31 ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности

Приложение 31
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по
отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности

Сухой Лог
2023

1

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее
ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»
Разработчик: Калугина Светлана Анатольевна, преподаватель

2

СОДЕРЖАНИЕ
1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4
6
10
12

3

1
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Правовые основы профессиональной деятельности
1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина Правовые основы профессиональной деятельности
является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина ОП.08 “Правовые основы профессиональной
деятельности” обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 13.02.11
Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования (по отраслям). Особое значение дисциплина
имеет при формировании и развитии ОК1 – ОК11, ПК1.4.
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК1ОК11,
ПК1.4

Умения

Знания


анализировать
и
оценивать
результаты и последствия деятельности
(бездействия) с правовой точки зрения;

защищать
свои
права
в
соответствии с гражданским, гражданским
процессуальным
и
трудовым
законодательством;

использовать
нормативные
правовые документы, регламентирующие
профессиональную деятельность.


виды
административных
правонарушений и административной
ответственности;

классификацию, основные виды
и правила составления нормативных
документов;

нормы защиты нарушенных
прав и судебный порядок разрешения
споров;

организационно-правовые
формы юридических лиц;

основные
положения
Конституции Российской Федерации,
действующие
законы
и
иные
нормативные
правовые
акты,
регулирующие
правоотношения
в
процессе профессиональной (трудовой)
деятельности;

нормы
дисциплинарной
и
материальной
ответственности
работника;
4


понятие
правового
регулирования
в
сфере
профессиональной деятельности;

порядок заключения трудового
договора и основания для его
прекращения; права и обязанности
работников в сфере профессиональной
деятельности;

права и свободы человека и
гражданина, механизмы их реализации;

правовое положение субъектов
предпринимательской деятельности;

роль
государственного
регулирования в обеспечении занятости
населения.

1.3 Количество часов на освоение дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 50 академических часа, в том
числе:
- контактной (аудиторной) работы: 48 часов, в том числе в форме
практической подготовки: 26 часа;
- самостоятельной работы обучающегося: 2 часа;

5

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем часов
50

в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия (в том числе в форме практической подготовки)

22
26

контрольная работа

-

Самостоятельная работа 1

2

Промежуточная аттестация в форме

Дифференцированный
зачет

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с
соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов,
необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием учебной дисциплины.
1

6

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Правовые основы профессиональной
деятельности

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1 Основы права
Содержание учебного материала
Понятие и признаки нормы права. Функции норм права. Структура правовой
нормы: гипотеза, диспозиция, санкция. Нормативное и ненормативное
Тема 1.1 Нормы
регулирование профессиональной деятельности.
права. Право в
профессиональной Самостоятельная работа 1
деятельности.
Проработка рекомендуемых учебных изданий. Выполнения индивидуальных
заданий (презентаций, рефератов). Поиск, анализ и оценка информации по
содержанию учебного материала, работа с нормативно-правовыми актами.
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Конституция РФ.
Общая характеристика структуры и содержания Конституции РФ. Понятие и
Правовое
принципы правового государства. Правовое государство и конституционный
государство.
статус личности в РФ.
Раздел 2 Трудовое право
Содержание учебного материала
Понятие, предмет и метод трудового права. Источники трудового права
Нормативно-правовая база профессиональной деятельности. Основные
Тема 2.1 Трудовое
принципы правового регулирования трудовых отношений.
право в системе
Самостоятельная работа 2
российского права
Выполнение индивидуальных заданий (рефератов), подготовка к практическому
занятию. Субъекты трудового права. Подготовка к тестированию по теме:
Общие положения трудового права.

Объем
в часах

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
6
2/2

ОК.1-ОК.11

1

ОК.1-ОК.11

2/4

ОК.1-ОК.11

24
2/6

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

1

ОК.1-ОК.11

7

Содержание учебного материала
Законодательство РФ о занятости и трудоустройстве. Понятие и формы
занятости. Социальные гарантии при потере работы. Роль государственного
Тема 2.2 Трудовые регулирования в обеспечении занятости населения.
Практическое занятие 1
правоотношения
“Нормативные акты”
Практическое занятие 2
«Правоотношения – основа функционирования отрасли»
Содержание учебного материала
Тема 2.3 Трудовой
Трудовой договор: понятие и содержание. Виды трудового договора. Порядок
договор
заключения и изменения трудового договора. Основания прекращения
трудового договора
Содержание учебного материала
Дисциплина труда и методы ее обеспечения. Дисциплинарная ответственность.
Виды материальной ответственности.
Тема 2.4
Практическое занятие 3(в том числе в форме практической подготовки)
Дисциплина труда. «Трудовой договор – основа трудовых правоотношений»
Практическое занятие 4
«Коллективный договор как основа защиты прав трудового коллектива»
Тема 2.5 Правовое
регулирование
рабочего времени
Тема 2.6 Правовое
регулирование
времени отдыха

Содержание учебного материала
Понятие и виды рабочего времени. Особенности режима работы и отдыха,
нормы рабочего времени. Совмещенное рабочее время. Гарантийные и
компенсационные выплаты за работу в особых условиях
Содержание учебного материала
Понятие и виды времени отдыха. Ежегодные отпуска.
Практическое занятие 5(в том числе в форме практической подготовки)
«Рабочее время и время отдыха – основа продуктивной деятельности
предприятия»

2/8

2/10

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4
ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

4/14

2/16

2/18
4/22
4/26

2/28

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4
ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4
ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4
ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

2/30

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

4/34

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

8

Тема 2.7 Трудовые
споры.

