15 ДУП.02 Родная литература

Приложение 15
к ОПОП по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация
и обслуживание электрического и
электромеханического
оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДУП.02 Родная литература

Сухой Лог
2023

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования
(далее
ФГОС СПО) по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Организация – разработчик: ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный
техникум»
Разработчик: Жигунова Т.П, преподаватель

2

Содержание
Пояснительная записка

4

Объём учебного предмета

6

Содержание учебного предмета

7

Планируемые результаты освоения учебного предмета

9

Тематическое планирование учебного предмета

15

Условия реализации программы учебного предмета

20

Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

21

3

Пояснительная записка
Рабочая программа «Родная литература» предназначена для

реализации

вариативной части общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и
обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) в
ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». Программа разработана с
учетом требований ФГОС среднего общего образования при подготовке специалистов по
специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и
электромеханического оборудования (по отраслям).
Программа разработана на основе
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Закона Свердловской области от 15 июля 2013г. № 78-ОЗ «Об образовании
Свердловской области».
3.Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
среднего профессионального образования по специальности 13.02.11. Техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по
отраслям)
4. Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Родная
литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), разработанной для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования.
5. Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования
на

базе

основного

государственных

общего

образования

образовательных

с

стандартов

учетом
и

требований

получаемой

федеральных

профессии

или

специальности среднего профессионального образования.
6.Учебного плана ГАПОУ «Сухоложский многопрофильный техникум».
7. Календарного учебного графика ГАПОУ «Сухоложский многопрофильный
техникум».
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Родная литература»
направлено на достижение следующих целей:

4

- воспитание

и развитие

личности, способной понимать и эстетически

воспринимать произведения родной литературы и обладающей гуманистическим
мировоззрением,
самосознанием,

общероссийским
чувством

гражданским

патриотизма

и

сознанием

гордости

от

и

национальным

принадлежности

к

многонациональному народу России;
-

осознание

исторической

преемственности

поколений,

формирование

причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение
русской культуры;
- формирование познавательного интереса к родной литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта народов
Российской Федерации и Урала, включение обучающегося в культурно-языковое поле
своего народа и приобщение к его культурному наследию; развитие представлений о
специфике уральской литературы в ряду других искусств, культуры читательского
восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и
эстетической

обусловленности

литературного

процесса;

образного

мышления,

художественного вкуса;
- формирование общего представления об историко-литературном процессе;
обогащение

активного

и

потенциального

словарного запаса

в

соответствии

с

особенностями уральской лексики, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных

историко-литературных

сведений

и

теоретико-литературных

понятий,

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как
художественного

целого

в

его

историко-литературной обусловленности с

использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
- развитие у обучающихся критического мышления, интеллектуальных и
творческих

способностей,

самореализации

личности

необходимых
в

для

многонациональном

успешной
российском

социализации

и

государстве

и

многонациональном Урале;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений
окружающего

мира,

восприятия

информации

литературного

и общекультурного

содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной
литературы.

5

Объём учебного предмета
Объём учебного предмета
Общая трудоёмкость учебного предмета
В том числе
Во взаимодействии с преподавателем
В том числе
Лекции, уроки
Практические занятия
Профессионально ориентированное содержание
В том числе
Теоретическое обучение
Практические занятия
Консультации
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

