Приложение к ОПОП по специальности по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка .....................................................................................................3 РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ .....................................................................................................3 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся ...............................................3 1.2 Направления воспитания ............................................................................ 4 1.3 Целевые ориентиры воспитания ...............................................................5 РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ .............................................................................11 2.1 Уклад ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» ...........11 2.2 Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности ........................................................................15 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ .........................................................................23 3.1 Кадровое обеспечение ...............................................................................23 3.2 Нормативно-методическое обеспечение ..........................................23 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями ......................................25 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся ............26 3.5 Анализ воспитательного процесса ......................................................27 Приложение 1. Календарный план воспитательной работы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа воспитания 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации направлена на формирование гражданина страны: - разделяющего традиционные российские ценности, проявляющего гражданскопатриотическую позицию, готового к защите Родины; - выражающего осознанную готовность стать высококвалифицированным специалистом в выбранной профессиональной деятельности и трудиться на благо государства и общества; - готового к созданию крепкой семьи и рождению детей. Программа разработана с учётом Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского образования 01.07.2020); Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (утверждены Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО, утвержденного приказом Минпросвещения России от 24.08.2022 № 762, федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. Структурным элементом Программы является календарный план воспитательной работы. РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ Воспитательная деятельность в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» является неотъемлемой частью образовательного процесса, планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Участниками образовательных отношений в части воспитания являются педагогические работники техникума, обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум». Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся — развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания: - усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); - формирование и развитие осознанного позитивного отношения к ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе (их освоение, принятие), современного научного мировоззрения, мотивации к труду, непрерывному личностному и профессиональному росту; - приобретение социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, в том числе в профессионально ориентированной деятельности; - подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с учетом получаемой квалификации (социально-значимый опыт) во благо своей семьи, народа, Родины и государства; - подготовка к созданию семьи и рождению детей. 1.2 Направления воспитания Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности с учётом направлений воспитания: - гражданское воспитание — формирование российской идентичности, чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию, многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры; - патриотическое воспитание — формирование чувства глубокой привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа; - духовно-нравственное воспитание — формирование устойчивых ценностно-смысловых установок обучающихся по отношению к духовно-нравственным ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства; - эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры, эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; - физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — формирование осознанного отношения к здоровому и безопасному образу жизни, потребности физического самосовершенствования, неприятия вредных привычек; - профессионально-трудовое воспитание — формирование позитивного и добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и навыков; мотивации к творчеству и инновационной деятельности; осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности как средству реализации собственных жизненных планов; - экологическое воспитание — формирование потребности экологически целесообразного поведения в природе, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей среды, важности рационального природопользования; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; - ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3 Целевые ориентиры воспитания 1.3.1 Инвариантные целевые ориентиры Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению духовнонравственных ценностей» (утв. Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809) ключевым инструментом государственной политики в области образования, необходимым для формирования гармонично развитой личности, является воспитание в духе уважения к традиционным ценностям, таким как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ) воспитательная деятельность должна быть направлена на «…формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Эти законодательно закрепленные требования в части формирования у обучающихся системы нравственных ценностей отражены в инвариантных планируемых результатах воспитательной деятельности (инвариантные целевые ориентиры воспитания). Инвариантные целевые ориентиры воспитания соотносятся с общими компетенциями, формирование которых является результатом освоения программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с требованиями ФГОС СПО: - выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам (ОК 01); - использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности (ОК 02); - планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях (ОК 03); - эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде (ОК 04); - осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста (ОК 05); - проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения (ОК 06); - содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях (ОК 07); - использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности (ОК 08); - пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке (ОК 09). Инвариантные целевые ориентиры воспитания выпускников ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Целевые ориентиры Гражданское воспитание Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе. Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания. Проявляющий гражданско-патриотическую позицию, готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие в социально-политических процессах на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан. Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности. Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в студенческом самоуправлении, добровольческом движении, предпринимательской деятельности, экологических, военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах) Патриотическое воспитание Осознающий свою национальную, этническую принадлежность, демонстрирующий приверженность к родной культуре, любовь к своему народу. Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, общероссийскую идентичность. Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, их традициям, праздникам. Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении общероссийской идентичности. Духовно - нравственное воспитание Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения. Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, традиционных религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан. Понимающий и деятельно выражающий понимание ценности межнационального, межрелигиозного согласия, способный вести диалог с людьми разных национальностей и вероисповеданий, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, рождение и воспитание детей и принятие родительской ответственности. Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России. Эстетическое воспитание Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия. Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на душевное состояние и поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние. Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве. Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей, на эстетическое обустройство собственного быта, профессиональной среды. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Понимающий и выражающий в практической деятельности понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде. Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья. Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), понимания состояния других людей. Демонстрирующий и развивающий свою физическую подготовку, необходимую для избранной профессиональной деятельности, способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в изменяющихся условиях (профессиональных, социальных, информационных, природных), эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. Использующий средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности Профессионально – трудовое воспитание Понимающий профессиональные идеалы и ценности, уважающий труд, результаты труда, трудовые достижения российского народа, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны. Участвующий в социально значимой трудовой и профессиональной деятельности разного вида в семье, образовательной организации, на базах производственной практики, в своей местности. Выражающий осознанную готовность к непрерывному образованию и самообразованию в выбранной сфере профессиональной деятельности. Понимающий специфику профессионально-трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, готовый учиться и трудиться в современном высокотехнологичном мире на благо государства и общества. Ориентированный на осознанное освоение выбранной сферы профессиональной деятельности с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, государства и общества. Обладающий сформированными представлениями о значении и ценности выбранной профессии, проявляющий уважение к своей профессии и своему профессиональному сообществу, поддерживающий позитивный образ и престиж своей профессии в обществе. Экологическое воспитание Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде. Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе, содействующий сохранению и защите окружающей среды. Применяющий знания из общеобразовательных и профессиональных дисциплин для разумного, бережливого производства и природопользования, ресурсосбережения в быту, в профессиональной среде, общественном пространстве. Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, в том числе в рамках выбранной специальности, способствующий его приобретению другими людьми Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки и технологий для развития российского общества и обеспечения его безопасности. Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверности научной информации, в том числе в сфере профессиональной деятельности. Умеющий выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской и профессиональной деятельности 1.3.2 Вариативные целевые ориентиры Вариативные целевые ориентиры воспитания Вариативные целевые ориентиры воспитания обучающихся ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» Гражданское воспитание Сформирована личность гражданина и патриота малой Родины, с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Осуществляющий ответственную, осмысленную жизнь и деятельность в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Осознано соблюдающий и знающий нормы общественной жизни, законы, ее регулирующие. Осознано соблюдающий и знающий нравственные и правовые нормы, регулирующими жизнь отдельного человека и общества в целом. Проявляющий ответственность, уважение к другим и самому себе, чувство собственного достоинства. Патриотическое воспитание Воспитан в соответствии с правовыми и гражданскими нормами Российского общества. Сформированная личность, которая уважает свою страну, ее законы и культуру, но в то же время толерантно относится к национальным особенностям других народов. Осознанно относится к родному краю, его прошлому, настоящему и будущему. Сформировано гражданственное и национальное самосознание, с достойной реализацией собственной гражданской позиции. Сознающий свою сопричастность к знаниям об истории и культуре родного края и семьи. Духовно - нравственное воспитание Ориентирован на способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции. Понимающий и деятельно выражающий нравственность, с внутренней установкой личности поступать согласно своей совести и выполняющий моральные нормы. Обладающий сформированными основами морали, с позитивной нравственной самооценкой, самоуважением и жизненным оптимизмом. Обладающий сформированными способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. Понимающий и деятельно выражающий доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание других людей и сопереживание им. Эстетическое воспитание Проявляющий сформированность собственные навыки культурного поведения, самостоятельные представления о достойном поведении в обществе Ориентированный на способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах творческой деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Профессионально – трудовое воспитание Проявляющий осознанность в правильности выбранной специальности в соответствии с его склонностями и возможностями с выраженными способностями приносить пользу обществу. Осознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, показывающий бережное отношение к результатам своего и чужого труда, ответственное потребление ресурсов. Сформирован устойчивый профессиональный интереса к осознанию социальной значимости выбранной специальности. Экологическое воспитание Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм. Ценности научного познания Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений, выбранного направления профессионального образования и подготовки. Использующий современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. 