Содержание учебного материала
Законодательство о трудовых спорах. Понятие и виды трудовых споров.
Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Коллективные
трудовые споры и порядок их рассмотрения. Подведомственность трудовых
споров суду. Сроки обращения за разрешением трудовых споров. Возложение
ответственности на должностное лицо, виновное в увольнении работника.
Практическое занятие 6
«Трудовой спор как побуждающий фактор улучшения условий труда»

Раздел 3 Административное право

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4
2/36

4/40

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

6

Содержание учебного материала
Тема 3.1. Общая
характеристика
административного
права

Сущность, предмет и метод административного права. Понятие и признаки
административной ответственности. Административное правонарушение:
субъекты и объекты. Виды административных наказаний и порядок их
наложения.

Практическое занятие 7
Решение ситуационных задач по теме: «Административное право».
Дифференцированный зачет
Всего

2/42

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

4/46

ОК.1-ОК.11;
ПК.1.4

2/48
50

9

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования
обеспечению

к

минимальному

материально-техническому

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Правовых основ
профессиональной деятельности», оснащенный оборудованием: посадочные
места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект
учебно-наглядных пособий и плакатов, раздаточный материал, нормативноправовые акты по количеству обучающихся; техническими средствами обучения:
компьютер с лицензированным программным обеспечением, мультимедиа
проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном
процессе.
3.2.1 Нормативные правовые акты
1. Конституция
Российской
Федерации
(принята
всенародным
голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст.
4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая от 30 ноября
1994г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32., Ст.3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая от 26 января
1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст.410.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197- ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001г. №195ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1.
6.
3.2.2 Электронные издания
1.
Данилова А.С., Основы профессиональной компетенции: Учебное
пособие /. - Красноярск.:СФУ, 2016. - 136 с
2.
Меньшов В.Л.. Основы права : учеб. Пособие/— М. : ИД «ФОРУМ» :
ИНФРА-М, 2018. — 158 с. — (Среднее профессиональное образование).
3.
Меньшов В.Л Основы права : учеб. пособие /.. — М. : ИД «ФОРУМ» :
ИНФРА-М, 2017. — 158 с. — (Профессиональное образование).

10

4.
Смоленский М.Б., Маркина Е.В.Основы права: Учебник / - М.: ИЦ
РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 308 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное
образование) (Переплёт) ISBN 978-5-369-01441
5.
Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ФНО
(средних учебных заведений) [Электронный ресурс] / Под ред. И.А. Умновой,
И.А. Алешковой. - М.: РАП, 2013. - 382 с. - ISBN 978-5-93916-400-9.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Малышева Е.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: в
2ч. Ч 1: учебник для студентов учреждений среднего профессионального
образования. - 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 208
с.
2. Малышева Е.П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: в
2ч. Ч 2: учебник для студентов учреждений среднего профессионального
образования. - 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256
с.
3. Харитонова С.В. Трудовое право: учебник для студентов учреждений
среднего профессионального образования. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский
центр «Академия», 2015. – 320 с.
4. Шумилов В.М. Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
учебник для СПО. - 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Издательство Юрайт, 2016. –
423 с.
3.2.4 Электронные ресурсы
1.
Правовая система «Гарант». Форма доступа: www.garant.ru.
2.
Правовая система «Кодекс». Форма доступа: www.kodeks.ru.
3.
Правовая система «Консультант». Форма доступа: www.consultant.ru.
4.
Правовая система «Российское законодательство». Форма доступа:
www.zakonrf.info.
5.
Электронные словари. Форма доступа: slovari.yandex.ru
6.
http://znanium.com/catalog/product/967636

11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:


виды административных
правонарушений
и
административной
ответственности;

классификацию, основные
виды и правила составления
нормативных документов;

нормы
защиты
нарушенных прав и судебный
порядок разрешения споров;

организационно-правовые
формы юридических лиц;

основные
положения
Конституции
Российской
Федерации, действующие законы и
иные нормативные правовые акты,
регулирующие правоотношения в
процессе
профессиональной
(трудовой) деятельности;

нормы дисциплинарной и
материальной
ответственности
работника;

понятие
правового
регулирования
в
сфере
профессиональной деятельности;

порядок
заключения
трудового договора и основания
для его прекращения; права и
обязанности работников в сфере
профессиональной деятельности;

права и свободы человека
и гражданина, механизмы их
реализации;

правовое
положение
субъектов предпринимательской
деятельности;

роль
государственного
регулирования
в
обеспечении
занятости населения;
Умения:


анализировать
и
оценивать
результаты
и
последствия
деятельности
(бездействия) с правовой точки
зрения;

Критерии оценки

Методы оценки

 правильность выбора
нормы права для решения
типовых задач;
 скорость и техничность
выполнения всех видов
работ
по
оформлению
документации;
 результативность
информационного поиска;
 рациональность
распределения времени на
выполнение задания


тестовые задания

фронтальный опрос;

подготовка и защита
сообщений,
докладов
рефератов,

защита практических
работ;

индивидуальные
задания

 правильность выбора
нормы права для решения
типовых задач;
 скорость и техничность
выполнения всех видов
работ
по
оформлению


тестовые задания

устный опрос;

подготовка и защита
сообщений,
докладов
рефератов,

защита практических

Методы оценки
результатов обучения:

балльно- рейтинговая
система;

рефлексивная
контрольно – оценочная
деятельность

12


защищать свои права в
соответствии
с
гражданским,
гражданским процессуальным и
трудовым законодательством;
использовать
нормативные
правовые
документы,
регламентирующие
профессиональную деятельность

документации;
 результативность
информационного поиска;
 рациональность
распределения времени на
выполнение задания.

работ;
задания

индивидуальные

Методы оценки
результатов обучения:

балльно- рейтинговая
система;

рефлексивная
контрольно – оценочная
деятельность

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».