6

Всего
академических
часов
39
39
20
18
0
0
0
0
1

Содержание учебного предмета
Введение
Специфика родной литературы как вида искусства. Самобытность уральской
литературы. Писатели и учёные о богатстве и выразительности языка и русской
литературы. Самобытность родной литературы второй половины 19 века (обобщение
ранее изученного материала).
Социально-историческое и психологическое направление в творчестве
уральских писателей
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912)
Социально-историческое и психологическое направление в романе Д.Н. МаминаСибиряка «Приваловские миллионы». Образ Сергея Привалова в романе, истоки
формирования его характера. Сюжет и композиция произведения. Образ Урала в
творчестве писателя. Женские образы в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские
миллионы».
Уральская литература первой половины ХХ века
Павел Петрович Бажов (1879 – 1950). Сведения из биографии. Сказание об
Урале. Язык уральцев по сказам П.П. Бажова. Идейно-художественное своеобразие
произведений П.П. Бажова. Уральская тематика произведений писателя. Сказы как
особый жанр писателя . Сказ «Ключ земли»
Поэты Урала
Алексей Константинович Толстой (1817-1875) «Край ты мой, родимый край».
Анализ стихотворения. Наблюдение над многообразием средств художественной
выразительности.
Логическое ударение. Нравственная самооценка. Выразительное чтение стихов
уральских поэтов. Уральский тип стихотворца: поэзия С. П. Щипачева, Л.К.
Татьяничевой, Л. Сорокина, К. А. Некрасовой и др.
Тема войны в поэзии Урала
Поэзия военных лет Л. К. Татьяничевой (1915-1980). Драматизм, высокие порывы
души, самоотвержения и жажды жизни. Биография поколения, которому выпала тяжесть
минувшей войны. Героический подвиг Мусы Джалиля (1906 – 1944), его легендарная
«Маобитская тетрадь». Лирический характер, зрелость, целеустремлённость. Анализ
лирических произведений М. Джалиля.
Отражение общественной и культурной жизни страны в разные периоды
исторического развития
Отражение конфликтов истории в творчестве В.Т. Шаламова (1907-1982).
«Колымские рассказы»: их художественное своеобразие, ясность, простота.
Деревенская проза. В.М. Шукшин (1929-1974). Сведения из биографии. Рассказы
В. Шукшина. Изображение жизни русской деревни. Анализ эпизодов Деревенской прозы
в творчестве В. Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик».
Авторская песня
Место авторской песни в историко-культурном процессе: содержательность,
искренность, внимание к личности. Текстовый анализ авторских песен, их сатирическая
направленность.
Авторская песни Б.Ш. Окуджавы, Ю.И. Визбора, В.С. Высоцкого, А.Я.
Розенбаума.
Уральская литература 80-90-х годов
Творческая биография и художественный мир В.П. Астафьева (1924-2001).
Тема защиты родной земли и защиты природы от истребления в романах В.П.
Астафьева «Прокляты и убиты». Цельная трагическая картина военной эпохи. Роман
«Царь-рыба».
7

Уральская драматическая проза
Жизнь и творчество Н.В. Коляды (1957), 66 лет. Пьеса «Канотье»: социальные и
психологические конфликты, взаимоотношения родителей и детей. Проблемы
всепрощения человека.

8

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Код и наименование
формируемых компетенций1

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
ОК
01.
Выбирать
В части трудового воспитания:
способы
решения
задач
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
профессиональной
трудолюбие;
деятельности применительно к
- готовность к активной деятельности социальной
различным контекста
направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие
результатов
целям,
оценивать
риски
последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при решении
жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками творческой и проектной

9

Дисциплинарные
Сформировать представления о роли
и месте литературы в современном
обществе, о роли родной литературы в
развитии гуманитарных наук, о вкладе
российских писателей в развитие новых
методов уральской прозы и поэзии; роль
литературных знаний в формировании
кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;.

ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

деятельности, навыками разрешения проблем;
выявлять
причинно-следственные
связи
и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- - способность их использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
10

уметь
учитывать
границы
применения
изученных
литературных
жанров;
- уметь формировать собственную
позицию по отношению информации,
получаемой из разных источников, умений
использовать цифровые технологии для
поиска, структурирования, интерпретации и
представления
учебной
и
научнопопулярной информации; развитие умений
критического анализа информации.

ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания
по
финансовой грамотности в
различных
жизненных
ситуациях

поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации
различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности личности
В области духовно-нравственного воспитания:
-сформированность
нравственного
сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные
решения,
ориентируясь
на
моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение устойчивого
будущего;
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать
11

- владеть основными методами
эстетического познания, используемыми в
литературе: объяснять гуманистическую
основу уральских произведений, используя
литературные теории, понятия, умение
обобщать и делать выводы

собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и работать в самоопределению;
коллективе и команде
-овладение
навыками
учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
12

- овладеть умениями работать в
группе
с
выполнением
различных
социальных ролей, планировать работу
группы,
рационально
распределять
деятельность в нестандартных ситуациях,
адекватно оценивать вклад каждого из
участников
группы
в
решение
рассматриваемых литературных проблем

ОК 05. Осуществлять
устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации
с
учетом
особенностей
социального и культурного
контекста

- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение,
быть инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
В области эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта, труда и
общественных отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и общества
отечественного
и
мирового
искусства,
этнических
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества творческой
13

- сформировать умения объяснять
литературные
явления
на
основе
социальных фактов,
- овладеть знаниями особенностей
уральской литературы и языка уральцев на
основе художественных текстов;
- выявлять значение уральской
литературы,
произведений
местных
прозаиков и поэтов;
- учить высказывать собственную
позицию
относительно
произведений
уральской
литературы,
применять

личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств

14

вербальные и невербальные средства речи
для
построения
эмоциональных
высказываний о сюжете, героях и
проблемах, поставленных авторами

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Номер
урока

1-2

3-4

5-6

7-8

Наименование
раздела, темы

Содержание учебного материала (в том числе
профессионально-ориентированное2)

Количество
В том числе
академических
часов во
взаимодействии Л, УР
ПЗ
с
преподавателем

Введение
Специфика родной литературы как вида
Тема 1.1.
2
искусства.
Самобытность
уральской
Особенности
литературы.
уральской
Писатели и учёные о богатстве и
литературы
выразительности
языка
и
русской
литературы.
Самобытность
родной
литературы второй половины 19 века
(обобщение ранее изученного материала)
Раздел 1. Родная литература второй половины 19 века
1.
Социально-историческое
и
Тема 1.2
4
психологическое направление в романе Д.Н.
Социально«Приваловские
историческое
и Мамина-Сибиряка
миллионы».
психологическое
направление
в 2. Образ Сергея Привалова в романе, истоки
формирования его характера. Сюжет и
творчестве
уральских писателей композиция произведения. Образ Урала в
творчестве писателя
Практическое занятие 1. Женские образы в
2
романе
Д.Н.
Мамина-Сибиряка
«Приваловские миллионы»
Раздел 2. Литература первой половины ХХ века

15

Л

СР

Формируемые
компетенции

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,

электрического и электроме
УР

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07

ПЗ

ОК 05;ОК 06

9-10

Тема 2.1
Уральская
литература
первой
половины
ХХ века

11-12

13-14

15-16

Тема 2.2
Поэты Урала

П.П. Бажов. Сведения из биографии.
Сказание об Урале. Автор уральских сказов
по мотивам уральского фольклора. Соединял
сказочные сюжеты с описанием реального
быта горняков. Язык уральцев по сказам
П.П. Бажова.

2

Практическое занятие 2
Идейно-художественное
своеобразие
произведений П.П. Бажова. Уральская
тематика произведений писателя. Анализ
сказа «Ключ земли».
А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край».
Анализ стихотворения. Наблюдение над
многообразием средств художественной
выразительности.
Практическое занятие 3
Логическое
ударение.
Нравственная
самооценка. Выразительное чтение стихов
уральских
поэтов.
Уральский
тип
стихотворца: поэзия М. Найдича, С. П.
Щипачева, Л. Сорокина, К.А. Некрасовой и
др. Анализ поэтических текстов по выбору
обучающихся

