18 ОГСЭ.02 История

Приложение 18
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по
отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 02 История

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Перевалова Екатерина Михайловна, преподаватель истории, высшая
квалификационная категория

2

Содержание
1.Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02 История ........... 4
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы ....................................................................................................................................... 4
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины ..................................................... 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины .......................................................................... 7
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ........................................................... 7
3.Условия реализации программы учебной дисциплины ............................................................ 15

3

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 ИСТОРИЯ
1.1 Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.11
Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования (по отраслям).
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 История обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
В результате освоения учебной дисциплины «История» обучающийся
должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной
сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных
жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в
том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.

4

1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК,
ОК
ОК 01

ОК 02

Умения

Знания

Самостоятельно
определять
цели деятельности, составлять
планы
деятельности,
осуществлять, контролировать
и
корректировать
деятельность.
Выбирать
успешные стратегии.
Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для выполнения
практического задания.

Знать основы самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности,
критической
оценки
и
интерпретации
информации.

Знать,
систематизировать
материалы печати и телевидения
об актуальных проблемах и
событиях в жизни современного
российского общества.
Знать назначение ООН, НАТО,
ЕС и др. организаций и их
деятельности; о роли науки,
культуры
и
религии
в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций.
Знать основы продуктивного
общения и взаимодействия в
процессе
совместной
деятельности.
Знать содержание и назначение
важнейших
правовых
и
законодательных
актов
мирового
и
регионального
значения.

ОК 03

Планировать и реализовывать
собственное
личностное
развитие.

ОК 04

Работать в коллективе и
команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами, руководством.
Осуществлять
устную
и
письменную коммуникацию
на государственном языке с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста.
Проявлять
гражданско- Знать
современную историю
патриотическую
позицию, России, о роли России в
демонстрировать осознанное мировом
историческом

ОК 05

ОК 06

5

ОК 07

ОК 09

ОК 03

поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих ценностей.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
Использовать
средства
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач.
Умение
применять
исторические
знания
в
профессиональной
и
общественной деятельности, в
поликультурном
общении,
умение вести диалог.

процессе, в современном мире.

Основные направления развития
ключевых регионов мира на
рубеже XX-XXI веков;
глобальные
проблемы
человечества.
Знать нормы информационной
безопасности.

Знать сущность и причины
локальных,
региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XX - начале
XXI веков.

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том
числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

Объем
часов
50
48
16
32
2
2

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и
формы организации деятельности
обучающихся

2

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Тема 1.1. Основные
тенденции
развития СССР к
1980-м гг.

в
часах

3

Практическое занятие № 2. Внешняя
политика СССР. Отношения с США, со
странами «третьего мира

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

18

Содержание учебного материала
2/4
Внутренняя политика государственной
власти в СССР в начале 1980-х годов.
Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической
политики.
Внешняя политика СССР. Отношения с
США, со странами «третьего мира».
В том числе, практических занятий
4
Практическое занятие № 1. Внутренняя
политика государственной власти в СССР
к началу 1980-х гг. Особенности
идеологии, национальной и социальноэкономической политики.

Тема 1.2.
Общественнополитическая
жизнь страны в 80е годы XX века.
Перестройка

Объем

ОК 01-ОК 07
ОК 09

2

2

Содержание учебного материала
2/4
Курс на демократизацию общества.
Стратегия «ускорения». Экономическая
реформа 1987 года и причины её
незавершённости. Программа «500 дней».
Антиалкогольная кампания. Жилищная и
продовольственная
программы.
Концепция
нового
политического
мышления.
4
В том числе, практических занятий

ОК 01-ОК 07
ОК 09

Практическое
занятие
№
3. 2
Формирование нового политического
2
курса СССР.
Практическое занятие № 4. Концепция
нового политического мышления.
8

Тема 1.3.
Дезинтеграционные
процессы в России
и Европе во второй
половине 80-х гг.

