11 ОП.04 Техническая механика

Приложение 11
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и
электромеханического
оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Техническая механика
(заочная форма обучения)

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Сысоев Антон Сергеевич, преподаватель спецдисциплин, первая
квалификационная категория

2

СОДЕРЖАНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

4
6
9
11

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 Техническая механика

ПРОГРАММЫ

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОП.04 Техническая механика является
обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Учебная дисциплина ОП.04 Техническая механика обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)». Особое значение дисциплина имеет при формировании и
развитии ОК1-ОК5 ОК7-ОК9, ПК1.1-ПК1.3, ПК2.1- ПК2.3.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы
осваиваются умения и знания

учебной

дисциплины

обучающимися

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания:
Код
Умения
Знания
ОК и ПК
ОК1-ОК5
-определять напряжения в
виды движений и преобразующие
ОК7-ОК9,
конструкционных элементах;
движения механизмы;
ПК1.1-ПК1.3, -определять передаточное отношение; -виды износа и деформаций
ПК2.1- ПК2.3 -проводить расчет и проектировать
деталей и узлов;
детали и сборочные единицы общего
-виды передач;
назначения;
-их устройство, назначение,
-проводить сборочно-разборочные
преимущества и недостатки,
работы в соответствии с характером
условные обозначения на схемах;
соединений деталей и сборочных
-кинематику механизмов,
единиц;
соединение деталей машин,
-производить расчеты на сжатие, срез
механические передачи, виды и
и смятие;
устройство передач;
-производить расчеты элементов
-методику расчета конструкций на
конструкций на прочность, жесткость
прочность, жесткость и
и устойчивость;
устойчивость при различных
-собирать конструкциииз деталей по
видах деформации;
чертежам и схемам;
-методику расчета на сжатие, срез
-читать кинематические схемы;
и смятие;
-назначение и классификацию
подшипников;
4

-характер соединения основных
сборочных единиц и деталей;
-основные типы смазочных
устройств;
-типы, назначение, устройство
редукторов;
-трение, его виды, роль трения в
технике;
-устройство и назначение
инструментов и контрольноизмерительных приборов,
используемых при техническом
обслуживании и ремонте
оборудования.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 академических часа,
в том числе:
- контактной (аудиторной) работы: 68 часов, в том числе в форме
практической подготовки: 34 часов;
- самостоятельной работы обучающегося: 4 часов.

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Обязательная учебная нагрузка

72

в том числе:
теоретическое обучение

6

практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

4

Самостоятельная работа 1

42

Промежуточная аттестация в форме
Дифференцированный зачет

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной
организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в
количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся,
предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
1

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04 «Техническая механика»

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторных, практических работ, самостоятельная работа
обучающихся

1
2
Раздел 1 Теоретическая механика
Тема 1.1 Статика
Содержание учебного материала:
1
Основные понятия и аксиомы статики. Плоская система сходящихся сил. Пара сил.
Момент пары относительно точки. Плоская система произвольно расположенных сил
Практическое занятие №1 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Определение координат центра тяжести
Тема 1.2 Кинематика Содержание учебного материала:
1 Основные понятия кинематики. Кинематика точки. Простейшее движение твердого
тела
Практическое занятие № 2 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Работа и мощность. Расчет.
Практическое занятие № 3 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Метод кинетостатики
Практическое занятие № 4 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет КПД
Самостоятельная работа №1
1 Равновесие плоской системы. Связи и и их реакции
Раздел 2 Сопротивление материалов
Тема 2.1 Виды
Содержание учебного материала:
нагружении
1 Основные задачи сопротивления материалов. Нагрузка растяжение – сжатие.
Нагрузка изгиба. Нагрузка смятия, среза. Нагрузка кручение.
Практическое занятие№ 5
1 Расчет на прочность прирастяжение - сжатии

7

Количество
часов

3

Коды
компетенци
й,
формирован
ию которых
способствует
элемент
программы

4

8

2
8

ОК1-ОК5
ОК7-ОК9,
ПК1.1ПК1.3,
ПК2.1ПК2.3

2
2
4
2

10

2

ОК1-ОК5
ОК7-ОК9,
ПК1.1ПК1.3,
ПК2.1-

Практическое занятие № 6 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет на прочность при изгибе
Практическое занятие № 7 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет на прочность при срезе, смятии
Практическое занятие № 8 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет на прочность при кручении
Практическое занятие № 9 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Построение эпюр крутящих моментов
Практическое занятие № 10 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Построение эпюр изгибающих моментов
Практическое занятие № 11 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Построение эпюр продольных сил
Самостоятельная работа № 2
1 Расчеты на прочность
Раздел 3 Детали машин
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Теория механизмов и
1 Основные понятия и определение курса детали машин. Требования к машинам.
машин
Передачи и соединения. Основные детали машин. Редуктор. Классификация
приводов.
Практическое занятие № 12 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет редуктора
Практическое занятие № 13 (в том числе в форме практической подготовки)
1 Расчет передаточных чисел передач