2.1 Уклад ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» расположен в ГО Сухой Лог Свердловской области. Городской округ Сухой Лог расположен на юге Свердловской области в 110 км от областного центра - г. Екатеринбурга, граничит на севере с Артемовским городским округом и с Ирбитским муниципальным образованием, на востоке с Камышловским городским округом, на юге с городским округом Богданович, на западе с Асбестовским городским округом и городским округом Рефтинский. В городском округе Сухой Лог развито как промышленное, так и агропромышленное производство, торговля и бытовое обслуживание, транспорт, связь, социальная сфера и коммунальная инфраструктура. Важнейшие отрасли экономики: • производство строительных материалов: цемента, шифера, асбестоцементных труб; • производство огнеупорных материалов, вторичных цветных металлов; • сельское хозяйство. Ведущие (градообразующие) предприятия: ООО «СЛК Цемент», АО "Сухоложский огнеупорный завод", ООО «Сухоложский староцементный завод», АОР «НП Знамя», ООО «Форес», АО "Сухоложский литейно-механический завод», ООО «Сухоложский крановый завод». Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» является государственным образовательным учреждением, которое ведет подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена на базе основного общего и среднего общего образования. Учредителем ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» является Министерство образования и молодежной политики Свердловской области. ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» определяет объем и структуру подготовки специалистов в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности и с учётом потребностей ГО Сухой Лог. ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» реализует профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих, служащих, а также реализуются основные программы профессионального обучения. ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» обеспечивает получение престижных и востребованных специальностей сферы производства строительных материалов и промышленности, позволяющих выпускникам свободно конкурировать на рынке труда, эффективно реализуя полученные уровень квалификации, теоретические знания и практические умения. Потребителями образовательных услуг техникума являются не только граждане города Сухой Лог и района, а также города Екатеринбурга, Первоуральска, Качканара, Полевского, Асбестовского городского округа, городского округа Богданович, Камышловского городского округа, Сысертского городского округа, Артемовского городского округа, городского округа Рефтинский, городского округа Заречный, города Каменск –Уральского и других городов области. Техникум предоставляет широкий спектр образовательных программ среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного образования по востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям, ориентированным на развитие перспективных профессий в соответствии с тенденциями социально-экономического развития региона. На праве оперативного управления за техникумом закреплены 2 учебных корпуса, учебно – производственные мастерские, ОБК, общежитие, капитальные гаражные боксы, лаборатории, кабинеты общепрофессиональных дисциплин, кабинеты профессиональных дисциплин, компьютерные классы, актовый зал, 3 спортивных зала, спортивная площадка. Перечень и оснащение учебных кабинетов, учебных лабораторий и учебных мастерских соответствует требованиям ФГОС СПО. В учебном корпусе функционирует библиотека. В образовательном процессе используется современная техника: компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, принтеры, многофункциональных устройства, сканеры. Также имеется: система видеоконференции, комплекс охранного видеонаблюдения, интерактивные доски и др. Подготовку обучающихся в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» осуществляет высококвалифицированный педагогический коллектив. Образование преподавателей и мастеров производственного обучения соответствует профилю преподаваемых дисциплин, что положительно влияет на качестве подготовки обучающихся. Педагогический коллектив техникума ведет систематическую работу по улучшению качества подготовки специалистов, внедряет новые формы и методы обучения, уделяет большое внимание практической и профессиональной подготовке выпускников. Миссией ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности, востребованных на региональном рынке труда, готовых к постоянному профессиональному и личностному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными гражданскими качествами личности, в соответствии с запросами и потребностями социально – экономического развития ГО Сухой Лог, Свердловской области, РФ. В техникуме разработана система воспитательной работы, направленная на успешную социализацию и эффективную самореализацию обучающихся, способствующая повышению профессионального уровня и развитию личности обучающихся, развитию творческой активности, гражданской ответственности, укреплению здоровья. В техникуме ежегодно проводятся традиционные мероприятия составляющие основу воспитательной системы ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум»: День Здоровья, посвященный началу нового учебного года, мероприятия, посвященные Дню среднего профессионального образования, День первокурсника, День учителя, творческий конкурс «Зажги свою звезду», цикл мероприятий посвященных Дню защитника Отечества, Неделя национальных культур, День правовой помощи, конкурс творческих номеров, посвященный Дню Победы «Тебе, Победа, посвящаем!», торжественное награждение активистов Совета обучающихся, торжественное мероприятие для выпускников, торжественная церемония вручения дипломов. В техникуме еженедельно проводится торжественная церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации, исполнение Гимна Российской Федерации, проводятся классные часы «Разговоры о важном». В мае 2022 года открыт музей ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум», в котором созданы экспозиции, посвященные истории техникума, педагогам и ветеранам педагогического труда, выпускникам - участникам боевых действий. В музее представлены достижения образовательного учреждения в разные годы, информация об успехах