Содержание учебного материала
2/4
Отражение событий в Восточной Европе
на дезинтеграционных процессах в СССР.
Советско - американские отношения.
Вывод войск из Афганистана. Советско –
китайские
отношения.
Ликвидация
социалистического
содружества.
Объединение Германии. Договор об
обычных
вооружениях.
Парижская
Хартия для новой Европы. Ликвидация
Организации Варшавского договора и
СЭВ. Договор об обычном вооружении.
СНВ-1.
4
В том числе, практических занятий

Практическое занятие № 5. Отражение
событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6. Распад
СССР и образование СНГ.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Тема 2.1. Основные
направления
социально-экономического и политического развития
России в 90-е годы
XX века

Тема 2.2.
Государственнополитическое
развитие
Российской
Федерации в 90-е
годы XX века

ОК 01-ОК 07
ОК 09

2
2

30

Содержание учебного материала
2/4
Переход
к
рыночной
экономике.
«Шоковая
терапия».
Трудности
и
противоречия экономического развития
1990-х годов: реформы и их последствия.
Структурная перестройка экономики,
изменение отношения собственности.
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг. Результаты социальноэкономических и политических реформ
1990-х.
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 7 Основные
2
направления социально- экономического
развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие № 8.
2
Общественно-политическое развитие в
1991-1993 гг.
Содержание учебного материала
2/4
Основные
процессы
политического
развития России. Политический кризис
1993 г. Сепаратизм и угроза распада
России. Двоевластие: борьба за власть
между президентом РФ и Верховным
Советом. Выборы в Государственную
Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции
РФ 1993 г. Принципы федеративного

ОК 01-ОК 07
ОК 09

ОК 01-ОК 07
ОК 09

9

устройства
России.
Проблемы
и
тенденции
во
взаимоотношениях
федерального центра и субъектов РФ.
Выборы в Госдуму 1995 г. Президентские
выборы 1996 г. Внутриполитический
кризис 1999 г. Особенности и этапы
развития многопартийности в России.
Политические партии России.
В том числе, практических занятий

Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя
политика РФ в 90-е
гг. XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX
века

Тема 2.4.
Российская
культура в 90-е
годы XX века

4

Практическое занятие № 9.
2
Государственно-политическое развитие
2
РФ в 90-е гг.
Практическое занятие № 10. Власть и
общество в 90-е гг.
Содержание учебного материала
2/4
Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего
СССР в 90-е годы. Знать сущность и
причины
локальных,
региональных,
межгосударственных конфликтов в конце
XX-начале XXI вв. «Чеченский кризис».
Завершение
«первой
чеченской
кампании». Подписание соглашения о
прекращении
боевых
действий
на
территории Чечни в селении Хасавюрт
(1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан
и начало антитеррористической операции
федеральных войск (1999 г.). «Вторая
чеченская кампания».
4
В том числе, практических занятий
Практическое занятие № 11. Локальные
2
национальные и религиозные конфликты
2
на пространстве бывшего СССР в 90-е
годы. Практическое занятие № 12.
Международное положение России в
конце XX в.
Содержание учебного материала
2/4
Проблема экспансии в Россию западной
системы ценностей и формирование
«массовой культуры». Роль элитарной и
массовой культуры в информационном
обществе. Идеи «поликультурности» и
экстремистские молодежные движения.
Причины возрождения религиозного
фундаментализма и националистического
экстремизма в начале XXI века. Изучение
наглядного и текстового материала,
отражающего традиции национальных

ОК 01-ОК 07
ОК 09

ОК 01-ОК 07
ОК 09

10

культур народов России, и влияния на них
идей «массовой культуры».
В том числе, практических занятий

Тема 2.5.
Перспективы
развития РФ в
современном мире

4

Практическое занятие № 13. «Круглый 2
стол» по проблеме: место традиционных
религий, многовековых культур народов
России в условиях «массовой культуры»
2
глобального мира.
Практическое занятие № 14. Идеи
«поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
Содержание учебного материала
2/4
Внутренняя политика России в начале
XXI в. Новая стратегия развития страны.
Реформа
управления.
Национальные
проекты и структурные преобразования в
экономике.
Выявление взаимосвязи отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических,
политических
и
культурных проблем; необходимость
структурной перестройки экономики,
социальной политической, военной и
других сфер жизни.
Восстановление позиций России во
внешней
политике.
Российско
–
американские
отношения.
Сотрудничество России с ООН, блоком
НАТО.
Взаимодействие с ЕС как
направление внешней политики РФ.
Восточное
направление
внешней
политики. Отношения России со странами
ближнего
зарубежья
Нормализация
ситуации
на
Северном
Кавказе.
Исламский сепаратизм. Террористические
акты и меры по борьбе с терроризмом.
Место России на международной арене.
Территориальная целостность России,
уважение прав ее населения и соседних
народов - главное условие политического
и социально – экономического развития.
Рассмотрение и анализ современных
общегосударственных
документов
в
области
политики,
экономики,
социальной сферы и культуры, и
обоснование на основе этих документов
важнейших перспективных направлений и
проблем в развитии РФ. Анализ
документов ВТО, ЕЭС, НАТО и др.
международных организаций в сфере
глобализации различных сторон жизни

