12 ОП.05 Материаловедение

Приложение 12
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и
электромеханического оборудования
(по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 Материаловедение
(заочная форма обучения)

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Вехов Андрей Юрьевич, преподаватель спецдисциплин, первая
квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4
6
10
12

3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Материаловедение

ПРОГРАММЫ

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.05 Материаловедение является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям).
Учебная дисциплина ОП.05 «Материаловедение» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
ОК1-ОК11, ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1-ПК2.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.3,
ПК2.1-ПК2.3.

- определять свойства
конструкционных и сырьевых
материалов, применяемых в
производстве, по маркировке,
внешнему виду,
происхождению, свойствам,
составу, назначению и способу
приготовления и
классифицировать их;
- определять твердость
материалов;
- определять режимы отжига,
закалки и отпуска стали;
- подбирать конструкционные
материалы по их назначению и
условиям эксплуатации;
- подбирать способы и режимы
обработки металлов (литьем,
давлением, сваркой, резанием)
для изготовления различных
деталей.

- виды механической, химической
и термической обработки металлов
и сплавов;
- виды прокладочных и
уплотнительных материалов;
- закономерности процессов
кристаллизации и
структурообразования металлов и
сплавов;
- классификацию, основные виды,
маркировку, область применения и
виды обработки конструкционных
материалов, основные сведения об
их назначении и свойствах,
принципы их выбора для
применения в производстве;
- методы измерения параметров и
определения свойств материалов;
- основные сведения о
кристаллизации и структуре
расплавов;
4

- основные сведения о назначении
и свойствах металлов и сплавов, о
технологии их производства;
- основные свойства полимеров и
их использование;
- особенности строения металлов и
сплавов;
- свойства смазочных и
абразивных материалов;
- способы получения
композиционных материалов;
- сущность технологических
процессов литья, сварки,
обработки металлов давлением и
резанием.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 52 академических часа, в
том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 4 часов, в том числе в форме
практической подготовки: 6 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 42 часа.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
52

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы (в том числе в форме практической
подготовки)
практические занятия (в том числе в форме практической
подготовки)

4

6 (6)

контрольная работа
Самостоятельная работа 1
Промежуточная аттестация в форме

42
Дифференцированный
зачет

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных
тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Материаловедение

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1 Конструкционные материалы
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основы
1 Строение и свойства металлов. Физико-механические свойства металлов.
металловедения 2 Металлические сплавы и диаграммы состояния.
3 Железо и его сплавы. Легированные стали. Цветные сплавы.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическое занятие 1
Определение механических характеристик
2 Практическое занятие 2
Структуры железоуглеродистых сплавов
3 Практическое занятие 3
Диаграммы состояния
4 Практическое занятие 4
Анализ свойств, назначения и расшифровка марок углеродистых сталей
5 Практическое занятие 5
Анализ свойств, назначения и расшифровка марок чугунов.
6 Практическое занятие 6
Анализ свойств, назначения и расшифровка марок легированных сталей.
7 Практическое занятие 7
Анализ свойств, назначения и расшифровка марок цветных сплавов
Самостоятельные работы
1 Самостоятельная работа 1
Расшифровка марок сталей и чугунов

Объем
в часах

3
35
25
4
2
4
14

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.3,
ПК2.1-ПК2.3

2
2
2
2
2
2
2
1
1

7

Тема 1.2
Способы
обработки
материалов

Содержание учебного материала
1 Термическая и химико-термическая обработка стали. Литейное
производство. Обработка металлов давлением и резанием.
2 Инструментальные материалы. Электротехнические методы обработки.
Защита металлов от коррозии.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическое занятие 8
Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали
2 Практическое занятие 9
Способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой,
резанием) для изготовления различных деталей.
Самостоятельные работы
1 Самостоятельная работа 2
Подготовка докладов по способам обработки материалов.
Раздел 2.Электротехнические материалы
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Диэлектрические 1 Классификация электротехнических материалов. Основные электрические
материалы
характеристики диэлектриков. Строение и назначение резины. Основные
свойства пластических масс и полимерных материалов.
2 Твердые неорганические диэлектрики. Свойства смазочных и абразивных
материалов.
Практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)
1 Практическое занятие 10
Изучение методов определения параметров диэлектриков
2 Практическое занятие 11
Свойства пластмасс
Лабораторные работы (в том числе в форме практической подготовки)
1 Лабораторное занятие 1
Измерение электрической прочности и удельных сопротивлений твердых
диэлектриков
Самостоятельные работы
1 Самостоятельная работа 3
Подготовка докладов по теме «Виды прокладочных и уплотнительных
материалов»
Тема 2.2
Содержание учебного материала

10
2

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.3,
ПК2.1-ПК2.3

2
4
2
2
2
2
15
13
4

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.3,
ПК2.1-ПК2.3

2
4
2
2
2
2
1
1
2
8

Композиционные 1
материалы

Виды, способы изготовления и области применения композиционных
материалов

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

52

ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.3,
ПК2.1-ПК2.3
ОК1-ОК11,
ПК1.1-ПК1.3,
ПК2.1-ПК2.3