техникума в настоящее время. В образовательном учреждении ежегодно проводится областной конкурс социальных проектов: «Выбираем курс на успех», в котором принимают участие учреждения СПО. В течение учебного года проводится Спартакиада техникума по 12 видам спорта. Сформированы сборные команды техникума по видам спорта. Обучающиеся техникума принимают участие во Всероссийских соревнованиях по футболу «Футбольная страна», Всероссийском дне бега «Кросс нации», Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России», команда техникума всегда самая массовая среди команд участников от образовательных учреждений, учреждений и организаций ГО Сухой Лог и ежегодно занимает призовые места. Обучающиеся техникума активно сдают нормы ВФСК ГТО, принимают участие во Всероссийском марафоне «Биатлон – в школу, Биатлон – в ГТО, Биатлон – в колледж». С 1 сентября 2022 года в техникуме действует студенческий спортивный клуб «Взлет», участники которого принимают участие в спортивных мероприятиях муниципального и областного уровня, где занимают призовые места. Организация участия обучающихся техникума в спортивных мероприятиях ГО и области проходит во взаимодействии с Управлением по культуре, молодежной политике и спорту Администрации городского округа Сухой Лог, Свердловского регионального отделения общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России». В техникуме создан Совет обучающихся, волонтерский отряд «Добрые сердца», работа которых отмечена Благодарственными письмами, грамотами Главы ГО Сухой Лог, благодарностью Общероссийского общественно – государственного движения «Движение первых», благодарностями от общественных организаций и учреждений ГО Сухой Лог. На базе Сухоложского многопрофильного техникума работают кружки и секции, создана студенческая газета «Наша газета». В феврале 2023 года в техникуме создан Медиацентр, который активно сотрудничает с городской газетой «Знамя победы», социальными партнерами, образовательными организациями и обеспечивает присутствие и продвижение учреждения в медиапространстве. ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» имеет свою символику, флаг. В техникуме осуществляется социально-педагогическое сопровождение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся с ОВЗ и инвалидов. Разработан комплекс мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений, экстремизма и терроризма, девиантного поведения, суицидального поведения, а также профилактики СПИД/ВИЧ - инфекции. В целях профилактики правонарушений среди обучающихся разработаны и реализуются следующие профилактические программы: -Программа по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних -Программа деятельности по профилактике дорожно – транспортного травматизма среди обучающихся ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» -Программа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних обучающихся ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» -Программа по профилактике ВИЧ - инфекции среди обучающихся ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» -Программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма». Для организации внеурочной деятельности и организации досуга обучающихся в техникуме организована работа объединений дополнительного образования. В городском округе и области техникум является профессиональной организацией, которая занимает активную социальную позицию, обучающиеся и педагоги техникума являются организаторами и участниками различных акций и мероприятий: патриотических, экологических, волонтерских, спортивных, а также олимпиад, конференций, конкурсов. Реализация воспитательной работы в техникуме проводится в активном взаимодействии с Администрацией ГО Сухой Лог, Управлением образования Администрации городского округа Сухой Лог, МАУК «Дворец культуры «Кристалл», МБУ «Сухоложская централизованная библиотечная система», отделением ГИБДД ОМВД России по г. Сухой Лог, ОДН ОМВД России по г. Сухой Лог, общественной организацией поддержки граждан в трудной жизненной ситуации «Умка», Сухоложским районным отделением Всероссийского добровольного пожарного общества, ГАУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Сухоложского района», МБУ по работе с молодежью "Городской молодежный центр", ГАУЗ СО «Сухоложская РБ», военным комиссариатом Богдановичского и Сухоложского районов Свердловской области, воинской частью 31612 , Управлением по культуре, молодежной политике и спорту Администрации ГО Сухой Лог, общественными организациями ГО Сухой Лог и области, деятельность которых непосредственно связана с воспитанием молодежи, развитием молодежного движения и поддержкой молодежных инициатив. Техникум активно развивает партнерские отношения с работодателями, учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями, субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями социальной сферы. Взаимодействие с социальными партнерами осуществляется на основе совместной деятельности и направлено на создание образовательной среды, направленной на формирование и развитие личности обучающихся. В ходе планирования воспитательной деятельности учитывается воспитательный потенциал участия студентов в мероприятиях, проектах, конкурсах, акциях, проводимых на уровне: Российской Федерации, в том числе: «Россия – страна возможностей» https://rsv.ru/; «Большая перемена»https://bolshayaperemena.online/; «Лидеры России» https://лидерыроссии.рф/; «Мы Вместе» (волонтерство) https://onf.ru; отраслевые конкурсы профессионального мастерства; движения «Абилимпикс»; мероприятия РДДМ «Движение Первых», субъектов Российской Федерации, а также отраслевые профессионально значимые события и праздники. 2.2 Воспитательные модули: виды, формы, содержание воспитательной деятельности Модуль «Образовательная деятельность» Реализация воспитательного потенциала предусматривает: - использование воспитательных возможностей содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей для формирования у обучающихся позитивного отношения к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений и т. п., отвечающих содержанию и задачам воспитания; - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на аудиторных занятиях объектов, явлений, событий и т. д., инициирование обсуждений, высказываний обучающимися своего мнения, выработки личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям; - использование учебных материалов (образовательного контента, художественных фильмов, литературных произведений и проч.), способствующих повышению статуса и престижа рабочих профессий, прославляющих трудовые достижения, повествующих о семейных трудовых династиях; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности при изучении учебных дисциплин и профессиональных модулей в форме индивидуальных и групповых проектов, исследовательских работ воспитательной направленности; - реализация курсов, дополнительных факультативных занятий исторического просвещения, патриотической, гражданской, экологической, научно-познавательной, краеведческой, историко-культурной, туристско-краеведческой, спортивнооздоровительной, художественно-эстетической, духовно-нравственной