ОК 01-ОК 07
ОК 09

11

общества с позиции гражданина России.
В том числе, практических занятий

4

Практическое
занятие
№
15. 2
Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном
этапе.
2
Дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа обучающихся

2

Всего:
48

12

Тематический план по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История
№
занятия
1-2
3-4

5-6
7-8
9-10
11-12

13-14
15-16
17-18

19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36

Темы занятий
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.
Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.
Практическое занятие № 1 Внутренняя политика государственной власти
в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной и
социально-экономической политики.

Объём
часов
18
2
2

Практическое занятие № 2 Внешняя политика СССР. Отношения с
сопредельными государствами Евросоюза, США, странами третьего
мира.
Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века.
Перестройка
Практическое занятие № 3 Формирование нового политического курса

2
2
2

СССР.

Практическое занятие № 4 Концепция нового политического мышления.

2

Самостоятельная работа обучающихся
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине
80-х гг.
Практическое занятие № 5 Отражение событий в Восточной Европе на
дезинтеграционных процессах в СССР.
Практическое занятие № 6 Распад СССР и образование СНГ.
Самостоятельная работа №1
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века
Основные направления социально-экономического и политического
развития России в 90-е годы XX века
Практическое занятие №7 Основные направления социальноэкономического развития России в 90-е годы XX века.
Практическое занятие №8 Общественно-политическое развитие в 19911993 гг.
Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90е годы XX века
Практическое занятие №9 Государственно-политическое развитие РФ в
90-е гг.

1
2
2
2
1
30
2
2
2
2
2

Практическое занятие № 10. Власть и общество в 90-е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е гг. XX в.
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века
Практическое занятие №11 Локальные национальные и религиозные
конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы.
Практическое занятие №12 Международное положение России в конце
XX в.

2
2
2
2
13

37-38
39-40
41-42
43-44
45-46

47-48

Российская культура в 90-е годы XX века
Практическое занятие № 13«Круглый стол» по проблеме: место
традиционных религий, многовековых культур народов России в
условиях «массовой культуры» глобального мира.
Практическое занятие № 14 Идеи «поликультурности» и экстремистские
молодежные движения.
Перспективы развития РФ в современном мире
Практическое занятие № 15. Перспективные направления и основные
проблемы развития РФ на современном этапе.

2
2
2
2
2

Самостоятельная работа №2
Дифференцированный зачёт
Всего:

1
2
50ч.

14

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Истории», оснащенный оборудованием:
 посадочные места по количеству обучающихся;
 рабочее место преподавателя;
 комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «История»;
 методическая документация;
 раздаточный материал по дисциплине «История»;
 справочная литература.
Технические средства обучения:
1.Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
2.Мультимедийный проектор;
3. Интерактивная доска
4.Свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне
учебной деятельности обучающихся.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и/или электронные образовательные и
информационные
ресурсы,
рекомендуемые
для
использования
в
образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания
Основная литература:
1. Артёмов В.В. История: учебник для студ. учреждений сред.проф.
образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 16-е изд., стер.  М.:
Издательский центр «Академия», 2020.  448 с.