Дифференцированный зачет
Итого

2
2
2
4
2
2
2

6

4
4

2
66

8

ПК2.3

ОК1-ОК5
ОК7-ОК9,
ПК1.1ПК1.3,
ПК2.1ПК2.3

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория технической механики
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска меловая (магнитная)
- комплект учебно-наглядных пособий «Техническая механика»;
- модели кристаллических решеток и измерительных приборов;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечениемобщего и
профессионального назначения;
- мультимедийный проектор;
- экран (антибликовый).
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в
образовательном процессе
3.2.1 Печатные издания
Основные источники:
1.Олофинская В.П. Техническая механика: курс лекций. – М.: Форум,
2012.
2. ГОСТ 2 105 – 95 «Единая система конструкторской документации
(ЕСКД). Общие требования к текстовым документам.
3. ГОСТ 8239 Двутаврыстальные горячекатаные.
4. ГОСТ 8240 – 89 Швеллеры стальные горячекатаные.
5. ГОСТ 8509 – 93 Уголки стальные горячекатаные равнополочные.
6. ГОСТ 23360-78. Соединения шпоночные с призматическими
шпонками.
7. ГОСТ 2. 301-68. Таблицы перечня элементов.
8. ГОСТ 2.402-68; ГОСТ 2.403-75; ГОСТ 2.404-75; ГОСТ 2.405-75;
ГОСТ 8.406-79 Условные изображения зубчатых колес на рабочих чертежах.
9. ГОСТ 2.315-68; ГОСТ 22032-76; ГОСТ 1491-80. Разъемные и
неразъемные соединения.
10. ГОСТ 25.346-82. Допуски и посадки.
11. ГОСТ 2.311-68. Классификация резьбы.
9

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Сопромат
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
www.sopromatt.ru.
2. Лекции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://technicalmechanics.narod.ru.
3. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.isopromat.ru/.
4. Лекции, примеры решения задач. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://teh-meh.ucoz.ru.
5. Этюды по математике и механике [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:http://www.etudes.ru.
6.Лекции, расчётно-графические работы, курсовое проектирование,
методические указания;[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.detalmach.ru/.
7. Иванов М.Н. Детали машин. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:lib.mexmat.ru›books/.
3.2.3. Дополнительные источники
1.Кривошапко
С.Н.,
КопновВ.А.Сопротивление
материалов.
Практикум. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2016. 353 с.
2. Эрдеди, А.А. Теоретическая механика. Сопротивление материалов:
учеб.пособ. для СПО / А.А. Эрдеди, Н.А. Эрдеди. – 13-е изд., стереотип. - М.:
Академия, 2012.

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
виды движений и
преобразующие движения
механизмы;
-виды износа и деформаций
деталей и узлов;
-виды передач;
-их устройство, назначение,
преимущества и недостатки,
условные обозначения на
схемах;
-кинематику механизмов,
соединение деталей машин,
механические передачи, виды и
устройство передач;
-методику расчета конструкций
на прочность, жесткость и
устойчивость при различных
видах деформации;
-методику расчета на сжатие,
срез и смятие;
-назначение и классификацию
подшипников;
-характер соединения основных
сборочных единиц и деталей;
-основные типы смазочных
устройств;
-типы, назначение, устройство
редукторов;
-трение, его виды, роль трения в
технике;
-устройство и назначение
инструментов и контрольноизмерительных приборов,
используемых при техническом
обслуживании и ремонте
оборудования.

Критерии оценки
В соответствии с
универсальной шкалой
оценивания не ниже70%
правильных ответов
Успешность освоения знаний
соответствует выполнению
следующих требований
Обучающийся
-демонстрирует уверенное
владение основами технической
механики
-Перечисляет виды механизмов,
их кинематические и
динамические характеристики
-Демонстрирует знание
методик расчета элементов
конструкций на прочность,
жесткость и устойчивость при
различных видах деформаций
-Владеет расчетами
механических передач и
простейших
сборочных единиц общего
назначения

11

Формы и методы
оценки
Тестирование,
фронтальный опрос,
решение
ситуационных задач
Текущий контроль в
форме защиты
практических и
лабораторных работ

Умения:
-определять напряжения в
конструкционных элементах;
-определять передаточное
отношение;
-проводить расчет и
проектировать детали и
сборочные единицы общего
назначения;
-проводить сборочноразборочные работы в
соответствии с характером
соединений деталей и сборочных
единиц;
-производить расчеты на сжатие,
срез и смятие;
-производить расчеты элементов
конструкций на прочность,
жесткость и устойчивость;
-собирать конструкциииз
деталей по чертежам и схемам;
-читать кинематические схемы;

В соответствии с
универсальной шкалой
оценивания не ниже70%
правильных ответов

Оценка результатов
выполнения и
защиты
лабораторных и
практических работ.

Успешность освоения умений и
умений соответствует
выполнению следующих
требований:
Обучающийся умеет: производить расчеты
механических передачи
простейших
сборочных единиц общего
назначения
-использовать кинематические
схемы
-производить расчеты
напряжения в конструкционных
элементах

Оценка результатов
устных ответов и
письменных работ
по эталону и
образцу

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».