2

16

2

2

УР

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПЗ

УР

ОК 01
ОК 02

ОК 02; ОК
03;ОК 04; ОК
05
ПЗ

ОК 05;ОК 06

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

Поэзия военных лет Л. К. Татьяничевой.
Тема 2.3
высокие
порывы
души,
Тема войны в поэзии Драматизм,
самоотвержения и жажды жизни. Биография
Урала
поколения,
которому
выпала
тяжесть
2
минувшей войны. Героический подвиг Мусы
Джалиля, его легендарная «Маобитская
тетрадь». Лирический характер, зрелость,
целеустремлённость
Практическое занятие 4
Анализ лирических произведений Л.К.
2
Татьяничевой и М. Джалиля.
Раздел 3. Литература второй половины 20 века
Отражение конфликтов истории в творчестве
Тема 3.1
В.Т. Шаламова. «Колымские рассказы»: их
Отражение
художественное
своеобразие,
ясность,
общественной и
простота.
культурной жизни
2
Деревенская проза. В.М. Шукшин. Сведения
страны в разные
из биографии. Рассказы В. Шукшина.
периоды
Изображение жизни русской деревни.
исторического
развития
Практическое занятие 5.
2
Деревенская проза в творчестве В.М.
Шукшина. Анализ рассказа В.М. Шукшина
«Чудик»
Место авторской песни в историкоТема 3.2
2
культурном процессе: содержательность,
Авторская песня
искренность, внимание к личности.
Практическое занятие 6
2
Текстовый анализ авторских песен, их
сатирическая направленность.
Творческая биография и художественный мир
Тема 3.3
2
В.П.
Астафьева.
Романы
«Царь-рыба»,
Уральская
литература 80-90-х г. «Прокляты и убиты».
17

УР

ПЗ

УР

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ПЗ

УР

ОК 04; ОК 05
ПЗ

УР

ОК 04; ОК 05

ОК 02; ОК 03
ОК 04; ОК 05

31-32

33-34

35-36

37-38

39
Всего:

Практическое занятие 7
Тема защиты родной земли и природы в
романах В.П. Астафьева «Царь-рыба»,
«Прокляты и убиты». Цельная трагическая
картина военной эпохи и мирного времени
Жизнь и творчество Н. В. Коляды. Пьеса
Тема 3.4
«Канотье»: социальные и психологические
Уральская
драматическая проза конфликты, взаимоотношения родителей и
детей.
Практическое занятие 8
Анализ пьесы Н.В. Коляды «Канотье», герои,
их взаимоотношения, проблема всепрощения
человека
Практическое занятие 9
Драматургия
В.В.
Сигарева
Пьесы
«Пластилин», «Агасфера» и др. Социальные
драмы автора.
Промежуточная аттестация Дифференцированный зачёт. Тест

2

УР

2

УР

2

1
39
Л – лекция Ур – урок ПЗ – практическое занятие

18

ПЗ

2

ОК 04; ОК 0

ПЗ

ОК 01 ОК 02;
ОК 05

ПЗ

ОК 05; ОК 06

19

Условия реализации программы
Для реализации программы дисциплины используется кабинет литературы:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для самостоятельных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы текущей и промежуточной аттестации.
Помещение кабинета соответствует требованиям Санитарно-эпидемиологических правил
и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02): оснащено типовым оборудованием, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
- учебная литература.
Информационное обеспечение программы
Для обучающихся
История литературы Урала. 19 век: в 2-х кН. / под ред. проф. Е.К. Созиной. –
Москва: Издательский Дом ЯСК, 2020. – Кн. 1. – 664 с. ; Кн. 2. -768 с.: с ил.
Маштакова Л.В. , Т.И. Хоруженко Русская литература конца 19- начала 20 вв.:
модернистские тенденции в творчестве поэтов и писателей Урала: учебное пособие. –
Екатеринбург: Издательство Урал. Ун-та, 2023. – 129 с.
Для преподавателя
Абашеев В. Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики: учеб. пособие.
Пермский гос. нац.иссл. ун-т. Пермь, 2012. – 140 с.
Борис Рыжий: исследования и материалы: коллективная монография / под ред. Н.Л.
Быстрова, Т.А. Арсенова. – Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2022. – 488 с.
П.П. Бажов в меняющемся мире: монография / М.А. Литовская, Е.Е. Приказчиков и
др. – Екатеринбург: Издательство Урал. Ун-та, 2022. – 261 с.
Творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка и современный мир: монография / Редколлегия
О.В. Зырянов и Е.К. Созина. – Москва; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2024. – 406 с.
интернет-ресурсы
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия
«Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов»).

20

Контроль и оценка результатов освоения
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета проводится в рамках
текущей и промежуточной аттестации.
Текущая аттестация проводится на учебных занятиях в соответствии с
тематическим планом и технологическими картами занятий.
Промежуточная аттестация проводится с целью контроля освоения обучающимися
запланированных результатов освоения учебного предмета.
Порядок проведения текущей и промежуточной аттестации определяется
оценочными средствами.