направленности, а также курсов, направленных на формирование готовности обучающихся к вступлению в брак и осознанному родительству; - организация и проведение экскурсий (в музеи, картинные галереи, технопарки, на предприятия и др.), экспедиций, походов. Модуль «Кураторство» Реализация воспитательного потенциала кураторства как особого вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает: - организацию социально-значимых совместных проектов, отвечающих потребностям обучающихся, дающих возможности для их самореализации, установления и укрепления доверительных отношений внутри учебной группы и между группой и куратором; - сплочение коллектива группы через игры и тренинги на командообразование, походы, экскурсии, празднования дней рождения, тематические вечера и т. п.; - организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об академических успехах и проблемах обучающихся, их положении в студенческой группе, о жизни группы в целом; помощь родителям и иным членам семьи во взаимодействии с педагогическим коллективом и администрацией; - работа со студентами, вступившими в ранние семейные отношения, проведение консультаций по вопросам этики и психологии семейной жизни, семейного права; - планирование, подготовку и проведение соревнований и т. д. с обучающимися. праздников, фестивалей, конкурсов, Модуль «Наставничество» Реализация воспитательного потенциала наставничества как универсальной технологии передачи опыта и знаний предусматривает: - разработку программы наставничества; - содействие осознанному выбору оптимальной образовательной траектории, в том числе для обучающихся с особыми потребностями (детей с ОВЗ, одаренных, обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации); - оказание психологической и профессиональной поддержки наставляемому в реализации им индивидуального маршрута и в жизненном самоопределении; - определение инструментов оценки эффективности мероприятий по адаптации и стажировке наставляемого; - привлечение к наставнической деятельности признанных авторитетных специалистов, имеющих большой профессиональный и жизненный опыт (сотрудников предприятий и организаций-партнеров). Модуль «Основные воспитательные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала основных предусматривает: воспитательных мероприятий - проведение общих для всей образовательной организации праздников, ежегодных творческих (театрализованных, музыкальных, литературных и т. п.) мероприятий, связанных с общероссийскими, региональными, местными праздниками, памятными датами; - проведение торжественных мероприятий, связанных с завершением образования, переходом на следующий курс, а также совместных мероприятий с организациямипартнерами, направленных на знакомство и приобщение к корпоративной культуре предприятия, организации; - разработку и реализацию обучающимися социальных, социально-профессиональных проектов, в том числе с участием социальных партнёров образовательной организации; - организацию тематических мероприятий, нацеленных на формирование уважительного отношения к противоположному полу, понимания любви как основы таких отношений и готовности к вступлению в брак (День матери, День семьи, любви и верности и т. д.). Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитании: - организация в доступных для обучающихся и посетителей местах музейно-выставочного пространства, содержащего экспозиции об истории и развитии образовательной организации с использованием исторических символов государства, региона, местности в разные периоды, о значимых исторических, культурных, природных, производственных объектах России, региона, местности; - размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов своей местности, региона, России; портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных деятелей, героев и защитников Отечества; - размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных) объектов природного и культурного наследия региона, местности, предметов традиционной культуры и быта; - организацию и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации (в начале учебной недели); - оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях общего пользования (холл первого этажа, рекреации и др.), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного профессионального, гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания; - размещение материалов, отражающих ценность труда как важнейшей нравственной категории, представляющих трудовые достижения в профессиональной области, прославляющих героев и ветеранов труда, выдающихся деятелей производственной сферы, имеющей отношение к образовательной организации, предметов-символов профессиональной сферы, размещение информационных справочных материалов о предприятиях профессиональной сферы, имеющих отношение к профилю образовательной организации; - размещение, поддержание, обновление на территории образовательной организации выставочных объектов, ассоциирующихся с профессиональными направлениями обучения; - - создание и обновление книжных выставок профессиональной литературы, пространства свободного книгообмена; - оборудование, оформление, поддержание и использование спортивных и игровых пространств, площадок, зон активного и спокойного отдыха; - совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация символики образовательной организации (флаг, гимн, эмблема, логотип и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественных ситуациях; - разработка и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности. Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся предусматривает: - организацию взаимодействия между родителями обучающихся и преподавателями, администрацией в области воспитания и профессиональной реализации студентов; - проведение родительских собраний по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания; - привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий воспитательной направленности. Модуль «Самоуправление» Реализация воспитательного потенциала самоуправления обучающихся в образовательной организации предусматривает: - организацию и деятельность в образовательной организации органов самоуправления обучающихся (совет обучающихся или др.); - представление органами самоуправления интересов обучающихся в процессе управления образовательной организацией, защита законных интересов, прав обучающихся; - участие представителей органов самоуправления обучающихся в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, в анализе воспитательной деятельности; -привлечение к деятельности студенческого самоуправления выпускников, работающих по профессии/специальности, добившихся успехов в профессиональной деятельности и личной жизни. Модуль «Профилактика и безопасность» Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды предусматривает: - организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в образовательной организации безопасной среды как условия успешной воспитательной деятельности; - вовлечение