

принтер;

устройства, обеспечивающие подключение к сети;

устройства вывода звуковой информации (на рабочем месте преподавателя);

клавиатура и мышь.
Программные средства:

Операционная система (графическая);

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);

Антивирусная программа;

Программа-архиватор;

Офисные приложения:

текстовый редактор

растровый и векторный графические редакторы,

программа разработки презентаций,

электронные таблицы;

система управления базами данных;

система автоматизированного проектирования.
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.2.1. Печатные издания
1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие /
Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 368с .
2 Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. 2008 г.
3 Технология работы в LibreOffice: текстовый процессор Writer, табличный процессор
Calc : практикум / авт.-сост. В.А. Павлушина ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань,
2012
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1 Информационные технологии: Учебное пособие / Гагарина Л.Г., Теплова Я.О., Румянцева Е.Л.; Под ред. Гагариной Л.Г. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с.:
60x90 1/16. - (Профессиональное образование) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-8199-0608-8 Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/471464
2 Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие /
Е.Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессио-

нальное
образование).
(переплет)
ISBN
978-5-8199-0349-0
Режим
доступа:
http://znanium.com/catalog/product/484751
3 http://edu.ascon.ru - Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D в
образовании (обучающие материалы).
4 http://tepka.ru/openoffice/index.html (самоучитель по Основы работы в OpenOffice)
5 http://test.specialist.ru - Онлайн-тестирование и сертификация по информационным
технологиям
6 http://www.computer-museum.ru - Виртуальный компьютерный музей
7 http://www.consultant.ru/edu/center/spoon-fed/учебные и методические материалы по
работе с системой КонсультантПлюс

12

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», реализующее подготовку по
программе учебной дисциплины, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля
знаний и промежуточную аттестацию обучающихся. Порядок и содержание текущего контроля и
промежуточной аттестации регламентируется Положением ГАПОУ СО «Сухоложский
многопрофильный техникум» «О текущем контроле знаний и промежуточной аттестации
обучающихся».
Текущий контроль знаний, сформированности компетенций проводится преподавателем
на любом из видов учебных занятий. Формы текущего контроля выбираются преподавателем
исходя из специфики учебной дисциплины и индивидуальных особенностей обучающихся.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен, который
проводится после обучения по учебной дисциплине.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств (ФОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» самостоятельно.
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы 4.2, 4.3).
Итоговая оценка результатов освоения дисциплины определяется в ходе промежуточной
аттестации.
Оценка знаний, умений и компетенций по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблицы 4.1).
Таблица 4.1- Универсальная шкала
Процент результативности (правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

Таблица 4.2 – Оценка освоенных умений и усвоенных знаний
Основные показатеРаздел (тема)
Результаты обучения
ли результатов подучебной дисци(освоенные умения,
готовки
плины
усвоенные знания)
Раздел 1 Информация. Информационные системы
Раздел 2 Электронные коммуникации и их
роль в управлении предприятием
Раздел 3 Методика работы в
офисном пакете
Раздел 4. Харак-

Умения:
обрабатывать текстовую и
числовую информацию;
применять мультимедийные технологии обработки
и представления информации;
обрабатывать экономическую и статистическую
информацию, используя
средства пакета прикладных программ.
Знания:
13

Полное освоение знаний и умений в соответствии с требованиями ФГОС, рабочей
программой.
Показатель признака
проявления знаний,
умений, компетенций
ОК1-9

Формы и методы
контроля и
оценки результатов обучения
Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа.

теристика справочноинформационных
систем
Раздел 5 Архиваторы и архивация. Компьютерные вирусы.

назначение и виды информационных технологий, технологии сбора,
накопления,
обработки,
передачи и распространения информации;
состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий;
базовые и прикладные
информационные технологии;
инструментальные средства
информационных
технологий

Таблица 4. 3 - Оценка освоенных общих компетенций
Результаты
Основные показатели оценки ре(освоенные общие компезультата
тенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своПроявление интереса к будущей проей будущей профессии, профессии
являть к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, вы- Выбор и применение методов и спобирать типовые методы и собов решения профессиональных заспособы выполнения про- дач в области производства тугоплавфессиональных задач, оце- ких неметаллических и силикатных манивать их эффективность и териалов и изделий
качество
ОК 3. Принимать решения в
стандартных и нестандарт- Обоснование выбора решений в станных ситуациях и нести за них дартных и нестандартных ситуациях
ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективПроявление умения эффективного
ного выполнения профессипоиска необходимой информации
ональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать инфор- Использование различных источников,
мационновключая электронные
коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в Взаимодействие с обучающимися,
коллективе и команде, эф- преподавателями и мастерами в ходе
фективно общаться с колле- обучения
гами, руководством

14

Внеаудиторная
самостоятельная
работа, доклады,
самостоятельная
работа

Формы и методы
контроля и оценки

Результаты сформированности компетенций определяют по
контрольным
точкам на основании
разработанных критериев оценки.
Критериальная система оценки по признакам проявления компетенций

ОК 7. Брать ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности

Осуществление самоанализа и коррекции результатов собственной работы
Организация самостоятельных занятий при изучении учебной дисциплины. Определение целей и задач для
достижения результата

Анализ инноваций в области производства тугоплавких неметаллических и
силикатных материалов и изделий

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».