Код
и
наименование
формируемых
компетенций3
ОК
01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекста

Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В
части
трудового
воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной
деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными
учебными
познавательными
действиями:
а)
базовые
логические
действия:
самостоятельно
формулировать и актуализировать
проблему,
рассматривать
ее
всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять
цели
деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски

21

Осуществлять
аналитическую работу с
текстами художественных
произведений; участвовать
в беседе, отвечать на
вопросы, самостоятельно
выполнять задания по
учебнику,
выразительно
читать
стихотворения,
писать сочинение;
сформировать
представление
об
основных фактах жизни и
творчества,
эпизодах
текстов
произведений
писателей-классиков
первой половины ХIХ века
языка;
- владеть, дополнительной
информацией по теме
(дополнительная
литература, энциклопедии,
словари, в том числе
интернет-источники);
осуществлять
аналитическую работу с
текстами художественных
произведений,
писать
сочинение, эссе;
формировать
умение
выразительно
читать
стихотворения,
анализировать
тексты

ОК
02.
Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности

последствий деятельности;
развивать
креативное
мышление при решении жизненных
проблем
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской
и
проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
выявлять
причинноследственные связи и актуализировать
задачу,
выдвигать
гипотезу ее
решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в
ходе решения задачи результаты,
критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную
и
практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания
из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и
решения;
способность
их
использования в познавательной и
социальной практике
В области ценности научного
познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки
и
общественной
практики,
основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
- совершенствование языковой
и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными
учебными
познавательными
22

стихотворений,
участвовать
в
беседе,
составлять тезисный план
выступления и сочинения;
формировать
умение
подбирать
необходимый
материал
для сообщений, рефератов,
самостоятельно
писать
ведение и заключение;
уметь
перерабатывать
информацию
в
соответствии
с
поставленной
целью.
составлять презентацию по
выбранной теме, уметь
доказательно
обобщать
представленные данные.

уметь
формировать собственную
позицию по эпизодам
художественных
произведений
использовать
цифровые
технологии для поиска,
структурирования,
интерпретации
и
представления учебной и
научно-популярной
информации;
- развитие умений
критического
анализа
получаемой информации в
соответствии со своим
представлением
о
миропонимании;
- уметь конспектировать,
анализировать
тексты

ОК
03.
Планировать
и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных жизненных
ситуациях

действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию
информации
различных
видов
и
форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая
оптимальную
форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность
информации,
ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий в
решении
когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владеть
навыками
распознавания и защиты информации,
информационной
безопасности
личности
В
области
духовнонравственного воспитания:
-сформированность
нравственного сознания, этического
поведения;
способность
оценивать
ситуацию и принимать осознанные
решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в
построение устойчивого будущего;
- ответственное отношение к
своим родителям и (или) другим
членам семьи, созданию семьи на
основе
осознанного
принятия
ценностей
семейной
жизни
в
соответствии с традициями народов
России;
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
23

художественных
произведений и учебника,
выразительно
читать
прозаический текст, работать
с
иллюстративным
материалом;

владеть
основными
методами
научного
познания,
используемыми
в
литературоведении: уметь
анализировать
художественные явления,
используя методы оценки,
проводить исследование
художественных
и
и
поэтических
текстов
объяснять
полученные
результаты, с позиции
своего
восприятия
материала
и
делать
выводы;
сформировать
представления о методах
получения научных знаний
в теории литературы;

а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной
деятельности
и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять
план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
давать
оценку
новым
ситуациям;
способствовать формированию
и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать
приемы
рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решения по
их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление
к
достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии,
включающей
способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при
осуществлении
коммуникации,
способность
к
сочувствию
и
сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать отношения с другими
людьми,
заботиться,
проявлять
интерес и разрешать конфликты
- готовность к саморазвитию,
ОК
04.
Эффективно
самостоятельности
и
взаимодействовать и самоопределению;
работать в коллективе
-овладение навыками учебнои команде
исследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
24

формировать
умение
отвечать
на
проблемные
вопросы,
конспектировать,
составлять
систематизирующие
таблицы
по
тексту,
тезисные
и цитатные
планы для сочинения и
устного
выступления,
писать
сочинения,
анализировать
тексты
художественных
произведений.