9

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Материаловедение», оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект учебно-наглядных пособий и плакатов по дисциплине
«Материаловедение»;
 методическая документация;
 раздаточный материал по дисциплине «Материаловедение»;
 справочная литература.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1 Максина Е. Л. Материаловедение: Учебное пособие / Давыдова И. С.,
Максина Е. Л. изд. изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 228 с
2Стуканов В. А. Материаловедение: Учебное пособие/Стуканов В. А.
- М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 368
3А.Л. Фоменко Материаловедение: Учебник / В.Т. Батиенков, Г.Г.
Сеферов, А.Л. Фоменко, Г.Г. Сеферов; Под ред. В.Т. Батиенкова. - М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2014
Дополнительные источники:
1 Гуляев А.П. Металловедение / А.П. Гуляев. М: Металлургия, 1986.44с.
2 Дальский А.М. Технология конструкционных материалов/ А.М.
Дальский. -М.: Высшая школа, 1992.-448с.
3 Колесов С.Н. Материаловедение и технология конструкционных
материалов/ С.Н. Колесов. – М.: Высшая школа, 2004.- 103с.
4 Материаловедение: шпаргалка. — М. : РИОР

10

3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электронный
ресурс
«Глоссарий».
Форма
доступа:
www.glossary.ru
2. Электронный ресурс «Студенческая электронная библиотека
«ВЕДА». Форма доступа: www.lib.ua-ru.net
3. Электронный
ресурс
«Публичная
интернет-библиотека.
Специализация: отечественная периодика». Форма доступа: www.public.ru
4. Научно-технический журнал «Металловедение и термическая
обработка металлов». Форма доступа: http://mitom.folium.ru
5. Научно-технический журнал «Полимерные материалы». Форма
доступа: http://www.polymerbranch.com
6. Информационный сайт про пластик и другие полимеры. Форма
доступа: http://www.koros-plast.ru

11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

РЕЗУЛЬТАТОВ

Критерии оценки

 знание основных видов
механической,
химической
и
-виды механической,
термической
обработки
химической и термической
металлов
и
сплавов,
обработки металлов и сплавов;
прокладочных
и
-виды прокладочных и
уплотнительных
уплотнительных материалов;
материалов;
-закономерности процессов
 понимание
кристаллизации и
закономерности
структурообразования металлов
процессов кристаллизации
и сплавов;
и структурообразования
-классификацию, основные
металлов
и
сплавов,
виды, маркировку, область
защиты от коррозии;
применения и виды обработки
 знание классификации,
конструкционных материалов,
основных
видов,
основные сведения об их
маркировки,
области
назначении и свойствах,
применения
и
видов
принципы их выбора для
обработки
применения в производстве;
конструкционных
-методы измерения параметров материалов,
основных
и определения свойств
сведений
об
их
материалов;
назначении и свойствах,
-основные сведения о
принципов их выбора для
кристаллизации и структуре
применения
на
расплавов;
производстве;
-основные сведения о
 знание
основных
назначении и свойствах
свойств
металлов,
металлов и сплавов, о
сплавов,
полимеров,
технологии их производства;
смазочных и абразивных
-основные свойства полимеров материалов;
и их использование;
 понимание
способов
-особенности строения
получения
металлов и сплавов;
композиционных
-свойства смазочных и
материалов;
абразивных материалов;
 понимание сущности
-способы получения
технологических
композиционных материалов;
процессов литья, сварки,
сущность технологических
обработки
металлов
процессов литья, сварки,
давлением и резанием
обработки металлов давлением
и резанием.
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины

- определять свойства
конструкционных и сырьевых

ОСВОЕНИЯ

Методы оценки

Тестирование
Письменные задания
Дифференцированный
зачет

 грамотное определение Педагогическое
свойств и классификации наблюдение (работа на
конструкционных
и практических занятиях)
сырьевых
материалов,
12

материалов, применяемых в
производстве, по маркировке,
внешнему виду,
происхождению, свойствам,
составу, назначению и
способу приготовления и
классифицировать их;
- определять твердость
материалов;
- определять режимы отжига,
закалки и отпуска стали;
- подбирать конструкционные
материалы по их назначению
и условиям эксплуатации;
- подбирать способы и режимы
обработки металлов (литьем,
давлением, сваркой, резанием)
для изготовления различных
деталей.

применяемых
в
производстве;
определение
твердости
материалов;
 подбор
конструкционных
материалов
по
их
назначению и условиям
эксплуатации;
 подбор способов и
режимов
обработки
металлов
(литьем,
давлением,
сваркой,
резанием)
для
изготовления различных
деталей;
 определение
свойств
смазочных материалов

Оценка
результатов
выполнения
практических занятий
Выполнение
самостоятельной работы
Подготовка и защита
групповых
заданий
проектного характера

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».