15

Дополнительная литература:
1. Зуев М.Н. История России: учебник и практикум для СПО / М.Н. Зуев,
С.Я. Лавренов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 545 с.
– Серия: Профессиональное образование.
2 Артёмов, В.В. История (для всех специальностей СПО): учебник для студ.
учреждений сред.проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 2е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.
2. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Учебник 11 класс. История России,
XX - начало XXI века. М.: Просвещение, 2013.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1.История: учебное пособие / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев,
Е.В. Шевелева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 528 с. - (Среднее профессиональное
образование). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1007623
(по подписке)
2. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века: учебник и
практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев,
С. Я. Лавренов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01245-3. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/491562 (дата обращения: 10.02.2022).
3. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего
профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией
Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения:
10.02.2022).
4. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века): учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов,
М. А. Сафонова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. –
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12892-5. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
5. История России с древнейших времен до наших дней : учебное пособие
/ А. Х. Даудов, А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Кривошеев [и др.] ; под. ред. А. Х.
Даудов. - СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 368 с. - ISBN 978-5-288-05973-5.
- Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1081437 (дата
обращения: 12.09.2022). – Режим доступа: по подписке.

16

6.История. ру. Сайт о Всемирной Истории в деталях. – Режим доступа:
http://www.istoriia.ru. – Загл. с экрана.
7.Википедия:
свободная
энциклопедия.
–
Режим
доступа:
https://ru.wikipedia.org. – Загл. с экрана.
8. Intellect-video.com: История России и СССР. онлайн-видео. – Режим
доступа: http://intellect-video.com/russian-history/. – Загл. с экрана.
9.Всемирная история. – Режим доступа: http://www.world-history.ru. – Загл. с
экрана.

17

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Знать
- современную историю
России, мировой исторический
процесс;
основные направления
развития ключевых регионов
мира на рубеже XX-XXI веков;
-сущность и причины
локальных, региональных,
межгосударственных
конфликтов в конце XXначале XXI веков;
-основные процессы
(интеграционные,
поликультурные,
миграционные и иные)
политического и
экономического развития
ведущих регионов мира;
-назначение ООН, НАТО, ЕС и
др. организаций и их
деятельности;
-о роли науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
-содержание и назначение
важнейших правовых и
законодательных актов
мирового и регионального
значения.
Уметь
-ориентироваться в
современной экономической,
политической, культурной
ситуации в России и мире; ориентироваться в
современной экономической,
политической, культурной
ситуации в России и мире;

При составлении каждого
контрольного вопроса к
программе по разделу
«знать» учитываются:
- знания, усваиваемые на
память;
- знания, реализуемые с
помощью учебно-наглядных
пособий (плакатов и т.п.);
- знания, реализуемые с
помощью конспекта лекций,
учебной литературы,
справочников.

Методы оценки

Формы контроля обучения
- домашнее задание
проблемного характера;
- практическое задание по
работе с информацией,
документами, литературой;
- подготовка и защита
индивидуальных и
групповых заданий
проектного характера;
Формы оценки
результативности обучения:
- накопительная система
баллов, на основе которой
«Отлично», если
выставляется итоговая
обучающийся показал
отметка;
глубокие и твердые знания
- традиционная система
программного материала.
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на
«Хорошо», если
основе которых
обучающийся твердо знает
выставляется итоговая
программный материал,
отметка.
грамотно и без ошибок его
Методы контроля
излагает, правильно
направлены на проверку
применяет полученные
умения обучающихся:
знания к решению
- отбирать и оценивать
практических задач;
исторические факты,
процессы, явления;
«Удовлетворительно», если
- выполнять условия здания
обучающийся имеет знания
на творческом уровне с
только основного материала, представлением
требует в отдельных случаях собственной позиции;
дополнительных
- делать осознанный выбор
(наводящих) вопросов для
способов действий из ранее
полного ответа, допускает
известных;
неточности, отвечает
осуществлять
неуверенно;
коррекцию (исправление)
сделанных ошибок на новом
«Неудовлетворительно»,
уровне предлагаемых
если обучающийся
заданий;
18

-выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических
и культурных проблем;
-выявлять взаимосвязь
отечественных, региональных,
мировых социальноэкономических, политических
и культурных проблем;

допускает грубые ошибки
при ответе на поставленные
вопросы, не может
применить полученные
знания на практике, имеет
низкие навыки работы.

- работать в группе и

представлять как свою, так
и позицию группы;
- проектировать
собственную гражданскую
позицию через
проектирование
исторических событий.
Методы оценки результатов
обучения:
-мониторинг роста
творческой
самостоятельности и
навыков получения нового
знания каждым
обучающимся;
-формирование результата
промежуточной аттестации
по дисциплине на основе
суммы результатов
текущего контроля и
дифференцированного
зачёта.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».