- уметь создавать устные
монологические
и
диалогические
высказывания
различных
типов и жанров;
уметь
выступать
публично,
представлять
результаты
учебно-

исследовательской
и
проектной деятельности;
использовать
образовательные
информационнокоммуникационные
инструменты и ресурсы для
решения учебных задач;
сформировать
представления об аспектах
разного
понимания
эпизодов художественных
произведений и авторской
позиции в них;
уметь применять знание
норм
современного
русского
литературного
языка в речевой практике,
корректировать устные и
письменные высказывания;
- обобщать знания по
теории
литературы
и
критики художественных
произведений;
- уметь работать с разными
критическими статьями в
электронном формате;
- уметь использовать
правила русского речевого
этикета
в
социальнокультурной,
учебнонаучной,
официальноделовой сферах общения, в
повседневном
общении,
интернет-коммуникации.
В
области
эстетического - формировать умение
готовить
литературную
воспитания:
- эстетическое отношение к композицию, сообщения и
выразительно
миру,
включая
эстетику быта, доклады;
читать
наизусть;
работать
научного и технического творчества,
спорта, труда и общественных индивидуально и в группе с
текстами
художественных
отношений;
произведений; реферировать
- способность воспринимать тексты; писать сочинения.
различные виды искусства, традиции
сформировать
и творчество своего и других народов, знания о признаках текста,
ощущать эмоциональное воздействие его
структуре,
видах
искусства;
информации в тексте; уметь
- убежденность в значимости понимать, анализировать и
для
личности
и
общества комментировать основную
отечественного и мирового искусства, и дополнительную, явную и
этнических культурных традиций и скрытую
(подтекстовую)
народного творчества;
информацию
- готовность к самовыражению художественных текстов,

б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать действия по ее
достижению:
составлять
план
действий, распределять роли с учетом
мнений
участников
обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять
работу
в
условиях
реального,
виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое
поведение
в
различных
ситуациях,
проявлять
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других
людей:
принимать
мотивы
и
аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
развивать
способность
понимать мир с позиции другого
человека
ОК
05
Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и
культурного
контекста

25

в разных видах искусства, стремление
проявлять
качества
творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные
средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
развернуто
и
логично
излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 06

Проявлять
гражданскопатриотическую позицию:
- демонстрировать осознанное
поведение на основе традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом
гармонизации межнациональных и
межрелигиозных отношений;
применять
стандарты
антикоррупционного поведения

ОК 07

Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого производства,
эффективно
действовать
в
чрезвычайных ситуациях

26

воспринимаемых образно;
выявлять
логикосмысловые
отношения
между частями текста;
создавать тексты разных
функционально-смысловых
типов; тексты научного,
публицистического стилей,
на основе прочитанных
произведений;
уметь
формулировать
свою
позицию
относительно
героев или прочитанных
произведений и писать
сочинение
(объем
сочинения не менее 150
слов);
овладение
умением
строить высказывание на
основе
прочитанного
текста
с
позиций
гражданскопатриотических
представлений;
выявлять
духовнонравственные
основы
поведения
героев
художественных
произведений;
- формировать умение
критиковать
отрицательные
факты
действительности
на
основе
художественных
текстов,
вырабатывая
отрицательное отношение
к
антикоррупционному
поведению.
на
основе
художественных
произведений овладевать
умением необходимости
сохранения окружающей
среды;
на
основе
публицистических
материалов
показывать
призывы
учёных
о
необходимости создания
безвредных производств,
не
приносящих

разрушений природе и
человеку;
на
основе
художественных
и
публицистических
материалов
учить
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Освоение учебного предмета способствует формированию общих и
профессиональных компетенций:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной
деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать
знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных
отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

27

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».