обучающихся в проекты, программы профилактической направленности, реализуемые в образовательной организации и в социокультурном окружении (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.); - сбор информации и регулярный мониторинг семей обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации, профилактическая работа с неблагополучными семьями; - организация психолого-педагогической поддержки обучающихся групп риска; - организацию работы по развитию у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению; - поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности. Модуль «Социальное партнёрство и участие работодателей» Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства образовательной организацией, в том числе во взаимодействии с предприятиями рынка труда, предусматривает: - участие представителей организаций-партнёров, предприятий (организаций) и работодателей, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных производственных практик и мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, ярмарки вакансий, государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и т. п.); - - участие представителей организаций-партнёров в проведении мастер-классов, аудиторных и внеаудиторных занятий, мероприятий профессиональной направленности; - проведение на базе организаций-партнёров отдельных аудиторных и внеаудиторных занятий, презентаций, лекций, акций воспитательной направленности; - проведение открытых дискуссионных площадок (студенческих, педагогических, родительских, совместных), куда приглашаются представители организаций-партнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся профессиональной сферы и рынка труда, жизни образовательной организации, реализующей программы СПО, муниципального образования, региона, страны; - реализация социальных проектов, разрабатываемых и реализуемых обучающимися и педагогами совместно с организациями-партнёрами (профессионально-трудовой, благотворительной, экологической, патриотической, духовно-нравственной и т. д. направленности), ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Модуль «Профессиональное развитие, адаптация и трудоустройство» Реализация воспитательного потенциала работы по профессиональному развитию, адаптации и трудоустройству в образовательной организации предусматривает: - участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах профессионального мастерства (в т. ч. международных), работе над профессиональными проектами различного уровня (регионального, всероссийского, международного) и др.; - циклы мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию своей карьеры, профессионального будущего (посещения центра содействия профессиональному трудоустройству выпускников, профессиональных выставок, ярмарок вакансий, дней открытых дверей на предприятиях, в организациях высшего образования и др.); - экскурсии (на предприятия, в организации), дающие углублённые представления о выбранной специальности и условиях работы; - организацию мероприятий, посвященных истории организаций/ предприятий-партнёров; встреч с представителями коллективов, с сотрудниками - стажистами, представителями трудовых династий, авторитетными специалистами, героями и ветеранами труда, представителями профессиональных династий; - использование обучающимися интернет - ресурсов, способствующих более глубокому изучению отраслевых технологий, способов и приёмов профессиональной деятельности, профессионального инструментария, актуального состояния профессиональной области; онлайн курсов по интересующим темам и направлениям профессионального образования; - консультирование обучающихся по вопросам построения ими профессиональной карьеры и планов на будущую жизнь с учётом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей; -проведение тренингов, нацеленных на формирование рефлексивной культуры, совершенствование умений в области анализа и оценки результатов деятельности. Дополнительный модуль «Студенческий спортивный клуб» Реализация воспитательного потенциала работы ССК предусматривает: - организацию и совершенствование проведения спортивно – массовых, физкультурно – оздоровительных и социально – значимых мероприятий в образовательной организации, пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся, создание условий по отбору и развитию талантов по направлению спорт, гармонизация физического и духовного воспитания; - объединение усилий членов ССК и всех заинтересованных лиц в развитии студенческого спорта и массовой физической культуры; -создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно – оздоровительной и спортивной работы в образовательной организации; -организация различных форм спортивной жизни среди обучающихся образовательной организации; -привлечение обучающихся образовательной организации к объединению на основе общности интересов в команды по различным видам спорта; -воспитание у обучающихся техникума устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом, формирование навыков здорового образа жизни; - развитие и укрепление связей со студенческими и молодежными спортивными организациями России и с международными студенческими спортивными организациями; -проведение работы по реабилитации обучающихся и сотрудников, имеющих отклонение в состоянии здоровья, привлечение их к участию и проведению массовых физкультурно – оздоровительных и спортивных мероприятий; - создание сети физкультурного актива во всех группах техникума; -содействие открытию спортивных секций по наиболее популярным видам спорта среди обучающихся; -агитационная работа в области физической культуры и спорта, информирование обучающихся о развитии спортивного волонтерского движения; - проведение спортивно – массовых, социально – значимых, физкультурно – оздоровительных мероприятий, соревнований среди обучающихся техникума и с обучающимися других клубов; -формирование и подготовка сборных команд по различным видам спорта, для участия в соревнованиях разного уровня; - создание условий для организации и проведения тестирования обучающихся, сдающих нормативы Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса ГТО; - осуществление работы по установлению и укреплению взаимодействия среди обучающихся образовательных организаций региона, России и зарубежных стран; -активное взаимодействие объединениями. с общественными организациями, молодежными Дополнительный модуль «Волонтерская деятельность» Реализация воспитательного потенциала волонтерской деятельности предусматривает: -развитие у обучающихся высоких нравственных качеств путём пропаганды идей добровольного труда на благо общества и привлечения обучающихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах); - поддержку студенческих инициатив; - содействие всестороннему развитию обучающихся, формированию у них активной жизненной позиции; - расширение сферы внеурочной деятельности обучающихся; -вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием конкретной помощи социально незащищенным слоям населения, охраной окружающей среды и др.; Основные направления волонтерской деятельности: -экологическое; -патриотическое; -духовно-нравственное; -досуговое; -спортивно-оздоровительное. Виды добровольческой деятельности: -Оказание помощи обучающимся, незащищённым слоям населения, охрана окружающей среды. -Разработка и реализация социальных проектов, мероприятий и акций. -Развитие проектов, направленных на пропаганду идей здорового образа жизни среди молодежи, профилактику курения, алкоголизма, употребления наркотиков. Пропаганда здорового образа жизни. -Социальный патронаж пожилых людей, помощь Центру социального обслуживания населения. -Участие в проектах, направленных на решение проблем местных сообществ. -Информирование населения, в том числе через средства массовой информации о деятельности волонтёрского движения. -Привлечение новых единомышленников к участию в профилактической работе. Дополнительный модуль «Студенческий медиацентр» Реализация воспитательного потенциала студенческого медиацентра предусматривает: - организацию своевременного, эффективного информационного освещения значимых событий техникума, формирование устойчивого позитивного имиджа образовательного учреждения; - повышение уровня медиактивности техникума в информационном пространстве; - организация системного подхода к информированию целевой аудитории о процессах, происходящих в техникуме; - формирование устойчивого позитивного имиджа техникума в медиапространстве; - создание условий для развития социальной, творческой активности студенческой молодежи в сфере журналистики, связей с общественностью и рекламы; - содействие в разработке и производстве информационной продукции техникума для развития имиджа и бренда образовательного учреждения; - повышение значимости и качества деятельности коллектива в области создания и распространения медиаконтента, печатной продукции (раздаточный материал, газета, настенная информационная продукция), публичных выступлений; - привлечение потребителей образовательных услуг; - создание единого коммуникативного пространства; -повышение активности сотрудников, обучающихся, возможность включить данную аудиторию в интерактивное взаимодействие. Предоставление возможности каждому реализовать желание и увидеть себя, результат своей деятельности в медиапространстве. - включение всех сотрудников, обучающихся к участию в событиях и решение проблем учреждения. Дополнительный модуль «Студенческий театр» Реализация воспитательного потенциала студенческого театра предусматривает: - развитие художественно - эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира, развитие творческих способностей обучающихся средствами театрального искусства; -развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельного мышления обучающихся; развитие коммуникативных навыков; развитие речевого аппарата; развитие навыков публичного выступления; -воспитание зрительской культуры; воспитание национальной гордости через знакомство с народными обычаями, обрядами; формирование навыков работы в коллективе; -формирование знаний, умений и навыков актерского мастерства; формирование знаний, умений и навыков по сценической речи; формирование навыков сценического действия; − формирование целостного представления об искусстве; − формирование навыков творческой деятельности; − формирование и расширение представления о понятиях общих и разных видов искусства; − формирование навыков и умении в области актерского мастерства; повышение уровня исполнительского мастерства. РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение Образовательный процесс в техникуме осуществляется квалифицированным педагогическим составом. Для реализации рабочей программы воспитания ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» укомплектован квалифицированными специалистами. № Наименование должностей Количество штатных единиц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Директор Заместитель директора по учебно – воспитательной работе Заместитель директора по учебно – методической работе Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Преподаватель Мастер производственного обучения Тьютор Куратор учебной группы Социальный педагог Педагог - психолог Педагог - организатор Воспитатель Преподаватель - организатор ОБЖ Руководитель физического воспитания Педагог дополнительного образования 1 1 1 1 25 20 3 27 2 1 1 2 1 1 2,5 Функционал работников регламентируется требованиями профессионального стандарта. Для реализации рабочей программы воспитания привлекаются как преподаватели и сотрудники техникума, так и иные лица, обеспечивающие прохождение производственной практики, подготовку и участие в чемпионатах «Профессионалы», движение «Абилимпикс», проведения демонстрационного экзамена, проведение мероприятий на условиях договоров гражданско-правового характера, а также родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. 3.2 Нормативно-методическое обеспечение Рабочая программа воспитания разрабатывается в соответствии с нормативноправовыми документами федеральных органов исполнительной власти в сфере образования, требованиями ФГОС СПО, с учетом сложившегося опыта воспитательной деятельности и имеющимися ресурсами в профессиональной образовательной организации и представлены следующими документами: 1. Устав ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 2. Порядок предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, по очной форме обучения за счет средств областного бюджета по образовательным программам среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 3. Положение о полном государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя обучающихся в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 4. Положение о службе медиации ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 5. Положение о стипендиальной комиссии ГАПОУ СО«Сухоложский многопрофильный техникум» 6. Положение о стипендиальном обеспечении в ГАПОУ СО«Сухоложский многопрофильный техникум» 7. Положениеопостановкеобучающихсянавнутреннийучетиснятиисвнутреннегоучё та в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 8. Порядок предоставления материальной помощи обучающимся ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 9. Положение о дополнительном образовании ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 10. Положение о поощрениях и дисциплинарных взысканиях, о порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся дисциплинарного взыскания в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 11. Положение о студенческом общежитии ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 12. Положение о деятельности Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 13. Положение о Совете обучающихся в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 14. Положение о музее государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» 15. Положение о социально-психологической службе государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» 16. Положение о стенде «НАША ГОРДОСТЬ» в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» 17. Положение о студенческой газете «НАША ГАЗЕТА» в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» 18. ПОРЯДОК предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям обучающихся в ГАПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум» 19. Положение о деятельности Медиацентра государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» 20. Положение о проведении Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум» 3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, — обучающиеся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, обучающиеся из семей мигрантов, билингвы и др.), одарённые, с отклоняющимся поведением — создаются особые условия: при организации работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями деятельность ориентирована на: —формирование личности с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания; —создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы классных руководителей, педагогов-психологов, социального педагога; —личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности, обучающихся с особыми образовательными потребностями. Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются: —налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для успешной социальной адаптации и интеграции в техникуме; —формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений; —построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося; —обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности, совершенствование системы кадрового обеспечения. Материально – техническое обеспечение. На праве оперативного управления за техникумом закреплены 2 учебных корпуса, учебно – производственные мастерские, ОБК, общежитие, капитальные гаражные боксы, лаборатории, кабинеты общепрофессиональных дисциплин, кабинеты профессиональных дисциплин, компьютерные классы, актовый зал, 3 спортивных зала, спортивная площадка. Вход в здание имеет навес, звонок при входе, наружный пандус. Перед входом в здание размещены информирующие тактильные таблички с указанием наименования учреждения, временем оказания услуг (приемных часов), также при входе в здание и на лестничных маршах внутри зданий обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом). Здания оснащены системами противопожарной сигнализации и световыми табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо. Перечень и оснащение учебных кабинетов, учебных лабораторий и учебных мастерских соответствует требованиям ФГОС СПО. В учебном корпусе функционирует библиотека. В образовательном процессе используется современная техника: компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, принтеры, многофункциональных устройства, сканеры. Также имеется: система видеоконференции, комплекс охранного видеонаблюдения, интерактивные доски. Информационное обеспечение воспитательной работы имеет в своей инфраструктуре объекты, обеспеченные средствами связи, компьютерной и мультимедийной техникой, интернет-ресурсами и специализированным оборудованием. Информационное обеспечение воспитательной работы направлено на: - информирование о возможностях для участия обучающихся в социально значимой деятельности; -информационную и методическую поддержку воспитательной работы; - планирование воспитательной работы и её ресурсного обеспечения; - мониторинг воспитательной работы; - дистанционное взаимодействие всех участников (обучающихся, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности); - дистанционное взаимодействие с другими организациями социальной сферы. Информационное обеспечение воспитательной работы включает: комплекс информационных ресурсов, в том числе цифровых, совокупность технологических и аппаратных средств (компьютеры, принтеры, сканеры и др.). В образовательном процессе используется современная техника: компьютеры, ноутбуки, мультимедийные проекторы, принтеры, многофункциональных устройства, сканеры. С целью информационного обеспечения воспитательной работы используется официальный сайт техникума http://smt-sl.ru и группа Вконтакте https://vk.com/studsovetsmt. В открытом электронном доступе для обучающихся техникума размещена электронная база учебной и справочной литературы электронно – библиотечной системы, которая представляет собой коллекцию электронных версий изданий (книг, журналов, статей и пр.), сгруппированных по тематическим и целевым признакам. Каталог изданий систематически пополняется новой актуальной литературой. 3.4 Система поощрения профессиональной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся В техникуме применяется следующие виды поощрений: — поощрение грамотой за успехи в учебной/внеучебной деятельности; — поощрение дипломом, грамотой, благодарственным письмом за призовые места в конкурсах, мероприятиях в техникуме и за его пределами; —поощрение благодарственным письмом родителей (законных представителей) обучающихся; — ходатайство о поощрении обучающегося в вышестоящие организации. Повышенная государственная академическая стипендия назначается обучающимся за достижения в учебной деятельности и регулируется Положением о стипендиальном обеспечении в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум». 3.5 Анализ воспитательного процесса Основные направления анализа воспитательного процесса: 1. Анализ условий воспитательной деятельности проводится по следующим позициям: -описание кадрового обеспечения воспитательной деятельности (наличие специалистов, прохождение курсов повышения квалификации); -наличие студенческих объединений, кружков и секций, которые могут посещать обучающиеся; -взаимодействие с социальными партнёрами по организации воспитательной деятельности (базами практик, учреждениями культуры, образовательными организациями и др.); -оформление предметно-пространственной среды образовательной организации. 2. Анализ состояния воспитательной деятельности проводится по следующим позициям: - проводимые в образовательной организации мероприятия и реализованные проекты; - степень вовлечённости обучающихся в проекты и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; - включённость обучающихся и преподавателей в деятельность различных объединений; - участие обучающихся в конкурсах (в том числе в конкурсах профессионального мастерства); - снижение негативных факторов в среде обучающихся (уменьшение числа обучающихся, состоящих на различных видах профилактического учета/контроля, снижение числа совершенных правонарушений; отсутствие суицидов среди обучающихся). Основными способами получения информации являются педагогическое наблюдение, анкетирование и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся по таким вопросам, как: какие проблемы, затруднения в профессиональном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год? какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему? какие новые проблемы, трудности появились? над чем предстоит работать педагогическому коллективу? и пр.. Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями и другими специалистами в области воспитания. Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом образовательного учреждения. Приложение 1 Календарный план воспитательной работы